Урок в 6 классе: Техника вышивания: шов «крестик».
учебно-методический материал по технологии (6 класс) на тему
Задачи:
Образовательные:
- Ознакомить с историей возникновения вышивки крестом, с композиционным построением рисунка.
- Продолжить отрабатывать навыки по выполнению счетных швов.
Развивающие:
- учащиеся будут развивать внимание, память, творческие способности.
Воспитательные:
· воспитывать любовь и уважение к творчеству народных мастеров.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Техника вышивания: шов «крестик». | 27.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Техника вышивания: шов «крестик». Практическая работа .
Цель урока: учащиеся познакомятся с технологией вышивания.
- Ознакомить с историей возникновения вышивки крестом, с композиционным построением рисунка.
- Продолжить отрабатывать навыки по выполнению счетных швов .
- учащиеся будут развивать внимание, память, творческие способности.
- воспитывать любовь и уважение к творчеству народных мастеров.
Тип урока: освоение нового материала.
Стратегии: Организация учебно-познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный метод.
Самостоятельной познавательной деятельности учащихся: выполнение практической работы;
Контроля и самоконтроля: самооценка своей работы учащимися, мини-выставка.
Материалы и оборудование:
Мини-выставка « Чудо-крестик», образцы вышивки, схемы, презентация «Вышивка крестом» ткань, нитки “Мулине”, ножницы, игла.
1. Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Сегодня, когда зашли в класс, вы внимательно посмотрели все экспонаты на мини-выставке. Скажите, что вам понравилось? Что объединяет эти предметы?
Сегодня на уроке познакомимся с историей возникновения вышивки крестом, с композиционным построением рисунка. Научимся вышивать.
2. Объяснение нового материала.
А) Беседа. Слайд (4)
- Какие виды рукоделия вы знаете?
- Где чаще всего встречается вышивка?
- Какие виды вышивки вам знакомы?
- Откуда взяла свое начало вышивка, кто занимается этим творчеством?
Исторические сведения. ( слайд5)
“Мы можем только догадываться, где и когда люди впервые стали использовать иглу и нить для сшивания кусков ткани. На основании древнейших рисунков документов и преданий можно предположить, что люди шили и вышивали с древних времен. Но в отличие от глины, дерева и металла, ткани не выдерживают испытания временем. Влага и солнце достаточно быстро приводит ткань в негодность, поэтому до наших дней сохранились лишь несколько образцов шитья и вышивки, изготовленных до XV века. В качестве нитей использовали растительные волокна и жилы животных. В X1V веке уже применялись железные иглы с крючком, заменяющим ушко для удерживания нити. Металлические иглы с ушком появились в Европе только в ХV веке”.
Люди всегда стремились украшать ткань вышивкой или, нашивая на нее драгоценные камни, ракушки, бисер, кусочки стекла, металла или кожи. Такие ткани очень высоко ценились в обществе — они указывали на богатство и власть своих хозяев. Кроме одежды люди украшали предметы быта.
“На Руси вышивка известна еще в домонгольский период. Вышивка выполнялась шелком, золотой и серебряной нитью, драгоценными камнями и жемчугом. Ею украшались стены храмов.
Большое место в узорах русской и славянской вышивке занимают орнаменты, растения и животные геометрической формы. Мотивы женской фигуры, всадника, цветущего дерева, а также ромба с его разновидностями, квадраты, треугольники занимают большое место в народной вышивке. Ромб, крест означают крест, женщина, растение символизирует плодородие, птица – наступление весны. В основном это были счетные швы и гладь.
В странах Востока чаще всего использовали золотую нить, шелк, серебро по таким тканям, как бархат, атлас, шелк, сукно, шерсть. Отдавали предпочтение красному, фиолетовому, синему и зеленому цветам. В орнаментах восточных вышивок преобладают изображения животных, птиц, квадратов и ромбов. Использовали гладь, тамбурный и стебельчатый швы.
Виды рукоделия. (образцы представлены на мини- выставке)
— работа с кожей и т. д.
Вышивка – один из популярных видов отделки одежды.
