Техника вышивки золотыми нитями, как научиться «драгоценному» шитью
Вышивка золотом золотыми нитями известна с древних времен. В наши дни она не утратила популярности, а завораживающие узоры продолжают украшать одежду и аксессуары.
Как называется вышивка золотыми нитками
Вышивка золотыми и серебряными нитями называется золотное шитье.
Первые упоминания о нем датируются вторым веком до нашей эры. На Руси искусство появилось позже. В старинных документах и летописях записи о золотном шитье появляются, начиная с 11 века.
Поначалу применялись тонкие проволоки из натурального металла, а работа выполнялась на дорогих тканях: бархате, парче, атласе, тафте. Стоимость изделий была высокой, а узоры украшали исключительно церковные принадлежности: образы, знамена, хоругви, иконостасы, наряды священнослужителей.
В 18-19 веках наступил пик популярности этого вида рукоделия. Драгоценные металлы начали заменяться более дешевыми волокнами, сделав цены доступнее. Золотистыми и серебряными узорами украшали сумочки, одежду, головные уборы зажиточных женщин и мужчин.
Сейчас этот вид рукоделия снова возрождается. Материалы стали доступнее, и заняться обучением может любой желающий.
Основные техники
Техника вышивки золотыми нитями отличается от глади или крестика. Существует несколько видов золотного шитья:
- Китайское шитье. Металлические волокна прикрепляются к основе с помощью маленьких стежков шелковыми нитями. В зависимости от задумки, последние могут быть в тон или контрастными.
- С настилом из шнурочка. Техника похожа на предыдущую. Различие состоит в подкладывании шнурочка для придания узору объема.
- Сквозное шитье гладью. Расшитый узор имеет одинаковые плоские стежки на лицевой и изнаночной сторонах изделия.
- Плоское шитье. Вышивка золотыми нитями на одежде и аксессуарах по этой технике требует использования настила. Стежки делаются вперед и назад. После этого нитка закрепляется рядом с подложкой.
- «Фантазия». Начинать обучение вышивке золотой нитью на мастер-классах рекомендуют с этого вида, так как он самый простой в исполнении. Узор украшается жемчугом, бисером, пайетками и другим декором, способным сделать готовую работу необычнее и скрыть возможные недостатки.
Вышивка золотой нитью для начинающих выглядит сложным и трудоемким процессом. Это действительно так, но результат стоит приложенных усилий.
Как научиться вышивать
Вышивать золотой нитью можно научиться на специальных мастер-классах. Инструкторы ознакомят с историей появления этого вида рукоделия, тонкостями выполнения работы своими руками и пошаговым руководством действий. В качестве примера такого Master Class можно вспомнить о «Вышивке от кутюр золотой нитью» Валентины Рожковой.
Существуют и онлайн-МК. Видео помогут самостоятельно освоить старинный вид творчества по урокам «От кутюр» Рожковой или других мастериц.
Схемы вышивки золотыми нитями можно найти в интернете. Для работы также понадобятся:
- тонкие нитки gold и silver под номерами 20, 30, 40;
- иглы;
- наперстки;
- ножницы;
- витейка;
- шило;
- пяльцы;
- калька.
Инструменты можно купить по-отдельности или заказать набор, включающий все необходимое для новичка, в том числе простые схемы с фото готовых работ.
Вот несколько мастер-классов по основным техникам.
Вышивка на подложке:
Вышивка по настилу:
Обучаться золотному шитью лучше на плотной хлопковой ткани. Позже можно будет показать свое мастерство на украшении сумок, одежды.
Драгоценная вышивка — золотное шитьё
Золотое, или золотное, шитьё — это известная с древности техника ручной вышивки. Первые упоминания о нём относятся ко II веку н. э. Считается, что возникло оно в Пергамском царстве (северо-запад Малой Азии) и оттуда попало к римлянам. На Руси о золотом шитье упоминают, начиная с с ХI века.
Изначально вышивка действительно выполнялась золотом и серебром и называлась золотым шитьём. Теперь на смену драгоценным металлам пришли специальные металлизированные нитки, шнуры, шёлк, и вышивка стала называться золотным шитьём.
Металл для золотого шитья выделывали в тоненькую проволоку, этой проволокой по спирали обвивали льняные или шёлковые нити, либо шили прямо так. Металлическая нить очень хрупкая, протягивать её через ткань не просто, поэтому часто её просто выкладывали на лицевой стороне и прихватывали шёлком либо в тон, либо контрастной расцветки. Получались необыкновенной красоты переливающиеся картины.
Вышивали на дорогой плотной ткани. Это могли быть тафта, атлас, бархат, парча. Делалась такая вышивка также на замше и коже. Использовались жемчуг и драгоценные камни. Изделия получались очень дорогими. Те старинные работы, что сохранились до наших дней — это прежде всего различные церковные предметы, иконы, хоругви.
