Вышивка крестом ставропольского края

Вышивка крестом набор в Ставрополе

На сайте продавца доступен «Онлайн консультант».
Для перехода на сайт нажмите «В магазин»

На сайте продавца доступен бесплатный номер 8-800.
Для перехода на сайт нажмите «В магазин»

На сайте продавца доступен «Онлайн консультант».
Для перехода на сайт нажмите «В магазин»

На сайте продавца доступен бесплатный номер 8-800.
Для перехода на сайт нажмите «В магазин»

На сайте продавца доступен «Онлайн консультант».
Для перехода на сайт нажмите «В магазин»

На сайте продавца доступен бесплатный номер 8-800.
Для перехода на сайт нажмите «В магазин»

На сайте продавца доступен «Онлайн консультант».
Для перехода на сайт нажмите «В магазин»

На сайте продавца доступен бесплатный номер 8-800.
Для перехода на сайт нажмите «В магазин»

На сайте продавца доступен «Онлайн консультант».
Для перехода на сайт нажмите «В магазин»

На сайте продавца доступен бесплатный номер 8-800.
Для перехода на сайт нажмите «В магазин»

На сайте продавца доступен «Онлайн консультант».
Для перехода на сайт нажмите «В магазин»

На сайте продавца доступен бесплатный номер 8-800.
Для перехода на сайт нажмите «В магазин»

На сайте продавца доступен «Онлайн консультант».
Для перехода на сайт нажмите «В магазин»

На сайте продавца доступен бесплатный номер 8-800.
Для перехода на сайт нажмите «В магазин»

«Вышивание — одно из промыслов народов Ставрополья»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10»

Методическая разработка экскурсии на тему:

« Вышивание – одно из народных промыслов Ставрополья »

Рагимова Диана Казибеговна

учащаяся МКОУ СОШ №10

села Зеленая Роща

село Зеленая Роща

ул. Заречная, 45/2

Харченко Елена Алексеевна

учитель географии, технологии

Вышитые картины – это один из тех элементов декора интерьера, которые никогда не выйдут из моды. Вышитыми картинами и панно украшали свои дома еще наши бабушки и прабабушки. Тем не менее, красиво вышитые натюрморты, пейзажи, портреты и иконы способны преобразить и украсить самый современный интерьер. Картины ручной работы – это всегда неповторимо и оригинально, они привлекают внимание и производят неизгладимое впечатление на гостей.

Вышитыми картинами можно украсить любую комнату в квартире: кухню, гостиную, спальню и даже детскую. Главное, чтобы картина гармонично вписалась в стиль интерьера и по цвету, и по тематике. Для кухни подойдет вышитая картина-натюрморт с аппетитными фруктами и красивыми вазами. Для гостиной можно вышить чей-то портрет, картины на тему православия (иконы) или живописный пейзаж в таких тонах, которые подойдут под цветовое решение комнаты. В детской комнате тоже найдется место для яркой и красочной вышитой картины с изображением сказочных персонажей или зверей.

Данная работа включает в себя три главы: «Введение», «Основная часть», «Заключение». В главе «Введение» сформулированы цели, задачи, методы исследования, обоснована актуальность работы. Глава «Основная часть» содержит сведения о б истории возникновения вышивки крестом, о народных промыслах на Ставрополье, о материалах и инструментах, применяемых при вышивке, общими правилами при работе, а также знакомит нас с биографией и работами вышивальщицы нашего села – Любови Александровны Турченко. Глава «Заключение» содержит в себе выводы и результаты работы.

Стремление создавать прекрасные творения своими руками, было, есть и будет! Тот, кто увлечен вышиванием, знает, почему он так любит это занятие – все дело в процессе созидания, когда на глазах происходит рождение красоты, и в чувстве удовлетворения и радости, приходящим с окончанием работы. Вед ь вышивание – это тот вид рукоделия, который создается на многие годы, делая теплым и уютным ваш дом, радуя и привлекая интерес окружающих. Процесс вышивания – это радостное чувство гармонии, которое овладевает нами, когда мы принимаемся за любимое дело. Вышивание прогоняет стресс и мрачные мысли, успокаивает нервную систему, улучшает настроение, повышает внимательность, собранность, вырабатывает усидчивость и аккуратность.

