Вышивка по свободному контуру это какая гладь

Для начинающих вышивальщиц. Вышивание свободной гладью

Гладь— это вышивание плоскости! узора частично или полностью прямыми и косыми стежками. Существует много техник выполнения глади.

Рис.45. Шов «елочка»: а, б-одинарная, в-ломаная; г — двухрядная; д, е-трехрядная

Гладь бывает односторонняя и двусторонняя, плоская (без настила) и высокая или выпуклая (по настилу), прорезная, точная или счетная, и свободная или рисованная, одноцветная и многоцветная. Выполняется вручную и на пяльцах, нитками разных сортов в зависимости от качества ткани, узора, назначения изделия и техники выполнения.

Гладь свободная без настила

двусторонняя, широко используется в растительных орнаментах и вышивается цветными нитками. Мелкие листики вышивают косой гладью, плоды —- прямой (рис. 46,а, б). В крупных деталях узора стежки глади располагают по форме узора: в лепестках цветов — от края к центру узора, в листьях — от края к середине, по направлению прожилок (рис. 46,в). Иногда контур листьев зашивают не полностью (рис. 46,г).

Гладь вприкреп

применяется для заполнения больших поверхностей узоров. Эта гладь давно была известна на Ближнем и Дальнем Востоке, в Средней Азии и на Кавказе. Вышивают отдельными стежками «верхошва», которые при обратном ходе закрепляют маленькими косыми стежками.

Существует способ, при котором сначала заполняют всю площадь узора длинными стежками глади, а затем поверх них прокладывают поперечные или косые ряды ниток-прикрепок (рис. 47,в).

Верхошов

— односторонняя гладь, вышитая глухим свободным швом. Шьется большими стежками, идущими от центра к краю или от края контура к центру (рис.48,а). На лицевой стороне ткани получается основной рисунок, а с изнанки стежки образуют пунктир по контуру узора (рис. 48,6). Расстояние между стежками по краю будет большим, чем по центру. Стежки прокладывают по форме узора: в цветах — от края к центру, а в листьях, стеблях и ветках — наклонно (рис. 48,в).

Большие закругленные детали вышивают гладью «восьмерка», техника исполнения которой показана на рис. 48,г.

Верхошов, являясь экономной техникой вышивания, был известен во многих странах, но особенного расцвета он достиг благодаря вышивальщицам села Мстера Владимирской области. Они обогатили верхошов яркими красочными расшивками и растительными узорами. Этот шов известен под названием «владимирское шитье». Выполняется толстыми нитками — ирисом, мулине — в пасмо (6 ниток), шерстяными, синтетическими. Основной цвет — красный, дополненный синим, зеленым, желтым, бежевым. Узоры верхошва дополняют обшивкой кисточками и кустиками стежками полукреста.

Сетки декоративные

дополняют и украшают узоры «верхошва». Накладные сетки выполняются нитками, натянутыми от контура одной стороны к контуру другой в горизонтальном, вертикальном и наклонном направлениях. Пересечения ниток прикрепляют к ткани небольшими стежками разных узоров (рис. 49,а). Декоративными накладными сетками можно вышить серединки цветов, отдельные детали узора и весь узор. Серединки цветов «верхошва» заполняют также гладьевыми швами (рис. 49,6).

Двусторонняя гладь с настилом.

Эта техника вышивания выполняется по предварительно проложенному настилу из ниток более толстых, чем рабочие, чтобы гладь была высокой, выпуклой.

Одной из разновидностей этой техники является белая гладь. Когда-то такой гладью (без настила) вышивали белыми нитками по белому льняному полотну постельное и столовое белье. Со временем белой гладью стали украшать воротники, носовые платки, женские блузки, детские платья, прокладывая настил. И стали называть ее «белая гладь», «высокая» или «бродери».

Последовательность выполнения белой глади: на ткань переводят рисунок, обшивают его контуры стежками «вперед иголку», прокладывают настил в один или два ряда (для большей выпуклости) и вышивают гладью в направлении, противоположном настилу. Для работы необходимы мягкие и блестящие нитки мулине или шелк.

Рис.50. Белая гладь: а — шнурочек; 6 — узелки; в—-в — горошинки; ж — листики; з — цветочек; и, к — яистик в раскол

Белая гладь

состоит из нескольких швов: «вперед иголку», «строчка» и «насыпь»,«стебельчатый», которые уже знакомы, а также «шнурочек», «горошек» или «пышечка», «узелки», «лапочки», «листики», «цветочки», «подкладная гладь».

