Вышивка по изнанке трикотажа

Как научиться вышивать гладью по трикотажу — полезные уроки и советы

Вышивка гладью по трикотажу в наше время редкое явление. Присмотритесь, как оригинально можно освежить и привнести изюминку в простые вещи. Такие тонкие приемы рукоделия хранят настоящие мастерицы.

Итак, решение принято — Вы решили попробовать себя в вышивании.
Эта работа способна доставить настоящее удовольствие и от самого процесса и, что уж говорить, от результата, конечно.


Здесь решающим моментом становится изысканный рисунок, правильный выбор ниток и их цветов, точность и чистота исполнения, ну и, конечно же, Ваше желание всех удивить.

Урок №1 Вышивка по трикотажу.

ПЕРЕВОД РИСУНКА НА ТРИКОТАЖ

В зависимости от плотности, фактуры и цвета трикотажа можно использовать различные способы перевода рисунка на полотно.

1. РЫХЛЫЙ РУЧНОЙ ТРИКОТАЖ

Переведите рисунок на кальку. Разложите вязаную деталь на столе, стараясь не растягивать ее. Положите сверху кальку с рисунком и аккуратно приметайте ее к полотну. Затем, не снимая детали со стола, прометайте небольшими стежками контрастной катушечной ниткой контуры рисунка. Затем аккуратно оторвите кальку. Чтобы рисунок получился более четко, можно прошить контур стебельчатым швом. Вышивку на рыхлом трикотаже достаточно трудно выполнить, так как стежки «проваливаются» между петлями.

Чтобы избежать этого можно с изнанки изделия подложить марлю или тонкий флизелин. Затем лишние края подложенного материала обрезаются вокруг вышивки, часть же остается внутри.

2. ПЛОТНЫЙ РУЧНОЙ ИЛИ МАШИННЫЙ ТРИКОТАЖ

Переведите рисунок на кальку. Разложив деталь на столе, приметайте кальку по контуру к полотну. Затем прометайте рисунок в виде сетки с ячейками 10 x 10 см для того, чтобы полотно не сдвинулось во время работы.

Затем прострочите на швейной машинке прямой крупной строчкой контур рисунка. Строчку отрегулируйте так, чтобы она не стягивалась. Кальку и наметку удалите перед вышивкой.

3. ТРИКОТАЖ ТЕМНОГО ЦВЕТА

Переведите рисунок на полимерную кальку (она не боится воды). Подложите под кальку несколько слоев сукна и толстой иглой проколите по контуру рисунка отверстия на расстоянии 4-5 мм. Разложив деталь на столе, приметайте кальку по контуру к полотну. Взбейте крепкую мыльную пену (лучше взять немного крема для бритья). Затем кисточкой нанесите пену на контуры рисунка так, чтобы она попала в проколотые отверстия. Оставьте все до полного высыхания, а затем снимите кальку. На полотне останется четкий рисунок, у которого один недостаток — он боится влаги.

Опыт показывает, что рисунок хорошо держится на период работы. Если же по окончании вышивки где-то остаются незакрытые линии, то их можно удалить, слегка отпарив изделие.

4. МЕЛКИЙ РИСУНОК, ВЫШИТЫЙ ПЕТЕЛЬНЫМИ И ДРУГИМИ МЕЛКИМИ ШВАМИ.

Для таких рисунков отмечают только серединки цветов и листьев, иначе рисунок сольется. Для этого переведите рисунок на кальку, приметайте кальку к разложенной на столе детали. Небольшими крестообразными стежками отметьте середину цветов.

Если диаметр цветка больше 2 см, то имеет смысл прошить по его контуру наметку, чтобы цветок имел нужную форму и размер. Для листьев прометайте центральную прожилку, а для крупных листьев также прометайте контур.

ПОДБОР НИТЕЙ ДЛЯ ВЫШИВКИ

Как правило, для вышивки используются нити того же состава, что и те, из которых вязалось изделие.

