Вышивка как народное искусство

Руская народная вышивка

Вышивка – едва ли не самое развитое искусство среди многих видов руского народного творчества. Шитьём занимались повсюду. Оно не требовало специальных приспособлений, а холст, нитки и игла были в каждом доме.

Художественный, образный язык орнамента руской народной вышивки многообразен. Выполняя задачу на первый взгляд декоративного значения, он зачастую является средством выражения народного мировоззрения, одним из проявленных элементов Родовой памяти.

Руская народная вышивка отображает извечную связь человека с Природой и утверждает единую основу всех существующих образов. Это солярные мотивы: солнышки-обереги в украшениях ворот, наличников; ступенчатые ромбы, звезда, круги, овалы, полукружья, крестообразные розетки в рисунке ковров, гобеленов. Космические образы и растительный мир мы видим в живописном богатстве красок костюма. Стилизованные ель, сосну, шиповник угадываем в затейливом кружевном узоре, вышивке…

Под воздействием времени эти образы могли менять своё содержание и функции, внешнюю конфигурацию, однако жизненно важные представления, нравственные и эстетические, всегда оставались в основе народного творчества, выражая его коллективную сущность.

В раскрытии семантики орнамента руской вышивки достигнуто немало успехов. Однако далеко не всё остаётся выясненным. Расшифровка его древней семантики составит задачу не одного поколения учёных.

Состав узоров, их композиция, расцветка различались в зависимости от того, кому предназначались предметы — мужчине или женщине. Возрастные различия и семейное положение также отражались в вышивках (особенно головных уборов) у большинства народов.

Читайте также:  Вышивка крестом ставропольского края

Для понимания языка орнамента большое значение имеет терминология узоров. Её изучению этнографы уделяют особое внимание. Название узора может происходить от техники выполнения, от материала, нередко термин указывает на место его происхождения — откуда его заимствовали (удалъской узор — из с. Удали; поэтому же принципу возникло название микитинъской узор и др. – из книги «Орнамент руской народной вышивки как историко-этнографический источник», ссылка ниже).

Вышивки архаического типа справедливо признают выдающимся явлением руского народного искусства. Это один из важных источников для раскрытия особенностей древнего мировоззрения их создателей.

Современные мастерицы, открывая тайны Родовой памяти и по сей день создают не просто красивые вещи, а произведения искусства, обладающие обережной силой.

Так мастер вышивки и писанкарства Божена Филатова рассказывает о значении вышитых вещей:

«Полотно – это проявлений мир, то есть мир Яви. Вышивка на нём – это информация из мира Прави. Вышивальщица получает её от Богов и от своих предков. Эта женщина чувствует и знает, что она пропускает божественную энергию, энергию Живы, жизни.

Нить выступает в качестве нити судьбы. Когда нить начинает путаться, это говорит о том, что вышивальщица о чём-то не том подумала, и нить возвращает её мысли назад.

Игла выступает в качестве волшебной палочки. Все мы хотели в детстве быть феями, иметь волшебную палочку, которая осуществляет наши желания. Так вот, когда мы держим иглу, мы пальцы собираем вместе, и тогда энергия концентрируется на кончике иглы. Мы выступаем проводниками энергии и, нанося вышивку, мы закладываем нужные нам образы в изделие. Это и есть магия вышивки.

Перед тем, как начинать вышивать, мы должны обязательно заговорить свой инструмент: кладём иглу себе на руку, закрываем руками, зовём Свет Рода Всевышного, Живу-матушку. Чувствуем поток энергии, который входит в нашу макушку, это тепло начинает разливаться по нашему телу. Мы знаем, что в наших ладонях сейчас находится игла, мы её уже не чувствуем, она слилась с нами воедино.

Представляем образ того, что мы держим сейчас иглу в качестве волшебной палочки. Видим перед собой образ, который мы хотим воплотить в вышитую вещь, для чего мы будем её вышивать, для кого она предназначается, какие образы мы будем туда закладывать.