Инструменты и приспособления. Слайд (6)
Чтобы выполнить вышивку, не деформируя ткань, следует использовать пяльцы. (Учитель демонстрирует различные виды пяльцев). Пяльцы могут быть круглыми, квадратными, на подставке или без нее, деревянными или пластмассовыми, с винтом или без, различных размеров. Лучше подобрать пяльцы нужного размера с винтом.
Кроме пяльцев понадобятся следующие инструменты:
Ножницы лучше применять трех видов: маленькие с острыми концами, для подрезания и выдергивания нитей в ткани; средние для обрезания ниток при вышивании; большие для разрезания ткани и мотков ниток.
Иглу подбирают с большим ушком и тупым концом.
Наперсток применяют при прокалывании иглы через ткань. Его подбирают по размеру, бывают с донышком или без.
Утюг необходим для проутюживания ткани до работы, и после вышивания.
Копировальная бумага необходима для перевода рисунка на ткань.
Материалы. Показ образцов.
“- Пластиковая канва применяется в качестве основы, ее не нужно удалять после вышивки.
— накладная канва наметывается на ткань и выдергивается после работы.
-плотная канва (“Рогожка”) используется для постоянного назначения.
Лен – ткань с толстыми нитями. Чаще всего используется для вышивки крестом.
Хлопчатобумажная ткань обладает прочностью и мягкостью. Эти свойства ткани важны в данной работе. Используется для глади, ришелье, креста и контурной вышивки.
Мешковина – ткань с редкой структурой. Используется реже других видов тканей.
Кроме тканей необходимо правильно подобрать нитки.
“Нитки должны быть хорошо окрашенными, прочными, должны хорошо пружинить при растягивании.
Нитки “Мулине” продаются в моточках, поэтому после разрезания они часто путаются. Их следует наматывать на шпульки или хранить в специальных органайзерах, откуда далее их легко извлечь”.
Рисунки для вышивки
Рисунки для счетной вышивки и для свободной отличаются друг от друга.
Если размер рисунка не устраивает, то следует уменьшить его или увеличить.
Учитель комментирует выполнение вышивки.
“Первый прокол выполняется из левого нижнего угла в правый верхний угол. Таким же образом выполняются все остальные стежки. Игла выводится горизонтально вниз.
Игла выводится на лицевую сторону, следующий стежок перекрывает предыдущий в другом направлении. Игла вкалывается в проколы первой строчки.
После того, как ряд креста выполнен, игла выводится вниз.
А теперь посмотрите на работы ваших сверстников. Вам нравятся они? Слайды (12-15)
Повторение правил техники безопасности при работе с иглой и ножницами.
- Иглу хранить в игольнице. При потере обязательно найти ее. При поломке вколоть в ткань и отдать учителю. Не размахивать иглой по сторонам.
- Ножницы передавать кольцами веред. Должны лежать с сомкнутыми лезвиями.
Повторить все этапы выполнения вышивки.
3 . Практическая работа.
- Учащиеся выполняют упражнения на канве.
- Вышивка по схеме.
4. Подведение итогов урока.
- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
- Что больше всего вас заинтересовало?
- Какую вышивку выполнять быстрее и проще?
1) Назовите виды рукоделия.
2) Назовите виды вышивки.
3) Какие инструменты применяются при вышивании?
4) Какие материалы можно использовать для вышивки?
5) Расскажите технику вышивания креста.
2. Выставление оценок.
Объявить оценки учащихся за работу. Показать лучшие работы. Назвать типичные ошибки и способы их исправления.
5. Домашнее задание.
Продолжить вышивание крестиком по схеме.
Журнал Diana Креатив №3,№7 ,11.2007г.
Домоводство и обучающий труд : Учебное пособие / Составитель А.П. Тарасова.-С- Пб.:МиМ-Экспресс, 1996.
Технология. Учеб. для учащихся 6 кл . общеобразоват. шк. (вариант для девочек) / В.Д. Симоненко, Ю.В. Крупская, О. А. Кожина и др.; Под ред. В.Д. Симоненко. М.:Вентана-Граф, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ресурс содержит подробный конспект урока и наглядную презентацию. Для удобства, в плане урока используются схематические рисунки. Предназначен для учителей физической культуры общеобразовательных учре.
