- Легко ли вышить Небо?
- ФОТОРЕПОРТАЖ из вышивальной мастерской Ново-Тихвинского монастыря
- Ателье церковной машинной вышивки и шитья «Белая Гладь»
- Мы Вам перезвоним и ответим на все вопросы!
- Плащаницы Спасителя и Божией Матери
- Покровцы, воздухи
- Хоругви
- Иконы вышитые. Кресты для облачений
- Дароносицы
- Закладки для Евангелия и Апостола
- Облачения церковные. Вышивка, шитье
- Венчальные наборы и рушники
- Сувениры и домашний текстиль
- Крестильное
- Церковная вышивка для богослужений и убранства православного храма
- Машинная церковная вышивка
- Мастерская машинной вышивки «Белая гладь»
- Старинное церковное облачение с вышивкой
- Вышивка как декор в предметах церковного облачения и утвари часть II
Легко ли вышить Небо?
ФОТОРЕПОРТАЖ из вышивальной мастерской Ново-Тихвинского монастыря
Как создается церковная вышивка? Это огромный труд, который по сложности можно сравнить, наверно, с созданием кинофильма, – в нем участвует много человек, задействована и техника, и руки искусниц. Фоторассказ об этом предоставили сестры вышивальной мастерской Александро-Невского Ново-Тихвинского монастыря.
Всё начинается, конечно же, с поиска идеи. Каждое облачение, плащаница или любое другое изделие – это миниатюрное изображение духовного мира. И все его детали должны быть подобраны очень тщательно. Сестры просматривают множество узоров, орнаментов, икон, которые можно использовать в создании композиции.
Источниками чаще всего служат книги с древнерусскими и византийскими орнаментами, с Афонскими и греческими миниатюрами, альбомы с репродукциями икон XII-XV вв. – времен расцвета русской и византийской иконописи. Постепенно рождается единый замысел…
Сестры делают эскизы отдельных фрагментов, затем ‒ эскиз изделия в целом. Для этой работы требуются тонкий художественный вкус, знание церковных традиций и умение разбираться в стилях разных эпох. Иногда в начале работы создается эскиз в карандаше. Каждый эскиз – и отдельного фрагмента, и изделия в целом – обязательно просматривают сестры иконописной мастерской. Их советы для сестер-вышивальщиц очень важны.
Этот макет облачения из бумаги сестры сделали, чтобы посмотреть общую композицию изделия. Для них это был хороший опыт, который очень помог в дальнейшей работе над облачением.
После того как тональное решение найдено, сестры приступают к работе над цветовым эскизом. Для того чтобы разработать такой эскиз, нужен особый талант – способность подобрать гармонично сочетающиеся цвета. Это один из первых цветовых эскизов облачения «Литургия Ангелов». Его идея – повторить древние фрески, которые часто писались на синем фоне. Однако не всегда то, что красиво выглядит на бумаге, оказывается таким же красивым на ткани. После этого сделали еще несколько разных цветовых эскизов.
В результате облачение получилось вот таким.
Когда готов точный рисунок изделия с полной прорисовкой всех деталей в натуральную величину, его нужно «вышить» в компьютере – то есть составить программу для вышивки на вышивальной машине.
Сестра, сидящая за компьютером, буквально вышивает облачение, только не иглой, а компьютерной мышью. Для этого ей нужно не только владеть современными технологиями компьютерной вышивки, но быть, прежде всего, умелой вышивальщицей, хорошо знающей разнообразные приемы ручной вышивки. Ей нужно вышить каждый стежок, в разных фрагментах задать разные направления нити, разные способы вышивки, разную плотность и т.п. Часто, чтобы добиться нужного цветового эффекта, вышивка делается в несколько слоев, подобно тому как в иконописи краски накладываются слоями. Кроме того, сестра, создающая программу, должна для каждого фрагмента вышивки прописать номер иглы, цвет и марку нитей. Она же прописывает последовательность, в какой будут вышиваться фрагменты: например, вышивальная машина вышьет несколько элементов, затем остановится, у нее поменяют нити, иглы, настройки, передвинут пяльцы; затем машина вышьет следующий фрагмент, снова перемена нитей и так далее.
