- Красным по белому, белым по кумачу
- Из чего складывалась вышивка
- Нитки
- Ткани
- Виды швов
- Двусторонний
- Тамбурный
- Тамбур по филе
- Крестом
- Орнаменты, и что они означали
- Древесно-растительный орнамент
- Древо жизни
- Цветы, элементы растений
- Изображения животных и птиц
- Птица-пава
- Антропоморфный орнамент
- Женская фигура
- Геометрический орнамент
- Многолепестковая розетка
- Восьмиконечная звезда, треугольники, кресты
- Как ис пол ьзовали вышитые вещи
- Особенно много вышивали пол отенец:
- Как менялась вышивка Заонежья, и при чём здесь город
- Где искать заонежскую вышивку
- Так вышивают сегодня:
- Что символизируют и означают цвета узоров на вышивке?
Красным по белому, белым по кумачу
история заонежской вышивки
Красно-белая вышивка Заонежья узнаваема, по-северному лаконична и мудра.
Зародилась она в карельской деревне Хашезеро, недалеко от Шуньги. Считается, что искусство вышивки привезли сюда выходцы из Великого Новгорода, когда заселяли Заонежский пол уостров.
За пределами Заонежья вышивка пол учила известность в конце XIX — начале XX века благодаря крупнейшей на Русском Севере Шуньгской ярмарке — шумной, праздничной, многолюдной. Той, что стояла на оживленном торговом пути от Беломорья к Великому Новгороду.
Вышивали много. На Руси вышивка была обязательным для женщин ремеслом, доступным каждой крестьянской семье. Девочек учили вышивать с раннего возраста, чтобы к 13 — 15 годам они смогли приготовить себе приданое.
Из чего складывалась вышивка
Нитки
Традиционно заонежские мастерицы вышивали льняными нитями — красными, белыми или суровыми. А со второй пол овины XIX века — привозными бумажными (хлопчатобумажными).
Красители заготавливали сами. Настой из ольховой коры давал красно-коричневый цвет — неяркий и не очень стойкий. С середины XIX века стали покупать искусственные анилиновые красители — сочные и более долговечные.
Ткани
В Заонежье ис пол ьзовали отбеленный или серый домотканый льняной холст, а также кумач — хлопчатобумажную ткань красного цвета. Лён для себя выращивала почти каждая крестьянская семья. Кумач был покупным, а изделия из него — более редкими.
Виды швов
Основных техник вышивания две. Счётная учитывает количество нитей ткани, несчётная накладывается по намеченным контурам рисунка. Присмотримся к популярным в Заонежье видам шва.
Двусторонний
Самый древний, по-заонежски — «досюльный». Главная особенность в том, что рисунок выглядит одинаково с лицевой и изнаночной сторон. Чтобы нитка обошла весь рисунок и вернулась в исходную точку без единой ошибки, вышивальщице приходилось задумываться над каждым стежком. Таким швом украшали пол отенца и женские рубахи. Ис пол ьзовали красную нить и белый холст.
Тамбурный
Похож и на шитье, и на вязание. Игла «тамбурка» (или крючок) протягивает на лицевую поверхность петли, которые соединяются в косичку. Такая косичка обводит рисунок, будто рельефный контур. Тамбуром вышивали подзоры (низ простыни), пол отенца, рубахи.
Тамбур по филе
Вышивальщица рисует контур на холсте и повторяет его тамбурным швом. Затем выдёргивает из холста нити и перевивает льняной ниткой. Получается сквозная сетка. Такие вышивки всегда делали белым по белому. Ими украшали простыни, подзоры, пол отенца, которые ис пол ьзовали в обрядах.
Крестом
Тип счётной вышивки начала XX века. Рисунок складывается из коротких стежков крест-накрест. Крестом вышивали растительные орнаменты на подолах рубах и жанровые композиции на пол отенцах.
Орнаменты, и что они означали
Орнамент — это язык. Его элементы в древности были устойчивы и мало менялись со временем. Историк искусств В. В. Стасов в книге «Русский народный орнамент. Шитье, ткани, кружева» (1872) проводит параллели между орнаментом и письменностью: «… ни одной праздной линии . Каждая чёрточка тут имеет своё значение, является словом, фразой, выражением известных понятий, представлений».
