Вышивка как ремесло курского края
ОСОБЕННОСТИ РУШНИКОВ КУРСКОЙ ГУБЕРНИИ
(автор: Л.И. Ефремова — кандидат педагогических наук, доцент Курского государственного университета)
ЧАСТЬ 2. Особенности старинных рушников различных районов Курской области
«При рассмотрении различных узоров вышивок и ткачества на рушниках Курского края, мы чаще встречаем многоцветные орнаменты геометрического характера, где цветы превращены в розетки или вытянутые шестигранники, а листья в удлиненные прямоугольники. Это можно объяснить тем, что клетчатое переплетение нитей сурового полотна диктовало вышивальщице, как и ткачихе, образ и схему узора.
Богатыми по колориту и разнообразию узоров орнаментов предстают рушники Беловского района. Основа их выполнена в технике «браного» ткачества, которая часто сочетается с пестрядью, узоры вышивки геометризированы.
Рушники Медвенского района Курской области более скромные по колористическому звучанию, превалирует белый и красный цвета. Мастерицы района использовали такие виды ткачества, как «закладное», «перебор под полотно», «браное», причем выполняли такими способами не все изделие, а только кайму, фон изделия, чаще всего, имел простое полотняное переплетение. Орнаменты тканого рушника включали геометрический, растительный, зооморфный и антропоморфный узоры. Даже вышивка растительных форм напоминает геометрические фигуры.
Наиболее яркие и нарядные рушники Большесолдатского района — в селе Саморядово, где до сих пор процветает рушниковый народный промысел.
С давних времен земли Большесолдатского района были пограничной территорией, поэтому местные традиции сформировались на стыке двух культур: украинской и русской. Соседство с Украиной наложило свой отпечаток на колористический и сюжетный строй рушников из села Саморядово Большесолдатского района. Основа, фон рушника — простого полотняного переплетения, чаще белая, иногда встречается пестрядь (красно-белая или сине-белая клетка). Орнамент каймы выполнен в переборной и браной технике. Кайма широкая и настолько богата узорами, что почти занимает всю основу рушника. Традиционно орнамент саморядовских рушников имеет много ярусов-фризов, которые украшены, чаще всего, геометрическими узорами. Это наиболее древний орнамент, сохранивший в себе следы языческой архаики и заключавший символы плодородия, семейного счастья, изобилия, соединения мужского и женского начала.
Орнамент на рушниках Большесолдатского района (сел Саморядово, Житень, Любостань и др.) яркокрасочен и многоцветен. Преобладают красные, малиновые, синие, зеленые, желтые цвета. Более поздние узоры включают в себя оттенки нежных цветов: голубого, розового, оранжевого. Краски для окраса нитей брали анилиновые, поэтому рушники «горели» на солнце яркими орнаментами. Все мотивы узоров рушников Большесолдатского района обобщены и геометризированы, а в более поздних сюжетах угадываются конкретные изображения птиц, зданий, ваз с цветами и т.д. Мастерицы саморядовского промысла используют сравнительно небольшой круг мотивов, виртуозно варьируя узоры, составляют различные, никогда не повторяющиеся композиции. Это делает их рушники уникальными произведениями декоративно-прикладного искусства.
Еще один промысел, достаточно широко известный своими ткацкими традициями – суджанский. Чаще всего мастерицы этого промысла использовали для основы рушников пестрядь из белых и красных цветов нити, которые создавали крупную и мелкую клетку. Концы рушников украшали геометрическими узорами в технике «перебора под полотно», пришивали полосы шелковой ткани и вязаные крючком кружева. Вышивку рушника на кумаче (красной бумажной ткани) делали в технике «тамбур», покрывая свободным узором все поле рушника. Светлые цвета нитей (белый, желтый) придавали ему нарядно-праздничный вид.
Куряне были тесно связаны с земледелием, поэтому узоры вышивок рушников включали в себя символы аграрно-магических обрядов, связанных с плодородием.
