Вышивка казак с казачкой
Казачий Форум » Казачки » Творческая мастерская » Додельница (всё, что может понадобится для прикладного творчества) |
Додельница
Танюша_Алексеевна | Дата: Вторник, 21.02.2017, 00:26 | Сообщение # 1 |
Здорова живётя, многоуважаемые сестры-казачки! Предлагаю в этой теме на женской половине нашего общего Куреня делиться схемами вышивок, выкройками, советами по шитью, вязанью и прочему рукоделию. Для спочатку — схема вышивки 150 на 190 крестов «Слава Богу, мы казаки!» Вот оригинал вышивки: А здесь можно скачать все схемы вышивки (35 шт.) | |
|
Танюша_Алексеевна | Дата: Среда, 22.02.2017, 15:57 | Сообщение # 2 |
Здарова живётя, многоуважаемые сестры-казачки! Схема вышивки 219 на 300 крестов «Казачка» Здесь вы можете скачать все части схемы вышивки (80 шт.) | |
|
Танюша_Алексеевна | Дата: Пятница, 24.02.2017, 17:28 | Сообщение # 3 |
Здарова живётя, многоуважаемые сестры-казачки! Предлагаю вам освоить на досуге рукоделие с издавна известное, да тока нонче почти напрочь позабытое: Вязание крючковых чулок Среди многих изделий, выходивших из рук мастериц на Верхнем Дону в конце XIX — начале XX веков, были крючковые носки и чулки из грубой шерстяной нити, которые особо полюбились казакам. В романе «Тихий Дон» М.А. Шолохов часто упоминает об этом предмете одежды: «Митька сел на снег, с усилием стянул с ноги сапог. Пошел, припадая на разутую ногу. На хрушком снегу дороги ясно печатался след вязанного крючком толстого чулка» (Шолохов М.А. «Тихий Дон». Кн.; ч.2; гл.Х); «Мишка, в ватной куртке, в чириках, с заправленными в белые чулки шароварами, шел, сдвинув на затылок фуражку, дыша наспиртованным морозом воздухом, запахом пресной сырости от воды» (Шолохов М.А. «Тихий Дон». Кн.2; ч.5; гл.XXII); «Мирон Григорьевич, одетый, как на смерть, во все новое, в дубленый полушубок, в чирики и чистые белые чулки на вбор, — сидел с краю, рядом с дедом Богатыревым и Матвеем Кашулиным» (Шолохов М.А. «Тихий Дон». Кн.3; ч.6; гл.XXII). Крючковые чулки были толстыми, теплыми, хотя и колючими. Они вязались без пятки, и если протирались в одном месте, можно было повернуть их другой стороной. У верховых донских казаков в конце XIX — начале XX веков была мода носить белые крючковые носки на вбор: шаровары вбирались в чулки, затем надевались кожаные чирики (тапки на небольшом широком плоском каблуке). Теперь казачки-мастерицы крючковые чулки уже не вяжут и лишь единицы помнят технологию вязания, переданную мамами и бабушками. Такой хранительницей традиций казачьего женского рукоделия является Анастасия Андреевна Воробьёва, 1936 года рождения, уроженка хутора Еринского, проживающая теперь в станице Вёшенской. Анастасия Андреевна училась прясть и вязать у своих тети и бабушки. В детстве вязала носки, варежки, перчатки, позже освоила вязание ажурных шарфов, пуховых платков. | |
|
Танюша_Алексеевна | Дата: Воскресенье, 26.02.2017, 19:33 | Сообщение # 4 |
Вязание дерюжек Один из видов женского рукоделия, традиционных для Верхнего Дона, — вязание крючком половиков, которые в народе называют дерюжками. По словарю С.И. Ожегова, дерюга – это плохая, грубая ткань, одежда. Казачки вязали дерюжки деревянным крючком, используя остатки тканей и изношенную одежду, которые разрезали на длинные полоски и сматывали в клубки. Изделия получались пестрые, плотные и прочные, использовались долгие годы. Дерюжки широко использовались в быту: длинными прямоугольными накрывали лавки для красоты и для мягкости, круглыми малыми – табуретки и стулья. В куренях с глинобитными полами вязаные половички стелили у кровати, зачастую вешали на стену для сохранения тепла и как украшение жилища. Использовали дерюжки и зажиточные казаки, застилая деревянные полы в куренях. М.