Вышивка как художественное ремесло

§ 11. Художественная вышивка

В б классе вы познакомились со счётной вышивкой (наборы, русская гладь, роспись, счётная гладь), научились выполнять работы, которые делаются по счёт)’ нитей в ткани: вышивка гобеленовым швом и крестом.

Кроме счётной существует ещё и свободная вышивка. Нарисует мастерица на ткани контур узора и вышивает по нему гладью, тамбурным и стебельчатым швом. На ткань ложатся изображения цветов, листьев, веток растений, зверей, птиц. Всё выглядит, как в жизни, только вместо красок вышивальщица использует иглу и разноцветные нитки. Такую вышивку принято называть художественной. Выполняется она разными техниками вышивания, преобладающей среди которых является гладь.

Художественная вышивка — это многонациональное искусство, известное с глубокой древности. Каждый народ привнёс в него свои неповторимые особенности. В эпоху, когда текстильные технологии находились ещё в зачаточном состоянии, художественная вышивка как украшение костюма и интерьера была одним из самых востребованных ремёсел. Глубокие традиции она имела в Китае, где мастерство вышивальной росписи достигло настоящих художественных высот. С помощью техники глади китайские мастера передавали тончайшие оттенки и переливы красок. Их вышивку отличают плавные цветовые переходы и реалистичность изображения (рис. 4).

Рис. 4. Китайская гладь

В России самые интересные виды вышивки гладью родились в городах Владимир и Торжок. Издавна в самом Владимире, в деревнях и сёлах вокруг него девушки и женщины вышивали особой гладью владимирским швом, которая в отличие от китайской глади даёт плоскостное изображение, без световых и светотеневых переходов.

Владимирское шитьё отличается ярким красным цветом в сочетании с синим, зелёным и жёлтым. Пылающими узорами из полевых и садовых цветов расшивают декоративные панно, диванные подушки, скатерти, портьеры. Иногда растительный орнамент уступает место изображению животных и птиц (рис. 5).

Читайте также:  Шью сама выкройки юбок для

Рис. 5. Владимирское шитьё

Ещё одним видом владимирской глади является вышивка белым по белому (посёлок Мстёра). Эта изысканная белоснежная вышивка чаще выполняется на тончайшем белом батисте, но иногда и на плотной ткани (рис. 6). Необыкновенной красоты орнаменты из белых цветов, венков, букетов разбросаны по полю скатерти, украшают панно, женскую и детскую одежду. Изредка вышивальщицы используют цветную ткань самых светлых тонов: розового, голубого, кремового и серого цвета. Изделия мстёрских мастериц всегда кажутся лёгкими и воздушными. Тщательно прорабатывается каждая деталь узора.

Рис. 6. Вышивка белой гладью на носовом платке

Вышивка из города Торжок совсем другого характера: она дорогая, выполняется серебряной и позолоченной нитью, называется этот вид вышивки золотное шитьё. Раньше этой богатой вышивкой украшали царские и боярские одежды, часто дополняя её жемчугом и драгоценными камнями. Работа вышивальщиц в прошлом была трудоёмкой, требовала особого мастерства и терпения. Ткани были плотные, тяжёлые. Золотые и серебряные нити нуждались в особой обработке.

Со временем вкусы людей изменились. Одежда стала проще и дешевле. Однако золотошвеи из Торжка и сейчас украшают великолепной вышивкой знамена, театральные костюмы, панно, сувениры и т. д. (рис. 7).

Мода на вышивку менялась, но никогда не исчезала. Современная вышивка гладью впитала в себя традиции китайской вышивки по шёлку (см. рис. 4). Одежда, которую создают современные кутюрье, также бывает отделана богатейшей вышивкой. Такие модели обладают особой изысканностью и стоят очень дорого. Вышивать можно любые изделия: одежду, покрывала, столовое и постельное бельё, панно, сувениры. Вещи, украшенные искусно вышитой гладью, перестают быть просто украшением, они становятся произведениями искусства.

Рис. 7. Золотное шитьё

В 8 классе вы научитесь основным приёмам вышивки художественной гладью, узнаете, что можно создавать вышивку с помощью компьютера и современных вышивальных машин.

Вышивка как образец народного художественного ремесла
методическая разработка по технологии (6 класс)

Конспект итогового урока технологии в 6 классе (раздел «Вышивка»)

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka_vyshivka_kak_obrazets_narod._hudozh._remesla.docx 27.21 КБ

Предварительный просмотр:

Лебедева Галина Викторовна

ГБОУ гимназия № 622 Выборгского района Санкт-Петербурга

«Вышивка как образец народного художественного ремесла»

Тема урока: Итоговое занятие по теме «Вышивка»

Тип урока: комбинированный

Вид урока : контрольно-проверочный

Цель: формирование творческих способностей обучающихся путем создания условий

для самореализации личности.