«Шнурочек» выполняется стежками двусторонней глада, слева направо (рис. 50,а).

«Узелки» вышивают на одинаковом расстоянии один от другого, рядами, параллельными контуру рисунка. Этим швом заполняют контуры цветов и листьев (рис. 50,6).

«Горошинки», или «пышечки». После прокладки контура (рис. 50,в) и настила (рис. 50,г, д) начинают вышивать от середины: сначала вышивают одну половинку «горошинки», а затем другую, следя за одинаковым количеством нитей с одной и другой стороны (рис. 50,е).

Рис.51. Варианты белой глади: а,6 — косая гладь; в — резаный листик; г — подкладной шов; д — фестоны; е — сетка ажурная

«Лапочки» и «листики» настилают гладьевыми поперечными стежками вдоль узора (рис. 50,ж).

«Цветочек». Сначала вышивают гладью середину цветка, прокалывая дырочку и обшивая ее шнурочком или петельным швом. Затем стежками «вперед иголку» обозначают контур цветка, делают настил и вышивают гладью лепестки (рис. 50, з).

«Листик в раскол» разделен посередине на две половинки и на две или три части по длине (рис. 50,и). Сначала вышивают гладью конец листика длинными стежками, а затем середину (рис. 50,к).

«Косая гладь» предназначена для вышивания листочков и узоров с волнистыми линиями контуров (рис. 51,а, б).

«Резаный листик» выполняют косой гладью и узелками или бисерным швом — «насыпью». Контур половинки, вышитой «узелками», обшивают «шнурочком», строчкой или стебельчатым швом (рис. 51,в).

Шов «подкладной» выполняют перекрещенными с изнанки стежками «козлика», а с лица контур узора прошивается густыми стежками, напоминающими строчку (рис. 51,г). Этим швом украшают изделия из очень прозрачных тканей: маркизета, батиста, шифона.

Фестоны вышивают петельным швом, настилая стежки перпендикулярно краю изделия. В зависимости от назначения изделия их делают круглыми, острыми, зубчатыми (рис. 51,д).

Сетки ажурные применяют для серединок цветов, лепестков и листьев (рис. 51,е). Сетки могут быть глухими и прорезными.

Белая гладь очень часто сочетается с такими швами, как прорезная гладь и мережки.

Гладь прорезная

— сквозная вышивка, для которой характерны проколотые или прорезанные в ткани дырочки разной; величины и формы: «дырочка» (а), «калачик» (б), «листик», «сцепнушка» (в-д), которые обшиваются валиком. Для вышивания необходимы тонкая и прочная ткань, лучше льняная, и нитки мулине.

Каждую дырочку вышивают отдельно, чтобы на изнанке не оставалось переходов ниток. Мелкие дырочки прокалывают колышком или вязальной спицей и каждую из них обшивают шнурочком без предварительной наметки. Можно сначала сделать настил по контуру дырочки в один

два ряда стежками шва «вперед иголкой», затем сделать прокол и обшить его через край узеньким шнурочком шириной 1 — 2 мм.

При вышивании дырочек диаметром до 10 мм в центре ее острыми концами ножниц разрезают ткань крест-накрест. С помощью иглы подгибают ткань по наметке на изнанку и обшивают через край гладьевым шнурочком. После окончания работы концы подогнутой с изнанки ткани обрезаем острыми ножницами (рис. 52,а).

При вышивании «калачика» (рис. 52,6) контуры обшивают стежками в 2—3 ряда. Контур широкой стороны вышивают гладью, а узкую часть шнурочком.

«Листик», или «челнок» (рис. 52,в—д) обшивается шнурочком по контуру, под который забирается разрезанная ткань.

Легкая, или скорая, гладь. На основе простых ручных швов рукодельницы создавали новые — скорые, более легкие в работе швы. Современные отделочные швы отличаются от старинных своей простотой. Их выполняют, как правило, по свободному контуру рисунка большими стежками и толстыми нитками, не придерживаясь точности в счете ниток ткани.

В технике вышивания скорая гладь применяются почти все ранее известные швы: вперед иголку, строчка, петельный, стебельчатый, «козлик», «пилочка», тамбурные, штриховая гладь, а также созданные на их основе новые швы.