Представляем, что будет исцелять либо усиливать какие-то наши качества, гармонизировать нас. Смотрим, как мы этой иглой начинаем вышивать это изделие. Мы его вышиваем, смотрим, как у нас красиво всё получается. В этот момент в нас просыпается Родовая память, память прошлых жизней. Всё задуманное у нас осуществляется, видим, как образ уже воплощён.

Затем представляем, что мы используем эту вещь по назначению, и те мысли, которые закладывались в вышивку, воплощаются в жизнь. Возвращаемся мыслями в свои ладони, отпуская образ. И говорим себе такие слова:

«Иглу свою заговариваю – на здоровье, на радость благословляю. Пусть мысли мои осуществятся, пусть все те образы в жизни исполнятся. Пусть будет так во веки веков, как вечный камень алатырь»

Мысленно на ладонях трижды рисуем перуницу, алатырь. Чувствуем, как из наших ладоней выходит алатырь, и сияние этого алатыря, начинает разливаться вокруг нас, вокруг места, где мы находимся, входит в Матушку Землю, и Земля укутывается этим сиянием. Затем отпускаем алатырь, который начинает кружить вокруг нашей головы. Пусть сквозь наши руки идёт божественная энергия, пусть сила предков прибудет с нами воедино. Отпускаем этот образ, возвращаемся к нашим рукам, чувствуем их. Делаем глубокий вдох, выдох и открываем глаза.

Вот так превращается простая игла в волшебную, с помощью которой женщина воплощает свои желания.

В зависимости от нашего намерения у нас должен быть набор вышивальных игл: более короткая, более длинная, более толстая, более тонкая. В то время, когда мы пользуемся иглами, мы не имеем права передавать их даже своим дочкам. Каждая игла должна иметь своё место, где она хранится – это может быть или футляр, или ткань. Когда игла находится в чистой белой ткани, эта ткань снимает информацию с неё и очищает её. Ведь игла забирает все злые намерения, негативные мысли, и её нужно очищать. А белое полотно, на котором нет никаких изображений, забирает отрицательную энергию и очищает иглу, поэтому лоскутки, где хранилась игла, очень часто теряются.

Пяльцы наши предки не использовали, вышивали только на руках. Пяльцы имеют такое же свойство, как и защитный обрядовый круг, через него ничего плохое не может зайти внутрь круга. Пяльцы – это круг, и потому мы не можем подпитать энергией жизни, Живы тот образ, который мы вышиваем внутри круга. Кроме того, когда женщина вышивает на пяльцах, она постоянно втыкает иглу вниз полотна, что символизирует Навий мир. А ведь смысл вышивки – проводить в Явный мир энергию из мира Прави. »

У нас на сайте в формате PDF можно скачать книги о руской народной вышивке, которые, несомненно будут полезны как начинающим, так и опытным вышивальщицам:

«Орнамент руской народной вышивки как историко-этнографический источник». В книге рассматривается техника выполнения вышивки, её сюжеты и семантика орнаментальных мотивов. Автором – Гали Семёновной Масловой – выделены основные типы вышивки и их ареалы, показана связь типов вышивки с различной социальной средой. Книга богато иллюстрирована и рассчитана на искусствоведов, этнографов, историков, а также на широкий круг читателей, которым интересна данная тема.

«Изобразительные мотивы в руской народной вышивке. Музей народного искусства». Коллекция русской народной вышивки Музея народного искусства — одна из самых значительных среди других в музейных собраниях страны. Здесь хранится большое количество украшенных вышивкой предметов крестьянского и городского быта и одежды XVIII — начала XX века, собранных почти по всей территории России. Наиболее полно представлены произведения крестьянского искусства из „заповедника» нашей национальной культуры — с Севера России, среди которых в изобилии встречаются лицевые изображения растений, птиц, животных и человека.

