История развития вышивки. Часть 3: эпоха Возрождения
Приветствую всех заглянувших рукодельниц!
Меня зовут Татьяна. Это мой канал о вышивке крестом. Этим хобби я «болею» еще со школьной скамьи)
На этом канале я буду делиться с вами продвижением по выполнению своих работ, своими рукодельными планами, а также новинками в мире вышивки и интересными вещами
Это третья часть цикла статей об истории вышивка.
Сегодня поговорим об эпохе Возрождения
На рубеже XVI-XVII веков в сборниках, или альбомах орнаментов для вышивки все чаще находят отражение собственные решения немецких художников, свидетельствующие о богатейшей фантазии мастеров. Наряду с образцами с нарисованной сеткой в них входят орнаменты для вышивки ришелье и популярного в то время игольного кружева ретичелла, а также свободные узоры для шитья по шелку и золотого шитья.
Некоторые сюжеты и узоры были особенно характерны для вкусов того времени: изобилие фруктов, цветов, излюбленные мифологические образы. Чаще всего, вышивка выполнялась красным, голубым, коричневым или зеленым шелком на тонком льняном полотне, с применением самых разных швов.
Вышивкой украшалось столовое и постельное белье, подушки, носовые платки, предметы одежды: воротнички, фартуки, перчатки, головные уборы и т.д. В альбомах начала XVII века очень видна страсть к украшательству.
Установившиеся торговые отношения Венеции, Генуи и других итальянских городов с азиатскими народами быстро вновь развили вкус к богатым украшениям в странах юга Европы. Особенно славились вышивки миланские, лукские, венецианские и генуэзские. В эпоху Возрождения, когда при великолепии двора Лоренцо Медичи дан сильный толчок развитию всех видов искусств, вышивка достигла высокой степени совершенства. Лучшие художники делали рисунки для вышивки, сам Рафаэль интересовался этим искусством.
Испанцы, подражая итальянцам, также достигли большого искусства в вышивке; о чём свидетельствуют некоторые вышитые картины и вышивки со священною целью, сохранившиеся во многих музеях и коллекциях. Между ними особенно замечательна картина, изображающая Адама и Еву, в музее Клюни и церковный аналой, подаренный Карлом V монастырю св. Юста (St. Just), куда он удалился в последние годы жизни и где он умер в 1558 году. Эта вышивка находится в коллекции Spitzen.
Следует заметить, что долгое время в одной Саксонии исполнялось вышивание белой нитью по белым тканям (broderie blanche).
В остальных государствах почти исключительно вышивали по сукну или шёлку золотыми, серебряными, шерстяными и шёлковыми нитками.
Сначала узоры для вышивки переходили из рук в руки и копировались самими вышивальщицами, что нередко представляло им большие затруднения; после изобретения книгопечатания узоры сделались более общедоступными, они собирались и издавались в специальных с этой целью книгах. Первый сборник такого рода издан в Кёльне в 1527 году Пьером Квинти (Pierre Quinty). В изыскании новых моделей для вышивок рисовальщики старались ближе подходить к природе и перенимать все оттенки живых цветов и растений.
чЗаметив это, некто Жан Робин (Jean Robin) вздумал устроить специальный сад для этой цели и стал в нём разводить редкие растения. Его затея имела успех; вскоре его цветочное заведение куплено Генрихом IV и стало называться «королевским садом». В 1626 году учёному Гюи де ла Броссу (Guy de la Bross) пришла мысль воспользоваться этим садом с его многочисленными растениями для научного обучения студентов-медиков. Так был основан первый ботанический сад (Jardin des Plantes) с его музеем естественных наук: вышивка косвенным образом оказала помощь и услугу науке.
Многие знаменитые женщины во Франции были искусными вышивальщицами: Екатерина Медичи, окружённая своими дочерьми, их кузинами де Гиз, Мария Стюарт, де Ментенон. Последняя ввела преподавание этого искусства в женской школе St.-Syr, ею основанной. Мария-Антуанетта также много вышивала, особенно по канве мелким швом (au petit point).