Образовательная: повторить и закрепить полученные знания и умения по вышиванию.

подвести итоги проделанной работы, выявить ошибки, отметить лучшие работы.

Развивающая : Развивать творчество учащихся, чувство композиции, художественно-

Воспитательная: Воспитывать аккуратность, терпение, желание доводить начатое дело

до конца. Прививать интерес к народному творчеству. Способствовать развитию коммуникативных навыков.

Оборудование и наглядность: мультимедийное оборудование (медиавизор), различные виды вышивок (коллекция работ разных лет); през ентации: «Экскурсия в этнографический музей», «Мозговой штурм», «Современная вышивка»; пяльцы, наперсток, набор игл, мулине, канва, ножницы.

Раздаточный материал : картинки для мозгового штурма, силуэты платья, цветные карандаши, карточки самооценки.

Межпредметные связи: изобразительное искусство, история, литература.

В классе оформлена выставка с вышивками разных лет, образцами видов швов.

1. Организационный момент.

Приветствуем учащихся. Сегодня мы с вами проводим итоговое занятие.

На уроке мы повторим и закрепим полученные знания, еще раз обратимся к нашим работам и расширим знания о таком увлекательном виде художественного творчества, как вышивка.

В течение урока будут выставляться оценки за выполненные задания в карточки оценивания по баллам (от 1 до 5) за каждое задание. При подведении итогов урока будут выведены итоговые оценки за урок.

2. Информационный обзор учителя.

— Какие художественные ремесла вы знаете?

— На каком из них мы остановились подробнее? (на вышивке)

— Для того, чтобы глубже понять это удивительное мастерство, окунуться в историю этого ремесла мы посетили раздел «Народные костюмы» в Этнографическом музее.

— Давайте еще раз пройдем по некоторым залам музея. (экскурсию проводят гиды)

(Презентация) «Этнографический музей»

— В процессе работы вы упоминали изделия ваших мам, бабушек, прабабушек. Вы приносили сами работы, фотографии. Настя Попова познакомит нас с секретным сундучком своей бабушки.

— Но не только в прошлом были выдающиеся мастера. Среди наших учениц есть такие умницы, которые на уроке показали свое замечательное творчество.

Сейчас девочки расскажут о работе над своими изделиями. (Свои работы представляют дети).

— У вас, ребята, безграничная фантазия и в этом мы сейчас убедимся проводя, так называемый, «Мозговой штурм». Давайте вспомним, что это за прием.

— Во время этого процесса у вас будет практическая работа по вышивке. За 2-3 минуты вы должны показать свое умение. Работаем по группам, начиная с первой. Каждый участник, выполнив крестик передает работу соседу и так, пока все участники группы не покажут свое мастерство. Далее передаем работу на следующий стол №2 и т.д.

Ребята, не занятые рукоделием, выполняют упражнение «Мозговой штурм»: на столах лежат картинки. Вам необходимо написать свои ассоциации.

— По окончании работы подводятся итоги: что получилось в результате коллективной работы?

— (Презентация «Мозговой штурм»). Дети зачитывают свои ассоциации. Совместный просмотр коллективной работы.

Выставление баллов в карточки-оценивания за активность

— Вышивка используется и в современном мире. (Презентация «Современная вышивка»).

— На столах для каждого участника приготовлены силуэты платья. Вам нужно подготовить проект современной модели платья, украсив его новыми элементами, в том числе используя вышивку. Дети оценивают работы друг друга за столом.

Оценка выставляется на листке с силуэтом и в карточку оценивания .

Подводя итоги можно сказать, что вышивка – один из самых распространенных видов декоративно-прикладного искусства. С ее помощью можно украсить свой быт, одежду. Это увлекательный творческий труд приносящий радость, заполняющий досуг, вводящий в мир прекрасного.

— Подсчитываем баллы, набранные за урок, и выставляем оценки

— Рефлексия (на экране)

— приобретение умений отвечать на поставленные вопросы;

— отстаивать свои решения и выражать свое мнение;

— давать объективную оценку своей деятельности и ее продуктам;

— анализировать недостатки и намечать пути и способы их устранения.

