Вышивка крестом размер одного крестика

Как правильно вышивать крестиком

Вышивка крестом – вид рукоделия, который дошел до нас из эры первобытных людей. В то время люди в качестве ткани использовали шкуры животных, а в качестве нитей – жилы, шерсть или волосы. Инструментом же для вышивки служили каменные или костяные иглы.

Сейчас мы имеем уже усовершенствованный современный вид такой техники, как вышивать крестиком, которым пользуются все мастерицы нашего времени.

В настоящее время существуют специальные наборы для вышивки крестом, в которых уже подобраны ткань и нити и составлена схема рисунка, поэтому для начинающих вышивать крестиком – это идеальный вариант, который позволяет научиться вышивать крестиком в короткие сроки.

Для вышивания крестиком нам понадобятся: гобеленовая игла, схема рисунка, нитки, пяльца, ткань (канва). В технике вышивка крестом используют специальную ткань канву, у которой явно видимое переплетение нитей. Это позволяет легко ее поделить на квадратики, в которых вышиваются сами крестики.

В наборах для вышивания иногда бывает, что рисунок уже нанесен цветом на ткань, тогда вышивать можно сразу по ткани, используя рекомендованные цвета нитей.

Вышивка крестом: что нужно знать перед началом работы

Некоторые очень важные советы, как вышивать крестиком для начинающих. Если им следовать, то обучение не будет долгим и трудным.

  • В технике вышивка крестом существует одно правило, которое необходимо запомнить и строго ему следовать.

Все ряды должны идти в одном направлении, т.е. верхние стежки должны быть направлены в одну сторону.

  • Начинающим рукодельницам лучше всего на начальном этапе использовать небольшие схемы для вышивки, в которых не более четырех цветов.
  • Начинать вышивку нужно с более темного оттенка цвета.
  • Для лучшего натяжения ткани и удобства надо использовать пяльца.
  • Для закрепления нити ни в коем случае не использовать узел. Необходимо оставлять небольшой хвостик нити на изнаночной стороне ткани. Его потом легко спрятать под ряды вышивки.
  • Количество нитей в игле обязательно должно быть четным.
  • Заполнять рисунок надо начинать с левого верхнего угла, тогда крестики будут идти слева направо.
  • Нельзя начинать вышивку с середины узора, иначе можно запутаться в схеме.
  • При вышивании крестиком стежки одного крестика всегда выполняются в одном квадрате.
  • Игла расположена всегда вертикально по отношению к ткани, т.е. конец иглы должен смотреть либо вверх, либо вниз.
Читайте также:  Шьем обивку для дивана

Как вышивать крестиком: пошаговая инструкция

Как закрепить нить при вышивке крестом

Закрепление нити на канве в начале вышивки

  • В уголке квадратика пропустите иглу с нитью.
  • Затем снимите иглу, у вас получится одна нить, продетая в уголок.

  • Теперь оба конца нити вставьте в иглу и выполните первый диагональный стежок слева направо.


Это самый простой способ закрепить иглу на ткани.

Закрепление нити в конце работы

Когда вы закончили вышивать узор полностью, выведите иглу на лицевую сторону вышивки и проведите ее под последними вышитыми крестиками.

Обрежьте оставшуюся часть нити.

Одинарный крестик (традиционный способ)

Такой крестик образуется из двух диагональных стежков, наложенных друг на друга.
Выведите иглу с изнаночной на лицевую сторону, оставив на изнаночной стороне хвостик нити длиной около 10 см.

Используя квадратик канвы, из левого нижнего угла выполните стежок в правый верхний угол. У вас получится нижний диагональный стежок, а игла с ниткой окажется на изнаночной стороне (рис.1).

Затем, выпустив иглу с нитью в правый нижний угол на лицевую сторону, выполните верхний стежок из правого нижнего угла в левый верхний угол квадратика канвы (рис.2).

Ряды крестиков (датский способ)

При использовании этого способа сначала выполняется ряд рисунка диагональными стежками полукрестами, затем этот ряд ведут в обратном направлении.

Как вышивать крестиком ровные ряды

Выполните первый ряд диагональными стежками слева направо. Острие иглы смотрит вниз. Завершите этот

ряд стежками полукрестом справа налево.

