Вышивка простыми швами для 5 класса

§ 16. Основные приемы ручной вышивки

Вышивка — широко распространенный вид декоративно-прикладного искусства, суть которого состоит в нанесении на какой-либо материал узора (изображения), выполняемого с помощью иглы, вручную или на машине. Чаще всего вышивают на тканях нитками, но широко распространена также вышивка бисером, блёстками и жемчугом, а кроме того — драгоценными камнями, монетами и даже волосом.

Искусство вышивания — один из древнейших видов художественного творчества, традиции которого своеобразно проявляются у разных народов. Существует множество различных видов вышивки, некоторые из них оформились и завоевали известность как народные промыслы (рис. 55). В России, например, известно владимирское шитье отличающееся яркими красными тонами, изысканная мстёрская гладь белым по белому. Славится также золотное шитье из Торжка. Эта дорогая вышивка выполняется серебряной или золотой нитью. Раньше ею украшали одежды царя и вельмож.

Рис. 55. Образцы русской вышивки

Со временем вкусы людей изменились. Одежда стала проще и дешевле, но мода на вышивку не исчезла. Вышитые изделия широко применяются как для украшения современной одежды, так и для убранства интерьера: в виде художественных панно, ковров, расшитых скатертей, салфеток, полотенец и т. д.

В этом году вы отчасти вспомните, отчасти изучите простейшие вышивальные швы, выполняемые прямыми стежками; научитесь переносить на ткань рисунок для вышивки, изменять при необходимости его размеры. Полученные навыки пригодятся вам при отделке проектного изделия.

Читайте также:  Свитер с вышивкой от дизайнеров

Материалы для вышивки

Ткань. Основой для вышивки являются однотонные ткани.

Нитки. Вышивать лучше всего нитками мулине. Прочность окраски ниток можно проверить. Для этого нитку, предварительно смочив, надо вложить в белую ткань и пропарить утюгом. Если на ткани останется след, значит, нитки линяют и вышивать ими нельзя.

Инструменты и приспособления

Для выполнения ручной вышивки нужны следующие, уже знакомые вам, инструменты.

Иглы разной длины и толщины. Лучше всего иметь набор вышивальных иголок.

Ножницы маленькие, с закругленными концами — для отрезания рабочей нитки.

Портновские ножницы — для разрезания ткани и мотков ниток.

Пяльцы лучше иметь деревянные, круглые, с винтом для регулирования натяжения ткани.

Калька применяется для перевода рисунков с оригинала.

Копировальная бумага — для переноса рисунка на ткань. Лучше использовать копировальную бумагу зеленого или красного цвета, для темной ткани — желтого. Черную бумагу можно применять, если предварительно стереть с нее жирный слой ватным тампоном.

Карандаши простые, остро заточенные; мягкий — для кальки, твердый — для перевода рисунка на ткань.

Наперсток — для проталкивания иглы в ткань и предохранения пальца от уколов.

Линейка необходима для разметки вышиваемого изделия.

Увеличение и уменьшение размеров рисунка

Выбранный для вышивки рисунок может оказаться слишком мал или велик. Его размер можно изменить с помощью современной техники — ксерокса или компьютера. Если такой возможности нет, применяют растровую сетку. Для этого готовый рисунок нужно разделить на квадраты одинаковой величины. Затем на бумагу, приготовленную для перенесения рисунка, нанести сетку из квадратов большего или меньшего размера. Стороны их можно пронумеровать: по горизонтали — буквами, по вертикали — цифрами. Затем последовательно, из квадрата в квадрат, аккуратно перенести рисунок на бумагу. Чем мельче берется сетка, тем точнее будет воспроизведен рисунок (рис. 56).

Рис. 56. Изменение величины рисунка с помощью растровой сетки

Подготовка ткани к работе

Перед вышивкой ткань нужно выстирать для снятия крахмала и слегка просушить, завернув на несколько минут в махровое полотенце. Затем еще влажную ткань следует хорошо проутюжить.

Перевод рисунка на ткань

Сначала надо перевести рисунок на кальку, применяя тонко отточенный простой мягкий карандаш. Нельзя переводить рисунок сразу с книги на ткань!

Затем через копировальную бумагу рисунок переводят на ткань, разложенную в один слой на идеально ровной поверхности. При этом на ткань кладут сначала копировальную бумагу, а затем копию с рисунка, выполненную на кальке, закрепляют булавками и обводят рисунок тонко отточенным простым твердым карандашом или пустым стержнем шариковой ручки.