То есть основную вышивку на шерстяном изделие лучше делать шерстяной пряжей. Небольшие элементы можно выполнять пряжей другого состава. Лучше всего подходит акриловая пряжа, так как у нее стойкое окрашивание и, как правило, яркие цвета. Можно использовать блестящую вискозную пряжу, но надо помнить, что она очень чувствительна к температуре воды при стирке. Для машинной вышивки используют как обычные х/б нити «мулине», так и вискозный шелк. Так, как в такой вышивке стежки получаются короткие и нить сильно зажимается вспомогательной нижней ниткой, то такая вышивка выдерживает более высокую температуру стирки.

Перед началом работы лучше проверить, не линяют ли нитки. Для этого кусочек нити следует намочить и, положив в сложенную белую ткань, слегка пропарить утюгом. Если на ткани останутся следы, то лучше отказаться от этой нити, иначе при стирке она может испортить изделие.

ПОДБОР ТОЛЩИНЫ НИТИ

1. Для счетной вышивки, как правило, берутся нитки той же толщины или чуть толще тех, из которых связано изделие. Главное, чтобы нить не была сильно скручена, иначе стежки лягут неровно. Внимательно следите при этом за тем, чтобы стежки шли в одну сторону по всему полотну.
Для этого старайтесь вдевать нитку в иголку так, чтобы нить была закручена в одну сторону. То есть вдевайте все время начало нити, идущей от клубка (или конец).

2. Для крупной вышивки нитки следует брать достаточно толстые и объемные. Если вы вышиваете по рыхлому трикотажу, то желательно вышивать нитками более толстыми, чем те, из которых связано изделие. В противном случае стежки как бы «утонут» и вышивка будет выглядеть небрежно.

3. Для машинной вышивки используются х/6 нитки «мулине» или вискозный шелк.

4. Для ручной вышивки художественной гладью с вливанием тонов берется достаточно тонкая нить. (Для такой вышивки надо обязательно подшить флизелин или ткань с изнанки изделия.) Если нить не закрывает петель трикотажа, то следует сделать настил внутри вышиваемого элемента из тех же нитей.

ВЫШИВКА

Для выполнения вышивки на трикотаже можно использовать почти все виды швов, применяемые при вышивке на тканом полотне. Так как трикотаж — это особый материал, довольно эластичный, необходимо выполнять вышивку, используя подкладочный материал (см. выше) для того, что бы не стягивать полотно. Некоторые швы подсказала структура трикотажного полотна: петли трикотажа можно использовать для вышивки швом «петля», который повторяет форму петли трикотажного полотна. Чаще всего такие швы используются в геометрических орнаментах. Особый интерес представляет вышивка изделий с раппортной вертикальной полосой. Такая вышивка позволяет создать рисунок полотна «в клетку», что довольно трудно выполнить вязанием, меняя много раз в ряду нить. На спицах выполняются все цветные горизонтальные полосы, а с помощью вышивки или крючка выполняют вертикальные полосы.

Для этого используют вертикальную «косичку» — вертикальный ряд одной петли — и полосу выполняют крючком строго поверх петель этой «косички», или швом «петля». В моделях 36, 38, 40 предлагается иной способ вышивки, которая выполняется косой стежкой по «косичке», при этом меняется нить по оттенкам одного цвета и таким образом создается новая фактура полотна.

При правильном исполнени этого шва на лицевой получаются косые стежки, плотно лежащие друг около друга, на изнанке горизонтальные стежки. Эти швы могут нарушать растяжимость трикотажа, поэтому допустимы лишь небольшие участки вышивки, выполненные косой стежкой. Для составления комплекта: джемпера или жакета с юбкой — вышивка сочетается с другими видами отделок, используются вышивка и детали, связанные крючком, косички и кисти, выполненные из ниток одной цветовой гаммы. Косички, сплетенные для отделки этих моделей плетутся из 7-9 частей всей цветовой гаммы, используемой в отделке каждого комплекта.

Принцип плетения такой косички из 7-и частей таков: разделите их на 2 части, в левой на одну больше, с нее и начинайте. Крайнюю нить левой части положите на 3 соседние и присоедините ее как дополнительную к правой части. Затем крайнюю нить правой части положите поверх 3-х остальных. Продолжайте плетение, каждый раз накладывая крайнюю нить поочередно с одной и другой стороны поверх 3-х соседних.

