Вышивка это декоративно прикладное творчество

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Главная
  • Что это такое, как и зачем
  • Электронный журнал Экстернат.РФ
  • Разное
  • Вышивка как вид декоративно прикладного творчества

Вышивка как вид декоративно прикладного творчества

Вышивание — распространенный вид декоративно – прикладного искусства. Издревле вышивка украшала одежду человека и тканьевые изделия домашнего обихода – скатерти, рушники, занавески, салфетки. Для женщины – матери и хозяйки – вышивание было наиболее доступным видом прикладного творчества, и она сочетала свои эстетические потребности, жажду творческой деятельности с пользой для семьи и дома. Попадая в музей, где экспонируются старинные предметы быта, мы не можем не любоваться ярко расшитыми сарафанами, жилетами, кокошниками, вышитыми бисером сумками, кисетами, кошельками. И даже в крестьянской блузке или рубахе из простого холста с незамысловатым, но удивительно выразительным орнаментом обнаруживается бездна вкуса, талант неизвестной мастерицы.

Поистине необозрима география этого вида творчества. Пожалуй, не существует такого народа, чей национальный костюм не отделывался бы вышивкой. Возникнув в древние века (изображения вышивки встречаются в памятниках искусства древних цивилизаций Азии, Европы, Америки), искусство вышивания у разных народностей создало определенные, присущие только им традиции узорной вышивки. И именно в украшении предметов быта и в одежде дольше всего сохраняются и развиваются эти традиции.

Искусство вышивания имеет свою историю. Оно, как и любое другое искусство, знало периоды расцвета и упадка. Так, вышивки, созданные в эпоху Возрождения, отличаются необыкновенной художественной тонкостью и виртуозностью исполнения. Достаточно сказать, что рисунки для сюжетных вышивок нередко выполнялись известными живописцами (Перуджино, Боттичелли и др.). В 19 веке вышивание постепенно деградирует – к середине столетия оно становится в основном средством воспроизведения популярных картин, а во второй половине с возникновением и развитием машинного вышивания в промышленности развитых стран ручное вышивание лишается своих художественных традиций и приходит в упадок.

Читайте также:  Рисунки для бразильской вышивки бразильская вышивка

Новую жизнь народная вышивка приобрела в период существования СССР. Искусство вышивания развивалось на основе старинных национальных вышивок и завоевывало все большую популярность. Вновь было модно вышитое столовое и постельное белье; панно и картины, выполненные гладью или крестом, украшали интерьеры квартир; большую роль играла вышивка в отделке одежды. И это не удивительно. В условиях всеобщего дефицита и однообразия советские женщины стремились украсить вышивкой блузку, юбку или платье из недорогой ткани.

В наши дни вышивка не потеряла своей популярности. В современной вышивке сохранились лучшие традиции народного вышивального искусства. Многие женщины хотят украсить свою квартиру красивыми и современными вещами. Мебель, посуда, ткани, одежда, игрушки и многое другое, что окружает человека в повседневной жизни, не только служат ему, но и воспитывают его вкус, влияют на настроение. Вот почему очень важно, чтобы предметы эти были выполнены с большим вкусом и мастерством. Изучая образцы народных крестьянских вышивок художники создают узоры для украшения современных изделий, которые отличаются от прежних по форме, цвету, материалу, содержанию и вполне отвечают высоким требованиям.

Как художник кистью, так вышивальщица ниткой может отобразить окружающий мир и передать настроение. Вышиванием создаются уникальные произведения прикладного искусства. Увлечение вышиванием способствует развитию вкуса, чувства прекрасного, а главное приносит ни с чем не сравнимую радость творчества и доставляет удовольствие тем, кто видит результат этого кропотливого и прекрасного труда.

Вышивка как один из видов декоративно-прикладного творчества. Материалы и инструменты. Правила техники безопасности

Разделы: Технология

Цели урока:

  • Ознакомление обучающихся с историей возникновения вышивки, с материалами и инструментами для вышивки, с техникой вышивки “крестом”.
  • Создать условия для формирования умений и навыков работы с иглой по канве, чтения схемы, работы с таблицами; для развития у обучающихся пространственного воображения, творческого мышления, эстетического вкуса.
  • Способствовать воспитанию усидчивости, терпения, аккуратности, бережливости, внимательности, точности, любви к вышивке.

Тип урока: комбинированный.

Методы: информационно-репродуктивный; объяснительно-репродуктивный; практический.

Материально-техническое и дидактическое оснащение: папка вышивка, инструменты и материалы: ткань, канва, нитки, мулине, иголки, ножницы, тетрадь; оформление доски (стежки, крест, образец, последовательность выполнения)

Ход урока

I. Организационный момент

  1. Подготовка обучающихся к занятию;
  2. Сведения об отсутствующих;
  3. Сообщение темы и цели урока.

