Занятие по рукоделию «Знакомство с вышивкой»
Надежда Шипилова
Занятие по рукоделию «Знакомство с вышивкой»
Цель: продолжать знакомить детей с определёнными видами занятий, присущими только женщинам.
Задачи: познакомить детей с русской народной вышивкой, традицией совместного труда рукодельниц на посиделках; воспитывать уважение к труду, мастерству; бережное отношение к подлинным предметам, рукоделиям; учить украшать полотенце узорами, характерными для нашего края; продолжать разучивать музыкальный и игровой фольклор к инсценировке «Посиделки»; закреплять уважительные, вежливые, целомудренные отношения между мальчиками и девочками.
Словарная работа: Рукоделие, рукодельница, мастерица, вышивка, пяльцы, посиделки.
Предварительная работа: Заучивание стихотворения «На хуторе нашем вишневом».
Рассматривание узоров полотенец.
Оборудование: Иллюстрации; короб с принадлежностями для рукоделия; изделия с вышивкой: платочки, салфетка, детская рубашка, полотенца, наволочки; дидактическая игра.
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим внутреннее убранство нашей хаты. (Дети обходят комнату). Что мы здесь видим? (кровать, стол, лавка).
Ребята, мы с вами уже много говорили о том, как жили в старину, как отдыхали, как трудились. Скажите, а чем зимой занимались женщины?
Дети: Они вышивали, вязали, шили.
Воспитатель: Зимними вечерами люди занимались рукоделием, вязали, ткали, мастерили игрушки. А почему все это они делали зимой?
Дети: Потому, что летом, весной и осенью у них было много другой работы. Люди трудились в поле, огороде, они сажали, убирали урожай, хлеб, это занимало все их время. А зимой они такой работы не делали.
Воспитатель: А вот сундук. Как вы думаете, что в нем находится? Что может храниться в этом сундуке? (ответы детей).
Воспитатель: Что нам думать и гадать, давайте мы его откроем. (Дети пробуют открыть).
Воспитатель: Ой, чего здесь только нет!
Воспитатель: Послушайте стихотворение поэта Варавва «На хуторе нашем вишневом».
На хуторе нашем вишневом,
У чистой Криничной воды
Девчата справляют обновы,
К заре поднимают цветы.
И те стеновые цветочки,
Как щедрого молва,
Шитьем украшают сорочки,
Подолы, рубах рукава.
Воспитатель достает из сундука рубашку.
Воспитатель: Посмотрите, какая красивая рубашка! Она сшита из тонкой ткани. Цветы на ней не нарисованы, они вышиты цветными нитками. А узор на блузке обозначает плодородие земли (цветы). Очень многие женщины умеют вышивать, а в старину долгими вечерами русские женщины, девушки занимались этим рукоделием.
Воспитатель: Что означает слово «рукоделие»? (ответы детей). Правильно, рукоделие — значит руками делается. Вышивать учили девочек. У казаков было много мастериц.
В прошлые времена девушки собирались в каком-нибудь доме, чтобы не скучно было заниматься рукоделием. На огонек к ним заглядывали парни. Отложив на время работу, устраивали пляски, игры, запевали песни. Казачки очень любили наряжаться на праздники.
Воспитатель обращает внимание детей на мастерство, красоту изделия, предлагая полюбоваться вышивкой и самим назвать, что вышила мастерица и какого цвета нитки она использовала. Казачки надевали рубашку, платок, юбку, бусы и были очень красивыми.
Русская народная песня «У крестьянина дочь всему выучена»
Очень любили они кудесничать. Но днем они были заняты, а вечером в хатах было темно. Не было электричества, а горела вот такая лампа (дети рассматривают лампу).
Воспитатель: Из чего сделана лампа? (Лампа сделана из металла). Правильно, она металлическая. В нее наливают керосин. Зажигают фитиль и надевают стеклянную колбу.
Воспитатель: А теперь посмотрим, что тут еще в сундуке? (Показываю скатерть, рушник).
Посмотрите, какая красивая вышитая скатерть, а каково её старинное название?
Дети: Настольник, её клали на стол.
Воспитатель:А сейчас послушайте загадку:
На стене висит, болтается,
Всяк за него хватается.
Воспитатель: А как у нас раньше называли полотенце? (Показываю рушник, даю полюбоваться вышивкой).
