Вышивка как доп образование

Программа дополнительного образования «Вышивка» (1-4 класс)
рабочая программа на тему

Программа «Вышивка» является составной частью учебно-методического комплекса МОУ ДОдД «ЦДОдД»

Скачать:

Вложение Размер
Программа «Вышивка» 113 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации Южноуральского городского округа

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования для детей «Центр дополнительного образования для детей»

Директор Н.Ф. Алексеева

Дополнительная образовательная программа

Возрастной диапазон — 7 – 10 лет

Срок реализации программы – 1 год

Автор Кучерова Дарья Викторовна,

педагог дополнительного образования

к программе «Вышивка»

ФИО педагога Кучерова Дарья Викторовна

По типу создания : адаптированная;

По целевой установке : развивающая;

По образовательной области : многопрофильная (искусство, технология);

По направлениям деятельности : прикладная;

По способам реализации : алгоритмическая,;

По уровням усвоения : общекультурный,

По направлениям деятельности : техническое,

По формам реализации : индивидуально-групповые;

По продолжительности реализации : 1 год

По полу : для девочек;

По возрасту : для учащихся начальной школы.

Программа факультативного курса «Вышивка» является составной частью системы художественно-технического образования детей в Южноуральском МОУ ДОдД «Центр дополнительного образования для детей».

Вышивка – один из самых массовых видов народного искусства.

Вышивкой называется украшение изделий из различных материалов орнаментальным узором или сюжетным изображением, выполненным нитками и другим материалами вручную с помощью иглы или машинным способом. Вышивка тесно связана с бытом, трудом, природой и, таким образом, всегда отражала художественные вкусы и представления, выявляя национальное своеобразие и мастерство каждого народа.

Вышивка — один из самых древнейших видов русского декоративного искусства. Возникнув в глубокой древности, искусство декоративной вышивки на протяжении многих веков сохраняется в убранстве жилища, одежды и различных предметах обихода.

В течение многих столетий в каждом регионе России вырабатывались свои приемы исполнения вышивки, формировались характер орнамента и его колорит.

Урал заселялся выходцами из разных уголков России с уже сложившимися разнообразными традициями художественной обработки ткани.

Поэтому программой предусмотрено общее знакомство с наиболее распространенными видами вышивок различных областей нашей страны, с особенностями народного орнамента и цветовой гаммы. Практическая же работа, учитывая возраст детей, направлена на овладение наиболее простыми швами (Вперед иголку, За иголку, Стебельчатый, Шнурок, Козлик, Петельный, Тамбурный, Петельки и полупетельки, Продержка цветной нитки) и вышивка небольших изделий простейшими швами.

Занятия вышивкой способствуют

— развитию интереса и любви к народному искусству художественного вкуса и мастерства каждого обучающегося. Занимаясь художественной вышивкой, дети взаимодействуют с сокровищницей народного наследия, используя как старинные, более сложные, так и новые – декоративные, более легкие в исполнении швы, создавая новые образцы народного творчества;

— эстетическому развитию личности, тем самым являясь неотъемлемой частью всестороннего ее развития.

— формированию общей художественной культуры, приобщению детей к народным традициям и ремеслам, а также к современным направлениям художественно-прикладного творчества. На занятиях дети получают представление о создании вышивки, обучаются приемам и технике вышивания.

— развитию творческой активности;

— созданию благоприятной среды для общения.

— организации полезного досуга детей;

— психологической разгрузке и оздоровлению;

— адаптации в современных социально-экономических условиях жизни, что делает ее актуальной.

Новизна программы заключается в приобщении обучающихся к изготовлению детьми авторских работ с освоением современных технологических приемов и изобретением новых.

Настоящая программа дополняет и углубляет школьные курсы «Технологии», «Мировой художественной культуры», «Народоведения».

