- Значение рисунков на рушниках
- Особенности традиционной вышивки
- Узоры и их символизм
- Отличия русского, украинского, белорусского рушников
- Презентация к уроку Изо5 класс «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. Полотенце»
- Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. Полотенце.
- Содержимое разработки
Значение рисунков на рушниках
Традиционная славянская вышивка отличается характерными элементами орнамента, каждый из которых имеет свое значение. Правильная их компоновка и выполнение работы – достаточно сложная задача для начинающей мастерицы.
Особенности традиционной вышивки
При выполнении работы по старым традициям соблюдаются такие правила:
- отсутствие узлов, перекрутов, обрывов нити в рисунке. Согласно верованиям, если узлы и перекруты нитей имели место быть, ритуальное значение орнамента на рушниках пропадало. Стежки должны переходит друг в друга, нить заканчивается после выполнения отдельного фрагмента или в конце вышиваемого участка. Вместо узлов используются закрепки;
- использование только натуральных тканей и нитей. Считается, что максимальное действие, как оберег, дают вручную спряденные нити, сотканное полотно, окрашенные волокна;
- настрой рукодельницы в процессе шитья должен быть спокойным и благожелательным.
При выполнении вышивки на свадебном рушнике эти правила особенно значимы. Ведь рушник станет оберегом новой семьи, а создавать такой оберег необходимо только с наилучшим настроем и максимальным старанием.
Узоры и их символизм
Общие истоки славянских народов обуславливают сходство или единство значений традиционных фрагментов вышивки.
Основными знаками считаются:
- солнце – изображалось кругом, кругом с прямым или косым крестом, знаком свастики (сварги, коловрата). Орнамент может состоять из прямых или кривых линий, иметь в основе круг или квадрат, одинарные или сдвоенные контуры. Обычно вышивается красным цветом;
- земли – прямые горизонтальные линии. В значении «засеянное поле» изображался разделенный на четыре части ромб с точками в каждой части. Этот же символ означал беременную женщину. При сочетании с другими элементами рисунка вышивается черным, реже красным;
- воды – волнистые горизонтальные линии. Могут модифицироваться в горизонтально расположенный одинарный, двойной, многократный зигзаг. В сочетании с ромбами – орошенная, плодородная земля. Вышивается синим или в основных цветах вышивки;
- огня – четко различался огонь земной (костер, разведенный человеком) и огонь небесный (молния, знак Перуна);
- мирового древа, дерева жизни. Схожие знаки использовали для изображения родословного древа. Отдельные элементы показывали родственные связи, семейное положение членов рода, их возраст и другие характеристики;
- знаки богов. На свадебных рушниках чаще всего изображали Ладу – богиню любви и семейного счастья, Макошь – богиню плодородия, подательницу жизни, Рожаниц.
Учитывая огромное число символов и традиционных орнаментов, рассмотрим чаще всего встречающиеся в свадебной вышивке мотивы:
- птицы – повернувшиеся головами друг к другу две птицы означают взаимную, разделенную любовь;
- цветы, ягоды, листья – знак достатка, благоденствия, пожелания плодоносного брака. Особенно часто вышиваются ягоды калины и винограда, листья винограда, дуба, розы, лилии;
- знаки плодородия и согласия (Макошь, Лада), солнца и добра (коловрат);
- семейное древо. По традиции невеста в процессе подготовки приданого вышивала на одном конце свадебного рушника свое родословное древо, оставляя другой конец пустым. После сговора (помолвки) заполнялся и второй конец полотенца – там красовалось родословное древо жениха.
Отличия русского, украинского, белорусского рушников
Говорить о базовом различии вышивки свадебных рушников в России, Белоруссии и на Украине с учетом современного осмысления и переделки старинных узоров странно. Теряется значение орнаментов, смысл сочетания мотивов – остается внешняя эстетика и соответствие моде.
Однако базовые отличия существуют:
- в российской и белорусской традиции (особенно северных областей) преобладают знаки земли и воды, солнца, из растительных орнаментов – дуб, васильки, колосья, из животных – лошади и олени, птицы – петухи;
- украинская вышивка радует большим разнообразием растительных мотивов, многоцветными узорами;
- в северных областях предпочитали вышивать счетными швами (настил, плетеный, гладь), в южных – крестиком и художественной гладью.
На фото ниже, представлены традиционные для разных стран рушники:
Белоруссия
Россия
Россия
Украина
Еще примеры орнаментов на рушниках:
Планируя вышивку свадебного рушника, необходимо учесть традиции местности, происхождение жениха и невесты, особенности их семей. При этом соблюдение традиций не стоит доводить до абсурда – современный рушник на свадьбу должен радовать не только смыслом, но и красотой.