Воспитатель: Какие узоры вышивали на рушниках рукодельницы?
Дети: Они вышивали птиц, цветы, животных. Они вышивали то, что видели в природе рядом с собой.
Воспитатель: Какие цвета они использовали?
Дети: Красный, зеленый.
Воспитатель: Вышитыми рушниками украшали хату, а самый красивый вешали в красный угол, туда, где висела икона. А ещё с наступлением весны девушки выходили с рушниками на улицу встречать весну. Это старинный обряд. Женщины же пекли «жаворонков» или «пташек», которых раздавали детям. Дети ели эти угощения, радовались приходу весны, играли в игры. Вот и мы сейчас тоже с вами поиграем (дети возвращаются в группу).
Играющие выбирают двух водящих. Один – «челнок», другой – «ткач». Остальные дети встают парами, образуя круг. Пары берут друг друга за руки и делают «ворота». «Челнок» встает у первой пары, а «ткач» – у второй. «Челнок» по сигналу начинает бегать змейкой, не пропуская ни одни ворота, а «ткач» его догоняет. Если «ткач» догонит «челнок» прежде, чем он добежит до конца круга, то он становится «челноком», а «ткач» выбирается из других играющих.
1. С каким рукоделием мы сегодня познакомились?
2. Как вы думаете, для чего нужна вышивка?
3. Какая вышивка вам понравилась больше?
Дидактическая игра. «Сложи узор»
Воспитатель: Дети, а сейчас давайте украсим полотенце узорами. Посмотрите на рисунки вот на этих полотенцах и постарайтесь украсить свое, сделать его ярким и красивым. Каким узором ты украсишь свое полотенце, Саша? … (крестик, цветы, листья).
Дети рисуют, украшают полотенца (звучит фонограмма).
Воспитатель: Сегодня наше путешествие в прошлое заканчивается. А завтра вы отправитесь в гости к своим бабушкам, прабабушкам. У них дома вы непременно отыщите какой-нибудь предмет старины, и не важно, что это – вышитое полотенце или глиняный горшок, старинная семейная фотография или книга. Главное – это ваша история, история вашей семьи. Это ваше прошлое, пускай любая мелочь, будет драгоценностью. И одна старая бусинка, один листок из пожелтевшей от времени книги раскроют перед вами свои сокровища. И будем помнить. Многие из нас потомки тех самых сильных и талантливых казаков, создавших своим упорным трудом славную землю.
(Звучит р. н. м. Дети выходят из зала).
Мастер-класс по рукоделию «Мастер-класс по рукоделию». Игра для развития осязательного восприятия и для развития мелкой моторики. «Мастер-класс по рукоделию» Тема:.
Итоговое занятие «Знакомство с термометром» 2 мл. группа Конспект образовательной деятельности ФИО работника дошкольного образования Гулакова Эльвира Витальевна Место работы (наименование дошкольного.
Каплеграфия. «Знакомство с Кляксой». Занятие 2. Каплеграфия. «Знакомство с Кляксой» Цель: -Научить работать в коллективе; -развивать координацию рук, мелкую моторику рук, творческое воображение;.
Картины алмазной вышивкой Уважаемые маамовцы! Я рада встрече с Вами и хочу поделиться радостью, которая не давала мне покоя много месяцев. Я купила большую картину,.
Мастер-класс по чувашскому народному рукоделию Вышивки чувашской красотою Восхищается страна не зря. А с какой любовью, теплотою Свет и радость нам несет она! Татьяна Шшмелева Чувашский.
Мастер-класс по рукоделию «Плетение шнурка» «Мастер-класс по рукоделию» «Плетение шнурка» Автор Лисютина Надежда Владимировна, воспитатель, ГБДОУ д/с № 84, г. Санкт-Петербург. Мастер-класс.
Мастер-класс по рукоделию «Букет нежных подснежников из одноразовых ложек» Мастер – класс по рукоделию «Букет нежных подснежников» Многие из нас, наверное, любуются и восхищаются красотой первых весенних цветов.
Мастер-класс по рукоделию. Корзинка из джутового шпагата «Весеннее вдохновение» Поделка сделанная из натуральных материалов, станет достойным украшением домашнего интерьера, как на даче так и в городской квартире, ну.