Создание программы – дело непростое. Сестры часто советуются друг с другом.
Создание программы – дело непростое. Сестры часто советуются друг с другом.
Параллельно с разработкой программы сестры подбирают нити нужных цветов. Для вышивки используются нити сотен оттенков. Однако иногда бывает так, что нити, точно соответствующей цвету на эскизе, нет. Тогда нужный цвет создается с помощью наслоений нитей, разреженности или, наоборот, большей плотности вышивки.
Параллельно с разработкой программы сестры подбирают нити нужных цветов. Для вышивки используются нити сотен оттенков. Однако иногда бывает так, что нити, точно соответствующей цвету на эскизе, нет. Тогда нужный цвет создается с помощью наслоений нитей, разреженности или, наоборот, большей плотности вышивки.
Прежде чем вышивать изделие, обязательно нужно сделать пробу – вышить образец. На образце может оказаться не то, что на экране. Например, на ткани строчки могут получиться чуть более раздвинутыми, так что ткань будет просвечивать сквозь вышивку. В таком случае нужно что-то изменить в программе – плотность вышивки, направление строчки.
Образцы вышивают вот на такой маленькой машине. На фотографии сестра вышивает фрагмент облачения с иконой Херувима (видна вышитая рука Херувима, держащая свечу). Иногда из таких образцов, как из лоскутков, складывают большой образец – чтобы посмотреть, как будет выглядеть изделие в целом.
Ателье церковной машинной вышивки и шитья «Белая Гладь»
Мастерская ателье церковной вышивки и шитья «Белая Гладь» принимает заказы на изготовление изделий машинной вышивки. У нас можно недорого купить или заказать плащаницу, покровцы и воздухи, хоругви, вышитые иконы, кресты для церковных облачений и многое другое.
ПРЕДЛАГАЕМ ВЫГОДНЫЕ ЦЕНЫ ОТ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ!
ДОСТАВКА В РЕГИОНЫ. Скидки для церковных лавок.
Вышивальное оборудование (TAJIMA) позволяет воплотить в машинной вышивке самые сложные эффекты.
Позвоните: +7(985)492-28-55
Мы сделаем для Вас красивую и качественную вышивку.
Наши изделия представлены в церковных лавках Оптиной Пустыни, Данилова и Новоспасского монастыря, и в других православных магазинах.
Мы Вам перезвоним
и ответим на все вопросы!
Плащаницы Спасителя и Божией Матери
Покровцы, воздухи
Хоругви
Иконы вышитые. Кресты для облачений
Дароносицы
Закладки для Евангелия и Апостола
Облачения церковные. Вышивка, шитье
Венчальные наборы и рушники
Сувениры и домашний текстиль
Крестильное
Церковная вышивка для богослужений и убранства православного храма
На протяжении столетий в богослужениях и обрядах православной церкви используются вышитые изделия. До нас дошли, бережно сохраненные, образцы церковной вышивки прежних лет. И сегодня в убранстве современного храма привычно видеть вышивку и красивое церковное шитье.
Машинная церковная вышивка
Сейчас технологии машинной вышивки позволяют создавать красивые изделия по старинным образцам. Сохраняя традиционные узоры, вышивка на промышленной машине делает богослужебное шитье недорогим и доступным в каждый православный храм.
На крестном ходе, в Страстную пятницу, священнослужители несут вокруг церкви вышитую Плащаницу Христа Спасителя. Образ Иисуса Христа на плащанице изображает Его Пречистое Тело, снятое с креста. По краю Плащаницы Спасителя вышиты буквы тропаря: «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями во гробе нове покрыв положи». Верующие люди с особым трепетом прикладываются к плащанице, как к Символу Спасения.
В Праздник Успения Божией Матери из алтаря на середину храма выносится вышитая плащаница Пресвятой Богородицы, она так же является одной из чтимых святынь Православной Церкви. Нежный образ Божией Матери вышит на ткани синего или голубого цвета, с любовью украшен цветами и узорами.
