Вышивка ручная работа старинный промысел

История и традиции русской вышивки

История русской вышивки берет свое начало в 9-10 веке. Об этом говорят разные находки археологов. К таким находкам относятся фрагменты одежды, которые украшены узорами и выполнены золотыми нитями. Золотое шитье в те времена было очень популярным. Знатные особы украшали им одежду и предметы быта.

История развития

Искусство вышивания не стояло на месте и постоянно развивалось. Так в 14-17 вв. вышивкой украшают предметы обихода и костюмы. Церковные облачения и одежду вышивали серебряными и золотыми нитями, добавляя при этом к ним самоцветы и жемчуг. Также вышивкой украшали полотенца свадебные, платки, рубахи.

Конечно такое занятие было прерогативой состоятельных дам. Однако начиная с XVIII в., вышивкой начинают заниматься практически все слои населения, в основном девушки-крестьянки. Как и раньше, ею украшали полотенца, одежду, передники и так далее. Каждая вышивка в то время имела свое особое значение. Чаще всего, вышиваясь на одежде, она служила оберегом. Для этого её наносили на рукавах, подоле, воротнике.

Один из самых распространенных и популярных мотивов в вышивке – это ромб. При этом, у каждого народа он мог изображаться совершенно по-разному. В некоторых культурах его рассматривали как символ плодородия. Если говорить о растительных орнаментах, то здесь востребованным является дерево жизни или мировое дерево. Также очень часто на вышивках можно встретить женскую фигуру, которая символизирует Богиню-Мать.

Читайте также:  Вышивка гладью ковровой иглой мастер класс

Изучая вышивку во временном разрезе, вы можете изучить и познать этническую историю, а также культуру практически любого народа. Узоры и мотивы хоть со временем и совершенствовались, но, тем не менее, их содержание и суть передавались из поколения в поколение, отбирая и сохраняя лучшее. Каждое рукотворное изделие, будет, несомненно отличаться красотой, гармоничностью, совершенством. А техника, профессиональностью и точностью.

В музеях сейчас можно увидеть много образцов народной вышивки. Конечно, лучше всего сохранились работы 19 века. Прочные традиции имела народная вышивка, в отличие от городской. Городская была больше подвержена влиянию моды, что не распространялось на народную. В деревнях девочки приготавливали себе приданное уже к 13-15 годам. Этим приданным были вышитые подарки, скатерти, полотенца, предметы одежды и так далее. Незадолго до свадьбы, чтобы оценить уровень мастерства девушки, устраивалась выставка. Затем уже на свадьбе все то, что девушка вышила своими руками, она дарила родственникам жениха.

В крестьянских семьях рукоделие было развито. Женщины пряли, ткали, вышивали, шили, т.е. занимались всеми видами рукоделия. Чем больше они им занимались, тем лучше становилось их мастерство. Одежду в деревнях также шили своими руками. При этом украшали её не только вышивкой, но и кружевами, тесьмой или вставками различного цвета. Одежда имела разное назначение. Она могла быть праздничной, повседневной или свадебной. Стоит отметить, что в разных губерниях она отличалась. Одежду шили и для людей разных возрастов, а значит, ей можно дать еще одну характеристику, т. е. она могла быть сшита для пожилой женщины, для молодой женщины или для девочки. Узоры тоже радовали разнообразием. Они также могли отличаться друг от друга в зависимости от района. На все эти различия влиял быт, обычаи, природное окружение.

Читайте также:  Юклянчук анжела вышивка мастер класс

Вышивка ручная работа старинный промысел

Искусство вышивания имеет многовековую историю. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, относящиеся к 9-10 веков. Это — фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненные золотыми нитями. Золотым шитьём в далёкие времена украшали предметы быта, одежду знатных людей.

Традиции вышивального искусства постоянно развивались, в 14- 17 веках вышивка приобретает ещё более широкое распространение в украшении костюма, предметов обихода. Золотыми и серебряными нитями в сочетании с жемчугом и самоцветами вышивали церковные облачения, богатую из шёлка и бархата одежду царей и бояр. Цветным шёлком и золотыми нитями украшали также свадебные полотенца, праздничные рубахи из тонкой льняной ткани, платки. Вышивание было в основном распространено среди женщин знатных семей и монахинь.

Постепенно искусство вышивания распространяется повсеместно. С 18 века оно входит в жизнь всех слоёв населения, становится одним из основных занятий девушек — крестьянок. Вышивкой украшали предметы быта- полотенца, подзоры, столешники (скатерти), праздничную и повседневную одежду, передники, головные уборы и др. изделия, как правило, выполнялись из простых, недорогих материалов, но отличались они высоким художественным мастерством.

картинка

Каждая вышивка имела свое назначение. Вышивки на рубахах располагалась на местах соприкосновения тела человека с внешним миром (т.е. по вороту, рукавах, подолу) и выполняли роль оберега. В вышивке полотенец нашли свое отражение космологические представления людей, идеи, связанные с культом плодородия и культом предков. В первую очередь это касается орнамента народного шитья, в котором вплоть до 2-й чет верти XX века сохраняются древние символы.

