Вышивка для детей от руси

«Русская вышивка. Из истории вышивки.»
материал по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по ознакомлению детей с русской вышивкой.

Скачать:

Вложение Размер
vyshivka.docx 14.37 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственная образовательная деятельность

Тема: «Русская вышивка. Из истории русской вышивки».

Программные задачи. Познакомить детей с историей русской вышивки. Показать красоту вышитых изделий.

Воспитывать уважение к труду вышивальщиц. Показать взаимосвязь явлений природы с народным творчеством. Развивать художественный вкус.

Материал. Выставка изделий, украшенных вышивкой. Ход занятия.

Педагог рассказывает историю русской вышивки, сопровождает рассказ показом различных вышитых изделий.

Рассказ педагога: «Вышивка — один из древнейших видов народного художественного творчества. Издавна человек передавал красоту природы, свои ощущения и переживания условными знаками и узорными мотивами (прямыми и волнистыми линиями, крестами, квадратами, треугольниками, ромбами, кругами). Наши предки восточные славяне — были язычниками, они поклонялись природным богам. Различные явления природы они изображали условно. Знаками изображали землю, солнце, воду, птиц, растения, животных, человека. Таких знаков-символов у славян было много, они приобретали смысл «оберегов». Вышивки-«обереги» размещали на одежде, веря то, что они предохранят человека от разных неприятностей и принесут в дом счастье. Они располагали на вороте рубахи, подоле, оплечье, груди. На полотенцах и скатертях вышивки размещались на концах, с обеих сторон; на простынях-по нижнему краю; на платках-по всем четырем сторонам. Из простых знаков-символов составлялись более сложные узоры. Часто в орнаментах изображали птиц и зверей. Лебедь олицетворял собой юную прекрасную девушку, невесту — это символ верности; уточка, курочка — символ трудолюбия хозяйки дома, символ плодородия; голубь — символ супружеской верности и счастливой семьи; пава — символ счастливой любви; конь со всадником — символ мужества, знак Солнца. Женская фигура была символом плодородия земли и всего живого, птицы на ее руках символизировали подвластные ей стихии. Мужская фигура олицетворяла мужское божество — символ рода.

По древним русским обычаям праздничный костюм и предметы убранства крестьянского жилища украшались вышивкой. Для выполнения вышивки требовались несложные приспособления: ткани, нитки, пяльцы имелись в каждой семье. Домашней вышивкой в основном занимались женщины. Вышивать в семье учили с 5-6-летнего возраста. Каждая девушка готовила специальные вышитые полотенца, которыми она одаривала на свадьбе новую родню и всех почетных гостей. Таких полотенец нередко было около ста. Одежду шили из прямых кусков ткани, на которых легко вышивать по прямой нитке. Русская одежда различалась по назначению (будничная, праздничная, венчальная, траурная), а также имела особенности в зависимости от возраста, места проживания ее носителей (северорусская, южнорусская). Площадь узора и его яркость зависели от назначения костюма и возраста женщины. Самой нарядной была рубаха в костюме молодой, недавно вышедшей замуж женщины, которую она имела право носить только до рождения первого ребенка. Такие рубахи вышивались красными нитками и отличались сложным узором. Вышивкой в костюме молодой женщины украшали также передник, подол сарафана или понёвы (юбки из клетчатой или полосатой домотканой шерстяной ткани). Оформление женского праздничного костюма завершал роскошный головной убор, который мог быть украшен цветным или злотым шитьем. С рождением каждого ребенка количество узоров в костюме женщины уменьшалось, цвет становился менее ярким, головной убор был скромнее и проще. У пожилых людей в узоре почти исчезал красный цвет и блестящие украшения. Специально готовилась одежда для свадьбы.