В наши дни важно возродить и сохранить лучшие традиции вышивания. Оно не требует каких-то особенных художественных навыков, к тому же все необходимые материалы можно купить в магазинах. Изучение, развитие и совершенствование этого искусства – одна из актуальных задач современного общества.

Актуальность данной темы.

Не потеряла своей актуальности вышивка и в настоящее время. Вышивка крестом – это одно из самых популярных видов рукоделия в современном мире. Сегодня многие занимаются вышивкой не только потому, что это модно, но и по велению души. Ведь это занятие не только помогает реализовать свои творческие способности, оно дарит радость, душевное равновесие. Вышивание не является пустым времяпрепровождением.

Цель : Изучить искусство вышивания и определить его место в современной культуре; познакомить с уникальной биографией вышивальщицы Турченко Л.А.

Прочитать книги, справочники, журналы, в которых рассказывается о вышивании.

Изучить историю развития вышивки.

Исследовать технологии вышивки.

Познакомить с биографией и работами Турченко Л.А..

Сделать выводы, подвести итоги исследования.

Анализ ресурсов, литературных источников и Интернет;

Беседа и интервьюирование – сбор и обработка данных ;

Описательный метод – получение и оформление результатов;

Практический метод – выставка работ, экскурсия.

В результате работы:

а) составлен план работы;

б) проведена беседа с Турченко Л.А;

в) проведена обработка результатов;

г) сделаны соответствующие выводы;

д) оформлена выставка.

село Зеленая Роща Степновского района Ставропольского края

2.Основная часть. Ход экскурсии

Знакомство с историей возникновения вышивки крестом.

История возникновения вышивки уходит далеко вглубь веков. Это искусство относится к эпохе первобытной культуры. Оно тесно связано с появлением первого стежка при изготовлении одежды. Материалом для вышивки в разные далекие времена служили и жилы животных, и нити льна, конопли, хлопка, шерсти, шелка, также применялся и натуральный волос. В нашей стране вышивка имеет древнюю историю. Ею украшали одежду, обувь, конскую сбрую, жилище, предметы быта. В музеях нашей страны собрано много образцов народной вышивки. Лучше всего сохранились изделия XIX века. В те времена вышивка условно подразделялась на городскую и крестьянскую (народную). Городская вышивка испытывала на себе влияние западной моды и не имела прочных традиций, тогда как народная была неразрывно связана со старинными обычаями и обрядами русского крестьянства. К 13 — 15 годам крестьянские девочки должны были приготовить себе приданое. Это были вышитые скатерти, подзоры, головные уборы, полотенца. Перед свадьбой устраивали публичный показ приданого как свидетельство трудолюбия и мастерства невесты. Невеста одаривала родственников жениха своими изделиями. В крестьянских семьях одежду шили из домотканых льняных и шерстяных тканей. Ее украшали не только вышивкой, но и кружевами, тесьмой, вставками из цветного ситца. На территории России археологами обнаружены фрагменты одежды, вышитой золотыми нитями. Находки, относящиеся к IX — XII векам, подтверждают, что вышивка существовала и развивалась уже в эпоху Древней Руси. С языческих времен женщины — вышивальщицы создавали в своих вышивках — картинах сцены бытовой жизни. Чаще всего вышивкой украшали постельники (простыни), концы которых свешивались с кроватей, а также полотенца, скатерти, занавеси, свадебные и праздничные рубахи, холщовые сарафаны, головные уборы, платки. Вышитое полотенце использовалось не только в быту. Ритуальные, богато расшитые полотенца развешивали на священных деревьях, придорожных и могильных крестах, украшали ими капище идолов. Позднее, в христианские времена, появился обычай украшать вышитыми полотенцами иконы, зеркала и окна. На свадьбе, масленице, при рождении или смерти человека вышитые полотенца были священным оберегом. Особую силу оберегать людей от злых сил, болезней и стихий приписывали обыденному («об один день сделанному») полотенцу. Оно создавалось несколькими мастерицами за один день или сутки и считалось безупречно чистым.

