Вышивка история возникновения презентация для

Презентация на тему: История вышивки

История появления декоративно-прикладного искусства — вышивка крестом. 900igr.net

Вышивка крестиком Вышивка крестом является одним из самых популярных видов рукоделия. Трудно ли научиться вышивать? Как и любое начинание, вышивание требует внимательности и аккуратности, а главное—большого желания и усидчивости. Если у вас есть все эти качества характера, научиться вышивать нетрудно. Получив начальные сведения о приемах вышивания, можно самостоятельно довести свою технику исполнения до совершенства. Искусно выполненные работы будут радовать ваших близких и знакомых. А как приятно будет получить в подарок вышитую работу, в которую вложена частичка вашего сердца!

Вышивка крестиком Вышивание во все времена было любимым занятием рукодельниц. Выполненная своими руками , красивая вышивка легко впишется в любой интерьер и будет прекрасным подарком к любому празднику. Вышивка крестиком – великолепное и самое популярное рукоделие. Вышивки смотрятся эффектно, особенно при идеальном по форме крестиком. Вышивать крестиком – ни с чем несравнимое, увлекательное занятие. Стоит только взять в руки иголку с нитью и Вы уже никогда не бросите это увлекательное занятие. А как приятно, в наше непростое время, отвлечься от повседневных забот и заняться своим любимым делом создания своего неповторимого шедевра. Ничто так не расслабляет и не успокаивает так, как любимый вид рукоделия – вышивка крестиком. Сегодня, вышитое своими руками, изделие, пусть даже не шедевр, приобретает особую ценность.

История вышивки Нет точных сведений о том, где и когда появилась вышивка вообще, и когда вышивка крестом выделилась в отдельный вид рукоделия. Оригинальных вышивок, датируемых ранее ХII века, почти не осталось. Но изображения одежды и предметов интерьера колорит и собственное видение красоты каждого свидетельствуют о том, что вышивка появилась намного раньше. В разных странах узоры отличались по стилю и используемым цветам.

Читайте также:  Оригинальная техника лоскутного шитья

История вышивки В Западной Европе счетная вышивка стала особенно популярна в ХVI веке. В то время она состояла в основном из библейских сюжетов и текстов, сочетающих различные техники выполнения. К концу ХVIII века на образцах вышивки явственно стал преобладать классический стежок крестом. А по тематике вышивки стали более разнообразны.

История вышивки На Востоке вышивками традиционно украшали домашнюю утварь — ковры, накидки, вьючные мешки. Отличительной особенностью восточных вышивок является многообразие применяемых цветов и сложность орнамента. Великий шелковый путь способствовал распространению вышивки по Европе.

История вышивки В России вышивка всегда была очень символична. Некоторые узоры родились еще в глубокой древности и несут на себе отпечаток языческой символики. Находки археологов свидетельствуют о том, что на Руси вышивали еще в Х веке. Постепенно вышивка приобретает все более широкое распространение в украшении костюма и предметов обихода. С ХVIII века она входит в жизнь всех слоев населения.

История вышивки Вышивка делилась на народную и городскую. Городская вышивка не имела прочных традиций, так как постоянно изменялась под влиянием моды, приходившей с Запада. А народная вышивка крестом была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. Каждая вышивка крестиком имела свое назначение. Вышивки крестиком на рубахах располагались на местах соприкосновения тела человека с внешним миром (т.е. по вороту, рукавах, подолу) и играли роль оберега. В вышивке крестом полотенец нашли свое отражение представления людей, связанные с культом плодородия и культом предков. В первую очередь это касается орнамента народного шитья, в котором вплоть до 2-й четверти XX века сохраняются древние символы. Главным узором народных вышивок крестом является орнамент и стилизованные изображения животных и птиц. Каждый узор вышивался определенным цветом, что тоже имело символическое значение. В разных областях России были свои особенности и приемы вышивания. Но каждая мастерица, используя те орнаменты, которые были характерны для ее края, старалась сделать их индивидуальными и неповторимыми.

Читайте также:  Алмазная вышивка бриллиантовая мозаика

История вышивки В глубокой древности основные мотивы вышивки отображали элементы символики различных древних культов. В течение многих веков непосредственный конкретный смысл символов на вышивках терялся, но традиции их использования не исчезли. По мотивам орнаменты вышивок делятся на три группы: геометрические (абстрактные), растительные, зооморфные (животные).

