Русская вышивка XIX-XX веков
Коллекция Русского музея
Обилие в собрании Русского музея крестьянских вышивок XIX — ХХ вв. при наличии среди них неповторимых и оригинальных произведений позволяет представить все богатство и разнообразие сложившихся местных вариантов этого искусства, а также общие черты народного шитья Севера, средней и южной полосы Европейской России. На Руси вышивкой занимались издавна женщины всех социальных слоев. В XIX в., когда в ряде районов возникли вышивальные промыслы, к этому мастерству приобщились и мужчины.
Деталь передника. Мастер Н.П. Козлова-Амелюшкина
1910-е гг. Мценский уезд Орловской губ.
Государственный Русский музей
Вышивки южнорусских районов близки по стилю. Для них типичен геометрический орнамент с мотивом ромба и его производных. Даже изображения человеческой фигуры подчинены здесь геометризованным формам. Композиции узоров строятся повторением или чередованием элементов в горизонтальном ряду, по диагонали, реже — по вертикали. Исполнены вышивки обычно в технике цветной перевити или строчки-стлани, придающей поверхности ткани зернистую шероховатую фактуру. В цвете, наряду с чисто белым шитьем и сочетанием белого с красным, характерно дополнение синих, зеленых, черных нитей или яркое многоцветие анилиновой шерсти.
Типичные примеры калужских, орловских, тульских вышивок представляют передники-„занавески» — непременная часть местного женского костюма, где вышивка располагается широкой каймой по подолу или покрывает густыми полосами всю плоскость ткани. Однако, при общем сходстве, в каждой области, а подчас районе или группе деревень существовали свой неповторимый стиль и характер шитья, проявлявшиеся в мотивах и размерах узоров, в фактуре и особом способе исполнения, в излюбленных цветовых сочетаниях.
Полотенце.
1900-е гг. Бежецкий уезд Тверской губ.
Государственный Русский музей
В средней полосе России экспедициями Русского музея был выявлен своеобразный район распространения народного шитья в бывшей Теблешской волости Бежецкого уезда Тверской губернии’
. Радостные по цвету, простодушные произведения теблешан исполнены на рубеже XIX и ХХ вв., что сказалось на декоративной дробности в передаче традиционных для вышивки образов птиц, в яркости колорита, включающего полнозвучие цветной шерсти.
Подзор.
Середина XIX в. Костромской уезд Костромской губ.
Государственный Русский музей
Подзор. Фрагмент.
Середина XIX в. Костромской уезд Костромской губ.
Государственный Русский музей
В середине XIX в. один из интереснейших очагов крестьянской вышивки сложился в ряде деревень бывшего Костромского уезда Костромской губернии’4. Здесь вольно интерпретировали в орнаменте сюжеты лубочных картинок. На подзоре из собрания музея вышиты изображения двух пар Сиринов с женскими головами и пестрым птичьим торсом, их окружают кусты („тополи раис[кие]»), травы, цветы, растущие из вазонов. Орнаментальная надпись передает текст из Хронографа. Следуя четкому рисунку картинки, мастерица исполнила композицию на ткани тамбурным швом-косичкой, гибкие линии которого позволили свободно передать в шитье контуры фигур, местами как бы расцвеченные широкими стежками „верхошва». Своеобразная живописность костромских вышивок не имеет аналогий в вышивке других местностей.
Конец полотенца.
1820-е гг. Онежский уезд Архангельской губ.
Государственный Русский музей
Полотенце. Мастер С.Ф.Саввина
Конец XIX века. Кирилловский уезд Новгородской обл.
Государственный Русский музей
В вышивке Русского Севера, благодаря особенностям развития края, больше сохранились древние пласты народного орнамента’5. На предметах быта и одежды часто встречаются характерные „древние мотивы», привлекшие к себе внимание ученых еще в 1920-е годы. Исполненные древним двусторонним швом красными нитями по льняному полотну, эти вышивки донесли до нас отголоски образов древней славянской мифологии. Они овеяны сказочностью, а их художественная выразительность складывается из четкого композиционного построения, равновесия частей, удивительного ритма линейного рисунка с характерной взаимной параллельностью линий. Такие узоры, как правило, исполнялись на вещах обрядового назначения: свадебных полотенцах, головных повязках, сенокосных рубахах.
Головное полотенце.
Вторая половина XIX в. Шенкурский уезд Архангельской губ.
Государственный Русский музей
Полотенце.
