- Образовательный портал
- Вышивка как вид декоративно прикладного творчества
- Вышивка как один из видов декоративно-прикладного творчества. Материалы и инструменты. Правила техники безопасности
- Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства
- Тема: Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства и ее применение в народном и современном костюме
- Ход урока:
Образовательный портал
Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования
- Главная
- Что это такое, как и зачем
- Электронный журнал Экстернат.РФ
- Разное
- Вышивка как вид декоративно прикладного творчества
Вышивка как вид декоративно прикладного творчества
Вышивание — распространенный вид декоративно – прикладного искусства. Издревле вышивка украшала одежду человека и тканьевые изделия домашнего обихода – скатерти, рушники, занавески, салфетки. Для женщины – матери и хозяйки – вышивание было наиболее доступным видом прикладного творчества, и она сочетала свои эстетические потребности, жажду творческой деятельности с пользой для семьи и дома. Попадая в музей, где экспонируются старинные предметы быта, мы не можем не любоваться ярко расшитыми сарафанами, жилетами, кокошниками, вышитыми бисером сумками, кисетами, кошельками. И даже в крестьянской блузке или рубахе из простого холста с незамысловатым, но удивительно выразительным орнаментом обнаруживается бездна вкуса, талант неизвестной мастерицы.
Поистине необозрима география этого вида творчества. Пожалуй, не существует такого народа, чей национальный костюм не отделывался бы вышивкой. Возникнув в древние века (изображения вышивки встречаются в памятниках искусства древних цивилизаций Азии, Европы, Америки), искусство вышивания у разных народностей создало определенные, присущие только им традиции узорной вышивки. И именно в украшении предметов быта и в одежде дольше всего сохраняются и развиваются эти традиции.
Искусство вышивания имеет свою историю. Оно, как и любое другое искусство, знало периоды расцвета и упадка. Так, вышивки, созданные в эпоху Возрождения, отличаются необыкновенной художественной тонкостью и виртуозностью исполнения. Достаточно сказать, что рисунки для сюжетных вышивок нередко выполнялись известными живописцами (Перуджино, Боттичелли и др.). В 19 веке вышивание постепенно деградирует – к середине столетия оно становится в основном средством воспроизведения популярных картин, а во второй половине с возникновением и развитием машинного вышивания в промышленности развитых стран ручное вышивание лишается своих художественных традиций и приходит в упадок.
Новую жизнь народная вышивка приобрела в период существования СССР. Искусство вышивания развивалось на основе старинных национальных вышивок и завоевывало все большую популярность. Вновь было модно вышитое столовое и постельное белье; панно и картины, выполненные гладью или крестом, украшали интерьеры квартир; большую роль играла вышивка в отделке одежды. И это не удивительно. В условиях всеобщего дефицита и однообразия советские женщины стремились украсить вышивкой блузку, юбку или платье из недорогой ткани.
В наши дни вышивка не потеряла своей популярности. В современной вышивке сохранились лучшие традиции народного вышивального искусства. Многие женщины хотят украсить свою квартиру красивыми и современными вещами. Мебель, посуда, ткани, одежда, игрушки и многое другое, что окружает человека в повседневной жизни, не только служат ему, но и воспитывают его вкус, влияют на настроение. Вот почему очень важно, чтобы предметы эти были выполнены с большим вкусом и мастерством. Изучая образцы народных крестьянских вышивок художники создают узоры для украшения современных изделий, которые отличаются от прежних по форме, цвету, материалу, содержанию и вполне отвечают высоким требованиям.
Как художник кистью, так вышивальщица ниткой может отобразить окружающий мир и передать настроение. Вышиванием создаются уникальные произведения прикладного искусства. Увлечение вышиванием способствует развитию вкуса, чувства прекрасного, а главное приносит ни с чем не сравнимую радость творчества и доставляет удовольствие тем, кто видит результат этого кропотливого и прекрасного труда.
Вышивка как один из видов декоративно-прикладного творчества. Материалы и инструменты. Правила техники безопасности
Разделы: Технология
Цели урока:
- Ознакомление обучающихся с историей возникновения вышивки, с материалами и инструментами для вышивки, с техникой вышивки “крестом”.
- Создать условия для формирования умений и навыков работы с иглой по канве, чтения схемы, работы с таблицами; для развития у обучающихся пространственного воображения, творческого мышления, эстетического вкуса.
- Способствовать воспитанию усидчивости, терпения, аккуратности, бережливости, внимательности, точности, любви к вышивке.
Тип урока: комбинированный.
Методы: информационно-репродуктивный; объяснительно-репродуктивный; практический.
