Вышивка бисером татарский орнамент

Татарская вышивка: «каляпушный промысел», мишарский крест и стилизованные намазлыки

Золотая нить и растительный узор татарских рукодельниц

Этнический орнамент в последние годы словно обрел второе дыхание. И теперь на улицах российских городов можно встретить модниц, чья одежда вышита национальным узором. Подобные элементы декора можно встретить и во многих квартирах. Отдельного внимания достойна и татарская вышивка. Казанский этнограф и колумнист «Реального времени» в сегодняшней колонке, написанной для нашей интернет-газеты, рассказывает, какой шов был традиционным у татар и какими узорами мастерицы украшали ткани.

«Татарки — большие рукодельницы»

В последнее время много разговоров о традиционном или этнографическом дизайне. Молодые и не очень мастера, художники, дизайнеры и производители сувенирной продукции предлагают современному татарину/татарке или простому туристу различные работы по национальным мотивам. Наиболее популярными стали образцы узоров из вышивки.

Соответственно, именно вышивка и тот орнамент, который воспроизводится ней, становится своеобразным проводником, знакомящий обывателя с материальным наследием татарского народа.

Вышивка как элемент традиционной культуры была наиболее любима татарскими мастерицами. Во-первых, для этого не требовалось сложных манипуляций. В техническом плане нужна была лишь нить, игла, вышивальный крючок, пяльца и прочие не очень сложные и недорогие приспособления. Во-вторых, благодаря этим нехитрым устройствам, женщины могли показать не только свое мастерство, но и украсить одежду, интерьер жилища. Как известно, тканевого убранства в доме татарина было всегда много — разнообразные занавеси, скатерти, салфетки, полотенца, покрывала, наволочки подзоры, молитвенные коврики (намазлыки). И как было отмечено еще К.Ф. Фуксом, «татарки — большие рукодельницы: скатерти, платки и полотенца их работ, очень красивы. Ежели у них гости, или кто из посторонних, все их рукоделия вывешиваются по стенам на веревочках и столы накрываются разноцветными скатертями».

Читайте также:  Шитье брюк с подкладом

Калфак. Начало XX века. Фото izo-museum.ru

Тамбурный шов и золоченые нити

Начиная рассказ о вышивке, первое, что вспоминается, — это вышивка тамбурным швом (ряд петелек, выходящих одна из другой), который был повсеместно распространен как среди Волго-Уральских татар, так и среди многих других тюркских народов. Причем одна из узнаваемых особенностей — полихромия, когда узор из одного цвета, перетекал в другой, и за этой хаотичностью и многообразием, складывался органичный и приятный для восприятия орнамент. Основной мотив — растительно-цветочный, переплетающийся между стежками в нескончаемый узор.

Сам шов был разный. Низкий тамбур вышивался шелковой, хлопчатобумажной нитью по контуру, крупными стежками, создавая практически невесомый рисунок. Для высокого тамбурного шва использовали крученые, достаточно толстые шелковые, хлопчатобумажные или гарусные (шерстяные) нити. Представлял собой множество мелких стежков, которые из-за «маленького шага», получались объемными. К 70-м годам XIX века среди татарских мастериц широкое распространение получает вышивка на тамбурной машине, которую, рассылали французские и американские торговые фирмы-производители. К тому же вторая половина XIX века подарила обилие новых, насыщенных и богатых по палитре цветов в анилиновых красителях. Все это позволило ускорить процесс изготовления и еще более расцветить вышивку.

Не менее известным, а может и более, было золотное шитье, получившее широкое распространение среди татар с конца XVIII века. Прежде всего, это связано с «каляпушным промыслом», который в конце XIX века кормил многих мастеров и мастериц Казани и Заказанья. Основная продукция — вышитые золотом бархатные калфаки, тюбетейки и обувь. Бархат для головных уборов закупали высших сортов, и привозился он из Западной Европы, Средней Азии, Турции, Ирана и даже Индии. Причем эти изделия продавались не только в лавках Сенного базара в Старо-Татарской слободе, а вывозились на ярмарки Российской империи, в Москву и Нижний Новгород, на Урал и в Сибирь, а также в Среднюю Азию.