«Руская вышивка и кружево». В данном альбоме, предлагаемом читателю, в двух самостоятельных разделах «Русская вышивка XII – начала XX века» и «Русское кружево XVII – начала XX века» показаны лучшие образцы русской вышивки и кружева из коллекции отдела тканей и костюмы Государственного Исторического музея. Многие из них уникальны и имеют не только художественную, но и историческую ценность.

«Сокровища руского орнамента». Это наиболее полное на сегодняшний день исследование руского текстильного орнамента, его истории и смысла, значения тех или иных орнаментов в одежде и предметах убранства дома. Отдельное внимание уделено значению вышиваемых символов, месту их расположения для выполнения ими обережной роли по отношению к своему владельцу. В основном описываются различные орнаменты женской одежды как североруской, так и рязанской. Показана и роль мужчины, действующего зачастую во враждебной внешней среде, противостоящего агрессии и нуждающегося в совершенно определённой символике. В книге представлены образцы мужских поясов и рубах с вышитыми символами, защищающими в бою и повседневной жизни в агрессивной среде российских городов.

«Строчка и вышивка». Автор этого скромного практического руководства по вышивке, изданного в далёком 1953 году, — известная художница-вышивальщица, заслуженный деятель искусств РСФСР, художественный руководитель Тарусской фабрики художественной вышивки — Маргарита Николаевна Гумилевская (1895—1985). На основе изучения народной вышивки в основном Калужской области, она разработала стиль и направление художественной вышивки. Советские народные художественные промыслы рассматривались автором как «народное искусство сегодня». Книга представляет интерес в качестве первоисточника и уже исторического свидетельства о развитии советской художественной вышивки середины XX-го века. Технические объяснения швов и вышивальных приёмов также интересны, поскольку теория вышивки как наука ещё и не начиналась и в специализированной литературе царит терминологический хаос. В связи с последним, воззрения корифея советского декоративно-прикладного искусства, изложенные ею самой, имеют немаловажное значение.

«Ручная и машинная вышивка». Подробно изложен процесс обучения ручной и машинной вышивке от простых приёмов и швов до сложных. Представлены различные виды вышивки, характерные для руского народного творчества. Текст сопровождается чертежами швов, рисунками руской народной и современной вышивки, фотографиями лучших образцов изделий.

Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на нашу рассылку.

Традиционные схемы русской народной вышивки

На протяжении практически всей истории становления общества девушки особое внимание уделяли различным вышивкам. Сначала нанесение рисунка на изделие мог позволить исключительно обеспеченный человек. Однако через некоторое время вышивки вошли в обиход разных слоев населения. Каждая страна имеет свою историю становления этого искусства.

Особенности вышивки в разных уголках России

В каждом уголке России, городе, деревне есть свои отличительные особенности создания рисунка на вещи.

  • В Чувашии используются 3 основные цвета нити: черный, красный, белый. При этом каждая имеет свое значение. Красная — символ стремления к новому, белая — говорит о чистоте, невинности, черная — используется для создания рамки. Особенность — при вышивке не применяют специальные устройства для облегчения работы.

Орнамент на одежде

  • Стоит упомянуть, что славянская вышивка схемы строит в основном на геометрических фигурах. Так как мастерица окрашивала нити самостоятельно, процесс занимал очень много времени и был достаточно трудоемким.
  • В Карелии чаще всего узор имел религиозное значение. Орнамент вышивается при помощи красной нитки на белой ткани. Центр композиции — животные, растения. Имеет огромную популярность в России, Европе.
  • В Марий Эл используют красный цвет нити, вышивая на домотканом материале. Узоры: геометрические фигуры, растения, животные. Особенное значение имели деревья — защита для семьи.
  • Тарусская техника — применяется льняная нить, при этом есть особенная техника, белая строка и цветная перевить. На вещах вышиваются деревья, растения, которые образуют в результате картины. Особенность — отсутствие изнаночной стороны. Также техника известна вышиванием на белой ткани рисунка белой ниткой.

