Вышивка гладью атласный шов

Содержание
  1. § 15. Атласная и штриховая гладь
  2. Атласная гладь
  3. Техника шитья
  4. Стебельчатый шов
  5. Атласная гладь
  6. Материалы и инструменты
  7. Перевод рисунка на ткань
  8. Этапы выполнения панно
  9. Техника вышивки гладью для начинающих, пошагово
  10. Первые шаги в вышивании гладью
  11. Видео, пошаговый показ стежков для вышивания гладью
  12. Перенос схемы рисунка на ткань
  13. Видео, вышивка гладью, пошагово
  14. С чего начинать работу с вышивкой
  15. Видео, техника вышивки гладью, мастер класс
  16. Вышивка простая гладь, или техника вперёд иголку
  17. Видео, вышивка гладью листочка, 2 тона
  18. Описание, что такое простая гладь
  19. Фото, галерея, техника вышивки гладью
  20. Видео, техника вышивки гладью для начинающих
  21. Элегантность вышивки белой гладью
  22. Видео, вышивка белая гладь
  23. Техника гладь с настилом
  24. Образец вышивки гладью с настилом
  25. Фото, галерея, вышивка гладью с настилом
  26. Особенности вышивки китайской гладью
  27. Русская, Владимирская, гладь
  28. Художественная цветная гладь
  29. Видео, стебельчатый шов, пошагово
  30. Три способа закрепить нить
  31. Способ 1, в начале вышивки
  32. Способ 2, закрепление в вышивке в две нити
  33. Фото, галерея, схемы узоров для вышивки гладью
  34. Способ 3, завершение работы и закрепления нити

§ 15. Атласная и штриховая гладь

Атласной гладью называется техника вышивания петлеобразными стежками, в результате которой получается гладкая блестящая поверхность. Этой гладью вышивают крупные или выпуклые объекты в тех случаях, когда двустороннюю гладь применить невозможно, например плоды, толстые стебли, гладкошерстных животных, а в пейзажной вышивке — небо, землю, реку и т. д.

Основа атласной глади — стебельчатый шов, строчки которого выполняют в прямом и обратном направлении, располагая их так близко друг к другу, чтобы не было видно просветов ткани (рис. 22). С помощью укороченных рядов можно добиться выпуклой формы узора.

Читайте также:  Что лучше для шитья трикотажа

Рис. 22. Атласная гладь

Для этого нарисованную фигуру при помощи вспомогательных линий делят на участки (рис. 23) и при вышивании иглу вкалывают строго по этим линиям. Чтобы избежать стягивания ткани вышивкой, не рекомендуется туго затягивать стежки атласной глади.

Рис. 23. Элемент узора, разделённый дополнительными линиями

Вышивают атласную гладь тонкой иглой ниткой мулине в одно-два сложения. Весь мотив обычно вышивается ниткой одного цвета. Выделить какие-либо места можно другим цветом или тоном, укладывая стежки поверх глади.

Штриховая гладь получила своё название оттого, что состоит из отдельных стежков-штрихов. Длина этих стежков может быть одина ковой (при создании геометрических мотивов) или самой разной (при вышивании веток хвои), но всегда не слишком большой, чтобы стежки не вы тягивались (рис. 24).

Рис. 24.Штриховая гладь: 1-5 — последовательность выполнения стежков

Штриховая гладь чаще всего сочетается с другими видами вышивки. Её выполняют толстой ниткой (сложенной в несколько раз), чтобы скорее достичь выразительности узора.

Практическая работа № 13

Материалы и инструменты: гладкокрашеная льняная ткань, цветные нитки мулине, игла, пяльцы, напёрсток.

Задание 1. Выполнить вышивку атласной гладью.

    Переведите на ткань изображение груши.

  • Вышейте элемент, изображённый на рисунке 23, нитками любого цвета в одно или два сложения.
  • Вышейте грушу с веткой и листиком нитками жёлтого, зелёного и коричневого цвета в одно сложение. При вышивании листика стежки глади располагайте по мысленно нарисованным его естественным мелким прожилкам.
  • Задание 2. Выполнить вышивку штриховой гладью.

    1. Переведите на ткань изображение ветки мимозы (рис. 25).
    2. Вышейте ветку (кроме цветков) штриховой гладью ниткой зелёного цвета в четыре сложения.