Для древних славян изображение пышного дерева, женской фигуры с поднятыми или опущенными руками, птиц с пышными хвостами – были олицетворением сил природы, от которой зависело благополучие земледельца. Узоры, несшие идею земли, включали в себя так же идеограмму засеянного поля, стадии развития растения. Все это содержало символы благоденствия, которое направлялось во все стороны, а также показывало три времени: прошлое, настоящее и будущее как залог продолжения жизненного цикла. Поэтому крестьянки спешили задобрить природу, изображая данные знаки-символы на обрядовых и праздничных рушниках.
Очень широко в вышитых орнаментах курских рушников представлена символика воды: плетенка всех видов, располагающаяся горизонтально вверху, обозначала «хляби небесные» – сферу небосвода; внизу – подчеркивала земную воду, увлажненную почву. Назначение влаги – питать растения, так как земля могла родить только после орошения ее небесной водой в виде дождя или тумана, осаждавшегося росой. Исследователи древней символики А. Миллер, Б. Рыбаков, А. Голан отмечают, что орнамент в виде «пучка зигзагов», вертикальных плетенок обозначает дождь. Все это мы можем проследить в узорах представленных рушников из городов Льгова и Суджи.
Косой крест, являющийся самым распространенным символом русской вышивки и ткачества, Б. Рыбаков и А. Голан считают разновидностью солярного знака, символом мужского начала. Ромб, по их мнению, в «народной и древней орнаментике происходит от условного изображения земельного участка и является символом земли». Существует версия о доземледельческой семантике ромба как символа, составленного из двух треугольников. Треугольник, расположенный острием вниз – знак женского начала, а треугольник, направленный острием вверх – мужского. В таком случае знак заключает в себе идею продолжения жизни, рода. По версии исследователей, эта символика еще отчетливее проступает, когда треугольники обращены острием друг к другу. Примеры данных узоров представлены на рушниках Медвенского района.
Зооморфные орнаменты курских рушников представлены изображениями двуглавого орла и различных птиц. В индоевропейской мифологии птица является символом солнца, а в фольклорных текстах жениха и невесту сравнивают с парой птиц. Г.С. Маслова отмечает, что «мотив двухголовой птицы (павы), состоящий как бы из двух птиц, слившихся корпусами, нередко вышивали на русских свадебных полотенцах».
Одинокая же птица символизировала душу умершего, вознесшуюся на небо. Поэтому этот мотив применялся в орнаментике рушников, предназначенных для похоронного обряда. Птица как образ души знаменует собой связь мира живых и мира мертвых.
Антропоморфный орнамент включал мужские и женские образы. Мужские символы представлены были в виде столбообразных фигур, иногда чередующихся с женскими. Женские фигуры представлены в виде разнообразных трансформаций одного и того же символа – покровительницы женщин, плодородия и урожая, хранительницы семейного очага, брака.
Большое значение в народной символике придавалось цвету. Белый цвет связывался с представлением о свете и небе, жизни и смерти, так же он воспринимался и как символ красоты, источником которого был свет небесный. Красный цвет связывали с плодородием, с цветом солнца – небесного огня. Белый и красный цвета символизировали союз воды и огня, кроме того, красный цвет обозначал изобилие, активность. Зеленый цвет связывался с водой, дождем и плодородием, он также считался цветом возрождения растительной жизни. Желтый (золотой) цвет был показателем зрелости, состоятельности и богатства.
Значительное место в курской вышивке XX века занимают сюжетные и эпиграфические (текстовые) композиции. В основе их трехчастная композиция. В зависимости от «жанра» в каждом отдельном случае роль вертикального элемента выполняют то дерево, то архитектурный элемент, то «натюрморт». Пирамидальность сюжетной композиции достигалась довольно нехитрым приемом. Почти всегда низ вышитого рушника – «корни» «дерева жизни» – декорировался зубчатоподобными или кистеподобными элементами, создавалась иллюзия утяжеленного низа, прочно держащего на поле рушника «ствол» и вершинную часть всего «древа». В сложных по композиции сюжетных рушниках изобразительные мотивы в большинстве своем заимствовались из журналов, имевших распространение среди провинциальной интеллигенции, местных помещиков.
