- «Гипюра сказочный узор. » История и современность кружевоплетения и вышивки
- Гипюр это актуальный по сей день материал с многовековой историей
- Происхождение материала
- Описание материала
- Производство и варианты состава
- Разновидности и применение
- Чем отличается гипюр от кружева
- Как стирать и утюжить
- Отбеливание
- В заключении
«Гипюра сказочный узор. » История и современность кружевоплетения и вышивки
ГИПЮР (франц. guipure от guiper — «оплетать», лат. gerrae — «плетение») — вид кружева плетение, отдельные детали которого соединены тонкими нитяными связками наподобие сетки. Изготовлением такого кружева в XVI в. славилась Венеция ). Характерный рисунок венецианского гипюра — венчики цветов и стилизованные побеги с листьями, «разбросанные» по сетчатому полю. В эпоху Барокко , в начале XVII в., появился рельефный гипюр с выступающим петельным швом по краю орнамента . Рисунок стал крупнее, динамичнее, включал большие завитки, изображения лилий и плодов граната. Венецианский гипюр пользовался заслуженной славой, экспортировался во многие страны; им украшали, главным образом, детали мужского костюма: воротники-жабо, манжеты, краги перчаток, перевязь оружия. Во Францию также ввозили исключительно венецианский гипюр, но в 1665 г. в г. Алансоне была основана мануфактура, где местных мастериц стали обучать венецианские кружевницы. Вскоре алансонский гипюр получил название «point de France» (франц., «французский стежок»). Специальным указом король Людовик XIV предписал носить только французские кружева . Алансонский гипюр отличается особенно изысканным мелким узором. В конце XVIIi в. в моду вошел гипюр из мелких цветочков и листьев, соединенных перетяжками в виде маленьких зубчиков. Его стали называть «пико» (франц. pico от итал. piccolo — «маленький, мелкий»).
В России строчевая вышивка как промысел возникла в большом приволжском торгово-промышленном селе Катунки, находящимся в северо-западной части Нижегородской губернии (ныне Чкаловский район Нижегородской области). Село Катунки долгое время было одним из центров кружевного производства.
Нижегородский гипюр как особый вид строчевой вышивки сложился к концу XIX века. Такой тип сквозной вышивки с удивительно красивым орнаментом не встречается в других районах России.
Строчка выполняется по сетке с квадратными ячейками, которые подготавливаются путем выдергивания определенного количества продольных и поперечных нитей из ткани с последующим перевивом столбиков тонкими белыми нитками. По готовой сетке наносится узор из отдельных крупных и мелких элементов, образующих орнаментальный ряд. Строчевые мотивы дополняются узорными мережками, фон ткани красиво контрастирует с праздничной вышивкой.
Гибкая техника дает возможность создавать крупные сюжетные композиции .
Горьковский гипюр – это сквозная вышивка с удивительной красотой и своеобразием своего орнамента, не встречается в других районах страны. Он выполняется по продернутой на ткани сетке, с увеличенным по сравнению с нижегородским гипюром размером ячеек до одного сантиметра.
Гипюр — кружевное полотно, составленное из шитых иглой или сплетенных на коклюшках фрагментов, которые скреплены между собой тонкими связками. Гипюры изготавливались из тончайших хлопчатобумажных или шелковых ниток. Особенно славились венецианские гипюры. В 16 в. из гипюров изготавливали мантильи.
В Италии, которую принято считать родиной кружева, в XVI в. печатались специальные сборники узоров для вышивок шов по прорези и кружев с орнаментом ретичелла (шитых иглой и плетеных), изготовлявшихся в то время как женщинами из народа, так и знатными дамами.