Целью данной программы является создание условий для развития основ творческой личности ребенка, приобщение его к культурным ценностям и удовлетворение его творческих запросов, воспитание потребности саморазвития личности ребенка, что достигается через решение следующих задач :

  • Включение обучающихся в познавательную деятельность по изучению истоков народного творчества;
  • Формирование у детей навыков и приемов работы с иглой и нитью, изготовление художественных традиционных и авторских изделий;
  • Развитие творческих и коммуникативных способностей, самостоятельности, изобретательности и творческого, активного мышления.
  • Создание комфортной, развивающей, воспитывающей и здоровьесберегающей среды, атмосферы доброжелательности и сотворчества, ситуации успеха для каждого ребенка на каждом занятии;
  • Повышение самозначимости каждого ребенка через включение его в общественно-полезную социально-значимую деятельность, привлечение к участию в выставках, ярмарках, благотворительных акциях;
  • Формирование у детей сознательного и ответственного отношения к своему здоровью, стремления к здоровому образу жизни через игровые и здоровьесберегающие моменты занятия;
  • Приобщение детей к посильному творческому труду, воспитание уважения к народным умельцам и продуктам их деятельности;
  • Воспитание черт, присущих народному мастеру-умельцу: доброты, красоты, трудолюбия, стремление дарить радость людям, а в итоге воспитание высоконравственной социально активной личности.

Цель и задачи программы взаимосвязаны, усложняются по мере прохождения программного материала по принципу «От простого к сложному» и ориентированы на конечный результат.

Для успешного освоения обучающимися содержания программного материала необходимо, чтобы теоретические занятия по истории вышивки, композиции, техническому рисунку, специальной технологии сочетались с практическим овладением приемами и техникой вышивания. После теоретического изучения основных тем программой предусматривается выполнение изделий в материале на основе изученных швов.

В процессе практической работы, которая является основной формой обучения в учреждениях дополнительного образования для детей, последовательно осваиваются отдельные приемы и навыки ручной вышивки с учетом современной технологи; основы организации труда, самооценка качества изделий, последовательность исполнения изучаемых швов, приемы и способы размещения рисунков на изделии, технология вышивания, навыки пользования инструментами для вышивания; и приемы безопасного труда и личной гигиены.

На занятиях по материаловедению обучающиеся знакомятся с основными свойствами тканей и ниток, используемыми в народной вышивке, и их декоративными качествами.

На занятиях по подготовке к вышиваниюдети учатся четко передавать на бумаге особенности швов народной вышивки с показом ее фактуры, где выявлено направление стежков рабочей нитки; уменьшать или увеличивать рисунки для вышивки и переводить их на ткань. На начальном этапе рисунки народной вышивки предлагаются педагогом, а в дальнейшем могут быть использованы композиции, разработанные самими обучающимися.

Факультатив рассчитан на детей 7 – 10 лет, обучающихся по основной программе «Вяжем на Барби». Занятия вышивкой помогают юным мастерицам более творчески подходить к выполнению вязаных работ.

На весь учебный год выделяется 72 часа , по 2 академических часа в неделю.

Допустимый состав группы — до 12 человек, оптимальный состав группы — не более 10 человек.

Основной формой обучения является занятие продолжительностью 45 минут. Структура занятия включает теоретическую и практическую части. Но, как правило, практическая часть по объему значительно больше. Занятие обязательно завершается итогом в форме самоанализа ребенком своих достижений, что позволяет развивать его речевую культуру, в частности, монологическую речь и логическое мышление.

Наряду с практическими занятиями следует проводить экскурсии, посещение выставок, лекции и беседы, подготовка и защита проектов, сбор материала и написание рефератов по истории народного творчества, краеведению.

В основе организации учебно-воспитательного процесса лежат:

  • Технология развивающего дифференцированного обучения;
  • Личностно-ориентированная педагогика;
  • Педагогика сотрудничества и сотворчества.

Результативность работы по программе базируется на общепедагогических принципах : системности и последовательности, доступности и преемственности, дифференцированности и разноуровневости (по степени сложности, по темпу освоения материала), актуальности для ребенка и связи с жизнью, научности изложения теоретического материала и практической направленности обучения.