II. Проверка знаний. Вопросы:

Какие виды швов вы уже знаете?

III. Подведение итогов проверки знаний.

IV. Подведение обучающихся к изучению новой темы.

— Вот мы вспомнили, виды швов которые выполняли в этом году.

— Cегодня на уроке вы узнаете о новов виде шва – это “крест”, узнаете об истории возникновения вышивки “крестом”, о материалах и инструментах которые необходимы для вышивки. И попробуете на практике применить полученные знания.

V. Изучение нового материала.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Рассказ учителя:

Из история возникновения вышивки.

Материалы и инструменты для выполнения вышивки.

Техника выполнения вышивки “крестом”. Зпись конспекта

VI. Первичное повторение и закрепление новых знаний и умений на уровне воспроизведения.

  1. Какие материалы и инструменты необходимы для вышивки?
  2. Какие нитки используется для вышивания?
  3. Какая бывает канва и для чего она используется?
  4. Сколько нитей с одном пучке нитей мулине?
  5. Сколько нужно брать нитей для вышивания?
  6. Как выполняется “Х”?

VII. Систематизация и обобщение новых знаний и умений при выполнении познавательных знаний.

1. Вводный инструктаж (инструктаж обучающихся о предстоящей работе “Вышивка образца”)

2. Текущий инструктаж

1 обход – обратить внимание на правильность выполнения работы;

2 обход – осуществление обучающимися самоконтроля.

3. Заключительный инструктаж

  • Проверить правильность выполнения работы.
  • Провести приёмку работ т выставить оценки.

VIII. Подведение итогов.

  1. Анализ характерных ошибок и их причины.
  2. Сообщение оценки каждому обучающемуся.

Домашнее задание: Принести тетерадь, вышивку, рабочую коробочку.

Рассказ учителя:

Вышивка – широко распространённый вид декоративно-прикладного искусства, суть которого состоит в нанесении на какой-либо материал узора (изображения), выполняемого с помощью иглы, вручную или на машине. Её выполняли льняными, шерстяными, шёлковыми (чаще цветными), металлическими (золотыми и серебряными) нитями, а также волосом, бисером, жемчугом, блёстками, иногда в сочетании с нашитыми драгоценными камнями, монетами и т.п.

В XVIII-XX веках вышивкой занимались повсеместно. Она делилась на городскую и крестьянскую (народную). Городская вышивка постоянно испытывала веяния с Запада. Народная вышивка была связана со стародавними традициями, обычаями и обрядами русского крестьянства. Обучать девочку женскому ремеслу: прядению, ткачеству, вышиванию, кружевоплетению – начинали в русских селениях с пятилетнего возраста. К пятнадцати годам девушка должна была своими руками приготовить приданое к свадьбе, украсив его вышивкой.

Со временем вкусы людей изменились. Одежда стала проще и дешевле, но мода на вышивку не исчезла. Вышитые изделия широко применяются как для украшения современной одежды, так и для убранства интерьера: в виде художественных панно, ковров, расшитых скатертей, салфеток, полотенец и т.д.

В этом году вы научитесь вышивать крестом.

Инструменты, материалы и приспособления необходимые для работы: ножницы, иглы (с длинными ушками), напёрсток, карандаши, сантиметровая лента, пяльцы (пластмассовые или деревянные), нитки мулине (состоит из 6 нитей в пучке), также можно использовать нитки “Ирис” и шёлковые, канва.

Канва – это специальная ткань, её структура представляет собой мелкие клеточки, предназначенные для проколов иглы (чем меньше номер, тем больше клетка).

Пяльцы – держать ткань в натянутом виде и предотвращают стягивание вышитого узора.

Вышивка крестом — вид вышивания; это способ вышивания рисунка на канве с помощью иглы и цветных нитей мулине, используется техника в полный крест или полукрест.

Крест выполняется двумя перекрещивающимися диагональными стежками. Все верхние стежки должны лежать в одном направлении. Правильно выполненный крест на изнаночной стороне образует ровные полосы в одном направлении: по вертикали или по горизонтали. На изнаночной стороне работы допустимы протяжки ниток в пределах трёх клеток. Выполняя швом “крест” декоративные изделия, например салфетки, помни, что эстетичность вида изделий зависит от чистоты работы.

Полукрест (косой гобеленовый шов) – это строчка повторяющихся стежков выполненных в одном направлении.

Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства

Автор: Губинская Галина Ивановна, учитель технологии, Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение «Средняя Общеобразовательная Школа №5» г. Северодвинск

Описание работы:

План – конспект урока разработан в рамках раздела «Рукоделие», образовательной области «Технология» и рассчитан для обучающихся 5 класса. Данный материал будет полезен для учителей, которые перешли на ФГОС нового поколения в 5-ых классах.

Класс: 5 Раздел: Рукоделие

Тема: Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства и ее применение в народном и современном костюме

Цель: ознакомить учащихся с историей вышивки и показать её применение в народном и современном костюме. Освоить приемы вышивания.

Задачи:

Образовательная: ознакомить учащихся с искусством ручной вышивки; применяемыми инструментами и материалами, с приемами вышивания;

Развивающая: развивать творческие способности, сенсорные и моторные навыки;

Воспитательная: воспитывать трудолюбие, терпение, внимательность и аккуратность.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, гладкокрашеная хлопчатобумажная ткань, набор инструментов и материалов для вышивания.

Тип урока: комбинированный.

Методы: диалогический, алгоритмический.

Длительность урока: 90 минут.

Ход урока:

1. Организационно-подготовительный этап.

— выявление отсутствующих на уроке;

— проверка готовности учащихся к уроку;

— настрой учащихся на работу.

2. Изучение нового материала.

Сегодняшний урок будет посвящён одному из самых распространённых видов декоративно-прикладного творчества, но какому, вы должны догадаться сами по небольшому рассказу – подсказке. (Определение темы занятия).

1. Старинный и самый распространенный вид декоративно — прикладного искусства. Широко распространен у всех народов нашей страны. Приемы вырабатывались многими поколениями мастеров, бережно сохранявших все ценное, (если учащиеся не догадались, зачитывается вторая часть).

2. Ее выполняли льняными, шерстяными, шелковыми (чаще цветными), камнями, монетами и т. п.

О чем мы будем сегодня с вами разговаривать? Как можно сформулировать тему нашего урока?

Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства. (ребята открывают тетради, подписывают число и тему урока)

Исходя из нашей темы, какие мы можем поставить перед собой задачи на сегодняшний урок?

— ознакомиться с историей вышивки;

— рассмотреть её применение в народном и современном костюме.

Испокон веков славилась наша земля искусством мастериц – рукодельниц. Вся женская половина пряла, ткала, вышивала.

Как вы думаете, что такое вышивка? Вышивка – это искусство создания на тканях узоров (с помощью чего?) с помощью иглы и нитей. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси (9 век) говорят находки археологов.

Это фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненными золотыми нитями. Русскую женщину эта сложная, но увлекательная работа сопровождала всю жизнь. Начиная с семи – восьмилетнего возраста девочки начинали готовить себе приданное к свадьбе. Необходимо было вышить скатерти, покрывала, полотенца, а также различную одежду. Крестьянская девушка должна была готовить себе приданное: свадебный наряд, выходную одежду, головные уборы, подарки. На свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями своей работы. Перед свадьбой устраивали выставку приданного, которое должно было свидетельствовать о мастерстве и трудолюбии невесты.

Как вы думаете, для чего мастерицы украшали свои изделия вышивкой?

Вышивка не только делала костюм красивее и богаче, но и имела другое назначение. По народному поверью, она должна была приносить человеку счастье, оберегать его от всякого зла и беды, сближать с окружающей природой. Древним воинам на Руси дарили перед походом белые рубашки с красной вышивкой.

А где могла располагаться вышивка?

Вышивали на груди, рукавах и по подолу специальные узоры, которые, по поверьям, оберегала человека в бою (лев, барс — храбрость мудрость, оберег защита).

В древности русская вышивка зачастую была связана с религиозными верованиями славян, главным культом которых был культ богини плодородия, которая изображалась в образе величавой женской фигуры, окруженной цветами, птицами, зверями или всадниками.

А сейчас мы рассмотрим символы, которые использовали мастерицы для своих узоров.

Солнце- источник жизни, обладающий живительной силой

Земля- изображение женской фигуры, матери-Земли. «Кормилица – мать-сыра Земля».

Конь – оберег домашнего очага, символ доброты

Птица – спутники солнца, символ добра, любви, мира, согласия в доме.

Древо – символ жизни, единства рода.

Огонь – очистительная сила.

Спираль – символ пожелания блага

Украшение костюма – не пустая забава. Это были словно передающиеся из поколения в поколение заветные письмена, которые передавались из поколения в поколение, которые можно читать, как книгу. Основным элементом вышивки является орнамент.