Во главе любого крестного хода обычно несут хоругви, на которых расположены вышитые иконы Христа Спасителя, Богородицы и святых угодников. Обычно эти священные знамена хранятся внутри церкви, слева и справа от алтаря, рядом с клиросом. Хоругви почитаются, как иконы, и изготовляются разных размеров. Шьются даже маленькие вышитые хоругви для участия в крестном ходе детей.
Каждую Литургию священник выносит Чашу со Святыми Дарами. Потир прикрыт вышитыми покровцами. Покровцы и воздух, традиционно украшены в соответствии с Церковным Праздником. Пасхальные красные покровцы богато расшиты виноградными гроздями. На Богородичные Праздники обычно используют покровцы синего цвета с лилиями или розами. На Святую Троицу и в дни почитания преподобных святых – зеленые покровцы. На Преображение – белые. В Великий Пост скромные черного цвета.
Мастерская машинной вышивки «Белая гладь»
Создание церковной вышивки сложная и ответственная работа. Каждое изделие для храма, создается с любовью, вниманием и молитвой. Прежде чем воплотить замысел в изделие, просматривается множество образцов икон, облачений и узоров. Подбираются цвета ниток, материала, галунов. Создаются фрагменты, из которых складывается потом целая композиция.
Сначала на компьютере пишется программа для вышивальной машины. Но для качественной вышивки, еще нужно знать особенности материала. На бархате и льне одна программа вышьет по-разному. В мастерской церковной вышивки «Белая гладь» уже много лет мастерицы копят опыт и знания для создания качественной церковной машинной вышивки. И рады предложить своим заказчикам красивое и недорогое церковное шитье.
Старинное церковное облачение с вышивкой
Вышивальщица Mary Corbet представляет нашему вниманию фрагмент старинного церковного облачения, украшенного вышивкой. Вышитый узор в виде роз, выполненных художественной гладью, и узора, вышитого золотом.
На этом фрагменте, уверяет нас вышивальщица, нет аппликации, нет краски, на которую были добавлены некоторые штрихи вышивки, чтобы она выглядела как вышивка. Это все полностью вышито, с точностью и мастерством.
Сложно угадать дату и страну происхождения, глядя на дизайн. Произведение может быть очень-очень старинным (конец 1700-х/начало 1800-х годов), умеренно старинным (до конца 1800-х годов) или даже относительно новым (рубеж 20-го века, с большой натяжкой).
О сохранности изделия тщательно заботились, и оно все еще используется, поэтому можно предположить, что они родом из более поздней эпохи.
Происхождение европейское — Испания, Франция или Бельгия.
Дизайн фрагмента напоминает ей о вышивке Museum of the Visitation in Moulins. На самом деле это дизайн обложка каталога музея De fleurs en aiguille. В книге много похожих примеров обильных цветочных украшений на золотых изделиях.
Теневая гладь, выполненная шелком, действительно выглядит изысканно. И множество цветов и оттенков шелка, среди прочего, указывает на то, что это не дешево сделанное облачение из мастерской, которая производила церковные украшения в стиле аппликаций. А опытные вышивальщики действительно выполняли вышивку по ткани, из которой шилось облачение.
Также в вышивке много замысловатого и изысканного золотого шитья, некоторые вышивались над карточками, чтобы придать золоту этот действительно определенный и точечный вид, некоторые при регулярной укладке, некоторые по строчкам, чтобы придать текстуре формы (и отразить свет), и много блесток (или пайеток) тоже — и, что невероятно, очень немногие отсутствуют!
Это совершенно потрясающая работа! Как вам?
Вышивка как декор в предметах церковного облачения и утвари часть II
ЧАСТЬ II «Символика или просто украшение. «
Поручи — это особого вида нарукавники, предназначенные для стягивания рукавов подрясника. Сделаны они в виде широких полос, которые стягиваются на внутренней стороне шнуром, а на внешней обязательно имею изображение креста. Поручи надеваются на оба рукава и знаменуют собою Божию силу, крепость и мудрость, даваемые священнослужителям Его для совершения Божественных таинств. Знамением креста поручи означают, что не человеческие руки священнослужителей, а Сам Господь через них совершает таинства Своею Божественной силой
Представленные поручи декорированы различными вышивками. Они отличаются как по виду так и по уровню мастерства исполнения работы.