Предпочтение отдается репродуктивному, объяснительно-иллюстративному, игровому методам. Можно вводить элементы эвристического, креативного и поискового метода. При этом сохраняется практическая направленность образовательного процесса. Основной формой организации занятия является индивидуально-групповая форма.

Важнейшим условием и средством реализации программы является создание эстетичной, развивающей, здоровьесберегающей образовательной среды как комплекса комфортных, психолого-педагогических и социальных условий, необходимых для развития творческих интересов и способностей детей.

Чтобы удобнее было выполнять вышивку, необходимо правильно организовать рабочее место. Стол со всеми необходимыми инструментами и приспособлениями должен быть хорошо освещен. В процессе работы на столе не должно быть ничего лишнего. В столе необходимо иметь ящики для хранения выполняемой работы с вышивкой, запаса тканей, ниток и других материалов. Специальное место должно быть выделено для хранения кальки, миллиметровой бумаги, игл, ножниц и других приспособлений. Правильная организация рабочего места способствует производительности и качеству выполняемой работы.

Программа предусматривает знакомство с ключевыми понятиями и определениями: декоративно-прикладное творчество, солярные знаки, орнамент, законы сохранения народных традиций, композиция.

Эффективность программы основывается на результатах обучения, которые проявляются в ходе контроля качества знаний, умений и навыков обучающихся.

Основными формами подведения итогов реализации программы являются самоанализ обучающимися своих достижений, применяемые в конце изучения наиболее важных тем. Своеобразным отчетом о достижениях учащихся являются художественные выставки (тематические, полугодовые, годовые) работ учащихся.

Можно организовать постоянно действующую экспозицию лучших детских работ, периодически заменяя экспонаты.

В течение года ребенок принимает участие в нескольких выставках детского творчества, что позволяет ему увидеть свою работу в сравнении с лучшими образцами.

В системе проводятся зачетные занятия, контрольные работы, которые помогут педагогу проверить динамику совершенствования творческих навыков учащихся. Оцениваются знания, умения и навыки обучающихся по 3-бальной системе: низкий (Н), средний (С) и высокий (В) уровни усвоения знаний и сформированности умений и навыков.

В конце учебного года проводятся творческие испытания — подготовка проекта и изготовление выставочного отдельного изделия или композиции.

После окончания курса обучения, предусмотренного данной программой, учащиеся должны

характерные особенности и историю развития местных народных промыслов;

иметь представление о разнообразии композиционного строя, мотивах и колорите народной вышивки, о характере орнамента и предметах народного быта, оформленных вышивкой;

правила выполнения технического рисунка;

основные виды простейших швов и их выполнение на разных тканях с подбором соответствующих ниток;

накладное шитье или аппликация, варианты накладных швов;

инструменты и оборудование, виды и свойства тканей, ниток и других материалов, применяемых для вышивки;

основные виды дефектов вышивки, причины их возникновения;

делать зарисовки на бумаге и кальке с образцов народной вышивки, сохраняя пропорции и характер рисунка,

подбирать нитки и ткань по фактуре и цвету, определять расход материалов для различных изделий,

разрабатывать несложные композиции декоративного оформления и правильно располагать их на изделии,

выполнятьпростейшие швы, аппликацию

-иметь ориентацию на:

добро, красоту и творческий труд,

дальнейшее изучение народного прикладного творчества.

Образовательная программа дополнительного образования детей «Художественная вышивка»
методическая разработка по технологии (7 класс) по теме

Скачать:

Вложение Размер
poyasnitelnaya_zapiskaruchnaya_vyshivka2.doc 163.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Брянской городской администрации

МОУ ДОД «Центр внешкольной работы» г. Брянска

Директор МОУ ДОД

«Центр внешкольной работы»

утверждена педагогическим советом

МОУ ДОД «Центр внешкольной работы»

г.Брянска 8 сентября 2010 года

возраст детей 10-15 лет.

продолжительность реализации программы- 1 год.