Как вышивать крестиком уменьшающиеся и увеличивающиеся ряды рисунка

При выполнении вышивки рядами крестиков, необходимо начинать работу с самого длинного ряда и двигаться слева направо. Таким образом, далее придется выполнять уменьшающиеся ряды. Это проще, потому что последний крестик ряда заканчивается переходом на новый ряд.

Выполните первый самый длинный ряд диагональными стежками слева направо. Острие иглы смотрит вертикально вниз.
Закрывающим стежком закончите полностью последний крестик этого ряда. Игла расположена острием вниз.
Поверните иглу острием вверх и начните выполнение второго ряда схемы, двигаясь справа налево. Острие иглы при этом направлено вверх.
Закрывающим стежком выполните последний крестик второго ряда. Острие иглы направлено вниз для выполнения уже третьего ряда схемы.
Покройте третий ряд схемы диагональными стежками, двигаясь опять слева направо. Острие иглы направлено вниз.
Полным крестом закройте третий ряд, при этом острие иглы опять смотрит наверх.

Двусторонний крестик

Довольно несложный вид крестовой вышивки. Как вышивать крестиком, чтобы он был двусторонним, можно научиться довольно легко.

Первый ряд делаем полукрестами через одну клеточку (рис.1). На изнаночной стороне мы получаем полукресты в пропущенных на лицевой клеточках.

По окончании ряда мы движемся назад, и наши стежки покрывают первоначальные. Таким образом мы получаем полноценные крестики. На изнаночной стороне получаются кресты, расположенные через одну клетку (рис.2).

После этого вышиваются наклонные стежки, которые должны покрыть стежки в пропущенных клетках.

Следующие ряды рисунка выполняются по такой же схеме (рис.3).

Вышивка плетеным славянским крестом

Чтобы вышивка славянским крестом смотрелась красиво, длинный диагональный основной стежок должен быть в два раза длиннее покрывающего стежка. Поэтому работа также ведется слева направо.

Выполните длинный диагональный стежок на два квадратика канвы (от точки А до точки В на фото). Затем проведите иглу к точке С. Выполните закрывающий диагональный шов на один квадратик (точка Д) и проведите иглу к точке Е. С этой точки начнется новый крест. Выполните длинный диагональный стежок на два квадратика канвы через точку F к G.
Проведите иглу обратно к точке В, чтобы закрыть стежок и к точке С. Это точка послужит началом нового длинного стежка.

Итальянский двусторонний крестик

Сейчас это забытая уникальная техника вышивания. Но, тем не менее, работы, выполненные в такой технике смотрятся очень примечательно из-за рельефности этого шва. Применяется он преимущественно в технике вышивания ассизи. Вышивка выглядит очень аккуратной из-за того, что ткань не просвечивает через узоры.

Как вышивать итальянским крестом

Первый стежок делается слева направо в верхний правый угол (1-2). Затем игла возвращается в точку выхода из нижнего левого угла (1). Делается горизонтальный стежок вправо (3-4).

Далее, игла опять возвращается в изначальную точку выхода (1). Делается вертикальный стежок снизу вверх (5-6).

Заметьте, что верхние покрывающие диагональные стежки еще не делаются. Их делают после того, как вы вышьете первый ряд рисунка (19-20, 21-22, 23-24). Такой способ позволяет рисунку смотреться более гармонично.

Существует способ попроще, как вышивать крестиком ассизи. В нем каждый крест вышивается отдельно. Когда вы переходите на следующий крестик после того, как полностью закончили предыдущий.

Первый стежок идет также вверх, но из правого нижнего угла (1-2). Потом игла выводится из верхнего правого угла вниз в левый (2-3). Затем выполняется стежок из правого верхнего угла в левый нижний (3-4).

Следующий шаг – игла идет в левый верхний угол и делается вертикальный стежок сверху вниз (5-6).

А следующий стежок пойдет вертикально вниз из правого верхнего в правый нижний угол (7-8).

Потом иглу выводят в левый нижний угол и делают горизонтальный стежок слева направо (9-10). Теперь в левый верхний слева направо (11-12). Когда закончили полностью предыдущий крестик, можно переходить к следующему.

Болгарский крест

Болгарский крест еще называют двойной крестик, звездочка, снежинка, крест Левиафан. Его характерная особенность – два диагональных стежка в одной клетке. Если работа выполнена таким стежком, то ее очертания более резкие. Поэтому рисунок более контрастный и выпуклый.