В Национальном музее Республики Татарстан сохранились замечательные ранние образцы полотенец, где для вышивки, наравне с шелковыми, применялись плоские золоченые нити — бить. Узор был более графичный, чем в более поздних изделиях, а цвета — менее насыщенные из-за того, что краски были натуральные.

Полотенца. Фото: Елена Сунгатова / art16.ru

В запасниках музеев сохранилось больше всего изделий с золотной вышивкой периода XIX — начала ХХ века. В это время использовались не золотые и серебряные, а металлические, очень плотно навитые на основу из бумаги нити: канитель — металлическая проволока, скрученная в виде спирали и трунцал, представляющий из себя плоскую металлическую нить, скрученную также в спираль. Причем для украшения применяли не только вышивку золотом, но и жемчуг, бисер, стеклярус, пайетки, позумент, бахрому, металлические спирали и кисти, а также разнообразные монеты и другие декоративные нашивки из металла и камня. Для татарской золотной вышивки была характерна техника гладь «вприкреп». Шов в вышивке покрывал только лицевую часть изделия, оставляя с изнаночной стороны маленький стежок.

Нельзя забывать и о знаменитых полотенцах «казан сөлгесә», где золотная вышивка выполнялась тамбурным швом. Подобные полотенца в основном изготавливались на заказ и шли на экспорт. Основа была из фабричной хлопчатобумажной ткани, к которой пришивались концы, из той же материи или шелка, обильно украшенные не только вышивкой, но и бахромой, пайетками и прочими декоративными элементами.

Мишарский акцент

Относительно украшения тканей Н.И. Воробьев в своей работе «Материальная культура Казанских татар», описывая их декорирование, отмечал, что среди татар бытовала и аппликация, когда узор создавался при помощи пришитых полос лент, бантов и розеток из них. Другая техника, приведенная им, ко второй половине XIX века вышла уже практически из бытования. Ее название «ушковая», здесь каждый лепесток нашиваемого цветка (чаще астры и георгина) делался отдельно из кусочка ленты свернутого в «ушко», создавая объем.

Среди татар разных регионов распространены были не только описанные выше техники вышивки. К примеру, как было отмечено С.В. Сусловой, у мишарей и приуральских татар в ходу была вышивка «по выдергу» или цветная перевить — из тонких шерстяных нитей по разреженному холсту, когда более тонкой нитью обвивались образовавшиеся после разрежения ткани, освободившиеся нити основы и утка. У мишарей окско-сурского междуречья, была распространена вышивка гладью с использованием разноцветных шелковых нитей. Причем гладьевой шов использовался только при заполнении внутреннего поля узоров, а сами контуры, как правило, выполняли тамбурным швом. Широко распространена была вышивка в технике «крест» у мишарей (темниковско-азеевские мишари вышивали традиционные белые домотканые рубахи) и в большей степени у татар-кряшен (впрочем, уже в ХХ веке стало распространено повсеместно). Они украшали головные уборы «сурәкә» и свадебные мужские рубахи.

Интересно отметить, что уже к середине ХХ века вышивка гладью и «крестом» стала наиболее распространенной среди татарского сельского населения. И когда сегодня многие наши современники вспоминают свое детство в деревне, то именно эти образцы для них более привычны, чем ранние.

Намазлык. Начало XX века. Фото izo-museum.ru

Техника узора

Переходя к тому, как выглядел узор вышивки, необходимо отметить, что, несмотря на то, что наиболее распространенным был стилизованно-растительный, существовали и другие варианты.

Геометрический орнамент в вышивке, в наибольшей степени был распространен у кряшен и в золотошвейном деле астраханских татар. Представлял собой зачастую повторение тканого узора, временами заменяя его. В основном это короткие и длинные, разной ширины, повторяющиеся линии, зигзаги, шестиконечные и восьмиконечные звезды, солярные знаки и прочие подобные фигуры.

Зооморфные и антропоморфные изображения были также присущи вышивке у татар. К примеру, такие встречающиеся мотивы, как птицы (чаще парные), вышитые золотной гладью на бархатных калфаках. На намазлыках и концах полотенец можно было увидеть стилизованных животных, птиц, мифических существ, или даже фигуры людей. Безусловно, принятие ислама сыграло свою роль в выборе сюжетной лини в вышивке, и наиболее часто встречающийся и сегодня признаваемый как татарский — это растительно-цветочный узор.