    Атласная гладь

    Атласная гладь — это, наверное, единственный шов, позволяющий создавать вышивки, способные конкурировать с живописными работами, передавать все нюансы цветовой гаммы изображения. Нить тоньше кисти, и с помощью маленьких стежков можно очень тщательно прорабатывать цветовые переходы, «прорисовывать» мельчайшие детали рисунка. Конечно, изготовление вышитого панно, где не только само изображение, но и фон покрыты стежками атласной глади, занимает достаточно времени, по сравнению, к примеру, с вышивкой крестом, однако не так много, как могло бы показаться. Так, панно «Ламия» (30 х 45 см.), на примере изготовления которого я хочу рассказать о технике атласной глади, было вышито примерно в течение полугода, что, кстати сказать, вызвало мое собственное удивление. Работала я, естественно, не от зари до зари, а только во время отдыха и далеко не каждый день.

    На вышитом панно изображена ламия. Эти сверхъестественные существа встречаются в мифологии многих стран, но для меня ламии, прежде всего, персонажи баскского фольклора. В баскских легендах ламии предстают в виде человекообразных существ, имеющих ноги цыпленка, утки или козла. В прибрежных областях они — прекрасные женщины с рыбьим хвостом, очень похожие на хорошо знакомых нам русалок. Ламии могут быть обоего пола, но чаще это все же женские существа. Порой они влюбляются и бывают любимы людьми. Некоторые легенды описывают ламий как маленьких людей, обитающих под землей. Их жилищами, как правило, являются пещеры, но они могут также селиться вблизи луж и речных омутов. Привычное занятие ламий — вертеть веретено и прялку, часто они предстают перед путниками с золотой гребенкой в руках. Героиня, изображенная на нашем панно, спрятала свои перепончатые ступни в опавшей листве, и мы можем только догадываться, как выглядят они на самом деле.

    Техника шитья

    Стебельчатый шов

    Основой атласной глади является стебельчатый шов. Это один из старинных швов, используемый мастерицами с незапамятных времен. Чаще всего его применяли при вышивке стебельков и веточек, поэтому шов и получил свое название. Состоит стебельчатый шов из косых стежков, плотно прижатых друг к другу. Выполнение его несложно. Каждый новый стежок делают, вкалывая иголку под ниткой предыдущего, отступив назад примерно на половину его длины (фото 1). Особенность стебельчатого шва состоит в том, что образующие шов стежки заходят один за другой, а не соприкасаются концами.

    Прокалываем иголкой ткань, оставив маленький хвостик нитки на изнаночной стороне, фиксируем его пальцем и закрепляем нить несколькими маленькими стежками. После того, как нитка закреплена, начинаем выполнение элементов вышивки, укладывая стежки по контуру рисунка. Следим за тем, чтобы стежки не стягивали ткань и располагались близко один к другому, без просветов. Когда нитка закончится, закрепляем ее на изнанке вышивки несколькими стежками «за иголку», под проложенными ранее стежками.

    Атласная гладь

    Основа атласной глади — это стебельчатый шов, ряды которого располагаются без просветов вплотную друг к другу, образуя гладкую блестящую поверхность, напоминающую атлас. Атласная гладь относится к свободной вышивке, где длинна, расположение стежка и его направление произвольно. Короткие стежки обычно прокладывают там, где линия контура закругляется, длинные используются для заполнения больших участков рисунка и фона. Шитье осуществляется во всех направлениях — слева направо и справа налево, сверху вниз и снизу вверх, наискось, под любым углом, а сама линяя шва может быть как прямой, так и изогнутой.

    Для выполнения атласной глади используют шелк или мулине. Надо иметь в виду, что чем тоньше нитка, тем лучше и ровнее ложиться рисунок. При одноцветной глади желательно использовать нить, взятую в одно сложение, однако для многоцветных рисунков с плавными цветовыми переходами, мы будем использовать нитки мулине в два сложения.