Запялитъ (поместить в пяльцы) ткань следует таким образом. Сначала кладут на стол меньший обруч, накрывают его тканью, а затем прижимают ее большим обручем. После этого затягивают винт. Требуется хорошо натянуть ткань по долевой и поперечной нити, чтобы не было перекосов. Если кусок ткани невелик и его невозможно натянуть на пяльцы, то к его краям пришивают полоски любой ткани, которые после окончания работы удаляют.

Закрепление рабочей нити

Любую вышивку надо начинать с закрепки.

Закрепка А. Нитку в два сложения (или любое четное количество нитей) продергивают сложенными вместе концами в иглу и делают маленький стежок в начале работы. Нитку тянут, пока не останется кончик в виде маленькой петли. Иглу продевают в петлю и затягивают нить (рис. 57, а).

Закрепка Б. Делают прокол иглой на лицевую сторону, оставляя на изнанке конец нити, и, крепко придерживая его, делают маленький петлеобразный стежок «назад иглу» (рис. 57, б).

Рис. 57. Закрепление рабочей нити на ткани

Технология выполнения швов

Вышивкой можно украсить ваше швейное проектное изделие или, используя технику вышивания, изготовить совершенно новую вещь, например вышитые салфетки, прихватки для посуды или подставки под горячее.

Давайте вспомним вышивальные швы, с которыми вы познакомились в младших классах.

Шов «назад иглу» (рис. 58). Направление вышивки — справа налево. Последовательность выполнения шва:

  1. Выведите нить на лицевую сторону в точке 1.
  2. Введите иглу в ткань в точке 2.
  3. Проведите иглу по изнаночной стороне и выведите на лицевую сторону в точке 3.
  4. Выполните весь узор.
  5. Выведите нить на изнаночную сторону и сделайте закрепку.

Рис. 58. Шов «назад иглу»

Стебельчатый шов (рис. 59). Направление вышивки — слева направо. Последовательность выполнения:

  1. Выведите нить на лицевую сторону в точке У.
  2. Введите иглу в ткань на длину стежка в точке 2.
  3. Проведите иглу по изнаночной стороне и выведите на лицевую сторону в точке 3. Нить при этом направьте вниз (или вверх) и прижмите к ткани большим пальцем левой руки.
  4. Рабочая нить должна быть всегда с одной стороны от шва — всегда внизу или всегда вверху. Менять положение нити во время работы нельзя.
  5. Когда вышивка будет выполнена, выведите нить на изнаночную сторону и сделайте закрепку.

Рис. 59. Стебельчатый шов

Петельным швом (рис. 60) можно вышивать по кругу. Направление вышивки — слева направо. Последовательность выполнения:

  1. Нарисуйте на ткани две горизонтальные линии. Расстояние между линиями — около 5 мм.
  2. Выведите нить на лицевую сторону в точке 1 на нижней линии.
  3. Уложите ее справа и прижмите большим пальцем левой руки. Введите иглу на верхней линии в точке 2 и на нижней линии выведите иглу на лицевую сторону в точке 3. Вытяните нить, как показано на рисунке. Рабочая нить должна быть под иглой.
  4. Выполните условие пункта 4 технологии выполнения стебельчатого шва. Расстояние между стежками должно быть одинаковым.

Рис. 60. Петельный шов

Тамбурный шов <цепочка) (рис. 61). Направление вышивки — сверху вниз. Последовательность выполнения:

  1. Нарисуйте на ткани вертикальную линию.
  2. Выведите нить на лицевую сторону в точке 1 на нижней линии.
  3. Уложите нить слева от линии и прижмите большим пальцем левой руки. Введите иглу в точку 2 рядом с точкой 1. С изнаночной стороны сделайте стежок вниз и выведите иглу на лицевую сторону в точке 3* Вытяните нить, не затягивая ее туго, — получится петелька. Рабочая нить должна быть под иглой.
  4. Если повторять пункты 2-3, получится цепочка из петель, или тамбурный шов. Как и в петельном шве, стежки могут быть одинаковой длины. Если менять их длину и расстояние между точками 1 и 2, получатся декоративные строчки.

Рис. 61. Тамбурный шов

Петля «вприкреп» (рис. 62). Направление вышивки — по кругу. Последовательность выполнения:

  1. Нарисуйте на ткани небольшую окружность.
  2. Выведите нить на лицевую сторону в точке 1 (близко к центру).
  3. Уложите нить слева и прижмите большим пальцем левой руки. Введите иглу в точку 2 рядом с точкой 1. Сделайте стежок по изнаночной стороне и выведите иглу на окружности в точке 3. Затяните петельку так же, как в тамбурном шве.
  4. Вколите иглу в точку 4 и выведите ее снова в точке 2 — получится прикрепка.
  5. Повторите действия пунктов 3-4 технологии выполнения тамбурного шва, выводя иглу на линии окружности и поворачивая работу так, чтобы получились лепестки цветка.

