Вышивка крестом белорусские символы схемы

Разнообразие Беларусского орнамента и его значение

Всевозможные предметы с белорусским орнаментом нынче очень популярны. Дизайнеры не упускают возможности поддержать этот модный тренд. Более подробно о белорусском стиле можно прочитать в этой статье.

Белорусские национальные узоры

Узоры и орнаменты – особенный вид народного творчества, тесно связанный с термином «декор», призванный не только украшать предметы и одежду, но и представляющий собой целую сложную структуру.

Простой белорусский орнамент

Белорусский орнамент отличается богатством колорита и множеством разновидностей форм узоров. В последнее время он стал очень популярен не только у людей в возрасте, но и среди молодежи.

Белорусский народный орнамент очень колоритен, и известен далеко за пределами республики

Схемы узоров применяются не только в дизайне интерьеров, но и в оформлении одежды.

Платье с вышитыми белорусскими национальными узорами

Белорусский орнамент активно используют дизайнеры со всего мира

Активно развивается тенденция на нанесение татуировок с национальными узорами. Среди молодежи это считается особым проявлением патриотизма и производится, чтобы акцентировать принадлежность к своей национальности. При этом делают такие татуировки не только в Белоруссии – в других странах эта услуга также популярна.

Особенности белорусских узоров

Яркими отличительными чертами орнаментов Белоруссии можно назвать преимущественное использование различных геометрических фигур:

  • квадрат;
  • ромб;
  • четырехугольник;
  • полосы и их детали.

Белорусский орнамент — прекрасный способ украсить интерьер

В некоторых случаях осуществлялось плавное перетекание фигур в растительные мотивы. Что характерно для белорусских узоров – это отсутствие в них символов смерти. Для белорусов орнамент – это своего рода оберег, который должен содержать в себе только положительное. Разумеется, надобности в создании оберегов с изображениями горя, смерти или боли не было.

Белорусские обереги

Национальный орнамент Белоруссии – это неизменный белый фон с красными изображениями на нем. Считается, что только у этой национальности получилось сохранить неизменным первоначальный вид узоров, существовавших еще со времен древнеславянских племен. Белый цвет признанно обозначает чистоту и открытость, а огненно-красный изображает кровь, солнце и, соответственно, жизненную силу. Черный цвет начали применять с конца позапрошлого века, но в мизерных количествах. Другие цветовые гаммы при этом не использовались.

Разнообразие белорусских узоров поражает

Богатство колорита обычно достигается с применением разных техник (шитье при помощи шнурков или дощечек), а также специальным расположением простых деталей узора с их определенным ритмом.

Белорусский рушник

При этом использование фигур, не связанных в орнаментальные ряды, было редким явлением. Мотивы в изображении орнамента.

Разнообразные фигуры белорусского орнамента

Разнообразие форм символов обусловлено широким ассортиментом мотивов, предпочитаемых народами Белоруссии:

Геометрический мотив – самый популярный вид. Включает в себя:

  • круги;
  • звезды;
  • ромбы;
  • точки;
  • ленты;
  • линии, прямые, ломаные или зигзагообразные;
  • шестиугольники;
  • кресты.

Схема для вышивки узоров

Растительный мотив – встречается чуть реже. Преимущественно состоит из:

  • цветов, особенно акации и лотоса;
  • листьев;
  • плодов, чаще всего винограда.

Растительный мотив белорусских узоров

Белорусские рушники с вышитыми виноградными гроздьями

Анималистический мотив – состоит из изображений, стилизованных под животных или детали их фигур.

Мифические животные на белорусском орнаменте

Анималистический мотив белорусских узоров

Животные могут быть как реальными, так и вымышленными, мифическими.

Символика белорусского орнамента и ее толкование

Разновидностей орнамента может быть множество. Каждый имеет свое определенное значение, чем и обусловлено их применение для разных целей:

  • Древо жизни — традиционно символизирует священное древо жизни – символ бессмертия и вечной жизни.

Древо жизни

Известным сюжетом является библейская история Адама и Евы, сорвавших запретный плод с древа жизни, за что их изгнали из Рая. Христианская культура дает этому вектору именно такое толкование. Помимо этого белорусы, как и остальные славянские народы, почитали деревья.