Постепенно изначальные смыслы, стоящие за каждым элементом орнамента, утрачивались. В Заонежье второй пол овины XIX — начала XX века вышивальщицы передавали уже своё, а не родовое понимание узора: первоначальный смысл изменился или вовсе стёрся из памяти. Неизменной оставалась только обереговая функция орнамента. Все это затрудняет «прочтение» вышивки.
Древесно-растительный орнамент
Ис пол ьзовался самостоятельно или вместе с другими. Мог быть строгой геометрической формы, с выверенными пропорциями или, наоборот, плавным, со скруглённым контуром.
Древо жизни
Любимый мотив вышивальщиц с большим количеством вариаций. Дерево символизировало плодоносную силу живой природы, связь поколений. Часто его изображение соединялось с изображением женской фигуры, стилизованных цветов, змееподобных существ или, например, медведя. Так в орнаменте отражалось представление о неразрывности природного и человеческого начал.
Древо жизни вышивали на пол отенцах, простынях, скатертях, на мужских поясах, женских головных уборах и рубахах, предметах свадебного обряда.
Цветы, элементы растений
Такие сюжеты заимствовали из повседневности. Вышивая цветы, побеги с листьями и стебли, девушка на уровне символа творила свою судьбу, «программировала» плодовитость, благосостояние и счастливую жизнь в браке. Часто растительные мотивы подчеркнуто несимметричны.
Изображения животных и птиц
На старых вышивках коня изображали с удлиненными телом и шеей, склоненной головой. Снизу помещали фигуру поменьше — ромб, например, птицу или женщину. На коня иногда сажали всадника. Изображение коня трактуется чаще всего как солярный символ.
Птица-пава
В Заонежье у птицы-павы вытянутый хвост и поднятое крыло. Изображение птицы совмещалось с богатым цветочным узором, овалами и кругами. Такая пава торжественна, спокойна и пол на достоинства. Тех же качеств ожидали и от невесты.
Антропоморфный орнамент
Женская фигура
Вариантов таких фигур множество: голова в виде ромба, овала, восьмигранника, торс прямой или в форме трапеции, руки подняты или опущены. Считается, что укрупненные на некоторых узорах руки могут символизировать Макошь.
Макошь — покровительница женских ремёсел — благоволила к женщинам-хозяйкам, изображалась на домашней утвари, пол отенцах, прялках и одежде.
Женщину часто объединяли в одну фигуру с древом, воп лоща я представления о рождающей земле и о женщине — продолжательнице рода.
Геометрический орнамент
Пред пол ожительно, он самый древний, но встречается в Заонежье нечасто.
Вышивали пол уромб, ромб с удлиненными краями и совмещенный с другими геометрическими фигурами. Для такого мотива выбирали нижний край женской рубахи.
Многолепестковая розетка
Вариантов розеток несколько, например, когда середина — цветок-солнышко. Интерпретируется чаще всего как календарь. Вышивалась розетка по краю пол отенца или на передниках и подзорах.
Восьмиконечная звезда, треугольники, кресты
Из таких фигур создавали сложные пропорциональные композиции, вписанные в единую рамку. Пример: узор вышивок оплечий, какие создавали в Заонежье XIX века. Скорее всего, простейшие геометрические фигуры символизировали солнце.
Как ис пол ьзовали вышитые вещи
Традиционно вышивали и на текстиле, который ис пол ьзовался в быту, и на том, что предназначался для обрядов — свадебных, связанных с рождением и смертью, крестьянским календарем.
Так или иначе вышитый текстиль участвовал во всех этапах свадебного ритуала: смотринах невесты, сватовстве, договоре сторон, езде по родственникам, девичнике, собственно свадьбе и послесвадебных обрядах.