Постепенно вышивка крестом отступает на второй план, впрочем как и кружевные узоры. Много орнаментов предназначается исключительно для строчевого шитья швами типа “назад иголку”, тамбурным и т.п.
Целое столетие, с 1523 по 1626 годы, почти ежегодно выходили новинки — альбомы вышивки. Но затем их печатание резко сократилось. Нищета и нужда военных лет ставили другие задачи.
Вышивка «Возрождение»
Изображение вышивки крестом
Описание вышивки
- артикул: 905 счетный крест размер: 38х26 см нитки: шерсть
Описание в разработке.
Изображение схемы вышивки
Скачать схему вышивки
В архиве находится:
- Схема вышивки крестиком
- Инструкция (рекомендации)
- Подбор ниток по палитре Риолис
Эту вышивку скачали 1032 раз.
Если Вы желаете помочь развитию проекта StitchArt, Вы можете воспользоваться платным скачиванием схем за символическую плату в 2 руб . Данная возможность доступна только для авторизованных пользователей. Спасибо.
Если Вы не хотите платить, то всегда можно воспользоваться бесплатным скачиванием схем с ожиданием в 60 секунд и просмотром рекламы.
Эту вышивку скачали 1032 раз.
Схема вышивки будет доступна после 60-секундного ожидания. Если Вы не хотите ждать 60 секунд, Вы можете воспользоваться платным скачиванием схем за символическую плату в 2 рубля. Этим вы поможете развитию проекта. Данная возможность доступна только зарегистрированным пользователям. Спасибо.
Хотите оставаться в курсе появления новых схем? Не забывайте подписываться на обновления сайта. Вводите свой email, подписывайтесь и узнавайте первыми о новых появившихся схемах! Вы так же можете следить за нашими обновлениями в социальных сетях.
Если Вы желаете скачивать схемы без ожидания и просмотра рекламы, воспользуйтесь платным скачиванием схем за символическую плату в 2 руб. Этим вы поможете развитию проекта. Данная возможность доступна только зарегистрированным пользователям. Спасибо.
Хотите оставаться в курсе появления новых схем? Не забывайте подписываться на обновления сайта. Вводите свой email, подписывайтесь и узнавайте первыми о новых появившихся схемах! Вы так же можете следить за нашими обновлениями в социальных сетях.
Если Вы желаете скачивать схемы без ожидания и просмотра рекламы, воспользуйтесь платным скачиванием схем за символическую плату в 2 руб. Этим вы поможете развитию проекта. Данная возможность доступна только зарегистрированным пользователям. Спасибо.
Пермская вышивальная фабрика Асюта
Ренессанс
Основные моменты.
Термин «Возрождение» (по-французски «ренессанс», по-итальянски «ринашименто»), подчеркивающий возвращение культурных идеалов античности, появился в 14 веке для определения новой культурной эпохи, сменившей Средневековье. Искусство Возрождения возникло на основе гуманизма – течения общественной мысли, которое провозгласило человека и его благо высшей ценностью. Эта новую эпоху вернее всего уподобить периоду начинающейся зрелости с ее неотъемлемой романтикой, поисками индивидуальности, борьбой с предрассудками прошлого. Колыбелью искусства Возрождения была Италия, откуда этот новый стиль распространился в другие европейские страны и достиг своего расцвета в 15-16 века.
Чрезвычайно популярной становится почерпнутая у античности идея о подобии здания человеку: формы зданий происходят от форм и пропорций человеческого тела. В архитектуре утвердились творчески переработанные принципы античной ордерной системы, сложились новые типы общественных зданий. Стена опять приобретает свое первоначальное конструктивное значение.
Вместо вдохновенного готического пространства появляется рациональное с визуально четкими границами. Вместо напряженности готических ломаных линий используются строгие, в большинстве случаев прямоугольные, формы. Однако она унаследовала от готического стиля стремление к излишней декоративности, что существенно отличает её от архитектуры древнего мира.В традиционную религиозную тематику произведений искусства проникает земное содержание. Усилился интерес к античной мифологии, истории, бытовым сценам, пейзажу, портрету. Наряду с монументальными настенными росписями появились картина, возникла живопись масляными красками. Наконец появляется перспектива – которую называют геометрической или классической. Картины и фрески стали напоминать окна, открытые в реальный мир. В живописи эпохи ренессанса рождаются настоящие эмоции, пропорции человеческого тела, объемы и светотень.