Мастер-класс по рукоделию в технике поролонопластики «Маски для утренников» Мастер – класс рассчитан на школьников, их родителей и педагогов, а также для всех творческих людей. Назначение: для игры, театрализованных.
Конспект занятия «Вышивка» в подготовительной группе
Галина Сергеева Криворотова
Конспект занятия «Вышивка» в подготовительной группе
Галина Сергеева (Криворотова) конспект занятия в подготовительной группе «Вышивка»
«Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение » Детский сад № 28 » города Челябинска»
Составил : Воспитатель первой квалификационной категории Криворотова Галина Владимировна
Тема:» Вышивка«
Данный мастер – класс рассчитан для детей 5-7 лет, для педагогов ДОУ.
Цель: приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре, развитие художественно — творческих способностей ребенка посредством вышивки.
*формировать у детей представление о технике вышивания крестиком.
*Обучать основным приемам вышивки (подготовка ткани, вдевание нити в иглу, закрепление нити на ткани, технике выполнения шва шов назад иголка; безопасным приемам работы с материалами и инструментами по вышивке).
*Развивать навыки ручной умелости, внимание, интерес к русскому народному творчеству.
*Воспитывать усидчивость, трудолюбие, самостоятельность, желание сделать близким людям приятное – подарить подарок маме на 8 марта.
1.Материалы: пяльцы, нитки мулине (для вышивания используем в 4 сложения, иглы с широким ушком, ножницы,игольницу на каждого ребенка, ткань – плотное вафельное полотно с квадратными клетками.
1. Рукоделие, рукодельница, мастерица, вышивка, пяльцы, посиделки., мулине, канва, схема.
2. Иллюстрации, корзинка с принадлежностями для рукоделия, изделия с вышивкой: платочки, полотенца, наволочки, дидактическая игра.
Интеграция образовательной деятельности: «Коммуникация»,
Ход занятия:
— Ребята сегодня вас в русской избе встречает бабушка (звучит русская народная мелодия, воспитатель надевает шаль, берет в руки корзинку с рукоделиями).
— Милости просим, детушки! Рассаживайтесь поудобнее и слушайте повнимательней.
— Посмотрите, ребята, вокруг. Видите, какие красивые вещи здесь разложены? Как вы думаете, кто их выполнил? Настоящие мастерицы! Знаете, как называются эти работы? (вышивки).
Вышивка – один из древнейших видов народного творчества. Издавна человек передавал красоту природы, свои ощущения и переживания условными знаками узорными мотивами (прямыми волнистыми линиями, крестами, квадратами, треугольниками, ромбами, кругами). Наши предки изображали явления природы условно. Знаками изображали землю, солнце, воду, птиц, растения, животных, человека. Таких символов-знаков было много, их размещали на одежде, веря в то, что они предохранят человека от разных неприятностей и принесут в дом счастье. Они располагались на вороте рубахи, подоле, оплечье, груди. На полотенцах и скатертях вышивки размещались на концах, с обеих сторон; на простынях – по нижнему краю; на платках – по всем четырем сторонам. Часто в орнаментах изображали птиц и зверей. Лебедь олицетворял собой юную прекрасную девушку, невесту – это символ верности; уточка, курочка – символ трудолюбия хозяйки дома, символ плодородия; голубь – символ супружеской верности и счастливой семьи; пава – символ счастливой любви; конь с всадником – символ мужества, знак Солнца. Женская фигура была символом плодородия земли и всего живого, птицы на ее руках символизировали подвластные ей стихии. Мужская фигура олицетворяла мужское божество – символ рода.
По древним русским обычаям праздничный костюм и предметы убранства крестьянского жилища украшались вышивкой. Для выполнения вышивкитребовались несложные приспособления: ткани, нитки, пяльцы имелись в каждой семье. Домашней вышивкой в основном занимались женщины. Вышивать в семье учили с 5-6-летнего возраста. Русская народная вышивка очень разнообразна, но, несмотря на различие приемов исполнения, и характерных особенностей орнамента каждого края, ее можно условно разбить на три большие группы: народная вышивка русского Севера, юга России и центральных районов России.
Основным элементом всякой вышивки является стежок. Стежок – это часть рабочей нитки, расположенной на ткани между двумя проколами иглы. Шов – ряд повторяющихся стежков. В вышивкеиспользуются следующие швы: шов вперед иголку, шов-шнурок, шов за иголку, стебельчатый шов, тамбурный, козлик, крестик и т. д.».
