Вышивка по свободному контуру или счетная вышивка

Швы по свободному контуру

Тамбурный шов


Рис. 75. Виды тамбурного шва: а — зигзагообразный; б — двухцветный; в — широкий; г — канатный; д — перекрученный; е — открытый; ж — заплетенный

Имеется много модификаций этого шва.

Простой тамбурный шов представлен в разделе строчки на рис. 51.

Рис. 51. Простой тамбурный шов иглой

  • Очень декоративен зигзагообразный тамбур (рис. 75, а). Игла вкалывается в ткань под углом к продольной оси шва. Хорошо смотрится обычный или зигзагообразный тамбурами шов, выполненный нитями двух цветов. Для этого в иглу одновременно вдеваются две рабочие нити разных цветов (рис. 75, б) и поочередно каждым цветом последовательно вышиваются петельки тамбурного шва.
  • При выполнении широкого тамбурного шва рис. 75, в) игла с рабочей нитью входит в ткань под углом к оси шва и на некотором расстоянии от начала петельки.
  • Очень красив канатный тамбурный шов (рис. 75, г). Выполненный толстой крученой нитью, он напоминает цепь с перехватами. Лучше вышивать его снизу вверх. Прежде чем вколоть в ткань, иглу обкручивают один раз рабочей нитью движением слева направо. Затем делают петлю рабочей нитью и, отступив на некоторое расстояние от предыдущей петельки шва, вкалывают иглу в ткань выполнения следующей петельки.
  • Особенность перекрученного тамбура (рис. 75, д) состоит в том, что снаружи рабочий стежок иглы пересекает под углом направление шва. Игла входит в ткань снаружи петли рабочей нити.
  • Открытый тамбур (рис. 75, е) характеризуется тем, что петелька шва образуется не в процессе вкалывания иглы в ткань, а путем подхватывания рабочей нитью предыдущей петельки. В самом начале работы необходимо сделать начальный стежок 1-2, за который крепится первая петля шва.
  • Заплетенный тамбур (рис. 75, ж) внешне совсем не похож на основной шов. Особенность его заключается в том, что игла вкалывается поперек шва и рабочая нить делает перекрученную петлю.
  • Интересной разновидностью тамбурного шва является одиночный тамбур. Его еще вызывают «петелька в один прикреп», «петелька в два прикрепа». Одиночный тамбур обычно используют для вышивки простых цветов или листьев (рис. 76). При вышивке петелькой в один прикреп прикрепляющий стежок кладется по оси лепестка, а при вышивке петелькой в два прикрепа два прикрепляющих стежка располагаются под одинаковым углом к оси лепестка. Петельками в два прикрепа удобно вышивать цветы василька, репейника. При вышивании одиночным тамбуром крупных элементов петельку можно выполнить в три прикрепа.
Читайте также:  Т106 шило 4 103


Рис. 76. Выполнение одиночного тамбура: а — петелька в один прикреп: б — петелька в два прикрепа; в — петелька в три прикрепа

Вышивка одиночным тамбуром хорошо смотрится на трикотажных, вязаных изделиях. Нити лучше брать слабого кручения — шерсть, гарус.

Петельный шов


Рис. 77. Петельный шов: а — простой; б — сгруппированный по два стежка

Применяется самостоятельно как декоративный, а также как составной элемент при обработке края в некоторых видах вышивок. В исполнении очень прост (рис. 77).

Меняя расстояние между стежками и наклон, чередуя стежки разной длины, можно получить много вариантов декоративного петельного шва:

  • петельный шов с ритмично чередующейся длиной стежка;
  • петельный маскировочный шов. Стежки выполняются попеременно по одну и другую сторону шва. Первый стежок делают крайний слева, сверху вниз, следующий укол иглой навстречу ему — снизу вверх и т. д. Этот шов применяется для маскировки соединительных швов;
  • петельный шов, которым обшивают группу свободно наложенных нитей одного цвета;
  • смещенный петельный шов. Вышивальную нить затягивают не на краю шва, как обычно, а посередине (рис. 78, а). Этим швом также маскируют соединительные швы;


Рис. 78. Виды петельного шва: а — смещенный; б — с перевивом; в — крест; г — лапочка

  • петельный шов с перевивом (рис. 78, б). Выполняется справа налево. Является основным при вышивке ришелье;
  • петельный шов «крест» (рис. 78, в). Игла вкалывается в ткань под наклоном, в результате чего стежки образуют крестики;
  • петельный шов «лапочка» (рис. 78, г) — сочетание стежков разной длины и наклона;
  • двухцветный односторонний петельный шов. Вначале выполняется обычный петельный шов одним цветом, затем другим, причем стежки второго шва ложатся в промежутках между стежками первого.

