Стиль «Боро» или японские заплатки — новый тренд в рукоделии
Японский дизайн часто стремится к динамике и асимметрии. Он выдает дорогие материалы за дешевые и наоборот. Стиль Боро объединяет заплатки, вышивку и лоскутное шитье в немыслимых формах. Японские заплатки придумали жители самых бедных районов японских городов еще в 16 веке. С одной стороны, одежду шили из самых дешевых лоскутов ткани. С другой — даже в этом японцы нашли определенную эстетику.
Самые первые вещи в стиле Боро шили из грубой пеньковой ткани хлопковой нитью. Вышивка делала одежду плотнее и теплее. Зародившись в самые бедных семьях, со временем Боро переросло в вид искусства, а самые ценные экземпляры одежды передавались из поколения в поколение как семейное сокровище.
Из-за бедности, некоторые японцы были вынуждены ходить в одних и тех же нарядах и на официальные мероприятия, положенные для людей их статуса, и на работу. Поэтому их одежда должна была быть практичной, удобной, но красивой. Ведь потерять лицо — самое страшное для жителя страны Восходящего Солнца.
Японские заплатки обычно шьют из плотной ткани, используя крупные стежки, расположенные в разных направлениях. Для разных лоскутов можно использовать нити разных цветов и толщины.
Заплатки могут быть классическими прямоугольными, удлиненными или других форм. Отделка хорошо смотрится и на одежде и в интерьере.
Вещи Боро не являются дешевыми, поскольку предполагают множество ручной работы.
Если вас покорил этот стиль, но вы не готовы тратиться на дорогую дизайнерскую вещь, постарайтесь освоить его самостоятельно. Вышивка бора отлично подходит для джинсовой ткани и вельвета.
Если боитесь сразу браться за крупные вещи, начните с аксессуаров.
Вот несколько примеров работ в стиле Боро для вдохновения.
«Ленивое Боро» — новая техника, сочетающая Восток и Запад
Слово «ленивый» на Руси — одно из самых ходовых. Когда оно относится к какой нибудь вещи или процессу, то обозначает упрощенную технологию, которая, тем не менее, дает вполне приемлемый результат. Например, «ленивые вареники» — кусочки теста с большим количеством творога, сваренные в кипятке как галушки. Или из сферы хендмейда — «ленивый жаккард» — двуцветное вязание, в котором попеременно вяжутся ряды то одного то другого цвета, а узоры получаются путем снятия или других манипуляций петель одного цвета в ряду другого цвета.
схема «ленивого жаккарда»
Официально пока такой техники «Ленивое боро» не существует, хотя если вам она придется по душе и вы будете ее использовать в своих работах, то у меня будет шанс войти в историю лоскутного шитья и «ленивое боро» на самом деле будет считаться новой техникой пэчворка.
Я пробую для себя новый вид лоскутной техники — японский пэчворк (новый, понятно, для меня а не для мира) — и в процессе ознакомления решила сшить сумочку по книге Петра Зырянова «Рюкзаки и сумки в стиле пэчворк». Как выглядит сумка из книги можно увидеть на фото внизу. Обратите внимание на клапан сумки — он сделан в виде аппликации из маленьких трапеций.
По технологии Петра сумка шьется поэтапно, и клапан — предпоследняя операция, перед тем как приделать ремешок. Так вот, сшив «тело» сумки, внутренний потайной карман и внешний накладной (а основные операции проделываются вручную, в этом «соль» японского пэчворка) и дойдя до наборного клапана, я, что называется «сломалась». Представила себе как я буду выкраивать все эти трапеции, вкладывать в них картонные вкладыши, отутюживать, сшивать между собой . в общем, на эту работу должно было уйти не меньше двух недель, ведь я же не японка!
И тут я вспомнила о технике «пицца». которая заключается в том, что на основу раскрадываются лоскутки и остатки тканей, закрываются куском фатина или органзы и прострачиваются. Получается такой пестрый лоскутный «пирог» из которого мастер делает сумки, ланч-маты, отделку для верхней одежды и многое другое. А почему бы не «скрестить» японское боро (мы же шьем сумочку по японской методике) с западной «пиццей» . Получается «ленивое боро» — потому что лоскутки подобраны в стиле боро (клетка, фактурный хлопок, джинса) а соединены в технике «пицца» то есть не постепенно как в боро, а сразу. Что то вроде ленивых вареников, в которых и начинка и тесто соединены вместе, если продолжать кулинарную аналогию. Сказано — будем делать «ленивое боро».