Гладь штриховая

Состоит из отдельных стежков, напоминающих лучи или штрихи, идущие в разных направлениях от центра. Техника исполнения очень проста: узор переводят точками на ткань и заполняют прямыми и наклонными стежками одно — или двусторонней глади с разными промежутками между ними (рис. 53,а—г). Стежки не должны быть очень длинными, чтобы не вытягивались.

Штриховая гладь применяется самостоятельно и в сочетании с другими видами вышивки: выпуклой и плоской гладью, стебельчатым и тамбурным швами.

Легкими декоративными швами вышивают панно (рис. 53,д), коврики, диванные подушки, сумки, украшают одежду.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Швы по свободному контуру

Тамбурный шов


Рис. 75. Виды тамбурного шва: а — зигзагообразный; б — двухцветный; в — широкий; г — канатный; д — перекрученный; е — открытый; ж — заплетенный

Имеется много модификаций этого шва.

Простой тамбурный шов представлен в разделе строчки на рис. 51.

Рис. 51. Простой тамбурный шов иглой

  • Очень декоративен зигзагообразный тамбур (рис. 75, а). Игла вкалывается в ткань под углом к продольной оси шва. Хорошо смотрится обычный или зигзагообразный тамбурами шов, выполненный нитями двух цветов. Для этого в иглу одновременно вдеваются две рабочие нити разных цветов (рис. 75, б) и поочередно каждым цветом последовательно вышиваются петельки тамбурного шва.
  • При выполнении широкого тамбурного шва рис. 75, в) игла с рабочей нитью входит в ткань под углом к оси шва и на некотором расстоянии от начала петельки.
  • Очень красив канатный тамбурный шов (рис. 75, г). Выполненный толстой крученой нитью, он напоминает цепь с перехватами. Лучше вышивать его снизу вверх. Прежде чем вколоть в ткань, иглу обкручивают один раз рабочей нитью движением слева направо. Затем делают петлю рабочей нитью и, отступив на некоторое расстояние от предыдущей петельки шва, вкалывают иглу в ткань выполнения следующей петельки.
  • Особенность перекрученного тамбура (рис. 75, д) состоит в том, что снаружи рабочий стежок иглы пересекает под углом направление шва. Игла входит в ткань снаружи петли рабочей нити.
  • Открытый тамбур (рис. 75, е) характеризуется тем, что петелька шва образуется не в процессе вкалывания иглы в ткань, а путем подхватывания рабочей нитью предыдущей петельки. В самом начале работы необходимо сделать начальный стежок 1-2, за который крепится первая петля шва.
  • Заплетенный тамбур (рис. 75, ж) внешне совсем не похож на основной шов. Особенность его заключается в том, что игла вкалывается поперек шва и рабочая нить делает перекрученную петлю.
  • Интересной разновидностью тамбурного шва является одиночный тамбур. Его еще вызывают «петелька в один прикреп», «петелька в два прикрепа». Одиночный тамбур обычно используют для вышивки простых цветов или листьев (рис. 76). При вышивке петелькой в один прикреп прикрепляющий стежок кладется по оси лепестка, а при вышивке петелькой в два прикрепа два прикрепляющих стежка располагаются под одинаковым углом к оси лепестка. Петельками в два прикрепа удобно вышивать цветы василька, репейника. При вышивании одиночным тамбуром крупных элементов петельку можно выполнить в три прикрепа.


Рис. 76. Выполнение одиночного тамбура: а — петелька в один прикреп: б — петелька в два прикрепа; в — петелька в три прикрепа

Вышивка одиночным тамбуром хорошо смотрится на трикотажных, вязаных изделиях. Нити лучше брать слабого кручения — шерсть, гарус.

Петельный шов


Рис. 77. Петельный шов: а — простой; б — сгруппированный по два стежка

Применяется самостоятельно как декоративный, а также как составной элемент при обработке края в некоторых видах вышивок. В исполнении очень прост (рис. 77).

