Творческий проект по технологии «Вышивка крестиком»
Творческий проект по технологии «Вышивка крестиком».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Творческий проект по технологии «Вышивка крестиком» | 301 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верхнекужебарская СОШ им. В. П. Астафьева»
ученица 10 класса
Руководитель учитель технологии:
Селина Елена Владимировна
с. Верхний Кужебар
2. Актуальность. Обоснование проблемы и формулировка темы проекта.
Я выбрала эту тему проекта, потому что мне нравится вышивать и некоторые работы, вышитые своими руками, я дарила своим близким. А подарок, сделанный своими руками, всегда приятнее, чем покупной. Вышивание очень интересное и увлекательное занятие, потому что из белого полотна ткани и ниток получается произведение искусства.
Цель прикладного искусства состоит в том, чтобы «одушевить силою художества» предмет материального назначения, дать ему смысл, сделать его привлекательным.
Чтобы моя комната была уютной, совсем необязательно покупать вещи, которые могли бы украсить её. Можно, конечно, приобрести в магазинах красивые картины, панно, сочетающиеся по цвету с обстановкой, или, например, искусственные цветы, которые могли бы занимать в комнате любой угол, придать ей тем самым веселое, радостное настроение.
Но гораздо интереснее, когда сам сделаешь что-нибудь для своего дома. В этом заключается актуальность данной работы.
— лучшие нити для вышивки — мулине
Объект изучения: вышивка крестом
— изучение литературы и различных источников по теме;
Применяя вышивку можно приготовить прекрасный подарок своими руками, украсить интерьер
Решаемая проблема : Как сделать красивый и уютный предмет интерьера своими руками.
Цель: выполнить изделие в данной технике
— подобрать и изучить литературу по этому виду искусства;
— вышивка должна быть красивой и интересной;
— самостоятельно вышить крестиком.
— приобретение навыков (научиться хорошо вышивать крестиком);
— изготовление (сделать изделие);
— минимальная затрата денежных средств;
— получение удовольствия от проделанной работы.
3. Сбор информации по теме проекта. Анализ прототипов.
Вышивание – старейший и распространенный вид декоративно-прикладного искусства. Раскопки древних захоронений и поселений, свидетельства летописцев и путешественников позволяют утверждать, что искусство вышивания было знакомо людям далёкого прошлого. Издревле вышивка украшала одежду человека и изделия домашнего обихода. Но узнать, кто и когда впервые догадался передать узорным мотивом красоту окружающего мира, свои переживания и ощущения, мы никогда не сможем. Наука лишена возможности точно определить время возникновения этого искусства из-за недолговечности ткани и ниток.
Вышиванием занимались всегда исключительно женщины. Для матери и хозяйки – это был наиболее доступный вид прикладного творчества, в котором сочетались эстетические потребности, жажда творческой деятельности с пользой для семьи и дома .
Возникнув в глубокой древности, искусство декоративной вышивки на протяжении многих веков сохраняется в убранстве жилища, одежды и различных предметов обихода.
Одна из первых вышивальных школ была открыта в Киеве, в Андреевском монастыре, сестрой Владимира Мономаха, где молодые девушки обучались мастерству вышивания шелком, золотыми и серебряными нитями. На протяжении столетий руками мастериц создавались пышные растительные орнаменты на одеждах вельмож, зажиточных слоёв городского и сельского населения, в оформлении культового убранства. Более скромны были вышивки в народном быту.
До конца XVIII века вышивание было занятием любителей, домашним ремеслом. Со становлением в стране кустарных промыслов и разнообразных видов ремесла вышивание стало для многих мастериц профессией. Развитие вышивания привело к образованию во многих районах страны отдельных центров вышивального искусства со своеобразными художественными особенностями узоров, колорита, техникой исполнения, формой и композиционным решением. В XIX – начале XX века вышивка широко применялась для украшения народного костюма во всех уголках нашей страны.
В наши дни этот вид декоративно-прикладного искусства продолжает развиваться на основе старинных вышивок и завоевывает всё большую популярность. Современная вышивка отличается строгостью композиционного решения, простой цветовой гаммой, соответствует требованиям стиля убранства помещений, покроя одежды.
4. Анализ возможных идей. Выбор оптимальной идеи.
