Вышивка крестом по областями

Как правильно вышивать крестиком

Вышивка крестом – вид рукоделия, который дошел до нас из эры первобытных людей. В то время люди в качестве ткани использовали шкуры животных, а в качестве нитей – жилы, шерсть или волосы. Инструментом же для вышивки служили каменные или костяные иглы.

Сейчас мы имеем уже усовершенствованный современный вид такой техники, как вышивать крестиком, которым пользуются все мастерицы нашего времени.

В настоящее время существуют специальные наборы для вышивки крестом, в которых уже подобраны ткань и нити и составлена схема рисунка, поэтому для начинающих вышивать крестиком – это идеальный вариант, который позволяет научиться вышивать крестиком в короткие сроки.

Для вышивания крестиком нам понадобятся: гобеленовая игла, схема рисунка, нитки, пяльца, ткань (канва). В технике вышивка крестом используют специальную ткань канву, у которой явно видимое переплетение нитей. Это позволяет легко ее поделить на квадратики, в которых вышиваются сами крестики.

В наборах для вышивания иногда бывает, что рисунок уже нанесен цветом на ткань, тогда вышивать можно сразу по ткани, используя рекомендованные цвета нитей.

Читайте также:  Рисунки элементов вышивки русской

Вышивка крестом: что нужно знать перед началом работы

Некоторые очень важные советы, как вышивать крестиком для начинающих. Если им следовать, то обучение не будет долгим и трудным.

  • В технике вышивка крестом существует одно правило, которое необходимо запомнить и строго ему следовать.

Все ряды должны идти в одном направлении, т.е. верхние стежки должны быть направлены в одну сторону.

  • Начинающим рукодельницам лучше всего на начальном этапе использовать небольшие схемы для вышивки, в которых не более четырех цветов.
  • Начинать вышивку нужно с более темного оттенка цвета.
  • Для лучшего натяжения ткани и удобства надо использовать пяльца.
  • Для закрепления нити ни в коем случае не использовать узел. Необходимо оставлять небольшой хвостик нити на изнаночной стороне ткани. Его потом легко спрятать под ряды вышивки.
  • Количество нитей в игле обязательно должно быть четным.
  • Заполнять рисунок надо начинать с левого верхнего угла, тогда крестики будут идти слева направо.
  • Нельзя начинать вышивку с середины узора, иначе можно запутаться в схеме.
  • При вышивании крестиком стежки одного крестика всегда выполняются в одном квадрате.
  • Игла расположена всегда вертикально по отношению к ткани, т.е. конец иглы должен смотреть либо вверх, либо вниз.

Как вышивать крестиком: пошаговая инструкция

Как закрепить нить при вышивке крестом

Закрепление нити на канве в начале вышивки

  • В уголке квадратика пропустите иглу с нитью.
  • Затем снимите иглу, у вас получится одна нить, продетая в уголок.

  • Теперь оба конца нити вставьте в иглу и выполните первый диагональный стежок слева направо.


Это самый простой способ закрепить иглу на ткани.

Закрепление нити в конце работы

Когда вы закончили вышивать узор полностью, выведите иглу на лицевую сторону вышивки и проведите ее под последними вышитыми крестиками.

Обрежьте оставшуюся часть нити.

Одинарный крестик (традиционный способ)

Такой крестик образуется из двух диагональных стежков, наложенных друг на друга.
Выведите иглу с изнаночной на лицевую сторону, оставив на изнаночной стороне хвостик нити длиной около 10 см.

Используя квадратик канвы, из левого нижнего угла выполните стежок в правый верхний угол. У вас получится нижний диагональный стежок, а игла с ниткой окажется на изнаночной стороне (рис.1).

Затем, выпустив иглу с нитью в правый нижний угол на лицевую сторону, выполните верхний стежок из правого нижнего угла в левый верхний угол квадратика канвы (рис.2).

Ряды крестиков (датский способ)

При использовании этого способа сначала выполняется ряд рисунка диагональными стежками полукрестами, затем этот ряд ведут в обратном направлении.

Как вышивать крестиком ровные ряды

Выполните первый ряд диагональными стежками слева направо. Острие иглы смотрит вниз. Завершите этот

ряд стежками полукрестом справа налево.