Скульптура ренессанса возвращается к античным традициям пластики. обращаясь не только к традиционным христианским образам, но и к живым людям, современникам. Скульпторы Ренессанса добиваются полного значения человеческого тела, они освобождают его из-под массы одежды, в которую прятала фигуры средневековая готика.
В эпоху Возрождения, когда все большую роль начала играть отдельная личность, из среды ремесленников стали выделяться художники – созидатели, творцы, а не просто исполнители. Донателло, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль – творили именно в эту эпоху.
Интерьер. Текстиль.
Характерной чертой интерьера стали большие помещения, имеющие округлые арки. Окна стали делаться с полукруглыми, а позднее с прямоугольными завершениями.
Основными материалами этого стиля в интерьере являются натуральное чёрное и белое дерево, камень, песчаник, слоновая кость, мрамор. Из дерева наиболее популярен орех; в Германии характерно сочетание ореха, а в Бельгии и Англии сочетание дуба с привозным черным деревом (эбеном). Получает широкое распространение не только резьба по дереву, а также декорирование мебели росписью, позолотой, и даже инкрустацией. Предметы мебели украшаются растительными композициями в виде виноградных лоз, листьев, венков, так популярных в орнаментальных мотивах древних римлян.
Мебель стиля Ренессанс – это чёткость форм, ясность построения и преобладание архитектурных элементов. Увеличилось число функциональной мебели — шкафы, столы, мягкая мебель. Главный предмет интерьера стиля ренессанс – это кровать с пышным, зачастую шелковым, балдахином, которая держит колонны. Сундук-кассоне – это второй по важности предмет этого стиля. Благодаря такому сундуку появляется диван – в основе кассоне с подлокотниками и высокой спинкой. Кроме того, существует несколько типов столов в стиле ренессанс (прямоугольной, круглой, многоугольной формы; на нескольких ножках или одном устое). Был изобретен раскладной стол с выдвижными опорами. Скульптурные фигурные термы-опоры украшают столы и стулья. Получают широкое распространение такие предметы меблировки, как буфет, письменный стол, секретер. Изготавливаются кованные металлические ажурные кресла, довольно изящные и красивые, которые обтягиваются тканью. Аксессуары из слоновой кости и канделябры добавляют еще больше декоративности и богатства интерьеру.
В интерьере большая роль отводится картинам. Стены помещений украшаются фресками, гармоничную палитру которых образуют пигменты красной и желтой охры с землистым оттенком и изысканные тона фресок, созданные художниками эпохи Ренессанса. Среди них — умеренные и глубокие серо-голубые, красно-бордовые, насыщенные зеленые и оливково зеленые. Также в отделке стен внутренних помещений широко применяется мрамор, характерный для Италии. Для северных стран, где мрамора не много, применяются богато отделанные деревянные панели.
В 16 веке в производстве керамики доминирует итальянская майолика. В Южной Испании рождается техника нанесения металлического блеска (люстрирование). Люстрировали обычно большие блюда, декорированные женским портретом с какой-либо надписью на свитке: «coppe amatory» (блюдо любви). Значительный технический прогресс наблюдается в производстве бесцветного, исключительно чистого стекла. Из-за сходства с горным хрусталем его назвали «cristallo» (венецианское стело).
Украшением окон помещений, выполненных в стиле ренессанс, являются богатые драпировки с ламбрекенами. Ткань, из которой изготавливаются ламбрекены, всегда отличаются гладкостью, а украшением служит аппликация или вышивка шёлком. Для отделки драпировок используются крученные шнуры. К кованому металлическому карнизу, имеющему сложную изогнутую форму, драпировка крепится обивочными гвоздями или навешивается на отлитые из бронзы орнаментированные крюки.
Ткани, используемые в интерьере – шелка, парча, бархат богато декорируются золотом.
Одежда и вышивка.