1. В качестве подложки я обычно беру простую нетканую салфетку, из тех что продаются в Ашане пачками по три штуки. Практически тот же флизелин, но на порядок дешевле чем в магазине товаров для рукоделия. На салфетку кладем лоскут «паутинки» такого же размера что и салфетка -30х30 см. Начинаем выкладывать слои «пиццы», начиная с самых больших и самых темных лоскутков. Они создадут фон готового полотна.
2. Затем выкладываем лоскутки посветлее. Их я нарезала прямоугольными кусочками ножницами «зиг-заг» (см статью про ножи и ножницы для пэчворка ,там про это рассказано подробнее), поскольку стиль боро предполагает прямые линии и вообще некую геометричность, сочетание порядка и хаоса.
3. Верхний слой лоскутов — кусочки классического красно-зеленого тартана (остатки от бывшей юбки)и несколько лоскутов вязаного трикотажа.
4. Теперь накрываем всю конструкцию фатином. Он с голубоватым оттенком (это был первый вариант во втором я взяла кремовый фатин) и практически не заметен на фоне лоскутов.
5. Закрепляем лоскуты на основе — проглаживаем всю конструкцию через бумагу для выпечки. Помните, мы выкладывали слои на паутинку? Под утюгом она плавится и слои начинают скрепляться между собой. Но нам предстоит еще закрепить их стежкой.
Это второй вариант моей заготовки «ленивое боро», детали те же но фатин не голубой а кремовый. После обработки утюгом закалываем «пирог» булавками достаточно густо, нужно чтобы фатин не ерзал под иглой швейной машины.
Булавки закалываем в разном направлении, в обязательном порядке фиксируем центр , края и борта «пирога».
6. Прострачиваем заготовку. Я начинаю с середины, чтобы ее сразу зафиксировать потом делаю строчки по диагонали от угла к углу и далее строчу простыми параллельными стежками — сперва вдоль, потом поперек заготовки. Строчку машины можно выбирать любую, мне иногда нравится ставить отделочную, так эффект получается интереснее.
Вот такое получилось «ленивое боро» с лицевой стороны. Уже интересно!
А это изнаночная часть; Она будет закрыта подкладкой.
7. Придаем дополнительный эффект и фактуру — проходим по заготовке горячим воздухом из строительного фена (опционально). Фатин местами плавится и создает интересные дискретные дырочки, через которые проглядывают лоскуты.
Наше «ленивое боро» готово. На все про все, от начала до конца ушло часа два времени.
Выкраиваю деталь клапана по выкройке из книжки Зырянова.
Готовый клапан сумки, Я поставила его на подкладку и окантовала тем же тартаном. Еще предстоит соединить клапан с «телом» сумки, пришить магнитный замочек и поставить ремешок. Но в целом сумка готова,
Если содержание статьи было для вас полезным — ставьте «лайк» (хотя я бы сама с удовольствием «лайкала» тем, кто меня читает) и делайте ссылку на нее в ваши соцсетях — она может оказаться полезной вашим друзьям.
Вам есть что рассказать о своем опыте в валянии или вы хотите задать вопрос — комментарии внизу статьи к вашим услугам.
И подписывайтесь на канал «Женские дела» чтобы получать свежие интересные и полезные материалы каждый день прямо в свою ленту.
Штопка или заплатки? Реставрация платья в технике «boro», или Наш ответ Японии
Некоторое время назад здесь, на Ярмарке Мастеров, прошла серия публикаций о японских заплатках boro. Совершенно восхитительная вещь, которую захотелось и изучить, и попробовать на практике. Но, поскольку вещи боро очень броские, а многие откровенно эпатажные, я решила соединить в одной вещи элементы боро с привычными и спокойными приемами. К тому же, под рукой оказалось платье, требующее радикальной переделки.
Для работы потребуется:
2. Остатки старых джинсов.
3. Нитки мулине (розовый, фуксия, синий, серый и белый).
4. Иголки, булавки, нитки, ножницы, шило, канцелярский нож.
Платье не новое, и у него две больших проблемы:
2. Неудобная талия (сантиметра на 3 выше, чем нужно).
Я хочу сделать вставку на груди и добавить пояс. Поскольку я лентяйка, пояс возьму готовый (от старых джинсов).
Для начала отрезаю юбку по талии, сохранив резинку, и делаю надрез спереди (мне нужно будет увеличить обхват груди на 8 см.).
Отрезаю пояс от джинсов, захватив дополнительно 2 см ткани. С помощью канцелярского ножа аккуратно срезаю под корень шлевки (чтобы не повредить ткань и отстрочку на поясе).
Добавляю кусок более светлой, чтобы не сильно контрастировала с платьем, джинсы.
Подрезаю светлую джинсу по размерам требуемой вставки (требуемые 8 см. + припуск «для красоты»). Слежу, чтобы нити лежали параллельно срезам, так как потребуется ровно обтрепать края.
