Образовательный портал
Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования
- Главная
- Что это такое, как и зачем
- Электронный журнал Экстернат.РФ
- Разное
- Вышивка как вид декоративно прикладного творчества
Вышивка как вид декоративно прикладного творчества
Вышивание — распространенный вид декоративно – прикладного искусства. Издревле вышивка украшала одежду человека и тканьевые изделия домашнего обихода – скатерти, рушники, занавески, салфетки. Для женщины – матери и хозяйки – вышивание было наиболее доступным видом прикладного творчества, и она сочетала свои эстетические потребности, жажду творческой деятельности с пользой для семьи и дома. Попадая в музей, где экспонируются старинные предметы быта, мы не можем не любоваться ярко расшитыми сарафанами, жилетами, кокошниками, вышитыми бисером сумками, кисетами, кошельками. И даже в крестьянской блузке или рубахе из простого холста с незамысловатым, но удивительно выразительным орнаментом обнаруживается бездна вкуса, талант неизвестной мастерицы.
Поистине необозрима география этого вида творчества. Пожалуй, не существует такого народа, чей национальный костюм не отделывался бы вышивкой. Возникнув в древние века (изображения вышивки встречаются в памятниках искусства древних цивилизаций Азии, Европы, Америки), искусство вышивания у разных народностей создало определенные, присущие только им традиции узорной вышивки. И именно в украшении предметов быта и в одежде дольше всего сохраняются и развиваются эти традиции.
Искусство вышивания имеет свою историю. Оно, как и любое другое искусство, знало периоды расцвета и упадка. Так, вышивки, созданные в эпоху Возрождения, отличаются необыкновенной художественной тонкостью и виртуозностью исполнения. Достаточно сказать, что рисунки для сюжетных вышивок нередко выполнялись известными живописцами (Перуджино, Боттичелли и др.). В 19 веке вышивание постепенно деградирует – к середине столетия оно становится в основном средством воспроизведения популярных картин, а во второй половине с возникновением и развитием машинного вышивания в промышленности развитых стран ручное вышивание лишается своих художественных традиций и приходит в упадок.
Новую жизнь народная вышивка приобрела в период существования СССР. Искусство вышивания развивалось на основе старинных национальных вышивок и завоевывало все большую популярность. Вновь было модно вышитое столовое и постельное белье; панно и картины, выполненные гладью или крестом, украшали интерьеры квартир; большую роль играла вышивка в отделке одежды. И это не удивительно. В условиях всеобщего дефицита и однообразия советские женщины стремились украсить вышивкой блузку, юбку или платье из недорогой ткани.
В наши дни вышивка не потеряла своей популярности. В современной вышивке сохранились лучшие традиции народного вышивального искусства. Многие женщины хотят украсить свою квартиру красивыми и современными вещами. Мебель, посуда, ткани, одежда, игрушки и многое другое, что окружает человека в повседневной жизни, не только служат ему, но и воспитывают его вкус, влияют на настроение. Вот почему очень важно, чтобы предметы эти были выполнены с большим вкусом и мастерством. Изучая образцы народных крестьянских вышивок художники создают узоры для украшения современных изделий, которые отличаются от прежних по форме, цвету, материалу, содержанию и вполне отвечают высоким требованиям.
Как художник кистью, так вышивальщица ниткой может отобразить окружающий мир и передать настроение. Вышиванием создаются уникальные произведения прикладного искусства. Увлечение вышиванием способствует развитию вкуса, чувства прекрасного, а главное приносит ни с чем не сравнимую радость творчества и доставляет удовольствие тем, кто видит результат этого кропотливого и прекрасного труда.
Вышивка как вид декоративно прикладного творчества
Вышивание — распространенный вид декоративно – прикладного искусства. Издревле вышивка украшала одежду человека и тканьевые изделия домашнего обихода – скатерти, рушники, занавески, салфетки. Для женщины – матери и хозяйки – вышивание было наиболее доступным видом прикладного творчества, и она сочетала свои эстетические потребности, жажду творческой деятельности с пользой для семьи и дома. Попадая в музей, где экспонируются старинные предметы быта, мы не можем не любоваться ярко расшитыми сарафанами, жилетами, кокошниками, вышитыми бисером сумками, кисетами, кошельками. И даже в крестьянской блузке или рубахе из простого холста с незамысловатым, но удивительно выразительным орнаментом обнаруживается бездна вкуса, талант неизвестной мастерицы.
