§ 13. Техника владимирского шитья
Владимирское шитьё — это односторонняя гладь, стежки которой располагаются на лицевой стороне работы. Изнаночная сторона заполнена короткими стежками-переходами по контурным линиям рисунка. Из-за того, что нитка в основном располагается на лицевой стороне ткани, существует другое название глади — верхошов.
Цветы и круги вышивают длинными стежками, располагающимися между внешним и внутренним контурами рисунка строго радиально. Во внутренней части круга стежки ложатся плотнее, во внешней части гладь выглядит разреженной. Это достигается тем, что стежки-переходы на внутреннем контуре рисунка гораздо короче, чем на внешнем (рис. 9, а).
Листья вышивают стежками верхошва, укладывая их по обе стороны от центральной прожилки приблизительно под углом 45° к ней (рис. 9, б). Если лист большой и имеет внутреннюю область, её заполняют бархатным швом.
Рис. 9. Верхошов: а — заполнение цветка, 6 — заполнение листика
Большие круглые элементы вышивают гладью «вприкреп», перекрывая длинные стежки более короткими. В этом случае стежки-переходы выполняют не по контуру, а по радиусу внутрь круга (рис. 10).
Рис. 10. Гладь «вприкреп»
Большие детали в рисунке вышивают, разбивая их на несколько зон. Внешнюю часть обычно заполняют стежками красного цвета, а центральную — различными накладными сетками дополнительных цветов — синим, зелёным, жёлтым (см. рис. 5 и 11).
Рис. 11. Накладные сетки
Для выполнения накладной сетки нитки натягивают на одинаковом расстоянии параллельно друг другу сначала в горизонтальном, а затем в вертикальном направлении, закрепляя их по линии контура.
Чтобы нитки не сдвигались, места их пересечения закрепляют стежками, которые являются элементами украшения и могут быть вышиты в виде косого стежка, крестика, кустика.
Во владимирском шитье края вышитых рисунков оформляют «кисточкой» и другими декоративными швами, называемыми полосками (рис. 12). Полоски выполняют швом «вперёд иголку» в два приёма. На обратном ходу шва закрывают пропуски и одновременно делают «кисточки» из пяти стежков: вначале — средний стежок, затем — крайние и последними — промежуточные.
Рис. 12. Шов «кисточка»
Практическая работа № 11
Инструменты и материалы: льняная (неотбелённая) ткань натурального, белого или серого цвета, калька, копировальная бумага, простые карандаши, пяльцы.
Задание. Подготовить ткань для вышивания и выполнить вышивку в технике владимирского шитья.
- Отутюжьте ткань для вышивки.
- Обметайте или обработайте края липкой лентой, чтобы предохранить их от осыпания.
- Определите центр ткани, сложив её пополам по длине и ширине.
- Переведите на ткань рисунок «Ветка» (рис. 13).
Рис. 13. Ветка
- Середину цветка вышейте накладной сеткой нитками синего цвета с красными крестиками; лепестки — гладью «верхошов» нитками красного цвета; ягодку — гладью «вприкреп» нитками красного цвета; середину листика — бархатным швом; листик — гладью «верхошов» нитками синего цвета; стебелёк — стебельчатым швом.
Урок в 8 классе «Вышивка гладью», презентация «Вышивка гладью», инструкционная карта
план-конспект урока по технологии (8 класс) на тему
Урок в 8 классе «ВЫшивка гладью», презентация, инструкционная карта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_8_klasse_vyshivka_gladyu.docx | 24 КБ |
prezentatsiya_vyshivka_gladyu.ppt | 1017 КБ |
instruktsionnaya_karta.docx | 224.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по технологии
Тема занятия: « Вышивка гладью. Основные приемы вышивки »
Разработала: Николаева Н.Г., учитель технологии
школа-интернат №1 им. Грота
Тема : Вышивка гладью. Основные приемы вышивки.
Цель : учиться выполнять вышивку гладь.
— формировать знания о применении вышивки в жизни человека.
— формировать знания о многообразии ручных швов в вышивке гладь
— учить выполнению основных приемов вышивки.
— продолжать работу по коррекции и развитию правильной, фразовой речи, памяти, навыкам культуры труда,
-развивать мелкую моторику пальцев рук, координировать движения рук.
— воспитывать творческий интерес к работе,
-воспитывать интерес к предмету,
-воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность.
-формировать умение правильной организации рабочего пространства.