Новый характер жизни, новое представление о человеческой красоте вызывали к жизни и новые формы костюма. Деятельный, сильный и энергичный человек эпохи Возрождения уже не стеснялся своего тела, как в Средние века, а гордился им, и стремление освободиться от средневековых оков заметно и в костюме. От костюма эстетика Возрождения требовала полного соответствия формам тела, подчеркивания красоты пропорций, чтобы он мог быть «вторым телом» человека. При этом обязательно подразумевалась частичная обнаженность. Образцом для создания костюма стала естественная осанка человека, больше нет необходимости создавать причудливые вытянутые формы, неестественные изгибы.
Костюм освобождается от жесткого корсета. Все многочисленные формы кроя, все мелкие аксессуары одежды и отделки, плиссировка, гофрировка и мелкие складки, разделенные на участки разных цветов, — все эти тонкости исчезают точно так же, как и остроконечные формы головных уборов и обуви. Одежда из легкой ткани, затканной цветами, уступила место одежде из тяжелых и мягких тканей с мощными глубокими складками, широкими ниспадающими рукавами и величественным шлейфом.
Мода Возрождения была рождена в Италии, ее дух и влияние чувствовались в других европейских странах до начала 16 века. В реформаторской Германии уже в конце 15 века начала создаваться новая форма одежды, «одежда германского Возрождения», сначала — пестрая, богатая, просторная, но тяжелая, а позднее, под влиянием проповедей протестантских пасторов, — темная, облегающая, стыдливо скрывающая все формы тела. Испанский костюм, повлиявший на моду почти во всех странах Западной Европы (не полностью поддались испанской моде лишь итальянцы), поначалу был довольно удобен и элегантен, но с течением времени и он в корне изменился. Общая формула нового стиля заключалась в узких, тесных и жестких формах, под которыми полностью скрывались очертания тела, и в подчеркнутой монотонности темных красок. Такой костюм требовал торжественно-размеренных движений. Особенно следовала испанским образцам Франция, однако сохраняла более яркие и светлые цвета в костюме. Добротная и удобная одежда отличает Англию от других стран, хотя она и была подвержена влиянию моды Франции и Испании: массивность и квадратность в пропорциях, преобладание суконных тканей. В Англии приоритетом моды, как в мужском, так и женском наряде, были грандиозные рукава и широкий крахмальный белый воротник.
Изящный вкус и практичность в одежде обнаруживали и сохраняли на протяжении всей эпохи Возрождения только итальянцы, особенно итальянки. Они сумели вопреки воздействию различных направлений моды, сохранить свой собственный вкус и в покрое одежды, и в сочетании красок.
Верхняя одежда, а затем и нижняя становится широкой, удобной; на платье появляются разрезы, дающие свободу движения, разрезы, в которые выглядывают буфы ткани. Плечи мужского костюма расширяются, торс делается массивным, ноги обуваются в широкий просторный кожаный башмак. Штаны мужского костюма пристегивались к плотно сидящему на теле камзолу. Делался он из узорной ткани, из гладкой и с прорезями, с орнаментальной накладной тесьмой, металлическими украшениями, кружевами, складками, шнурами. Важной частью костюма был плащ – мужчина в просторном, украшенном мехом плаще, исполнен достоинства и жизнеспособности. В 15 веке появились шарообразные штаны, довольно часто менявшие свою форму и объем,- от маленьких, почти прилегающих к ноге до больших полусфер, доходивших почти до колена. Дополняет образ мужчины эпохи Возрождения берет, причем его носили и женщины в сочетании с сеткой для волос.
Застежка могла быть потайной спереди или даже сзади. Рукава одежды пристегивались булавками, привязывались лентами и шнурками (подобный способ крепления рукавов просуществовал в женском костюме до 18 столетия) или, пришитые у плеча, оставались свободными под мышками. Костюмы буквально разбирались на части.
