Вышивка крестом этапы работы

MissMedia

Вышивка крестиком: этапы работы
02.09.2014

На предварительном этапе следует подготовить все необходимые материалы и инструменты.
Если на схеме используются различные цвета, то можно заранее вдеть нитки в иголки и оставить их дожидаться своего часа – это поможет сэкономить время.
Перед тем, будет производиться вышивка крестиком, подготавливается канва. Чтобы краешки не рассыпались, их обрабатывают:
• клеем;
• эмалью или прозрачным лаком для ногтей;
• можно просто обметать: руками или на машинке.
При вышивке большой картины можно для удобства расчертить канву на квадратики. Для этого подойдет водный маркер (после стирки он исчезнет), или можно прошить крупными стежками шелковой нитью.

Как известно, вышивка благотворно влияет на нервную систему, но зато дает хорошую нагрузку на глаза. Поэтому перед началом вышивания необходимо позаботиться о безопасности. Для того, чтобы глаза не уставали при работе, а дырочки были хорошо различимы, на колени подкладывают светлую ткань или ставят специальную лампу. Хорошим приобретением будет специальная лупа – ее можно приобрести в швейном магазине. В вечернее время обязательно устанавливают дополнительный источник освещения, так, чтобы свет падал на ткань, но не слепил глаза.
Для того, чтобы картина получилось красивой, важно правильно подобрать иглу. Подходящую распознать достаточно легко: она не расширяет расстояние между нитями и легко проходит через материал, не застревая.

Читайте также:  Остались алмазики от вышивки как использовать

Для начинающих вышивальщиц подойдут круглые пяльцы небольшого диаметра – 15-17 см.
Выбирая материал, следует опираться, прежде всего, на назначение готового изделия, но чаще всего используется светлое однотонное полотно. При этом ткань может быть и натуральной, и синтетической – вышивка смотрится на них одинаково эффектно.

Начинают работу от центра полотна. Чтобы его определить, полотно складывают в четыре раза. При вышивке крестиком стежки делают в одном направлении. Традиционно каждый крестик вышивают по отдельности, но существует и другой метод, датский, при котором вышивают диагональную линию половинками крестика, и заканчивают их «по возвращении».
При вышивании нитками «металлик» вместе с обычной, последнюю берут чуть короче, так как «металлические» нитки быстрее расходуются. Чтобы кончики не распушились, их можно обработать бесцветным лаком. Вообще, нитки «металлик» требуют постоянного внимания: необходимо следить, чтобы они не скручивались, не разбегались, не перегибались и не стирались у игольного ушка.

Готовую вышивку советуют стирать в чуть теплой воде с использованием шампуня, затем завернуть в полотенце и высушить. Чтобы вернуть цветной вышивке яркость, можно обмакнуть ее лицевой стороной в воду с добавлением уксуса.
Гладить вышивку нужно очень осторожно, с изнаночной стороны, используя мягкую подложку.

Оформление готовой вышивки

Когда вышивка хорошо просохнет, можно приступать к оформлению. Существует два способа. Самый быстрый и простой – приклейка работы к основе. Но в этом случае отделить работу будет очень сложно, что затруднит стирку, к тому же клей может деформировать рисунок. Второй вариант: из плотного картона вырезают основу и заворачивают ее в вышивку. Края ткани загибают на обратную сторону, склеивают скотчем, а затем сшивают.

Вышивание крестиком для начинающих

Вышивание крестиком – это разновидность рукоделия, овладеть техникой которого желают многие. Оригинальные вышитые изделия позволяют украсить жилое пространство, сделать одежду яркой и красивой. Вышивка крестом для начинающих не покажется слишком сложной, если в процессе обучения начинающий мастер с огромным вниманием и терпением вникнет в особенности процесса вышивания, досконально изучит технику выполнения разных видов стежков.

Читайте также:  Шить платье для девочки бальное платье для

Основные правила

При отсутствии практического опыта вышивания крестиком рекомендуется внимательно изучить правила вышивки, вооружиться необходимыми материалами и инструментарием. Опытные мастера рекомендуют начинать путь к освоению азов вышивки со специализированного торгового заведения, в котором можно купить готовый набор для вышивки крестом. Это избавит начинающих рукодельниц от поиска подходящих схем, подбора соответствующих материалов. Готовый набор содержит:

Если же соблазниться предложенной схемой в интернете, рукодельнице придется самостоятельно проводить подсчеты, чтобы точно определить, какое количество нитей необходимо приобрести для вышивки понравившегося рисунка.