Поистине необозрима география этого вида творчества. Пожалуй, не существует такого народа, чей национальный костюм не отделывался бы вышивкой. Возникнув в древние века (изображения вышивки встречаются в памятниках искусства древних цивилизаций Азии, Европы, Америки), искусство вышивания у разных народностей создало определенные, присущие только им традиции узорной вышивки. И именно в украшении предметов быта и в одежде дольше всего сохраняются и развиваются эти традиции.
Искусство вышивания имеет свою историю. Оно, как и любое другое искусство, знало периоды расцвета и упадка. Так, вышивки, созданные в эпоху Возрождения, отличаются необыкновенной художественной тонкостью и виртуозностью исполнения. Достаточно сказать, что рисунки для сюжетных вышивок нередко выполнялись известными живописцами (Перуджино, Боттичелли и др.). В 19 веке вышивание постепенно деградирует – к середине столетия оно становится в основном средством воспроизведения популярных картин, а во второй половине с возникновением и развитием машинного вышивания в промышленности развитых стран ручное вышивание лишается своих художественных традиций и приходит в упадок.
Новую жизнь народная вышивка приобрела в период существования СССР. Искусство вышивания развивалось на основе старинных национальных вышивок и завоевывало все большую популярность. Вновь было модно вышитое столовое и постельное белье; панно и картины, выполненные гладью или крестом, украшали интерьеры квартир; большую роль играла вышивка в отделке одежды. И это не удивительно. В условиях всеобщего дефицита и однообразия советские женщины стремились украсить вышивкой блузку, юбку или платье из недорогой ткани.
В наши дни вышивка не потеряла своей популярности. В современной вышивке сохранились лучшие традиции народного вышивального искусства. Многие женщины хотят украсить свою квартиру красивыми и современными вещами. Мебель, посуда, ткани, одежда, игрушки и многое другое, что окружает человека в повседневной жизни, не только служат ему, но и воспитывают его вкус, влияют на настроение. Вот почему очень важно, чтобы предметы эти были выполнены с большим вкусом и мастерством. Изучая образцы народных крестьянских вышивок художники создают узоры для украшения современных изделий, которые отличаются от прежних по форме, цвету, материалу, содержанию и вполне отвечают высоким требованиям.
Как художник кистью, так вышивальщица ниткой может отобразить окружающий мир и передать настроение. Вышиванием создаются уникальные произведения прикладного искусства. Увлечение вышиванием способствует развитию вкуса, чувства прекрасного, а главное приносит ни с чем не сравнимую радость творчества и доставляет удовольствие тем, кто видит результат этого кропотливого и прекрасного труда.
Вышитую одежду мы видим и на картинах эпохи возрождения. По виду этих работ легко можно предположить, что вышивать, плести кружево, вязать человек умел значительно раньше. Ведь само изготовление одежды привело к изобретению иглы и крючка, зародило простейшие швы, которые теперь мы называем «вперед иголку», «назад иголку», стебельчатый и тамбурный швы. Можно предположить, что название «тамбурный» шов произошло от способа вышивки по ткани, натянутой на пяльцы, как на тамбурин — бубен. И вышивали-то с помощью крючка, располагая моток пряжи под пальцами и протаскивая петельки нити крючком с изнанки на лицо. На поверхности ткани образовывались узоры из ряда петелек — то, что мы теперь называем тамбурным швом. Впоследствии научились выполнять этот шов иглой, а вязание крючком очень часто по всему миру называют тамбурным вязанием.
Одежду на Руси шили из льняной ткани, сотканной из льняной нити, которую пряли из льняной купели. Ткань в основном была простейшего полотняного переплетения — холст. В зависимости от толщины спряденной нити получали и ткань — тонкую и очень толстую. Отбеливали холстины (новины) зимой на снегу в солнечный день. Изготавливали пряжу и из овечьей шерсти, ткали шерстяные полотна, из пряжи вязали изделия. Одежду — рубахи, сарафаны, фартуки, платки, брюки, верхнюю одежду, даже валенки и сапожки украшали вышивкой, кружевами, сплетенными поясами и лентами. Белье, полотенца (рушники), подзоры, занавески, скатерти и др. тоже украшали вышивкой и кружевом. Рисунки выдумывали сами, например, по узорам на окнах зимой, составляли из стилизованных изображений цветов, растений, фигур животных и человека.