Женская одежда стала более широкой и удобной, более мягкого женственного силуэта, создается впечатление стройной, хрупкой девушки. Юбки, надетые одна на другую, часто заканчивалась длинным шлейфом. Отделенный от юбки лиф с расшитым корсажем и горизонтальной шнуровкой имел длинные и узкие рукава, украшенные разрезными буфами другого цвета на локтях и расширенные наподобие манжет на запястьях, верхняя юбка падала вертикальными трубчатыми складками. Женская красота была возведена в культ: художники воспроизводили женскую красоту и занимались женскими туалетами, моделирование одежды вообще привлекало внимание и талант выдающихся художников.
Основными тканями Возрождения были лен, шерстяные ткани, сукно, парча, бархат гладкий и рытый (с рельефным рисунком), камка (узорчатый шелк), атлас, муар, камлот (смесь шерсти и шелка), шелковая кисея и тонкое полотно. Парча, сукно и бархат выделывались в Италии, а шелка привозили из Китая, Индии и с Ближнего Востока. Особенно декоративны были итальянский алтабас и аксамит — текстиль ручной работы из натуральной шелковой пряжи с добавлением кручёной золотой или серебряной нитей. Самые крупные рисунки, украшавшие ткани 15 века, так называемая семилопастная роза с гранатовым рисунком, шли только на драгоценные одеяния, а более мелкие — на платья знатных горожанок. Из цветов особенно модными были красно-винный, изумрудный, сине-голубой, золотистый. Очень популярна стала вышивка – ей украшались не только костюмы, но и другие части одежды: головные уборы, рубашки, и даже вязанные поколенные чулки.
Орнамент. Символика.
Ренессансный орнамент, как живопись и скульптура этой эпохи, ищет ясности и гармонии. Художественная самостоятельность орнамента порождает необычайное разнообразие мотивов. Он чрезвычайно насыщен по колориту. В содержательном смысле ренессансный орнамент соединил и образно переосмыслил три главных компонента: римский, арабо-мусульманский и готический, из которых римский был основным. В композиционных структурах господствуют спокойные, уравновешенные горизонтально-линейные, вертикальные «канделябрные» мотивы, а также полуциркульные.
В орнаментах широко используются листья аканта, дуба, виноградной лозы, разные элементы животного мира в сочетании с изображением обнаженного человеческого тела. Кроме того, применяются ионики (череда яйцеобразных выпуклостей, обрамленных валиком) бусы, меандр, плетенка, чешуя, лента, широко используется мотив раковины. Помимо этого появился декоративный мотив волюты, завитки которой соединяются длинной промежуточной полосой и весьма напоминают свиток. Значительно преображен, но неизменен акантовый завиток. Теперь он имеет еще более реалистически-фантастический вид, в том смысле, что со реалистической убедительностью в нем объединены совершенно несовместимые в природе элементы (листья, цветы, плоды) и «запутавшиеся» в орнаменте всевозможные предметы, и сами фантастические персонажи. Появляется новый декоративный мотив – герб в венке из цветов, поддерживаемый крылатым купидоном, заимствованным из римского декора и теперь трансформировавшийся в путти – своеобразный гибрид купидона и ангела. В орнаменте Ренессанса часто дает о себе знать и прямое арабское влияние – в виде арабесковых мотивов.
Наиболее характерным типом ренессансного декора является так называемый гротеск. Гротески чаще всего композиционно разрабатывались на мотивы канделябрных композиций и насыщались всевозможными персонажами в виде фантастических, часто уродливых существ – полулюдей-полуживотных. В характере этого орнамента явственно ощущается близость к эпохе Средневековья с ее возбужденным сознанием, кошмары которого теперь как бы обыгрывались в «шутливой» манере.
Параллельно развивается антиклассическая форма выражения – маньеризм. Он вытекает из флорентийской живописи и характеризуется чрезмерно длинными, с мелкими головами и часто спирально закрученными фигурами со слишком утонченными конечностями. Его отличают две основные черты: изобретательность и виртуозность. Пример мотивов – это путти и львы.
В орнаменте текстиля также в целом преобладали стилизованные формы цветов виноградной лозы, аканта на фоне растительных завитков и узоров. Особым успехом пользовались гранатовый узор и «павлиньи перья», ананас и тюльпана. Кроме цветочных узоров на тканях изображались ленточные плетения, фигуры животных, птиц. Декор тканей состоял из мелких повторяющихся узоров или крупного рисунка размером 51 см, который мог занимать все ширину полотна.