Сформулировать тему урока:

Урок технологии – сложный процесс. При планировании проведения урока должны соблюдаться четкость и ясность основных задач, которые необходимо достичь.

Правильный подбор учебного и наглядного материала во многом определяет успех его усвоения учащимися. Для организации на уроке практической работы очень важен подбор объектов труда, разработка технологического процесса.

В своей деятельности мне приходится проводить чаще всего комбинированные уроки, практические и контрольно-проверочные уроки. Данный урок является комбинированным и имеет цель: формирование творческих способностей обучающихся путем создания условий

для самореализации личности.

Содержание урока направлено на формирование интереса и положительной мотивации учащихся к изучению распространенных видов рукоделия.

Функционально-прикладной характер обучения обеспечивает наиболее прочное усвоение основных технологий выполнения работы.

Декоративно-прикладное искусство – это удивительный вид творчества, дающий возможность раскрыть свой внутренний мир и проявить свои способности. Отношение к народному творчеству должно быть особенным, ведь многие пытаются сейчас отойти от стандарта, который предлагает нам современная жизнь.

На своих уроках я пытаюсь приобщить учащихся к народному искусству, на примере собственных работ стараюсь «заразить» их идеей творчества. Уроках использую личностно-ориентированный подход к учащимся, информационные технологии.

Подведение итогов является ключевым моментом в структуре урока. Наиболее подходящей формой оценки я считаю просмотр выполненных работ и изделий, их коллективное обсуждение, выявление лучших работ и указание недочетов и недоработок. Часто предлагаю самим оценить свою работу и работу товарища. Такая форма оценки позволяет учащимся критически оценивать не только чужие работы, но и свои.

Урок «Художественные ремёсла. Вышивка»

Тема2. 1. РУКОДЕЛИЕ. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЕСЛА

Тема урока: Вышивка. Применение вышивки в народном и современном костюме.

Тема урока: Знакомство с видами вышивки.

Образовательная – ознакомить учащихся с историей вышивки, инструментами, материалами и приспособлениями; сформировать навыки по организации рабочего места, научить правильным приёмам работы.

Воспитательная – прививать интерес к культуре и искусству; совершенствовать эстетический вкус.

Развивающая – развивать сенсорные и моторные навыки.

Профориентационная – знакомство с профессией художник — модельер.

Тип урока: комбинированный урок.

Межпредметные связи: биология, ИЗО, литература, история.

Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация, практическая работа.

Наглядные пособия: иллюстрации, слайды, готовые изделия.

Оборудование, материалы, инструменты: учебник, набор ручных инструментов, пяльцы, карандаш, нитки для вышивания, канва.

Проверка готовности учащихся к уроку;

Сообщение темы и целей урока.

Актуализация ранее полученных знаний:

Что такое вышивание?

Как можно украсить одежду?

Какие материалы можно использовать для отделки швейных изделий?

Изучение нового материала Сегодняшний урок будет посвящён одному из самых распространённых видов декоративно-прикладного творчества, но какому, вы должны догадаться сами по небольшому рассказу – подсказке. (Определение темы занятия).О чем мы будем сегодня с вами разговаривать? Как можно сформулировать тему нашего урока?

Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства. (ребята открывают тетради, подписывают число и тему урока)

Исходя из нашей темы, какие мы можем поставить перед собой задачи на сегодняшний урок?

— ознакомиться с историей вышивки;

— рассмотреть её применение в народном и современном костюме.

Испокон веков славилась наша земля этим искусством. Как вы думаете, что такое вышивка? Вышивка – это искусство создания на тканях узоров (с помощью чего?) с помощью иглы и нитей. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси (9 век) говорят находки археологов.

Это фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненными золотыми нитями.(рис1)

Как вы думаете, для чего украшали изделия вышивкой?

Вышивка не только делала костюм красивее и богаче, но и имела другое назначение. По народному поверью, она должна была приносить человеку счастье, оберегать его от всякого зла и беды, сближать с окружающей природой. Древним воинам на Руси дарили перед походом белые рубашки с красной вышивкой.

А где могла располагаться вышивка?

Вышивали на груди, рукавах и по подолу специальные узоры, которые, по поверьям, оберегала человека в бою .В древности русская вышивка зачастую была связана с религиозными верованиями славян, главным культом которых был культ богини плодородия, которая изображалась в образе величавой женской фигуры, окруженной цветами, птицами, зверями или всадниками.

А сейчас мы рассмотрим символы, которые использовались для узоров.

Солнце- источник жизни, обладающий живительной силой

Земля- изображение женской фигуры, матери-Земли. «Кормилица – мать-сыра Земля».