Как вышивать крестиком уменьшающиеся и увеличивающиеся ряды рисунка

При выполнении вышивки рядами крестиков, необходимо начинать работу с самого длинного ряда и двигаться слева направо. Таким образом, далее придется выполнять уменьшающиеся ряды. Это проще, потому что последний крестик ряда заканчивается переходом на новый ряд.

Выполните первый самый длинный ряд диагональными стежками слева направо. Острие иглы смотрит вертикально вниз.
Закрывающим стежком закончите полностью последний крестик этого ряда. Игла расположена острием вниз.
Поверните иглу острием вверх и начните выполнение второго ряда схемы, двигаясь справа налево. Острие иглы при этом направлено вверх.
Закрывающим стежком выполните последний крестик второго ряда. Острие иглы направлено вниз для выполнения уже третьего ряда схемы.
Покройте третий ряд схемы диагональными стежками, двигаясь опять слева направо. Острие иглы направлено вниз.
Полным крестом закройте третий ряд, при этом острие иглы опять смотрит наверх.

Двусторонний крестик

Довольно несложный вид крестовой вышивки. Как вышивать крестиком, чтобы он был двусторонним, можно научиться довольно легко.

Первый ряд делаем полукрестами через одну клеточку (рис.1). На изнаночной стороне мы получаем полукресты в пропущенных на лицевой клеточках.

По окончании ряда мы движемся назад, и наши стежки покрывают первоначальные. Таким образом мы получаем полноценные крестики. На изнаночной стороне получаются кресты, расположенные через одну клетку (рис.2).

После этого вышиваются наклонные стежки, которые должны покрыть стежки в пропущенных клетках.

Следующие ряды рисунка выполняются по такой же схеме (рис.3).

Вышивка плетеным славянским крестом

Чтобы вышивка славянским крестом смотрелась красиво, длинный диагональный основной стежок должен быть в два раза длиннее покрывающего стежка. Поэтому работа также ведется слева направо.

Выполните длинный диагональный стежок на два квадратика канвы (от точки А до точки В на фото). Затем проведите иглу к точке С. Выполните закрывающий диагональный шов на один квадратик (точка Д) и проведите иглу к точке Е. С этой точки начнется новый крест. Выполните длинный диагональный стежок на два квадратика канвы через точку F к G.
Проведите иглу обратно к точке В, чтобы закрыть стежок и к точке С. Это точка послужит началом нового длинного стежка.

Итальянский двусторонний крестик

Сейчас это забытая уникальная техника вышивания. Но, тем не менее, работы, выполненные в такой технике смотрятся очень примечательно из-за рельефности этого шва. Применяется он преимущественно в технике вышивания ассизи. Вышивка выглядит очень аккуратной из-за того, что ткань не просвечивает через узоры.

Как вышивать итальянским крестом

Первый стежок делается слева направо в верхний правый угол (1-2). Затем игла возвращается в точку выхода из нижнего левого угла (1). Делается горизонтальный стежок вправо (3-4).

Далее, игла опять возвращается в изначальную точку выхода (1). Делается вертикальный стежок снизу вверх (5-6).

Заметьте, что верхние покрывающие диагональные стежки еще не делаются. Их делают после того, как вы вышьете первый ряд рисунка (19-20, 21-22, 23-24). Такой способ позволяет рисунку смотреться более гармонично.

Существует способ попроще, как вышивать крестиком ассизи. В нем каждый крест вышивается отдельно. Когда вы переходите на следующий крестик после того, как полностью закончили предыдущий.

Первый стежок идет также вверх, но из правого нижнего угла (1-2). Потом игла выводится из верхнего правого угла вниз в левый (2-3). Затем выполняется стежок из правого верхнего угла в левый нижний (3-4).

Следующий шаг – игла идет в левый верхний угол и делается вертикальный стежок сверху вниз (5-6).

А следующий стежок пойдет вертикально вниз из правого верхнего в правый нижний угол (7-8).

Потом иглу выводят в левый нижний угол и делают горизонтальный стежок слева направо (9-10). Теперь в левый верхний слева направо (11-12). Когда закончили полностью предыдущий крестик, можно переходить к следующему.