год разработки программы — 2007 г.

педагогом дополнительного образования

Муратовой Еленой Александровной

Некоторое время назад увлечения различными видами женского рукоделия пережило свое второе рождение. Сделанная своими руками вещь приносит в дом приятную атмосферу уюта и покоя. Немного парадоксально, что именно в наше стремительное время у большего числа женщин появляется желание заняться шитьём, вязанием, вышивкой и т.д.

После недавно проведенного опроса в Центральном районе России выяснилось, что приблизительно 17 миллиона работающих женщин и домохозяек серьёзно увлекаются различными видами рукоделия, из них 5,5 миллиона предпочтение отдают вышиванию. Невольно задаешься вопросом, что это- способ ухода от повседневной рутины? Проходящая мода? Желание удивить окружающих? Почему нам вдруг стали так близки и желанны вещи, сделанные бабушками, мирно, по — домашнему сидящих в креслах со спицами в руках? Почему мы как бы пытаемся увидеть себя на картинах из прошлого?

Конечно, мы привыкли пользоваться только конечным результатом — вязаные пуловеры, шитые одеяла, тканые ковры, вышитые скатерти, фартуки, салфетки — для нас это, само собой разумеется. Мы привыкли покупать эти вещи. Совершенно не задумываемся, что, приложив немного усилий, мы могли бы сделать их сами, собственными руками, что обошлось бы дешевле с экономической точки, а кроме того, было бы просто приятнее.

В сущности, такому явлению не существует удовлетворенного объяснения. Для того чтобы верно оценить свои возможности, надо хотя бы раз попробовать по — настоящему испытать себя вязанием или вышиванием и внимательно посмотреть на результат такого эксперимента. Домашнее рукоделие идеально компенсирует утомительные ежедневные поездки в общественном транспорте. Занятия рукоделием в наше время супербыстрых ритмов и технического прогресса дает возможность индивидуального развития личности, постоянно обогащает и симулирует к дальнейшему совершенствованию. Оно несет в себе огромное количество факторов, положительно влияющих на внутреннее состояние организма. Ничто так не пробуждает интерес, как процесс творческого созидания. Ничто так не удовлетворяет, как возможность видеть плоды творения рук своих.

Возможно поэтому вышивание сейчас является, действительно, актуальным, так как это прекрасное творческое времяпрепровождение и лекарство от стрессовых ситуаций, которые более или менее часто случаются в жизни у каждого. Кроме того, находится среди красивых цветных ниток и богато украшенных тканей -само по себе большое удовольствие. Именно поэтому в наше стрессовое время начинает возрождаться искусство вышивания.

Невозможно развиваться самобытному мастеру без развития творческих способностей, не обладая такими качествами, как наблюдательность, зрительная память, пространственное воображение, чувство цвета, линии и формы. Основой декоративно-прикладного искусства служит сама природа, ее цвета, элементы, формы и линии, и задача мастера-художника увидеть ее поразительную гармонию, соразмерность, пластику, научиться выражать красоту посредством композиционных законов, пропорциональности, симметрии или асимметрии, развивать «прекрасновидение». Учиться не только смотреть, видеть прекрасное.

Зародившись много лет тому назад и не потеряв актуальности в наши дни, современная вышивка, несомненно, отличается своей новизной. Новые, современные краски, эскизы, цветовые решения, техники выполнения увлекают детей заниматься чем то новым, необычным и в тоже время очень современным видом рукоделия.

На занятиях дети изучают различные приемы, техники ручной вышивки, учатся «читать» древние орнаменты и создавать свои, знакомятся с народным костюмом, изучают цветовидение, композицию, виды и жанры изобразительного искусства, и, конечно, учатся создавать свои, неповторимые, в единственном экземпляре изделия.

В наше трудное, непредсказуемое время художественно-прикладное образование, полученное учащимися, возможно, перерастет в профессию, поможет им найти свой путь в жизни, адаптироваться в обществе, найти применение знаниям и умениям, полученным в процессе обучения. Ведь навыки, приобретенные в детском возрасте, как правило, сохраняются на всю жизнь.