Задачи урока:1) Образовательные:2) Закрепление технике приема и передачи мяча снизу двумя руками, совершенствование нижней прямой пода.
Ниточный дизайн (изонить) — · это искусство конструирования и изготовления изделий самого различного жанра с помощью цветных ниток;· это новый способ отражения действительности без художес.
Тема урока:Совершенствование техники ведения мяча. Освоение техники остановки мяча.Раздел:ФутболЦель урока:Развитие физических качеств (скоростных и координационных способностей)Задачи урока:1. Обучен.
Наглядный материал в виде презентации к уроку «Техника канзаши. Изготовление тюльпанов".
Технологическая карта урока технологии в 5 классе на тему «Понятие «техника». Классификация техники".
laquo;Техника преодоления подъёмов. Техника прохождения спусков и неровностей».
План-конспект урока технологии в 6 классе «Вышивка»
Татьяна Дурова
План-конспект урока технологии в 6 классе «Вышивка»
Изучение нового материала
Учитель Дурова Татьяна Сергеевна
Цель
Организовать деятельность обучающихся по приобретению знаний и умений по выполнению тамбурного шва.
Основное содержание темы, термины, понятия
Вышивание, тамбур, композиция.
Планируемые результаты
-знать историю возникновения и назначение тамбурного шва;
— расширить представление обучающихся о разных декоративных швах — тамбурном шве;
Личностные: формировать эстетическое отношение к миру прекрасного, воспитывать трепетное отношение к народному творчеству, национальной культуре;
Регулятивные: планирование промежуточных целей; развивать навыки вышивания тамбурного шва;
Познавательные: формировать понятие «тамбурный шов»
Коммуникативные: развивать навыки совместного действия
Этапы урока
1. Деятельность учителя
2. Деятельность учащихся
3. Организационный этап
4. Приветствие учащихся, контроль отсутствующих
5. Приветствие, настрой на урок.
6. Самоопределение к учебной деятельности
7. Подвести учащихся к осознанию цели урока
Просмотр фильма «Ремесло».
Здесь в каждой скатерти, салфетке, полотенце
Видны талант, душа и мастерство.
И женских рук тепло, и нежность сердца,
И ярких красок жизни торжество. (В. Ганжар)
— Давайте сформулируем тему нашего урока и цель нашего урока.
История народного творчества насчитывает тысячелетия, но она не может потерять своей актуальности в определённый период, поэтому нужно знать традиции своего народа каждому гражданину своей страны. Вывод: Язык русской народной вышивки – это письмо, только вместо бумаги применялся холст, а чернила заменялись красной и синей нитью. С древних времён считалось что писать значит- писать и украшать.
Учащиеся смотрят фильм.
Дети высказывают мнения, формулируют тему и цель, записывают в тетрадь:
-Вышивка. Технология выполнения тамбурного шва.
-научиться вышивать тамбурный шов, узнать о его применении в быту.
Актуализация опорных знаний (Приложение 1.)
-Давайте вспомним, что вы знаете о вышивке? Аукцион знаний (вопросы из шкатулки):
1. Дайте определение понятия «вышивание».
2. Перечисли инструменты и приспособления для вышивания.
3. Чему должна соответствовать длина и толщина иголки?
4. Назови простые украшающие швы.
5. Что такое композиция.
6. Как вы думаете, какие качества в человеке воспитывает вышивание?
7. Где может применяться вышивка?
Ответ: вышивание – это техника украшения изделий различного вида стежками из ниток.
Ответ: нитки, иголки, наперсток, пяльцы, ножницы.
Ответ: длина и толщина иголки должна соответствовать толщине ниток и плотности ткани, предназначенной для вышивания.
Ответ: шов «вперед иголку», «перевивы», «козлик», «петельный», «стебельчатый».
Ответ: Объединение элементов изображения в одно целое, имеющее единую форму и содержание.
Ответ: усидчивость, аккуратность, терпение, вкус
Ответ: для украшения костюмов. Свадебное приданое, салфетки, скатерти, полотенца (ручник) отделки и т. д.
Исследовательская работа с привлечением Интернет-ресурсов. Какого толкование слова «тамбур» ?
Слово нашим лингвистам.
Учитель дополняет и обобщает исследование обещающихся.