Болгарский крест

Болгарский крест еще называют двойной крестик, звездочка, снежинка, крест Левиафан. Его характерная особенность – два диагональных стежка в одной клетке. Если работа выполнена таким стежком, то ее очертания более резкие. Поэтому рисунок более контрастный и выпуклый.

Если орнамент выполнен таким крестом, тогда он выглядит более “живым” и насыщенным. Основными темами в схемах, где используют такой шов, являются ковры, гобелены, пледы. То есть это предметы, где необходимо заполнять рисунок полностью.

Для такой вышивки подходят ткани с крупным переплетением нитей.

Это совсем несложная техника, как кажется на первый взгляд. Очень легко научиться вышивать болгарским крестиком. Здесь применяются все основные правила, которые используются при любой вышивке крестом:

  1. все ряды должны идти в одном направлении слева направо
  2. игла направлена вертикально острием вниз или вверх. Единственное исключение – размер крестика составляет 2 квадратика канвы или 8 на 8 нитей льна.

Болгарский крест выполняют из четырех стежков, таким образом один крест накладывается на другой.

Техника выполнения болгарского крестика:

Начните работу с левого нижнего угла квадрата канвы. Выполните диагональный стежок в правый верхний угол (рис. от точки 1 до точки 3). Затем выполните закрывающий стежок из правого нижнего угла в левый верхний (рис. от точки 2 до точки 4). У вас получился обычный одинарный крестик. Теперь игла проходит через середину расстояния между точками 4 и 3 (на рисунке точка 5).

Выполняем вертикальный стежок вниз к середине расстояния между точками 1 и 2. (Это точка 6 на рисунке). Теперь выполняем горизонтальный стежок из середины точек 1 и 4 к середине точек 2 и 3. (Это точки 7 и 8 на рисунке). Ваша звездочка готова. Можно делать новую звездочку.

Существует много техник национальной вышивки, в которой используется вышивка крестом с другими разновидностями крестиковых стежков.

Русская вышивка

Русская народная вышивка не потеряла своего очарования в XXI веке. Модельеры используют узоры русской вышивки для создания новых коллекций, в спорте русская символика выражает патриотизм, бизнесмены используют славянскую стилизацию, чтобы выделиться из числа конкурентов и позиционировать свой бренд как отечественный. Вышивка в русском стиле украшает одежду и интерьеры, многие люди возвращаются к истокам славянской культуры.

Изначально ручная вышивка была ручным ремеслом, но в наши дни ручной труд потеснила машинная вышивка. Дело в том, что машинные технологии позволяют сделать вышивку гораздо более аккуратной и привлекательной, долговечной и прочной. Кроме того, русская машинная вышивка позволяет выпускать многотысячные тиражи в короткие сроки.

Мы вышиваем с 2007 года. В числе наших клиентов — многочисленные ателье и модельеры, выпускающие одежду и коллекции в русском стиле, а так же современные славяне, ролевики и реконструкторы, участники фольклорных ансамблей, организации славянской направленности, а так же многочисленные частные лица, поклонники русской культуры. Для каждого мы создаём ту самую вышивку, которую он искал. Обращайтесь, рады вышить для вас!

История русской вышивки

На Руси вышивка имела сакральное значение: то есть, была тесно связана с верованиями в мистические силы природы и богов. Языческая вышивка славян появилась задолго до прихода на княжение Рюрика. Обережные узоры и символы украшали одежду и предметы быта. Господствовал красный цвет ниток: на белом полотне он ярко выделялся, привлекал внимание.

С принятием христианства начался новый виток развития русской вышивки. Несмотря на ярую борьбу с языческими корнями, здесь, как и в других областях, вытравить древние обычаи не удалось: народная вышивка совместила старые славянские мотивы с новыми церковными. Например, люди всегда поклонялись солнцу как источнику света и жизни, оно символизировало весёлого бога Ярило. С принятием христианства солнце никуда не исчезло из вышивок, но теперь он символизировало Божье величие.

В эти времена – X-XII века – зародилось и стало развиваться русское золотошвейное искусство. Роскошные узоры украшали иконы, предметы церковного обихода, одежду богатых людей. Тогда же – характерная для русской вышивки черта – вошёл в декоративное искусство речной жемчуг. Вышивка жемчугом с тех пор прочно вошла в мировую историю как характерная славянская особенность.