Чувашская символика

Особенности южан

Для южной части России характерно наличие геометрического орнамента на вышивке. В Воронежской, Тамбовской, Орловской, Курской, Пензенской области мастерицы вышивали белой строкой, крестами и др.

Вышивание росписями

Особенно распространенными считаются: счетная гладь, цветная перевить. Ключевой элемент обеих вышивок — применение под основу наполовину прозрачной ткани.

Дополнительная информация! Наличие подобной вышивки на одежде было свидетельством высокого уровня доходов семьи.

Цветовые особенности областей:

  • для Рязани характерен орнамент синего цвета;
  • в Смоленских вышивках чаще встречается лимонный, оранжевый, красный, белый цвет на золотом фоне;
  • узоры Тулы, Калуги характеризуются красной, белой цветовой гаммой, в которую вкрапляются вставки синего, голубого, зеленого, желтого цвета;
  • для Калининграда характерно использование малинового фона с рисунком из алого, белого, зеленого, золотого цвета нитки.

Важно! Русская вышивка является одним из самых развитых искусств в творчестве народа. Главная геометрическая форма — ромб, квадрат. Вышиваются с выступом в углах, диагоналями, спиралями. Материал — шелковая нить.

Северные традиции

В Карельской АССР, Вологде, Архангельске, Ленинграде особенно популярны техника гладь, применение косых стежков, а также росписи.

Орнамент, выполненный гладью

Техника вышивки полными крестами применялась в украшении оберегов.

Узор крестом

Полукрест — вид окантовки, основа популярного типа росписи. Использование мелких стежков ярких цветов для создания ярких узоров. После создания окантовки внутреннее пространство заполняется различными типами декоративных швов.

Белая строчка на изделии смотрится изысканно, привлекательно. В основе лежит применение разреженной, слегка просвечивающей ткани. Наличие плотного белоснежного сюжета на вещи показывало статус, высокий уровень дохода семьи.

Белый узор

Особенности восприятия изобразительного искусства

Орнамент воспринимается человеком как часть изобразительного искусства. В разные времена узоры на одежде воспринимались по-разному. Раньше они показывали принадлежность человека к классу, уровню благосостояния. Также орнамент говорит о географической принадлежности владельца вещи.

В наше время наличие вышивки на вещи показывает эстетическую составляющую образа. Мотивы одежды с вышивкой каждый год появляются на модных показах.

На примере истории вышивки гладью можно проследить становление восприятия обществом такого рода украшений одежды.

История вышивки гладью

Вышивка гладью — применение правильного типа линий. В результате получается рисунок из сияющих, блестящих нитей. Таким орнаментом человек может любоваться на протяжении долгого времени. Первая подобная вышивка появилась около 2000 лет назад.

Зародилась техника в Китае в VI веке до нашей эры, в это время жители, принадлежащие к высокому сословию, увлекались украшением вещей при помощи вышивки. Затем подобная техника использовалась в Японии.

Обратите внимание! Особенно хорошо смотрится на шелковой ткани.

Затем в результате появления, развития Великого Шелкового Пути техника приобрела популярность в Европейских странах. В это время особенно крепла мода на необычные вещи, поэтому вышивки стремительно распространялись по континенту.

В это время о вышивках стало известно на Руси. При этом улучшилась ткань, возможности для создания орнамента. Чаще всего схемы применялись многократно, передаваясь от поколения к поколению.

В современном обществе схемы находятся в свободном доступе в сети Интернет.

  • Сможет выполнить как мастер, так и новичок.
  • Простая техника создания.
  • Большой ассортимент видов.

Этот орнамент считается одним из основных видов искусства. При правильном соблюдении правил выполнения стежков в результате мастерица увидит отличную вышивку. Однако создание рисунка требует внимательности, усидчивости, сосредоточенности на задаче.

Этот вариант вышивки прошел длительный путь, приспосабливаясь, видоизменяясь, но сохранив основу — наличие сияния работы.

