Как сделать красивые носовые платки своими руками – мастер-класс
Простой урок по созданию элегантного аксессуара
К ак сделать красивые носовые платки своими руками? В современном мире, зацикленном на утилитарности и санитарных нормах, этот вопрос может показаться странным и неактуальным. В ходу одноразовые бумажные платочки. Просто, дёшево, гигиенично. По поводу экологичности можно спорить: сами бумажные салфетки разлагаются, но целлофановая упаковка – нет. Да и производство сопряжено с выбросом в окружающую среду вредных веществ, а выпускаются одноразовые платочки в гигантских объёмах.
Платочки из ткани сегодня используются гораздо реже, зато они уверенно меняют свой статус. Из приземлённого бытового предмета эти матерчатые квадратики постепенно превращаются в изящные произведения искусства. На первый план выходит эстетика. Каждый платочек стремится к индивидуальности и даже уникальности.
Ручная работа – это роскошь в мире штамповки. А носовые платочки ручной работы – это роскошь, которую могут позволить себе даже начинающие мастерицы. Не шьёте? Не умеете вязать? Последний раз вышивали цветочек маме на 8 Марта (и было это давно, долго и не очень красиво)? Не беда – в этом уроке последовательно показаны все шаги (простые и вполне выполнимые) создания красивых носовых платочков. Терпение, усидчивость, аккуратность и, конечно, художественный вкус помогут вам сделать эффектную деталь вашего образа, которая наверняка не останется незамеченной!
Носовые платки своими руками – пошаговый урок
Материалы:
- ткань;
- ножницы;
- нитки катушечные №10 (для обвязки платочков);
- крючок №0,5;
- нитки для вышивки;
- иголки для вышивки;
- пяльцы.
1 Нарезать заготовки платочков, обычно они квадратные по форме. Размер произвольный.
2 Обработать края платочков обмёточным швом на машинке или сделать это вручную.
3 Края платочков обвязать по кругу крючком. Цепочки из 10 воздушных петель соединять с основанием соединительным столбиком. Цвет обвязки определяется цветом будущей вышивки.
4 Для ажурности необходимо провязать 2-3 ряда. Во втором ряду арки соединяются с серединой арки предыдущего ряда.
5 Ажур может быть одноцветным, можно комбинировать цвета в соответствии с цветом предполагаемой вышивки.
6 В углу платочка наметить карандашом рисунок вышивки. Это можно сделать с помощью копирки.
7 Выполнить вышивку. Для удобства можно воспользоваться пяльцами для вышивки. Стебли растений, тонкие линии можно выполнить простым швом «в раскол».
8 Основную вышивку выполнить гладью.
Простая плоская гладь – двусторонняя вышивка, которая одинаково выглядит и с лицевой, и с изнаночной стороны изделия. Гладь выполняется стежками, плотно прилегающими друг к другу. Направление вышивки произвольное (стежки выполняются как прямо, так и наискосок), каждый элемент выполняется отдельно. Если вы в вышивке новичок, простая гладь – лучший вариант.
В крупных элементах (листьях, лепестках, бутонах) выбирая направление стежка, учитывайте контур и общую форму детали. Это сделает вышивку более реалистичной.
Доверяйте своему художественному вкусу, интуиции. Не бойтесь экспериментировать, используйте все подвластные вам техники вышивки, комбинируйте их, придумайте свои варианты. Творческий процесс прекрасен!
Шьем и вышиваем карман для носовых платочков
Увидела на страницах нашего сайта антикварный карман для носовых платочков (холдер). И загорелась идеей сделать в современном стиле на День рождения молодой женщине. Отсюда и выбор материалов и стиля.
- лен Belfast 32 ct. фирмы ZWEIGART. Цвет 222. Соответствует канве Аида №16;
- нити мулине DMC;
- схему:
И приступила к работе.
Все по рекомендациям всех рукодельниц.
У льна выдернула долевые нити, чтобы край был точно ровным.
Потом срезала эти махры. Край обработала зигзагом.
Необходимый размер льна определяла наглядно, разложив платочки.