Оборудование: образцы вышитых изделий, образцы вышивки элементов, схемы рисунков, нитки для вышивки, ткань, пяльцы, литература.
Инструменты и материалы:
- ткань одного цвета,
- нитки для вышивки (мулине, полушерсть, шелк),
- иголки (с увеличенным ушком),
- ножницы (маленькие),
- копировальная бумага,
- карандаш ТМ,
- пяльцы,
- образцы вышивки, образцы швов,
- инструкционная карта.
2. мультимедийная установка.
1. презентация «Вышивка гладью»,
2. инструкционные карты с видами швов,
3. образцы вышивок гладью.
Девиз урока : глаза страшатся, а руки делают.
I. Организационный момент.
Приветствие. Сообщение темы урока. Проверка готовности к уроку
II. Повторение. На прошлом занятии мы познакомились с видами ручных швов, применяемых в вышивке «Гладь».
Давайте вспомним какие это швы? (стебельчатый, крестообразный «козлик»,
тамбурный, петельный, петля «вприкреп».
III. Сообщение познавательных сведений.
Вышивка – это вид декоративно-прикладного творчества. Вышивка может применяться для украшения интерьера, отделки швейных изделий.
Страсть к украшению себя и своей одежды, с целью выделиться чем-нибудь из окружающей среды, свойственна человеческой природе. Вышивание известно было в глубокой древности, колыбелью вышивки был Восток.
В старину в России каждая женщина занималась рукоделием. В деревнях украшали свой быт, одежду различными видами вышивки. Вышивали верхнюю одежду, рукавицы, пояс, обувь. Дом украшали вышитыми скатертями, кровати застилали простыней с нарядным краем, украшали иконы. С 8-9 лет крестьянские девочки под руководством матерей готовили себе приданое к свадьбе. Постепенно домашнее рукоделие перешло в ремесло, создавались мастерские, где можно было заказать вышитое изделие. Так вышивка разделилась на народное творчество и прикладное, которое было связано с дворянским обиходом. В дворянском быту вышивка тоже имела огромную роль, ее использовали для украшения интерьера (панно, постельные принадлежности, вышитые ковры и др.). Вышивкой украшали небольшие бытовые предметы и дополнения к одежде (сумочки, накидки, кисеты и др.).
Вышивкой занимались женщины всех слоев населения. В гостиных мещанских и светских домов можно было увидеть пяльцы с начатой работой. Во всех институтах, пансионатах и сиротских заведениях девочек обучали навыкам шитья, т.к. рукоделие было одним из обязательных предметов. Ученицы овладевали искусством вышивки настолько, что могли получать заказы на работу.
Вышивки очень разнообразны, по своей технике одна не похожа на другую. Они отличаются и узорами, и определенными сочетаниями цветов.
На нашем уроке мы рассмотрим один из видов вышивки, который называется «Гладьевая вышивка» или «Вышивка гладью».
— Что такое гладь?
Гладь – это вышивка, при выполнении которой узор заполняется стежками, плотно прилегающими друг к другу. Они образуют гладкую поверхность.
Шагает мастерица по шелку и по ситцу
Очень мал ее шажок, а зовется он … (стежек).
Существует несколько видов глади:
Задание : Вставьте пропущенные буквы в словарные слова:
выш…вка, ст…жки, одност…ронняя, к…сая гла…ь.
Внимательно рассмотрите образцы вышивки и проанализируйте данную вышивку. Учащиеся описывают вышивку (какой рисунок, какие стежки, какой цвет нити и т.д.). Чтобы начать выполнять гладьевые стежки ответьте на вопрос: с чего нужно начать работу по вышивке? (подготовить ткань, рисунок, инструменты). Какую нужно брать ткань? Какими инструментами вы будете пользоваться?
IV. Текущий инструктаж
Перед тем, как приступить к работе, необходимо правильно организовать рабочее пространство, подобрать ткань, нитки, инструменты, приспособления и материалы для перевода рисунка (калька с рисунком, копировальная бумага), выбрать рисунок для вышивки.
Для выполнения практической работы нужно повторить правила безопасной работы с инструментами. Давайте их вспомним:
1. ножницы должны лежать на столе с сомкнутыми лезвиями, кольцами к себе,
2. ножницы должны быть заточены со смыкающимися лезвиями,
3. без необходимости не перемещаться с ножницами по классу,
4. иголки должны находиться в игольнице,
5. иголки нельзя закалывать в одежду, брать в рот,
6. нельзя шить затупленной или ржавой иглой, шить с наперстком,
7. ножницы передавать кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.