Шли годы. Первоначально вышивкой занимались монахини: это связано было с тем, что с помощью вышивки на Руси украшали в основном церковные атрибуты. Постепенно вышиванием занялись знатные женщины: было ли это влиянием Анны Ярославовны, ставшей французской королевой и поведавшей об этой западной традиции, или просто юным девицам так прививали благочестие – неизвестно.

Параллельно славянская вышивка развивается в крестьянской среде. Здесь история вышивки словно стоит на месте: древние языческие узоры и символы по-прежнему украшают одежду, бельё, занавески. К XVII веку народная вышивка входит в моду, и её мотивы проникают и в дворянскую среду.

С XVIII века и далее на русскую вышивку начинают оказывать влияние западные мотивы. Пётр I вводит европейский костюм, и дамы спешат украсить свои платья на парижский или берлинский манер. Наиболее востребована мужская вышивка, при дворе расшитые кафтаны входят в моду. Особого рассвета русская вышивка достигает в XIX: галантная эпоха требует изящества и эстетики.

Возникновение и распространение машинной вышивки производит переворот в этой сфере искусства. В XX веке происходит интеграция искусств и национальностей: африканские мотивы могут соседствовать со средневековой символикой, вышитые строки из стихотворения А.Блока – украшать танцевальный наряд для бала-маскарада.

Русский орнамент в вышивке

От простого узора орнамент отличается многократным повторением одного и того же элемента. Как возникла такая идея? Дело в том, что в древности узоры для вышивки не были простым украшением: они передавали сакральное знание. Раз за разом повторяя тот или другой символ, вышивальщица подчёркивала и усиливала его значения. Особенно это относится к обережной вышивке.

Рассмотрим основные символы русской вышивки.

Солнце. Славяне высоко чтили солнце: впрочем, как и любой древний языческий народ. Солнце символизировало жизнь, радость, плодородие. В народной вышивке чаще всего светило представляется как колесо или розетка. Чаще всего такой символ был центром, вокруг которого закручивается орнамент, однако встречались и повторяющиеся мотивы колеса.

Ромб. Сейчас популярность этого символа кажется странной, потому что мы позабыли его значение. В древности же ромб символизировал женское начало, материнство. Ромб повторялся в разных вариациях на полотенцах и скатертях, подолах платья и рубахах. Он был обязательным украшением женской одежды, а так же служил талисманом для плодородия.

Крест. Этот символ был нам известен задолго до принятия христианства. Равноконечный крест символизировал солнце: его расходящиеся лучи. Близкая вариация символа – свастика – символизировала вращение солнца. Удивительно, как национал-социалистическая партия Германии умудрилась выбрать своей эмблемой символ нации, которую они намеревались уничтожить под корень! Так или иначе, в XX веке коловорот – наше название свастики – окончательно ушёл в прошлое, считается осквернённым символом.

Ёлочка. Частенько вы можете увидеть на старинных вышивках узор-ёлочку. Это традиционная вышивка России, она символизирует дерево вообще и Древо жизни, лес и природу.

Другие элементы русской вышивки

Конечно, символика русской вышивки не ограничивается орнаментами. Многие реалии жизни нашли своё отражение в искусстве вышивальщиц.

Особой популярностью всегда пользовались мотивы флоры и фауны. Различные цветы и растения прочно ассоциируются с народной вышивкой: вспомните павлоградские платки, палех. А ведь вышивка в стиле гжели или хохломы распространена ив наши дни, её узнают во всём мире! Кстати, гжель заметно отличается от традиционных цветов русской вышивки: красного, чёрного и золотого.

Животные тоже появляются на полотне довольно часто. Они символизируют то же, что и звери из русских народных сказок. Однако вы вряд ли найдёте в вышивках медведя. Почему? Дело в том, что в тотемном языческом сознании медведь был прародителем всех славян, а потому на него наложено табу. Медведя нельзя изображать, и даже имя его под запретом – слово «медведь» является ничем иным, как заменой. Поэтому в узорах вышивания прародитель не появляется.

Часто возникает в орнаменте женская фигура: символ плодородия и женского начала. Если женская фигура простирает руки к небу – это символ единства двух начал.

Оцените статью