Древо жизни вышитое крестом

Особым уважением пользовался дуб, олицетворяющий силу и могущество. Этим деревьям поклонялись, а рубить их было запрещено. Все это объясняет популярность использования орнамента в украшении вышитых и тканых изделий.

Фотоальбом с вышивкой «Древо жизни»

  • Ярило на коне — ярило – древнеславянское божество солнца и плодородия.

Платье с орнаментом «Ярило на коне»

Считалось, что Ярило олицетворяет собой жизненные силы природы и помогает росту урожая. Вектор изображает бога Ярило, восседающего на коне. Копье в руках божества символизирует оружие, при помощи которого он победил кровожадного змея. Все это нашло отражение в белорусских легендах. А если провести параллель между славянскими верованиями и христианством, Ярило предстанет перед нами в образе Георгия Победоносца.

Ярило в белорусских вышивках

  • Житная баба (в древнеславянской мифологии) – богиня плодородия и урожая. В белорусских легендах можно прочесть множество упоминаний о ней. Это кукла, сделанная из пшеницы и ржи специально для осеннего празднования, во время которого положено отблагодарить солнце, землю и дождь за богатый урожай. Название вектора обусловлено термином «жить» – то есть «жизнь». Частое использование узора на тканых изделиях, рушниках, покрывалах и одежде можно объяснить особым почитанием и поклонением этому божеству.

Житная баба

  • Символ пробуждения природы весной в основе создания орнамента лежит белорусская легенда о приближении солнца к земле, при котором вся природа пробудилась от зимней спячки. Суть сказания была доступно и колоритно изложена в элементах этого вектора. Можно проследить связь этого узора с божеством Ярилой и Древом жизни – каждый из них олицетворяет жизнь, а Весна – это и есть новая жизнь природы.

Ярило и Древо жизни

  • Символ солнца — древние верования обожествляли и солнце. Было принято просить у него помощи, как у божества. У славян Солнце возглавляло пантеон богов, находясь на его вершине. Божество имело несколько разных наименований: Хорас, Даждьбог или Сварог.

Солнце

  • Единение солнца и земли — еще один вектор, изображающий воссоединение земли и солнца. Белорусские легенды поддерживают образ единения этих природных сил как тепло, жизнь, хороший урожай. Символ очень часто используется при вышивке полотенец, рушников, покрывал.

Белорусский рушник

  • Священное дерево встреч — изображение имеет значение своего рода пожелания живым от усопших. Чтобы их родные и близкие, внуки и дети не нуждались ни в чем, были здоровыми, а урожай радовал изобилием.

Дерево встреч

  • Символ предков — узор олицетворяет в своем роде молитву, прошение к Богу, за умерших родных и близких. Чтобы они оказались в Раю, земля была пухом, а солнце обогревало их.

Символика предков

  • Символ ребенка — вектор нередко использовался в качестве оберега для маленьких детей. Считалось, что он как талисман ограждает дитя от любых невзгод, несчастий и дурного глаза.

Символ ребенка

  • Символ матери — мать – начало всего живого. Самый популярный вектор у народов Белоруссии. Несмотря на то, что образ матери и ребенка использовался у многих народов, белорусы относятся к нему с особым трепетом. Скорее всего, это вызвано частыми нападениями на мирный белорусский народ, страдавший от вражеских набегов. И единственным способом выжить стала женская возможность рожать – создавать новые жизни. Поэтому орнамент входит во многие схемы, украшая большинство изделий из ткани.
  • Символ молодой девушки береза — интересный по своему содержанию вектор. Изображает поникшую березу в центре – словно женщину после замужества. По бокам от нее изображены две молодые незамужние девушки.
  • Символ Берегини — значение вектора можно узнать из славянской мифологии. Берегиня – богиня семейного очага, рукоделия, хозяйства. Также она покровительствует воде.