Два кармана по 3 платочка. Можно вместить платочки и в два ряда. Получится на 12 штук.
Стирала, чтобы не выкручивать, в банке со стружкой детского мыла (можно хозяйственное).
Полоскала (опять в банке).
Сушила, сворачивая валиком в полотенце.
Отгладила. Вставила в пяльцы. Вышивала через две нити. Мулине в одну нить.
Вышивала, используя настольную лупу для вышивания, то есть увеличительное стекло.
На вышивание рисунка потребовалась примерно неделя.
Вышила и повторила всю процедуру со стиркой. Только полоскание с уксусом , чтобы работа не линяла . Потом с солью для блеска.
Отглаживала с изнанки на мягкой основе.
Работу поставила на клеевой флизелин.
Подкладку подобрала в тон и тоже поставила на флизелин.Ткань — тафта. Сделала заготовку двух карманов.
Все собрала и сострочила с изнанки по принципу наволочки. Одну узкую сторону оставляла полностью не зашитой. Работа получается жестковатой. Выворачивать будет трудно. Уголки с изнанки, конечно, срезала. Зигзагом, конечно, обрабатывала.
Пришивала кружево и отстрачивала с лица одной строчкой.
Вы можете выполнить карман в любой технике, которой владеете. Антикварный был из бархата, кружев и вышивки Petit point.
Вышивка на платках
Носовой платок как модный аксессуар берет свое начало в период Ренессанса в Италии, после чего получил распространение в Германии, Испании и Франции. В XVI-XVII веках платки по сути представляли собой декоративное дополнение к костюмам. И только с XVIII века платки стали использоваться в качестве гигиенической принадлежности.
На Руси носовые платки именовались ширинками. Период их появления на этой территории не был установлен. Наиболее ранние платки, которые хранятся в музеях относятся к XVI веку. В XVI-XVII веках ширинки изготовлялись из шелковой кремовой ткани полотняного переплетения, имели квадратную форму и декорировались вышивкой.
Традиционно орнамент располагался по краям платка, и выполнялся при помощи разноцветных шелков, золотых и серебряных нитей, а также жемчуга. Контуры рисунка оформлялись шелком темных коричневых оттенков, а листья и цветы внутри расшивались яркими шелками малинового, лазоревого, зеленого цвета. Усики-завитки были дополнительным украшением орнамента.
Ширинка являлась парадно-декоративным изделием, которым украшались боярские и княжеские костюмы в XVI-XVII веках. Узоры ширинок соответствовали традиционным орнаментам русской культуры XVII в. После того как в начале XVIII века с подачи Петра I был во многом изменен жизненный уклад, костюм вместе с назначением носовых платков также претерпели определенные изменения. В XVIII веке носовые платки вместе с модой на нюхание табака получают широкое распространение среди купцов и дворян. Это делает аксессуар уже не столько декоративной, сколько гигиенической принадлежностью.
Традиционно носовые платки изготавливались из кисеи, батиста, и имели разнообразные размеры — от совсем маленького (18х18 см) до большого (45х45 см). Украшались они вышивкой, кружевом и цветными каемками. Иногда были украшены в стиле рококо, что характеризовалось извилистыми стеблями лозы по краю платка, переплетающимися листочками и ветками, изображавшимися птицами, животными, а также другими сюжетами, которые вышивальщицы часто заимствовали из книги «Символы и эмблемы».
В XIX веке изменения в социальной структуре во многом стали решающим фактором в направлении моды и искусства, которые в то время характеризовались эклектизмом. Теперь мода была доступна всем слоям общества. Промышленность в больших количествах изготавливала различные модные предметы и прочие мелочи. То время характеризуется огромным выбором носовых платков: клетчатые, с вышивкой, кружевом. Для ежедневного использования служили однотонные платки, украшенные узкой каймой. В свою очередь праздничные платки во многом от них отличались, они были из белого тонкого полотна, и украшены белой вышивкой. Для узора характерно повторение мотивов, которые противопоставляются друг другу. В элементах орнамента часто встречаются закругленные розочки, медальончики, скромные мелкие цветочки и листочки. Композиция характеризуется либо строгой симметрией, либо статичностью, либо плавным скольжением по поверхности ткани. Также стоит отметить, что для белой вышивки того периода не характерно обилие технических приемов.