Рисунку придавали магическое значение, некоторые изображения были так называемыми «оберегами», которые, согласно поверьям, оберегали дом, животных и людей от болезней и бед. Но это особая и очень интересная тема, теперь утратившая свое былое значение.
Рукоделием занимались женщины на селе преимущественно в зимнюю пору, когда освобождались от работы в поле, в лесу и на огороде. Зимний день короткий, а работать можно было только днем, лишь в исключительных случаях при лучине или, позже, при свече. Поэтому и вышивка в основном была на белом полотне да белой нитью. Видимо, по этой причине самые старые вышивки были «по Выдергу», особенно в северных губерниях. Выдергивая из полотна нити и вдоль и поперек, получали новую фактуру ткани, по которой выдернутой нитью выполняли узоры, заполняя дырочки разными разделками. Книг не было, да и школ не было. Учились друг от друга. В каждой губернии, небольшом районе рождалась своя, отличная от других техника вышивки. И до сих пор, хотя обмен опытом стал несравненно более широким, мы отличаем тверскую мелкую строчку от крестецкой, нижегородский гипюр от ивановской и ярославской строчки с обводкой, олонецкое шитье от цветной перевити. даже вышивка крестом в разных губерниях различается и по виду, и по цвету. Так воронежские узоры вышивались преимущественно черной нитью, северные — красной, а чем южнее, тем ярче была вышивка, как и природа, окружающая вышивальщиц. Узоры, выполненные по ткани простыми швами, были очень примитивными, а цвета пряжи для вышивки весьма однообразными — красный, малиновый, желтый, синий да зеленый. Это объяснялось тем, что красители были растительного происхождения, а значит, число их ограничено. Чем южнее область, тем больше цветовая гамма, так как разнообразнее растительность.
По редине (это особое полотно, сотканное редко из ровной крученой пряжи) стали вышивать так называемыми счетными швами. Накладывая на ткань по счету ее нитей одноцветную пряжу, и заполняя отдельные участки треугольниками, квадратами, прямоугольниками, полосками, получали особые ритмичные узоры. Такую вышивку назвали «счетная гладь», а ее более совершенную разновидность — «атласники».
По полотну и, особенно по редине вышивали и швом «вперед иголку», создавая узоры из геометрических фигур. Такой вид вышивки получил название «браное шитье» и «набор», а его разновидность — «орловский спис».
Вышивка крестом, полукрестом-росписью тоже зародилась на Руси и давно и выполнялась по счету нитей ткани. Несколько позже стали вышивать гладью. По плотному неотбеленному холсту красной пряжей с добавлением желтой, синей и зеленой нити, вышивали цветочный орнамент, птиц, женские фигуры, рыбок. Этот способ вышивки получил название «верхошов», так как по лицу укладывалась гладь, а по изнанке лишь мелкие стежки — переход нити на лицо. Такая вышивка зародилась во Владимирской области, и называется «владимирская гладь». Во Владимирской области, в п. Мстёра, родилась и другая разновидность глади — «Мстерская белая гладь». Ее выполняют по очень тонкому полотну, по батисту и маркизету. Традиционно вышивают тонкими белыми нитями по белой ткани. (Теперь вышивают и по цветной ткани нитями в тон ткани.) Техника этой вышивки — двусторонняя гладь, гладь с настилом, подкладная гладь (теневая), краевая гладь, проколы и прорези, тонкие накладные сетки, все виды простых швов, узелки, россыпь и самая сложная техника — стяги, которые выполняют по счету нитей тонкой ткани.