Материально-техническое и дидактическое оснащение: папка вышивка, инструменты и материалы: ткань, канва, нитки, мулине, иголки, ножницы, тетрадь; оформление доски (стежки, крест, образец, последовательность выполнения)
Ход урока
I. Организационный момент
- Подготовка обучающихся к занятию;
- Сведения об отсутствующих;
- Сообщение темы и цели урока.
II. Проверка знаний. Вопросы:
Какие виды швов вы уже знаете?
III. Подведение итогов проверки знаний.
IV. Подведение обучающихся к изучению новой темы.
— Вот мы вспомнили, виды швов которые выполняли в этом году.
— Cегодня на уроке вы узнаете о новов виде шва – это “крест”, узнаете об истории возникновения вышивки “крестом”, о материалах и инструментах которые необходимы для вышивки. И попробуете на практике применить полученные знания.
V. Изучение нового материала.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Рассказ учителя: |
Из история возникновения вышивки.
Материалы и инструменты для выполнения вышивки.
Техника выполнения вышивки “крестом”.
VI. Первичное повторение и закрепление новых знаний и умений на уровне воспроизведения.
- Какие материалы и инструменты необходимы для вышивки?
- Какие нитки используется для вышивания?
- Какая бывает канва и для чего она используется?
- Сколько нитей с одном пучке нитей мулине?
- Сколько нужно брать нитей для вышивания?
- Как выполняется “Х”?
VII. Систематизация и обобщение новых знаний и умений при выполнении познавательных знаний.
1. Вводный инструктаж (инструктаж обучающихся о предстоящей работе “Вышивка образца”)
2. Текущий инструктаж
1 обход – обратить внимание на правильность выполнения работы;
2 обход – осуществление обучающимися самоконтроля.
3. Заключительный инструктаж
- Проверить правильность выполнения работы.
- Провести приёмку работ т выставить оценки.
VIII. Подведение итогов.
- Анализ характерных ошибок и их причины.
- Сообщение оценки каждому обучающемуся.
Домашнее задание: Принести тетерадь, вышивку, рабочую коробочку.
Рассказ учителя:
Вышивка – широко распространённый вид декоративно-прикладного искусства, суть которого состоит в нанесении на какой-либо материал узора (изображения), выполняемого с помощью иглы, вручную или на машине. Её выполняли льняными, шерстяными, шёлковыми (чаще цветными), металлическими (золотыми и серебряными) нитями, а также волосом, бисером, жемчугом, блёстками, иногда в сочетании с нашитыми драгоценными камнями, монетами и т.п.
В XVIII-XX веках вышивкой занимались повсеместно. Она делилась на городскую и крестьянскую (народную). Городская вышивка постоянно испытывала веяния с Запада. Народная вышивка была связана со стародавними традициями, обычаями и обрядами русского крестьянства. Обучать девочку женскому ремеслу: прядению, ткачеству, вышиванию, кружевоплетению – начинали в русских селениях с пятилетнего возраста. К пятнадцати годам девушка должна была своими руками приготовить приданое к свадьбе, украсив его вышивкой.
Со временем вкусы людей изменились. Одежда стала проще и дешевле, но мода на вышивку не исчезла. Вышитые изделия широко применяются как для украшения современной одежды, так и для убранства интерьера: в виде художественных панно, ковров, расшитых скатертей, салфеток, полотенец и т.д.
В этом году вы научитесь вышивать крестом.
Инструменты, материалы и приспособления необходимые для работы: ножницы, иглы (с длинными ушками), напёрсток, карандаши, сантиметровая лента, пяльцы (пластмассовые или деревянные), нитки мулине (состоит из 6 нитей в пучке), также можно использовать нитки “Ирис” и шёлковые, канва.
Канва – это специальная ткань, её структура представляет собой мелкие клеточки, предназначенные для проколов иглы (чем меньше номер, тем больше клетка).
Пяльцы – держать ткань в натянутом виде и предотвращают стягивание вышитого узора.
Вышивка крестом — вид вышивания; это способ вышивания рисунка на канве с помощью иглы и цветных нитей мулине, используется техника в полный крест или полукрест.
Крест выполняется двумя перекрещивающимися диагональными стежками. Все верхние стежки должны лежать в одном направлении. Правильно выполненный крест на изнаночной стороне образует ровные полосы в одном направлении: по вертикали или по горизонтали. На изнаночной стороне работы допустимы протяжки ниток в пределах трёх клеток. Выполняя швом “крест” декоративные изделия, например салфетки, помни, что эстетичность вида изделий зависит от чистоты работы.
Полукрест (косой гобеленовый шов) – это строчка повторяющихся стежков выполненных в одном направлении.
Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства
Автор: Губинская Галина Ивановна, учитель технологии, Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение «Средняя Общеобразовательная Школа №5» г. Северодвинск
Описание работы:
План – конспект урока разработан в рамках раздела «Рукоделие», образовательной области «Технология» и рассчитан для обучающихся 5 класса. Данный материал будет полезен для учителей, которые перешли на ФГОС нового поколения в 5-ых классах.
Класс: 5 Раздел: Рукоделие
Тема: Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства и ее применение в народном и современном костюме
Цель: ознакомить учащихся с историей вышивки и показать её применение в народном и современном костюме. Освоить приемы вышивания.
Задачи:
Образовательная: ознакомить учащихся с искусством ручной вышивки; применяемыми инструментами и материалами, с приемами вышивания;
Развивающая: развивать творческие способности, сенсорные и моторные навыки;
Воспитательная: воспитывать трудолюбие, терпение, внимательность и аккуратность.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, гладкокрашеная хлопчатобумажная ткань, набор инструментов и материалов для вышивания.
Тип урока: комбинированный.
Методы: диалогический, алгоритмический.
Длительность урока: 90 минут.
Ход урока:
1. Организационно-подготовительный этап.
— выявление отсутствующих на уроке;
— проверка готовности учащихся к уроку;
— настрой учащихся на работу.
2. Изучение нового материала.
Сегодняшний урок будет посвящён одному из самых распространённых видов декоративно-прикладного творчества, но какому, вы должны догадаться сами по небольшому рассказу – подсказке. (Определение темы занятия).
1. Старинный и самый распространенный вид декоративно — прикладного искусства. Широко распространен у всех народов нашей страны. Приемы вырабатывались многими поколениями мастеров, бережно сохранявших все ценное, (если учащиеся не догадались, зачитывается вторая часть).
2. Ее выполняли льняными, шерстяными, шелковыми (чаще цветными), камнями, монетами и т. п.
О чем мы будем сегодня с вами разговаривать? Как можно сформулировать тему нашего урока?
Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства. (ребята открывают тетради, подписывают число и тему урока)
Исходя из нашей темы, какие мы можем поставить перед собой задачи на сегодняшний урок?
— ознакомиться с историей вышивки;
— рассмотреть её применение в народном и современном костюме.
Испокон веков славилась наша земля искусством мастериц – рукодельниц. Вся женская половина пряла, ткала, вышивала.
Как вы думаете, что такое вышивка? Вышивка – это искусство создания на тканях узоров (с помощью чего?) с помощью иглы и нитей. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси (9 век) говорят находки археологов.
Это фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненными золотыми нитями. Русскую женщину эта сложная, но увлекательная работа сопровождала всю жизнь. Начиная с семи – восьмилетнего возраста девочки начинали готовить себе приданное к свадьбе. Необходимо было вышить скатерти, покрывала, полотенца, а также различную одежду. Крестьянская девушка должна была готовить себе приданное: свадебный наряд, выходную одежду, головные уборы, подарки. На свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями своей работы. Перед свадьбой устраивали выставку приданного, которое должно было свидетельствовать о мастерстве и трудолюбии невесты.
Как вы думаете, для чего мастерицы украшали свои изделия вышивкой?
Вышивка не только делала костюм красивее и богаче, но и имела другое назначение. По народному поверью, она должна была приносить человеку счастье, оберегать его от всякого зла и беды, сближать с окружающей природой. Древним воинам на Руси дарили перед походом белые рубашки с красной вышивкой.
А где могла располагаться вышивка?
Вышивали на груди, рукавах и по подолу специальные узоры, которые, по поверьям, оберегала человека в бою (лев, барс — храбрость мудрость, оберег защита).
В древности русская вышивка зачастую была связана с религиозными верованиями славян, главным культом которых был культ богини плодородия, которая изображалась в образе величавой женской фигуры, окруженной цветами, птицами, зверями или всадниками.
А сейчас мы рассмотрим символы, которые использовали мастерицы для своих узоров.
Солнце- источник жизни, обладающий живительной силой
Земля- изображение женской фигуры, матери-Земли. «Кормилица – мать-сыра Земля».
Конь – оберег домашнего очага, символ доброты
Птица – спутники солнца, символ добра, любви, мира, согласия в доме.
Древо – символ жизни, единства рода.
Огонь – очистительная сила.
Спираль – символ пожелания блага
Украшение костюма – не пустая забава. Это были словно передающиеся из поколения в поколение заветные письмена, которые передавались из поколения в поколение, которые можно читать, как книгу. Основным элементом вышивки является орнамент.