Виды крестиков Вышивка крестом (крест) — один из видов счетной вышивки. Швы называются счетными, если длина стежков определяется одинаковым (считанным) числом нитей основы. К счетным швам относятся: крест простой (русский крестик) крест двусторонний крест двойной — болгарский, итальянский, черногорский переплетенный шов — славяский, албанский двойной шов — испанский елочкой, турецкий треугольником полукрест («роспись») счетная гладь

Презентация по технологии на тему «История вышивания»

Описание презентации по отдельным слайдам:

История вышивания крестом.

Вышивка крестом — вид рукоделия. Это способ вышивания рисунка на канве с помощью иглы и цветных нитей мулине или других нитей для вышивания, в том числе шерстяных, используется техника в полный крест или полукрест.

Вышивка крестом — один из видов рукоделия, искусство которого уходит корнями в эпоху первобытной культуры, когда люди использовали стежки каменными иглами при шитье одежд из шкур животных. Изначально материалами для вышивки были кожа животных, жилы, волокна конопли или шерсти, волосы.

Так как вышивание крестом производится при помощи иголки, служащей как бы острым продолжением или окончанием нитки: шерстяной, бумажной или шёлковой,то и иголка, пока она не стала металлической и не дошла до современного её усовершенствованного состояния, выделывалась из самых разнородных материалов: из дерева, кости, а в глубокой древности и у дикарей на это шли древесные иглы, рыбьи кости, щетина и прочее. Вышивают нитками, бумагой, шерстью, шёлком, золотом, серебром, с использованием бус, бисера, стекляруса, иногда настоящего жемчуга, самоцветных камней, блёсток, а также и монет (реже всего).

Вышивки Ирана и Индии отличаются множеством растительных мотивов, изображением птиц, животных и классических национальных литературных сюжетов. Вышивки Византии, отличающиеся красотой шёлкового шитья (золото, серебро), разнообразными узорами, оказали значительное влияние на развитие искусства вышивки крестом во многих странах Европы в период средневековья, когда появились свои уникальные расцветки, орнаменты, и техника вышивки крестом, индивидуальная для каждой национальности.

Виды крестов. Простой крест начинают вышивать справа сверху по диагонали налево вниз, а заканчивают справа снизу по диагонали налево вверх. Все верхние стежки должны лежать в одном направлении. Полукрест — первый стежок шитья обыкновенного крестика. Удлинённый крест — техника вышивания этого крестика аналогична простому крестику, только крестик заполняет не одну клетку канвы, а две или три клетки, расположенные вертикально. Удлинённый крест со строчкой — удлиненный по высоте крест с небольшим горизонтальным стежком в центре. Славянский крест — перекрещивающиеся с наклоном удлинённые крестики. Прямой крест — состоит из вертикальной и горизонтальной линий.

Чередующиеся крестики — эта вышивка состоит из обыкновенных крестиков и других прямых. Начинают вышивать слева направо; проводят нитку через четыре вертикальные нитки и между четырьмя горизонтальными сверху вниз. Двойной крест — чередование простых крестиков и между ними маленьких прямых. Крест «Звёздочка» — еще один вид перекрещивания, состоящий из прямого крестика, на который накладывается четыре наклонных диагональных стежка такого же или меньшего размера. Крест Левиафан (Болгарский) — шов отличается от простого крестика тем, что осложнён ещё двумя перекрещивающимися линиями (вертикальной и горизонтальной). Рисовый шов — сначала заполняют весь фон большими крестами через четыре и четыре нитки, а затем только приступают к рисовым стежкам. Это стежки, проходящие через концы четырех разветвлений большого крестика так, что они сходятся в пространстве между крестиками, образуя, в свою очередь, новый крестик. Для первых крестиков берут довольно толстую нитку, а для вторых — более тонкую нитку другого цвета.