Народные промыслы на Ставрополье

Народные промыслы на Ставропольской земле имеют давнюю историю, которую можно начать с древней сарматской керамики XI века. Современные традиции прикладного народного искусства начали развиваться со второй половины XIX века в регионе Кавказских Минеральных Вод. Курортные города – Кисловодск, Ессентуки, Пятигорск, Железноводск — стали центрами, где развивались различные ремесла: резьба по рогу, кости, и дереву, художественная ковка, кожевенное дело, чеканка, вязание, вышивание, ковроткачество, роспись по ткани.

Администрации края постоянно содействовала развитию народных художественных промыслов. Так в целях сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов в Ставропольском крае в 1997 году было принято Постановление Губернатора Ставропольского края о мероприятиях по поддержке промыслов, которое закрепило гарантии устойчивой работы народно художественных промыслов.

С марта 2000 года, в соответствии с постановлением Правительства Ставропольского края, работает краевой художественно – экспертный совет по народным художественным промыслам.

Техника вышивки крестом

Возникновение вышивки крестом относится к древнейшим временам и связано с появлением стежка, шва на одеждах из шкур животных. Усовершенствование её техники обусловлено переходом от каменного и костяного шила к костяной игле, затем — к бронзовой и позднее — к стальной, а также развитием прядения, ткачества, красильного дела и т.д. Вышивка служила не только украшением одежды, предметов быта, но и оберегом.
Сейчас вышивка крестом — самый массовый и самый популярный вид вышивания, является одним из наиболее распространенных и доступных видов народного художественного творчества, самодеятельного искусства и домашнего рукоделия. Используется техника в полный крест или полу-крест.

Необходимые инструменты:
• иглы
• напёрсток
• ножницы
• пяльцы
Иглы лучше брать короткие с удлиненным ушком. Для вышивания на плотных и тонких тканях (маркизет, шелковое полотно, батист) используют тонкие иглы с меньшим ушком, так как толстые иглы в местах проколов будут оставлять отверстия, а в большом ушке будет плохо удерживаться тонкая рабочая нитка.

Напёрсток необходим для проталкивания иглы через ткань при вышивании без пялец, при прокалывании нескольких слоев ткани, при подшивании краев изделия и т.д. Он предохраняет палец от уколов иглой. Надевают напёрсток на средний палец правой руки, подбирая точно по размеру пальца: он не должен сжимать палец и спадать с него.

Ножницы для работы нужно иметь трёх видов: маленькие с острыми концами для подрезания и выдергивания нитей из ткани, средних размеров с загнутыми концами для обрезки ниток при вышивании и большие для разрезания тканей и мотков ниток. Ножницы должны быть хорошо заточены, концы лезвий должны полностью замыкаться.
Пяльцы необходимы для удержания ткани в натянутом состоянии и предохранении её от деформации. Пяльцы могут быть прямоугольные и круглые. Очень удобны для работы круглые деревянные или пластмассовые пяльцы. Они состоят из двух обручей диаметром 20-40 см, входящих один в другой.
При вышивании важно чтобы: 1) на вышивку не ложилась тень;
2) было симметричное построение рисунка;
3) все стежки были одинаковые;
4) натяжение нитей должно быть небольшое;
5) отсутствовали на изнаночной стороне длинные нитки, большие узлы;
6) ткань от глаз должна быть удалена на 30 см.

Процесс вышивания, дальнейшая его обработка и оформление

Вышивка должна находиться ровно посередине канвы. При размещении рисунка следует обязательно учесть припуски на подгибку и оформление работы. Надо найти центр канвы, который соответствует центральной точке схеме. Для этого нужно отсчитать вниз и влево количество клеточек соответственно схеме. Найдя нужную точку, нужно закрепить пяльцы так, чтобы ткань была натянута, и можно было спокойно начать вышивать.
Большие работы вышиваются довольно долго и, несмотря на все усилия, вышивка оказывается грязной. Её надо постирать руками, это позволит освежить картинку, и крестики расправятся. Если во время стирки мулине вдруг начало линять, то вышивку надо прополоскать до полного исчезновения цветных подтёков. Аккуратно отжать вышивку, можно через полотенце, и повесить сушиться. Когда она почти высохнет и будет только слегка влажной, перейти к глажению работы. Чистенькая, почти высохшая вышивка должна восстановить свою форму. Готовую вышивку утюжат с изнаночной стороны через влажную ткань. Свободные от вышивки участки полотна при необходимости можно дополнительно прогладить с лицевой стороны. Чтобы вышивка оставалась рельефной, утюжить следует на мягкой подложке. При выборе оптимальной температуры утюжки, которая зависит от состава используемых материалов и для вышивальной нити и полотна может быть различной, ориентироваться следует на меньшую температуру. Чтобы вышивка была жёсткой, её можно подкрахмалить, например, специальным крахмалом из баллончика. Под готовое изделие нужно подобрать рамку, которая будет соответствовать её размерам, цвету. Рамки подбирают по размеру вышивки.