Кроме геометрических орнаментов в вышивке часто используются рисунки растительного орнамента: многолепестковые цветы, букеты, изображения животных и насекомых. Простые модели жилетов (мод. 25, 26) при использовании такой вышивки приобретают совершенно иной стиль и романтический образ. Такие рисунки выполняются гладью, как и при вышивке на тканом полотне. При этом можно использовать гладь с вливанием цветов. Т.е. стежки одного цвета как бы вливаются в стежки другого цвета.

Сначала выполняют стежки первого ряда, располагая их от края к центру, делая их разной длины. Этот ряд должен закрывать две трети длины лепестка или листка. Затем выполняйте стежки второго ряда, укладывая их к краю и закрывая просветы между стежками первого ряда. Сложностью выполнения вышивки является перевод самого рисунка, состоящего из множества контурных линий на трикотаж (описание способов перевода см. выше). При правильном переводе рисунка такую вышивку можно выполнять и машинным способом.

При выборе отделки трикотажа необходимо помнить, что стиль, образ модели, фактура трикотажного полотна и технические приемы вышивки должны быть связаны нераздельно, их сочетание определяет образное содержание модели.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Вышивка по изнанке трикотажа

Трикотаж. Как и с чем его «едят» (читай — «вышивают»)

Самое главное правило для трикотажа — вышивка ТОЛЬКО с клеевым стабилизатором (либо отрывной + клей-спрей), независимо от типа трикотажа — вязаный, тонкий, плотный, с начесом, без начёса. Вышивальная машина шьёт с очень большой скоростью. В среднем — 600 стежков в минуту. То есть 10 стежков в 1 секунду! При такой скорости ткань тянется за иголкой и ее зажевывает. В итоге получаем — в лучшем случае складки, в худшем — дыры.
Клеевой стабилизатор бывает разной плотности, также как и отрывной.
Лично в моем арсенале 3 клеевых стабилизатора — плотностью 25, 60 и 90. Стаб плотностью 25 — тоненький, выглядит как калька. Но держит ткань хорошо. При неплотном дизайне отлично справляется со своей работой. При плотном дизайне — всегда использую 60-ку. По толщине он уже как бумага. Держит ткань намертво. Стаб плотностью 90 для одежды не подходит. Он очень плотный. Его я использую для обложек на паспорт. Он даёт дополнительную плотность, чтоб обложка держала свою форму.
Отличная замена клеевому стаб — клей-спрей. В пяльца запяливается отрывной стаб. Распыляется клей-спрей и накладывается трикотаж. Держит оооочень хорошо и при это совершенно не оставляет никаких следов. Причём «пшикать» нужно совсем немного. Такой баллончик стоит довольно дорого (в пределах 1000₽), но в работе он очень удобен. Вы можете в пяльца запялить необходимый отрывной стаб и вышивать трикотаж. При плотном дизайне — используете более плотный стаб либо два слоя менее плотного. Нет вообще необходимости покупать клеевой.
Лично я трикотаж никогда не запяливаю. Но не призываю всех к этому способу. Просто я так привыкла и мне так удобно. Неудобно мне его как раз запяливать. В пяльцах отрывной стабилизатор. По контуру промазываю (совсем чуть-чуть) клеем карандашом и накладываю ткань с клеевым стабом. Клей-карандаш не оставляет следов на ткани и очень быстро высыхает. Покупаю его целыми упаковками. Очень меня выручает. Далее в дизайн я ВСЕГДА добавляю наметочную строчку (фотографии сделаю). Ставлю пяльца в машину, сверху накладываю водорастворимую плёнку и вышиваю наметочную строчку. Все. Теперь можно вышивать сам дизайн ))) ткань надежно «пришита» к отрывному стабу и плёнка никуда не «уедет». Все на своих местах!
Плёнку использовать не обязательно. Но желательно. На «пухлых» тканях — футер с начесом, капитоне — она обязательно. Потому что стежки проваливаются в ткань. На кулирке можно вышивать и без плёнки. Но! С плёнкой стежки ложатся ровнее, валик — красивее. Вышивала однажды партию футболок. И попробовала одну футболку с плёнкой и другую без плёнки — разница очевидна. Советую всем провести такой эксперимент )
Для трикотажа (и для ворсистых тканей) используется тонкая плёнка плотностью 25микрон. В продаже можно ещё встретить плотную плёнку — 80микрон. Она используется для кружев, заменяет водорастворимый стабилизатор.
Соотношение плотностей клеевой+отрывной я смотрю по дизайну. Отрывные стабилизаторы у меня плотностью 30 и 45. Когда нужен стаб ещё плотнее — ставлю 2шт 30-ки.
То есть мой полный набор для трикотажа — два клеевых, два отрывных и плёнка.
Водорастворимый стабилизатор — очень нужная вещь. Но для трикотажа я его не использую. Использую его на обложках на паспорта — валик остаётся «чистым», флизелин полностью растворяется. Также использую его при вышивке на органзе, где необходима «чистая» и неплотная изнанка.
Иглы — я вышиваю трикотаж только мглами с голубой колбой BLUE TIP. Никакие другие иглы мои испытания не выдержали. Вышиваю ими несколько лет. Возможно кто-то и другими мглами вышивает. Я остановилась на этих и замены пока им не вижу ) да и не буду искать. Они меня устраивают. Толщина игл — 75.