Первые уроки вышивания крестом не предполагают создание картин, рекомендуется взять за основу несложный и небольшой рисунок с малым количеством цветов. Самостоятельно вышить крестом маленький цветок будет просто, такой процесс не отнимет много времени. Быстрое получение результата мотивирует на последующие творческие шаги. Поэтапно осваивая технику выполнения стежков, удается избежать каких-либо сложностей, успешно совершенствовать навыки вышивания.

Опытные рукодельницы на мастер-классах рекомендуют купить светлую канву, поскольку вышивка на темной канве сопровождается некоторыми сложностями. Перед началом работы нужно обметать края канвы, чтобы они в процессе вышивания не осыпались.

Рукодельницам первоначально необходимо внимательно изучить схему вышивки, обратить внимание на варианты используемых стежков, определить, какое количество сложений нитей применяется для создания выбранного рисунка. Если имеется возможность, можно посмотреть видео, в котором опытные мастера пошагово объясняют, как вышивать крестиком. В таких случаях можно просматривать один и тот же фрагмент несколько раз, если возникают какие-либо сложности.

Будет правильно использовать нить, длина которой имеет оптимальную длину, равную 30 см. Безусловно, можно взять нить и иной длины, но чрезмерно короткая спровоцирует частые вынужденные паузы, в ходе которых придется заправлять в иглу новую нить. Слишком длинная нить также будет неудобной, поскольку ею сложно управлять, она будет путаться, провоцируя возникновение ненужных узелков, складок.

Если схема вышивки сложная, необходимо при помощи специального выделителя текста отмечать на ней уже вышитые участки. Некоторые опытные рукодельницы перед началом работы делают ксерокопию схемы, чтобы впоследствии иметь возможность проверить правильность выполнения работы и исправить допущенные ошибки.

Научиться красиво и правильно вышивать будет проще, если пользоваться пяльцами. Однако важно вынимать канву из них, как только прекращается работа. В противном случае чрезмерное натяжение ткани, деформирует уже вышитые на ней отдельные крестики.

Канва не должна быть маленькой, поэтому в момент приобретения нужно провести расчет, заказать такой отрез, чтобы со всех сторон от рисунка сохранялось около 5 см свободного пространства.

Иглу после завершения работы лучше всего хранить в специальной игольнице. Оставлять ее в канве не рекомендуется, поскольку даже игла с тупым концом способна провоцировать увеличение отверстий, а это явно ухудшает эстетику изделия.

Виды швов

Большинство новичков, которые пока что только имеют огромное желание научиться вышивать крестом, уверенно заявят, что любой крестик создается на основе двух диагоналей. Однако в действительности существует несколько разновидностей стежков, позволяющих создавать более реалистичные вышитые картины, характеризующиеся высоким уровнем эстетики.

Все разновидности стежков разделены на основные группы:

  • счетные (для выполнения ведется счет нитей канвы);
  • свободные (накладываются стежки по уже намеченному контуру).

Самой распространенной разновидностью швов являются счетные стежки, включающие кресты, а также их частичное выполнение (неполные, полукресты или ¼ кресты). Оригинально смотрятся на вышивке такие стежки этой группы, как козлик, роспись, болгарский крест и счетная гладь.

Тамбурные, петельные, стебельчатые стежки, бэкстич и французский узелок являются швами, входящими во вторую группу.

Полезно несколько раз посмотреть на видео пошаговое выполнение каждого действия, в ходе которого выполняются разные виды стежков. Немаловажно изучить фото, обратить внимание на направление стежков, ширину отступов, толщину используемых нитей.

Пошаговые уроки

Перед началом вышивания нужно надежно закрепить нить. Это позволит предотвратить ее выскальзывание, провоцирующее значительное ухудшение общего впечатления от вышивки. Откровенные узлы запрещены, поэтому существует несколько вариантов, обеспечивающих надежную фиксацию рабочей нити.

Если вышивка выполняется нитью в два или более сложения, предлагается особая техника закрепления. Для этого изначально вдевается одна нить в иглу, после этого игла вводится с лицевой и извлекается с изнаночной стороны.

Далее иглу вновь вводят в то же самое место, но нить не протягивают до конца, а оставляют своеобразную петлю.

После совершения таких действий на лицевой стороне обнаруживаются оба конца нити, которые соединяют и продевают их в ушко иглы.

Далее иглу вводят по диагонали, опираясь на схему, при этом не допуская натяжения еще не зафиксированной нити.

С изнаночной стороны теперь легко обнаружить петлю и рабочую иглу. Необходимо продеть иглу через петлю и потянуть рабочую нить.

Петля затянется, зафиксировав нить. Также зафиксировать конец нити можно, пряча его под стежками.

После этого можно продолжить вышивку крестиков.