А. Шолохов неоднократно упоминает в своих произведениях этот предмет быта казаков. В рассказе «Алёшкино сердце»: «Пришел Алёшка из клуба в полночь, долго ворочался на рваной дерюжке». В романе «Тихий Дон»: «Крупная дрожь сотрясала Мишкино тело, стуча зубами, он прилёг на принесённую Мишаткой дерюгу, снял фуражку и накрыл ею лицо» (Кн. 2, ч. 8). В романе «Поднятая целина»: «Окна изнутри были плотно занавешены дерюжками, ставни закрыты…» (Кн. 1, гл. 27); «Поправив на голом, горячем от солнца ленчике седла разостланную дерюжку, Любишкин медленно стал садиться» (Кн.1, гл. 36). Мастерица из станицы Вёшенской Ирина Ивановна Березовская, 1942 года рождения, сохранила знания старинной технологии, которые ей передала бабушка. Воспитывая пятерых детей, Ирина Ивановна проявляла творческую смекалку и расторопность, чтобы создать в доме уют, много вязала и шила и одежду, и разные предметы быта, в том числе круглые и прямоугольные половички. Она охотно поделилась секретами техники вязания традиционных половичков-дерюжек. Из тканевых отходов или ненужных старых вещей нарезаются ленты разной ширины, сматываются в клубки соответственно цвету. Вязание начинается с накидывания на вязальный крючок (в старину обычно вязали деревянными крючками) ленты, которую перекручивают так, чтобы получилась первая петля. Для вязания круглой дерюжки сначала вывязывается цепочка из нескольких воздушных петель (число петель зависит от толщины ленты), потом начало и конец цепочки соединяются, образуя круг. Вязание продолжается петлями без накида, в каждом ряду равномерно прибавляются дополнительные петли. Так вяжется все изделие. Прямоугольная дерюжка обычно вяжется по ширине изделия. Начинается вязание с одной петли, далее провязывается цепочка до необходимого размера, затем вяжется первый ряд. Когда ряд заканчивается, провязывается дополнительно еще одна петля для перехода к следующему ряду. Далее – по такой же схеме. Обычно мастерицы используют ленты разных цветов, чтобы изделие получилось ярким. Для этого в процессе вязания ленту отрезают, к её концу обыкновенным узлом подвязывают ленту другого цвета, и так, меняя ленты разных цветов, вяжут изделие нужного размера. В процессе вязания используют ленты не менее пяти различных цветов. История костюма донских казаков: от зипуна до мундираОдежда казаков — это своеобразный симбиоз народного костюма и военной формы. Сегодня я хочу предложить рассмотреть историю костюма донских казаков. Во все времена одежда донских казаков славилась уникальностью и красотой, которая менялась всю историю казачества. Жизнь донских казаков всегда была тесно связанна с военой службой, и это, конечно, нашло отражение в их костюме. В 16-17 веке костюм донского казачества формировался в результате взаимодействия различных культур. Их одежда, уборы и оружие принадлежали разным племенам и народам. Собственно своих одежд долгое время у них не водилось. Русские, турецкие, черкесские и татарские одежды составляли их пестрый наряд, иногда по цветовой гамме и сочетанию вещей весьма и весьма странный. Казаки верхнедонских станиц одевались весьма непритязательно, практически одинаково с жителями южно-русских губерний. Примером такого костюма служит одежда казаков-некрасовцев. У них традиционный мужской костюм включал белую рубаху, отделанную красной полосой (кырмызом) по нижнему краю (подолу). Юноши и женатые мужчины носили рубахи с «воротом» — яркой вышивкой счетным крестом на груди (т. е. крестиком, который имел равные лучи и который использовался в счете как зарубка на память). Рубаха подвязывалась поясом, плетеным из шерстяных нитей, и одевалась навыпуск поверх портков-шаровар. Портки отличались по цвету. В будни носили только синие (киндечные), а