Символизм Возрождения опирается на гротеск. Символы: мудрость – сова, изобилие – рог изобилия, мужество – орел, воинские доспехи, бессмертие – павлин…и прочие аллегорические образы, «закодированные» под те или иные персонажи или предметы. В английских вышивках часто встречается кролик, который был завезен в эту страну; он символизирует богатство и власть.
Вышивка: виды, техники и швы.
В эпоху Возрождения вышивка отличается высоким техническим совершенством и художественной тонкостью. Техника вышивки достигает совершенства, количество оттенков увеличивается, характер узора приближается к живописи. Кроме того, вышивка по-настоящему входит в моду и становится делом уже не домашним, а общественным. Возникают первые мастерские, берущие заказы. Появляются первые печатные образцы узоров и руководства по самостоятельному нанесению рисунка на канву. 15 век стал переломным в истории вышивки, ибо символизировал переход от вышивки религиозной к вышивке светской.
Самой распространенной во всех странах Европы становится вышивка крестом (взявшая начало от силуэтной вышивки), которая имитировала дорогие гобелены того времени. Довольно часто в этот период применяется особая техника: сначала элементы композиции вышиваются на канве (специальная ткань для вышивки), а затем переносятся на основу картины или панно – дорогостоящие бархат и дамаск. В основе многих вышивок по канве лежат рисунки и гравюры фламандских мастеров.
Италия стала родиной кружева, появившегося на рубеже 15-16 вв. До этого существовали различные виды ажурной вышивки, в том числе и вышивка «шов по прорези» — по сетке разреженного полотна, которая и стала прообразом настоящего кружева. Первое кружево называлось «стежок в воздух» или «шитое иглой». Немного позднее появилось кружево, плетенное на коклюшках. В 16 веке Италии печатались специальные сборники узоров для кружев и вышивки «шов по прорези» с геометрическим орнаментом «ретичелла». Орнаменты для таких сборников рисовали известные художники. В конце 16 в. появился гипюр; мотивы кружева, соединенные тонкими связками, что дало возможность делать кружевные изделия целиком: манжеты, воротники и т.п.
Одна из наиболее изящных ажурных вышивок получила название «Ренессанс», позднее она распространилась по всем европейским странам и стала носить имя кардинала Ришелье. Основные линии узора обшиваются гладьевым валиком, после чего ткань вырезается, а маленькие дырочки прокалываются. При этом, на местах вырезанной ткани могут прокладывать бриды — обметанные воздушные строчки, которые служат для соединения противоположных сторон ткани.
Появляется шов «Гольбейн» — шов для вышивания, известный как строчевой. Выполняется двойным стежком «вперед иголку». Одинаков с наружной и изнаночной сторон. Манжеты и кружева, выполненные таким образом, можно увидеть на портретах художника Ханса Гольбейна. В честь художника свое имя получили стиль вышивки и тип восточных ковров, так как Гольбейн часто изображал их на своих портретах.
Широкое распространение в это время получают вышивки аппликацией, привлекавшие свое декоративностью. Техника аппликации достаточно широко применялась в украшении костюма, например, в виде золотошвейных лент. В моделировке лиц и обнаженных фигур часто применяют ретушевку кистью, а иногда и аппликацию из гравюр.
Вышивка шелком и золотом. В декоративных вышивках золотом и шелками применяли рельефные швы, с выпуклостью, достигающей иногда 1-2 см. Ряд церковных уборов делался из белого шелка, шитого золотом. В соборе Упсалы (Швеция) хранится риза красного бархата, вышитая цветным шелком и золотой и серебряной нитью; вышивка изображает сидящую Мадонну с младенцем в окружении четырехлистников, на которых воспроизведены Семь радостей Марии.
Кроме тканого узора и набивки в украшении бархатных и шелковых тканей широко применялась вышивка жемчугом и драгоценными камнями. Масса костюма, расшитого таким образом, могла достигать 25—40 кг.