Я предполагала, что существует множество различных техник, чтобы запечатлеть красивый цветочный букет. Я выбрала те, которые больше всего мне понравились. Проанализировав эти работы. Приму самое оптимальное решение и приступлю к выполнению своей работы.
1. Техника изонить «Ромашки»
2.Вышивка «Букет из роз»
- Техника квилинг «Букет»
- Вышивка гладью «Фиалки»
5. Выбор технологии изготовления изделия.
Я отобрала 4 возможных варианта оценивать которые буду по следующим критериям:
— экономическая доступность; К-1
— достаточное количество знаний для выполнения работы; К-2
— эстетическое соответствие интерьеру, где будет находится моя работа; К-3
— наличие опыта в работе с выбранными техниками, для максимально аккуратного выполнения; К-4
— соответствие экологическим требованиям. К-5
Научно-исследовательская работа на тему: «Вышивка крестом в современной культуре»
Цел цель работы:Изучить искусство вышивания крестом и определить его место в современной культуре.
Задачи исследования:
Ø Прочитать книги, справочники, журналы, в которых рассказывается о вышивании крестиком.
Ø Изучить историю развития вышивки крестом.
Ø Разработать мини – тесты для учащихся и учителей.
Ø Провести социологические исследования среди учащихся и учителей об умении и желании научиться вышивать.
Ø Исследовать и освоить технологии вышивки крестом.
Ø Сделать выводы, подвести итоги исследования.
Методы исследования:
Ø Анализ ресурсов, литературных источников и Интернет;
Ø Беседы и анкетирование;
Ø Практическая работа, изготовление изделий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Научно-исследовательская работа | 42.2 КБ |
презентация | 717.64 КБ |
Предварительный просмотр:
В наши дни важно возродить и сохранить лучшие традиции вышивки крестом. Изучение, развитие и совершенствование этого искусства – одна из актуальных задач современного общества.
Я выбрала эту тему проекта, потому что мне нравится вышивать и некоторые работы, вышитые своими руками, я дарю своим близким, вкладывая в свою работу частицу своей души, своей индивидуальности.
Вышивать меня научила мамина сестра. Первые крестики у меня были не совсем ровными, но потом со временем начали получаться всё аккуратнее и красивее. И первые мои работы были вышиты на простой белой ткани. Сначала я чертила клеточки и уже потом по ним ориентировалась. А сейчас намного проще. Есть счётная канва или канва с готовым рисунком.
Каждой девочке и женщине не один раз в год приходиться сбиваться с ног в поисках подарка и мучиться сомнениями, бегая от прилавка к прилавку. Умея вышивать, можно раз и навсегда решить эту проблему. Но у нас возникает другая проблема: многие девочки из моего класса не умеют вышивать крестиком. Но им так хочется освоить этот вид рукоделия? Как найти выход?
Цель : Изучить искусство вышивания крестом и определить его место в современной культуре.
Актуальность данной темы.
Не потеряла своей актуальности вышивка крестом и в настоящее время. Вышивка крестом – это одно из самых популярных видов рукоделия в современном мире. Сегодня многие занимаются вышивкой не только потому, что это модно, но и по велению души. Ведь это занятие не только помогает реализовать свои творческие способности, оно дарит радость, душевное равновесие. Вышивание не является пустым времяпрепровождением.
- Прочитать книги, справочники, журналы, в которых рассказывается о вышивании крестиком.
- Изучить историю развития вышивки крестом.
- Разработать мини – тесты для учащихся и учителей.
- Провести социологические исследования среди учащихся и учителей об умении и желании научиться вышивать.
- Исследовать и освоить технологии вышивки крестом.
- Сделать выводы, подвести итоги исследования.
- Анализ ресурсов, литературных источников и Интернет;
- Беседы и анкетирование;
- Практическая работа, изготовление изделий.
Оборудование и материалы :
- Канва, нитки «Мулине»;
- Схемы вышивок;
- Иглы короткие с большим ушком, ножницы, напёрсток, сантиметровая лента, пяльцы.
- Книги, журналы;
- Интернет (сайты);
- Анкеты участников
2.1 Историческая справка.
Знакомство с историей возникновения вышивки крестом.
