Волшебство вышивки. Часть 4: вышивка в современном интерьере
В предыдущих публикациях мы с вами рассмотрели материалы>> , используемые в вышивке, а также разнообразые примеры швов и строчек>> .
Как мы с вами уже обсуждали в первой части публикации об истории вышивки>> , в стародавние времена вышивка на одежде и предметах быта имела обереговое — защитное значение. В современном мире мы чаще используем вышивку для декорирования, создания красоты, уюта, стиля. Обязательно рассморим позже вышивку в современной одежде, а сегодня на повестке дня интерьер.
Какую же роль играет вышивка в современном интерьере?
Вышивка является важным участником построения пространства и создания атмосферы.
Она помогает создать интерьер от милого и уютно-домашнего.
До строго-классического или даже изысканно-роскошного.
Часто вышивка становится основой интерьера в национальных традициях. Можно увидеть современные кафе, магазины, квартиры и частные дома, оформленные в народном стиле. К счастью, обращение к истокам и использование элементов фольклора сейчас в моде.
Обратите внимание на первую нижеследующую фотографию, я немного расскажу о ней в следующей публикации.
Вышитые вещи могут добавить яркие этно-элементы и национальный характер в классическую или сдержанно-строгую атмосферу, а также в скромную обстановку минимализма.
Тематика, техника, цветовая гамма и материалы, использованные в вышивке помогают оформить помещение в стиле определённой исторической эпохи.
Или в современном дизайнерском ключе.
Предметы, украшенные вышивкой, способны создать нужное настроение, добавить необходимый акцент.
Это могут быть вышитые картины.
Украшенные вышивкой подушки.
Абажуры, коробочки, шкатулочки, рамочки для фотографий, горшочки, ширмы.
И даже мебель с вышивкой.
Чаще вышивка является лишь деталью интерьера, дополнением созданного хозяйкой или дизайнером образа, внутреннего пространства дома.
Но иногда на вышивке построена вся концепция дизайна помещения, и тогда она — кульминация, главный герой, гвоздь программы, изюминка всего интерьера.
Вышивка уместна во всех частях и зонах дома.
Уже переступая через порог квартиры, в прихожей мы можем увидеть предметы, украшенные вышивкой или изготовленные из вышитых картин.
Вот какая оригинальная идея использования готовой вышивки пришла в голову какой-то мастерице. Спасибо ей за это! Ведь такие ключницы каждый может сделать сам.
И всё же, в коридоре вышивка встречается реже, чем в гостиной.
Вышивкой часто украшают шторы, тюль, диванные подушки, а также стены. Вышитые картины в рамах (правильно подобранных по размеру, цвету и форме), объеденённые в композицию, эффектно смотрятся в интерьере.
Понравились вот такие оригинальные идеи применения вышивки в этой «миниатюрной» гостиной или кабинете: настенное панно, украшение каминного экрана и напольного пуфа.
Вышивка в кухне. Мы до сих пор с удовольствием украшаем вышивкой элементы кухонного интерьера и предметы быта: скатерти, фартуки, салфетки, панно, полотенца, прихватки, подстаканники, прихваты для штор и прочее.
Треть жизни мы проводим в спальне, поэтому она должна быть самым уютным и располагающим к отдыху помещением в нашем доме. Совершенно естественно именно в спальне уделить место для украшенных вышивкой предметов: комфорт, умиротворение, покой, уют и стиль привнесут вышитые подушки, картины, занавески, покрывала, постельное белье.
Вышивка не лишняя и в ванной комнате: на полотенцах, банных халатах и тапочках, косметичках и других принадлежностях.
Не удивляйтесь, вышивка встречается даже. в туалетной комнате 🙂
Кстати! Так понравился представленный на фото вариант хранения туалетной бумаги, что решила взять эту идею на вооружение и сшить такие саше себе домой.
Пока подбирала картинки для публикации, встретила вышивку в самых неожиданных местах интерьера: на стенах.
Не в рамочках, а вышивку на самих стенах-ширмах.
Понравилась идея вышивки на моделируемой мебели и на ковриках.
Вот такая вездесущая вышивка:)
О других оригинальных идеях в области вышивания, об интересных и практичных вариантах использования готовой вышивки, о тенденциях в современной вышивке мы поговорим в следующей публикации.
До новых встреч!
Желаю вам тепла, уюта и благоприятной погоды в вашем доме!
