Вышивка народных мотивов презентация

Презентация на тему: Русская народная вышивка

Русская народная вышивка 5класс по пограмме Б.М.Неменского

Испокон веков славилась наша земля искусством мастериц — рукодельниц. Вся женская половина русской деревни пряла, ткала, вышивала, даря дивное узорочье всем на радость.

Русские женщины умело превращали ткани, простые и дорогие, в подлинные произведения искусства. Начиная с 8-9 лет к рукоделию приобщались девочки,которые постигали секреты женского ремесла, готовили приданое.

Праздничные одежды, скатерти, подзоры, концы полотенец – всё было украшено тканым или вышитым орнаментом.

В течение нескольких столетий у русского народа выработались определенные приемы исполнения вышивки, характер орнамента и его колорит. В XVIII-XX вв. вышивкой занимались повсюду: в семьях купцов, чиновников и ремесленников, в помещичьих усадьбах, в мастерских частных владельцев Москвы и Петербурга и, конечно же, в крестьянских избах. Вышивка была одним из основных занятий девушек в каждой крестьянской семье.

Русскую вышивку XIX — начала XX в. можно предположительно разделить на следующие разновременные пласты: 1) строгая геометрическая орнаментика, отражающая идею плодородия природы; 2) лицевые изображения женщины или древа с конями и солярными знаками; 3) лицевые изображения женщины и подбоченившихся всадников, сидящих лицом к зрителю; 4) женщина с конными воинами, изображенными в профиль.

В средней полосе России часто встречаются одноцветные или белые вырезы, на юге и севере такая вышивка выполняется на основе сочетания ярких цветных ниток. В Смоленской, Тверской, Калужской, Рязанской, Орловской губерниях мастерицы чаще применяли цветную перевить. В отличие от белой строчки в цветной перевити столбики сетки плотно обвиваются цветными нитями, обычно красными или золотистыми, но встречаются малиновые. На ярком цветном фоне четко выделялся белый узор, который нередко был расцвечен.

Читайте также:  Спортивные штаны с вышивкой женские

Нарядно узорочье русских народных вышитых полотенец. Древние славяне считали,что жизнь человека имеет начало и конец. Полотенце играло в народной жизни важную роль, оно сопровождало человека от рождения до глубокой старости, как бы отмечая главные моменты его жизни. Украшенная вещь становилась участницей общения людей

Орнамент в своём первородном виде – это некое магическое заклинание. Посмотрите, как решены фигуры женщины и всадниц на конях – у них угловатые тела, странной формы головы. Ведь это не только изображение, а знаки орнамента.

Декоративны птицы на вышивках полотенец. Дивные сказочные птицы живут в узорах крестьянской вышивки – здесь и птица-пава с пышным хвостом, и могучий орёл, и птица Сирин.На свадебных полотенцах часто можно увидеть двух птиц-пав, изображённых по сторонам куста-древа. Таких птиц вышивали в знак любви,пожелания добра и счастья молодым.

Образ птицы в русском фольклоре вообще и вышивке в частности очень многозначен. Птица символизировала Солнце, тепло, свет, весну. Птица предвещала хороший урожай и богатство. Птица — это и идея материнства, любви, свадьбы. Вместе с тем, в виде птиц изображались души умерших. Словом, чтобы понять, в каком значении птица представлена на той или иной вышивке, нужно оценить весь сюжет в целом.

Сюжет «Мать Мира с птицами в поднятых руках» встречается уже в вышивке X века. Как считают ученые, этот узор изображает осенний обряд выпускания птиц. Считалось, что после уборки урожая нужно вернуть Солнцу ту энергию, что оно затратило на выращивание растений и плодов. Птицы в этом случае понимались как принявшие физический облик солнечные лучи. Солнечная, огненная природа птицы отражается в представлениях о Жар-птице и «красном петухе».

В русском язычестве птицы считались привратниками Ирия — Рая. Они открывали двери Неба весной и закрывали их осенью, то есть полагались созданиями Небесного уровня бытия. Сюжет «Птицы около Древа Жизни» можно осмыслить вполне материалистически: раз в реальном мире птицы вьют гнезда на деревьях, то и на небесном Древе должны быть свои птицы. Однако, можно прочесть эти узоры и так: птицы, находясь около дерева, удостоверяют, что это именно Древо Жизни.