К концу XVI — началу XVII в. широкое распространение получает гипюр, т.е. кружево, состоящее из шитого иглой или плетеного на коклюшках узора, кое-где соединенного тонкими связками. Производством гипюра особенно славилась Венеция. Орнамент венецианского гипюра с течением времени значительно видоизменяется. Первоначально он представляет собою сложные переплетения растительных побегов, от которых отходят стилизованные венчики тюльпанов, лилий, ромашек, соединенные тонкими связками с шипами. Длинные острые зубцы, являющиеся отличительной чертой кружева XVI в., постепенно исчезают, и кружево XVII в. заканчивается фестонами, которые образуются расположенными по краю цветами. Края и детали орнамента подчеркиваются тонким рельефным контуром, выполненным петельным швом. На кружевах XVI — XVII в. узор еще сохраняет симметрию и своеобразный строгий ритм, присущий орнаментам эпохи Возрождения, растительные орнаменты часто дополняются мотивами ваз и гротесками.
К середине XVII в. узор венецианских гипюров становится крупнее и теряет строгость, приобретая большую динамичность. Появляются характерные для стиля барокко пышные орнаментальные завитки, преобладающим мотивом становится растительный побег с большими стилизованными плодами граната и цветами лилии. Увеличивается, делаясь массивнее, рельеф контуров, появляется много разнообразных ажурных сеток. Край кружев делается почти прямым и заканчивается мелкими зубчиками.
В конце XVII и в начале XVIII в. орнамент венецианского гипюра становится гораздо мельче и состоит из узких извивающихся растительных побегов и мелких цветков и листьев, соединенных перетяжками с мелкими розетками и зубчиками — пико. Рельефные контуры остаются, но становятся менее выпуклыми. Этот вид гипюра получил название point de rose.
Кроме Венеции гипюры производились и в других городах Италии. В Милане делался плетеный гипюр. Его пышный растительный орнамент поражает разнообразием ажурных сеток, но в отличие от венецианских гипюров не имеет рельефного контура.
Шитые иглой и плетеные итальянские гипюры ценились очень высоко. Для того чтобы при помощи тонкой льняной нити воспроизвести сложный узор, требовалось очень много времени. Над изготовлением одного воротника или волана трудилось обычно несколько мастериц. Каждая из них делала какую-либо часть узора, а затем эти части соединялись, образуя законченную вещь.
Наряду с шитыми и плетеными гипюрами в городах Италии, главным образом в Генуе, изготовлялось кружево, плетенное из золоченых и серебряных нитей. Золотое и серебряное кружево шло на украшение мужской и женской одежды: его нашивали в виде каймы, часто в несколько рядов, на широкие юбки из гладкого атласа и бархата, или на узкие корсажи, а также на мужские камзолы и кафтаны. Кроме того, золотым кружевом украшали бархатную и парчовую обивку стульев и кресел, балдахины над кроватями, даже внутреннюю обивку парадных карет.
Гипюр это актуальный по сей день материал с многовековой историей
Гипюр – ткань, от которой захватывает дух. В любом магазине она моментально привлекает внимание. Элегантное кружевное полотно никого не оставит равнодушным. Оно подходит для нарядных платьев и блуз, ним украшают покрывала и скатерти, а роскошные шторы и тюли из гипюра придают любому интерьеру изысканность.
Происхождение материала
Гипюром называли венецианское кружево, связанное коротким крючком. Оно появилось в конце XVI века в Венеции. Полотно со сложным фактурным узором вручную создавали искусные кружевницы. На нем они изображали людей, животных, растительные орнаменты и даже библейские сцены. Позже, примерно спустя сто лет, сложные сюжеты исчезли, уступив место мелким элементам – цветам, побегам и листьям. Такой узор называли point de rose.
Изысканная ткань стоила дорого и была доступна только для богатых людей. Она использовалась для воротничков, манжет, шалей, накидок и шарфов.
В России первое производство гипюра было налажено только в конце ХІХ века в Нижегородской губернии. Основными мотивами для узоров стали животные, птицы и цветы.