Конь – оберег домашнего очага, символ доброты

Птица – спутники солнца, символ добра, любви, мира, согласия в доме.

Древо – символ жизни, единства рода.

Огонь – очистительная сила.

Спираль – символ пожелания блага

Украшение костюма – не пустая забава. Это были словно передающиеся из поколения в поколение заветные письмена, которые передавались из поколения в поколение, которые можно читать, как книгу. Основным элементом вышивки является орнамент.

Орнамент – это последовательное повторение отдельных узоров или целой их группы. Каждый элемент орнамента имел свое значение и смысл. Различают несколько видов орнаментов: растительный, зооморфный и геометрический, человекообразный. У русских вышивальщиц любимый орнамент был геометрический. В них преобладали ромбы, прямоугольники, квадраты. Из этих элементов состояли фигуры людей, зверей и птиц изображения растений, только они стилизованы, упрощены.

Составление простого орнамента.

Виды декоративных стежков ручной вышивки.

1. Самый простой шов – «вперёд иголку» — на лицевой и изнаночной стороне стежки получаются одинаковые.

2. Стебельчатый шов– сплошной ряд косых стежков, плотно прилегающих друг к другу. (Для выполнения стебля растений ,для выполнения монограммы — вязь из начальных букв имени, фамилии)

3. Тамбурный шов — непрерывный ряд петель, выходящих одна из другой (для вышивания лепестков цветов, листьев и т.д.)

4. Петельный шов — это ряд петельных стежков, расположенных по краю изделия- этим швом можно закрепить аппликацию, обработать край изделия.

5. Вышивка крестом.

Материалы и оборудование для вышивки .

Для выполнения вышивки крестом необходимы: канва, нитки, иглы, ножницы и пяльцы. (Показ материалов.)

(в дневник: принести к след.уроку)

4. Подведение итогов урока.

— Какие инструменты и приспособления применяют для вышивания?

— Что относится в вышивании к материалам?

— Что нового узнали на уроке?

— Чему научились на данном занятии?

— Достигли ли мы тех задач, которые поставили в начале занятия?

Научиться вышивать нетрудно, нужно проявить терпение и усидчивость.

Тема урока: Организация рабочего места для ручного шитья. Т.Б.

Тема урока: Технология выполнения простейших ручных вышивальных швов.

Образовательная – ознакомить учащихся с историей вышивки, инструментами, материалами и приспособлениями; сформировать навыки по организации рабочего места, научить правильным приёмам работы.

Воспитательная – прививать интерес к культуре и искусству; совершенствовать эстетический вкус.

Развивающая – развивать сенсорные и моторные навыки.

Профориентационная – знакомство с профессией художник — модельер.

Тип урока: комбинированный урок.

Межпредметные связи: биология, ИЗО, литература, история.

Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация, практическая работа.

Наглядные пособия: иллюстрации, слайды, готовые изделия.

Оборудование, материалы, инструменты: учебник, набор ручных инструментов, пяльцы, карандаш, нитки для вышивания, канва.

Проверка готовности учащихся к уроку;

Сообщение темы и целей урока.

2.Актуализация ранее полученных знаний:

Что такое вышивание?

Как можно украсить одежду?

Какие материалы можно использовать для отделки швейных изделий?

3.Изучение нового материала

Повторение правил техники безопасности:

— хранить ножницы в футляре;

— на столе ножницы должны лежать лезвиями от себя;

— во время работы не оставлять лезвия ножниц открытыми.

— передавать ножницы сомкнутыми лезвиями кольцами вперёд.

при работе с иглами, булавками:

— хранить иголки и булавки в определённом месте (специальной коробке, подушечке и т. д.);

— не оставлять их на рабочем месте;

— ни в коем случае не брать иголки, булавки в рот;

— не вкалывать их в одежду;

— перед работой и по ее завершении пересчитать иголки и булавки;

— не пользуйтесь для шитья ржавой иголкой;

— куски сломанных иголок или булавок собирать и отдавать учителю.

Задание: выполнить простейшие швы, опираясь на образцы и технологическую карту. Составить таблицу в тетради, в третью колонку поместить образцы.

(См. предыдущий урок.)

Материалы и оборудование для вышивки .

Для выполнения вышивки крестом необходимы: канва, нитки, иглы, ножницы и пяльцы.

Канва – бывает простая и двойная.

Простая канва – это сетка. Для вышивания по такой канве необходимо её наложить на ткань, а затем канву приметать по всей поверхности ткани. Когда вышивка будет готова, канву осторожно, по одной ниточке, удаляют.