Швы лучше выполнять по счету нитей ткани, используя толстую крученую нить.

Елочка

Внешне шов напоминает еловую веточку. Каждый стежок располагают так, чтобы одна часть его образовала стебель, а вторая — иголочку (рис. 79, а). При каждом новом стежке меняют направление рабочей нити делая полупетлю то справа, то слева от оси шва. На изнанке получаются прямые стежки, расходящиеся от оси шва.


Рис. 79. Выполнение елочки (а) и шва с перехватом (б)

В правильно выполненной елочке полупетли лицевых стежков одинаковые. Для этого необходимо каждый раз вкалывать иглу с изнаночной стороны на лицевую на одинаковом расстоянии от предыдущего стежка.

Шов с перехватом

Представляет собой сочетание отдельно расположенных вертикальных стежков и прикрепляющих их к ткани коротких наклонных стежков (рис. 79, б). Прикрепляющий стежок перебрасывается через вертикальный слева направо.

Зигзагообразные швы, треугольники

Выполняя простой зигзагообразный шов (рис. 80, а), из точки 1 делаем по лицевой стороне стежок вниз с наклоном направо в точку 2. По изнаночной стороне выполняем горизонтальный стежок 2-3 такой длины, чтобы точка 1 оказалась напротив его середины. Из точки 3 по лицевой стороне прокладываем стежок в точку 2, затем по изнанке выполняем стежок 1-4 такой же длины, как и стежок 2-3, и т. д.


Рис. 80. Выполнение шва «зигзаг» (а), одинарного треугольника (б) и двойного треугольника (в)

  • Шов одинарный треугольник (рис. 80, б) выполняем вышеописанным способом, добавят по лицевой стороне горизонтальный стежок снизу.
  • Чтобы получить двойной треугольник (рис. 80, в), дважды повторяем все стежки.

Узелковый шов

Применяется в сочетании с вышивкой гладью для заполнения частей листиков, сердцевинки цветов.

Иглу нужно брать одного диаметра по всей длине, чтобы не выделялось ушко. Делаем стежок длиной 2 — 3 мм с таким расчетом, чтобы рабочая нить выходила на лицевую сторону как раз посередине этого стежка (рис. 81, а). Оставляем иглу в ткани и на свободном конце ее делаем рабочей нитью один виток.

Левой рукой прижимаем иглу с навивкой к ткани, а правой аккуратно протягиваем иглу с рабочей нитью через ткань и виток и прикрепляем полученный узелок к ткани в том же месте. Шов, в котором делается один виток, называется насыпью.


Рис. 81. Узелковый шов: а — насыпь; б — рококо

Можно сделать на игле несколько витков (рис. 81, б), тогда образуются валики. Укладывая их определенным способом, получим красивые розочки или другие цветы. Этот вид вышивки еще называют «рококо». Чтобы цветок был изящным, на игле надо делать не более 15 — 17 витков.

Стебельчатый шов

Применяется в белой глади для вышивки стеблей цветов, а также самостоятельно при выполнении контурных узоров.


Рис. 82. Варианты выполнения стебельчатого шва

Основан на шве «назад иголку», то есть каждый стежок делают, отступив назад. Лицевые стежки ложатся в одном направлении, заходя один за другой справа или слева, в зависимости от назначения шва и удобства его выполнения (рис. 82, а).

Лицевые стежки должны быть в два раза длиннее изнаночных, каждый прокол последующего лицевого стежка находится на середине предыдущего. Иногда стебельчатый шов выполняют так, что лицевые стежки не перекрывают друг друга, а лежат строчечкой (рис. 82, б).

Вышивка по свободному контуру или счетная вышивка

Автор: Наталия Горюшкина

Вышивка — это очень древнее рукоделие. Историки считают, что оно появилось одновременно с шитьем. Просто однажды какой-то первобытной мастерице пришла в голову гениальная мысль: использовать стежки не только для сшивания деталей, но и для их украшения. Наверняка и первыми вышитыми изделиями были шкуры животных, а в качестве ниток и бусинок использовались волокна растений, жилы животных, камушки и ракушки. Зато теперь нам известно великое множество разновидностей вышивки. Мы сегодня поговорим о самых простых и древних — счетных вышивках.