Композиционно построение было не однотипным, встречался стилизованный волнообразный узор, букетный, сетчатый, центрально-лучевой, круговой, розетками и в шахматном порядке. Что касается самого изображения, то наиболее часто встречаемые в вышивке делились на три основные группы: степные, луговые и, безусловно, садовые цветы и растения, то есть, то, что мастерицы могли видеть воочию и передавать увиденное из поколения в поколение. К тому же узор мог быть выполнен как практически ботаническая копия, так и быть фантазией автора.

Таким образом, вышивка, несмотря на кажущуюся простоту исполнения, являет собой не только кусочек истории, сохраняя богатство поколений, но и предстает ярким выразителем основ традиций и культуры, которые были свойственны татарскому народу.

Справка

Дина Гатина-Шафикова — научный сотрудник отдела этнологических исследований Института истории им. Ш. Марджани АН РТ.

  • В 2010 году окончила исторический факультет, на кафедре археологии в Казанском (Приволжском) федеральном университете.
  • В 2014 году окончила аспирантуру в Институте истории им. Ш. Марджани АН РТ.
  • С 2010-го по 2013 год — сотрудник Национального музея Республики Татарстан.
  • Исследовательские интересы: визуальная антропология, татарский костюм, история волго-уральских татар.
  • Автор ряда научно-популярных и исследовательских публикаций. Колумнист «Реального времени».

Исследовательский проект «Татарский орнамент. Вышивка»

Муниципальный отдел управления образованием

МО Красноуфимский округ

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Рахмангуловская средняя общеобразовательная школа» — Усть-Баякская основная общеобразовательная школа

Исследовательская работа: «Татарское полотенце. Вышивка»

Фазлыева Русалина Сагитовна

ученица 7 класса,

Контактный телефон 89527298756

Шамсимухаметова Ольга Евгеньевна

учитель изобразительного искусства,

филиала муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Рахмангуловская средняя общеобразовательная школа» —

Усть-Баякская основная общеобразовательная школа

МО Красноуфимский округ

Контактный телефон 89632752842

Оглавление

Введение

Народное искусство — наше материальное и духовное богатство составляющее значительную часть отечественной культуры. Ее своеобразной формой являются народные художественные промыслы. Произведения народных мастериц несут в себе историческую память народа, хранят его представления о мире, человеке, красоте и добре.

Произведения прикладного искусства, оформленные художественной вышивкой, вновь стали проникать в наш современный быт. В настоящее время проявляется большой интерес к нарядным, изящным вышитым вещам.

К изучению традиций, связанных с использованием полотенец в России, а также его функции и эстетической значимости обращались известные ученые: Б.А. Рыбаков, В.В. Стасов, А.Н. Афанасьев, Г.С. Маслова и др.

Я заинтересовалась историей, особенностями изготовления и применения старинных полотенец. Захотелось узнать о том, для каких обрядов были вышиты наши полотенца? Какую тайну хранят их узоры? Для чего наши предки так заботливо украшали свои полотенца? Эта тема не просто заинтересовала меня, я решила провести собственное исследование.

Актуальность: В современных условиях, девушки мало занимаются декоративным творчеством. У молодого поколения возникают другие интересы, но всегда нужно помнить об истории не только своего народа, но и тех, кто живет рядом с нами, истории, которая базируется на глубокой взаимосвязи с природой и бытом народа.

Цель: Выполнение татарского орнамента на полотенце в технике тамбурного шва.

Определить роль полотенца-рушника в культуре народов родного края.

Определить роль полотенца-рушника в культуре народов родного края.

Ознакомиться с литературой по данной теме;

Изучить историю полотенец у данных народов;

Узнать, обозначение орнаментов украшений полотенец;

Изучить литературу по татарскому народному орнаменту.

Обобщить теоретический материал по данной теме.

Выполнить татарский народный орнамент на полотенце

Гипотеза: полотенце — рушник является культурной ценностью народа, узоры на полотенцах имеют не только эстетическое значение, но и глубокое смысловое значение. Собранный исследовательский материал послужит примером сохранения исторических ценностей, традиций и обычаев народов малой Родины.