Описание материала
Гипюр – кружевная вышивка, представляющая собой объемный рисунок. Пространство между узорами заполнено сетчатой основой. Ткань тонкая и прозрачная. За счет жесткости прекрасно держит форму, отличается износостойкостью, легко драпируется. Вставки из нее хорошо ложатся в изделии. Большое количество кружевных элементов делают полотно довольно плотным.
Важно! Гипюр часто путают с ажуром. Тем не менее, это две разные ткани. Гипюр – более плотное полотно с объемным рисунком и фрагментами, соединенными сеткой. Ажур намного тоньше и его узоры плоские. Нередко опытные рукодельницы сочетают эти две ткани. Например, основу блузки делают из гипюра, а рукава – из ажурной ткани.
Материал выпускают в богатой цветовой гамме, что доказывают многочисленные фото ткани гипюр. С декоративной целью его украшают пайетками, блестками, бисером. В отдельную категорию выделяют гипюр для свадебных платьев. Он преимущественно белого цвета с нежным узором. Однако мода диктует свои правила, и иногда для пошива наряда выбирают ткань другого оттенка.
Производство и варианты состава
Состав гипюра может быть разнообразным.
В его производстве используют:
- хлопок – волокна растительного происхождения;
- шелк – натуральная нить, полученная при разматывании кокона шелкопряда;
- вискоза – волокно, полученное химическим путем из древесной целлюлозы;
- лен – натуральные нити из стеблей растения;
- люрекс – металлизированное синтетическое волокно, благодаря чему оно приобретает блеск;
- лайкра – эластичная, растягивающаяся нить синтетического происхождения;
- полиэстер – искусственное волокно из термопластичного полимера.
Чаще всего узор выполняют из натуральных нитей, а основу (сетку) – из синтетики. Однако это не строгое правило. Подробный состав можно увидеть на ярлыке рулона ткани.
При промышленном производстве гипюра используют следующие технологии:
- «выдерг» ─ нанесение рисунка на полотно и выдергивание лишних волокон, при этом с целью укрепления узор обивают по периметру дополнительной нитью;
- «вытравка» ─ вышивку наносят на синтетическую основу, после чего материал опускают в химический раствор. Таким образом, синтетика вокруг рисунка полностью исчезает, остается только искомый узор.
Также есть прядильные машины, оснащенные компьютерной программой. Они создают узорную ткань по заданным параметрам.
Разновидности и применение
Из гипюра шьют блузки, юбки, нижнее белье и аксессуары. Из него делают ажурные вставки для платьев, отделывают ним шляпки, сумки, зонты и обувь. Предметы домашнего текстиля из гипюра – скатерти, салфетки, покрывала, занавески и ламбрекены – прекрасно сочетаются со стилями ретро, прованс и кантри. Ткань служит для изготовления панно, коллажей, аппликаций и даже используется в качестве трафарета для нанесения рисунка на мебель и стены.
Для каждого случая предназначен определенный вид ткани:
Надеюсь, вам нравится моя статья! Если вы нашли недочеты — просто напишите мне об этом! Я всегда готова к беседе и отвечу на любые ваши вопросы, задавайте их! 🙂
- Классический. Его изготавливают без добавок. Он представляет собой обыкновенное ажурное полотно. Идеально подходит для пошива нижнего белья, блузок, штор.
- Гипюр-кожа. Отличается более плотной структурой, чем классический материал. На нем останавливают выбор, когда нужно пошить вечернее платье.
- Лейс (Lace). Полотно с объемным рисунком. Некоторые виды имеют пометку 3D. Используют для декорирования и отделки платьев для шоу, танцев, а также при пошиве свадебных и вечерних нарядов. Из отдельных элементов изготавливают украшения для декольте, браслетов, заколок.
- Гипюр-стрейч. В состав материала входит лайкра, которая обеспечивает материи эластичность. Подходит для пошива облегающих фигуру платьев.
- С люрексом. В полотно вплетены нити серебристого или золотистого оттенка, которые придают ему нежный блеск. Очень нарядная ткань для вечерних платьев и блузок.