Особенно много вышивали пол отенец:
- посажное — самое длинное — в день венчания обрамляло икону;
- утиральник — до двух с пол овиной метров — ис пол ьзовался в различных обрядах, передавался по наследству (такие хранятся в качестве семейных реликвий);
- подножное — на него молодые вставали во время церковного венчания;
- стеновое — такими во время свадьбы обтягивали столы по периметру (чем больше гостей, тем длиннее холст);
- свекровник, золовушник и другие «номенклатурные» пол отенца — предназначались в дар родственникам и свадебным чинам.
В обмен на вышитое невеста пол учала рас пол ожение членов новой семьи и защиту духов-покровителей. Вышивкой молодая расплачивалась после родов с повивальной бабкой; юбка матери шла на пол ог для колыбели; посажной свадебной скатертью лечили детские болезни, пол отенца ис пол ьзовали для опускания гроба («чтоб дорога на тот свет была широкой»). Вышитой одеждой ограждали себя от зла.
Рас пол агали орнаменты по краю подола, рукавов, ворота, а также над сгибами рук, вдоль швов и боковых разрезов — в местах «входа». Вышивка выступала в роли оберега, считалось, что оранментальный рисунок охранял тело человека.
Как менялась вышивка Заонежья, и при чём здесь город
С конца XIX века в Карелии наряду с домашним вышиванием стал развиваться ремесленный промысел. На рубеже XIX — XX веков в Заонежье было всего 5 вышивальщиц, которые работали на заказ. А к 1911 году — через 4 года после появления в Шуньге пункта Общества помощи ручному труду — таких мастериц-надомниц стало 300.
Общество обеспечивало вышивальщиц заказами и сбывало продукцию через русские и международные рынки. С одной стороны, это принесло заонежской вышивке известность и признание (в частности, медали всемирных выставок), а с другой — безвозвратно изменило её в соответствии с модой и потребностями ярмарочных покупателей. Появились «свежие» орнаменты, «как на городских рекламных листовках». На волне популярности были салфетки и отделки для платьев.
После революции мастерские Общества закрылись. Возрождение вышивального промысла началось в 1929 году, с открытием артели «Хашезерская вышивка» . В советский период искусство вышивания приобрело характер организованных промыслов, в 1957 году процесс шитья механизировали и в разы увеличили объёмы производства.
В некогда консервативное ремесло вошли сюжеты новой, советской, действительности. В 40-е — 50-е годы лучшие вышивальщицы артели вы пол няли правительственные заказы: скатерть «20 лет Карело-Финской ССР», монументальные панно «Легендарный поход Тойво Антикайнена», «Вяйнемяйнен играет на кантеле» появились именно тогда.
Вышивка, какой она была до революции, ушла в прошлое вместе с деревенским бытом и представлениями о мире. Хотя и в 1970-х — 80-х годах отдельные вышивальщицы помнили и творчески перерабатывали «бабушкины» узоры для себя, для домашнего интерьера.
Где искать заонежскую вышивку
Традиционная заонежская вышивка бытует в различных формах. «Та самая» есть в коллекциях музеев, хоть и в небольших количествах: во время Второй мировой войны Заонежье было оккупировано, многое утрачено или вывезено.
Представление о старинном текстиле дают этнографические реконструкции. Такие можно видеть на сельских и городских праздниках, в костюмах местных фольклорных ансамблей.
Но главный держатель бренда заонежской вышивки и хранитель традиций — фабрика «Карельские узоры» из Медвежьегорска, наследница артели, основанной в 1929 году. Здесь создают продукцию и для туристов, и коллекционную, на заказ. Нитки по-прежнему в основном красные и белые, а цвета тканей разнообразнее, чем в старину — это продиктовано спросом.
На фабрике хранят «таблицы вышивок» — образцы узоров за 90 лет. Некоторые из них вы пол нены на тканях, которых сегодня не существует. На старые вышивки ориентируются мастера при создании совсем новых узоров, а иногда воспроизводят сложнейшие аутентичные узоры точь-в-точь.