Разумеется, с развитием торговли пришло на Русь и «заморское» рукоделие — вышивка шелком, металлизированной нитью, бисером. Хотя использование в вышивке каменьев и особенно речного жемчуга (которым Русь была очень богата) у нас существует с очень давних пор. Да и бисер делать мы научились очень давно. Одежда бояр и барышень, кокошники и душегрейки были очень богато расшиты. Вместе с христианской верой пришло на Русь и золотошвейное искусство
Открытый урок «ВЫШИВКА КАК ВИД ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА»
«ВЫШИВКА КАК ВИД ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА»
педагог дополнительного образования
кружок «Художественная вышивка»
Наглядные пособия: готовые вышитые изделия, схемы для вышивок, журналы по рукоделию, книги.
Оборудование: инструменты и приспособления для вышивки.
Ознакомить с творчеством различных народов; с пособствовать формированию трудовых и эстетических качеств, развивать и прививать интерес и любовь к национальной народной вышивке.
Раскрыть индивидуальные способности, влияющие на самовоспитание как элемент трудовой деятельности учащихся, качеств аккуратности, усидчивости; воспитывать инициативу и самостоятельность.
Дать первичное представление об украшающих контурных швах; ознакомить учащихся с технологией выполнения украшающих контурных швов; научить учащихся выполнять швы «назад иголку», «вперёд иголку», стебельчатый шов.
Напомнить об организации рабочего места, правилам безопасности труда
Инструменты и приспособления.
Практическая работа: приемы вышивки, изготовление образцов.
Рассказ учителя о возникновении и приемах вышивки.
Оттого, что мы забываем о солнце, оно не перестает нам светить, прощая нас забывчивых. Так и народ, в целом, прекрасно помнит и бережно хранит свои обычаи, обряды, предания, легенды, поверья, молитвы, традиционные украшения одежды и жилищ. Любой народ бережлив, но для каждодневной жизни остается только самое ценное и необходимое. Так и вышивка.
Вышивка — способ украшения одежды и предметов интерьера узорами, выполненными цветными нитками. Этот вид рукоделия возник давно, возможно, именно тогда, когда первобытная женщина сшила первую одежду из шкур.
Очень часто с помощью вышивки подчеркивалось социальное положение. Так, на найденном в Египте одеянии фараона, наряду с цветочным орнаментом, вышиты узоры, которые имели право изображать на своей одежде только особы, принадлежащие к царскому роду. Вышивка была распространена не только в Древнем Египте, но и в Древней Греции. Свидетельством тому служит найденная при раскопках ваза, датируемая V веком до н. э., на которой изображена женщина, вышивающая на пяльцах. Примерно к той же эпохе относятся сохранившиеся до нашего времени искусные китайские вышивки, выполненные на шелке с помощью золотых и серебряных нитей.
В Х — ХII вв. вышивку стали использовать для украшения различных вещей (сарафанов, головных уборов, полотенец, скатертей, занавесок, постельного белья и т. д.). В то время рукодельницы умели вышивать самые различные узоры, начиная от простых геометрических фигур и заканчивая сценками из жизни. Соревнуясь между собой в мастерстве, они постоянно совершенствовали приемы вышивки. Одними из наиболее распространенных видов стали вышивки крестиком, стебельчатым швом, тамбурным и другими.
Вышивают нитками, бумагою, шерстью, шелком, золотом, серебром с примесью бус, бисера, стекляруса, иногда настоящего жемчуга, самоцветных камней, блесток, а также и монет, что преимущественно делается в Грузии и Малой Азии. У многих восточных народов в вышивку входят самые разнородные элементы: цветные блестящие жучки, когти, зубы, меха некоторых животных, а также змеиная кожа. Индейские женщины вышивают своими собственными волосами, а также волосами различных животных. Перья употребляются весьма искусно и с большим вкусом, особенно в Бразилии, где такое изобилие и разнообразие красивых и разноцветных птиц.
Сегодня вышивка не утратила своей популярности. Это прекрасный способ придать обыденным вещам и одежде оригинальный и неповторимый вид.
Сегодня пойдет речь о самом распространенном стеклянном бисере.
Оказывается, стеклоделие возникло 6 тысяч лет назад. Легенда рассказывает, что когда-то в очень далекие времена финикийские мореплаватели везли по Средиземному морю добытую в Африке природную соду. Остановившись ночевать на песчаном берегу, они развели костер и обложили его кусками соды. Утром купцы в золе обнаружили чудесный слиток, который был тверд как камень, прозрачен как вода и переливался под лучами солнца. Так было открыто стекло.