    Направление стежков в атласной глади должно подчеркивать форму вышиваемого фрагмента изображения. К примеру, вышивая листик растения или лепесток цветка, надо направлять стежки по его жилкам (фото 2). Не забываем, что вышивая закругленные фрагменты, число стежков следует увеличивать, делая их более частыми и мелкими. Работая над изображением человеческого тела или лица, мы будем «вылепливать» нитью его форму, заполняя контур изображения либо параллельными рядами стебельчатого шва, идущими вдоль изгибов тела, либо располагая шов по сужающейся спирали, что позволяет визуально придать данной части рисунка большую выпуклость. Для выполнения гладкого фона, например неба в пейзажах, подойдут длинные ряды шва с относительно большими стежками, идущие от одного конца панно к другому и параллельные его краю. Чтобы не ошибиться, ткань можно расчертить по линейке, заполнив участок фона параллельными линиями, расположенными на расстоянии одного сантиметра друг от друга, Эти линии превратятся в своеобразные направляющие, помогающие прокладывать ровные ряды стебельчатого шва.

    Итак, после того, как мы разобрались с техникой выполнения стебельчатого шва и атласной глади, поговорим о том, как создавать плавные, почти неразличимые на глаз цветовые переходы, на мой взгляд, являющиеся главным достоинством этого вида художественного шитья. С их помощью удается достичь высокой степени реалистичности изображения, и в частности создавать эффект скульптурного рельефа. В процессе вышивки используется прием, хорошо известный вышивальщицам «крестиком», когда в иголку вдеваются две нитки разных, но близких друг к другу оттенков. В качестве примера, подберем нитки в одной цветовой гамме, например: черную, темно-серую, серую и белую. Приступим к работе. Несколько рядов, примыкающих к контуру рисунка, вышиваем черной ниткой, взятой в два сложения, после чего вдеваем в иголку черную и темно-серую нитки, продолжаем шить этой парой, затем за ними последует пара темно-серых нитей, темно-серая и серая, две серых, серая и белая, и наконец, две белых. Подобные цветовые переходы показаны на фото 3, но для наглядности в работе была использована нить, взятая в четыре сложения. На самом деле, в качественной вышивке, выполненной в технике атласной глади стежки почти неразличимы, а заметны только плавные изменения оттенков от темного к светлому и наоборот.

    Материалы и инструменты

    Основой вышивки служит плотная, но тонкая белая хлопчатобумажная ткань с частым переплетением нитей. Подбирая ткань, надо проследить за тем, чтобы игла проходила сквозь нее без усилий. Атласная гладь достаточно сильно стягивает материал, поэтому полотнище обязательно надо натянуть на прочные прямоугольные пяльцы и время от времени подтягивать ткань, чтобы в течение всего процесса вышивки сохранялось хорошее натяжение.

    Иголка нам потребуется максимально тонкая и достаточно длинная, с такими удобнее работать. Выбирая иглу, остановимся на самой тонкой из тех, в которые можно продеть две нитки мулине.

    Что касается ниток, то никаких конкретных цветовых схем я не предлагаю. Выбираем цвета на глаз в соответствии с оригинальным изображением, стараясь использовать как можно больше оттенков каждого цвета. Произвольный выбор цветовой гаммы, с одной стороны может показаться сложным для тех, кто привык вышивать строго по схемам, но, как мне кажется, делает процесс вышивки более увлекательным, превращая ремесло в творчество, и позволяет создавать неповторимые, уникальные работы.

    Перевод рисунка на ткань

    Перевод рисунка на ткань всегда вызывает много вопросов, и похоже, до сих пор не изобретен оптимальный способ, выполнения этой, казалось бы, несложной операции. Вариантов придумано немало, каждый из них имеет свои достоинства и недостатки, однако мы пойдем по самому простому пути, используя в работе копирку и шариковую ручку. Поскольку полотно полностью покрывается гладью, можно не опасаться того, что будут заметны линии рисунка, а фон немного запачкается копиркой.

    Выбираем подходящий рисунок, распечатываем его в двух экземплярах. Один, цветной — поможет нам подобрать цветовую гамму вышивки, другой — черно-белый, в натуральную величину мы используем для перевода рисунка на ткань. Приметываем рисунок с подложенной под него копиркой к ткани и обводим контуры, кроме этого выделяем зоны с различной степенью затемнения (у нас получится изображение, напоминающее изолинии на карте). Снимаем рисунок, обводим линии на ткани черной шариковой ручкой, дорисовываем и уточняем детали. Так, к примеру, фигуру ламии я перевела с готового рисунка, формата А4, а пейзаж дорисовала от руки, заполнив оставшееся пространство фона контурами цветов и листьев.