Так вышивают сегодня:
- художник придумывает узор, ис пол ьзуя таблицы старых вышивок,
скольщик на кальке повторяет весь рисунок вручную: прокалывает контур через каждый миллиметр; - скольщик же накладывает проколотую кальку на ткань и тампоном, смоченным в растворе синьки, промакивает кальку;
- раствор проникает через проколы, и на ткани появляется рисунок (контур), вышивальщица по контуру вышивает узор с помощью тамбурной машинки;
- ткань с готовой вышивкой отправляется на утюжку;
- в цеху пошива узорный отрез приобретает окончательный вид и форму — рушника, скатерти, сороки-банданы или платья.
Иногда заонежские орнаменты переосмысляются модными дизайнерами и попадают в актуальные этноколлекции и на подиумы, как это было во время Mercedes-Benz Fashion Week Russia в 2017 году.
Что символизируют и означают цвета узоров на вышивке?
Что символизируют и означают цвета узоров на вышивке?
Многие считают, что цвета тканей и нитей для словянской вышитой одежды подбираются просто так, для красивой композиции, чтобы привлекать внимание окружающих своими прекрасными, разнообразными узорами. Но на самом деле, это заблуждение! Каждая вышивка и ее цвет имеет свое особое значение. Наши рукодельницы учитывают каждую деталь при изготовлении одежды. Мы используем натуральные ткани, и яркие, прочные нити. Наши изделия долговечные, нарядные и практичные.
Прежде чем решитесь на покупку вышиванки, платья, пальто, блузы или юбки предлагаем вам выбрать одежду не только исходя из личных предпочтений, но и значения вышитого рисунка и его цвета. Предлагаем Вам посмотреть список значений цветов вышивки на украинской одежде:
Белый — Известно всем, что этот цвет обозначает невинность, непорочность, чистоту. Наши предки считали, что вышиванки с орнаментом белого цвета могли носить только молодые, незамужние девушки. Потому как белая вышиванка считалась символом невинности, а также берегла девушек от порчи и сглаза.
Красный — Наиболее распространенный цвет вышивок, наши предки говорили: “этот цвет наполняет позитивной жизненной энергией”. Красный — символизирует любовь к человеку, к жизни, энергию солнца, радость. Поэтому детские и женские вышиванки чаще всего украшают именно красными нитями или на красной ткани!
Черный — Поскольку земля — главная кормилица наших предков, они черный цвет вышивки ассоциировали именно с землей и ее плодородием. Но не во всех регионах страны так считают. Например в Полесье, черный является символом скорби и смерти, а в Подолье и в Борщевской вышивке, наоборот. Черная вышивка на одежде обещает владельцу богатство и благополучие.
Синий — распространенный цвет на словянских вышиванках, потому как наши предки считали его мощнейшим оберегом. Символ неба и воды, (избавление от недугов и душевное спокойствие). Вышивка синими нитями чаще всего присутствует на мужских вышиванках, а также на детских, ведь именно мужчин (которые часто попадали в опасные ситуации) и детей наши предки старались защитить от болезней и опасностей.
Зеленый — женский цвет на украинских вышиванках, он ассоциируется с молодостью, красотой, беззаботностью и весной. Раньше считали, что присутствие зеленого цвета в вышивке спасает от природных стихий.
Золотой или желтый — этот цвет символ меда и пшеницы, благополучия, достатка, богатства, и радости. Вышиванки с золотым и желтым узором помогут принести в вашу жизнь материальный достаток.
Многоцветные орнаменты — Все вышеперечисленные цвета считаются традиционными для вышивки словянской одежды и аксессуаров. Сегодня натуральные красители позволяют создавать нити многочисленных расцветок: серо-синие, светло и темно-коричневые, от светлых голубых до глубоких темно-синих, широкая гамма зеленых и красных оттенков. Многоцветные орнаменты в вышивке рушников и одежды встречаются во всех областях. С помощью многоцветных нитей словянские мастерицы создают чудесные красочные и уникальные орнаменты.
Где можно купить вышиванки?
Магазин вышиванок предлагает модникам и модницам приобрести наши высококачественные вышитые изделия по доступной цене. Мы отвечаем за качество своего товара, и надеемся, что наша одежда будет радовать Вас и окружающих, дарить Вам прекрасное настроение и только положительные эмоции!