в праздничные и свадебные дни наряжались в красные (кырмызовые). Сверху рубахи надевали бешмет — стеганый зипун без застежки, желто-оранжевого цвета. Он служил в качестве будничной и праздничной, в том числе свадебной, одежды. Костюм низовых казаков представлял собой причудливую смесь русских, малороссийских, польских, татарских, калмыцких, турецких, черкесских элементов. Мужской костюм низовых казаков включал рубаху калмыцкого покроя (с прямым разрезом на две полы), широкие шаровары, вбиравшиеся в сапоги, зипун, кафтан, шапку, пояс. Зипун — это вид распашной одежды полуприлегающего, расширенного к низу силуэта, с узкими рукавами, без ворота, надевавшийся поверх рубахи. Он считался настолько важным элементом костюма, что походы за военной добычей часто назывались «походами за зипунами». Не случайно в казачьих песнях часто звучал мотив: «По синю морю гулять, зипунов-то доставать». Популярность зипунов можно объяснить их удобством, особенно при верховой езде, обусловленным небольшими объемными размерами, а также относительно мягкими климатическими условиями донского края. Поверх зипуна надевался кафтан, спускавшийся ниже колен. Кафтан имел сходство с польским, благодаря рукавам, очень широким и пышным у плеча и узким от локтя до кисти. Кафтан изготавливался из парчи, бархата, атласа, камки (шелк с одноцветным рисунком) ярких расцветок, застегивался серебряными или позолоченными площами (род пуговиц). Дополнением к кафтану служил пояс, украшенный золотом или турецкий кушак, на котором носили булатный нож или шашку, сафьяновые ножны которой декорировали вышивкой золотом и серебром, бляхами и драгоценными камнями. Поверх кафтана иногда одевали черкеску из сукна с разрезными рукавами и заковражьями (обшлага), отделанную золотым позументом (Позумент — золотая, серебряная или мишурная (медная, оловянная) тесьма; золототканная лента, повязка, обшивка, оторочка: галун) с блестками. В костюм входили также сапоги татарского образца с сильно загнутой носочной частью и фигурной линией верхнего канта, выделанные из сафьяна ярких цветов: красного, желтого, зеленого. Завершала старинный костюм казака шапка с околышем из меха соболя или куницы, верх которой изготавливался из голубого или красного бархата, вышивался золотом или обкладывался позументом. В зимнее время казаки носили шубы из лисьих и собольих мехов, покрытые бархатом и по краям украшенные опушкой из меха бобра или соболя. Походная одежда казаков состояла из грубого суконного зипуна кавказского покроя, подпоясанного ремнем, широких шаровар, убранных в голенища сапог, и шапки из овчины. Любимыми цветами казаков были красный и синий, которые использовались и в походном костюме. Донцы своеобразно следили за своим внешним видом. Помимо одежды они заботились и о прическе. Волосы на голове постригали кружком, «под горшок». Любили носить бороды среднего размера. Некоторые казаки бороды сбривали, но обязательно оставляли усы. Усы являлись предметом особой казачьей гордости. Реформы Петра I в области костюма, предписывавшие повсеместное употребление немецкого платья и запрет на бороды, не коснулись территории Войска Донского. Очевидно, великий реформатор решил сохранить для потомков своеобразие народной культуры, да и не пожелал он лишний раз тревожить беспокойные казачьи станицы. Старинный костюм донского казачества сохранялся до 18 в., т. е. во времена относительной самостоятельности Войска Донского. Когда же прекратились казачьи походы за «зипунами», на Дону стало больше появляться одежды, изготовленной из домотканных материалов и тканей, покупаемых в России: хлопка, льна, сукна, шерсти. Кардинальные изменения в мужском казачьем костюме произошли при Екатерине II в результате введения