Огромный вклад в истории стеклоделия в России оставил М. В. Ломоносов. Он изучил свойства стекла и открыл первый в России завод по выпуску бисера и стекла для мозаики.
Из стекла стали делать бусы, которые становились все меньше и меньше, так появился бисер. Его название происходит от арабского слова «бусра», что означает фальшивый жемчуг. Вторая половина 18 века и первая половина 19 столетия были «золотым веком» бисера в России. Чего только из него не делали.
Бусы могут быть знаком, символом – а это начало культуры и духовности. Бусинка – безделушка, не имеющая конкретной практической пользы. Ученые полагают, что придумав бусы, человек окончательно отделился от животного мира. Первые украшения из бисера не были похожи на современные. Величина бусинок варьировалась от трёх до пяти сантиметров, и конечный результат представлял собой довольно увесистое изделие.
Традиции расшивать одежду и предметы быта бусинами, ракушками, жемчугом существуют не только у нас, но и многих народов.
Изучение нового материала.
Для начала, чтобы ощутить всю прелесть вышивания потребуются весьма несложные инструменты: иглы, напёрсток, ножницы, линейка или сантиметровая лента, пяльцы.
Напёрсток необходим для предохранения пальцев от прокола. Он может быть металлическим или пластмассовым. Наперсток надевают на средний палец правой руки, подбирают точно по размеру пальца: он не должен сжимать палец и спадать с него. Хорошо подобранный наперсток облегчает и ускоряет вышивание.
Ножницы для работы хорошо иметь трёх видов: маленькие с загнутыми концами — для обрезания рабочих ниток, надрезания и выдёргивания нитей из ткани, для оформления краев ткани при раскрое, средних размеров — для обработки краев изделия и разрезания мотков ниток и большие – для раскроя ткани. Ножницы должны быть хорошо наточены, концы лезвий должны полностью смыкаться.
Пяльцы необходимы для удержания ткани в натянутом состоянии и предохранения вышитой работы от стягивания. Они бывают деревянные, металлические и пластмассовые круглой, квадратной и прямоугольной формы. Круглых пялец желательно иметь в арсенале несколько разных по размеру. Заправлять ткань в пяльцы надо так, чтобы не получалось перекосов, чтобы избежать деформации вышитого рисунка после снятия ткани с пялец.
Иглы для вышивания. Такие иглы по сравнению с иглами для шитья имеют закругленный конец, который не прокалывает, а раздвигает волокна ткани, а также большое удлиненное ушко, в которое легче вдевается рабочая нитка в несколько сложений. Считать и отделять нити с помощью таких игл очень удобно.
Линейка или сантиметровая лента нужна для определения размера изделия, разметки узоров на ткани, при выполнении швейных работ.
Инструменты и приспособления располагаются справа, а материалы – слева от себя. Очень важно принять правильное положение при вышивании. Расстояние от глаз до работы – 25 – 30 см.
Нитки для вышивки.
Мулине обычно изготавливают из хлопка, кроме того, в продаже бывают мулине с металлизированными нитями и мулине из мерсеризированного хлопка (специально обработанного с целью повышения блеска и прочности волокон). Можно вышивать шелковыми, шерстяными и синтетическими нитками. Яркие нитки проверяют, линяют ли они.
Бисер – это общее понятие. Он бывает самых различных размеров и цветов. Отличается очень красивыми оттенками цветов – нежными и глубокими. Собственно бисером принято называть мелкие круглые или многогранные слегка сплюснутые бусинки из различного материала – отшлифованного стекла, хрусталя, металла, керамики – с отверстиями для продевания нити. Более крупный бисер называют обычно бусинами. Стеклярус в отличие от бисера представляет собой отрезки стеклянной трубочки длиной более 3 мм.
Орнамент . Термин происходит от латинского слова “украшение”.
Орнамент — это условные знаки, символы, обозначающие выражение человеком своего отношения к явлениям природы.
Геометрические (разные геометрические фигуры).
Растительные, животные, птичьи.
Шрифтовые (знаки, напоминающие восточную письменность).
Композиция : в переводе с латинского “составление”, “сочинение”, “соединение”.
Композиция — это определенное расположение узора или отдельных его частей на ткани, т.е. единое целое.