Одни поручи выполнены из светлой ткани с металлизированной нитью с вышивкой хлопковой нитью и шнуром..
Другие,более величавые, выполнены из нежнейшего бархатного велюра темно коричневого цета и украшены контрастной объемной «золотошвейной» вышивкой по настилу из цветных нитей и плотного картона.
(относятся к периоду до 1900г минимум)
Фелонь (в обиходе — риза) представляет собой верхнее богослужебное одеяние священников и в некоторых случаях епископов. Во множественном числе слово «ризы» означает все вообще облачения, но форма единственного числа подразумевает фелонь. Это одеяние очень древнее. Фелонь в древности представлял собой плащ-накидку из длинного прямоугольного куска шерстяной материи и служил для защиты от холода и непогоды. Его надевали на оба плеча, причем передние концы стягивались на груди, и через одно плечо; иногда в середине этого плаща делался вырез для головы, и надетый на плечи фелонь покрывал длинными концами спереди и сзади все тело человека.
Нечто вроде фелоня представляло собой в древности и вретище — длинная накидка из грубой власяницы, покрывавшая все тело и надевавшаяся во время скорби, покаянного поста, в знак позора на преступников. По преданию, и Христос при поругании был облечен во вретище.
Фелонь шьется без рукавов во изображение вретища, в которое одет был Спаситель во время поругания. Эта священническая одежда покрывает все тело, от главы до ног, во образ Божия Промысла, который нас от начала поддерживает и хранит. Во время священнодействия фелонь поднимается обеими руками, и эти руки, как крылья, означают ангельское достоинство, а действия, ими совершаемые, действенную силу, которой совершает таинство иерей.
Форма фелоня менялась. Для удобства ношения спереди на подоле стал делаться больший или меньший полукруглый вырез, то есть передний подол фелоня уже далеко не доходил до ступней. Со временем верхние оплечия фелоня стали делать твердыми и высокими, так что задний верхний край фелоня в виде усеченного треугольника или трапеции стал возвышаться теперь над плечами священнослужителя. Жесткая верхняя часть фелоня яснее явила в наглядном внешнем образе духовное понятие о ярме и иге Христовом, которые несет на себе в своем служении священник. Жесткая часть стала как бы прямо соответствовать той духовной одежде христиан, о которой апостол Павел говорит: «Облекшись в броню веры и любви» (1 Фес. 5:8), и в ином месте: «Облекшись в броню праведности» (Еф. 6:14). Фелонь, таким образом, помимо указанных выше значений, приобрел значение брони веры, любви и праведности, в которую как бы и внешне теперь облекается священник, напоминая себе и верующим о духовном облачении воинов Христовых.
В XV-XVII вв. на фелонях появилась особая отделка. Окружность выреза для головы и подол фелоня облагались нашитыми полосами и в более древние времена. Но в XV-XVII вв. к этим полосам присоединяется еще полоса, охватывающая фелонь вокруг по спине, груди и предплечиям. Эта полоса знаменует собою язвы на теле Господа Исуса Христа с истекавшей из них кровью. Таким образом, фелонь имеет ныне четыре символических полосы, которые означают Четвероевангелие, служителями и благовестниками которого являются епископы и священники. В отдельности эти полосы имеют и свои особые значения. Полосы на вырезе для головы и по краю подола знаменуют собой путы, которыми был связан Господь Исус Христос, ведомый на суд. Полоса, идущая по груди и спине, как уже сказано, знаменует следы бичеваний Спасителя — кровавые язвы на теле Его. Полоса, пересекающая грудь и идущая вдоль краев фелоня, не доходя до них, — это знамение Пречистой Крови Христа, истекшей из Его прободенных ребр на Кресте. Все эти полосы означают также Божественное охранение, благодать, силу и премудрость, окружающие священнослужителя при совершении им таинств Церкви. На спине в верхней части фелоня под плечевой полосой помещается знамение креста. А внизу спинной части фелоня, ближе к подолу, на одной линии с крестом нашивается восьмиконечная звезда. Восьмиконечная звезда в христианском представлении означает восьмой век — наступление Царства Небесного, новую землю и новое небо, так как земная история человечества насчитывает семь периодов — семь веков. Таким образом, в двух кратких символах — кресте и восьмиконечной звезде обозначены на фелоне начало и конец спасения человечества во Христе Исусе.