В течение нескольких столетий у русского народа в разных районах в соответствии с местными природными условиями, особенностями быта вырабатывались определенные приемы выполнения вышивки, характер орнамента и его колорит. Были созданы разнообразные узоры: геометрические; геометризованные с антропоморфными (женскими и мужскими) и зооморфными (олени, кони, птицы и т.д.) фигурками; растительные; изобразительные (сюжетные). Русская народная вышивка очень разнообразна, но, несмотря на различие приемов исполнения и характерных особенностей орнамента каждого края, ее можно условно разбить на три большие группы: народная вышивка русского Севера, юга России и центральных районов России. Основным элементом всякой вышивки является стежок. Стежок — это часть рабочей нитки, расположенной на ткани между двумя проколами иглы. Шов — ряд повторяющихся стежков. В вышивке используются следующие швы: «шов вперед иголку», «шов-шнурок», «шов за иголку», «стебельчатый шов», «тамбурный», «козлик», «крестик» и т.д.»

Педагог предоставляет детям возможность рассмотреть вышитые изделия.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Матрешка русская и ее историяМатрёшка (уменьшительное от имени «Матрёна») — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число .

конспект открытого занятия в подготовительной к школе группы «Русский костюм — хранитель истории&quot.

Познакомить детей с историей русской вышивки. Показать красоту вышитых изделий. Воспитывать уважение к труду вышивальщиц. Показать взаимосвязь явлений природы с народным творчеством. Развивать х.

Матрешка русскаяи ее история Матрёшка (уменьшительное от имени «Матрёна») — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшег.

Патриотизм — явление естественное и необходимое для полноценного существования каждого гражданина. Патриотизм — это чувство гордости за свою Родину. Дошкольный возраст — пора интенси.

Искусство украшать собственную одежду вышивкой мордовский народ освоил в глубокой древности. К сожалению, среди археологических находок тканей сохранилось мало, следовательно, сложить представление о .