Символ Берегини

  • Символ крепкой семьи — орнамент часто вышивался на рушниках, которые было принято относить в церковь, к иконе Божьей матери. Вектор, символизирующий солнце Особенно популярным было изображение солнца – основного божества древних славян. Узор несет в себе жизнь, новое начало и активно используется в тканых и вышитых изделиях различного рода.

Белорусский рушник на свадьбу

  • Узор, символизирующий богатство — у белорусского народа одним из популярных пожеланий является пожелание богатства и достатка. Чтобы нива давала обильный урожай, а в доме было изобилие во всем. В том числе это означает и большое потомство.

Богатство

  • Молодые венчающиеся — орнамент изображает двух венчающихся – парня и девушку. Венчание – священный обряд, существующий у всех славянских народов. Часто белорусы украшали такими узорами обрядные рушники.

Белорусский орнамент

Белорусские узоры – самобытные колоритные элементы, уникальные своим древним происхождением, а также оригинальным видом. Их применение не теряет популярности с давних пор и по сей день. Ношение узоров стало особым видом патриотизма, проявляемого к своей стране.

LiveInternetLiveInternet

Четверг, 05 Декабря 2013 г. 23:05 + в цитатник

Калi жанчына садзiцца выконваць народную вышыўку, яна абавязкова выбiрае тэму твора, абдумвае кампазiцыю, каларыт, вызначае галоўныя i дадатковыя вобразы, якiя хоча выкарыстаць, каб перадаць сваю iдэю.

Вобразы Сонца i Зямлi

Нашы продкi-славяне лiчылi, што галоЎнымi багамi сярод людзей i Ў прыродзе з’яЎляюцца светлае Сонца i Мацi-Зямля-Кармiцелька. Ад iх пайшло Ўсё жыццё на зямлi. Бог Сонца i Мацi-Зямля даюць людзям усё: хлеб i ваду, цяпло i святло, рэчкi i азёры, палi i лясы.

Iх дзецi – Ярыла i Жытняя Баба – глядзяць за Ўродам жыта i пшанiцы. У Ярылы i Жытняй Бабы былi свае дзецi – ураджай Жыцень, ураджай Спарыш, ураджай Рай, ураджай Багач. Яны глядзелi, каб на нiве быЎ урод, каб жытнi колас быЎ цяжкi, каласiсты, каб уся нiва была застаЎлена снапамi ды бабкамi, каб сталы ламiлiся ад хлеба-караваю.

У старыя часы да Сонца як да бога звярталiся па дапамогу.

Светлае Сонца глядзiць Ў ваконца.
Устала рана, умылася бела.
Клiкнула, гукнула Зару–Заранiцу.
Ты, Зара–Заранiца, красная дзявiца, ляцi стралою, сiзаю галубкаю.
Скiнься, пакланiся Зямлi–Зямлiцы, добрай маладзiцы паклон ад Сонца, што глядзiць у ваконца.

Вобраз Сонца мае выгляд ромба з праменямi Ўбакi. ЗапаЎненне ромба мае розныя варыянты.

Вобраз Зямлi-Кармiцелькi набыЎ выгляд ромба, запоЎненнага маленькiмi квадрацiкамi цi ромбiкамi. Гэта нiбы зярняткi, роЎна засеяныя на полi дбайнай рукой селянiна.

Вобраз Мацi–Радзiцельнiцы

Вобраз мацi характэрны для мастацтва сяго свету, але Ў беларусаЎ карыстаецца асаблiвай любоЎю. Магчыма таму, што працавiты, мiралюбiвы беларускi народ, якi нiколi нi на каго не нападаЎ, сам не раз цярпеЎ ад варожых нашэсцяЎ, якiя неслi на беларускую зямлю спусташэннi i смерць. Ратавала народ ад канчатковай пагiбелi толькi здольнасць жанчыны нараджаць. Таму i ЎслаЎлялi нашы продкi жанчыну-мацi, упрыгожваючы яе стылiзаваным сiмвалам многiя свае вырабы.

Калi Бог хоча благаславiць жанчыну, ён пасылае ёй у дар дзiця. Таму Ў старыя часы найбольш шанаванай, найбольш паважанай была багiня Мацi-Радзiцельнiца. Яна нарадзiла i выхавала нас усiх, дала нам самае дарагое – жыццё.