Рис. 62. Петля «вприкреп»

Если петельки начинать каждый раз на новом месте, получатся отдельные листочки.

Обработка изделия после вышивки

Чтобы не испортить вышивку, стирать загрязненное изделие нужно очень осторожными движениями. Вода должна быть теплой, а моющие средства — без отбеливателя. После полоскания в холодной воде изделие следует слегка отжать и на несколько минут завернуть в махровое полотенце.

Влажное вышитое изделие надо отутюжить с изнаночной стороны на льняной или белой хлопчатобумажной ткани. Если изделие пересохло, нужно все повторить сначала: нельзя сбрызгивать его водой, так как могут остаться пятна.

Практическая работа № 17
Выполнение образцов вышивальных швов

Вам потребуются: плотная светлая гладкокрашеная хлопчатобумажная ткань, нитки мулине различных расцветок; иглы, ножницы, наперсток, пяльцы, калька, копировальная бумага.

Порядок выполнения работы

Задание 1. Подготовка к вышивке.

  1. Начертите несколько линий на ткани на расстоянии 20 мм друг от друга.
  2. Вденьте в иглу нить в два-четыре сложения. Выполняйте в начале каждого шва закрепку А на расстоянии 20 мм от края, а в конце каждого шва — закрепку Б на расстоянии 20 мм от края.

Задание 2. Выполнение образцов вышивки.

Выполняйте в начале каждого шва закрепку А на расстоянии 20 мм от края.

  1. Шов «назад иглу» выполняйте, двигаясь справа налево. Длина стежка в строчке — около б мм.
  2. Стебельчатый шов выполняйте, двигаясь слева направо. Длина стежка в строчке — около 4 нитей ткани.
  3. Петельный шов выполняйте между двумя линиями с расстоянием между ними 5 мм, двигаясь слева направо.
  4. Тамбурный шов (цепочку) выполняйте, повернув работу на 90° и двигаясь сверху вниз.
  5. Шов «петля вприкреп» выполняйте на той же линии в виде нескольких петелек из одного центра в виде цветочка.
  6. Сделайте в конце каждого шва закрепку Б на расстоянии 20 мм от края.

Задание 3. Выполнение вышивки для прихватки.

  1. Выберите рисунок для вышивки.
  2. Перенесите его на кальку.
  3. Переведите рисунок на ткань с помощью копировальной бумаги.
  4. Закрепите ткань в пяльцах.
  5. Выберите швы, которыми вы решили выполнить вышивку.
  6. Выполните вышивку.
  7. Снимите пяльцы с ткани.
  8. Выстирайте и тщательно отутюжьте ткань с вышивкой.

Новые понятия

Вышивальные швы: «назад иглу», стебельчатый, петельный, тамбурный, петля «вприкреп»; мулине.

Урок в 5 классе «Ручные вышивальные швы». Презентация «Вышивка простыми швами»
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему

Разработка урока для 5 класса «ручные вышивальные швы» , презентация «Вышивка простыми швами»

Скачать:

Вложение Размер
урок для 5 класса «Ручные вышивальные швы» 24.75 КБ
Презентация » Вышивка простыми швами» 1.67 МБ

Предварительный просмотр:

Тема : Ручные вышивальные швы. Шов «стебельчатый» 5 класс

Тип урока : Изучение нового материала

Цель : Формирование компетенций по изучению выполнения шва «стебельчатый»

Познакомить с инструментами и материалами для вышивки:

  • ознакомить с правила техники безопасности при работе с инструментами;
  • раскрыть содержание понятий «пяльцы», нитки мулине, пасма;
  • научиться выполнять шов «стебельчатый»
  • освоить технологическую последовательность выполнения шва «стебельчатый»;
  • закрепить приемы безопасной работы с иголкой, ножницами;

познакомить с профессией вышивальщицы.

  • подбирать инструменты, материала и приспособления для работы;
  • организовать рабочее место;
  • планировать последовательность выполнения работы;
  • рационально распределять время для выполнения работы;
  • овладеть алгоритмом действий, сравнения, анализа.
  • выполнять безопасные приемы работы с инструментами;
  • понимать необходимость правильной организации
  • прививать аккуратность и качество работы;
  • повышать интерес к вышивке;
  • воспитывать уважение к ручному труду, народному творчеству;
  • формирование эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости

Межпредметные связи : окружающий мир, тема «Натуральные волокна, нити», изобразительное искусство, тема «Узоры, которые создали люди», черчение

  • Рабочая программа.
  • Учебник.
  • Электронное приложение к учебнику.
  • Пособие для учителя.
  • Презентация.