Они называются «счетными», потому что выполняются по счету нитей основного полотна. Такие техники были тесно связаны со структурой ткани, ведь могли выполняться преимущественно на тканях с регулярным переплетением. Счетные вышивки были удобны тем, что но не требовали от мастериц никаких дополнительных приспособлений, зато давали простор для фантазии и творчества.

Сейчас трудно установить точно, откуда пошла эта традиция. Предметы одежды, интерьера, домашнего текстиля, декорированные счетными стежками, были и в Древнем Египте, и в Древней Персии. Считается, что оттуда они распространились по Европе.

Не стала исключением и Россия. На Руси вышивка была самым известным и преобладающим видом народного творчества. Как справедливо отмечал В.С.Воронов «Художественная культура старого крестьянского быта с особенной яркостью и богатством может быть прослежена в обширнейшей области бытовой вышивки, являющейся хранительницей древнейших и глубочайших художественных образов и мотивов русского искусства». Она применялась для украшения скатертей, полотенец, подзоров, праздничного и повседневного костюма, А позднее — и для декорирования церковного облачения и утвари.

Фото. А. Г. Венецианов «Крестьянская девушка за вышиванием» (1843). Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Геометричность счетной техники давала широкий простор для творчества. Узоры складывались из геометрических фигур или контуров, получаемых из различных комбинаций стежков — так появились первые орнаменты. Основой для них могло стать все, что окружало древних мастериц, например морозные узоры на окнах, снежинки, цветы и листья. Позднее такие вот простые геометрические элементы складывали в более сложные — стилизованные изображения деревьев, фигур животных и человека, сюжетных сцен.

Рисунку в народном творчестве вообще придавали магическое значение, некоторые изображения были так называемыми «оберегами», которые, согласно поверьям, оберегали дом, животных и людей от болезней и бед.

Понятно, что ни книг не было, ни курсов рукоделия в те времена не было. Мастерицы учились друг у друга, перенимая понравившиеся приемы. Поэтому в каждом регионе, в каждой губернии рождалась своя, отличная от других техника вышивки. Эти традиции дошли и до наших дней. Даже непосвященные легко могут отличить тверскую мелкую строчку от крестецкой, нижегородский гипюр от ивановской и ярославской строчки с обводкой, олонецкое шитье от цветной перевити.

Фото. Рушник. Счетная одноцветная гладь. Автор работы — соколиха.
Фото. Вышивка в технике олонецкая роспись.
Фото. Орнамент. Счетная вышивка и болгарский крест. Автор работы — llyra.

Вышивка в разных регионах России различалась не только по виду, но и по цвету. В северных губерниях (Вологодской, Архангельской, Новгородской, в Карелии) вышивка выполнялась преимущественно красной нитью, символизирующей солнце, южнее — в Курской, Воронежской — к ней добавлялась черная. Чем южнее, тем ярче и многоцветнее была вышивка, как и природа, окружающая вышивальщиц. Это объяснялось тем, что красители в те годы были исключительно растительного происхождения, а значит, число их ограничено. Чем южнее область, тем больше красильных растений оказывалось в распоряжении мастериц, и тем богаче была цветовая гамма в их работах.

Счетная вышивка, выполненная по цельной, непрореженной ткани, называется «верховой», потому что узор при этом словно «рисуется» рабочей нитью, наложенной поверх полотна (нити основы в создании узора при этом не участвуют). Наиболее распространенный вид счетной верховой вышивки — двухсторонний шов. Он выполнялся мелкими стежками цветной, обычно красной, нитью. Тончайший узор ложился на поверхность белого холста, создавая причудливый и тонкой геометрический узор или заполнял более сложные изображения. Причем, рисунок был одинаков с обеих сторон ткани. Этот тип вышивки, имеющий несколько разновидностей («роспись», «клетка», «шашка» и т. д.), был широко распространен в Олонецкой, Архангельской и Вологодской, Тверской и Новгородской губерниях. Кроме геометрических узоров, росписью вышивали изображения женских фигур, всадников, птиц и зверей.