Дидактическая игра «Волшебный сундучок»
У меня на столе – красивый сундучок, украшенный орнаментом узоров вышивки, давайте посмотрим, что в нем?
Воспитатель достает вышитые изделия (старинная вышивка).
Воспитатель спрашивает детей: «Каким цветом вышиты все эти изделия?» «Красным и черным»,- отвечают дети. Воспитатель объясняет,что это не случайно: красный цвет- цвет огня, солнца, а черный — цвет земли.
Без солнышка, без света его, без тепла не могут жить ни люди, ни животные, ни растения. Земля — наш дом и наша кормилица.
Крест, ромб, круг, квадрат — символы солнца. Волнистая линия — вода, линия дождя (без воды не могут жить ни растения, ни животные, ни люди). Еще эту линию называют линией жизни. Пошла вверх линия — все хорошо, урожай богатый, все сыты, в мире живут, вниз линия пошла — голод, война или какие-то беды. Так все меняется в жизни.
Ткань для вышивки натягивают на пяльцы (достаёт из сундучка пяльцы). Вышивают иголкой (достаёт из сундучка иголку).
Вышивают специальными нитками – мулине.
Маленького роста я,
Тонкая и острая.
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу.
Два кольца, два конца, а посередине гвоздик.
Одноглазая старушка узоры вышивает.
Ныряла, ныряла, да хвост потеряла.
(Иголка с ниткой)
— Чтобы ниточка не выдергивалась из иголки, на ее конце надо сделать узелок. Давайте поиграем с ниточкой и узелком.
— Чтобы ниточка с иголкой работали дружно нужно составить узор. Посмотрите, на всех вышитых вещах сначала рисовали узор, а потом мастерицы работали иголкой с ниткой.
Упражнение: «Составление орнамента из разноцветных кружков на полоске бумаги».
Да, ребята, про рукодельниц и мастериц говорят, что у них золотые руки.
Какое наслаждение для души.
Когда в тиши сижу за рукоделием.
Давно уж за полночь.
И сон стоит за дверью.
Над пяльцами склонясь сижу.
С атласной канителью.
Цветы все ярче расцветают.
Пускай таких в природе нет.
Шелковой нитью вышиваю
— Вот и закончились наши посиделки. Что сегодня нового вы узнали?
Дополнительная общеобразовательная программа «Вышивка шелковыми лентами» Пояснительная записка Программа «Вышивка шелковыми лентами» предназначена для занятий по рукоделию для воспитанников детского дома и учитывает.
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Старинная чувашская вышивка. Масмак» Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по образовательной области Познавательное развитие Программное содержание:.
Конспект занятия в подготовительной группе «Коренные жители Кузбасса» по краеведению в подготовительной группе Конспект занятия в подготовительной группе «Коренные жители Кузбасса» (краеведение) Цель: Расширять представления детей о коренных жителях.
Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы» для детей подготовительной группы Цель: Закрепить у детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом. Формировать и закреплять знания о зимующих.
Мастер-класс для детей подготовительной группы «Символ Года». Вышивка крестиком Мастер-класс для детей подготовительной группы «Символ Года- вышивка крестиком». Идея такой открытки пришла в голову из встречающихся.
План-конспект урока технологии в 6 классе «Вышивка» Изучение нового материала Учитель Дурова Татьяна Сергеевна Цель Организовать деятельность обучающихся по приобретению знаний и умений по.
Фотоотчет о занятиях «Роспись на ткани» и «Смоленская вышивка» Дети имеют представление о создании повторяющихся элементов — орнаменте. Но работать с тканью не так легко, как с бумагой. Ткань нужно.
Фотоотчет «Вышивка лентами в дошкольном учреждении» В современном мире высоко ценятся изделия, выполненные своими руками. Изделия из вышивки популярны и используются различными слоями населения.
Конспект занятия «Вышивка со старшими дошкольниками» Вышивание было известно с древних времён. Искусство вышивать передавалось из поколения в поколение, и обучать этому ремеслу начинали с.
Фотоотчет «Вышивка в детском саду» Я хочу поделится своим опытом работы по ознакомлению детей с декоративно – прикладным искусством – вышивкой. Многолетний опыт работы с детьми.