Нередко в композиции рушников вводились тексты дидактического характера: «При солнце тепло, при матери добро», «У отца до венца, у свекра до конца», «Поклонись воронке на чужой сторонке», «Глупые друг друга губят, да потопляют, а умные — любят, да пособляют», «Хлеб-соль ешь, а правду режь!», «Вышивать тяжело, смотреть легко», «Умойся бело, утрись сухо», «Бог правду видит, да не скоро скажет», «Смотрите на рушник, хвалите мои руки».
На многих рушниках можно встретить монограммы, которые не всегда были инициалами автора. По мнению В. Малины, мастера часто выбирали понравившиеся буквы или их сочетания. Нередко, переснимая узор, женщины при перенесении текстов «забывали» вышить некоторые буквы, иногда опускали целые слова. Поэтому это воспринималось как шрифтовой орнамент. Сам текст был как бы художественным приемом в создании композиции орнамента.
Популярные в Курской области вышитые рушники с несколькими жанровыми сценками (картинами) явно демонстрировали влияние устного народного творчества на декоративное искусство, его связь со всеми жанрами фольклора.
Можно отметить, что на фабульную основу вышитых рушников сильно оказали влияние украинские и русские народные песни. Вышивальщицы, изображая сцены из понравившихся песен, умело вписывали их вместе с текстом в декоративный узор рушника. Это представлено достаточно наглядно на примере рушника из Глушковского района Курской области.
Курским музеями по крупицам собирается все, что создано руками талантливых ткачих и вышивальщиц нашего Курского края. Одним из музеев, которые пытаются раскрыть художественные качества каждого предмета народного творчества, подчеркнуть бесконечное разнообразие форм и изумительную оригинальность решения мотивов узоров, является Народный музей «Рушники соловьиного края». Его организаторы ведут большую просветительскую деятельность среди населения, позволяют исследователям народного творчества пользоваться своим фондом. На основе изучения и анализа рушников данного музея были написаны многие научные работы, в том числе дипломы студентов вузов, магистерские и кандидатские диссертации. В настоящей статье также использованы материалы этого музейного фонда.
Созданный региональными общественными организациями «Союз женщин России» и «Общество «Знание» России», Народный музей «Рушники соловьиного края» существует в городе Курске с 2001 года и располагается в здании Курского института менеджмента, экономики и бизнеса (МЭБИК). В коллекции музея имеется более 800 рушников XIX – XX веков из районов Курской губернии и соседних областей. Многие предметы музея являются дарами жителей Курска и Курской области и имеют авторство.
Сегодня многим старым рушникам дана вторая жизнь, они достойно украшают современные сельские и городские интерьеры, являются необходимым атрибутом всех народных праздников. Сохраненные «осколки» мира наших предков показывают, насколько был прекрасен этот мир и что следует поучиться той вековой мудрости и гармонии, которые в нем заложены.»
Презентация по ИЗО на тему «Праздничная вышивка Курской губернии»
Описание презентации по отдельным слайдам:
- 16 предметов
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные наградные документы для учеников и учителей
Номер материала: ДВ-203346
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Курская художественная роспись
Эту роспись по праву называют курская хохлома
Возникновение
Курская земля богата народными художественными промыслами. Курские кружева, вышивка, ковры и конечно — кожлянская игрушка. Издавна занимались здесь художественной обработкой металлов и дерева.
Ваза для конфет «Уточка»
Так сложилось, что понятие «курские росписи», несмотря на такое многообразие ремёсел, возникло не так уж давно, в начале 1970-х годов.
Факт создания комбината отразил общую тенденцию развития народных промыслов того времени. В 70-е годы после принятия ряда постановлений «О народных художественных промыслах» началась волна миграции некоторых традиционных народных ремесел из мест их исконного бытования в другие области России.
Сахарница «Петушок»
Это произошло и со знаменитой хохломской росписью. Из Нижегородской области в Курск были приглашены мастера хохломской росписи и токари для обучения работников Курского лесхоза.
Предприятие существовало как цех художественной росписи, где выпускали продукцию, подобную Семёновской хохломе, но всё же немного свою.
В феврале 1994 г. статус предприятия изменился на «Предприятие народных художественных промыслов». В январе 2005 года комбинат стал структурным подразделением Юго-Западного государственного университета.