Орнамент – это последовательное повторение отдельных узоров или целой их группы. Каждый элемент орнамента имел свое значение и смысл. Различают несколько видов орнаментов: растительный, зооморфный и геометрический, человекообразный. У русских вышивальщиц любимый орнамент был геометрический. В них преобладали ромбы, прямоугольники, квадраты. Из этих элементов состояли фигуры людей, зверей и птиц изображения растений, только они стилизованы, упрощены.
Физкультминутка
Вот у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
А теперь назад прогнулись.
(наклоны вперед и назад)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
А над морем чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою!
Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе.
И дельфинов догоняй.
(плавательные движения руками)
Поглядите: чайки важно
Ходят по морскому пляжу.
(ходьба на месте)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
Для того, чтобы украсить вышивкой какое-либо изделие, необходимо использовать определённые инструменты и материалы.
Какие инструменты и приспособления применяются в вышивке?
(пяльцы, иглы вышивальные, ножницы, карандаш, калька, копировальная бумага)
А какие материалы можно использовать для вышивки?
(ткани — х/б, лён, шёлк, смешанные, канва, нитки – ирис, мулине, гарус, шерсть).
Сегодня вышивка не утратила своей популярности. Это прекрасный способ придать обыденным вещам и одежде оригинальный и неповторимый вид. Вышивка очень богата разными видами и способами вышивания.
Какие виды вам известны?
(крест, гладь, бисер, пайетки, ленты и т.д)
Мы же свое изучение вышивки начнем с простейших стежков.
Виды декоративных стежков ручной вышивки.
1. Самый простой шов – «вперёд иголку» — на лицевой и изнаночной стороне стежки получаются одинаковые.
2. Шов «вперёд иголку с перевивом» — сначала выполняется стежок «вперёд иголку», а затем стежки перевивают нитью другого цвета или этими же нитями (для украшения одежды, столового белья)
3. Шов «назад иголку» — образует на лицевой стороне непрерывный ряд стежков, на изнаночной стороне эти стежки в 2 раза длиннее (Этот шов иногда называют «строчка», т.к. он похож на машинную строчку). Сегодня вышивка не утратила своей популярности. Это прекрасный способ придать обыденным вещам и одежде оригинальный и неповторимый вид.
4. Стебельчатый шов– сплошной ряд косых стежков, плотно прилегающих друг к другу. (Для выполнения стебля растений ,для выполнения монограммы — вязь из начальных букв имени, фамилии)
5. Тамбурный шов — непрерывный ряд петель, выходящих одна из другой (для вышивания лепестков цветов, листьев и т.д.)
6. Петельный шов — это ряд петельных стежков, расположенных по краю изделия- этим швом можно закрепить аппликацию, обработать край изделия
3. Практическая работа.
Повторение правил техники безопасности:
при работе с ножницами:
— хранить ножницы в футляре;
— на столе ножницы должны лежать лезвиями от себя;
— во время работы не оставлять лезвия ножниц открытыми.
— передавать ножницы сомкнутыми лезвиями кольцами вперёд.
при работе с иглами, булавками:
— хранить иголки и булавки в определённом месте (специальной коробке, подушечке и т. д.);
— не оставлять их на рабочем месте;
— ни в коем случае не брать иголки, булавки в рот;
— не вкалывать их в одежду;
— перед работой и по ее завершении пересчитать иголки и булавки;
— не пользуйтесь для шитья ржавой иголкой;
— куски сломанных иголок или булавок собирать и отдавать учителю.
П/р: выполнить простейшие швы, опираясь на образцы и технологическую карту
4. Выдача домашнего задания.
Учебник стр. 96-100, 108-113 записи в тетрадях.
5. Подведение итогов урока.
— Какие инструменты и приспособления применяют для вышивания?
— Что относится в вышивании к материалам?
— Что нового узнали на уроке?
— Чему научились на данном занятии?
— Достигли ли мы тех задач, которые поставили в начале занятия?
Научиться вышивать нетрудно, нужно проявить терпение и усидчивость. Одежда вышитая вашими руками станет нарядной и оригинальной.
Рефлексия: учащимся выдаются кружочки, в них они должны нарисовать свое настроение, на обратной стороне написать + и – урока.
Учитель напоминает дежурным об их обязанностях: после звонка с урока остаться и прибраться в классе; благодарит учащихся за их учебно-познавательную деятельность и заканчивает урок.
Тема данного комбинированного урока: «Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства» — первая тема в разделе «Рукоделие»
Выбранная структура урока была оптимальна для поставленных мною задач. Рационально выделено время для изучения нового материала и его закрепления. Переход от одного этапа урока к другому происходило плавно, логично. В течение урока использовались наглядные пособия и здоровьесберегающие технологии — физкультминутка