Методы исследования: сбор информации; изучение научно-популярной литературы; анализ полученной информации; сравнение полученной информации.

Объект исследования: полотенце, как предмет быта и культуры народов.

Предмет исследования: виды полотенец- рушников, используемых у народов.

Практическое значение исследования – данная работа имеет прикладное, практическое значение. При изучении культуры народов Поволжья, Урала, родного края, деревни можно использовать материалы исследования на занятиях по краеведению, экскурсиях в музее. Работа будет интересна этнографам, учителям, учащимся. Изучение и сохранение культуры, традиции и истории народа является долгом каждого гражданина страны. Этим и продиктована актуальность моей исследовательской работы.

Глава I. Полотенце (рушник) — культурная ценность народа

1.1. История полотенца и его предназначение

Как у нас в дому, во высоком терему

Много шитых, много браных,

Много белых полотенец…

Известный русский лексиколог В.И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» дает следующее определение слову «полотенце»: «ручник, рукотерка, утиральник, короткое полотно».

Ученые предполагают, что полотенце произошло от пояса, изготовленного из ткани, поверхность которого увеличилась в ширину и вертикальный рисунок превратился в горизонтальный.

Полотенце (рушник) – это расшитое декоративное полотно прямоугольной формы из конопляного или льняного холста размером 30—40 сантиметров в ширину и от 3 и более метров в длину, является предметом обыденного и ритуального назначения; наделяется семантикой пути, дороги, соединения, связывания. Украшенное разнообразными узорами, оно играло важную роль в жизни наших предков. Расшитые яркими красочными рисунками и орнаментами полотенца – произведение древнего искусства. Такие виды женского искусства, как рукоделие, ткачество и вышивание были развиты повсеместно. Для украшения употребляли вышивку, кружево, браное ткачество, ленты.

Долгими осенними и зимними вечерами девушки дома и на посиделках пряли пряжу, ткали на домашних ткацких станках льняные холсты, заранее готовили себе приданное. Из выработанной ткани шили полотенца, разукрашивали их вышивкой и кружевами.

В старину вышитые полотенца украшали женскую одежду. Они покрывали бедра женщины. Во время хороводных песен девушки прельщали молодцев своим мастерством, демонстрируя свое искусство рукоделия.

Т. Блинова в статье «Рушники Центральной России – наше языческое настоящее», выделяет 2 вида полотенец: бытовые и обрядовые.

Бытовые полотенца, называемые утирка, утиральник, ширинка, полотенце, рукотерка, ручник были небольшого размера и предназначались «для утирания лица или рук», посуды и т.д. Их совсем не украшали или украшали очень скромно.

Полотенца же (платы, платовья), предназначенные для дарения или праздничного убранства избы, украшали яркой вышивкой, кружевом и др. Их развешивали в избе, что придавало ей нарядность, праздничность и уют.

1.2. Роль полотенца в семейных обрядах

Полотенце широко используется в разнообразных народных и религиозных обрядах: на похоронах, свадьбе, родинах и крестинах, в календарных обрядах, в магии, медицине. В обрядах выступает в качестве дара, оберега, покрывала, украшения, символа праздника

Обрядовые полотенца называют «рушник». От куска беленого полотна рушили (рвали) полосу длиной 4 метра, отсюда и пошло такое название.

В народе говорили: «Рушник в доме — царь. Каждому рушнику – свое значение».

Особенно широко применялись полотенца в свадебном обряде. Рушник использовался на всех этапах свадьбы и выполнял функции соединения, покрывания, украшения, дара. У русских во время девичника в канун свадьбы рушником или платком накрывали невесту, когда она с подругами шла «в баню» (в соседнюю избу), и невеста начинала выть; такой рушник (длинный шелковый рушник с каймой) назывался «реунья».

Полотенце было наиболее распространенным подарком на свадьбе. Невеста одаривала полотенцами крѐстную, родных жениха, сваху.

Девушка из состоятельной семьи заготавливала к свадьбе до 30 полотенец, которые назывались «даровыми». Перед свадьбой сваты шли сватать невесту с полотенцем, переброшенным через плечо.

Свадебные полотенца изготавливали из лучшего полотна. Их длина была от 2 до 4 метров, шириной 35-40 сантиметров.