Учебник : О.А.Кожина, Е.Н.Кудакова, С.Э.Маркуцкая. « Технология. Обслуживающий труд», 5 класс.

Раздел программы: «Рукоделие. Вышивание». с. 213-219

  • Материалы: нитки мулине, ткань для выполнения образца;
  • инструменты: иголки, ножницы,
  • приспособления: пяльцы;
  • наперсток, игольница;
  • наглядные пособия и раздаточный материал;
  • образцы готовых работ, образцы швов.

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося

Актуализация необходимых знаний

  • Что вы выполняли на прошлом уроке и узнали нового?
  • Выполняли вы уже подобные работы ранее?
  • Где еще можно применить нитки?
  • Какие правила при работе с инструментами и нитками вы запомнили?

Отвечают на вопросы учителя.

Мотивация познавательной деятельности

Люди с какой профессией занимаются вышивкой?

Демонстрирует иллюстрации по вышивке.

Чтобы уметь выполнять вышивальные работы, нужно очень захотеть и постараться. Вы разовьете у себя хорошие качества: силу воли, усидчивость, аккуратность. Сможете модно украшать свои изделия.

Какие пословицы и поговорки вы знаете?

«Смотреть на цветы легко, а вышивать их…

«Не учись безделью, а учись…

«Маленькое дело лучше большого…

Вещи ручной работы- это роскошь.

Иметь их каждому совсем не обязательно.

Тот, кто хочет их иметь, делает их сам

Или платит мастеру за его труд.

(ведущий французский модельер)

  • Называют профессию «вышивальщица», определяют какими качествами должен обладать человек с такой профессией, в чем еще, кроме выполнения вышивки, должен разбираться человек.

Организация познавательной деятельности

Не губи ты жизнь бездельем-

Занимайся рукодельем. Шей, вяжи- не унывай,

Или гладью вышивай.

Обращаю внимание детей на доску:

– Как вы думаете, что мы будем делать на уроке сегодня?

  • Показывает образцы выполненных украшающих швов, показывает стебельчатый шов.
  • Показывает презентацию по украшающим швам.
  • Обращает внимание на качество и аккуратность работы.
  • Задает наводящие вопросы.

Стебельчатым швом вышивают стебли и веточки, обшивают мотивы узора в вышивке. Стебельчатый шов незаменим для проработки элегантных контурных линий. При правильном выполнении этот изящный стежок может творить чудеса в вышивке.

Стебельчатым швом можно выполнять метки и монограммы

Метки – это обозначение принадлежности данного предмета или одежды определённому лицу. Вышивали инициалы или имя хозяина. Метки располагали так, чтобы они не портили внешний вид одежды.

Монограмма- это вязь из начальных букв имени, фамилии, инициалы владельца или герб семьи. Монограммы – это не только метки, но и украшения изделия в уголке платка. Они вышиваются нитками одного цвета, нежных, пастельных оттенков: голубого, розового, персикового, зелёного, а иногда и просто белыми, но за счёт блеска ниток вышивка на ткани выделялась.

Прежде чем мы перейдём к практической работе, повторим, какие нам для этого необходимы инструменты?

Предлагает отгадать загадки:

Одноуха, длинный нос,

Нет ни глаз и ни волос,

Не сидит она без дела,

Протыкает ткань она.

А вот еще одна загадка:

Пара острых, тонких ног

Без туфель и без сапог.

На ногах — по голове

Для чего, скажите мне?

По бумаге ходят ноги,

Режут все, что на дороге…

Вам понравилось отгадывать? Давайте еще одну отгадаем:

У меня есть, у подружки.

Вышивали мы открытки,

Какие загадки вы знаете?

Труд – дело очень важное,

порой не безопасное.

Правила должны вы знать,

Повторяют правила безопасной работы.

Показ и объяснение технологии выполнения стебельчатого шва по таблице «Простейшие швы». Объясняет выполнение стебельчатого шва по схеме.

Предлагает приступить к практической работе, используя для этого технологические карты, эскизы монограмм и все необходимые инструменты и приспособления.

  • Определяют тему урока.
  • Просматривают иллюстративный материал; делают выводы о наличии стеков в вышивке, о знакомых швах.
  • Смотрят образцы швов, делают выводы о качестве работы, о сложности швов, находят знакомые швы.
  • Находят в презентации стебельчатый шов;
  • Определяют, на что похожи маленькие стежки.
  • Высказывают свое мнение по поводу количества ниток для выполнения стежков.
  • Определяют, какими нитками можно выполнять шов.
  • Просматривают образцы

вышитых изделий, определяют лицевую и изнаночную стороны изделия и делают выводы о качестве вышивальных работ.

  • Делают выводы: какие детали вышивок выполнены этим швом.
Оцените статью