Фелони делаются из золотой, серебряной парчи, что особенно подчеркивает значение сияния славы, а также из материи других основных цветов, принятых в богослужении для облачений. Начиная с XVIII в. Великим постом надеваются фелони черного цвета с белыми полосами, являясь в этом случае знамением рубища и вретища, в которое одет был Спаситель при поругании.
С глубокой древности в Церкви употребляется так же короткий фелонь, надеваемый при посвящении в чтеца и означающий, что посвящаемый приходит под ярем подчинения и послушания священнослужителям Церкви, под кров Бога. Поскольку посвящение в чтеца — это возведение в степень низшего клирика, то и фелонь надевается не полный, а короткий.
В православии называют также металлический. оклад на иконе, оставляющий открытыми только лицо и руки образа.
Представленная фелонь изготовлена из шёлковой жакардовой ткани ссимволическими элементами выполненными в технике вышивки «золотом» по настилу. Данные элементы скорее всего были перенашиты повторно с более старой фелони и относятся к периоду до 1900года. Так же в работе использована металлизированная тесьма и бахрома.
Элементы декора «кресты» выполненные до недавнего времени неизвестным мне материалом для вышивки и декора «бить» .Спасибо автору публикации за знакомство с этим чудо материалом.
Достаточно прочный материал, поэтому элементы как правило «переживали» первоначально украшенную ими работу и переносились на новую. (период до 1900г минимум)
Орарь – это длинная узкая лента, которая закрепляется диаконом на левом плече, так что один конец спускается на грудь или ниже, а другой на спину почти до самого пола. Символизирует орарь ангельские крыла, готовность к исполнению воли Божией, силу и крепость, отсутствие греховных влечений; благое бремя служения Христу и крестную ношу; Божию благодать священного сана; Ветхий и Новый Заветы, их нераздельность во Христе; двойственный характер служения диакона: Богу и людям.
Часто можно видеть, что на диаконе надето 2 ораря особым способом – один, так как я описала выше, а второй от левого плеча к правому бедру. На таком двойном ораре нашито семь крестов в ознаменование того, что диакон есть служитель всех семи таинств Церкви, а священник совершает шесть таинств: Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение, Брак, Елеосвящение. Таинство Священства имеет право совершать только епископ. Ну, так вот – это награда диаконам за беспорочную службу и обычно даруется через 5 лет служения
Некоторые церковные Соборы древности запрещали украшать орарь золотом и вышивками. Однако в сознании полноты Церкви орарь явился образом золотых поясов ангелов в Откровении Иоанна Богослова. Поэтому с древнейших времен и поныне орари украшаются прежде всего знамениями крестов, чем свидетельствуется, что диаконы – Христовы служители и сами несут духовный крест злострадания. На орарях также допустимы вышивки с растительным орнаментом, выражающие ту мысль, что служение Богу есть служение жизни, изобилию духовных благ, духовное плодоношение самих служителей, обещающее им вкушение плодов древа жизни в Царстве Небесном. Орари часто делаются из парчи, особенно ясно изображая золотые пояса ангелов. По обоим краям ораря по всей длине идут полосы, нашитые из иной материи, чем сам орарь. Поскольку язвы с истекшей кровью Христовой ознаменованы полосами на стихаре диакона, то полосы на ораре означают преимущественно струи Божией благодати.