«-Буквы для вензелей на платках вышивались тамбуром; слышите ли? Тамбуром, а не гладью». (Достоевский)
Тамбурный шов представляет собой непрерывный ряд петель, выходящих одна из другой. Шов можно выполнять как в пяльцах, так и без них. В обоих случаях стежки надо выполнять движением иглы к себе. Вышивая без пялец, следите за тем, чтобы ткань не стягивалась, а петельки шва имели округлую форму. Этот шов похож на цепочку, звенья которой выходят одно из другого. Начиная вышивать, иголку из исходной точки перемещают под тканью по линии рисунка на расстояние, равное стежку. При этом рабочая нитка в виде петли остаётся под иглой. Делая последующие стежки, иголку вкалывают в образованный предыдущим стежком кружок (петлю).
Учитель предлагает учащимся найти сведения о вышивании тамбурным швом на Руси.
Обучающиеся высказывают своё обоснованное мнение: 1. (тамбур). Барабан. 2. (тамбур). Цилиндрическая часть крыши с куполом. 3. (тамбур). Пристройка у дверей, защищающая от ветра, дождя. 4. (тамбур). Закрытая площадка пассажирского железнодорожного вагона. 5. (тамбур). Вышиванье крючком на круглой раме или вязанье, при котором петля входит в петлю. 6.(тамбур). Восточный струнный музыкальный инструмент, род –мандолины.
Обучающиеся озвучивают правила ТБ и выполняют практическую работу по инструкционной карте (приложение2.)
Практическая работа(выполнение тамбурного шва)
Обучающиеся в парах оценивают работу друг друга в парах (критерии оценивания в приложении).
Физкультминутка. Гимнастика для глаз
1ученица. История применения тамбурного шва измеряется тысячелетиями. Еще до нашей эры его применяли в своих вышивках сирийцы, греки, римляне, иранцы и индусы. Постепенно этот вид искусства стал известен и во многих странах Европы. Многие считают родиной этого шва Индию или Персию. Именно в этих странах его выполняли с помощью специального крючка «арии».
2ученица. На Руси он получил распространение с 18 века. При этом в каждой области он имел свое название. Русские женщины называли его «цепочкой», швом «внакидку», или «петельным». Выполняли этот простой тамбурный шов шелком либо шерстью, льняной либо хлопчатобумажной ниткой. Рукодельницы того времени выполняли этот шов небольшим крючком с очень острым концом, легко пронзающим любую ткань.
3 ученица. Этот вид шва был очень распространен в русской народной вышивке 19 века. Особую популярность шов цепочкой обрёл в Архангельской (Каргополь, Ярославской, Костромской, Тверской и Санкт — Петербургской губерниях. Тамбурный шов использовался для отделки одежды, дворцовых интерьеров, мелких бытовых предметов, вещей церковного обихода.
4 ученица: Коллекция вышивок Смоленского музея имеет вековую историю. Ее зачин принадлежит Марии Клавдиевне Тенишевой (1858-1928, основательнице в Смоленске музея “Русская старина”. Традиционными были два вида вышивки: вышивка по целой ткани (исполнялась по счету нитей ткани — “крест”, “роспись”, “набор”, “настил”, “косичка”) и вышивка по разреженной ткани (исполнялась по предварительно подготовленной ткани, когда часть нитей основы и утка удалялись, это “строчка” и “перевить”).
Заочная экскурсия «Вышивка- творение мастеров» (показ слайдов)
внимание вышивка, как вид декоративно-прикладного творчества?
Какое влияние вышивка оказывала на формирование душевных качеств человека?
-величием, красотой, изысканностью, богатым декором.
-истинные мастера были люди с чистой душой и помыслами.
– Что такое тамбурный шов?
-Где можно применить ваши знания и умения, полученные на сегодня на уроке?
1.Тамбурный шов— это непрерывный ряд петель, выходящих одна из другой.
2. Тамбурный шов поможет при ремонте одежды. Цепными стежками можно пришивать накладные заплатки. Но все-таки основное назначения тамбурных швов – это декоративная вышивка узором или гладью.
Выставка творческих работ прошлых лет. (Приложение 3.)
Домашнее задание
1. Прочитать текст учебника.