Если орнамент выполнен таким крестом, тогда он выглядит более “живым” и насыщенным. Основными темами в схемах, где используют такой шов, являются ковры, гобелены, пледы. То есть это предметы, где необходимо заполнять рисунок полностью.

Для такой вышивки подходят ткани с крупным переплетением нитей.

Это совсем несложная техника, как кажется на первый взгляд. Очень легко научиться вышивать болгарским крестиком. Здесь применяются все основные правила, которые используются при любой вышивке крестом:

  1. все ряды должны идти в одном направлении слева направо
  2. игла направлена вертикально острием вниз или вверх. Единственное исключение – размер крестика составляет 2 квадратика канвы или 8 на 8 нитей льна.

Болгарский крест выполняют из четырех стежков, таким образом один крест накладывается на другой.

Техника выполнения болгарского крестика:

Начните работу с левого нижнего угла квадрата канвы. Выполните диагональный стежок в правый верхний угол (рис. от точки 1 до точки 3). Затем выполните закрывающий стежок из правого нижнего угла в левый верхний (рис. от точки 2 до точки 4). У вас получился обычный одинарный крестик. Теперь игла проходит через середину расстояния между точками 4 и 3 (на рисунке точка 5).

Выполняем вертикальный стежок вниз к середине расстояния между точками 1 и 2. (Это точка 6 на рисунке). Теперь выполняем горизонтальный стежок из середины точек 1 и 4 к середине точек 2 и 3. (Это точки 7 и 8 на рисунке). Ваша звездочка готова. Можно делать новую звездочку.

Существует много техник национальной вышивки, в которой используется вышивка крестом с другими разновидностями крестиковых стежков.

Народный УЧЕБНИК вышивки

От чего зависит главным образом ровность крестиков на лице?

Мне кажется, что ровность лица моей вышивки частично зависит от того, что я всегда расправляю ниточки, слежу, чтоб они не перекручивались.
НО! Я считаю, что самое важное для ровности — это вышивание по рядам .
Именно это, а не парковка.
Парковка просто сокращает количество закрепок нитки. Это тоже уменьшает бугристость при сложной вышивке. За счет многочисленных протяжек, как это не странно, но толщина вышивки выравнивается, она не станет тоньше, но зато получится равномернее.

А вот за счет вышивания по рядам, причем в ряду все крестики по порядку как они на схеме,

  • во первых, все крестики ложатся одинаково (каждая палочка крестика у меня ложится в одном и том же направлении — сверху вниз),
  • во вторых, при переводе нитки с нижнего ряда в верхний, в нижнем нитка уходит под крестик, а при парковании ее в верхнем ряду она выходит снизу из-под крестика (таким образом как бы обвивая нитку канвы, и позволяя лицевым палочкам крестика лечь более ровно. По моему мнению, если сравнить 2 отшитых варианта: когда нитка в верхний уголок крестика подводиться с рядка который выше, и с рядка который ниже, то разница в внешнем виде таких крестиков будет намного больше, чем при полукресте и петит-пойнте,
  • и в третьих, я не задеваю уже вышитые крестики, не пытаюсь втиснуть новый крестик, когда все рядом уже готовы.

Хотя эти пункты можно немного обойти, но все же какое-то правило соблюдать надо.

Приведу пример: когда я вышивала по цветам, то сталкивалась часто с такой проблемой.
Вот мой условный рисунок:
Сначала одним цветом нитки были вышиты крестики 1, 2.
Светло розовое — нитка по лицу, темно розовое — по изнанке.
Потом взят другой, и надо вышить крестик в том месте, где зеленый кружочек, и получается что вот эта протяжка между крестиками мне мешает сделать новый крестик ровным.
В правом нижнем уголочке у нового крестика ниточка пойдет не по центру дырочки, а либо с одной, либо с другой стороны от протяжки.

Даже если мы наши розовые крестики вышьем так:
наша проблем не будет решена.
Все равно протяжка идет прямо под дырочкой и мешает вышить зеленый крестик ровненько (хотя этот угол уже станет менее проблемным).
Но в левом верхнем углу зеленого крестика его палочка ляжет не так ровненько, как этого бы хотелось, из-за нитки в точке начала второго розового крестика.

Исправляет эту ситуацию только такое вот вышивание розовых крестиков:
тогда ни в одном из уголков зеленого крестика не будет мешающих протяжек или окончаний и начал соседних крестиков, и он получится намного более ровным.