История возникновения вышивки уходит далеко вглубь веков. Это искусство относится к эпохе первобытной культуры. Оно тесно связано с появлением первого стежка при изготовлении одежды. Материалом для вышивки в разные далекие времена служили и жилы животных, и нити льна, конопли, хлопка, шерсти, шелка, также применялся и натуральный волос. Орудия вышивки также менялись с уровнем развития цивилизации. Сначала было каменное шило , которым первобытная прокладывала узор по одежде из шкур животных, а затем костяная бронзовая стальная и позолоченная позволяли облегчить процесс вышивания.
Когда вышивание появилось на Руси, оно считалось рукоделием высшего сословия. Объяснялось высокой ценой материалов, используемых для вышивки. Монахини и представительницы знати выполняли свои работы на бархате и шёлке серебряными и золотыми нитями, жемчугом и драгоценными камнями. Этим видом рукоделия владели все женщины вне зависимости от возраста и положения в обществе. И считалось обязательным. Постепенно вышивальное искусство перестало быть привилегией дворянства. В начале 18 века стала привычным занятием крестьянских девушек. Материалы для работы использовались более дешёвые, но это ни в коей мере не ухудшало ценность готовых изделий. Настоящие шедевры были созданы именно простыми девушками.
В нашей стране вышивка имеет древнюю историю. Ею украшали одежду, обувь, конскую сбрую, жилище, предметы быта. В музеях нашей страны собрано много образцов народной вышивки. Лучше всего сохранились изделия XIX века. В те времена вышивка условно подразделялась на городскую и крестьянскую (народную). Городская вышивка испытывала на себе влияние западной моды и не имела прочных традиций, тогда как народная была неразрывно связана со старинными обычаями и обрядами русского крестьянства. Уже с 5 – 6 лет девочки начинали учиться рукоделию у своих матерей, бабушек. К 13 — 15 годам они должны были приготовить себе приданое. Перед свадьбой устраивали публичный показ приданого как свидетельство трудолюбия и мастерства невесты. Одних только полотенец надо было приготовить не менее сорока. Самое нарядное, большое доставалось жениху, другими одаривалась его родня. Девичьими трудолюбивыми руками украшались верхняя одежда, рубашки, передники, рукавицы, обувь, пояса.
На территории России археологами обнаружены фрагменты одежды, вышитой золотыми нитями. Находки, относящиеся к IX — XII векам , подтверждают, что вышивка существовала и развивалась уже в эпоху Древней Руси. С языческих времен женщины — вышивальщицы создавали в своих вышивках — картинах сцены бытовой жизни. Чаще всего вышивкой украшали постельники (простыни), концы которых свешивались с кроватей, а также полотенца, скатерти, занавеси, свадебные и праздничные рубахи, холщовые сарафаны, головные уборы, платки. Вышитое полотенце использовалось не только в быту. Ритуальные, богато расшитые полотенца развешивали на священных деревьях, придорожных и могильных крестах, украшали ими капище идолов. Позднее, в христианские времена, появился обычай украшать вышитыми полотенцами иконы, зеркала и окна. На свадьбе, масленице, при рождении или смерти человека вышитые полотенца были священным оберегом. Особую силу оберегать людей от злых сил, болезней и стихий приписывали обыденному («об один день сделанному») полотенцу. Оно создавалось несколькими мастерицами за один день или сутки и считалось безупречно чистым. В глубокой древности основные мотивы вышивки отображали элементы символики различных древних культов. Наши предки – восточные славяне различные явления в природе изображали с помощью знаков. Знаков – символов у славян было много, практически все они приобретали смысл «оберегов». Обереги – символ защиты, по представлениям того времени, делали вещь непроницаемой для духов зла. Их вышивали на одежде, веря в то, что они предохраняют от разных неприятностей и принесут в дом счастье. Например, лебедь – символ верности, уточки – символ трудолюбия). В течение многих веков непосредственный конкретный смысл символов на вышивках терялся, но традиции их использования не исчезли. По мотивам орнаменты вышивок делятся на три группы: геометрические (абстрактные), растительные , зооморфные (животные).
Современная вышивка представлена самыми разнообразными узорами: мультипликационные герои, растения, ягоды, животные, а также всевозможные символы из телевизионных передач.