Презентация к уроку Изо5 класс «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. Полотенце»
Описание презентации по отдельным слайдам:
5 класс I четверть Тема: Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. Полотенце * ФИО автора: Шнякина Наталья Алексеевна; должность: учитель изобразительного искусства; место работы (название учреждения): Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №2» города Оренбурга; МОАУ «Гимназия №2» г. Оренбурга
Тема урока: Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. Полотенце. Цель урока: на материале русской народной вышивки выстроить орнаментальную композицию, используя традиционные образы и мотивы. Задачи урока: — познакомить учащихся с символическим значением полотенца, мотивами орнамента на нем; — воспитывать нравственно- эстетическое отношение к миру и искусству, любовь к Родине и её культуре; — развивать творческую активность, эстетический и художественный вкус. — способствовать формированию умения выстраивать орнаментальную композицию, используя традиционные образы и мотивы — создать условия для освоения языка декоративно-прикладного искусства на материале русской народной вышивки вид деятельности — аппликация Тип урока – комбинированный. Оборудование и материалы: 1.Компьютер, мультимедийный проектор. 2.Презентация «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки». 3.Таблицы по ДПИ с изображением вышитых полотенец. 4.В.М.Максимов «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу». 5.Учебник, цветная (красная) бумага, бумага из тетради в клетку, ножницы, клей, простой карандаш, ластик. 6. Раздаточный материал – Схемы мотивов русской народной вышивки Зрительный ряд: образцы народной вышивки, примеры варьирования традиционных образов и мотивов в орнаментах народной вышивки Литературный ряд: эпиграф «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости» А.С.Пушкин, Б.Дубровин «Орнамент». Музыкальный ряд: русские народные напевы.
«Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости». Образованный человек должен знать искусство своего народа, знать культуру, носителем которой является. Культура – это память. Память и опыт предшествующих поколений передаётся через предметы быта, в которых отражено отношение к труду, явлениям природы и к жизни в целом. Все предметы народного быта можно отнести к народному искусству.
Повторение пройденного материала. -С какими предметами быта вы уже познакомились? -Как украшались эти предметы? -Какие древние образы вы знаете, что они символизировали, и на каких предметах быта их можно было увидеть? -Зачем человек старался окружить себя этими древними образами?
Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. Полотенце.
Содержимое разработки
Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. Полотенце
ФИО автора: Шнякина Наталья Алексеевна;
должность: учитель изобразительного искусства;
место работы (название учреждения): Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №2» города Оренбурга;
МОАУ «Гимназия №2» г. Оренбурга
- Тема урока: Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. Полотенце.
- Цель урока: на материале русской народной вышивки выстроить орнаментальную композицию, используя традиционные образы и мотивы.
- Задачи урока: — познакомить учащихся с символическим значением полотенца, мотивами орнамента на нем;
- — воспитывать нравственно- эстетическое отношение к миру и искусству, любовь к Родине и её культуре;
- — развивать творческую активность, эстетический и художественный вкус.
- — способствовать формированию умения выстраивать орнаментальную композицию, используя традиционные образы и мотивы
- — создать условия для освоения языка декоративно-прикладного искусства на материале русской народной вышивки
- вид деятельности — аппликация
- Тип урока – комбинированный.
- Оборудование и материалы:
- 1.Компьютер, мультимедийный проектор.
- 2.Презентация «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки».
- 3.Таблицы по ДПИ с изображением вышитых полотенец.
- 4.В.М.Максимов «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу».
- 5.Учебник, цветная (красная) бумага, бумага из тетради в клетку, ножницы, клей, простой карандаш, ластик.
- 6. Раздаточный материал – Схемы мотивов русской народной вышивки
- Зрительный ряд: образцы народной вышивки, примеры варьирования традиционных образов и мотивов в орнаментах народной вышивки
- Литературный ряд: эпиграф «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости» А.С.Пушкин, Б.Дубровин «Орнамент».
- Музыкальный ряд: русские народные напевы.
- «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости». Образованный человек должен знать искусство своего народа, знать культуру, носителем которой является. Культура – это память. Память и опыт предшествующих поколений передаётся через предметы быта, в которых отражено отношение к труду, явлениям природы и к жизни в целом. Все предметы народного быта можно отнести к народному искусству.
- Повторение пройденного материала.
- -С какими предметами быта вы уже познакомились?
- -Как украшались эти предметы?
- -Какие древние образы вы знаете, что они символизировали, и на каких предметах быта их можно было увидеть?
- -Зачем человек старался окружить себя этими древними образами?
Назовите предметы народного быта
« На вид орнамент неприметен,
Но он столетия живет.
Не зря его на белом свете
Народ издревле бережёт.