Традиционный «крестик» выполняется двумя диагональными стежками, не выходящими за пределы одной клетки канвы. Если требуется создать не один, а несколько, подряд идущих крестиков, образующих горизонтальный ряд, используется «датский метод», предполагающий создание нескольких полукрестов, направленных в одну сторону, а затем создание такого же количества полукрестов в противоположном направлении.

При помощи полукрестов удается создавать эффект тени различных объектов. Плавный переход от одного цвета к другому мастерам удается обеспечить, используя дробные кресты.

В частности, шов ¼ креста выполняется по привычной схеме создания традиционного креста, но его отличительной особенностью является размер. Шов ¼ креста предполагает создание миниатюрных крестиков, которые занимают четверть пространства, необходимого для получения традиционного креста.

Оригинально смотрится неполный крестик. Для его создания сначала выполняется диагональный стежок, а затем также выполняется второй диагональный стежок в противоположном направлении, но идущий от середины уже имеющегося стежка в угол.

Удлиненный крестик несложно освоить, поскольку техника его выполнения также основывается на технике создания традиционного крестика. Отличается этот вид крестика размером стежка. В частности, стежок по диагонали поднимается вверх, захватывая не одну, а сразу три клеточки.

Примеры вышивки (фото)

Украсить одежду, декоративные подушки, скатерть и прочие изделия большинство рукодельниц стремятся при помощи цветов. Роза – выигрышный вариант, поскольку великолепие такого дара природы не позволяет никому оставаться равнодушным.

Перед тем как приступить к вышивке розы, необходимо определить, в какой цветовой гамме лучше всего будет смотреться этот удивительный цветок. Яркие красные оттенки лучше всего использовать, вышивая одежду. Также оригинально будут смотреться синяя и голубая розы. Белые розы будут уместны в спокойном интерьере.

Качество готовой вышивки зависит не только от уровня мастерства рукодельницы, но и от того, какие нити используются во время вышивания. Шелковые нити имеют удивительный блеск, придают вышивке дополнительное очарование.

Видео

Вышивка крестиком. Этапы работы

Предварительная подготовка к вышивке

Перед началом работы стоит обметать края канвы. Это можно сделать как руками, так и с помощью швейной машинки или оверлока. Можно смазать края канвы про­зрачным клеем «Момент», на расстоянии двух клеточек от края. После стирки готовой работы клей не растворя­ется и вышивка держит форму. Также можно промазать края канвы бесцветным лаком для ногтей или эмалью.

Если предстоит вышить большую картину, то мо­жет быть очень сложно соотносить крестики на канве и на схеме. Схема обычно размечена квадратами 10 на 10 клеточек. То же самое можно сделать и на канве, проведя такие квадраты цветной нитью крупными стеж­ками или расчертив ткань водным маркером (эти линии потом стираются влажной салфеткой, и следов не оста­ется). По мере зашивания полотна нить можно вытяги­вать, только осторожно, чтобы не повредить отшитый участок. Или нити можно вынуть после окончания вы­шивки. Проще будет, если для разметки использовать шелковые нити — они вытягиваются легче.

Часто при вышивке используют две или более нитей вместе. Если разделить нити перед тем, как вставить их в иголку (даже если это нити одного цвета), крестики будут ровнее.

В сложных схемах удобно начинать с выполнения крестиков самого часто встречающегося в этой части работы цвета, или, если такового нет, крестиков, чей значок проще всего найти.

Если вышивать предстоит на цветной канве, то для удобства можно подложить себе на колени или на стол (если для вышивания используются стационарные пяльца) светлую ткань. Тогда дырочки будут лучше видны. Сейчас в продаже появилась специальная лампа, кото­рая помещается на коленях и освещает работу снизу.

Приобретая темную основу для вышивания, надо сле­дить, чтобы отверстия, в которые вводится игла, были четко различимы.

Также для снятия напряжения глаз можно использо­вать специальные лупы, которые продаются в швейных магазинах.

При вышивании вечером надо установить себе допол­нительный источник света, например, настольную лампу. При этом дополнительный свет должен располагаться ниже уровня глаз, чтобы он освещал ткань, а не слепил глаза.

Чтобы цветная канва не просвечивала сквозь светлые нитки, лучше вышивать мулине в большее число сложе­ний, чем на белой канве.

Если при работе с темной основой глаза все-таки уто­мились — надо прервать вышивание и сделать для глаз компрессы с теплым свежезаваренным черным чаем и зарядку для глаз. Например, можно сесть у окна, рас­слабиться, попеременно по 5 секунд смотреть то вдаль, то на оконное стекло. Такое упражнение надо делать несколько минут.