Презентация по технологии на тему: «История возникновения вышивки в России»

Описание презентации по отдельным слайдам:

«История возникновения вышивки в России»

Вышивка крестом — один из самых популярных видов рукоделия, искусство уходит корнями в эпоху первобытной культуры, когда люди использовали стежки каменными иглами при шитье одежд из шкур животных. Изначально материалами для вышивки были кожа животных, жилы, волокна конопли или шерсти, волосы. Страсть к украшению себя и своей одежды, с целью выделиться чем-нибудь из окружающей среды, свойственна человеческой природе, даже в первобытном, полудиком её состоянии. Легенда об Арахне рассказывает, что дочь красильщика Идмона в Колофоне, выучившись у богини ткать и вышивать, превзошла в этом искусстве свою преподавательницу и, вызвав её на состязание, победила в большой вышивке, изображающей похождения богов. Минерва, рассерженная своим поражением, бросила челнок в голову соперницы; Арахна с горя повесилась и была богиней превращена в паука. В Одиссее упоминается о вышивании и указывается на великолепный плащ Улисса, передняя часть которого была богато разукрашена золотым шитьем. Точно так же у Гомера говорится, что Парисом привезены были в Трою богатые вышивки из Тира и Сидона, славившихся уже в те времена своим искусством, а в III песне Илиады описываются занятия Елены, вышивавшей по белоснежной ткани битвы из-за неё троян и греков.

В нашей стране вышивка имеет древнюю историю. Ею украшали одежду, обувь, конскую сбрую, жилище, предметы быта. В музеях нашей страны собрано много образцов народной вышивки. Лучше всего сохранились изделия XIX века. В те времена вышивка условно подразделялась на городскую и крестьянскую (народную). Городская вышивка испытывала на себе влияние западной моды и не имела прочных традиций, тогда как народная была неразрывно связана со старинными обычаями и обрядами русского крестьянства.

Восточно-славянские орнаменты Узоры вышивок часто состояли из геометрических фигур сложных очертаний, в основе которых лежал ромб или квадрат. Ромб с точками внутри символизировал засеянное поле, достаток, изобилие. Особенно разнообразными были очертания ромба: с выступами по углам, пересеченный двумя диагоналями, гребенчатый, с попарно отходящими от его углов спиралями, и т. д. Ромбы в узорах располагались цепочкой друг за другом или сочетались с другими геометрическими мотивами: косым крестом, звездой, розеткой. Кроме геометрических мотивов, в славянских вышивках встречается изображение цветов, кустов, деревьев. Растительные мотивы сочетались в узоре с изображением птиц или зверей. Это был целый мир поэтических образов. Сказочные птицы-павы с роскошными хвостами, скромные маленькие уточки, величавые, грациозные лебеди, горделивые кони, изящные олени с ветвистыми рогами изображались среди цветущих кустов и деревьев. Не менее часто встречается в народной вышивке изображение величавых женских фигур с птицами или цветами в руках и всадников на сказочных конях.

Мотивы цветов, деревьев, птиц, зверей, всадников и женских фигур в народном искусстве всегда были наделены ёмкой и многозначной символикой. Так, лебеди являлись олицетворением юной прекрасной девушки и невесты или считались символом верной любви, голуби были символом супружеской верности и счастливой семьи. Уточки воспринимались как знак трудолюбивой хозяйки дома, были символом плодородия, а также символизировали смену дня и ночи, ведь по славянским легендам, именно уточки несли колесницу Даждь-Бога — Солнце по извечному кругу из живого мира в исподнюю страну. Особое место в славянской символике занимали фигурки водоплавающих птиц (уток) с конскими головами. Это — символ круговорота в природе, смены дня и ночи. Согласно языческим верованиям, днём колесницу Солнца несли волшебные кони, а ночью — уточки. Отсюда и возник такой образ — уточка с конской головой. На многих вышивках присутствует символическая фигура величавой большеголовой женщины в широкой юбке с поднятыми вверх или схематично подогнутыми вниз и к себе руками. Это образ богини Макоши, считавшийся у древних славян богиней плодородия, женского рукоделия, покровительницей дома и его хозяйки. О роли Макоши в славянском пантеоне богов красноречиво свидетельствует русская поговорка — отмолвка: «Это всё Макошь ткала, пока я на полатях спала!» Таким образом, рукодельница отводила от себя сглаз, одновременно призывая на свою работу благословение Богини.