в 1769 г. военной формы. Сначала установили общую форму только для трех полков: Таганрогского, Азовского и крепости Дмитрия Ростовского. В 1774 г. для этих трех полков ввели единую форму, состоявшую из кафтана, бешмета, шаровар, заправленных в сапоги, и шапок из смушки с суконным верхом. С 1801 г. военная форма стала обязательной для всего Войска Донского. Она включала куртку, шаровары, заправленные в сапоги, пояс с портупеей, чекмень (долгополый кафтан), шинель, кивер. Куртку, чекмень и шаровары изготавливали из синего сукна с красной отделкой по швам. Шаровары имели широкие лампасы красного цвета. Темно-серая шинель отделывалась синим воротником с красными выпушками (Выпушка — опушка, оторочка, выпуск, обшивка по шву, кант). В качестве головного убора ввели кивер — высокую шапку из черных смушек с висячим верхом из красного сукна. У офицеров кивер выделялся султаном из красных перьев, который впоследствии заменили серебряной кокардой и помпоном (шариком из мягкого материала). Киверы рядовых казаков украшались суконными кокардами и помпонами из шерсти. Эта весьма эффектная, помпезная военная форма больше подходила для красочных военных парадов, нежели для активных боевых действий. Неудобства новой формы сказывались в ходе Отечественной войны 1812 г. Искрометные в бою донцы так и не смогли к ней привыкнуть. Впрочем, она просуществовала недолго. В течение 19 в. форма постепенно совершенствовалась, и к началу первой мировой войны обмундирование казака состояло из гимнастерки, мундира, шаровар, сапог, шинели, фуражки, башлыка, папахи, пояса. Длинный, слегка приталенный мундир темно-синего цвета имел разрез для облегчения посадки в седло и застегивался на крючки левой полой наверх. На стоячем воротнике и обшлагах рукавов мундира вшивалась красная окантовка. Темно-синие шаровары, отделанные красным кантом, заправлялись в сапоги. В летнее время вместо мундира носили гимнастерку защитного цвета с воротником-стойкой и застежкой на пуговицах. Шинель изготавливалась из грубого сукна защитного цвета и имела на воротнике красные лацканы (петлицы) с серебряной (или из белого металла) пуговицей. Головными уборами служили папахи и фуражки. Казачья фуражка в цветовом отношении сочетала темно-синий верх, красный околыш и черный козырек. Она носилась сдвинутой козырьком в правую сторону, а слева из-под него выпускался традиционный казачий чуб. Во время первой мировой войны фуражки стали делать защитного (серовато-зеленого) цвета. В зимний период казаки ходили в серых папахах и башлыках серовато-зеленого тона. Введение формы коренным образом изменило быт казаков. Только при выполнении грязной домашней работы они надевали широкие штаны, рубахи, зипуны. Все остальное время они носили форму. В ней казаки ходили даже в церковь. Обычной повседневной формой казака была гимнастерка, до 1907 года белая, затем защитного цвета, а также шаровары синего цвета с красными лампасами и ремень с пряжкой. Казачий мундир, или чекмень, был без пуговиц и застегивался на крючки. Обшлаги и ворот чекменя были обшиты кантом, на вороте имелось петлицы из тесьмы с каждой стороны. Д Современная форма донских казаков: синий мундир, красные лампасы, синий погон с красным кантом, синяя фуражка с красным околышем. Костюм и в наши дни говорит о месте человека в обществе. Как говорится, «по одежке встречают…» Но в отличие, пожалуй, от всех народов и сословий мира казаки, жившие в строгих рамках военного сословия, обязанные носить стандартную униформу, видели в одежде и другое… Мельчайшие детали: пуговицы на мундире, серьга в ухе, особым образом повязанный башлык или надетая папаха — для казака были раскрытой книгой, паспортом, по которому он узнавал о незнакомом собрате всё. |