Вот как по-разному решается в узорах вышивки образ древа жизни.

В русском народном искусстве много загадочных сюжетов, изображений и символов. Парные фигуры львов шествуют друг за другом на подзорах, обрядовых полотенцах, по подолам женских обрядовых рубах и передников. Вышитые во всех мыслимых техниках русской народной вышивки — белой строчкой, строчкой с цветной обводкой, гладью, тамбуром, крестом.

Встречаются в народной вышивке и образы фантастических существ – барсов, львов, единорогов.

Среди мотивов русской народной вышивки северные «круги» или, как их еще называют «месяцы», также привлекали к себе внимание исследователей. “Круги”-”месяцы” можно встретить на концах полотенец, подзорах и передниках.Вышивали их по кумачу или хлопчатобумажной материи “бурого” (бордового) цвета тамбурным швом.На концах полотенец изображалось по одному большому кругу, на других вещах – по три – семь малых кругов в ряд. И почти всюду круги окружены растительным орнаментом.

Полотенца с «кругами» висели прежде вместо календарей. Их берегли, передавали из поколения в поколение. “Круг” состоит из цветка — “солнышка” и описанного вокруг незамкнутого кольца — “месяца”, от которого, надо полагать, узор и получил своё название.

Ареал распространения данного узора невелик. Чаще всего он встречается в Каргопольском уезде Олонецкой губернии (теперь Архангельская обл.)

Кроме самих знаков в русской вышивке большое значение имел цвет. Белый цвет связывался в народных представлениях со светом, чистотой, с понятием о благе. Белый цвет олицетворял женское начало.Красный был цветом солнца, огня, жизни, красоты и олицетворял мужское начало.Красные узоры воспринимаются как земля, получившая энергию солнца и способная дать жизнь всему живому.

Во второй половине XIX в. под влиянием городской моды в крестьянской вышивке получает распространение техника работы крестом. Широкое бытование, вышивки крестом, на всей территории России было связано, с известной парфюмерно-косметической фирмой «Товарищество Брокар и К». Мелкая кустарная мастерская, основанная в Москве в 1864 г. Генрихом Брокаром, французом по происхождению, выпускала дешевые сорта туалетного мыла. Сорта брокаровского мыла — «сельское», «русское», «национальное» и другие, снабженные яркими обертками, на которых печатались схемы узоров для вышивания крестом в так называемом русском стиле, у покупателей имели большой успех.

Необычную нарядность придавала искусная вышивка женскому костюму. И.Е.Репин говорил: “ Только малороссиянки да парижанки умеют одеваться со вкусом! Вы не поверите, как обворожительно одеваются девчата, парубки тоже ловко; но это вовсе не та конфетность пошлая, это действительно народный, удобный и грациозный костюм. ”

Вышивка — это неумирающий вид народного искусства. Замечательные произведения вышивальщиц прошлого бережно хранятся в музеях и служат источником вдохновения для творчества современников.

Задания: Выполните эскиз вышитого полотенца по мотивам народной вышивки.Ещё раз обратите внимание на выразительный язык вышивки а также на возможность по-разному решать один и тот же изобразительный мотив.Постарайтесь размерами, цветом выделить главный мотив (древо жизни, женская фигура с предстоящими всадниками, птица), дополните его орнаментальными рядами, которые выстройте из ритмически повторяющихся знаков-символов, растительных элементов.

Презентация по ИЗО по теме: «Образы и мотивы в орнаментах народной вышивки» 5 кл.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Повторение знаний прошлых уроков Автор презентации: Шубина Ольга Андреевна, учитель ИЗО и черчения, МБОУ «СОШ №46»