Рукобитное полотенце вышивали на сговор молодых. Его украшали особенно красиво и вешали на шею жениху. Это означало, что невеста просватана, и жених кидал полотенце своей родне. Им украшали икону во время свадьбы, а при поездке к венцу привязывали к дуге свадебной повозке.

Длинный холст, стелили у входа в церковь, по нему шли молодые. Молодые в церкви вставали коленями на венчальное полотенце, такие полотенца вышивали крестами и голубками.

Поэтическое скрепление супружеского союза посредством расшитого рушника известно многим народам Поволжья и Урала. На рушнике «вместе стать, навек друг друга знать» — до сих пор бытует эта присказка при регистрации брака, во время никаха, венчания и когда молодых встречают родители у своего дома.

«Поколенным полотенцем», то есть, побывавшим на свадьбах матери и бабушки, сваха покрывала плечи невесты. Оно использовались невестой в качестве фаты. Вышивка на полотенце должна была оберегать молодожѐнов от порчи, сглаза. Рушниками украшали «свадебный поезд» — лошадей, упряжь, одежду гостей.

По сей день сохранился обычай встречать почѐтных гостей «хлебом-солью», подносимыми на домотканом вышитом полотенце. Они использовались для праздничного убранства избы. Они украшали стены, зеркала, иконы к большим праздникам, таким как Пасха, Рождество Христово, Троица. Кроме того, полотенцами украшалась изба во время свадеб, на крестинном обеде, в день трапезы по случаю возвращения с воинской службы или приезда долгожданной родни.

До рождения ребенка мать готовила новое полотенце (родильное) для новорожденного, украшала его особым узором. Родившегося ребенка принимали на это полотенце, который затем вешали над колыбелью. Оберегая новорожденного от сглаза, обтирали рушником, который висел на Пасху на иконах. У русских младенца иногда закутывали в рукотерник, которым вытирала руки вся семья, принимая его в родственный круг.

Полотенцем одаривали бабку – повитуху, принимавшую роды, кума и куму, крестивших младенца.

Крестильное полотенце у православных христиан вышивали для крещения ребенка. Его хранили всю жизни и при болезни ребенка заворачивали его в это полотенце.

Полотенце присутствовало в обряде «Бабина каша», который происходил через несколько дней, после рождения ребенка. Им прикрывали горшок с кашей, совместное поедание которой рассматривалось как закрепление родственного союза и включения в него новорожденного.

Молельный рушник с вышитой молитвой вывешивался над иконами в красном углу. Полотенца, украшавшие божницу, называли божник.

В крестьянских обрядах полотенца играли особую роль. Существовал обычай приношения вышитого полотенца с угощением при начале и окончании уборки урожая Духу земли (поля). Этот дар оставляли на поле на всю ночь.

Важную роль играло полотенце в погребально – поминальной обрядности. Оно используется прежде всего как предмет, символизирующий путь умершего на «тот свет». У русских было принято вывешивать рушник снаружи дома у окна в знак того, что в доме кто-то умер; он должен был висеть до 40-го дня, чтобы душа, летая, могла «утереть слезки»; в день сороковин его относили на кладбище и завязывали на кресте. Полотенце повязывали на шею покойного, им покрывали гроб, утирали тело после омовения, на длинных полотенцах спускали его в могилу. В течение сорока дней рушник считался вместилищем души покойного, своеобразным окном между миром живых и миром мѐртвых. Рушниками украшали намогильные кресты, деревья, церкви, клали в гроб умершему, чтобы он утирался на «том свете».

Закопав могилу, застилали рушником и поминали умершего. Могильщикам отдавали рушники, на которых опускали в могилу покойного, участников похорон одаривали рушниками; мужчины, несшие гроб с покойницей, обвязывали полотенцем голову.

Полотенца в старину очень ценили, нередко расплачивались ими за работу или покупку. А если человек уезжал на чужбину или его забирали в солдаты, ему дарили в дорогу небольшое полотенце — «полотѐнышко».

Во время масленицы молодая сноха в знак благодарности за угощение блинами дарила родне мужа вышитое полотенце, которое называли блинником. А квашню с тестом покрывали специальными полотенцами – наблинниками.