Рисую мелом узор на вставке.
Делаю в нужных местах прорези.
С помощью шила обтрепываю края прорезей:
Приступаю к штопке/вышивке. В технике боро заплатки пришиваются к одежде, часто накладываясь друг на друга, с помощью мелких стежков разной формы. Стежки идут насквозь, они должны быть одинаковыми по размеру и пропускам. Стежки от разных орнаментов не должны пересекаться между собой.
Я упростила процесс — у меня по сути 1 большая заплатка, на которую с декоративной целью я нашью пару мелких и все это декорирую штопкой и вышивкой разного вида и цвета. Прорези добавят декоративного эффекта. Сначала я штопаю только заплатку. Штопаю нитками мулине в два слоя (чем нитка толще, тем декоративнее получается штопка).
Накладываю декоративную заплатку (из кусочка джинсы, с «мережкой»).
Чтобы с изнанки не было грубых узлов, я закрепляю нитки, разделяя их пополам и завязывая узелком:
Затем накладываю заплатку-вставку на платье, закрепляю булавками и продолжаю штопать, постепенно прошивая всю вставку.
Перехожу к юбке. Скрепляю булавками пояс и юбку, пришиваю:
Совмещаю части платья.
Скрепляю булавками части платья (пояс сверху) и начинаю пришивать: чтобы шов был незаметен, шью с внешней стороны, но как бы изнутри, захватывая по 1-2 миллиметра ткани платья и соединяя с внутренней частью пояса.
Отглаживаю платье и жду теплых денечков 🙂
Главная сложность этой работы в вышивке-штопке, чем сложнее она, тем больше времени придется потратить. Часть работы, возможно, легче было бы выполнить на машинке, но, к сожалению, моя такие неравномерные швы не потянет. Буду рада, если моя идея накануне летнего сезона послужит преображению и ваших вещей.
Мастер-класс: шьем сумочку в стиле «боро»
— объемный флизелин или синтепон;
Для изготовления этой сумки предпочтительно выбирать ткани х/б, так как они хорошо распускаются по краю. Размер готовой сумки 21 х 23 см. Режем подготовленные ткани на заплатки произвольной формы — правильной или неправильной. Я выбрала прямоугольники и квадраты. Некоторые кусочки можно слегка разлохматить.
Берем х/б ткань для основы — лучше бязь, размер для данной сумки 25 х 39 см. Начинаем укладывать наши заплатки на основу произвольно, но так, чтобы они перекрывали друг друга на 1,5 — 2,0 см.
Крутим, вертим, перекладываем, пока картина не начнет радовать глаз.
Теперь нам нужно закрепить нашу красоту на основе, чтобы удобнее было выполнять стежку. Для этого, сначала прокладываем машинную строчку, примерно, через 5 — 7 см только по вертикали, а после подклеиваем обычным клеящим карандашом все уголки. Не беспокойтесь, карандаш не оставляет следов, но сначала все равно лучше проверить на отдельном кусочке.
Берем джинсовые нитки и начинаем прокладывать строчку вперед иголкой, с длиной стежка 0,5 — 0,7 см. Местами можно вышить крестики, тут полная свобода для вашей фантазии. Нитку отмеряем по длине заготовки с запасом, чтобы строчка была непрерывной, это важно.
После стежки наша заготовка уменьшится в длину примерно на 2 — 3 см, поэтому учитывайте это при раскрое основы. Вот, что у вас должно получится:
Разметим заготовку на две равные части. Чтобы декоративная строчка не распустилась, с двух сторон от линии разметки и по периметру проложим самую мелкую (1мм) машинную закрепляющую строчку. Теперь разрезаем заготовку по линии разметки.
Между двумя частями вставляем проклеенное дно сумки размером 15 х 25 см.
Укрепляем нашу заготовку обьемным флизелином, но можно использовать тонкий синтепон, который приклеиваем на паутинку.
На машине простегиваем дно сумки через 1,5 — 2,0 см. Подравниваем края, не срезая закрепляющую строчку.
Выполняем боковые швы сумки, вставляя шлевки в верхней части.
Зашиваем уголки и срезаем лишнее.
Разглаживаем швы и выворачиваем сумочку.
Для подклада используем одну из тканей, не забываем про внутренний кармашек.
Пришиваем заготовленную петельку и пуговицу, вставляем сшитый подклад в сумку и обрабатываем верхний срез кантом. Для ремня выкраиваем полоску ткани 7 х 145 см, укрепляем её клеевой, сшиваем, выворачиваем, пришиваем карабины.
Все. Сумочка в стиле «боро» готова. Желаю вам успеха!