Если в работе находится сложная схема с нескольки­ми цветами ниток, где буквально каждый крестик свое­го цвета, то можно сэкономить немало времени, вдев сразу нитки в иголки и «припарковав» их на краю вы­шивки. Тогда можно будет вышивать эту часть работы, не отвлекаясь постоянно на вдевание ниток.

Выбор иглы для вышивания

Хорошую иглу для вышивания видно по блеску ме­талла; она плохо гнется, более упругая в руках; прямая; кончик иглы не цепляется за ткань, когда им проводишь по ней под углом; при рассмотрении ушко имеет стро­гие очертания, без зазубрин, и как бы утоплено в тело иглы. В таких иглах нитка не рвется при вышивании, а сама игла не ломается.

Существует несколько видов иголок для рукоделия. Они отличаются как номерами (то есть размером), так и формой. Для вышивки используют короткие иглы (до 3 см ), для ручного шитья — иглы средней длины (3 — 4 см ); длинные иглы используют, если надо покрывать длинные расстояния: при вышивке бисером, штопке, наметке.

Вышивальные иглы обычно имеют длинное ушко, чтобы было легче вставлять многослойные нити мулине. Толщина иголок с овальным ушком, как правило, уве­личивается от острого конца к тупому. Это позволяет разместить сразу несколько нитей. Иглы же с круглым ушком имеют одинаковую толщину по всей длине. Это важно при вышивании, например, французских узлов, когда важно, чтобы игла не делала узел свободнее при прохождении через него.

Определить нужный номер иглы можно следующим образом. Если игла слишком толстая для выбранной тка­ни, она будет расширять расстояния между нитями. Если игла слишком тонкая, то для проведения иглы с нитью через ткань требуется усилие. При этом нить пройдет, но дополнительное усилие, которому будет подвергаться ушко, приведет к более скорому изнашиванию иглы.

Соответствие канвы, размера иглы и числа нитей: канва 11 (11 клеточек на дюйм = 2,54 см ) — игла 24 — число нитей мулине 3. Канва 14 или 16 — игла 24 — 26 — нитей 2. Канва 18 или 22 — игла 26 — нитей для 18 1-2, для 22 — 1.

Иглы с легковдеваемым ушком в вышивке использо­вать нежелательно, потому что при вдевании нить бы­стро портится и протирается, а зубчики на ушке иглы часто цепляют ткань, оставляя «зацепки».

Вышивальное (длинное) ушко подходит для вышив­ки шерстью или мулине в несколько сложений. Игла с тупым острием пригодится для вышивки крестом и строчевых работ.

Для вышивания крестом используют гобеленовую иглу. Такие иглы имеют закругленный конец, который не прокалывает, а раздвигает волокна ткани, а также большое ушко, по сравнению с иглами для шитья. Про­порциональность такая: чем больше номер иглы, тем она меньше. Игла должна быть достаточно большая для того, чтобы можно было перемещать нить сквозь ткань с минимальным усилием. Это уменьшает трение, износ полотна и мулине. На выбор толщины иглы также влия­ет толщина ниток, а также число волокон.

Наперсток подбирается по размеру среднего паль­ца правой руки. Он не должен свободно или слишком плотно надеваться на палец.

Выбор ножниц для вышивания

Выбирая ножницы, надо руководствоваться следую­щими соображениями: они должны хорошо резать, закры­ваться без усилий, их кончики должны сходиться в одной точке, быть комфортными для рук, приятными на вид.

Выбор пялец для вышивания

Круглые маленькие пяльца хорошо использовать при вышивке в технике глади и других, большого диаме­тра — в техниках строчевых работ, счетной глади, ино­гда в технике вышивки крестом.

Круглые пяльца хороши для вышивающих одной рукой. Профессиональные вышивальщицы используют обе руки, и тогда необходимы прямоугольные с опорой на пол или стол. Для начала достаточно иметь круглые пяльцы диаметром 7 —9 см, 15 —17 см, 30 см и прямоу­гольные 30 на 40 см .

Выбор полотна для вышивания

Вышивка хорошо смотрится и на натуральных (льня­ное полотно, бязь, батист, маркизет, шелк, шерсть) и на синтетических тканях (шифон, вуаль, спандекс, габар­дин и др.) Выбор зависит от предназначения готового изделия и рисунка вышивки. Чаще всего используется однотонное полотно, но при необходимости для достижения верного художественного образа возможно ис­пользование тканей с различным рисунком нанесенным, набивным или структурным.

Итак, начинаем вышивать

Вышивку крестом следует начинать с центра. Для этого ткань складывают в четыре раза и так определяют центр.