Рисунок гладью

Древнерусское лицевое и золотное шитье

Этот тип шитья имеет церковное происхождение. В предании о жизни Богоматери говорится, что ей нужно было создать завесу храма Господня из пурпура и багрянца.

Лицевое шитье — вид иконописи, появился с зарождения христианства на Руси. Выполняется с помощью цветных ниток. Сформировалось под воздействием Византии.

Также золотое шитье получило развитие в Византии. В Киеве в XI веке при монастыре появилась школа золотого шитья, где проходили уроки/ В XV веке начинают появляться мастерские цариц, где мастерицы оттачивают навыки. Начало XVII века ознаменовалось соперничеством мастерских известных людей, купцов.

Лицевое шитье

Эти варианты шиться составляют сакральную часть храма, как и фрески. Они имеют определенную символику присутствия божества.

В настоящее время главная задача мастеров — сохранение традиций в древнем искусстве, достижение уровня мастера, соблюдение при работе церковных канонов.

Золотое шитье

Орнаменты славянских народов и их обозначение

Обережная вышивка славян, схемы и значение:

  • Берегиня — образ женщины с опущенными руками. Защищает, оберегает семью от неприятностей.
  • Вода — в виде зигзага, волны, граница между Явья, Навью. Дарит бессмертие, несет знания.
  • Огневица — оберег для взрослого женского организма. Защищает от дурных слов, злых деяний.
  • Спираль — говорит о мудрости. Оберег от злых сил, сглаза.
  • Стрибожич — изображены лопасти ветряной мельницы. Защищает от стихий, вышивается на рабочей одежде.
  • Рожаница — символика плодородия, семейного благополучия.

Вышивка в русском народном костюме

Также принято вышивать орнамент на народных костюмах, что являлось с древности оберегом.

Славянская обережная вышивка в основном располагается в месте, где тело соприкасается с окружающей средой:

  • на краю рукава;
  • по низу изделия;
  • по вороту.

Считается, что орнамент так защитит человека, укрепит здоровье.

Также дети донашивали вещи за родителями, что символизировало наличие связи поколений. Есть множество русских шрифтов для машинной вышивки.

Дополнительная информация! С 3 лет ребенок получал первую рубашку, которая оберегала его. Например, мужскую рубашку получает сын.

Крестецкая строчка

Тип нанесения — сквозной орнамент. Получил популярность с 60-х городов XIX века. Вышивка выполняется на «ломаной игле» кружевного вида, имеет геометрический узор, насыщена украшениями, разнообразием — отличается от других типов строк.

Крестецкая фабрика пережила несколько подъемов, спадов. Великая Отечественная война, смена власти в 90-х — всё повлияло на состояние фабрики. Сейчас у неё сменился владелец, задача — восстановить музей, который открылся в 1930 году. Используется для украшения полотенец, одеял, простыней.

Особенности техники

Раньше кружево вышивалось ниткой, выдернутой из полотна. Цвет материала определял цвет орнамента.

«Вышивка белым по белому» — краткое описание строчки. При этом ткань изо льна в клетку заполняется фигурным узором из тонких белых ниток. Для создания строчки выдергиваются продольные, поперечные нитки, которые превращают материал в ажурную сеть. Нитки перевивают при помощи иглы, создавая узор.

Крестецкая народная вышивка

Основные правила выбора узора

При выборе орнамента нужно внимательно изучить значения символов, а также цветовую гамму. Также рекомендуется опираться на географическое положение, чтобы поддержать местных мастериц. Чаще всего девушке предпочитают большие узоры, в то время мужчины обращают внимание на небольшие символы.

В статье подробно разобран вопрос значения, истории создания традиционной русской вышивки. Сейчас вышивка чаще выполняется из-за гонки за модными коллекциями, однако рекомендуется при выборе обращать внимание на историю создания орнамента. Славянские традиции вышивки бисером помогут придать образу привлекательности.

Оцените статью