Вышивка по трикотажу со схемами и узорами

Сегодня нечасто можно встретить мастериц, которые бы применяли вышивку по трикотажу. Но от этого она не утратила своей актуальности и новизны. Вышивка по трикотажу – это отличный способ привлечь к простому изделию внимание и сделать его необычным. Но выполнить ее не так то просто и перед тем, как приступить к практике, не мешало бы ознакомиться с секретами бывалых рукодельниц.

Материалы и правила вышивки

Чтобы работа принесла удовольствие, а результат вас порадовал, необходимо правильно подобрать схемы и все необходимые для рукоделия материалы и принадлежности. Ну и, конечно же, не обойтись без соответствующего настроя, ведь вам предстоит кропотливый труд.

Итак, для работы над вышивкой трикотажа вам понадобятся следующие материалы и инструменты:

  • трикотажное полотно;
  • иглы с большим ушком;
  • нитки для вышивки и для наметки;
  • калька;
  • карандаш.

Для того чтобы получить удовлетворительный результат при вышивке трикотажа необходимо соблюдать следующие правила:

  • подбирайте нитки для вышивки, толщина которых будет соответствовать толщине нити, из которой связано само изделие;
  • не используйте нитки, которые могут полинять на трикотаж. Проверьте их на стойкость окраски перед работой.

Перевод рисунка на ткань

Для начала вам нужно создать четкие границы вашего рисунка, для чего необходимо перевести на ткань рисунок. Так как трикотажное полотно может иметь различную плотность, то методы перевода схемы также могут отличаться.

Если вы взяли для работы рыхлый ручной трикотаж, то необходимо использовать кальку. Вначале рисунок переводят на нее, а затем кладут кальку на трикотаж и пришивают легким наметочным швом к полотну. Затем нужно наметить контуры схемы ниткой контрастного цвета и оторвать кальку. Если необходимо четче обозначить контуры рисунка, можно дополнительно пройтись по нему стебельчатым швом.

Вышивать на рыхлом трикотаже довольно сложно, так как стежки могут проваливаться, но этого можно избежать, если сделать марлевую или флизелиновую подложку. После того, как работа будет окончена, край подложки подрезают.

Если вы используете ручной или машинный трикотаж значительной плотности, как у нас, то поступите немного иначе. Вначале все так же переведите рисунок на кальку и приметайте ее по контуру схемы. А потом выполните наметку в виде сетки с размером ячейки 10 x 10 см. Это поможет полотну надежно держаться и не сдвигаться во время вышивки.

При помощи швейной машинки прострочите контур рисунка, стараясь не стягивать полотно. Перед тем, как приступать к вышивке удалите наметочные нитки и кальку.

Если вышивка выполняется на темном трикотаже, то существует интересный способ перевести на него необходимые узоры. Для этого возьмите полимерную кальку, наложите ее на изделие и сделайте отверстия толстой иглой по контуру схемы. Далее кальку пришивают наметочным швом к полотну. И поверх кальки наносят концентрированный мыльный раствор. Когда он высохнет, то на полотне останутся четкие контуры, которые позволят вышить по ним нужные узоры. Если по какой-то причине такой след остается видимым после окончания работы, то его легко удалить отпариванием.