в о д а с и м в о л ы м а к о ш ь п и ц а т е н д о в а к о н ь в а л е к 16 с о л н ц е л о б о в а я п р и ч е л и н ы к р о с н о п р я л к а д е к о р 1.Что обозначал в народном декоративно-прикладном искусстве знак в виде волнистой линии? 2. Как по- другому можно назвать древние знаки в народном декоративно-прикладном искусстве? Кроссворд ф р о н т о н н а в е р ш и е о х л у п е н ь п о л о т е н ц е р у б е л ь 3. Мать хорошего урожая. 4. Этот образ в народном декоративно-прикладном искусстве символизировал свет, тепло. 5. Огромная круглая чаша с носиком для разлива напитков. 6. Образ какого животного связывался с движением солнца? 8. Что символизируют круги в народном декоративно-прикладном искусстве? 9. Резная доска, закрывающая место стыка сруба и кровли, украшенная фантастическими существами, растительными элементами, знаками солнца, земли, воды. 10. Резные доски по бокам двускатной крыши. 11. Деревянный ткацкий стан. 12. Неизменная спутница крестьянских женщин, приспособление для ручного прядения, приводимое в движение ножной педалью. 7. Деревянный брусок с ребристой поверхностью и рукояткой , которым женщины выколачивали при стирке белье на реке. 13. Совокупность украшений фасада избы. 14. Завершение (обычно треугольное) фасада здания, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания. 15. Название верхней части наличников окон. 16. Название горделивого конька, венчающего крышу дома. 17. Резная доска, украшающая спереди фронтон избы. 18. Деревянный предмет, с помощью которого крестьянки разглаживали льняные увлажненные холсты. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 17 18

Презентация на тему Русская народная вышивка

Описание презентации по отдельным слайдам:

Русская народная вышивка
5класс по пограмме Б.М.Неменского

Испокон веков славилась наша земля искусством мастериц — рукодельниц.
Вся женская половина русской деревни пряла, ткала, вышивала, даря дивное узорочье всем на радость.

Начиная с 8-9 лет к рукоделию приобщались девочки,которые постигали секреты женского ремесла, готовили приданое.
Русские женщины умело превращали ткани, простые и дорогие, в подлинные произведения искусства.

Праздничные одежды, скатерти, подзоры, концы полотенец – всё было украшено тканым или вышитым орнаментом.

В течение нескольких столетий у русского народа выработались определенные приемы исполнения вышивки, характер орнамента и его колорит.
В XVIII-XX вв. вышивкой занимались повсюду: в семьях купцов, чиновников и ремесленников, в помещичьих усадьбах, в мастерских частных владельцев Москвы и Петербурга и, конечно же, в крестьянских избах. Вышивка была одним из основных занятий девушек в каждой крестьянской семье.

Русскую вышивку XIX — начала XX в. можно предположительно разделить на следующие разновременные пласты:

1) строгая геометрическая орнаментика, отражающая идею плодородия природы;
2) лицевые изображения женщины или древа с конями и солярными знаками;
3) лицевые изображения женщины и подбоченившихся всадников, сидящих лицом к зрителю;
4) женщина с конными воинами, изображенными в профиль.

В средней полосе России часто встречаются одноцветные или белые вырезы, на юге и севере такая вышивка выполняется на основе сочетания ярких цветных ниток.
В Смоленской, Тверской, Калужской, Рязанской, Орловской губерниях мастерицы чаще применяли цветную перевить. В отличие от белой строчки в цветной перевити столбики сетки плотно обвиваются цветными нитями, обычно красными или золотистыми, но встречаются малиновые. На ярком цветном фоне четко выделялся белый узор, который нередко был расцвечен.

Нарядно узорочье русских народных вышитых полотенец.
Древние славяне считали,что жизнь человека имеет начало и конец. Полотенце играло в народной жизни важную роль, оно сопровождало человека от рождения до глубокой старости, как бы отмечая главные моменты его жизни. Украшенная вещь становилась участницей общения людей

Орнамент в своём первородном виде – это некое магическое заклинание.
Посмотрите, как решены фигуры женщины и всадниц на конях – у них угловатые тела, странной формы головы. Ведь это не только изображение, а знаки орнамента.

Декоративны птицы на вышивках полотенец.
Дивные сказочные птицы живут в узорах крестьянской вышивки – здесь и птица-пава с пышным хвостом, и могучий орёл, и птица Сирин
.На свадебных полотенцах часто можно увидеть двух птиц-пав, изображённых по сторонам куста-древа. Таких птиц вышивали в знак любви,пожелания добра и счастья молодым.

Образ птицы в русском фольклоре вообще и вышивке в частности очень многозначен.
Птица символизировала Солнце, тепло, свет, весну. Птица предвещала хороший урожай и богатство. Птица — это и идея материнства, любви, свадьбы. Вместе с тем, в виде птиц изображались души умерших. Словом, чтобы понять, в каком значении птица представлена на той или иной вышивке, нужно оценить весь сюжет в целом.