Вышитая мебель. Старинные схемы вышивки крестом и антикварные предметы интерьера
Это последний выпуск нашего серила о старинной вышивке по канве и бисером и старым схемам. Предыдущие три статьи на были посвящены старинной вышивке бисером и старинной вышивке по канве (часть первая) и часть вторая . А сегодня, как и обещала, я рассказываю о старинной вышитой мебели, чья история очень интересна и древна, ибо вышитые покрывала и ковры использовали еще в незапамятные времена.
В Европу вышитые предметы мебели, прежде всего, ковры и пологи для кроватей проникли в XII веке в эпоху крестовых походов. Именно в это время окна начинают завешивать красивыми шторами, и стены убирать коврами. В XIII веке в просторных помещениях замка стали при помощи красивых занавесей выгораживать маленькие комнатки.
Сохранился в средние века и старинный обычай сидеть на полу, для чего у хозяйки замка всегда были приготовлены красивые расшитые подушки и ковры.
Табуреты использовались людьми в древности и до середины XVI века были самым распространенным предметом мебели для «сидения», в то время как кресло было предметом роскоши, предназначавшимся исключительно для главы рода и его жены.
Мягкие табуреты стали широко использоваться к 1670-м годам, а вскоре трансформировались в более удобный стул и маленькую скамеечку для ног. Тем не менее, табуреты продолжали делать в большом количестве как часть мебельных гарнитуров. В Музее мебели в Москве (существовал в 1917-1924 гг.) хранился табурет XVIII века, красного дерева, резной, полированный, покрытый старой английской вышивкой. В конце XVIII века начали производство музыкальных табуретов с регулируемыми сидениями.
В XVII веке стали модной обивка мебели из бархата и шелка, украшенная бахромой. В конце этого же века стали использовать для обивки вышитый крестом и полукрестом шелк и бархат.
В России такие стулья и диваны были как своего собственного производства, так и привозные – чаще всего из Франции и Англии.
Увлечение вышитой мебелью просуществовало до конца XVIII века, когда в моду вошли парчовый атлас, муаровый шелк с круговыми и полосатыми узорами.
Тем не менее в России в конце XVIII века было очень ощутимо влияние французских стилей Людовика XIV и Людовика XV, что сказалось в обивке мебели тканями с вышитыми цветочными гирляндами, рогами изобилия и т.д. На выставке дамского художественного кружка в залах Пассажа в Москве в апреле 1908 года было вставлено прекрасное кресло в стиле Людовика XVI, принадлежащее великому князю Константину Константиновичу и вышитое императрицей Марией Федоровной. Ей же принадлежали и другие вышитые экспонаты, показанные на выставке – две вышивки шелками и экран для камина.
В имении Качановка графа С. Тарановского в Черниговской губернии существовала комната с мебелью из красного дерева в стиле ампир. Все сидения были расшиты птицами, фруктами и цветами бисером по белому фону. В собрании Исторического музея в Москве также есть бисерная обивка для мебели.
Вставки из вышивок бисером или шерстью часто встречаются в рабочих столиках и больших столах – на протяжении XVIII и XIX веков.
Бисерная вставка в столешницу второй половины 19 в. Из собрания Эрмитажа
На протяжение всего XIX века обивка с вышивкой продолжала пользоваться популярностью, но пик ее популярности приходится на викторианскую эпоху, когда появилось много форм и типов табуретов, кушеток, стульев и диванов, вышитых «берлинской шерстью» и бисером.
Увлечение берлинской вышивкой для мебельной обивки охватило Европу и Соединенные Штаты в 1850 — 1860-х годах, когда берлинское производители стали продавать наряду с разноцветной шерстью рисунки узоров.
Для обивки того времени очень характерны яркие цветы (прежде всего, розы), в для экранов каминов и картин на стены использовались схемы вышивки жанровых сценок.
Из собрания Музея декоративно-прикладного искусства в Москве
Можно смело утверждать, что в викторианскую эпоху розы и другие цветы расцвели на всех предметах мебели – даже в дамских столиках, столах-кабинетах и тому подобной мебели использовали расписные фарфоровые накладки с букетами цветов.
Секретер с фарфоровыми вставками
В XVIII — XIX очень популярны были вышитые шерстью и бисером ширмы и экраны для каминов, а также салфетки и «дорожки» для каминных полок.
