Вышивка чувашских народных костюмов
Одежда — важная часть многовековых национальных традиций. Она раскрывает особенности менталитета народа, воспроизводит в орнаменте его представления о добре и зле, формирует неповторимый культурный облик.
Чувашская одежда представлена разнообразием головных уборов, платьев и костюмов, а также известна богатством вышитых ромбо- и зигзагообразных узоров, монетной и бисерной отделки, специального кроя. По назначению она использовалась лишь примерно до середины XX века. Некоторые старинные наряды дошли до наших дней и пополнили коллекции Национального музея, Музея чувашской вышивки, Чувашского государственного художественного музея.
Чаще всего чуваши изготавливали одежду из домотканого полотна, кожи, войлока, овечьей шерсти или сукна. Почти в каждом крестьянском дворе имелся прядильный и ткацкий инвентарь. Холсты для будущих изделий умели ткать все деревенские женщины. Для этого они выращивали лен и коноплю. Обувь чуваши мастерили из дерева и луба.
Белая рубаха (кĕпе) — основа всех чувашских одеяний. Мастерицы шили ее из конопляного полотнища. Боковые части закрывали прямыми вставками, которые расширяли рубаху книзу и подчеркивали ее объемный силуэт. Высота женского кĕпе достигала 120 см, а мужского — 80 см.
Весной и осенью женщины спасались от прохлады легким кафтан-халатом или суконным кафтаном. Зимой чуваши надевали штаны из домашнего сукна и приталенную шубу из овчины со сборками на талии (кĕрĕк). Женская одежда отличалась от мужской большим числом сборок. Как правило, их было около пяти. Они подчеркивали состоятельность владельца шубы. Ведь если много сборок, значит и немало овчин ушло на ее изготовление.
Одежда девочек была проще, но выглядела не менее нарядно. Платья украшались несложным узором или тесьмой на подоле. На нагрудной части рубахи обычно вышивали две аккуратные косые полосы, а одну — только для сирот.
Мужчины носили холстяные туникообразные рубахи (кĕпе) длиной до колен. Здесь грудной разрез располагался справа и завязывался тесьмой. Кĕпе низовой группы чувашей (анатри) отличались цветным клетчатым узором в красную или синюю клетку. Простые рабочие рубахи ничем не украшались, а праздничные — имели вышивку на грудном разрезе, рукавах и подоле.
Считалось, чем богаче узор, тем праздничнее одеяние. Однако мужской наряд орнаментировался скромнее женского. К примеру, на рубахе в области плеч вышивали узоры-символы неба, в области груди — узоры-символы огня, которые, по верованиям древних чувашей, обозначали мужественность.
Кроме того, мужчины носили штаны (йeм) и однотонную безрукавку. На праздники парни надевали кожаные сапоги (сăран атă).
Весной и осенью представители верховой группы носили в повседневности холстяной кафтан (шупăр) или шерстяной кафтан (сăхман), а низовой — суконный халат (пустав). Так же, как и женщины, зимой мужчины ходили в штанах из домашнего сукна и шубе из овчины с 2−3 сборками на талии (кĕрĕк). В дорогу поверх шубы или кафтана состоятельные чуваши надевали черный овчинный тулуп.
Одежда мальчиков была схожа со взрослой, но она не имела вышивки с ритуальной символикой. Ворот рубахи мальчика-подростка украшал однотонный узор.
Головные уборы чуваш — уникальное явление в национальной культуре. Необычные женские шапочки, украшенные вышивкой, бисером, монетами, а также мужские войлочные шляпы — одни из самых узнаваемых элементов чувашской одежды.
Тухья — округлый головной убор, который носили девочки и незамужние девушки по праздникам и выходным дням. Он изготавливался из 1−2 слоев холста, украшался бисерной вышивкой и серебряными монетами.
Тухья низовых чувашей была с шишечкой, бисерным навершием, наушниками или ремешком для закрепления на подбородке. Убор верховых чувашей этих деталей не имел. Орнамент состоял из крупных меандров, ромбов и крестов с загнутыми концами. После замужества девушки передавали свои тухьи младшим сестрам.
Замужние женщины покрывали голову сурпаном — полоской белой ткани, концы которой украшались вышивкой. В обычные дни поверх сурпана повязывали пуç тутри, узкую повязку на голову. По праздникам женщины носили хушпу, открытую шапочку, богато украшенную монетами. Отличительная особенность хушпу — хӳри, наспинная полоса до пояса или ниже с рядами монет и бисерной вышивкой.