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • СЛАВЯНЕ И РУСЬ. (753)
  • ОБЕРЕГИ, ТАЛИСМАНЫ (217)
  • СЛАВЯНСКАЯ ОБЕРЕЖНАЯ, ТРЯПИЧНАЯ КУКЛА (106)
  • ЗАГОВОРЫ И ОБРЯДЫ (101)
  • ЗАБЫТЫЕ ЗНАНИЯ СЛАВЯН (69)
  • ИСТОРИЯ РУСИ (58)
  • СЛАВЯНСКАЯ ОБЕРЕГОВАЯ ВЫШИВКА (35)
  • СКАЗКИ, ЛЕГЕНДЫ. (30)
  • КОЛОВРАТ (16)
  • СЛАВЯНСКАЯ ОДЕЖДА (15)
  • Родовая память, РОД (13)
  • РЫСЬ (13)
  • Славянская живопись (11)
  • АЛАТЫРЬ (7)
  • БАБА ЯГА. ЗА, или ПРОТИВ? (6)
  • Тёмные пятна в истории Руси. (6)
  • Аркона — священный город славян (5)
  • ГИПЕРБОРЕЯ (4)
  • РУНЫ (3)
  • ЧАРОВНИЦЫ ? (1)
  • Ну, Петр и мудак! (1)
  • НЕПОНЯТНО, НО ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО (225)
  • Кто же ты, загадочный Магн Максим? (36)
  • непонятное о крови (25)
  • ЗИККУРАТ (19)
  • РАСТЕНИЯ ЖИВЫЕ. (17)
  • НЕПОНЯТНЕЕ ВСЕГО С РЕПТИЛИЯМИ (11)
  • сфера дьявола (10)
  • ЛЮДИ-ЗВЕРИ (9)
  • грифоны (8)
  • Творец ли Яхве ? (8)
  • НУ, СОВСЕМ КРУТЫЕ ЗАГАДКИ (6)
  • НИБИРУ, АНУАКИ — фигня или нет? (5)
  • сфера Бога (5)
  • Ариохристианство (4)
  • СВЕТЛЫЙ СТРАННИК? (4)
  • ЛУНА (3)
  • куски какого то сна..рыцари..(вот уж никогда не ин (2)
  • ЖИТЕЛИ ДУХОВНОГО МИРА (2)
  • космос (2)
  • БОГ — ИНОПЛАНЕТЯНИН? (2)
  • ЕГИПЕТ (2)
  • ЧТО-ТО ИНТЕРЕСНОЕ ПРО ПЕРЕХОД (1)
  • ТВАРИ (1)
  • АНТАРКТИДА (1)
  • ИНТЕРЕСНО (140)
  • КАМНИ (13)
  • СМЕШНОЕ (12)
  • ЖИВОПИСЬ (10)
  • ИСТОРИЯ (5)
  • СЕВЕР (3)
  • ДЛЯ КОМПА (3)
  • дальние страны (1)
  • ПСИХОЛОГИЯ (45)
  • СТИХИ (20)
  • ЗДОРОВЬЕ (140)
  • БИОЭНЕРГЕТИКА, ПРАКТИКИ,и пр. (42)
  • ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ (37)
  • ВОЛШЕБСТВО (13)
  • АПОКАЛИПСИС, ИЛИ ПРИЗНАКИ ПОСЛЕДНЕГО ВРЕМЕНИ (133)
  • ГЕНОЦИД (59)
  • НЕ ПЕЙ ИЗ КОПЫТЦА _ КОЗЛЕНОЧКОМ СТАНЕШЬ (17)
  • МРАКОБЕСИЕ РЕЛИГИИ (12)
  • ПАЛАТА № 6 (12)
  • НАРКОТИКИ (4)
  • РУКОДЕЛИЕ (96)
  • РУКОТВОРНЫЕ ДЕРЕВЬЯ (24)
  • ВЯЗАНИЕ (17)
  • оформление работ (9)
  • ПЛЕТЕНИЕ (6)
  • ОБУВЬ (3)
  • ВЫШИВКА (3)
  • ВАЛЯНИЕ (3)
  • КОФЕЙНЫЕ ИГРУШКИ (2)
  • МЫЛО (2)
  • СЛОВО. И МЫСЛЬ. (48)
  • СЛОВА ПАРОЛИ (16)
  • ЭМОЦИИ. (8)
  • МАТ (1)
  • ДЕТЯМ (36)
  • ИГРУШКИ (18)
  • ССЫЛКИ (9)
  • ШЬЁМ ДЕТЯМ (1)
  • . (35)
  • РЕЦЕПТЫ (34)
  • сладкие рецепты (9)
  • выпечка (6)
  • мясное (5)
  • сыр (3)
  • вкусные украшалки (2)
  • творог (1)
  • СРЕДА ОБИТАНИЯ (28)
  • ДОМ (7)
  • САД (4)
  • ЦВЕТЫ (3)
  • МАСЛА (2)
  • ОГОРОД (2)
  • КОМНАТНЫЕ ЦВЕТЫ (1)
  • ЛЕС (1)
  • ВОСТОК ДЕЛО ТОНКОЕ.. (15)
  • ДРАКОН.. (7)
  • ШКОЛА ОРЛА И ЗМЕИ.. БОЕВОЕ ИСКУССТВО. (2)
  • ОРЁЛ (2)
  • ТИБЕТ (2)
  • АСГАРД (5)
  • !! САМБИЯ !! (3)
  • КСИКРИК НА РЕКЕ НОВОГОР (2)
  • ВЕЛИКАЯ ТАРТАРИЯ.. (1)
  • ДРЕВНЯЯ АРХИТЕКТУРА (1)
  • Тибет (1)
  • АНТАРКТИДА (1)
  • форты (0)
  • КИТАЙ (0)
  • ВОЛК (0)
  • ПУТЬ (0)

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Друзья

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Традиции : Обережная вышивка детской одежды славян

Традиции : Обережная вышивка детской одежды славян

Детскую одежду обычно шили из старой одежды родителей – не только и не столько потому, что она уже много раз стираная и потому мягкая, не повредит, не натрет кожу ребёнка, а потому, что она впитала в себя родительскую энергию и силу, и ею защитит, убережёт ребенка от дурного глаза, порчи, несчастий. Девочке одежду шили из материнской, мальчику, разумеется, из отцовской, таким образом предрешая правильное развитие в зависимости от пола – девочке передавалась сила материнства, мальчику – мужская сила.