В 19 веке вышивка крестом стало страстным увлечением всех женщин. Ведь вышивать стало гораздо удобнее и интереснее: развивалась текстильная промышленность, появлялись новые удобные для вышивки ткани, нитки, стали выпускаться журналы с цветными схемами вышивки. Вышивку изучали даже в школах. В 19 веке появилась канва для вышивки крестиком. Массовыми тиражами издавались книги по вышивке крестом, открывались фирмы, специализирующиеся на изготовлении приспособлений для вышивки. Так продолжалось до конца 19 века. А затем…вышивка крестом «умерла». Правда, на некоторое время.
В начале 20 века модными стали другие виды вышивки. Например, белая вышивка по белому, ришелье, гладь и прочее. Так продолжалось до конца Второй Мировой Войны. После этого вышивать стало совсем не модным, т.к. женщины были заняты серьезными делами: отстаивали свои права быть равными мужчинам, больше работали и меньше времени проводили дома.
Будучи практически забытой, вышивка крестом возрождается в России после Великой Отечественной войны в 1945-1960 гг. В 70-х годах нашего столетия благодаря одной-единственной женщине — Джинни Томпсон (Ginnie Thompson) — в США множество женщин обращается к этому хорошо забытому рукоделию.
А в 1980 году вышивка крестом «возродилась». И стала невероятно популярной среди всех женщин по всему миру!
Вышивание крестиком – это такое хобби, которым увлекается множество разных людей независимо от возраста, семейного положения и пола. Мужчины, вышивающие крестиком, существуют, причем их даже больше, чем вы себе можете представить.
В истории вышивки крестом было много мужчин, которые наслаждались этим занятием.
Таким образом, мы видим, что в мире вышивка крестом возрождается.
2.2 Технологическая часть
А) Знакомство с материалами и инструментами, применяемыми при вышивке и общими правилами при работе.
Для выполнения ручной вышивки необходимы инструменты: иглы, напёрсток, ножницы, сантиметровая лента, заострённая палочка (дырокол), пяльцы.
Иглы для вышивания должны быть короткие с удлинённым ушком (№ 1 и 2). В большое ушко легко можно вдеть рабочую нитку, в маленькую несколько сложений. Такие иглы применяют для выполнения счётных и простейших швов. Считать и отделять нити такими иглами очень удобно.
Для вышивки на плотных и тонких тканях (маркизет, шёлковое полотно, батист) применяют более тонкие иглы с меньшими ушками. Толстые иглы в местах проколов будут оставлять отверстия, а в большом ушке будет плохо удерживаться тонкая рабочая нитка.
Напёрсток надевают на средний палец правой руки. Он предохраняет палец от уколов при проведении иглы в ткань и бывает, необходим при прокалывании нескольких слоев ткани, подшивания края изделия и т. д. Напёрсток надо подобрать точно по размеру пальца.
Ножницы нужно иметь трёх видов: маленькие с острыми концами для подрезания и выдёргивания нитей из ткани, средних размеров с загнутыми концами для обрезания ниток при вышивании и большие — для разрезания тканей и мотков ниток. Ножницы должны быть хорошо наточены, концы лезвий — полностью замыкаться.
Сантиметровая лента служит для определения точного размера изделия, расположения основных линий узора и т. п.
Пяльцы удерживают ткань в натянутом состоянии и предохраняют её от деформации. Пяльцы могут быть прямоугольные или круглые. Очень удобны для работы круглые пяльцы. Они состоят из двух деревянных обручей, входящих один в другой. Диаметр пялец 20-40 см, высота обруча 1,5-2 см.
Ткань для вышивки кладут на меньший обруч и расправляют её так, чтобы нити не перекосились. Сверху накладывают большой обруч, нажимают на него, и ткань запяливается. Чтобы тонкая ткань не порвалась при запяливании, а также, для того чтобы в процессе работы вышивальная ткань не загрязнилась, поверх неё кладут другую ткань с вырезанным в середине кругом диаметром, меньшим диаметра пялец. Пяльцы бывают с винтом, при помощи которого их можно прикрепить к столу. Пяльцы без винта можно закрепить, прижав их к столу тяжёлым предметом (книгой, утюгом и пр.).