Чувашская вышивка в костюме
В культуре чувашского народа вышивка занимает особое место. В музеях Чувашской Республики, Санкт-Петербурга, Москвы, Казани, Саратова, Самары, Уфы сохранились удивительно яркие и изящно вышитые шелковыми нитками образцы деталей народного костюма.
По технике исполнения чувашская вышивка счетная, то есть выполняется по счету нитей холста, поэтому все узоры получаются геометрической формы.
В чувашском орнаменте нашли отражение почти все его виды: геометрический, растительный, зооморфный и орнитоморфный.
В XVIII–XIX веках вышивка была не только украшением — она исполняла роль оберега. Ею украшали наиболее «опасные» открытые места в костюме: ворот и горловину, концы рукавов и подол рубахи. Также обильно орнаментировали грудную и спинную части, так как нужно было оберегать жизненно важные органы человека.
В то же время вышивка служила половозрастным отличительным признаком. Девичий и женский костюмы отличались не только по набору украшений и головных уборов, но и орнаментом.
Так, на грудной части девичьих рубах ромбовидные и треугольные кумачовые нашивки, обрамленные мелкой вышивкой, присутствовали исключительно с левой стороны, а справа нашивали прямую полосу. По мифологическим воззрениям чувашей, правая сторона считалась мужской, а левая — женской, и поэтому на этой половине располагали значимые символы.
Рубаху с девичьими знаками носили до замужества. Во время свадьбы, на третий день, совершали обряд смены девичьего наряда на женский (сурпансырни). Вместе с головными уборами и повязками меняли и рубаху. Таким образом, невестка начинала носить нательную одежду, украшенную другими символами, узорами кĕскĕ, что в переводе на русский язык означает «солнце».
В чувашском женском костюме нагрудные знаки занимают особое место. Их вышивали всегда парными. Они были призваны защищать и оберегать грудь женщины.
Композиция нагрудных узоров кĕскĕ строится из четырех лучей, перекрещивающихся в центре крестообразно. Прямые полосы, тянущиеся во все четыре стороны, почти на всех образцах оформлены в виде древа (или же колоса, столба). По их сторонам располагаются мотивы животных и птиц. К сожалению, на многих вещах они сильно стилизованы, и трудно различить определенные фигуры. По мнению исследователей, на срединной части чувашской рубахи, от шеи до талии, никогда не изображали животных, олицетворяющих подземный мир.
Нагрудные вышитые звезды таят в себе много загадок. Они были как родовые тамгические знаки-печати, передающиеся из поколения в поколение по женской линии. В то же время в них скрыта мифология и история чувашского народа.
Этнографы советского периода (П. Денисов, И. Коев) доказали, что узоры кĕскĕ имеют параллели с болгарскими розетками. Дунайские болгарские женщины, также как и чувашские, носили рубахи с парными нагрудными вышитыми медальонами. Сходные элементы отмечаются не только в мотивах и композиции, но и в технике исполнения: оба народа их вышивали односторонним косым швом по предварительно нанесенному контурному стежку.
Чувашских девочек с малых лет приучали к рукоделию. Лет в семь-восемь они уже умели вышивать самые простые линейные швы. Постепенно осваивая новые приемы и стежки, к 18 годам они уже подготавливали себе приданое. Каждая девушка понимала, что не лицом нужно быть пригожей, а рукоделием. Именно по вышивке ценили в старину чувашскую невесту. В одной легенде описан такой случай: «На одной шумной свадьбе кто-то сказал, что невеста не умеет вышивать. Она не растерялась, попросила дать нитку, иголку и холст. Девушка вышила прекрасный узор, похожий на лошадиные подковы. Кроме того, они были с двух сторон одинаковыми. Никто в округе не знал этот шов. Те, которые завидовали и сами не умели вышивать, назвали его ухмахтĕрĕ («дурацкий шов»). Те, которые восхищались и хвалили невесту, назвали çынпĕлмитĕрĕ («мудреный шов»)». До сих пор у этого необычного шва два названия. Он считается одним из самых трудоемких, так как за один прием вышивается с двух сторон одинаково.
Девушки заранее готовили много вышитых рубах (кĕпе), головных повязок (сурпан, пуçтутри, чалма, масмак), поясных подвесок (сарă, яркăч, кут чалми), свадебное покрывало (пĕркенчĕк), обрядовые платки (кĕрÿтутри).
Особенно изящными и мастерски выполненными считаются покрывало невесты и жениховый платок. Их готовили из белого льняного холста и орнаментировали двусторонними швами (йĕпкĕн, исма, чăрмалла).