- Гипюр-атлас. Двухслойная материя, в состав которой входят гипюр и стретчатый атлас. Применяют для создания свадебных и вечерних платьев.
- Набивной. Производят путем набивки рисунка на основу. Наряды из него подойдут и для торжественных мероприятий, и просто для прогулок по городу.
- Макраме-гипюр. Выполняют из прочных нитей. Используют ткань для пошива одежды и украшения интерьера.
- Гипюр-трикотаж. Двухслойная ткань. Отличается хорошей растяжимостью и идеальной посадкой по фигуре. Подходит для облегающих платьев и блузок.
- Гипюр-сетка. Тонкий и прозрачный материал с минимальным процентом вышивки.
- Гипюр-металлик. Обладает металлическим блеском. Его прозрачность снижена за счет плотного узора. Роскошная ткань для создания элегантных вечерних платьев.
В чистом виде кружево гипюр смотрится красиво только на подиумах. Чтобы не шокировать откровенными нарядами, в обычной жизни изделия из него шьют на подкладке. Для нее подходят атлас, шифон, креп и другие гладкие ткани.
С преимуществами и недостатками материала можно ознакомиться в таблице
Преимущества | Недостатки |
---|---|
красота узоров | относительная жесткость ткани |
богатая цветовая гамма | появление зацепок и разрывов |
высокая воздухопроницаемость | высокая прозрачность |
гипоаллергенность | дороговизна ткани |
формоустойчивость | утяжеление ткани за счет плотного узора |
универсальность в применении | сложность в окрашивании и пошиве |
Чем отличается гипюр от кружева
Порой визуально трудно отличить гипюр от кружева. Однако это два совершенно разных материала. Гипюр – это цельное полотно в рулоне. Он имеет сетчатую основу, эластичный и в некоторой степени жесткий. Его предназначение – пошив одежды и домашнего текстиля.
Кружево является элементом декора и выглядит как ажурная тесьма. Оно не имеет тканой основы и состоит только из орнамента, образованного сплетением нитей.
Несмотря на кажущуюся нежность и хрупкость, гипюровая ткань довольно практична в эксплуатации и долго остается привлекательной при соблюдении определенных правил ухода.
Как стирать и утюжить
Изделия из гипюра стирают вручную. При машинной стирке необходимо установить деликатный режим. Температура воды в обоих случаях должна быть в пределах 30-40 0 С. Обязательно используют гель для стирки деликатных изделий.
Вещи не отжимают и не выкручивают, а дают стечь воде во время сушки. Развешивают одежду на плечиках в тени, но некоторые изделия лучше все же сушить в разложенном виде на полотенце. Это касается тех видов гипюра, которые тянутся и в вертикальном положении под тяжестью воды могут деформироваться.
Важно! Отжимать изделия из гипюра в стиральной машинке категорически запрещается. В противном случае это может привести к потере формы вещи и нарушению структуры ткани.
Гладят вещи из гипюра с изнанки, через увлажненную ткань. На утюге устанавливают режим «Шелк». В этом положении температура будет не более 150 0 С. Глажку следует проводить на мягкой основе, чтобы рисунок остался рельефным. Иначе он станет плоским и потеряет свою привлекательность.
Отбеливание
Вещи из белого гипюра со временем могут пожелтеть. Вернуть им первоначальный вид можно с помощью отбеливателей, содержащих активный кислород или кальцинированную соду (карбонат натрия). Ни в коем случае для борьбы с желтизной нельзя пользоваться средствами, в состав которых входит хлор. Это вещество может повредить структуру ткани. Перед тем, как отбелить гипюр, желательно попробовать выбранное средство на небольшом лоскуте от отреза или в незаметном месте самого изделия.
В заключении
Гипюр был и остается одним из самых роскошных материалов. Он никогда не выходит из моды. Фасон вещей может поменяться, но эта ткань по-прежнему останется востребованной и любимой, как именитыми дизайнерами, так и домашними рукодельницами.