Быть может, нитками зигзаги
В узоры вышиты не зря,
И мы с тобою видим знаки
Назовите древнее русское занятие людей
И в давние времена, и сейчас настоящие русские люди никогда не оставались без дела.
Назовите пословицу соответствующую этой картинке
Поспешишь – людей насмешишь
- Предметы быта в русской избе
Максимов Василий Максимович « Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» 1875 Холст, масло 116 х 188
Крестьянская вышивка – хранительница древнейших образов и мотивов
Какие древние символы изображены на фрагментах полотенец?
Особенности русской народной вышивки:
Условность и символичность
Силуэтный узор (линия-шов)
Анализ рисунков на раздаточном материале
? Какие мотивы преобладают в русской народной вышивке? Природные, но не копии, а декоративные
? Какова точность передачи образов в вышивке? – тела угловатые, кисти рук огромные, головы странной формы,
Обратите внимание, как линия – шов очерчивает жесткой ломаной линией выразительные контуры древних образов. Поверхности фигур украшены шахматным рисунком, широкими и узкими цветными полосами.
Швы – узоры дерзко дробят поверхность на ряды орнаментов, превращая её в нарядное узорочье.
? Какой цвет преобладает в русской народной вышивке?
Красный цвет – цвет солнца, огня, жизни, красоты, олицетворял мужское начало
Белый цвет (фон – «земля») – символ света, чистоты, всевозможного блага
Вышивать начинали с первыми весенними лучами солнца, когда ещё оставалось время до начала полевых работ
Преобладание красного цвета
В каких домашних вещах встречалась вышивка?
Обыденные: «рукотер», «утиральник»
Нарядные – в праздники ими украшали избы
Ритуальные – «крестильное», «венчальное», «свадебное – УЧ. С. 44 внизу – две птицы-павы по сторонам от древа жизни», «похоронное»
Полотенце играло в народной жизни важную роль, оно сопровождало человека от рождения до глубокой старости, как бы отмечая главные моменты его жизни
Вышивкой занимались повсюду, но в каждой губернии России она звучала по-своему, сохраняя черты местного своеобразия.
Ленточный орнамент – это узор, декоративные элементы которого создают ритмический ряд с открытым двусторонним движением, вписывающимся в ленту.
Центральный узор – это узор декоративные элементы которого сгруппированы так, что создают замкнутость композиции.
Любое женское рукоделие издревле дополнялось пением. Но петь мы сегодня не будем, а вот русские народные песни послушаем. Но кто захочет может и попеть.
ЗАДАНИЕ: выполнить эскиз вышитого полотенца по мотивам народной вышивки.
Вариации Древа жизни в крестьянской вышивке
Птицы символизировали свет, тепло, весну, счастье.
Орнитоморфные изобразительные мотивы в крестьянской вышивке
Изображение коней и всадников в крестьянской вышивке
«Макошь» — мать хорошего урожая. Эта фигура выражала представление древних людей о земле. Женская фигура связана с символом плодородия.
- Антропоморфные мотивы в крестьянской вышивке: женская фигура (Макошь) с двумя всадниками.
Изобразите композицию из различных элементов древнерусской символики чудо- птицы, древо жизни, чудо – коня.
Материалы: простой карандаш (М=В), бумага в клетку.
Урок «Изобразительное искусство и художественный труд» 5 класс
— Кто подсказал человеку идею создания кружевных, плетеных салфеток, скатертей, шалей и других подобных изделий? Кто научил человека плести кружева? Угадайте.
С ветки на ветку,
Пример работы Шаблон Кружево
Заключительный этап работы:
- Соедините в единую композицию все части работы: Основу(красный фон), кружево, ленточный орнамент и центральный рисунок с древними мотивами.
Отлично, я все понял и мне было интересно
Хорошо, но я немного не понял и были небольшие трудности
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: НАЙТИ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЖЕНЩИН И МУЖЧИН В НАРОДНЫХ КОСТЮМАХ, А ТАКЖЕ ОТДЕЛЬНЫЕ ДЕТАЛИ КОСТЮМОВ НА ОТКРЫТКАХ, ФОТОГРАФИЯХ, В ИЛЛЮСТРАЦИЯХ К ДЕТСКИМ КНИГАМ.
Мне было неинтересно на уроке, я очень устал
БЛАГОДАРЮ ВСЕХ ЗА УРОК!
- Н.А. Горяева, О.В. Островская «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 5 класс
- Поурочные разработки по изобразительному искусству 5 класс. О.М. Гусева
- Фото полотенец:
- http://www.perunica.ru/tradicii/1697-russkij-sever-istoriya-i-tradicii-loskutnogo.html
- http://hm-info.ru/kogda-nachali-vyshivat-na-rusi/
- Собственные методические разработки – фото примера аппликации