ЧУВАШСКИЙ КОСТЮМ | Вышивка | Культура| Кухня
Группа для тех, кто интересуется чувашским костюмом, вышивкой, ткачеством, узорами, промыслами.
Основу чувашского костюма — женской и мужской одежды составляла белая рубаха кĕпе.
Показать полностью. Она изготавливалась из одного полотнища конопляного (посконного) холста, перегнутого пополам и сшитого по продольной линии. Боковины закрывались прямыми вставками и клиньями, расширявшими книзу силуэт рубахи. Прямые и узкие рукава длиной 55—60 см вшивались под прямым углом и дополнялись квадратной ластовицей.
Женские рубахи имели высоту 115—120 см и центральный грудной разрез. Они орнаментировались вышитыми узорами по обеим сторонам груди, по рукавам, вдоль продольных швов и по подолу. Контур узоров выполнялся чёрными нитками, в их расцветке преобладал красный цвет, дополнительными были зелёный, жёлтый и тёмно-синий. Главными узорами были нагрудные розетки кĕскĕ или ромбовидные фигуры сунтăх (пуштĕр, кÿнчĕк, кĕсле) из красных домотканых или ситцевых лент.
Мужские рубахи имели высоту 80 см и орнаментировались скромнее. Правосторонний грудной разрез выделялся полосками вышитого узора и красными лентами, а также треугольной красной нашивкой.
В конце XIX века в низовой группе анатри распространились рубахи из цветных домотканых холстов улача в синюю или красную клетку. Их украшали нашивками из ситца по груди и плечам, а по подолу — 1—2 оборками из цветной фабричной ткани или цветного домотканого холста. Поверх рубахи повязывали фартук чĕрçитти — орнаментированный, из белого холста или цветной, из красной, синей, зелёной пестряди. Верховые чуваши носили белый фартук саппун с нагрудником, украшенный узорами на подоле. Подпоясывались 1—2 поясами пиçиххи и закрывали тыльную часть фигуры подвесками разного вида: старинными украшениями из трубок и чёрной бахромы хÿре, вышитыми принадлежностями сарă, по бокам — парными подвесками яркăч. До XX века у чувашей бытовал особый вид распашной обрядовой одежды типа традиционного халата — белый прямоспинный шупăр. Он отличался длинными узкими рукавами и богатой орнаментацией с сочетанием вышивки и аппликации в верхней части, вдоль бортов и по подолу. Обязательной принадлежностью женской и мужской одежды были белые штаны йĕм с широким шагом, длиной до щиколоток или выше.
ЧУВАШСКИЙ КОСТЮМ | Вышивка | Культура| Кухня запись закреплена
Чувашский костюм невозможно представить без вышивки. В Чувашском книжном издательстве вышел в свет настоящий путеводитель в волшебный мир чувашской вышивки – в руках начинающих мастеров появится помощница-советчица в виде книги. «Чувашская вышивка в школе» — так называется новое издание. Авторы — Е.Н. Жачева и А.А. Ефимова.
Показать полностью.
Используя народное художественное творчество в работе с детьми, можно формировать у них нравственные качества, начало гражданских и интернациональных чувств, жизнерадостное мировосприятие, научить ценить и уважать культуру своего народа, развивать творческие способности, считают авторы.
При освоении вышивки у учителей и воспитателей детских садов возникает немало практических вопросов, есть необходимость в наглядных образцах для работы. Книга призвана помочь педагогам, воспитателям дошкольных учреждений, руководителям кружков, а также всем, кто желает самостоятельно научиться вышивать, освоить этот широко распространенный вид декоративного искусства.
Нередко школьными кружками руководят учителя технологии, не имеющие специальной художественной подготовки. Задел этой книги – помочь им в организации и осуществлении воспитательной работы с учащимися.
Авторы надеются, что материалы нового издания окажут помощь учителям, руководителям кружков и студий декоративно-прикладного искусства, также выражают огромную благодарность ученикам младших классов Таушкасинской СОШ Цивильского района, ученикам средних и старших классов СОШ № 5 г. Канаш, студентам технолого-экономического факультета Чувашского государственного педагогического университета имени И.Я. Яковлева за предоставление вышитых изделий для иллюстрирования книги.
Редактор А.Г. Владимирова, художник – И.Е. Калентьева. Использованы иллюстрации Л.В. Петрова и фотографии М.А. Костарева.
Тираж 5 тысяч экземпляров. Издание рекомендовано Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики.