Обучающиеся записывают домашнее задание.
Литература
1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (вариант для девочек) / Под ред. В. Д. Симоненко 2-е изд., перераб. – М. : Вентана-Граф, 2007.- 2008 с. :
2. Литвинец Э. Н. Учитесь вышивать — М. : Знание/ Сделай сам №4/ 1991.
3. М. Вышивка/ Максимова М. Кузьмина М – М. : Эксмо 2004.
Карточка с вопросом.
«Передай вопрос другому»
1. Дайте определение понятия «вышивание».
2. Перечисли инструменты и приспособления для вышивания.
4. Чему должна соответствовать длина и толщина иголки?
5. Назови простейшие украшающие швы.
6. Что такое композиция.
7. Как вы думаете, какие качества воспитывает вышивание?
8. Где может применяться вышивка.
Инструкционная карта: Технология выполнения тамбурного шва.
1. Вдеть в иглу нить сложенную вдвое.
2. Выполнить закрепление нитки в начале работы. Если вышивать ниткой сложенной вдвое, то закрепление нитки на ткани может быть первой петлей тамбурного шва.
! Удобнее всего тамбурный шов выполнять сверху вниз или как говорят «на себя».
3. Уложите рабочую нить слева от контура узора.
4. Прижать нить большим пальцем левой руки, ввести иголку в предыдущий прокол. Иголку вывести на лицевую сторону так, чтобы нитка оказалась под иголкой. Отпустить нитку из под большого пальца и затянуть петлю.
! Не затягивайте петлю сильно, это приведет к стягиванию ткани.
5. Выполнить следующий стежок так, чтобы острие иглы попало в точку, из которой выходит нитка.
6. Выполнить строчку тамбурного шва длиной 12 см. Выполнить закрепление нитки в конце работы.
! Классическое выполнение тамбурного шва требует, чтобы все петельки были одинакового размера!
• Все петли стежка должны быть одинаковые.
• Петли располагать на одной линии.
• Каждая следующая петля должна выходить из предыдущей.
• В конце шва обязательно сделать стежок-закрепку. Карта пооперационного контроля к
Конспект урока по технологии во 2 классе «Пальчиковый театр» Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Балаково Саратовской области Региональный.
Конспект урока технологии «Предметы искусства и коллекции в интерьере» в 7 классе Конспект урока «Предметы искусства и коллекции в интерьере» 7 класс Раздел: интерьер жилого дома. Цель урока: Изготовление шкатулки в технике.
Конспект урока технологии «Фонарик» во 2 классе ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Предмет: Технология Класс: 2 «а» класс Оборудование: доска, учебники по предмету, рабочие тетради, наглядный.
Конспект урока технологии в 3 классе «Игрушки из бумаги в технике оригами» Конспект урока технологии 3 КЛАСС 1. Тема урока: Конструирование из модулей. 2. Изделие, выполняемое на уроке: ёлочка, снежинка, звездочка.
Конспект урока технологии в 3 классе «Почта» Технологическая карта урока технологии Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «24» апреля 2015 года. Тема. Почта Тип урока:.
Конспект урока технологии в 1 классе «Орнамент из листьев Чучкошиного леса» Тема: Региональный компонент. «Орнамент из листьев Чучкошиного леса» Цель: Сформировать представление об орнаменте, их разнообразии и.
Конспект урока технологии в 3 классе «Кукольный театр. Проект «Готовим спектакль»» Технологическая карта урока технологии Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «08» мая 2015 года. Тема. Кукольный театр.
Конспект урока технологии во 2 классе «Выполнение мозаики из ватных шариков» Технологическая карта урока технологии Учитель: Антинг Валентины Германовны Дата проведения: 29.10. 2014 г. Класс: 2 «Г» Тема. Выполнение.
Конспект урока технологии «Виды пиломатериалов» в 5 классе Конспект урока «ВИДЫ ПИЛОМАТЕРИАЛОВ» 5 класс Цель: изучить с учащимися профили различных пиломатериалов, способ их изготовления и область.
Конспект урока по технологии в 7 классе для девочек «Виды теста и выпечки» Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Усть-Ярульская средняя общеобразовательная школа Разработка урока по технологии.