Важное значение при выполнении вышивки имеет место следующее:
1. сидеть на всей поверхности стула, чтобы свет падал слева, расстояние от глаз до работы должно быть 25-30 см.
2. сидеть, не опираясь локтями на стол, слегка наклонившись вперед или опираясь на спинку стула.
V. Практическая работа
Как выполняется гладь. На выбранном элементе вышивки выполнить гладьевые стежки:
-двухсторонняя гладь. Заполнить внутреннюю часть элемента стежками, плотно прилегающими друг к другу. Направление стежков должно соответствовать естественному направлению линий (в соответствии с вариантом разукрашивания карандашом данного элемента). Стежки проходят как по лицевой стороне, так и по изнаночной;
-двухсторонняя гладь с настилом. На элементе прокладываются предварительные стежки более толстой нить, чтобы в дальнейшем получилась выпуклая гладь;
-смещенная гладь. Выполнение стежков рядами, когда стежки следующего ряда заходят на стежки предыдущего ряда;
-косая гладь. Стежки выполняются под углом к вертикали, применяется для мелких элементов.
Нитку в ткани нужно закреплять без узлов, прокладывая ее в ткани.
Учитель показывает приемы выполнения. Учащиеся выполняют работу на своих рисунках
Требования к качеству вышивки:
— на изнаночной стороне не должно быть узлов;
— ткань не должна быть стянута;
— контуры элементов должны быть четкими.
— в вышивке должна сочетаться цветовая гамма.
Физкультминутка. Выполнение упражнений по 1-2 минуты.
Упражнения для глаз:
1. открывать и закрывать глаза,
2. вращать глазами по часовой и против часовой стрелке, двигать вправо и влево,
3. прикрыть руками глаза, не надавливая на них,
Упражнения для шейно-воротниковой зоны:
1. поднимать плечи вверх-вниз,
2. вращать плечами вперед-назад,
3. растереть правой рукой левую часть воротниковой зоны, а левой – правую часть.
VI. Заключительная часть
Проверка выполнения работы. Выставление оценок. Лучшие работы. Рефлексия: что узнали нового, что понравилось на уроке, что было интересного, что больше запомнилось.
§ 18. Художественная гладь
Художественная гладь — это двусторонняя гладь с эффектом светотени. Плавный переход от одного цвета к другому достигается применением редкой глади — заполнением мотива стежками разной длины очень тонкими нитками для вышивания различных цветов. При этом сначала стежками разной длины нитью одного цвета заполняется часть формы, а затем нитью другого, близкого к исходному цвету тона заполняются промежутки, образованные стежками неодинаковой длины.
Стежки в вышивке ориентированы следующим образом: лепестки цветов — радиально к центру, листья — по направлению прожилок, лицо человека — по расположению лицевых мышц, животные — по росту шерсти. Для выбора цветового решения в мотиве можно пользоваться художественными открытками, картинами художников.
Лепестки начинают вышивать нитками светлого тона в одно сложение. Направление стежков делают к центру цветка, чередуя короткие и длинные стежки, чтобы между ними легче проложить стежки другого тона и для лучшего их слияния.
Второй ряд стежков (от края лепестка) надо выполнять редкой гладью нитками более тёмного тона, что создаёт видимость вогнутости лепестка к центру. Для большей глубины делают два-три стежка от центра самым тёмным тоном (рис. 31).
Рис. 31. Художественная гладь
Чтобы лепестки не казались плоскими, одну их сторону вышивают светлыми нитками, другую — более тёмными или же затемняют по краю. Это создаёт впечатление изогнутости лепестка. Отвернутую, тыльную, часть лепестка вышивают самыми светлыми нитками.
Не стоит все лепестки выполнять одинаково — такая работа выглядит однообразной. Лучше несколько лепестков вышить с преобладанием одного тона — самого светлого тёплого оттенка, а оставшуюся часть — более тёмным холодным оттенком.
Зубчатые листья при вышивке делят на две половины, по прожилке, и каждую начинают застилать гладью от верхушки листа наклонными стежками к середине (жилке), плавно переходя к основанию листа. Одну сторону можно вышить сначала светлой зеленью, добавляя постепенно к средней жилке тёмные тона, а другую — так, чтобы возле средней жилки был средний тон зелени. Получится лист с углублением по средней линии. При вышивке края листа светлой зеленью в некоторых местах доходят ею до средней жилки и получают выпуклую поверхность или наоборот — тёмным по светлому, чтобы получить углубление.