Полотенце использовали во время святочных гаданий. Ночью вывешивали белое полотенце перед окном, говоря: «Суженой, ряженой! Приди и утрися». Если оно скоро засыреет, то означает, что того же года быть девице замужем, если не намокнет к утру, то долго ей ждать жениха, если же останется сухим, то не быть ей никогда замужем.

Все эти действия с полотенцем были широко распространены в русских деревнях, в их основе лежали древние мифологические представления славян. Полотенце выступало в них в качестве оберега, знака принадлежности к определенному семейно-родовому коллективу, осмыслялось как предмет, воплощавший души предков «родителей», внимательно наблюдавших за жизнью живых.

В настоящее время древние славянские традиции практически забыты, но до сих пор рушниками украшают жилище, их используют в разнообразных обрядах в некоторых регионах современной России.

Особенности символики вышивки на полотенцах

Укрывают ими хлеб или накрывают,

В сундуках хранят, иль молодых встречают,

Рисунки яркие, замысловатые,

Шитье узорное витиеватое…

Сколько старинных мотивов сберегла народная память в орнаментах старинных полотенец! Знак засеянного поля — квадрат с вписанным в него крестом и точками, волнистые линии — знаки дождя и воды, волнистые горизонтальные линии — знаки земли, пропитанной влагой, солнечный знак — круг с крестом внутри. Птицы, обращенные головами друг к другу, вышивались на свадебных рушниках, символизируя любовь, семейное счастье. Часто в вышивке встречался гаммированнй крест (свастика)– символ бегущего солнца. Орнаменты вышитых полотенец– это своеобразные ― письмена полные значений, накопившихся за многие века.

Орнамент это некое магическое заклинание. Знак ромба стал знаком неба, солнца, земли, так как объединение этих стихий давало жизнь всему живому. Ромбические знаки орнамента складывались в особые композиции, способные нести в себе дополнительное содержание (скажем восходы и заходы солнца). У наших далеких предков существовал ежедневный магический ритуал очищения водой: утром – от ночных страхов и ужасов; вечером – от дневных тягот, забот и усталости. В обряд очищения входило и вытирание лица полотенцем. Утром лицо вытиралось нижним концом, где ромбы создавали композицию восхода, орнамент набирался от широкой полосы к узкой. Вечером, наоборот, верхним концом, где композиция была зеркальной и символизировала закат.

В вышивке на рушниках использовалась различная символика. Вышивались орнаменты зооморфные: символические петухи, куры, лебеди, утки, орлы, олени, львы, кони и др.; растительные — дуб, хмель, калина, мак, лилия, роза, виноград и др.; геометрические — ромбы, круги, свастики, зигзагообразные линии и прочие узоры. Основными цветами, применяемыми при оформлении рушников являются красный и белый, имевшие изначально своѐ значение в языческой народной культуре Руси.

До XVIII—XIX века каждый вышитый узор имел свой сакральный смысл, ритуальное предназначение. После петровских реформ в вышивке на рушниках стали появляться бытовые мотивы, не несущие обрядовой смысловой нагрузки, а к концу XIX века вышивка практически полностью утратила своѐ ритуальное значение.

Татарские национальные полотенца отличаются большой красочностью, нарядностью. Поэтому не случайно в XIX веке татарские полотенца славились далеко за пределами края и назывались «казан сӛлгесе» (казанские полотенца). Среди них редким изяществом и красотой выделяются две группы полотенец: вышитые белым шелком и золото-серебряными нитями. И те, и другие вышивки представляют самое наглядное подтверждение удивительного свойства тамбурной техники «свободно рисовать иглой». Такая вышивка воспринимается как ажурная скань искусных татарских ювелиров: та же легкость, четкость, изящество линий. Это устойчивый атрибут интерьера любого татарского дома, емкий образ-символ, ассоциирующийся с атмосферой народных праздников, свадеб, обрядов и спортивных состязаний.

Для большей красочности вышивки конец полотенца нередко был пришивным (чаще из материала красного цвета). Очень эффектно использовался подкладочный шелк в полоску. Такая аппликация не противоречила ни композиции, ни цветовому строю вышивки, напротив — еще ярче проступала горизонтальность вышитой орнаментальной ленты.

Помимо аппликации тканью изделия нередко украшались узким кружевом. В вышивках крестьянок фабричное кружево заменялось иногда самодельным, связанным крючком.