Сюжет «Мать Мира с птицами в поднятых руках» встречается уже в вышивке X века.
Как считают ученые, этот узор изображает осенний обряд выпускания птиц. Считалось, что после уборки урожая нужно вернуть Солнцу ту энергию, что оно затратило на выращивание растений и плодов. Птицы в этом случае понимались как принявшие физический облик солнечные лучи. Солнечная, огненная природа птицы отражается в представлениях о Жар-птице и «красном петухе».

В русском язычестве птицы считались привратниками Ирия — Рая. Они открывали двери Неба весной и закрывали их осенью, то есть полагались созданиями Небесного уровня бытия.
Сюжет «Птицы около Древа Жизни» можно осмыслить вполне материалистически: раз в реальном мире птицы вьют гнезда на деревьях, то и на небесном Древе должны быть свои птицы.
Однако, можно прочесть эти узоры и так: птицы, находясь около дерева, удостоверяют, что это именно Древо Жизни.

Вот как по-разному решается в узорах вышивки образ древа жизни.

В русском народном искусстве много загадочных сюжетов, изображений и символов.
Парные фигуры львов шествуют друг за другом на подзорах, обрядовых полотенцах, по подолам женских обрядовых рубах и передников. Вышитые во всех мыслимых техниках русской народной вышивки — белой строчкой, строчкой с цветной обводкой, гладью, тамбуром, крестом.

Встречаются в народной вышивке и образы фантастических существ – барсов, львов, единорогов.

Среди мотивов русской народной вышивки северные «круги» или, как их еще называют «месяцы», также привлекали к себе внимание исследователей.
“Круги”-”месяцы” можно встретить на концах полотенец, подзорах и передниках.Вышивали их по кумачу или хлопчатобумажной материи “бурого” (бордового) цвета тамбурным швом.На концах полотенец изображалось по одному большому кругу, на других вещах – по три – семь малых кругов в ряд. И почти всюду круги окружены растительным орнаментом.

Полотенца с «кругами» висели прежде вместо календарей. Их берегли, передавали из поколения в поколение.

“Круг” состоит из цветка — “солнышка” и описанного вокруг незамкнутого кольца — “месяца”, от которого, надо полагать, узор и получил своё название.

Ареал распространения данного узора невелик. Чаще всего он встречается в Каргопольском уезде Олонецкой губернии (теперь Архангельская обл.)

Кроме самих знаков в русской вышивке большое значение имел цвет.
Белый цвет связывался в народных представлениях со светом, чистотой, с понятием о благе. Белый цвет олицетворял женское начало.
Красный был цветом солнца, огня, жизни, красоты и олицетворял мужское начало.Красные узоры воспринимаются как земля, получившая энергию солнца и способная дать жизнь всему живому.

Во второй половине XIX в. под влиянием городской моды в крестьянской вышивке получает распространение техника работы крестом.
Широкое бытование, вышивки крестом, на всей территории России было связано, с известной парфюмерно-косметической фирмой «Товарищество Брокар и К». Мелкая кустарная мастерская, основанная в Москве в 1864 г. Генрихом Брокаром, французом по происхождению, выпускала дешевые сорта туалетного мыла.
Сорта брокаровского мыла — «сельское», «русское», «национальное» и другие, снабженные яркими обертками, на которых печатались схемы узоров для вышивания крестом в так называемом русском стиле, у покупателей имели большой успех.

Необычную нарядность придавала искусная вышивка женскому костюму.
И.Е.Репин говорил: “ Только малороссиянки да парижанки умеют одеваться со вкусом! Вы не поверите, как обворожительно одеваются девчата, парубки тоже ловко; но это вовсе не та конфетность пошлая, это действительно народный, удобный и грациозный костюм. ”

Вышивка — это неумирающий вид народного искусства. Замечательные произведения вышивальщиц прошлого бережно хранятся в музеях и служат источником вдохновения для творчества современников.

Задания:
Выполните эскиз вышитого полотенца по мотивам народной вышивки.Ещё раз обратите внимание на выразительный язык вышивки а также на возможность по-разному решать один и тот же изобразительный мотив.
Постарайтесь размерами, цветом выделить главный мотив (древо жизни, женская фигура с предстоящими всадниками, птица), дополните его орнаментальными рядами, которые выстройте из ритмически повторяющихся знаков-символов, растительных элементов.

  • 16 предметов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные наградные документы для учеников и учителей

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Оцените статью