Данная программа является образовательной и направлена на активизацию творческих способностей ребенка.

В процессе обучения учащийся не только овладевает секретами древнего искусства-низания, ручной вышивки, но и расширяет кругозор, вырабатывает художественное чутьё и, самое главное, воспитывает хороший вкус, изучая изобразительного и народного искусства.

Программа опирается на дидактические принципы: комплексность, непрерывность и посильность обучения, системность и постоянное усложнение материала.

Учитывая психологические особенности ребенка и то, что ручная вышивка – дело кропотливое, требующее терпения и усидчивости, первые занятия направлены на то, чтобы увлечь, заинтересовать ребенка, втянуть его в процесс творчества. На первых занятиях дети учатся изготовлять простые, но эффективные игрушки-сувениры, внося в них элемент индивидуальности, творчества. Постепенно учащиеся втягиваются в творческий процесс и способны заниматься кропотливой работой, выполняя более сложные изделия. Здесь очень важно помочь ребенку увидеть, представить конечный результат. В процессе обучения дети проходят весь путь – от наброска, эскиза-идеи до композиционного решения в любом виде деятельности, познают «муки» творчества, применяют все знания и умения, приобретенные ранее.

Занятия по мастерству строятся таким образом: новый вид, способ вышивания – оригинальное, индивидуальное изделие, то есть обучение направлено не на бесконечное копирование готовых схем, а на создание индивидуальных творческих изделий.

Если в первый год занятий дети изучают основные способы вышивания, учатся работать аккуратно, вносят небольшие технологические и цветовые изменения в готовых схемах, создают несложные творческие изделия, учатся составлять схемы, то второй год обучения имеет большую художественно-прикладную направленность, так как на них ребята создают творческие, авторские изделия, композиции как, например, создание комплектов украшений для фольклорного, исторического, современного или авангардного костюма; объемно-декоративных композиций и изделий. Приветствуется нетрадиционный подход к работе над изделия.

Основными целями программы являются:

∙ развитие творческой личности средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства;

  • воспитание трудолюбие, потребности в труде;
  • формирование трудовых навыков и умений, технологических и экономических знаний;
  • привитие любви к культуре и народным промыслам, воспитание вкуса.
  • формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей личности;
  • активация творческой деятельности, развитие теоретических и практических умений.

—познакомить детей с основными шедеврами изобразительного и декоративно-прикладного искусства;

— создать условия для развития ребенка как личности, мастера, художника;

— приобщить детей к одному из популярных видов народного творчества: ручной вышивке;

— изучить виды и жанры декоративно-прикладного искусства;

— научить ребенка понимать, ценить, любить традиции, наследие родного края;

— научить правильно организовывать рабочее место;

— научить работать с различными материалами;

— научить копировать произведения народного искусства.

— воспитать чувство гордости за выполненную работу, бережное отношение к своему и чужому труду, умение доводить дело до конца;

— показать важность коллективной и индивидуальной работы.

— развить в ребенке потребность творить;

— развить творческие способности ребенка;

— развить память, научить работать по памяти; развить пространственное мышление.

Отличительные особенности программы

— темы программы расположены в определенной системе: от более простых к более сложным;

— содержание программы не повторяет имеющиеся школьные курсы трудового обучения;

— предложенный учебно-тематический план позволяет учитывать различную степень подготовки детей, индивидуальные способности, направленность интересов в развитии, пробуждает интерес детей к художественной деятельности;

— в программе запланированы игровые разминки, зарядки для глаз.

Обучение по данной программе рассчитано на 1 год. Возраст учащихся — от 10 лет, так как у ребенка младшего возраста слабо развита мелкая моторика, он очень быстро устает, теряет внимание. Численность группы – 11-13 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 учебных часа с обязательными перерывами, во время которых необходимо проветрить помещение, проводить гимнастику для глаз, мышц шеи, спины, рук в форме игры. 2 раза в неделю – занятия по мастерству – ручной вышивке, на которых помимо освоения способов, приемов, секретов низания, плетения, ткачества и ручной вышивки учащиеся изучают историю костюма и украшений, русский народный костюм, традиции, символику цветовых и орнаментальных мотивов, промыслы родного края.