    Этапы выполнения панно

    Итак, после нанесения рисунка, настало время приступить к «священнодействию» и, вооружившись иглой и цветными нитками, приступить к вышивке. Вышивать надо начинать от центра изображения, так ткань меньше стягивается. В случае «Ламии» вышивку начнем с лица. «Вылепливаем» черты лица при помощи мелких стежков, используя нити розоватых и зелено-коричневых оттенков. Переходим к выполнению фигуры. Вышивку всегда начинаем с темных зон, постепенно переходя к светлым. Направление шва должно следовать изгибам тела ламии. Закончив с телом, займемся волосами таинственной обитательницы леса, используя нитки коричневых и золотистых оттенков.

    Когда фигура ламии будет готова, перейдем к окружающему ее пейзажу. Начнем вышивать с крупных листьев и цветов, расположенных над головой ламии. Здесь нам потребуются зеленое мулине темных и светлых оттенков, немного белых, желтых и голубоватых ниток. Вышиваем листики и цветы, прокладывая стебельчатый шов вдоль прожилок, тычинки выполняем в технике узелковой глади.

    Мелкие сухие листики у ног ламии вышиваются нитками розовато-коричневых и зеленых цветов. Каждый маленький листик прорисовывается стежками, проложенными по контуру, а фон между ними — прямыми рядами стебельчатого шва, параллельными нижнему краю панно.

    Когда все элементы рисунка будут закончены, перейдем к вышиванию фона. Он заполняется параллельными рядами стебельчатого шва, выполненного нитками черного, темно-зеленого и темно-фиолетового цветов. Едва различимые листья в глубине пещеры вышиваются не по направлению жилок, а прямыми линиями, так же, как и весь фон. Это сделано для того, чтобы листья почти сливались с общим фоном и словно таяли в темноте.

    Готовую вышивку не нужно отпаривать. Прежде чем снять ее с пяльцев, подклеим с изнанки флизелин, чтобы избежать деформации. Итак, панно «Ламия» готово. Остается только поместить его в рамку и искать новые сюжеты для новых работ, выполненных в технике атласной глади.

    Техника вышивки гладью для начинающих, пошагово

    Техника вышивки гладью для начинающих, пошагово, чем-то напоминает рисование акварелью или цветными карандашами, когда оттенки как будто плавно вытекают друг из друга, от более насыщенного к пастельному или наоборот.

    Первые шаги в вышивании гладью

    Чтобы сделать свои первые шаги в вышивании гладью, совсем не обязательно иметь большой багаж опыта и знаний.

    • Для начала нужно просто научиться нескольким простым приемам и стежкам.
    • Вы можете создавать потрясающиеизделия, даже владея одним видом техники — простой гладью.
    • Главное – терпение и старание.

    Видео, пошаговый показ стежков для вышивания гладью

    Перенос схемы рисунка на ткань

    На первых порах можно использовать и готовые схемы в качестве опорного материала.

    • В них подробно описывается, когда необходимо совершать переход от одного цвета к другому.
    • Перенести узор на ткань можно с помощью карандаша и копирки.
    • Работа требует аккуратности, чтобы картинка получилась четкой, а основа не испачкалась ненужными штрихами.
    • Ткань можно предварительно растянуть на пяльцах, если рисунок небольшой.

    Видео, вышивка гладью, пошагово

    С чего начинать работу с вышивкой

    Для начала нужно закрепить нить.

    • Чтобы закрепить нить, сделайте несколько стежков в технике «вперед иголку»,
    • затем начинайте прямые стежки гладью, оставив конец нити спрятанным в толще полотна.

    Видео, техника вышивки гладью, мастер класс

    Вышивка простая гладь, или техника вперёд иголку

    Вышиваем техникой простой плоской глади:

    • делаем стежки нитью по ширине всего элемента параллельно друг другу, не оставляя зазоров и просветом между ними.