В XIX веке в моде широко применялись элементы прошлых эпох, часто перенимая различные формальные черты, вкладывая в основу свое восприятие стиля. Мода середины XIX, или «рококо», вовсе не была схожа на стиль XVIII века. Мода этого периода характеризуется повышенной детализацией и некоторой перегруженностью. При декорировании носового платка широко применялись различные художественные композиции, приемы белой вышивки с наполнением, а также многообразные растительные орнаменты. Во многом итоговый результат зависел от чувства стиля клиентки, а также мастерства вышивальщицы. Перегруженность орнамента является особенно заметной при украшении роскошных платков. Такие платки характеризуются богатым бордюром со сложным контуром, геометрическими цветами, статичность и великолепие которых соперничает с буйством гирлянд и букетов главного узора. Соединение этих орнаментов дает своеобразную механичность, в то же время удивляя богатством фантазии исполнителя.
Основной характеристикой второй половины XIX века являлся эклектизм, что в значительной мере отразилось на вышивке платков этого периода, где встречаются разные орнаменты и композиции. Основным являлся растительный орнамент. Носовой платок всегда являлся своего рода отражением состояния общества, моды и декоративного искусства. Очень часто этот небольшой кусочек ткани в руках искусных вышивальщиц становился произведением искусства.
Вышивка крестом для носового платка
Эти изящные носовые платки, украшенные кружевами и вензелями, по прямому назначению употреблять невозможно.
Ими можно только любоваться. Тем приятнее будет получить их в качестве небольшого, но изысканного подарка к 8 Марта. Да и сама работа над ними доставит вам немало удовольствия.
Для такого рукодельного сувенира подойдет только дорогая качественная ткань: натуральный шелк, шифон, крепдешин, муслин, батист. Отделка может быть самой разной -выбирайте по своим силам и терпению.
Техника «кружево иголкой», пожалуй, самая простая. Возьмите шелковые или полиэстеровые нитки в тон материала. Закрепив нитку в одном из уголков платка, обшейте все края петельными стежками, затем на равном друг от друга расстоянии сделайте одинаковые по величине дугообразные петли.
Теперь петельки надо обшить. Сделать это можно по-разному. Используя тот или иной прием, мы получаем разный рисунок кружев (рис. 1).
Обработав края тем или иным способом, приступаем к вышивке на самом платке. Можно вышить инициалы в игривых завитушках, изящные силуэты цветов (рис. 2).
Ажурная вышивка по краю «гладьевым валиком» тоже особого труда не представляет, если делать ее на швейной машинке. Вручную это несколько сложнее.
Сначала прошейте контур волны мелкими стежками, а затем частыми поперечными (рис. 3). Важно, чтобы стежки ложились равномерно, были не слишком туго и не слишком свободно затянуты — тогда шов получится ровный, красивый.
Но сначала рисунок перенесите на ткань. Чтобы вышивка получилась аккуратной, материал лучше натянуть на пяльцы. Нитки возьмите очень тонкие в тон материала или нежных пастельных тонов.
Опытные мастерицы могут вышить платок в технике ришелье (рис. 4). Такую вышивку лучше всего делать на материале из батиста, маркизета, муслина. Контуры рисунка переведите с бумаги на ткань и прометайте швом «вперед иголку» 2-3 раза, чтобы получился настил.
Основные линии узора обшейте гладьевым валиком или петельным швом (петлей к изнаночной стороне). Просветы между узорами для красоты и прочности заполните бридами и паутинками.
Ришелье можно сделать как ручным способом, так и на машинке. При ручном исполнении ткань вырезают после того, как сделаны соединительные бриды. При машинной вышивке ткань вырезают постепенно, бриды прострачивают, а гладьевым валиком обшивают позже, когда ткань уже вырезана.