Для большей выразительности узора при украшении полотенец, рубах и подзоров мастерицы часто объединяли роспись с другими видами счетной вышивки — гладью и набором.

Фото. Оберег, вышитый в технике «набор». Автор работы — Nika_S.

Набор покрывает ткань плотно прилегающими друг к другу рядами стежков, выполненными швом «вперед иголку». Название произошло от самой технологии: мастерица словно набирает на иглу с рабочей нитью определенное число нитей основы. Такой вид вышивки также называли «браное шитье» (от слова «брать, набрать»).

На изнаночной стороне рисунок получается негативным, поэтому эта техника широко применялась для двухсторонних изделий — полотенец и рушников, салфеток, поясов, лент, но ею часто украшали и скатерти, подолы одежды.

Фото. Орловский спис.

Одной из разновидностей наборного шитья является «орловский спис». Характерная его особенность — рисунок «обводился» по контуру тамбурным швом, а внутри заполнялся наборной вышивкой, выполненной в виде орнаментов. Очень интересны названия проемов узорного заполнения площадей в такой вышивке (так называемых «бранок»): «вороний глаз», «сосна», «волна», «дробнушки» и т.д. Поэтично, не правда ли?! Но самое примечательное — это декор такой вышивки: в орнаменте традиционно преобладают образы деревьев (древо жизни, древо познания), птиц, всадников, языческих символов в виде крестов и ромбов.

При вышивке счетной гладью стежки, заполняющие детали орнамента, укладываются параллельными рядами плотно друг к другу с двух сторон полотна. Этот вид вышивки был особенно распространен в Рязанской, Орловской и Архангельской (г. Каргополь) губерниях. Каргопольской вышивкой украшали полотенца, подзоры, скатерти, свадебные ширинки, рубахи, передники. Одним из самых распространенных сюжетов каргопольской вышивки является композиция с изображением женской фигуры в окружении двух всадников (или барсов). К более древним мотивам можно отнести изображение древа жизни, двуглавой птицы-ладьи и «рожаницы». Как и во всей русской народной вышивке, в каргопольской одним из самых популярных мотивов были птицы-павы с пышными хвостами.

Эта вышивка традиционно выполнялась красной нитью по белому полотну, иногда ее оттеняли желтым, синим или коричневым. Хотя во многих регионах была популярна т.н. «белая гладь», выполняемая нитками в цвет полотна (это позволяло создавать рельефные узоры, что стало мостиком к возникновению всевозможных разновидностей вышитого кружева).

Другим способом «заполнить цветом» фигуры на ткани был крест (или полукрест). Его тоже выполняли по счету нити полотна основы, а позднее — по наложенному на него особому полотну с редким переплетением — канвы. Крест мог быть прямой или наклонный, известна и особая техника двойного «болгарского креста». Вышивка крестом была наиболее распространена в южных регионах России и на Украине. Там она традиционно используется и до сих по при украшении рушников и для декора одежды (рубахи-вышиванки).

Фото. В. Э. Борисов-Мусатов «Леди вышивает» (1901). Холст, темпера. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Как и все виды искусства, вышивка постоянно развивается. Особая дата в истории счетной вышивки, как и всего декоративно-прикладного искусства — конец XIX века. Стиль модерн, господствующий в русской культуре, повлиял и на рукоделие: мастерицы того времени стремятся сочетать, сопоставлять в своих работах различные фактуры и техники: например, шитый крестом узор и шитье счетными швами, тамбурный шов и полотно, вышитое набором.

Особую популярность вышивка крестом приобрела в XX веке, постепенно вытеснив другие приемы. Возможно, это связано в широким распространением принтованных тканей, которые уже не нужно было украшать вышивкой.

Именно тогда вошли в моду вышитые картины, оклады для икон и сами иконы, а вышивка постепенно из утилитарного занятия простых крестьянок превращается в хобби для богатых. Умение вышивать крестиком становится обязательным навыком для девушки из любой знатной семьи.

Но года идут, а старые традиции не умирают. Уже современные мастерицы все чаще используют их для украшения домашнего текстиля, одежды и аксессуаров (и даже обуви — вышитыми валенками сегодня никого не удивишь!)

И это радует. Ведь именно счетная вышивка стала прабабушкой для . многих видов кружев. Но об этом — в следующий раз.

Оцените статью