Меняя расстояние между стежками и наклон, чередуя стежки разной длины, можно получить много вариантов декоративного петельного шва:

  • петельный шов с ритмично чередующейся длиной стежка;
  • петельный маскировочный шов. Стежки выполняются попеременно по одну и другую сторону шва. Первый стежок делают крайний слева, сверху вниз, следующий укол иглой навстречу ему — снизу вверх и т. д. Этот шов применяется для маскировки соединительных швов;
  • петельный шов, которым обшивают группу свободно наложенных нитей одного цвета;
  • смещенный петельный шов. Вышивальную нить затягивают не на краю шва, как обычно, а посередине (рис. 78, а). Этим швом также маскируют соединительные швы;


Рис. 78. Виды петельного шва: а — смещенный; б — с перевивом; в — крест; г — лапочка

  • петельный шов с перевивом (рис. 78, б). Выполняется справа налево. Является основным при вышивке ришелье;
  • петельный шов «крест» (рис. 78, в). Игла вкалывается в ткань под наклоном, в результате чего стежки образуют крестики;
  • петельный шов «лапочка» (рис. 78, г) — сочетание стежков разной длины и наклона;
  • двухцветный односторонний петельный шов. Вначале выполняется обычный петельный шов одним цветом, затем другим, причем стежки второго шва ложатся в промежутках между стежками первого.

Швы лучше выполнять по счету нитей ткани, используя толстую крученую нить.

Елочка

Внешне шов напоминает еловую веточку. Каждый стежок располагают так, чтобы одна часть его образовала стебель, а вторая — иголочку (рис. 79, а). При каждом новом стежке меняют направление рабочей нити делая полупетлю то справа, то слева от оси шва. На изнанке получаются прямые стежки, расходящиеся от оси шва.


Рис. 79. Выполнение елочки (а) и шва с перехватом (б)

В правильно выполненной елочке полупетли лицевых стежков одинаковые. Для этого необходимо каждый раз вкалывать иглу с изнаночной стороны на лицевую на одинаковом расстоянии от предыдущего стежка.

Шов с перехватом

Представляет собой сочетание отдельно расположенных вертикальных стежков и прикрепляющих их к ткани коротких наклонных стежков (рис. 79, б). Прикрепляющий стежок перебрасывается через вертикальный слева направо.

Зигзагообразные швы, треугольники

Выполняя простой зигзагообразный шов (рис. 80, а), из точки 1 делаем по лицевой стороне стежок вниз с наклоном направо в точку 2. По изнаночной стороне выполняем горизонтальный стежок 2-3 такой длины, чтобы точка 1 оказалась напротив его середины. Из точки 3 по лицевой стороне прокладываем стежок в точку 2, затем по изнанке выполняем стежок 1-4 такой же длины, как и стежок 2-3, и т. д.


Рис. 80. Выполнение шва «зигзаг» (а), одинарного треугольника (б) и двойного треугольника (в)

  • Шов одинарный треугольник (рис. 80, б) выполняем вышеописанным способом, добавят по лицевой стороне горизонтальный стежок снизу.
  • Чтобы получить двойной треугольник (рис. 80, в), дважды повторяем все стежки.

Узелковый шов

Применяется в сочетании с вышивкой гладью для заполнения частей листиков, сердцевинки цветов.

Иглу нужно брать одного диаметра по всей длине, чтобы не выделялось ушко. Делаем стежок длиной 2 — 3 мм с таким расчетом, чтобы рабочая нить выходила на лицевую сторону как раз посередине этого стежка (рис. 81, а). Оставляем иглу в ткани и на свободном конце ее делаем рабочей нитью один виток.

Левой рукой прижимаем иглу с навивкой к ткани, а правой аккуратно протягиваем иглу с рабочей нитью через ткань и виток и прикрепляем полученный узелок к ткани в том же месте. Шов, в котором делается один виток, называется насыпью.


Рис. 81. Узелковый шов: а — насыпь; б — рококо

Можно сделать на игле несколько витков (рис. 81, б), тогда образуются валики. Укладывая их определенным способом, получим красивые розочки или другие цветы. Этот вид вышивки еще называют «рококо». Чтобы цветок был изящным, на игле надо делать не более 15 — 17 витков.

Стебельчатый шов

Применяется в белой глади для вышивки стеблей цветов, а также самостоятельно при выполнении контурных узоров.


Рис. 82. Варианты выполнения стебельчатого шва

Основан на шве «назад иголку», то есть каждый стежок делают, отступив назад. Лицевые стежки ложатся в одном направлении, заходя один за другой справа или слева, в зависимости от назначения шва и удобства его выполнения (рис. 82, а).

Лицевые стежки должны быть в два раза длиннее изнаночных, каждый прокол последующего лицевого стежка находится на середине предыдущего. Иногда стебельчатый шов выполняют так, что лицевые стежки не перекрывают друг друга, а лежат строчечкой (рис. 82, б).

Читайте также:  Швейная машинка тикка не шьет
Оцените статью