1900-е гг. Устюженский уезд Новгородской губ.
Государственный Русский музей
Северные вышивки с древними мотивами обладают относительным стилистическим единством, независимым от места их создания. Но в то же время в ряде районов вышивальщицы проявляли пристрастие к определенным сюжетам орнамента, узкоместным способам шитья, оттенкам красного цвета нитей. Так, для вышивки Кирилловского уезда Новгородской губернии типичен узор „ладья», а в деревнях Устюженского уезда той же губернии часто вышивали „рыбину» — изображение птицы с миниатюрными птенцами по контуру, заполненное рядами мелких шашечек.
Подзор. (Деталь.)
XIX в. Каргопольский уезд Олонецкой губ.
Государственный Русский музей
Подзор. (Деталь.)
XIX в. Каргопольский уезд Олонецкой губ.
Государственный Русский музей
Со временем древние мотивы и композиции видоизменялись, трансформировались, на их основе возникло множество новых орнаментом’
. Сегодня понять элементы некоторых из них довольно трудно. Например, в богатом разными типами вышивки Каргопольском уезде Олонецкой губернии на подзорах в единую композицию соединяются, образуя своего рода орнаментальный ребус, загадочные фигуры людей, коней, всадников и головы оленей с ветвистыми рогами.
Подзор. (Фрагмент.) Мастер Ф.В.Антонова
1870-е годы. Лужский уезд Петербургской губ.
Государственный Русский музей
Подзор. (Фрагмент.) Мастер Ф.В.Антонова
1870-е годы. Лужский уезд Петербургской губ.
Государственный Русский музей
А на подзоре из Лужского уезда Петербургской губернии изображение двуглавого орла превращалось то в сказочный цветок, то в проросшего растениями паука.
В конце XIX — начале ХХ в. некоторые центры крестьянской вышивки стали промыслами, поставляющими вышитые изделия на рынок, на потребу городскому покупателю. Особенное развитие в это время получила „крестецкая строчка» — сквозная вышивка, подражающая кружеву, центром производства которой стал Крестецкий уезд Новгородской губернии. Мастера украшали скатерти, салфетки, полотенца, белье тончайшими ажурными узорами геометрического характера, напоминающими снежинки. Крестцы и поныне являются уникальным очагом этого старинного искусства.
Душегрея.
XIX век. Нижегородская губ.
Государственный Русский музей
Душегрея. Фрагмент
XIX век. Нижегородская губ.
Государственный Русский музей
Душегрея. Фрагмент
XIX век. Нижегородская губ.
Государственный Русский музей
Традиции древнерусского золотого шитья развивались в отдельных сложившихся центрах вплоть до начала XX в. В XIX в. крупным районом золотошвейного дела была Нижегородская губерния. Здесь зажиточное поволжское крестьянство украшало вышивкой праздничную одежду, платки, головные уборы. На бархатной душегрее характерный для местного народного искусства узор с цветами, листьями и гроздьями винограда, растущими из вазона и перевитыми бантами, стелется по рукавам, полам, спине, выявляя особенности покроя этой нарядной кофты. Сквозь густой узор едва просвечивает вишневый цвет фона.
Платок.
Первая половина XIX века.
Государственный Русский музей
На тонкой кисее платка легкие букеты цветов ложатся в кайму, украшают углы. Сочетание болотных и черных нитей на палевом фоне придает вышивке изысканную строгость.
В.В.Грумкова. Полотенце «Кадриль».
1973. Рязань
Государственный Русский музей
В.Н.Носкова. Деталь покрывала.
1949. Мстера Владимирской обл.
Государственный Русский музей
Несмотря на то что вышивка сегодня — не такой популярный вид народного творчества, как прежде, но и в наши дни она развивается в сложившихся традиционных очагах. Наряду с Крестцами, крупным центром ручного шитья является Рязань, где современные художники успешно развивают традиции местной цветной перевити. Двумя видами вышивки славится поселок Мистера Владимирской области. Здесь равно высокого уровня достигло искусство „белой глади» с ее ювелирными разработками поверхности узоров с помощью „стягов» — узорных заполнений миниатюрными швами и яркая нарядная вышивка „владимирским верхошвом», крупные стежки которого, точно мазки кисти, передают и чисто орнаментальные, и сюжетно-тематические композиции.
Литература:
1. И.Я. Богуславская. Русская вышивка — В кн.: Русское народное искусство в собрании Государственного русского музея. Л., 1984.