Одними из самых распространенных экранов были «конные» (cheval), получившие столь экстравагантное название по форме своих ножек — ибо стояли на четырех ногах, как конь; точно так же — «конные» — называются и отдельно стоящие зеркала, и экраны на штативах с регулируемой высотой.
Первые экраны на штативах делались из железа, на более поздних, деревянных, экран прикреплялся к штативу при помощи винтах, что позволяла поднять или опустить экран на желаемую высоту.
Иногда экраны на штативах делали парными и не очень большими. Их ставили по обеим сторонам камина с целью защиты глаз находящихся в комнате от яркого пламени.
В колоннах (стояках) «конных» экранов также иногда были скрыты противовесы, позволявшие поднимать экран, но не на такую большую высоту, как экраны на штативах.
А с обратной стороны вышитый экраны были «закрытыми»:
Мотивы вышивок на мебели были подвержены, как мы уже упоминали выше, влиянию моды, и с изменением художественного стиля и эпохи менялся и рисунок вышивки.
Если в эпоху рококо преобладающими были цветочные мотивы, то с наступлением эпохи ампира основными мотивами вышивки мебели (диванов, кресел, стульев, ширм, экранов) стали античные сюжеты, античные вазы, фигуры две с кифарами, амур на колеснице, Амур на колеснице, Амур в лодке, амур с бабочками и т.д.
Интересным экспонатом был хранившийся в Музее мебели каминный экран карельской березы с точкой и чернением, обтянутый за стеклом вышивкой, изображающей группу античных ваз с бордюром из пышной цветочной гирлянды. Экран это был русской работы XVIII века и интересен смешением стилей – для античных ваз, как известно, более пристала «рама» из меандра.
Вышитая мебель иногда служила предметом фантазий художников. Так в одном из номеров журнала «Мода» за 1860 года была помещена следующая статья под названием «Диван-цветник»:
«Недавно во французских журналах объявлено было о замечательном изобретении Камилла Лавока, который представил президенту Французской Республики особый род новой мебели, названной им divan-jardiniere.
Желая представить читателям, вместе с описанием, и самый рисунок этого дивана-цветника, мы тогда же поручили нашему корреспонденту в Париже озаботиться доставлением в редакцию рисунка новой мебели.
Получив на днях политипаж, спешим сообщить его читателям Моды – с присоединением тех сведений, который мы нашли в парижских журналах касательно присоединением изобретения г. Лавока.
Модель этой изящной игрушки сделана была еще прошлою зимой и целый месяц стояла в магазине Томира, где она возбуждала неподдельный восторг не только в любителях великолепной мебели, но даже и в самых артистах. Через несколько времени г. Лавока приступил к работе самой мебели для дворца Королевы Испанской. Президент Людовик-Наполеон увидел эту небывало-роскошную мебель, и она так понравилась ему, что он заказал себе такой же точно диван-цветник.
Устройство этой оригинальной и великолепной вещи достойно внимания. Это одно из самых остроумных изобретений нашего комфортабельного века, который придумал эластическую мебель, лежачие рессоры, и тысячи других предметов комфорта. Представьте себе большую совершенно-оригинальную мебель, в которой есть эластический диван с роскошно-упругими пружинами, круглый стол черного дерева с дорогою инкрустациею, двойная жардиньерка с благоуханными цветами и наконец высокий изящный канделябр, с двенадцатью бронзовыми рожками.
Вот диван-цветник, изобретенный г-м Лавока. По рисункам и указаниям изобретателя, над этою мебелью трудились замечательные парижские мастера: Томар и Салландруз.
В настоящее время во всем свете существует еще только два экземпляра этого дивана-цветника, из которых один находится в мадритском дворце, а другой украшает залу Марс в Сен-Клу.
Поговаривают, что г. Лавока, опасаясь контрфакции намерен просить привилегию на свое остроумное изобретение. Но во всяком случае мы не теряем надежды увидеть когда-нибудь эту роскошную мебель и в нашем роскошном Петербурге».
Одним из самых популярных предметов мебели, украшенных вышивкой были так называемые «молельные», или «молитвенные» стулья с высокой спинкой (около 1,2 м), украшенные берлинской вышивкой и обильно позолоченные.
На сидении надо было стоять (преклонять колена), а на спинке лежал молитвеник:
А в заключение хочу с радостью показать вам совеременный стул с традиционной мухуской вышивкой (Эстония), который прислала мне мастер этой вышивки Светлана:
По-моему, ничуть не хуже викторианского!