Вобраз агню

У язычніцкіх славян быЎ пашыраны культ агню. Увогуле агонь, ачаг у нашай свядомасці звязваецца з домам, сям’ёю. Вытокі гэтых вераванняЎ – у тых часах, калі чалавек упершыню навучыЎся карыстацца сілай агню.
У славян агнём загадваЎ Жыжаль – блізкі сваяк антычнага грэчаскага бога агню і рамёстваЎ Гефеста. “Жыжаль – добры дзядзька. Ён усіх абдорыць: жанок – сярпамі, мужыкоЎ – лемяхамі, дзетак цяплом сагрэець. Выпаліць печы, каб старыя грэлі плечы”.

У вышыЎцы і ткацтве Жыжаль паказваецца багата распрацаваным матывам, у аснове якога – васьміканцовая разетка – зорка. Ад яе адыходзяць стылізаваныя ці досыць рэалістычныя раслінныя Ўзоры.

Вобраз Ярылы

Ярыла Ў язычніцкай міфалогіі Ўсходніх славян – бог сонца, вясны і Ўрадлівасці, кахання. Гэты вобраз у народным уяЎленні ЎвасабляЎ абуджэнне прыроды пасля зімовага сну, змену зімовага холаду на веснавую квецень. У гонар Ярылы праводзіліся вясновыя святкаванні, якія суправаджаліся спевамі, пляскамі, карагодамі. У часы хрысціянства Ярыла заменены святым Юрыем.

Ярыла – сімвал адвечнага росквіту вытворчых, жыццёвых сіл прыроды. Само слова паходзіць, відаць, ад слоЎ “яр, ярына, яравы”, што значыць веснавы, як яравая пшаніца ці жыта.

Вобраз Ярылы шматбачлівы, як шматбачлівая вясна – то халодная, то цёплая, то дажджлівая, то сухая. Таму і Ў народнай творчасці вобраз Ярылы Ўвасоблены многімі узорамі. Адзін з іх паказвае Ярылу прыгожым хлопцам “у белай вопратцы і на белым кані; на галаве Ў яго вянок, у руках каласы, ногі босыя. У Юр’яЎ дзень Ярыла па загадзе маці адмыкае вароты неба і на белым кані прыязджае на зямлю, а з яго Ўзнікненнем пачынаецца сапраЎдная вясна. У гэты ж дзень упершыню выпускаюць скаціну Ў поле. І Ў наступныя дні, да канца красавіка, беларусы ЎшаноЎваюць Ярылу”. Яшчэ нядаЎна святкаванне гэта суправаджалася карагодам, песнямі, потым папойкаю. “ДзяЎчаты выбіраюць самую прыгожую, прыбіраюць яе Ярылам і садзяць на белага каня. Ярылу акружаюць не толькі дзяЎчаты, а Ўсе жыхары паселішча, старыя кіруюць карагодам, а Ў кожнага з прысутных – вянок са свежых кветак. Ярыла едзе па засеяных нівах, а карагод спявае песні, дзе паказана, як народ разумее Ярылу, як той спрыяе Ўрадлівасці зямлі і нараджэнню дзяцей. Так, Ў адной песні гаворыцца:

А дзе ж ён нагою – там жыта капою,
А дзе ж ён не зырне – там колас зацвіце!”

Вобраз кахання

Найбольш поЎным выразнікам лірычных і паэтычных настрояЎ у народным мастацтве былі птушкі. Так, зязюля сімвалізавала жанчыну-Ўдаву, салавей – песняра кахання, сокал – вобраз каханага, арол – героя.

Што датычыць голуба – ён сімвалізуе многія паняцці. Так, ён выступае як сімвал міру, у хрысціянстве абазначае Святога духа. Але часцей за Ўсё ён сімвалізуе каханне.

Так, пачатак кахання, першае знаёмства хлопца з дзяЎчынай сімвалізуюць два галубы, павернутыя галовамі Ў адзін бок, якія ідуць адзін за адным.

Калі птушкі павернуты галовамі адна да адной, а асабліва калі паміж імі – букет кветак, – гэта сімвал кахання Ў самым росквіце.