    Направление стежков выбирайте в зависимости от формы элемента:

    • например, вышивая листья, идите от края к середине.
    • Если предварительно нанести на ткань направляющие линии, то будет гораздо удобнее соблюдать угол и направление стежков.

    Видео, вышивка гладью листочка, 2 тона

    Описание, что такое простая гладь

    Простая гладь — это гладь, двухсторонняя:

    • вышитый рисунок выглядит одинаково с обеих сторон канвы.
    • Все элементы схемы выполняются отдельно плотно лежащими рядом друг с другом стежками.
    • Размер и направление шитья в таком случае может быть любым.
    • Этот вид глади лучше всего подходит для новичка!

    Фото, галерея, техника вышивки гладью

    Видео, техника вышивки гладью для начинающих

    Элегантность вышивки белой гладью

    Белая гладь с настилом, или белая вышивка гладью, выполняется нитками белого цвета.

    • Нитки выбирают шелковые или мулине, но обязательно белые.
    • И сама вышивка выполняется на белой или светлой ткани.
    • Такие узоры выглядят очень элегантно и нежно,
    • ими оформляют одежду, постельное белье, полотенца и скатерти.

    Видео, вышивка белая гладь

    Техника гладь с настилом

    Используется, если вы хотите выполнить некоторые элементы более объемно.

    • Проложите последовательно сначала один слой простой гладью,
    • не обрамляя элемент по краям,
    • затем накройте его еще одним слоем.

    Образец вышивки гладью с настилом

    Фото, галерея, вышивка гладью с настилом

    Особенности вышивки китайской гладью

    Основой для вышивки китайской гладью служит темная атласная или шелковая ткань.

    • В рисунках преобладают традиционные китайские и японские мотивы:
    • рыбы, животные, птицы и природа.
    • Такой способ вышивания лучше отложить до времени, когда вы наберетесь опыта.

    Русская, Владимирская, гладь

    В русской, Владимирской, глади рисунок вышивается по контуру:

    • причем, длинные стежки проходят по лицевой стороне,
    • а с изнанки делаются только прерывистые короткие линии.

    • Во Владимирской глади преобладают в основном однотонные цвета:
    • красный, зеленый, желтый, синий.

    Художественная цветная гладь

    Чтобы вышивать плавным переходом цвета, задавать места теней и оттенки, используется техника тоновой глади, называется художественная цветная гладь.

    • В художественной цветной глади, тоновой, стежок выполняется косым и без настила.
    • Для такой вышивки нужны цветные нитки мулине, либо шелк.
    • За счет более темной вышивки в центре и светлой по мере приближения к краю вы сможете сделать картинку объемной и сложной.
    • Каждый ряд тона делается чередованием коротких и длинных стежков.
    • Если в ходе работы нить заканчивается, а рисунок еще не полностью заполнен, фиксируйте новую нитку с лицевой стороны основы обычными стежками,
    • но только в том месте, которое впоследствии закроется вышивкой.

    Видео, стебельчатый шов, пошагово

    Три способа закрепить нить

    В ходе работы ни на лицевой, ни на изнаночной стороне не должно получаться затяжек, торчащих нитей и узелков.

    • Все хвостики нужно скрывать как в начале работы, так и в конце.

    Способ 1, в начале вышивки

    На изнаночной стороне делают стежок так, чтобы остался небольшой хвостик,

    • затем делают еще один стежок поперек,
    • после чего кончик нити прячется под стежок,
    • чтобы рабочая нить надежно его затянула.

    Способ 2, закрепление в вышивке в две нити

    Если вы вышиваете в две нити, то:

    • продев сложенную вдвое нитку в ушко,
    • прихватите на иголку 2-3 нити ткани,
    • затем вытяните нить и
    • проденьте иголку в получившуюся петельку,
    • затяните, прочно закрепляя нить.

    Фото, галерея, схемы узоров для вышивки гладью

    Способ 3, завершение работы и закрепления нити

    Если вы заканчиваете работу, то нитку можно закрепить так:

    • сделать небольшую протяжку под выполненными стежками с изнанки,
    • кончик подрезается ножницами.

    В том случае, если у вас просто закончилась нитка в процессе работы:

    • можно закрепить нить с лицевой стороны,
    • сделать несколько стежков в месте, которое в дальнейшем закроется вышивкой.
    Оцените статью