Еще, к крестику 2 нитка подводится снизу в верхний угол крестика, а от крестика 1 она идет вверх из нижнего угла, а не наоборот, тогда как видно по рисунку, нитка при окончании первого и при начале второго крестика как бы обвивает нить основы, огибает ее, почти под углом 360 градусов.
Только эти направления еще зависят от того, с какого края вы начинаете вышивать — с верхнего или с нижнего.
Эти направления — если снизу вверх, если сверху вниз, то с точностью до наоборот.

Таким образом можно не вышивать рядами, а вышивать квадратами, но все равно делать крестики более ровными. И вышивать даже по цветам, не теряя скорости.

Для описания этой идеи мне понравились правила *Rinoa* из Народного УЧЕБНИКА (Идеальное лицо вышивки)
У меня свои несложные правила во избежание кривых крестиков, например:

  • * всегда стараюсь вышивать ряд слева направо нижние стежки, и справа налево верхние,
  • * если новый крестик должен находиться ниже предыдущего, начинаю его с левого нижнего угла, пусть даже ценой протяжки,
  • * и наоборот, если крестик должен быть выше предыдущего, начинаю с правого верхнего угла. То есть при каждом стежке нитка должна как бы «обвивать» дырочку.

Только я бы еще добавила про окончание крестика: завершать крестик в дальнем углу от того крестика, который будет следующим (протяжка естественно будет чуть-чуть (на 1 клеточку) длиннее).

И не так важно тогда, вышивать по рядам или по цветам.


А насчет косых протяжек я бы не утверждала бы категорично, что они портят крестик.
Как по мне, важна не косина ее или перпендикулярность, а то, что протяжка к крестику подводится например снизу вверх, а первая палочка крестика вышивается сверху вниз (и налево), или протяжка подводиться слева направо, а первая палочка следующего крестика ляжет справа налево (и сверху вниз).
И для завершения крестика: если протяжка нужна в направлениях (по стрелкам часов) от 7:30 до 1:30, то верхняя палочка крестика должна лечь с верхнего левого в правый нижний угол.
И если протяжка нужна в направлении от 1:30 до 7:30 — то с правого нижнего в левый верхний.

По моему мнению, отсутствие диагональных протяжек делает аккуратнее только изнанку.
Но я для себя давно еще решила, что изнанки какая будет, такая будет, ну ее! Борюсь за лицо.


Если вышивать по этим правилам, то крестики получаются более выпуклыми, рельефными, лучше влазят на более мелкой канве.
Если же действовать по принципу «протяжка по самой короткой дистанции», то крестики будут получаться более плоскими.


*Supita*

Что конкретно я вынесла из вышеописанного метода.

— Стараться ВСЕГДА выводить иголку с изнанки в как можно более свободную дырочку. Пустую, с одной, максимум двумя нитками. Чтобы не портить крестики. А вводить с лица на изнанку наоборот, в уже заполненную дырочку. Таким образом, можно подправить некоторые дефекты и придать всем крестикам более ровный вид.

— Не шить нижний стежок крестиков одним цветом на несколько рядов. Потому что потом при возврате верхними стежками продираешься через ряды уже отшитых крестиков и все время выводишь иголку с изнанки на лицо в дырочку, где уже две-три ниточки есть. И почти всегда портишь крестики, пусть даже самую малость. Поэтому теперь я шью порядно, за редким исключением в виде одного-пары крестиков.

— Я теперь гораздо чаще отшиваю крестик сразу целиком, особенно по диагонали или в шахматке. Так они получаются гораздо ровнее, чем если шить их с возвратом, особенно с подныриванием под верхний стежок ради идеальной изнанки. Причем такие вытянутые крестики по диагонали я вижу не только у себя.

По этой же причине (лицо важнее изнанки) я отказалась от закрепления нити на лице под крестиками.
Да, вроде получалось ПОЧТИ незаметно, ПРАКТИЧЕСКИ незаметно.
Но даже в самых красивых отшивах на крупных фото в инете я вижу эти небольшие валики и более плотные крестики (и у себя разумеется тоже). Конечно, если вглядываюсь.

Но хочется от пристального разглядывания вышивки приходить во все больший восторг от красоты, а не обнаруживать, пусть и малейшие, дефекты на лице.

Оцените статью