Калі ж птушкі павернуты галовамі Ў розныя бакі – на жаль, каханне скончылася. Гэта выява – паэма пра трагічнае каханне, каханне без узаемнасці.

Вобраз пеЎня

Шчасце сям’i, сядзiбы, хаты ахоЎвалi абярэгi – сiмвалы свяшчэнных жывёл i птушак.Сярод такiх вобразаЎ-абярэгаЎ вядучае месца займае певень. Крык пеЎня асацыiруецца з наступленнем дня, узыходам сонца, знiкненнем нячыстай сiлы. Певень – як дамавiк, ён аберагае селянiна, сцеражэ сямейнае шчасце.

Два пеЎнi, сiметрычна размешчаныя паабапал букета цi вазона, выступаюць у ролi абаронцаЎ, апякуноЎ жаночай долi.

Вобраз моцнай дзяржавы, крэпкай сям’i

Кожная цывiлiзаваная краiна заклапочана ўмацаваннем сям’i. Гэта той падмурак, на якiм трымаецца дзяржава. Моцная сям’я – моцная дзяржава, аснова дабрабыту i шчасця.

Вобраз чалавека

Дзяржава складаецца з людзей. Чалавек – основа жыцця на зямлi, аснова сям’i, прадаўжэння роду, моцы дзяржавы. Сiмвалам чалавека ў народнай свядомасцi з’яўляецца зорка. “Нарадзiўся чалавек – на небе з’явiлася яго зорка. Добры чалавек – яго зорка гарыць ярка”, – кажуць людзi. Зорка таксама сiмвал славы, росквiту творчых сiл. Кажуць: “Зорка першай вялiчынi, закацiлася яго зорка”.

Вобраз роднай Беларусi

Вобраз роднай Беларусi перадаецца ў выглядзе разеткi, аблямаванай гiрляндай кветак. Вышываючы гэты ўзор, майстрыха гаворыць аб сваёй любовi да Радзiмы, прапануе, каб людзi захаплялiся Беларуссю i яшчэ больш шанавалi яе. Для многiх вышывальшчыц любоў да сваёй Бацькаўшчыны звязваецца з любоўю да нечага канкрэтнага, што яны бачаць штодзённа – магутнага лесу i дуброў, блакiтных рэк i азёр, маляўнiчых лугоў i садоў, прасторных палёў i нiў.

Вобраз крынiцы

У старыя часы, калi нашы продкi яшчэ не ўмелi капаць калодзежы, чыстую ваду яны бралi з крынiц. Гэта было святое месца. Крынiчная вада лiчылася карыснай, гаючай, чароўнай. У крынiцах такая вада, казалi ў народзе, што калi чалавек яе нап’ецца, будзе дужы ды здаровы. Таму крынiца – гэта сiмвал жыццёвай сiлы, моцы, здароўя, сiмвал духоўнасцi, яднання з роднай зямлёй.

Вобраз дрэва

Жыццё нашых продкаў было цесна звязана з лесам. Ён даваў дрэва на будаўнiцтва i розныя вырабы, кармiў грыбамi i ягадамi, ачышчаў паветра, насычаў яго кiслародам. Таму ў народнай творчасцi так часта прысутнiчае вобраз дрэва: магутнага волата-дуба, пяшчотнай дзяўчыны-бярозы, гаротнай сiраты-калiны, прыгожай ўдавiцы-рабiны, удалога малайца-клёна.

Вобраз палёў

Таксама натхняла рукадзельнiц прыгажосць палёў, якiя залацяцца спелым жытам, i зялёных, цi квецiстых лугоў.

Вобраз песнi

Калi дзяўчаты вышывалi ўзоры, яны спявалi песнi. Асаблiва падабалiся iм песнi аб каханнi. Песнi i ўзоры суправаджалi беларускую сялянку напрацягу ўсяго жыцця. Гэта як самыя блiзлiя сябры, яе мары i спадзяваннi. Гозныя па настроi песнi выклiкалi нараджэннi розных узораў.

Читайте также:  Как научится шить девочек 10 лет
Оцените статью