Большое значение в вышивке придавалось не только виду орнамента, но и его цветовой гамме. Определенные сочетания цветов являлись визитной карточкой той или иной народности, региона, а иногда и отдельной деревни.
В наше время вновь завоевывает былую популярность вышивка бисером. В современных изделиях появились самые разнообразные виды бисера, пришивных стразов, бусин, пайеток, стекляруса, вызывающие восхищение.
Существует множество приемов вышивки бисером. Но все они основаны на ручных стежках и строчках.
Виды декоративных стежков ручной вышивки.
Шов “вперед иголку”, “назад иголку”, стебельчатый шов, тамбурный, петельный, узелки, счетные стежки, полукрест, крест, козлик, “владимирская гладь” (односторонняя гладь), “Александровская” и “белая” гладь” (двухсторонняя гладь.), гобеленовый шов.
Классификация вышивки. Все техники вышивки подразделяют на счетные, т. е. вышивание со счетом нитей ткани основы, крестом, вышивание по полотну счетной гладью.
Ребята, сегодня на уроке мы с вами ознакомимся графически со швом «шнурок» и научимся выполнять его на образце ткани. Этот шов является декоративно-украшающим и служит для украшения изделий по краю.
Шов «шнурок» имеет несколько видов. Выполняется он в два приёма :
Вышивается шов «вперёд иглу» нитками мулине в три сложения;
Затем, нитками мулине в шесть сложений (пасма), обвивается шов «вперёд иглу». И от того, в каком направлении захватывать стежки и будет зависеть узор шва «шнурок».
Сегодня на уроке мы с вами изучим три вида шва «шнурок». На предыдущем уроке вы заготовили основу для выполнения данного шва, то есть вышили на ткани или на канве несколько рядов шва «вперёд иглу». Шов «шнурок» можно выполнять нитями по цвету шва «вперёд иглу», либо использовать нити контрастного цвета.
Сейчас открываем тетради и графически выполняем шов «шнурок».
Итак, первый приём – шов «вперёд иглу». Величина стежков и пропусков одинаковая, т.е. один сантиметр. Вы у себя в тетрадях, а я на доске по линейке чертим прерывистую линию, выполняя несколько пунктиров (8-10).
Отступаем вниз два сантиметра (4 клеточки) и чертим точно такую же линию, состоящую из пунктиров и пропусков одинаковой величины. Отступаем вниз опять два сантиметра и повторяем линию. Таких линий у вас должно получиться три.
Рассмотрим несколько видов шва «шнурок». Для этого берём цветную ручку или карандаш и начинаем обвивать стежки (пунктир в тетради) в направлении сверху вниз – сверху вниз. Это первый вид шва «шнурок».
Теперь выполняем второй вид шва «шнурок», обвивая стежки (пунктир) по схеме: сверху вниз – снизу вверх.
И последний вид шва «шнурок», который мы рассмотрим сегодня на уроке, выполняется по схеме предыдущего стежка, но нить мы не закрепляем, а возвращаемся обратно по той же схеме. Получается шов «шнурок» в виде цепочки.
Ребята, мы с вами выполнили шов «шнурок» графически в тетрадях и на доске, и сейчас должны закрепить полученные знания на практике. Группа делится на две подгруппы. Учащиеся, сидящие на третьем ряду будут работать по карточкам программированного опроса, а учащиеся, сидящие на первом и втором ряду от окна выполнять практическую работу.
Учащиеся, которые будут выполнять практическую работу, соберитесь, пожалуйста, у моего стола, а ребятам первой группы я объясню как работать с карточками. В левом углу карточки напишите свою фамилию, имя и класс. На первой карточке написаны загадки, вы их отгадываете и ответ пишете рядом. Например,
«Держится подружка
за моё ушко,
Стежкою одною
век бежит за мною»
Что это? Правильно, иголка с ниткой. На второй карточке вы видите два столбика. Вам нужно составить слова из половинок. Начало слова может быть как в одном, так и в другом столбце. Найденные половинки слов вы показываете стрелочками. Все поняли задание? Приступайте к выполнению. На это вам отводится 5-7 минут, т.е. пока я показываю выполнение шва «шнурок» на ткани вы работаете по карточкам.