Очень хорошо освоила технику вышивания и создала неповторимые картины жительница нашего села — Турченко Любовь Александровна. Познакомимся с ее биографией.

Биография и работы Турченко Любовь Александровны:

В феврале 1947 года в маленьком Уральском посёлке Чишья, в семье военного родилась девочка Любушка. Семья эта была большой, дружной и трудолюбивой, а как же иначе : годы послевоенные ,голодные, холодные. И с дисциплиной было всё в порядке, ведь отец воевал, дошёл до Берлина, имел много наград. Его ценили и уважали окружающие, а в семье просто боготворили. Мать была простой рабочей, скромной и доброй женщиной, на долю которой выпало немало испытаний. Любаша была девочкой не только активной и озорной, но ещё и очень доброй, поэтому после школы решила поступать в Тюменский медицинский институт, но не прошла по конкурсу. Очень расстроилась, так как любя людей, хотела быть полезной, избавляя их от болезней. И до сих пор благодарит бога, что была в её жизни учительница, Галина Николаевна Каргаева, которая объяснила начинающей жизнь с благородных порывов девчонке, что людей важно не только лечить, но и учить. Так в 1965 году Любовь Александровна стала учителем начальных классов в поселке Лопатково, что на Урале. Через два года продолжила свою педагогическую деятельность уже в Ставропольском крае х. Северо-Кавказский Советского района. В том же 1967 году вышла замуж за Турченко Алексея Константиновича. В 1968 работала заведующей и учителем в хуторе Новостепновский Ставропольского края. В 1975 году семья Любовь Александровны переехала в село Зелёная Роща, где она стала работать учителем математики. В 1976 году окончила Ставропольский Педагогический институт, где училась на физико-математическом факультете. В 1982 году стала директором Зеленорощинской основной школы. При этом, любя детей всем сердцем, продолжала вести уроки математики. Она хороший учитель, что подтверждают многочисленные награды и почётные грамоты. В 1986 и 1989 годах награждена медалями «За трудовую доблесть», в 1993 году награждена знаком » Отличник народного просвещения». В энциклопедии «Лучшие люди России», вышедшей в 2003 г., в разделе «Родины славные сыны» помещен материал об этой замечательной женщине.

Конечно, грамоты и награды говорят о человеке многое, но ещё больше о нём говорят окружающие. С какой теплотой и любовью отзываются о своей учительнице бывшие ученики. Да и сама она помнит каждый свой выпуск. Знает судьбы почти каждого и многими гордится. С 2008 года она на пенсии. Сама она говорит так: «Да, учительский труд тяжёлый, но в тоже время очень интересный и важный. За 43 года своей педагогической деятельности, я ни разу не пожалела, о своём выборе. Я всегда любила свою профессию, любила детей и людей, окружавщих меня. Старалась справедливо оценивать как ответы детей на уроках, так и их поступки за пределами школы. И они никогда на меня не обижались».

Уйдя на пенсию, она, несмотря на проблемы со здоровьем, не сидит сложа руки, каждый прожитый день проводит с пользой: вяжет крючком и спицами, вышивает крестом, гладью и бисером. Любовь Александровна, благодаря своему увлечению вышивкой, создаёт необычайной красоты шедевры.

Пяльцы, ножницы большие,
За работою опять.
И в своей родной стихии –
Начинает вышивать.
Под иглою проступают
Виноградные листы,
Сердце сладко замирает
В предвкушенье красоты.