Сейчас золотное шитье стало светским видом рукоделия. Им украшают одежду, аксессуары, создают с его помощью картины. Хотя большинство золотошвейных мастерских находятся по-прежнему при монастырях.
Теперь используются металлизированные нити фабричного производства, они уже не такие хрупкие. Но техника вышивки осталась прежней. Основная нить выкладывается по узору и прихватывается вспомогательной нитью. Узор может быть объёмным. Для этого под металлизированную нить делают подложку из картона, кожи или сукна. Украшается вышивка жемчугом, бисером, стеклярусом, стразами и пайетками.
Работа золотошвеек в прежние времена ценилась очень дорого. Это своего рода искусство, требующее большого внимания и аккуратности. В наши дни золотное шитьё — один из самых сложных видов рукоделия. Существуют даже специальные обучающие курсы. Но освоить азы этого мастерства можно и самостоятельно. Всё в наших руках!
Особенности работы с блестящими тканями и нитями. 50 узоров для вышивки
В заметке более 25 техник вышивки, а также 14-ть особенностей работы со сложными материалами и тканями. Подборка из 50-ти фотографий с узорами: вышивка бисером, жемчугом, золотой тесьмой, атласными лентами, шитьё золотом и серебром, пара примеров плетения макраме. Техники от древних русских и зарубежных до современных. В основном, приведены примеры вышивки ручной работы на церковных тканях, православная церковь.
Особенности работы с блестящими (церковными, дорогими, сложными) тканями и нитями
Так уж вышло, что всё моё детство глубоко связано с бабушкиной вышивкой, бесконечным шитьём, и таким негромким звуком за стенкой — постукиванием строчащей швейной машинки. Много лет проработав при церкви послушницей, профессиональной мастерицей, она приносила домой всевозможные церковные одежды, закупала ткани для их пошива. Стирала, проклеивала, шила и перешивала одеяние для батюшек, будничное и праздничное. Бережно раскладывая предметы одежды на покрытом тканью большом столе посреди комнаты, снимала мерки и делала выкройки. Часто звала меня помочь вдеть вылетающую нитку в машинную иголку, и рассказывала что-нибудь интересное о своих работах.
Я хорошо помню её старенькие морщинистые руки, трепетно перебирающие большие металлические ажурные бусинки-бубенцы и золотистые ленты. И, конечно, эти её незнакомые, непонятные мне, и сложно выговариваемые слова: «одеяние», «пОручи», «. всё должно быть в крестиках» (материал для церкви), «короб», «мавикен» (манекен) — соседский мальчик, на котором примерялась одежда. И ещё очень много было их, таких древних, старинных 🙂
1. Основная работа велась в светлое время суток, но часто и по ночам до самого рассвета. Возможно ещё и потому, что для некоторых вещей было важно, как будет смотреться результат при том и другом освещении.
2. Распарывала строчку за строчкой, буквально по стежку, очень аккуратно: специальным инструментом похожим на шило, с приплюснутым заточенным под нож концом. «Бритвой нельзя, случайно пальцы порежешь пятно посадишь, или ткань полоснёшь. на видном месте».
3. Были самые разные инструменты в коробочке: палочка с зубчатым колёсиком для отметки дырочек, подушечка для смачивания пальцев, позднее появился нитковдеватель в иголку. Крючки разных размеров, пинцет.
4. Потом пришивала новую ткань взамен износившейся старой, на прежнее место — иголкой или на машинке, дырочка к дырочке. И также бусинки или золотую тесьму.
5. Всё делалось под большой увеличительной лупой, чтобы хорошо видеть куда колоть иглой.
6. С направленным лучом жёлтого света от настольной лампы накаливания и общим освещением комнаты (горело по 3-4 лампы на примерке и сметке).
7. На кухне в большом тазу варился клей («клейстер»). В составе крахмал и мука, по рецепту. Купала в нём жёсткую серую рогожку «дерюжку». Из неё шили многослойный каркас для одеяний, который затем одевался на плечи. Поверх серого каркаса натягивают белую хлопковую ткань-чехол, чтобы не посадить зацепки на верхний материал, и к телу мягче, а затем вручную и частично на машинке пришивают части атласной/блестящей/вышитой одежды, на очень тонкой хлопковой подкладке. Высохнув, детали короба, сшитые вместе, держали форму очень прочно, но при этом немного гнулись.
8. Материалы церковные с её слов были очень дорогие и очень красивые. Некоторые тяжёлые, например, старинная золотая парча, бархат или атлас, вышитые бисером, с пришитыми «на жиульку» аппликациями — объёмными элементами из золотых бусинок. Их крепко не пришивали, чтобы можно было аккуратно отпороть, как конструктор. И даже совсем старинные, на серой рыхлой основе: что-то похожее на гобелен или бархат, или плюш.