Об авторах
Евгения Николаевна Жачева родилась 18 октября 1940 года в д. Тюнзыры Цивильского района Чувашской АССР. После окончания средней школы с 1958 г. по 1961 г. работала в колхозе «Коммунар» Цивильского района, затем устроилась швеей-мотористкой в инвалидную артель «Волга» в г. Чебоксары. С детства участвовала в художественной самодеятельности, любила петь и дирижировать хором. Мечта стать музыкантом привела ее в 1968 г. на музыкально-педагогический факультет Чувашского государственного педагогического института им. И.Я. Яковлева, по окончании которого она получила диплом по специальности: преподаватель музыки и пения. В 1968-1969 гг. работала учительницей музыки и пения в Цивильской средней школе № 1. В 1969 г. переехав в Туркмению, работала музыкальным работником в Кизыл-Арватском гарнизонном детском саду, затем художественным руководителем смешанного хора из 75 человек в Кизыл-Арватском доме офицеров Туркменской ССР. В 1971 г. переехала в г. Чебоксары, работала музыкальным работником в детском саду № 102 г. Чебоксары.
В 1982 г. Е.Н. Жачева серьезно занялась вышиванием, которое вскоре стало ее основным занятием. Этапным в ее творчестве стало панно «Родословная», где поместилось 244 персоны. Изучала, исследовала и восстанавливала забытую технику вышивания в архивах и в музеях г. Чебоксары и г. Санкт-Петербурга. С 1992 г. по 2011 г. Евгения Николаевна работала педагогом дополнительного образования в средней школе № 39 г. Чебоксары, вела кружок вышивания. Ее воспитанники занимали призовые места на республиканских. региональных конкурсах.
Е.Н. Жачева проводит мастер-классы по вышивке, с октября 2013 г. ведет кружок вышивания в Национальной библиотеке Чувашской Республики.
Участвовала в республиканских и всероссийских выставках самодеятельных художников и мастеров декоративно-прикладного искусства (г. Чебоксары, октябрь 1982, январь 1985; г. Ленинград (ныне г. Санкт-Петербург), 1982; г. Москва, апрель 1985, июль 1987, 1988, 1996), в зональной выставке «Большая Волга» (2008). Ее работы экс-понировались также на персональных выставках.
Автор книги-альбома «Чувашская вышивка» (2006, 2013), которая удостоена премии Ассоциации книгоиздателей России в номинации «Лучшая книга, способствующая развитию регионов России».
Удостоена почетных званий «Народный мастер России» (1988), «Заслуженный работник культуры Чувашской Республики» (1993), «Народный академик Чувашии» (1994).
Ефимова Алина Александровна родилась 14 декабря 1975 года в деревне Новое Чурино Яльчикского района Чувашской АССР. После окончания технолого-экономического факультета Чувашского государственного педагогического университета имени И.Я. Яковлева работала учителем технологии в Чебоксарской школе № 24, педагогом в центре дополнительного образования Московского района г. Чебоксары. С 2003 года – преподаватель кафедры технологии и предпринимательства, декан факультета довузовской подготовки ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. Кандидат педагогических наук, в 2009 г. ей присвоено ученое звание доцента.
А.А. Ефимова в своей работе использует эффективные формы, методы и средства обучения, совершенствуя профессиональное мастерство. Подготовленные и руководимые ею студенты неоднократно становились победителями всевозможных конкурсов, фестивалей и выставок. Участвует в организации мастер-классов по народным промыслам, выставок декоративно-прикладного искусства, проводит персональные выставки. Является одним из организаторов регионального конкурса молодых дарований среди студенческой и учащейся молодежи в области дизайна одежды и декоративно-прикладного искусства «Территория стиля».
Основное направление научной деятельности: возрождение народных промыслов, обучение студентов основам художественных ремесел — чувашской вышивке, узорному ткачеству и т.д. Результатом этой работы стала разработка концепции воспитательной системы технолого-экономического факультета «Воспитание средствами чувашского народного декоративно-прикладного искусства», которая заняла 3-е место в университете и удостоена диплома II степени во Всероссийском конкурсе.
А.А. Ефимова является обладателем грантов на разработку научно-ис-следовательских проектов Российского гуманитарного научного фонда по темам «Этнокультурные традиции детского рукотворчества в мире традиционной народной куклы» (2008—2009 гг.) и «Трансформация национальных видов рукоделия в предметную область «Технология»: региональный аспект» (2009—2010 гг.).
Является одним из авторов учебных пособий по технологии для 5—8 классов, которые используются в школах Чувашии.