Очень яркие художественные эффекты достигались сочетанием в одной вышивке различных приемов исполнения. Так, в полотенцах, вышитых золотом, встречаются тамбур и гладь. То же наблюдается и в вышивке шелком. Но особенно интересны вышивки в сочетании с техникой узорного ткачества: браное тканье — с вышивкой тамбуром, гладью шелком; браное тканье — с вышивкой тамбуром, ковровым швом.

ГЛАВА II. Татарская народная вышивка

Вышивка — один из древнейших и популярных видов женского художественного ремесла

Народно-прикладное искусство татар, истоки которого теряются в глубине столетий, не сохранило имен сотен и тысяч своих мастеров — камнерезов, ювелиров, гончаров, вышивальщиц, ткачих. Многое из того, что было создано их золотыми руками, не пощадило время. Особенно беспощадно оно было к произведениям мастериц, искусно владевших иглой. Недолговечность материалов, применявшихся в вышивке, активное использование вышитых предметов в быту — главные причины того, что дошедшие до нас образцы татарской народной вышивки датируются в основном серединой XIX — началом XX вв. Это наследие отмечено богатством и самобытностью орнаментальных, цветовых композиций, многообразием и совершенством техники исполнения. Все это — приметы зрелого искусства, свидетельствующие о древности и популярности вышивки в быту татар.

Вышивка — один из древнейших и популярнейших видов женского ремесла. С давних времён игла умелых рукодельниц не только помогала мастерить одежду, но и расшивала её орнаментом. Вышивка не требовала сложных приспособлений, обходилась тканью, нитью и иглой и потому была любима народом.

Во внутреннем убранстве татарского дома значительное место занимали вышитые изделия. Старинные образцы их выделяются богатством орнамента и совершенной техникой исполнения. Татарские мастерицы применяли универсальный тамбурный шов, выкладывая цепочкой тончайших петель контуры узоров и заполняя ими внутренние поля.

Татарскую вышивку принято называть «живописью иглой», и в таких изделиях, как намазлыки, занавеси, подзоры, полотенца, она приближалась к своеобразной декоративной картине. Благодаря этим вышивкам-картинам у народа на протяжении многих веков выработалась эстетическая привычка воспринимать висящее на стене красочное изображение как художественную ценность.

Наиболее ценные из вышивок годами хранились на дне сундуков и извлекались по большим праздникам. Особенно нарядным дом становился во время свадебных торжеств, всё, что можно занавесить, украшалось вышивками и ткаными изделиями новобрачной. Они свидетельствовали о вкусе и мастерстве юной хозяйки.

Ткань — основа вышивки, а для татарской народной вышивки характерно многоцветье, которое начинается с материала, предназначенного для расшивки. Вышивали на цветном материале, предпочтение отдавалось ярким, насыщенным тонам — зелёному, жёлтому, фиолетовому, красному. Довольно редко вышивка велась по чёрному фону, из всех бытовых предметов лишь намазлыки да коврики были из чёрного сатина, кашемира, сукна. Эти редкие вышивки производят и по сей день впечатление наиболее нарядных — глубокий чёрный фон усиливает звучность контрастных ярких цветов. В отдельных тамбурных вышивках сочетаются более десяти цветов, но даже при употреблении пяти — шести цветов создаётся иллюзия большого разнообразия цвета. Несмотря на множество используемых цветов, вышивки татарских мастериц не производят впечатление излишней пестроты.

Для вышивания использовали кручёный шёлк, овечью шерсть, реже хлопчатобумажные нити. Со второй половины прошлого века широко применялась фабричная шерсть — гарус. Большие изделия часто украшали золотой и серебряной бахромой, шнуром, позументом, блёстками, тонкими полосами атласа, которые укладывали наискосок «ушком».

Орнамент татарской вышивки состоит из растительных и геометрических мотивов. Все они берут своё начало в культуре предков татар. Как свидетельствуют учёные, мотив цветочного букета, столь любимый татарскими вышивальщицами, принимает значение «дерева жизни» с его древнейшей трактовкой. «Дерево жизни» в понимании предков татар — степной куст караганник, источник жизни скота и благополучия человека.