9. А иные, современные, почти невесомые и полупрозрачные (золотистая и серебряная ткань) для внешней отделки, «на ленточки». Их практически все нельзя распарывать при работе, так как на лицевой стороне оставались заметные следы от иголки — необходима ювелирная точность и аккуратность, чистые руки. Особенно на тонких тканях.
10. И в основном при примерке вся эта красота была или очень тяжёлая, или очень колючая!
11. А, ещё электризуется хорошо (шёлковые, блестящие атласные ткани, полиэстр). Без антистатика никак.
12. И скользит (атлас, шёлк, полиэстр, искусственный тонкий бархат). Материал: части выкройки оборачивались бумагой, скреплялся через кальку, места прокола очень осторожно, чтобы не потянуть нитку. Или деревянными прищепками. В шкафу было много плечиков, обёрнутых бархатистой, хлопковой тканью.
13. Для отметок применялось мыло — обмылки, оно вроде как помягче, чем мел, не царапает тончайший материал и меньше оставляет следов. Но пользовалась тем и другим. Пробовать нужно, конечно. Мылом по ткани, и нитку протянуть через него, «чтобы не сжикалась» (не образовывались узелки). Натёртая мелом нить — для отметки линии на тонкой ткани, чтобы мелом не скрезти. Натянуть концы, приложить, щелчок, и готово — ровная линия, мел отпечатался.
14. Перед прокладыванием строчки на лицевой стороне всегда делались пробные стежки — проверить как шьёт машинка, не тянет ли нитку — на обрезках той ткани, с которой работать. На уровне рефлекса привычка, как английские иголки всегда под рукой, или в платке 🙂
Примеры техник
Поскольку речь сегодня зашла о вышивке, предлагаю вашему вниманию эти техники. Фотографии выбирала по принципу: наилучшим образом передают основу метода, хорошо передан узор. Но потом добавила и те, что похуже качеством, но на мой взгляд интересные, и также заслуживают внимания. Как знать, возможно кого-то из вас именно они больше всего вдохновят на новые работы, и откроют свои тайны. Некоторые фото даны без названия. Заметила ещё, на нескольких фото особенность: материал и первый слой вышивки идёт старинный, а сверху наложение более нового слоя, из новых материалов (например, пайетки), то есть современная реконструкция узора, например на месте утраченного или повреждённого.
Шёлковая, золотая нить. Виноградная лоза.
Плат вышитый. Золотая нить.
Венчальные иконы, вышивка бисером.
Вышивка паетками, бисером.
Ручная вышивка. Золотой шнур, жемчуг.
Пасхальное яйцо ручной работы.
Объёмная вышивка бисером, жемчугом.
Вышивка бисером, жемчугом, золотой сутаж, золотой шнур (по подложенной основе бумажному рисунку).
Современная грузинская вышивка.
Западная литургическая вышивка.
Яичная скорлупа с вышитыми цветами.
Покровцы белые вышитые. Виноградная лоза.
Вышивка золотой и серебряной нитью.
Ручная вышивка золотное шитьё, древние техники.
.Поручи. Вышивка бисером.
Венчальный набор. Вышивка, кружево, бахрома золотистая.
Испанская религиозная вышивка.
Вышивка лилии на крестильных комплектах, машинная и ручная.
Традиционное лицевое шитьё.
Внутреннее убранство храма.
Вышивка на двух слоях ткани, лён, сверху шёлк.
Вышивка шёлком по бархату, аппликация, нить-стразы, жемчуг.
Сажение жемчугом по бели, старинная техника.
Шитые золотом византийские ткани паволоки.
Вышивка серебряной нитью, бисером, окантовка серебряная бахрома.
Старинная английская вышивка бисером.
Рождественский вертеп. Вышивка пайетками, жемчуг, кристаллы (драгоценные камни).
Вышивка жемчугом, бисером, золотой шнур, золотая бахрома.
Вышивка по шёлку.
Вышивка бисером, шёлковыми лентами в технике канзаши.
Вышивка по шёлку и бархату.
Вышивка хрустальными бусинами.
Панно. Вышивка тканью, пэчворк, бисером, кружево, лоскутное шитьё (смешанная техника).
Изделия в технике макраме.
На сегодня всё 🙂 Благодарю за внимание. Желающим дополнить заметку в рамках данной темы, поделиться интересными деталями из личного опыта, оставьте комментарий ниже.
Составляла подборку материалов больше для души. В сложные времена эти навыки с курсов послевоенных лет по кройке шитью помогали семье не остаться без денег — у хорошего мастера работа будет всегда! Кризис, не кризис. К бабушке заказчики приезжали из соседних городов и дальних областей. Ещё многолетний опыт, конечно, и редкая профессия, узкое направление.
Если рассматривать материал заметки именно как техники вышивки, и работы с тканями, то вполне применимо в области реставрации, например, предметов старины. как направление для бизнеса хэндмейд. Для частной мастерской по вышивке, пошиву таких специализированных изделий, украшений в стиле. Но решать, конечно, вам.