2. М.Н. Гумилевская. Строчка и вышивка. М., 1953;
3. И.Я. Богуславская. Народное искусство теблешан. «КСИЭ». Вып. 38. М., 1963.
4. Г.С. Маслова. Основные черты орнамента ярославской и костромской вышивки.— Сообщения ГРМ. Вып. 11. М., 1976.
5. В.А. Городков. Дако-сарматские религиозные элементы в русском народном творчестве. — Труды ГИМ. Вып. 1. М., 1926.
6. С.И. Бутылина. О крестецкой строчке. — В кн.: Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. Л., 1981.
7. С.М. Темерин. Русское прикладное искусство. Советские годы. Очерки. М., 1960.
Вышивка крестом город 19 века
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Летом 2017 года в Пушкинском музее проходила выставка вышивки XIX века русских и европейских образцов «Приятно для меня трудиться для тебя. «.
На выставке я побывала, но фото у меня тогда получились очень некачественными (фото делала мыльницей и в павильоне было не слишком светло), поэтому тогда пост я не оформила, но желание это сделать со временем не пропало. Только сейчас мне удалось подобрать фотоматериалы, часть из сети, в том числе с использованием некоторых своих (помогло изучение Фотошопа).
1. Вход в Садовый павильон Пушкинского музея:
Выставка проходила в «Садовом павильоне» Пушкинского музея, его интерьер оформлен в ампирном стиле, как раз в стиле убранства домов русского дворянства этого же периода. Все представленные экспонаты вышивок были из фондов музея.
2.
Вышитые картины были непременной частью украшения жилых и парадных комнат, как в городских особняках, так и домов загородных имений дворян.
Занятие вышивкой входило в обязательный набор домашнего дворянского воспитания — рукоделию детей начинали обучать с малых лет. Вышивать умели все – и хозяйка дома, и ее дети, и слуги. Со временем мастерицы совершенствовались в ремесле: одни пользовались специальными пособиями с узорами и образцами; некоторые даже сочиняли сюжеты вышивок сами.
Был еще один вид вышивок, довольно сложный, — снимали копии с репродукций картин из любимых книг со широкоизвестными живописными и значимыми произведениями и по ним делали вышивки.
В собрании есть две такие большие вышивки на исторические сюжеты, прототипами которых послужили популярные среди современников художественные полотна.
Это вышивка » Петр I на Ладожском озере » — сделана с оригинала картины Карла Карловича Штейбена. Эта картина на Парижском салоне 1812 года привлекла широкое внимание, как французской, так и русской публики, в результате чего в 1814-1818 годах на Парижской Королевской гобеленовой мануфактуре по заказу Наполеона I в подарок русскому императору Александру I был по ней выполнен гобелен (гобелен сейчас находится в Санкт-Петербурге).
И не менее сложная вышивка — по полотну » Битва при Ваграме» — это картина прославленного французского художника Ораса Верне (оригинал хранится в Лувре).
Картина » Петр I на Ладожском озере » (на выставке картины и гобелена не было, привожу в качестве примера оригинала):
3.
4. Гобелен » Петр I на Ладожском озере «:
5. Вышивка » Петр I на Ладожском озере «:
6. Фрагмент вышивки » Петр I на Ладожском озере «:
7. Картина » Битва при Ваграме» (тоже пример оригинала, на выставке не было):
8. Вышивка » Битва при Ваграме» слева на стене:
9. Вышивка » Битва при Ваграме»:
10. Далее 2-а фрагмента вышивки « Битва при Ваграме»:
12. Вышивка «Портрет Наполеона» и ее фрагмент (ниже на фото она на левой стене справа от дивана):
13.
Искусство рукоделия, имея к тому времени многовековую историю, не угасало и развивалось в течение всего XIX столетия. На него влияла мода и ход истории, смена художественных стилей.
Яркие примеры вышивок в стиле «бидермейер» с включением элементов неоготических и ренессансных подходов — это три полотна выставки:
— «Украшение невесты» — переработка живописного произведения Августа Фердинанда Хопфгартена 1836 года;
— «Юный дворянин с ружьем» и «Юная дворянка с соколом» по оригиналам полотен Генриха Виттиха 1834 и 1835 годов. Популярности этих работ способствовал отец художника – Людвиг Вильгельм Виттих, он был известным берлинским издателем, печатавшим книги с шаблонами для рукоделия.