Когда дети подрастали и уже обретали какую-то свою собственную защитную силу, им полагалась своя первая рубаха, из новины. Это обычно приурочивалось к моменту первой возрастной инициации – в три года. С двенадцати лет девочка получала право носить собственную (правда, пока девичью) понёву, мальчику полагались первые штаны-порты.

Так как для детей до трёх лет одежда была переделанной из родительской, то и обережная вышивка, разумеется, на ней оставалась та же, родительская. Её менять было не только неудобно и непрактично, но и нецелесообразно – ведь она обеспечивала кроме оберегающей функции ещё и связь поколений, родство и преемственность. Так, если отец ребенка бы охотником, то и обереги на его одежде были связаны с охотой, и именно они передавались с этой одеждой мальчику. Точно также по женской линии ремесло “передавалось” девочке. Вернее, не само ремесло, а сила многолетнего родительского опыта в нём защищала дитя. Каждый же защищает по-своему, верно? Ткачиха защитит особым узором полотна, пряха – наузами, охотник – клыком животного… А результат будет одним и тем же.

А вот обережная вышивка для собственной одежды ребёнка уже отличалась от оберегов взрослых. Во-первых, цвет обережной вышивки для детей был всегда красным, тогда как для взрослой одежды он мог быть различным. Так, женщины часто использовали в вышивке кроме красного чёрный цвет – цвет матери-земли, пытаясь таким образом защитить своё чрево от бесплодия. Мужчинам же часто был нужен для оберега синий или зелёный цвета – синий защищал от гибели от стихий, зелёный – от ран. У детей этого не было. Считалось, что дети находятся под опекой и защитой своего рода.

На рубахе девочки-девушки вышивка в основном шла по подолу, рукавам и ожерелью, а у замужней женщины – грудь, ворот, вышивка по подолу была шире – в ней отражалось еще и новое родство, принадлежность к роду мужа.

Основными охранительными символами для девочки были: Богини-покровительницы судьбы, символ рода, древесные орнаменты, символ покровителя дня её рождения, символы земли (опять же, отличающиеся от женских символов земли – у тех в основном она представлялась либо распаханной, либо уже засеянной) и женских ремёсел.

Мальчики (как и девочки) до двенадцати лет носили рубахи без поясов. Основными символами, охраняющими мальчиков, считались: символы огня, солнечные символы, изображения тотемных животных, разумеется, также символ рода-покровителя и духа-покровителя дня рождения, колокольчики-бубенчики и символы мужских ремёсел.

До совершеннолетия мальчики и девочки могли также носить общие обереги.

Проходя инициацию в двенадцать лет, обереги мальчика менялись, становились (как и у девочки) более поло-определёнными. Появлялся пояс и, разумеется, оберегов становилось меньше – ведь росла своя собственная сила.

В вышивке уже появлялись изображения Богов (для детей они были попросту чересчур сильны, не позволяя ребёнку вырабатывать свой “иммунитет”), уже не столько для оберегания, сколько для покровительства, у молодых девушек – символы плодородия, у молодых юношей – воинские. Разумеется, ни девочке, ни мальчику они были не нужны.

Кроме вышивки на одежде часто детскими оберегами служило множество предметов, которые вешались над колыбелью малыша, кроватью девочки или мальчика, потом носились на плече или на поясе.

Все это выполняло не только охранительную и защитную функции, но и служило связующим звеном между человеком и Природой.

Читайте также:  Сумки с вышивками них
Оцените статью
Традиции : Обережная вышивка детской одежды славян