Вышивка Руси: скромное очарование старины. Вышивка гладью фото
Одним из самых популярных и любимых среди женщин видов рукоделия является вышивка гладью фото которой в разнообразных стилях можно найти в интернете. В давние времена этим мастерством владели все женщины на Руси без исключения, проводя за пяльцами долгие вечера. Они вышивали себе приданое, украшали свою повседневную скромную одежду, создавали вытканные разнообразными узорами и цветами аксессуары для оформления дома. С помощью обычной иглы и различных ниток, женщинам удавалось превратить простую льняную ткань в настоящее произведение искусства.
С вышивкой были связаны многочисленные обряды и ритуалы, более того, наши предки придавали этой работе сакральное значение, поэтому уже 7-8-летняя малышка начинала самостоятельно готовить себе приданое, оканчивая работу к 16-17 годам. Ко дню своего рождения, у юной рукодельницы должна была храниться в ларце праздничная и повседневная одежда, подзоры, скатерти, полотенца, наволочки, пеленки и распашонки для будущих деток. Этих изделий хватало на половину совместной жизни супружеской четы.
Также девушки обязательно готовили расшитые полотенца-«рушники», которые дарили сватам, родным жениха, почетным гостям (посаженные отцы). А чтобы будущий муж мог оценить, насколько работоспособна и умела его суженая, или же выбрать достойную невесту в зависимости от мастерства и талантов, перед свадьбой родители девицы устраивали демонстрацию изделий, чтобы сваты могли оценить не столько качество и многообразие приданого, а их дочь в плане домовитости и хозяйственности.
В те времена на Руси люди жили в небольших княжествах и городах, селениях и деревнях, отдаленных друг от друга сотнями километров, поэтому особенности узоров для вышивки служили своеобразным распознавательным знаком, свидетельствующим о принадлежности к определенному этносу или региону. Объединяясь друг с другом, селения становились одним целым, и стили вышивки обогащали друг друга, заимствовав интересные детали и колористику, оставляя только самые яркие и нестандартные решения, создавая орнаменты и узоры, характерные определенным регионам.
Если говорить о народной вышивке в России, то страна отличается многообразием приемов, стилистических особенностей орнаментов, цветовой гаммы. Каждый регион или область с течением лет приобретали ярко выраженные характерные особенности (это прекрасно демонстрирует вышивка гладью фото которой расположено на многих сайтах интернета, посвященных рукоделию и его истории). Но все же, русской вышивке характерны уникальные, собственные черты, которые придают орнаментам самобытность и оригинальность, отличая их, скажем, от украинской или европейской вышивки.
В первую очередь к таким чертам относят геометризированные элементы вышивки, проявляющиеся не только в абстрактных орнаментах, но и в форме животных и растений, представляющих собой элементы примитивного футуризма и символизма. Во-вторых, в основной тематике четко прослеживается уважительное отношение к женщине, проявляющееся в наличии стилизованных женских фигур, диковинных птиц с женскими лицами, растений, абстрактно воплощающих силуэты и лица женщин.
Во-вторых, русская вышивка изобилует круглыми элементами, в честь бога солнца, верховного божества славян. Этот символ жизни размещали зачастую рядом с женской фигурой, олицетворяющей плодородность, и растением в цвету, как символа перемен. Еще один любимый образ – птицы, которыми просто изобилует русская гладь (таким символом наши предки призывали скорейший приход весны).
В-третьих, все русские «технологии» вышивки и месторасположение элементов узора на одежде зависели от кроя, а он осуществлялся без особых изысков, на основе прямых полотнищ льна. Швы делали по количеству ниток, поэтому их называли счетными (от слова счет), а вышивку размещали на концах рукавов, в разрезе на груди, украшали ей подолы сарафанов и передников, наносили по круговой линии предплечья, по краям косынок, украшавших голову и вдоль обязательных швов.
В вышивке, осуществляемой по определенному рисунку (контуру), в основном использовались растительные узоры. А вот основными швами для вышивки являлся крестообразный шов, полукрест, счетная гладь, козлик, набор, мелкий строчный шов, декоративная мережка. Чуть позже список швов пополнился тамбурным швом, гладью белыми и цветными нитями, крестецкой строчкой, гипюрами – длинные русские зимы, как нельзя лучше способствовали тому, чтобы оттачивать свое мастерство, перенимая, как отечественный, так и «чужеземный» опыт.
Крестьянская вышивка
Крестьянская русская вышивка условно подразделяется на среднерусскую и северную группы. К северным швам относятся такие приемы, как вырезы, белая окантовочная строчка, роспись, сквозное шитье, крест, разноцветная и белая гладь, вышивка по канве. Сюжетные сложные композиционные ряды северяне выполняли росписью и набором. Многие узоры были однотонными, например, на белом фоне шел ярко-красный или синий узор, а на красном или синем фоне узор вышивался белоснежными нитями. Такие одноцветные узоры, как ни странно, не выглядели слишком скучно и уныло, наоборот, однотонная вышивка обогащала ткань, придавая ей особую стилистику и красоту.