Изображение сказочной птицы — павы (иногда её называют жар-птицей) издавна является у славян символом счастья и любви. Птица-пава всегда изображалась на вышивках в профиль с гордо вскинутой головкой, поднятым крылом и огромным хвостом, напоминающим ветвистый куст с перистыми листьями и небольшими цветами. Пушистый хвост этой сказочной птицы и ее оперение в виде петель, колец и зигзагов переливались всеми цветами, подчеркивая ее необычность. Славянская вышивка имеет также множество растительных и цветочных мотивов. Один из них — Мировое дерево, символизирующее связь нижнего, «исподнего» мира, земли и всех девяти небес. Изображали Мировое дерево пышным, высоким, с различными фантазийными цветами и птицами на ветвях.

Разбирая символику славянских вышивок, невольно поражаешься глубине мысли и широте фантазии, присущей нашим предкам. Глубокий символизм и аллегоричность — признак высокой культуры общества, особенно если учесть, что вышивки эти создавались массово, от больших городов до самых малых поселений. Глубокое исследование вышивальных мотивов и орнаментов славянского язычества неоднократно проводилось известными учеными. Для знакомства с истоками славянской мифологии и культуры советую обратиться к работам специалиста в области истории, культуры и археологии Древней Руси Бориса Александровича Рыбакова. В частности, к его книге «Язычество древних славян».

Презентация по технологии на тему «Русская вышивка. История вышивки, её мотивы.» (5 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

Русская вышивка История вышивки, её мотивы. Подготовила учитель технологии МБОУ СОШ № 33 г. Курск Никулина Людмила Сергеевна 5 класс

рассмотреть её значение и применение в народном костюме Цели урока:

Испокон веков славилась наша земля искусством мастериц-рукодельниц. Вся женская половина пряла, ткала, вышивала. А что же это такое –вышивка?

Вышивка – это искусство создания узоров на тканях с помощью иглы и ниток.

Вышивкой украшали полотенца, скатерти, занавеси, сарафаны, праздничные рубахи… Такое приданное девочки начинали для себя готовить с 7-8 лет.

На праздничной одежде узоры вышивали золотыми нитями.

Вышивка не только делала костюм красивее и богаче, у неё было и другое назначение. По народному поверью, она должна приносить человеку счастье, оберегать его от зла и беды. Поэтому вышивка – прежде всего – ОБЕРЕГ, а уже потом – украшение.

Где же на одежде располагалась такая вышивка – оберег?

Основные мотивы русской вышивки. В древности вышивка была связана с верованиями славян. Главным был культ богини плодородия — Мокошь. Её изображали женской фигурой, окружённой цветами, птицами, зверями или всадниками.

Птица – символ добра, мира, любви и согласия в доме. Конь – оберег домашнего очага, символ доброты. Дерево – символ долгой жизни, единства рода.

Символика русского народного орнамента. Из таких элементов-символов создаётся орнамент. И каждый орнамент имеет свой смысл.

Орнамент – это узор, основанный на повторении или чередовании отдельных элементов. (Записать в тетрадь)

Цвет в вышивке тоже носит символический характер Свет, чистота (Белый Свет) Огонь, Солнце, жизненная Сила Растительность, Жизнь Небо, Воды. Солнце Земля

Украшение костюма для наших предков было не пустой забавой. Вышивки – словно передающиеся из поколения в поколение Заветные письмена, которые оберегают род и которые можно читать, как книгу.

Создавая обереги надо соблюдать некоторые правила. Нельзя попросить или заставить сделать оберег. Он выполняется только по доброй воле и от чистой души. Самые сильные обереги – те, которые сделаны кровными родственниками: отцом, матерью, братьями, сёстрами, детьми. В процессе создания оберега надо постоянно думать о том человеке, для которого он выполняется. Тогда связь оберега с человеком будет сильной и он сможет его защитить.

Цель практической работы: На основе символики и мотивов русской вышивки создать орнамент для оберега. (Записать в тетрадь)

Источники Литература 1.Валькевич С.И. Искусство русской вышивки как часть художественной культуры. Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3; 2.Маслова Г.С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX начала XX вв. М., 1984. 3.Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. М., 1975. 4.Работнова И.П. Вышивка. Русское декоративное искусство. Т. II. М., 1963. 5.Рыбаков Б.А. Древние элементы в русском народном творчестве. СЭ. 1948. № 1 Изображения

  • 16 предметов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные наградные документы для учеников и учителей

Номер материала: ДБ-202986

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Оцените статью