При вышивке крестом все стежки должны быть сде­ланы в одном направлении. Они могут быть в обратном направлении только в одном случае — для достижения некоторого зрительного эффекта.

Стежки. Существует традиционный метод, при кото­ром каждый крестик шьется отдельно, и датский метод, когда сначала вышивают половину крестика и проходят всю линию, а заканчивают крестики по мере того, как возвращаются. Традиционным методом в основном вы­шиваются одиночные крестики.

Перед вышиванием можно провести нитью по влаж­ной губке. От этого нить станет более плоской и глад­кой и будет лучше ложиться.

Вышивать нитками «металлик» нужно по-особенному, иначе все нитки норовят разойтись по одной, скрутиться, и вообще, всячески препятствуют вышиванию, особенно когда металлическая нить в паре с обычной. К тому же такие нитки заламываются и перетираются у ушка. Чтобы избежать этих неприятностей, надо брать металлическую нить довольно короткую. Кончики нитей, чтобы не расслаивались, можно чуть-чуть смазать лаком. Вышивать ими придется чуть медленнее, чем обычными, и следить за аккуратностью — поправлять иголкой готовые кре­стики там, где это требуется. И когда нужно свободный кончик сделать покороче, «подтянуть», не тянуть только иглой, обязательно придерживать нить рукой.

При вышивании металликом и обычной ниткой одно­временно надо брать металлизированную нить длиннее, чем обычную, так как расходуется металлик быстрее, чем обычная нить, к тому же разлохматившиеся кончи­ки металлика можно будет подрезать.

Последний этап вышивки. Завершение вышивки

После того как вышивка готова, ее необходимо по­стирать в шампуне (лучше в чуть теплой воде, чтобы цвета не полиняли). Затем аккуратно отжать, завернуть в мягкое полотенце и высушить. Лучше разложить на ровной хорошо впитывающей влагу поверхности, чтобы ткань не потеряла форму.

Для проглаживания на гладильную доску надо по­ложить мягкую подложку (полотенце), чтобы при гла­жении крестики не потеряли форму. Вышивки скорее не гладят, а отпаривают с обратной стороны. Надо быть особенно осторожным, если вышивка содержит металлические нити. Надо следить, чтобы вышивка просо­хла полностью, потому что даже небольшое количество влаги может покоробить бумагу или картон, и готовая работа не будет смотреться так хорошо, как могла бы.

Цветная вышивка снова станет яркой, если перед глажением обмакнуть лицевую сторону изделия в воду, куда добавлен уксус, и положить на чистую ткань.

Оформление вышивки

После того как вышивка полностью высохла, можно приступать к натягиванию на основу рамки. В качестве основы используется плотный картон, размером соот­ветствующий внутренней стороне рамы. Основа заво­рачивается в вышивку так, чтобы рисунок приходился точно по центру. Свободные края канвы загибаются на изнанку, затем противоположные загнутые концы стя­гиваются посредством сшивания. Очень эффектно смо­трятся вышивки, оформленные в паспарту.

Стирать лучше в теплой воде с добавлением мягкого моющего средства, которое не содержит отбеливающих веществ.

Вышивка, вставленная в открытку будет смотреть­ся эффектнее, если под нее вставить вырезанный под отверстие кусок мягкой ткани, например, тонкого син­тепона.

Самый простой и быстрый способ оформления: при­клеить работу к вырезанному под размер рамки куску плотного картона. Однако клей может повредить ткань, и к тому же работа станет практически неотделимой от основы, так что в дальнейшем будет очень сложно пере­оформить ее при необходимости или выстирать.

Более удобный способ: вырезав картонную основу нужного размера, разместить на нем вышивку, загнуть края на обратную сторону и закрепить их с помощью прозрачного скотча для бумаги (лучше использовать тот, что хорошо удаляется). После этого «заштопать» отверстие обычными швейными нитками.

Вышивки смотрятся лучше в рамах без стекла: так лучше видна структура. Однако повышается вероятность загрязнения работы (пылью или прикосновениями).

Паспарту — обрамление вышивки из ткани — может полностью изменить вид картины, подчеркивая те или иные тона. Овальное паспарту очень хорошо подходит для небольших работ с простым фоном: работа будет ви­зуально больше. Двойное паспарту может сделать вышив­ку очень эффектной. Для этого выбирают два или даже три цвета, присутствующие в вышивке, и подбирают па­спарту в тон. Обычно более насыщенные тона оставляют для верхнего слоя, а более мягкие — для внутреннего. Если вышивка имеет необычную форму — это можно подчеркнуть, вырезав паспарту по этому же контуру.

Оцените статью