Выбор ниток

Вышивка по трикотажу разделяет нити по типу материала, из которого их изготавливают, они могут быть шерстяными, синтетическими, либо шелковыми. Главное чтобы они были достаточно пластичными, мягкими и хорошо ложились на полотно. Лучше не использовать хлопковые и вискозные нитки. Одни из них слишком гладкие, и могут сделать трикотаж жестким, а другие через чур крученные, и могут спутываться. Не стоит брать и слишком пушистые нитки, они также не украсят трикотаж.

Если трикотаж тонкий, то можно вышить его даже мулине. А вот в нашем случае, лучше всего взять нитки такого же качества, что и изделие, тогда рисунок будет смотреться максимально органично. Можно даже создать эффект, как будто данный рисунок уже был на трикотаже. Для этого подойдут акриловые или вискозные нитки.

Выбор шва

Швы для трикотажа могут использоваться любые. Например, это может быть шов из тех, что применяют для тканого полотна. Но по большей части выбор шва зависит от того, какую схему или узор вы собираетесь вышивать. Шов может подчеркивать фактурность трикотажа. Если вы возьмете вязаный свитер, как в нашем случае, то здесь лучше вышивать петельным швом, так как он точно повторяет рисунок вязаного полотна.

Но если ваш трикотаж более тонкий, то лучше вышить его гладью или крестиком, либо отделочным швом «козлик». Рисунок, выполненный таким швом, не отяготит трикотаж.

Вышивка трикотажа

Вышивка по трикотажу может выполняться любым известным швом. Обязательно использовать подкладочную ткань, это поможет избежать стягивания рисунка. Чтобы вышить таких замечательных цапель, как на фото, мы будет использовать шов «петля в петлю». Он очень простой, и ним может быть выполнена вышивка на любом трикотаже.

Для начала нужно учесть, что одна клетка будет соответствовать одной петле. Это очень удобно и по этой причине зачастую вышивка на различном трикотаже выполняется крестом. Таким образом, выбор схемы не станет для вас проблемой.

Находим на нашей схеме самое широкое место и начинаем вышивать оттуда. Нужно вывести нитку под петлей, которую мы должны вышить и ввести иголку справа налево над этой петлей. Проденьте нить. Затем выведите иголку в место, где вы ее вкалывали и на такой же высоте введите иглу под следующей петелькой. У вас получилась петля. Таким же образом вышивается все изделие, согласно рисунку, который вы нанесли.

Вышивайте вначале одним цветом, затем берите другой и так далее. Не стоит одновременно пытаться вышивать несколькими иглами с разными нитками, так как на изнанке они могут спутаться и испортить вашу работу.

Уход за трикотажем после вышивки

Итак, у нас получился готовый свитер с рисунком. Мы убедились, что выбранные нитки не линяют, поэтому трикотаж можно стирать. Но делать это нужно правильно. Соблюдая следующие рекомендации, вы без труда сохраните вещь новой, а рисунок ярким:

  • перед тем, как замачивать трикотаж, обязательно выверните его на изнанку;
  • используйте моющие средства для трикотажа;
  • не трите и не сжимайте вещь, стирая ее вручную;
  • не стоит стирать трикотаж с другими изделиями;
  • температура воды для стирки трикотажа не должна быть более 30 градусов. Так вы избежите сваливания шерсти, и трикотаж не потеряет эластичность;
  • трикотаж, на котором присутствуют несколько цветов, как у нас, не стоит замачивать;
  • режим стирки в машине должен быть деликатным.

Когда закончите стирать, не выкручивайте свитер, а легонько отожмите его. Затем положите его в махровое полотенце, замотайте и дайте лишней влаге впитаться.

Сушка должна проводиться на ровной поверхности, подальше от батареи отопления.

Гладить свитер нужно с изнаночной стороны, следя за тем, чтобы он не растянулся. Температура нагревания утюга должна быть невысокой.

Мы научились выполнять вышивку по трикотажу, украшая трикотажное полотно рисунком. И теперь вы можете проделать нечто подобное и с другими изделиями, связанными своими руками или купленными в магазине. Узоры очень легко подбирать в интернете или даже придумывать самостоятельно.

Читайте также:  Дизайны машинной вышивки анита
Оцените статью