Здесь я представляю как раз двойной орарь. Выполнен из необыкновенно красивой и интересной ткани — парча на металлизированной плотной основе с орнаментом в технике «панбархат» и декорирован семью «золотошвейными» элементами в форме Креста
Начиная с XV в. архиерей, посвящая диакона в сан священника, огибал его шею диаконским орарем, так что оба его конца равномерно спускались по груди вниз, до подола, и при этом соединялись один с другим. Получалась епитрахиль – предмет одеяния священников и епископов. (Слово епитрахиль в греческом – мужского рода, но в русских книгах употреблялось в женском роде.) Образованная из ораря епитрахиль означала, что священник, не теряя благодати диаконского сана, приобретает двойную, по сравнению с диаконом, сугубую благодать, дающую ему право и обязанность быть не только служителем, но и совершителем таинств Церкви и всего дела священства. Это не только двойная благодать, но и двойное иго, ярем. Потому, по блаженному Симеону, архиепископу Солунскому, епитрахиль означает с этой точки зрения, что священник как бы впрягается в ярем работания Господу. Таким образом, епитрахиль соединяет в себе два основных символа: благодати Божией, щедро изливаемой Богом на служителей своих, и благого ига священства, как крестной ноши, которую духовно несет священник, подражая Христу.
В позднейшие времена (примерно с XVI–XVII вв.) епитрахили стали делать не из диаконских орарей, а особо, для удобства ношения. В той части, которая охватывает шею, епитрахиль делается фигурной и узкой, дабы эта часть могла удобно облегать ворот подрясника или рясы. При посвящении диакона во пресвитера епископ в настоящее время уже не обносит орарь вокруг шеи посвящаемого, а сразу возлагает на него готовую епитрахиль. Отделение епитрахили от ораря не упраздняет, однако, смысла епитрахили как ораря, соединенного спереди. Поэтому и в настоящее время епитрахиль шьется таким образом, что представляет собой спереди две отдельные полосы, соединенные лишь в нескольких местах, где помещены условные пуговицы, так как петель нет, пуговицы посажены в тех местах, где половины епитрахили просто пришиты одна к другой. Но по всей длине епитрахиль не сшивается, за редкими исключениями
Знамения креста нашиваются и на епитрахиль, так что спереди он имеет три пары крестов на обеих своих половинах, что свидетельствует о том, что священник совершает шесть таинств Церкви. Седьмое знамение креста, расположенное на шее священника, означает, что свое священство он принял от епископа и подвластен ему, а также то, что он несет на себе иго (ярем) служения Христу, крестным подвигом искупившему род человеческий.
Епитрахиль выполнена из светлой жакардовой ткани. Кресты выполнены в технике аппликация из парчи.Символическая окантовка выполнена из жёлтых атласных лент. В работе использованы старинные латунные резные пуговички (период до 1950г)
Епитрахиль сшита из плотной хлопковой ткани чёрного цвета. Символические элементы выполнены в технике аппликации из светлых атласных лент и льняной ткани. Пуговки обвязаны хлопковой нитью при помощи крючка. (период до 1900г)
Епитрахиль выполнена из хлопковой ткани с контрастной вышивкой чёрными нитками. Низ отделан бахромой
Эта бахрома, напоминающая птичье оперение, свидетельствует о том, что допустим орарь есть образ невещественных ангельских крыл. Здесь следует заметить, что в церковной символике бахрома, кисти, напоминая оперение птиц, всегда являются свидетельством того, что данное облачение есть образ невещественных, небесных, горних духовных одежд. Бахромой отделывается низ епитрахили, концы архиерейского омофора имеют бахрому и кисти, подолы подризников часто также украшаются бахромой, особенно наглядно представляя эту одежду как небесную, ангельскую, струящуюся лучами света.
(период до 1970г)
Набедренник представляет собой продолговатый прямоугольный плат на длинной ленте. Он носится на правом боку. Это первая по очереди награда священника за ревностное служение Церкви. Символически прямоугольная форма набедренника означает Четвероевангелие, что вполне согласуется и с понятием его как меча духовного ― Слова Божия.
Здесь представлен набедренник выполненный из жакардовой ткани и декорирован металлизированной тесьмой и бахромой. Символ Крест выполнен в технике золотошвейной вышивки по настилу из плотного картона. (период до 1950г. Элемент и бахрома предположительно до 1917 г)
Небольшая сумочка с вышитой церковной символикой. В работе использован бисер, стеклярус,бусины, тесьма Обращаю внимание, что бисер оранжевого цвета имеет грани по всей поверхности. Работа достаточно примитивна по исполнению , но очень приятная для восприятия. (Изделие относится к периоду до 1917г)
Благодарю за внимание ) . продолжение следует.