Кувшинчик с маками и ягодами, курская роспись
Особенности курской хохломы
Поначалу роспись изделий была очень похожа на традиционную, Семёновскую, но постепенно стала приобретать свои особенности. Она как-бы вобрала в себя понемногу образы природы и ремёсел, свойственных Курской земле.
Из народного костюма Курской губернии передались яркие цвета, сочетание чёрного с красными, жёлтыми, синими, зелёными сочными оттенками и золотой каймой.
Поставки. Маки на зелёном фоне. Курская роспись
Из образов кожлянской игрушки пришли идеи ваз, сахарниц и так далее в виде петушков, фазанов, уточек.
Суджанские ковры, их традиционные орнаменты дали мотивы ярких маков и полевых цветов.
Секреты производства
Из влажной древесины мягких пород (липа, осина), вытачиваются токарные изделия( чаши, вазы, солонки, кубки и т .д.), которые затем до 6 месяцев высушиваются в сушильных камерах.
Далее полуфабрикат шлифуют, покрывают грунтовкой, дефектные места шпаклюют, втирают олифу и наносят алюминиевую пудру. На блестящую серебристую поверхность художник наносит узор масляными жаростойкими красками.
Сахарница «Фазан». Курская роспись
Вся композиция выполняется по замыслу художника вручную, без штампов и трафаретов, в традициях нашего промысла. Во многих случаях изделия покрывают цветным лаком, и это позволяет использовать диапазон колорита до 20 оттенков красок.
На большинство промышленных образцов, разработанных творческим коллективом предприятия, получены патенты.
Используя экологически чистое сырьё, строго соблюдая технологические режимы, следуя сложившейся технике письма, творчески перерабатывая богатое наследие прикладного искусства Курского края, мастера предприятия создают уникальные образцы народного искусства.
О предприятии
В настоящее время УНПЦ «Художественные мастерские» ЮЗГУ — единственное действующее предприятие народных художественных промыслов в Курской области.
Со дня основания комбината на предприятии работают сотрудники, которые внесли свой вклад в становление и развитие промысла Курская роспись, бережно сохраняют традиции нашего производства и передают молодому поколению знания особенностей технологического процесса, художественной росписи и резьбы.
Ваза. Курская роспись
Это технолог Боева С.Н., ведущий художник Комкова Н.А., олифщица Осьминина В.Т., заместитель директора по производсву Новохатский Н.И., старший продавец магазина «Курский сувенир» Кононова .Н.В., художник миниатюрной живописи Макиенко Е.А., Лытягина А.И., Соклакова И.В., резчик по дереву Курачёв А.В., художник росписи по дереву Соколова Ж.В., Волобуева Е.С., токарь Глушко И.И.
На комбинате проводятся экскурсии для учащихся школ города и области, для учителей, проходящих обучение на курсах повышения квалификации, для воспитанников детских садов и интернатов.
Продукция предприятия
Основным родом деятельности УПК является собственное производство сувениров, предметов домашнего обихода из древесины с художественной росписью, выполнение Курской росписи и лаковой миниатюры на изделиях из металла.
Работа по индивидуальным заказам:
- нанесение надписей
- логотипов
- эмблем
- портретов и т.д.
на изделиях комбината. Реализация производимой продукции в собственных художественных салонах,участие в выставках с целью популяризации народного искусства Курской области.
Ассортимент предприятия насчитываетоколо 500 наименований продукции. Это изделия массового спроса, которые имеют применение в быту: ложки, сахарницы, солонки, разделочные доски, поставки для сыпучих и т.д..
Это прекрасные сувениры, способные удовлетворить вкус любителя народного искусства: колокольчики, матрешки, шкатулки с лаковой миниатюрой, выполненные вручную по собственным эскизам.
Широким спросом у покупателя пользуются — штоф «Куряночка», футляр под бутылку «Богатырь», напольные вазы с изображением архитектурных памятников Курской области, которые служат украшением для интерьера квартиры и офиса. Большую популярность завоевали тематические ковши: «Соловушка», «Курский соловей», ковш«Глухарь» и т.д., при создании которых резчик использовал сюжеты кожлянской глиняной игрушки.