В северных регионах пальма первенства отдавалась натуральным, природным сюжетам, которые воплощались вышитыми силуэтами и контурами, одинаковыми по цвету либо по использованным приемам шитья. Такая сложная, многогранная вышивка украшала не только предметы одежды, но и кухонную утварь, детские вещи, бытовые аксессуары. Это придавало им особую оригинальность, а какая-то семейность и родственность узоров, превращала украшенные ею вещи в уникальные текстильные аксессуары для дома.
Среднерусская крестьянская вышивка была абсолютно не похожа на северную, характеризуясь геометрически четкими, выдержанными линиями, наличием фигурок в виде гребенчатых ромбов с выступами, называемых «орепей», «орепеник», «репей». Масса узоров и вариантов расцветок делала вышивку пестрой, словно лоскутное одеяло, но фон в изделиях четко просматривается, впрочем, как и малейшие детали сложного, выполняемого многоступенчатым методом, узора добавляя к вышивке, ленты из кумача и цветных тканей, примитивного кружева и позумента.
Старые вышивки. Выбросить жалко, применить некуда.
Наверняка у многих дома есть работы бабушек, мам или свои детские работы, вышитые на ветхой ткани, теми нитками, которые нашлись в доме. Крестики кривоваты, а местами от старости расползлись, ткань выгорела, а пятна с нее не сводятся никакими средствами. Что с ними делать?
Можно, конечно, просто хранить в шкафу, как память, иногда доставая и ностальгируя. Но на это не все согласятся, ведь лежит и место занимает. Выбросить однозначно не вариант, это просто неуважение к работе родного человека.
Скажу больше, выбрасывать глупо, если есть возможность продать . Цены на винтажные вышивки колеблятся от 300 рублей до 3000, если вы обладатель антиквариата в хорошем состоянии есть шанс пополнить бюджет. Кажется, что цвета совершенно жуткие и работа так себе, но некоторым очень нравятся подобные вещи. Люди собирают немыслимые предметы, например, кирпичи, что уж говорить о вышивке. Кроме того они востребованы в оформлении интерьеров в стиле 50-60-х.
Если вещи вам дороги, то стоит оформить в багетной мастерской . Тут главное найти хорошего мастера, который не испортит, а приведет в порядок старинную вещь. Не все вышивки можно оформить так, как современные, порой мастеру багетчику приходится проявить недюженную фантазию. С таких древностей не отходят пятна, края часто оборваны или обрезаны под край. Посмотрите на винтажные вышивки оформленные знаменитым Айваром Пожарским .
Ришелье наших бабушек — кружевное чудо
Писала уже о своём «наследстве» от бабушки и мамы. Чемоданы всевозможной красоты: подзоры, кружевные скатерти, воротнички, накидки на подушки, наволочки. Храню всю эту красоту бережно, ведь родные руки трудились.
Но вот эти «Уголки» ещё не выставляла на показ. Их много, с разным рисунком. Среди наволочек и накидок на подушки они смотрятся маленькими. По размеру — более носового платка. Как их использовала бабушка?
Несколько таких уголков она стелила под иконки, на полочку. Выглядело всегда свежо и красиво. И как-то уважительно к иконам. будто бабушка их даже от пылинок оберегала. Хранила.
Другие уголки бабушка клала внутрь на полочки буфета. Через стеклянные дверцы кружева смотрелись красиво, украшая буфет.
Вышивка Ришелье называлась по имени знаменитого кардинала, который ввёл на такие кружева моду. Она среди прочих видов кружев была очень популярна в России, вплоть до 60-70 -х годов прошлого века.
Такими были и занавески в деревенских и городских домах, и подзоры, и наволочки. Рисунок переводили на ткань разными способами. Затем обрабатывали на машинке — выбивали(выбивка), проходя все зигзаги и завитки рисунка — как бы оверлоком, обработка. А уже потом ножницами осторожно и аккуратно вырезали всё лишнее.
Сохранилась и бабушкина салфетка с выбивкой ришелье. Их стелили на небольшие столики, или прикрывали телевизоры.
Ещё делали иногда вышивку ришелье более редкой, а затем пришивали под неё фон — любую однотонную материю. Так тоже смотрелось нарядно. У нас сохранилась такого рода «дорожка», которой бабушка прикрывала проигрыватель для пластинок.
Этой дорожке более 70 лет. Вышивала сама бабушка.
Сколько себя помню, эта дорожка украшала бабулину комнату.
Показываю изнанку дорожки. Вот так фоновая голубая ткань пришита с обратной стороны к ришелье.
А сохранились ли у Вас подобные работы наших бабушек и мам? Пишите в отзывах, можно и фото приложить — все посмотрим!
Спасибо за лайк! — этим Вы помогаете каналу.
Фото автора. До новых встреч на канале!