Весь мир наряжает,
сама голая гуляет.
Шагает мастерица
по шёлку и по ситцу.
Мал её шажок!
Зовётся он – стежок.
Инструмент бывалый –
не большой, не малый.
У него полно забот –
он и режет и стрижёт.
Одна подружка
пролезла другой в ушко.
Пройдусь слегка горячим я,
И гладкой станет простыня.
Могу поправить недоделки
И навести на брюках стрелки.
Ответ: 1) игла, 2) игла. 3) ножницы, 4) игла с ниткой, 5) утюг.
КАРТОЧКА ПРОМЕЖУТОЧНОГО ОПРОСА ПО ТЕМЕ «ВИДЫ ШВОВ РУЧНОЙ ВЫШИВКИ»
Задание: Составьте слова, подбирая их половинки из обеих колонок. Начало слова может быть в любой колонке. Найденные слова соединяйте стрелками.
ОТВЕТ: пяльцы, вышивка, пасма, канва, мулине, шнурок, орнамент, игла, счетная.
Итак, шов «шнурок» выполняется нитями мулине в шесть сложений. Рабочую нить закрепляем с изнаночной стороны швом «вперёд иглу» и выводим на лицевую сторону рядом с предыдущим швом. Игла захватывает стежок, не трогая ткани, обвивая его в направлении сверху вниз – сверху вниз. В конце закрепляем нить с изнаночной стороны, обвивая стежки предыдущего шва. Это мы выполнили первый вид шва «шнурок»
Для выполнения второго вида шва «шнурок» можно использовать нить этого же цвета или взять другого цвета. Игла захватывает стежок, обвивая его в направлении сверху вниз – снизу наверх.
Для выполнения третьего вида шва берём нить по длине в два раза больше, чем для выполнения предыдущего шва и обвиваем шов «вперёд иглу», захватывая только стежки в направлении сверху вниз – снизу наверх и обратно. Получается шов в виде цепочки.
Я показала вам выполнения шва «шнурок» на ткани. Я думаю, что этот шов не вызовет трудностей в выполнении. Главное быть внимательной и соблюдать правила безопасности. Главный нюанс в выполнении этого шва – то, что мы захватываем только стежки предыдущего ряда, не трогая ткани. Все поняли задание? Садитесь, и приступайте к его выполнению.
Учащиеся, которые работали по карточкам, сдают работу. Проверьте, не забыли ли вы подписать задание. Катя Баранова, собери, пожалуйста, карточки и положи их на край моего стола. Теперь учащиеся первой группы соберитесь у моего стола и я объясню вам выполнение шва «шнурок» на ткани. Идёт показ трудовых приёмов выполнения шва «шнурок» первой подгруппе. Учащиеся первой подгруппы садятся за рабочие места и выполняют практическую работу на образцах ткани.
Вопросы для закрепления.
а) какой орнамент изображен на этих рисунках?
б) какие виды стежков вы сегодня узнали?
в) что необходимо для работы?
г) какие правила безопасности необходимо соблюдать при работе?
А теперь начинаем работать. Запаситесь терпением.
Начнем со стихотворения о правилах по технике безопасности.
Работать ножницами можно,
Но только очень осторожно.
Не бегай с ними по квартире –
Так можно сделать харакири.
Коль просит кто-то, не зевай,
Вперёд колечками подай.
Игла в работе весела,
Она тонка и так мала!
Не будешь класть её на место,
Вдруг потеряется в отместку
И затаится в беспорядке….
Тебе ж потом воткнётся в пятку.
Девочки выполняют тренировочные упражнения. Вышивают рисунки на своих тканях с учетом выбранных швов. Учитель проводит индивидуальную работу с учащимися:
Помогает слабым детям.
Проверяет правильность выполнения работы.
Проверяет качество выполняемой работы.
Подведение итогов работы.
Все учащиеся качественно выполнили работу, соблюдали правила техники безопасности, правильно выполняли трудовые приёмы и организовывали своё рабочее место.
Разбор допущенных ошибок.
Демонстрация лучших работ.
Не рвись владеть ларцами золотыми
И саблями чеканно белыми
Мечтай владеть руками золотыми,
Которые все это сделали!
Домашнее задание: продолжить работу над вышивкой.