Двойная канва имеет расположенные парами нити основы и утка. Это самая популярная канва, т. к. вышивание по ней не представляет никакой сложности.

Для вышивки крестом подходят все ткани полотняного переплетения: это льняные и полульняные ткани, бязь, рогожка, штапельное полотно.

Нитки для вышивания могут быть любые: х/б, льняные, шерстяные, полушерстяные, шёлковые с добавлением золотых и серебряные нитей, ирис, мулине. Но наиболее распространена вышивка нитками мулине, т. к. они имеют прочную окраску, блеск и необходимую прочность. Их подбирают в соответствии с цветовой гаммой рисунка.

Иглы ( специальные для вышивания ) – длина и толщина иглы соответствует толщине ниток и плотности ткани. Игла должна быть немного толще нитки, чтобы нитка легко проходила сквозь ткань. Для работы по плотным тканям используют иглу с острым концом, а для работы на редких тканях и канве – иглу с тупым концом.

Напёрсток ( надевают на средний палец правой руки ). Он предохраняет палец от уколов при проталкивании иглы через ткань. Напёрсток подбирают точно по размеру пальца – он не должен ни сжимать и ни спадать с него.

Ножницы должны быть двух видов:

Маленькие с загнутыми вверх острыми концами – для подрезания нитей.

Большие – для раскроя.

Пяльцы равномерно натягивают ткань с целью нанесения на неё ровных стежков. Они могут быть круглые, овальные, квадратные с закруглёнными углами и прямоугольные. Удобнее для работы пользоваться пяльцами с регулировочным винтовым зажимом.

Внимание! Ткань обрезают на 2,5 – 3 см больше, чем необходимо по длине и ширине узора.

4. Подведение итогов урока.

— виды швов для вышивки?

— технология их выполнения?

-Т.Б.при работе по вышивке?

В дненвник ( лист в клетку ,фломастеры, канва ,нитки, иголка, ножницы, пяльца)

Тема урока: Практическая работа №9.Выполнение эскиза для вышивки.

Образовательная – ознакомить учащихся с историей вышивки, инструментами, материалами и приспособлениями; сформировать навыки по организации рабочего места, научить правильным приёмам работы.

Воспитательная – прививать интерес к культуре и искусству; совершенствовать эстетический вкус.

Развивающая – развивать сенсорные и моторные навыки.

Профориентационная – знакомство с профессией художник — модельер.

Тип урока: комбинированный урок.

Межпредметные связи: биология, ИЗО, литература, история.

Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация, практическая работа.

Наглядные пособия: иллюстрации, слайды, готовые изделия.

Оборудование, материалы, инструменты: учебник, набор ручных инструментов, пяльцы, карандаш, нитки для вышивания, канва.

Проверка готовности учащихся к уроку;

Сообщение темы и целей урока.

2.Актуализация ранее полученных знаний:

Что такое вышивание?

Как можно украсить одежду?

Какие материалы можно использовать для отделки швейных изделий?

3.Практическая часть: Учащиеся разрабатывают эскиз для выполнения вышивки, используя лист в клетку и технику рисования по клеточкам.

4.Подведение итогов: Результатом практической деятельности учащихся, должен быть эскиз для вышивки.

Тема урока: Практическая работа №10. Выполнение вышивки.

Образовательная – ознакомить учащихся с историей вышивки, инструментами, материалами и приспособлениями; сформировать навыки по организации рабочего места, научить правильным приёмам работы.

Воспитательная – прививать интерес к культуре и искусству; совершенствовать эстетический вкус.

Развивающая – развивать сенсорные и моторные навыки.

Профориентационная – знакомство с профессией художник — модельер.

Тип урока: комбинированный урок.

Межпредметные связи: биология, ИЗО, литература, история.

Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация, практическая работа.

Наглядные пособия: иллюстрации, слайды, готовые изделия.

Оборудование, материалы, инструменты: учебник, набор ручных инструментов, пяльцы, карандаш, нитки для вышивания, канва.

Проверка готовности учащихся к уроку;

Сообщение темы и целей урока.

2.Актуализация ранее полученных знаний:

Что такое вышивание?

Как можно украсить одежду?

Какие материалы можно использовать для отделки швейных изделий?

3.Практическая работа: Изготовление вышивки по разработанному эскизу. Оформление готовой вышивки.

4.Итоги: Выставка работ учащихся.Оформление работ в творческий проект: «Подарок для мамы.»

Оцените статью