Золотые бабушкины руки
Каждую из нас приводит к рукоделию свой собственный, особенный путь. Но, думаю, не ошибусь, если скажу, что многим любовь к рукоделию привила бабушка. Любимый, дорогой, неповторимый человек. Бабушка, чьи необыкновенные руки могут быть одновременно сильными, чтобы вырастить детей и внуков, и мягкими, тёплыми, чтобы дарить безграничные любовь и нежность.
А так как человек лучше всего пишет о том, что знает и испытал сам, расскажу о своих замечательных наставницах. К сожалению, у меня не сохранились ни сами роботы, ни их фото. Поэтому, буду иллюстрировать свой рассказ фотографиями, взятыми из открытых источников.
Прабабушка
Именно ей я обязана тем, что с трёх лет держу в руках иголку. Она привила мне любовь к шитью, обучила основным навыкам в этом виде рукоделия. Её судьба схожа с судьбами сотен тысяч таких же прабабушек, уверена, практически у каждого из вас, дорогие читатели, была такая прабабушка. Она родилась в 1913 году. Было всё: детский дом, голод, война и эвакуация с двумя маленькими детьми на руках, гибель мужа, возвращение в полуразрушенный город, в комнатёнку с подслеповатым окошком и дровяной печкой и работа на швейной фабрике. Вот именно эта работа сделала из неё рукодельницу, но не по призванию, как нас с вами, а по жестокой необходимости. Да, было всё, кроме жалости к себе. Вместо этого потрясающая целеустремлённость, трудолюбие, терпение и усидчивость.
После войны ткань не купить, перешивали, что могли. Прабабушка на себе, под одеждой, выносила с фабрики лоскутки ткани. Сейчас в это трудно поверить, но тогда за это грозило серьёзное наказание. Из лоскутов ситца шила на «ручной» подолочке дочкам платья, из лоскутов плюша — пальтишки. Да так ловко, что никто и поверить не мог из чего эта красота. Вот такой печальный пэчворк.
Прабабушка дожила до 96 лет. Никогда не жаловалась. До последнего дня любила читать и шить. Хотя бы тапочки для правнуков. И снова из лоскутков, по привычке.
Бабушка-соседка
Одинокая пенсионерка тётя Люся, жившая в нашем доме на третьем этаже. Я так и говорила дома: «Мам, я у тёти Люси на 3-м!». Удивительно светлый, трогательный человек и прекрасная вышивальщица. Ей я обязана своей любовью к вышивке. Но не только я. Она собирала у себя соседских девочек 10-13 лет и учила вышивать. Нас было человек пять, мы сидели за большим столом, а вокруг царила вышивка. Картины на стенах, газетницы, для хранения газет и платочницы, для носовых платочков, дорожки и салфетки на всех отрытых поверхностях мебели, подушки на кроватях и креслах.
Тётя Люся была вышивальщицей не только талантливой, но изобретательной. Это сейчас к нашим с вами услугам сотни и тысячи красивейших, продуманных до мелочей схем, а от цветовой гаммы мулине дух захватывает. Когда моя соседка создавала большинство своих шедевров, ничего такого и в помине не было. Жила он в городе, поэтому прясть и самостоятельно красить пряжу, как это делали в сёлах, она не могла. Но разве такая мелочь, как отсутствие материалов, может остановить творческого человека? Конечно нет! Тётя Люся распускала тонкие трикотажные свитера, свои старенькие, просила у подруг. Пряжа получалась очень волнистой, чтобы выравнять её соседка стирала пряжу и развешивала в ванной для просушки. К тому времени, как мы стали её ученицами, в шкафу у находчивой мастерицы несколько полок были заняты внушительной палитрой шерстяных и полушерстяных ниток.
Схемы для вышивки, спросите вы? Их было очень мало. Тётя Люся брала у знакомых вышивальщиц готовые работы, на глаз подбирала цвета и, высчитывая каждый крестик, вышивала с готовых работ. Так же учила и нас. До сих пор помню разложенные на столе мотки ниток и мы по очереди прикладываем их к вышивке, спорим, иногда даже ссоримся, подбирая подходящий оттенок. Уже позже, когда родители поняли, что мы не на шутку увлечены вышивкой и обожаем нашу добрую учительницу, нам стали покупать наборы для вышивки, мулине, канву и обязательно отдельно в подарок для тёти Люси.
Вот такие они, наши бабушки и прабабушки, безропотные, добрые, талантливые мастерицы щедро делящиеся своим умением, стоит только попросить. Их золотые руки не знают усталости, их находчивость достойна удивления, а работы — восхищения!
P. S. «Каждый должен что-то оставить после себя. Сына, или книгу, или картину, выстроенный тобой дом или хотя бы возведённую из кирпича стену, или сшитую тобой пару башмаков, или сад, посаженный твоими руками. Что-то, чего при жизни касались твои пальцы, в чём после смерти найдёт прибежище твоя душа. Люди будут смотреть на взращённое тобою дерево или цветок, и в эту минуту ты будешь жив». Рэй Брэдбери «451° по Фаренгейту»