Практическая работа № 16
Материалы и инструменты: однотонная льняная ткань, цветные нитки мулине, игла, пяльцы, напёрсток.
Задание. Выполнить вышивку в технике художественной глади.
- Переведите на ткань изображение цветка шиповника (рис. 32).
- Вышейте лепесток и листик нитью в одно сложение, применяя не менее трёх тонов каждого цвета.
- Вышейте цветок шиповника нитью в одно сложение, применяя не менее трёх тонов каждого цвета. Серединку цветка выполните «узелками» двух тонов.
§ 19. Вышивание натюрморта
Натюрмортом художники называют картину с изображением крупным планом срезанных цветов и фруктов, битой дичи, рыбы и других неодушевлённых предметов. Натюрморт — это живописный жанр, но его можно вышить и на ткани.
Для вышивания натюрморта подбирают подходящую по фактуре и цвету ткань, которая должна служить фоном, подчёркивая вышивку, но не сливаясь с ней. Например, нельзя брать белый фон для вышивки белых ромашек. В то же время чёрный фон для них слишком контрастен. Лучше выбрать ткань светло-коричневого или серого цвета. Чтобы показать игру света и тени в предметах натюрморта, нужны тонкие нитки мулине или шёлка различных цветов и оттенков.
Листья (рис. 33) в натюрморте вышивают нитками различных оттенков: весеннюю зелень — нежными, светлыми тонами, осенние листья — красновато-жёлтыми, бурыми или тёмно-зелёными с синевой.
Рис. 33. Вышивание листьев: а — ленточных, б — зубчатых, фигурных и резных, в — круглых; 1 — самый светлый тон ниток, 2 — более тёмный, 3 — самый тёмный
Ленточные листья (рис. 33, а) выполняют художественной гладью, укладывая стежки вдоль листа. Выпуклые места вышивают более светлыми тонами, углубления — более тёмными, вливая один тон в другой без резких переходов, выделяя среднюю жилку листа светлым или тёмным тоном.
Зубчатые, фигурные и резные листья (рис. 33, б) при вышивке делят на две половинки по жилке и каждую часть застилают, начиная от верхушки листа, наклонными стежками к середине (жилке), плавно переходя к основанию листа.
Круглые листья (рис. 33, в) выполняют от края к центру, располагая стежки по радиусу.
Цветы имеют самую разнообразную форму. Даже в одном цветке лепестки могут быть разными по величине, форме и окраске. Любые лепестки выполняют стежками от края к центру цветка. На изгибах и отворотах направление стежков меняется соответственно форме изгиба лепестка. Направление жилок в живом цветке указывает направление стежков в вышивке.
Края лепестков вышивают с настилом. Для этого предварительно прокладывают по контуру лепестка два ряда прямых стежков и вышивают крупными гладевыми стежками по форме лепестка к центру цветка, согласуя тона ниток с природными тонами и освещением. Серединки цветов с мелкими тычинками выполняют «узелками» в одну нитку и один оборот, крупные тычинки — в несколько оборотов или швом «рококо». Пестик и коробочку вышивают одним из видов глади в зависимости от их формы.
Вначале выполняют весь рисунок вчерне (наброском). Не рекомендуется вышивать какую-либо деталь окончательно, потому что даже качественно выполненный цветок будет выглядеть плохо, если он не сочетается с другими деталями рисунка. Один из законов композиции — подчинение второстепенного главному. После того как наброском выполнен весь рисунок, надо снять работу с пялец, внимательно осмотреть её всю и каждую деталь рисунка отдельно, чтобы выявить все недоработки. Замеченные недостатки надо поправить. Это легко сделать, если вышивку выполнять стежками, не плотно прилегающими друг к другу. При этом есть возможность добавить стежки нужного (более тёмного или светлого) тона, чтобы не пропадали и не выпячивались отдельные детали рисунка. Лепестки, расположенные на композиции ближе, должны быть светлее, а дальние — темнее. В тех местах, где стебелёк проходит за цветком, нужно затемнить его нитками тёмно-зелёного или коричневого цвета — по законам световоздушной перспективы. Лепестки на этом тёмном стебельке будут казаться ещё светлее.
Новые слова и понятия
Натюрморт; листья ленточные, зубчатые, фигурные, резные, круглые; набросок.