Формы проведения занятия: индивидуальная, коллективная и групповая. Дети могут отходить от тем, предложенных на занятии, изменять сложность задания, но не отступать от тематического плана. На занятиях применяются:

 задание по схеме;

 игра, викторина на знание терминологии и основных способов вышивки;

 разработка индивидуального творческого изделия;

Занятия, в основном, практические, но в начале их краткая теоретическая часть в форме беседы, с обязательным включением детей в разговор.

Особое внимание уделяю творческой тетради по мастерству, где идет работа над эскизами, зарисовываются и разрабатываются схемы, где идет творческий поиск, рождаются идеи будущих изделий. Серьезное отношение к ведению тетради дисциплинирует обучающихся, воспитывает потребность аккуратно, профессионально выполнять изделия.

Большое значение придаю копированию украшений или элементов отделки деталей одежды, орнаментальных мотивов, элементов народного костюма. Только изучая, бережно храня и развивая традиции народной культуры, можно помочь ребенку вырасти творчески активным, самобытным мастером-художником.

На каждом промежуточном этапе работы необходимо проводить просмотр-обсуждение, побуждать детей анализировать работы с учетом смыслового, композиционного, цветового, эмоционального решения, видеть достоинства и недостатки работ. На завершающем этапе каждой темы проводится выставка работ по декоративно-прикладному искусству, а в конце учебного года организуется выставка, где представляются все декоративные, живописные, графические работы, исполненные за время обучения. По итогам выставки на родительском собрании все дети получают дипломы, грамоты, сувениры от студии. Важно отметить каждого ребенка индивидуально, создать атмосферу праздника с песнями, подарками и, конечно, чаепитием. Это очень сплачивает коллектив.

ЗА ВРЕМЯ ОБУЧЕНИЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ ДЕТИ ДОЛЖНЫ

— различные виды декоративно-прикладного творчества;

— традиционные ремесла родного края;

— символику цвета и орнаментальных мотивов;

— историю возникновения и развития ручной вышивки.

— о традиционном народном костюме Руси и родного края;

— о праздниках, обрядах, традициях русского народа;

— основные способы, технику ручной вышивки;

— правила техники безопасности труда.

— определять виды и жанры изобразительного и декоративно-прикладного искусства;

— делать наброски, разрабатывать декоративные композиции;

— работать коллективно и индивидуально, уважать свой труд и труд товарищей;

— копировать образцы народного и декоративно-прикладного искусства;

— делать эскизы, выражать графическими средствами идеи, разрабатывать композиции, схемы для ручной вышивки;

— гармонично сочетать цвета;

— овладеть приемами и техникой ручной вышивки;

— пользоваться специальными терминами;

— оформлять работы, работать с бумагой, картоном;

— реставрировать вышитые изделия.

Работа с родителями

Результат образовательного процесса во многом зависит от отношения родителей и лиц их заменяющих, к занятиям, увлечениям ребенка. Если родители интересуются, радуются успехам детей, то творческие результаты ребенка намного выше. Родители оказывают практическую помощь в приобретении материалов, изготовлении и ремонте инвентаря и оборудования, в организации выставок, экскурсий.

Способы определения результативности программы:

2. разгадывание кроссвордов

Выявляется три уровня усвоения материала: высокий, средний, низкий. Используется десятибалльная система оценки знаний: 10-8 — высокий уровень; 7-5 – средний уровень; 4-1 – низкий уровень.

Формы подведения итогов

Помимо тестирования и разгадывания кроссвордов, используются: познавательные игры, викторины, конкурсы, выставки работ, коллективное обсуждение пройденных тем.

Читайте также:  Вышивка крестом профиль женщины
Оцените статью