14. 15. Вышивка «Юный дворянин с ружьем» и ее фрагмент:
16. Фрагмент вышивки «Украшение невесты», полная репродукция на плакате по этой вышивке — последнее фото поста №38:
17. Вышивка по картине «Юная дворянка с соколом»:
Сюжетной основой большинства вышивок являлись образцы, имевшие широкое хождение и издававшиеся в Германии, Австрии, Франции, их привозили из этих стран в Россию.
Особенно легко было работать мастерицам в так называемых «счетных» техниках – это вышивки крестом, полукрестом и бисером.
На выставке были представлены два подлинных листа, на одном из них к разлинованному в клеточку изображению собачки подверстано изображение шкатулки, на крышку которой и предлагалось поместить готовое изделие.
На выставке представлены были не только вышитые картины, но и бытовые предметы обихода: подсвечники, папки, шкатулки, каминные экраны, принадлежности для письма, домашних игр, охоты и отдыха – все они были украшены вышивкой, это говорит о широком применении вышивок и о высоком уровне искусства рукодельниц.
В период расцвета » альбомной культуры» (каждая уважающая себя дама и девица имела альбом, в который ее гости делали записи стихов, пожеланий). П рямо на бумажных страницах альбомов они вышивали венки, послания и небольшие сюжеты — это требовало поистине ювелирного мастерства в технике вышивки.
Вышивка использовались также для украшения тканей, использовавшихся как для обивки мебели, так и для одежды. Исключительный экспонат выставки — отрез белого батиста, тонко и красиво расшитый мелкими цветами.
Прежде чем кроить ткань, ее вышивали согласно модным тенденциям и вкусам заказчика — и просто кусок белого полотна «превращался» в расшитую ткань, предназначенную для какого-нибудь легкого прогулочного или бального платья. Долгий поиск фасона, модели, рисунка и цвета в итоге придавал неповторимость каждому дамскому туалету.
18. Подушка и валик с отделками вышивкой:
19. Вышитая ткань:
Среди вышитых изделий есть несколько особо ценных мемориальных предметов:
— это сумочка для рукоделия, принадлежавшая княгине Вере Федоровне Вяземской, жене известного литератора и друга А.С. Пушкина;
— бархатный воротничок со стеклярусом Ольги Сергеевны Павлищевой, родной сестры поэта;
— воротнички и пелеринки Веры Александровны Нащокиной, жены ближайшего друга А.С. Пушкина;
— портмоне декабриста Матвея Ивановича Муравьева-Апостола, вышитое ему в подарок сестрами.
21. Эти фото и ниже — воротнички:
23. Схема на бумаге для вышивки собачки:
26. Шкатулка, на крышке вышивка в виде венка из сказочных животных и букетов в вазах:
С развитием рукоделия осваивались новые материалы, использовались и комбинировались разные техники работы в соответствии со вкусами и умениями мастериц.
В собрании есть не только очень популярные вышивки крестом и полукрестом (гобеленовым швом), бисером, гладью, но и уникальное настенное панно с выпуклыми цветами в виде помпезной вазы. Оно выделяется в общем ряду вышивок жанровых, с историческими сюжетами, портретов, цветочными венками, домашними животными — своей композиций.
Исполнительница этого панно – «Мадам Т. Захарова». Она сочетала в своей работе несколько приемов объемной вышивки шелковыми и серебряными нитями, синелью. Включенные в общую картину лепестки цветов из почти прозрачной газовой ткани придают произведению не воображаемую, а реальную глубину и объем, также как объемные листья из пушистых нитей синели. Их концы немного подкручены, чем напоминают движение живых растений.
Стремление к естественности является важным при воплощении замысла и только знание языка и символов цветов может помочь разгадать глубинно заложенный в композиции смысл (скоро выйдет пост о «языке цветов», irina_co).
Рукоделие XIX века является источником изучения быта и культуры того времени, в этом прикладном искусстве нашли отражение мировозрение, стиль и мода той эпохи.
«Живопись иглой», выполненная с одной стороны, со вкусом и знанием академических правил или, с другой, напротив, просто и лубочном наивном стиле, но искренне, доставляет радость и наслаждение!
34. Объемная вышивка в виде букета и ниже ее фрагмент:
36. Написано на табличке под вышивкой — «Поэт Пушкин»:
Использованы инф. источники здесь, здесь, здесь.
В первоисточнике поста больше фотоматериалов.