Вышитые ею картины неоднократно занимали призовые места на различных фестивалях и выставках. На вопрос, что дает вам вышивка и какие вы испытываете ощущения, Любовь Александровна отвечает, что «некоторые рукодельницы, например, моя бабушка и мама говорили, что она дает счастье и покой. Другие объясняют, что после трудового дня вышивка позволяет им расслабиться, раскрыть свои таланты, поделиться с друзьями успехами. Мне нравится, что на глазах происходит рождение красоты, я радуюсь, когда заканчиваю сложную работу, и счастлива, что я тоже что-то умею! А ведь радость — то чувство, которое так нам необходимо!»– говорит Любовь Александровна. Есть такая поговорка: «Лучший подарок тот, который сделан своими руками». Вышивка позволяет вложить всю свою любовь и благодарность к другому человеку. В каждую вышивку вкладываешь частичку себя. Из-за этого она гораздо ценнее, чем такое же фабричное изделие. Тот, кто получит такой подарок, оценит и поймет, что за его изготовлением проведено много времени. Такой подарок никогда не забудется! Большие и сложные картины — предмет гордости и украшение интерьера настоящей вышивальщицы: Любовь Александровны! Эти удивительные, изысканные вышитые картины словно переносят нас в прошлое: русские пейзажи, золотые купола храмов, святые лики, картины родной природы – все поет, все радует.

Все цвета радуги играют у нее в руках.

Пяльцы, нитки, иголки и ее фантазия делают своё дело!

Работает художественная мастерская. За вышивкой будущее!

Вышивание является одним из самых популярных видов рукоделия на Ставрополье. Трудно ли научиться вышивать? Как и любое начинание, вышивание требует внимательности и аккуратности, а главное — большого желания и усидчивости.

Мы видим приятные глазу работы, которые вышила Любовь Александровна Турченко. Сделанные работы могут украшать интерьер, соответствовать настроению вашей комнаты. Вышитые работы радуют близких нам людей. Вы, наверное, слышали о медицинском термине «трудотерапия»?! Вышивание восстанавливает душевное равновесие. Своеобразной гимнастикой для глаз при близорукости является вышивание крестом. А также вышивание – вид рукоделия, который как нельзя лучше подходит для развития мелкой моторики рук, восприятия цвета и его оттенков, пространственного мышления, художественного вкуса, усидчивости и аккуратности

Искусно выполненные работы радуют наших близких и знакомых. А как приятно будет получить в подарок вышитую работу, в которую вложена частичка сердца! Как хорошо, что мы встречаем на своём жизненном пути таких людей как Любовь Александровна. Есть на кого равняться.

И в Европе, и в России
Можно встретить тот музей,
Где представлены картины
И царей, и королей.
Вышиты собственноручно
Шёлком, бисером они;
Почему же увлекались
Этим делом короли?
Их искусством восхищалась,
Но всё время удивлялась,
Ну зачем держать им пяльцы?
Ну зачем колоть им пальцы?
Но прошло немного лет,
Разгадала я секрет.
Увлеклась я вышиваньем,
Что за прихоть – вышивать?!
Нитку продевать в иголку,
Утомительно считать,
Ну зачем держать мне пяльцы?
Ну зачем колоть мне пальцы?
Трудоёмкое занятье
И нескорый результат,
Расцветает дивный сад!
Это дело утешает,
Это дело увлекает,
Вдохновение рождает!
Ведь недаром этот труд
Люди творчеством зовут!

1. Миронова Т. В., Ермакова С. О., Доброва Е. В. Вышивка крестом. Большая коллекция узоров. – М.: ООО ТД « Издательство Мир книги», 2009 – 224 с.

2. Проснякова Т. Н. Творческая мастерская. – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2010. – 90с.

3. Сарафанова Н. А. Подарки к праздникам. М.: Мир книги, 2010. – 316 с.

Учредитель ЗАО «Прайм – Тайм» Издательство ЗАО «ИМПОСТ» журнал «Валентина», экстра – выпуск (191) /2008 – 31с.

Электронный ресурс — сайт www . krestx / ru

Читайте также:  Это моя война шило
Оцените статью