Орнамент – это последовательное повторение отдельных узоров или целой их группы. Каждый элемент орнамента имел свое значение и смысл. Различают несколько видов орнаментов: растительный, зооморфный и геометрический, человекообразный. У русских вышивальщиц любимый орнамент был геометрический. В них преобладали ромбы, прямоугольники, квадраты. Из этих элементов состояли фигуры людей, зверей и птиц изображения растений, только они стилизованы, упрощены.

Физкультминутка

Вот у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

А теперь назад прогнулись.

(наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

А над морем чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем — мы с тобою!

Мы теперь плывем по морю

И резвимся на просторе.

И дельфинов догоняй.

(плавательные движения руками)

Поглядите: чайки важно

Ходят по морскому пляжу.

(ходьба на месте)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

Для того, чтобы украсить вышивкой какое-либо изделие, необходимо использовать определённые инструменты и материалы.

Какие инструменты и приспособления применяются в вышивке?

(пяльцы, иглы вышивальные, ножницы, карандаш, калька, копировальная бумага)

А какие материалы можно использовать для вышивки?

(ткани — х/б, лён, шёлк, смешанные, канва, нитки – ирис, мулине, гарус, шерсть).

Сегодня вышивка не утратила своей популярности. Это прекрасный способ придать обыденным вещам и одежде оригинальный и неповторимый вид. Вышивка очень богата разными видами и способами вышивания.

Какие виды вам известны?

(крест, гладь, бисер, пайетки, ленты и т.д)

Мы же свое изучение вышивки начнем с простейших стежков.

Виды декоративных стежков ручной вышивки.

1. Самый простой шов – «вперёд иголку» — на лицевой и изнаночной стороне стежки получаются одинаковые.

2. Шов «вперёд иголку с перевивом» — сначала выполняется стежок «вперёд иголку», а затем стежки перевивают нитью другого цвета или этими же нитями (для украшения одежды, столового белья)

3. Шов «назад иголку» — образует на лицевой стороне непрерывный ряд стежков, на изнаночной стороне эти стежки в 2 раза длиннее (Этот шов иногда называют «строчка», т.к. он похож на машинную строчку). Сегодня вышивка не утратила своей популярности. Это прекрасный способ придать обыденным вещам и одежде оригинальный и неповторимый вид.

4. Стебельчатый шов– сплошной ряд косых стежков, плотно прилегающих друг к другу. (Для выполнения стебля растений ,для выполнения монограммы — вязь из начальных букв имени, фамилии)

5. Тамбурный шов — непрерывный ряд петель, выходящих одна из другой (для вышивания лепестков цветов, листьев и т.д.)

6. Петельный шов — это ряд петельных стежков, расположенных по краю изделия- этим швом можно закрепить аппликацию, обработать край изделия

3. Практическая работа.

Повторение правил техники безопасности:

при работе с ножницами:

— хранить ножницы в футляре;

— на столе ножницы должны лежать лезвиями от себя;

— во время работы не оставлять лезвия ножниц открытыми.

— передавать ножницы сомкнутыми лезвиями кольцами вперёд.

при работе с иглами, булавками:

— хранить иголки и булавки в определённом месте (специальной коробке, подушечке и т. д.);

— не оставлять их на рабочем месте;

— ни в коем случае не брать иголки, булавки в рот;

— не вкалывать их в одежду;

— перед работой и по ее завершении пересчитать иголки и булавки;

— не пользуйтесь для шитья ржавой иголкой;

— куски сломанных иголок или булавок собирать и отдавать учителю.

П/р: выполнить простейшие швы, опираясь на образцы и технологическую карту

4. Выдача домашнего задания.

Учебник стр. 96-100, 108-113 записи в тетрадях.

5. Подведение итогов урока.

— Какие инструменты и приспособления применяют для вышивания?

— Что относится в вышивании к материалам?

— Что нового узнали на уроке?

— Чему научились на данном занятии?

— Достигли ли мы тех задач, которые поставили в начале занятия?

Научиться вышивать нетрудно, нужно проявить терпение и усидчивость. Одежда вышитая вашими руками станет нарядной и оригинальной.

Рефлексия: учащимся выдаются кружочки, в них они должны нарисовать свое настроение, на обратной стороне написать + и – урока.

Учитель напоминает дежурным об их обязанностях: после звонка с урока остаться и прибраться в классе; благодарит учащихся за их учебно-познавательную деятельность и заканчивает урок.

Тема данного комбинированного урока: «Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства» — первая тема в разделе «Рукоделие»

Выбранная структура урока была оптимальна для поставленных мною задач. Рационально выделено время для изучения нового материала и его закрепления. Переход от одного этапа урока к другому происходило плавно, логично. В течение урока использовались наглядные пособия и здоровьесберегающие технологии — физкультминутка

Оцените статью