Мотивы садовых цветов: георгины, астры, хризантемы, тюльпаны — более характерны для вышивок горожанок, тогда как простому крестьянскому быту были ближе растения родных лесов, полей, лугов.

Основу почти каждой цветочно-растительной композиции татарской вышивки составляет криволинейно-геометрическая фигура. Например, волнообразная линия, обрастая всевозможными веточками, листьями, цветами, отходящими в одну или разные стороны, превращается в популярный мотив «виноградной лозы».

Графика тоже нашла своё отражение в вышивке. Намазлыки, полотенца, наволочки, носовые платки украшались изречениями, посвящениями и добрыми пожеланиями, вышитыми арабскими буквами.

Вышивка очень ярко воплотила своеобразие татарского народа и его эстетические устремления. Она завораживает своим совершенством, будь то старинные изделия либо произведения современных мастериц.

Татарская вышивка тамбуром

Татарские женщины всегда славились своим мастерством в различных видах рукоделия. Вышивка — одно из самых древних видов народного творчества татар. А сегодня не каждая хозяйка может похвастать собственноручно вышитыми полотенцами, занавесями, наволочками и т.п. Но, если в интерьере присутствует ручная вышивка, она сразу придает теплоту и уют дому.

Наши бабушки вышивали с детства до самой старости. Собираясь долгими зимними вечерами у кого-нибудь дома, девушки и хозяйки украшали полотенца, скатерти, носовые и головные платки, покрывала и занавески искусной вышивкой.

Вышивка тамбуром одна из самых древнейших общетюркских техник вышивания. Об этом можно судить по данным археологических раскопок. В древних курганах и городищах были многочисленные фрагменты текстиля с тамбурной вышивкой.

Для тамбурной вышивки использовались чаще всего крученные шелковые нитки, но нередки также металлические и шерстяные (гарус) нити. Тамбурный шов выполняется чаще всего иголкой, но существует и техника вышивания тонким крючком. Тамбурный шов можно также выполнить на специальных машинах.

Тамбурный шов напоминается цепочку, поэтому его иногда называют шов цепочкой. В зависимости от длины стежка различают низкий (элмә) и высокий (күпертелгән элмә) тамбурный шов. Низкий шов получается, когда делаются крупные стежки. Высокий шов напоминает шнур и получается он при маленьком шаге стежка.

Основу тамбурного узоротворчества татарских мастериц составляет орнамент с богатейшим циклом цветочно-растительных форм и мотивов. Нельзя не видеть среди множества мотивов татарской тамбурной вышивки «булгарский» пласт в виде древних трилистников, лотосовидных, пальметт, многочисленных розеток, вьюнков, спиралей, используемых в традиционных бордюрных обрамлениях. Цветочные мотивы нанизываются на простую, довольно крупную ветвь, воплощающую значение «древа жизни». В образах татарских вышивок живет прямая генеалогическая связь с окружающим природным миром. Внимательный, пытливый взгляд мастерицы вбирает в себя всю структурную утонченность цветочно-растительного образа – вплоть до прожилок на листке, тычинок в цветке, очертаний легких, трепетных спор. Однако живописная гамма нитей, а также расположение на одном стебле – «вдевания», или вписывания, одного узора в другой, — говорят об условности языка вышивки, приемах декоративного обобщения.

Красотой и древностью орнаментальных мотивов впечатляют казанские полотенца – устойчивый атрибут интерьера татарского дома, емкий образ-символ, ассоциирующийся с атмосферой народных празднеств, свадеб и обрядов. Вышитые тамбуром полотенца – «солге» вобрали в себя все цветовое и орнаментальное богатство татарской вышивки. В композициях полотенец иногда встречаются завуалированные изображения пчел, бабочек, птиц, приближенные к цветочно-растительному узору. Мотивы парных птиц, а также двуглавых коньков со всадниками восходят к дуалистическим воззрениям предков татар. Присутствие антиподных стихий ощущается на композициях, где нет изображения живых существ: развитые симметричные мотивы, в центральной зоне которых через напряженные разводы, разветвления выражено наличие противоборствующих сил. Татарская тамбурная вышивка наиболее ярко воплотила своеобразие художественного мышления народа, его эстетические устремления.

ГЛАВА III . Вышивка татарского народного орнамента на полотенце, практическая работа над проектом

Оцените статью