Наиболее распространенным мотивом в орнаменте народной вышивки является «ромб».

картинка

В вышивке разных народов он выглядит по-разному и имеет различные значения. Ромб с крючками в вышивке рассматривается как символ плодородия, связанный с представлением о матери — прародительнице — непосредственном начале всех рождений на земле. Ромб -«репей» в фольклоре сравнивается с дубом, священным деревом многих народов, и является метафорой небесного «цвета» -молнии, которая разит демонов, оберегает скот. В числе любимых мотивов была «розетка», состоящая из 8-ми лепестков — лопастей, соединенных в центре Она выступает как символ женского начала, плодородия. Среди мотивов растительного орнамента видное место занимает «мировое дерево» — дерево жизни. Распространенным мотивом лицевых вышивок является стилизованная женская фигура.

картинка

По характеру узоров и приёмов их выполнения русская вышивка очень многообразна. Отдельные области, а иногда и районы, имели свои характерные приёмы, мотивы орнамента, цветовые решения. К старинным русским швам относятся : роспись или полукрест, набор, крест, счётная гладь, козлик, белая мелкая строчка. Позже появились вырезы, цветная перевить, крестецкая строчка, гипюры, тамбурная вышивка, белая и цветная гладь.

Приёмы вышивания, узоры, их цветовое воплощение совершенствовались их поколения в поколение. Постепенно отбиралось всё лучшее, и создавались неповторимые образы вышивок с характерными чертами.

Их очень много, разных и напоминающих друг друга, но я хочу остановиться только на тех, которые нравятся мне — они такие, не аляповатые, строгие и красивые.

Крестецкая вышивка, крестецкая белая строчка, вид русского народного шитья. Назван по поселку Крестцы — центру вышивального промысла, возникновение которого восходит к 60-м гг. 19 в. Крестецкая вышивка выполняется переплетениями ниток главным образом по сетке, образуемой частичным выдёргиванием нитей ткани (льна, хлопка, шёлка). Для неё характерны строгие композиции ажурных и плотных геометрических орнаментальных форм (кружки, звёзды, квадраты) на сквозном фоне, отличающихся чёткостью рисунка, что достигается плотным перевиванием нитей основы катушечными нитками.

картинка

большая картинка, элемент вышивки вблизи

большая картинка, два платья с вышивкой

Строчевышивальный промысел на территории Нижегородской области зародился в конце XIX века. Долгое время мастерицы работали на скупщиков, которые были связаны с магазинами Петербурга и Москвы. Изделия оформлялись белой строчкой с простым узором «пшенцо», «мушка» и др. С начала XX века стали применяться «гипюр» и «японская строчка».

картинка

Родиной техники «гипюр», ручной строчки «по выдергу», является посёлок Катунки. Эта техника культивировалась здесь с конца XVIII века, ею было занято все женское население и дети.

Горьковские гипюры — это белая ажурная вышивка. От крестецкой строчки отличается большей ажурностью. В узорах преобладают геометрические фигуры в виде ромбов, но углы их слегка скруглены (их называют «розетками», «цветками»). Геометрические фигуры сочетаются с растительными мотивами — ветками ягод, листьями и т. п.

картинка

Своеобразием горьковских гипюров являются длинные стежки, выполненные мягкими белыми нитками. При вышивке на машине их настрачивают сновками по диагонали одной-двух клеток, образуя удлиненные формы. Технология вышивки, разработанная еще в XVII веке и ставшая традиционной, рассчитана только на ручную работу.

Мстёрская вышивка, вид русского народного шитья, сложившийся в посёлке Мстёра. Различают мстёрскую вышивку белой гладью (плотно прилегающими друг к другу стежками, располагающимися по обеим сторонам ткани; возникла в середине 19 в.) и владимирским швом (вид односторонней глади; распространился главным образом в советское время). Для мстёрской вышивки, выполняемой белой тонкой гладью по батисту, характерны изящные мелкие узоры (в виде бутонов и гирлянд цветов), нередко на сквозном строчном фоне, а для мстёрской вышивки, выполняемой цветным владимирским швом, — крупные узоры (растительные, часто включающие изображения птиц), в расцветке которых преобладали красноватые тона.

картинка

картинка

При Петре Первом был издан указ «Как пушки научились отливать сами и парусину ткать в Хамовниках, так и кружева приказано плести не хуже венецианских в Кадоме.»

Во исполнение царской воли в Кадомский женский монастырь привезли нескольких монахинь из Венеции и они стали обучать монахинь и местных женщин плести иглой сказочные узоры. Такова легенда о возникновении кадомского вениза — уникальной игольчатой вышивки белым по белому, только в названии которой угадывается имя далекой столицы дожей — Венеции.

картинка, панно вышитое венизом

Вениз начал развиваться почти три века назад как кустарный промысел, таковым и оставался до самой революции.

В советское время многое было утрачено, ибо продукция кадомских мастериц всегда была предназначена для людей обеспеченных, относилась к предметам роскоши. И никак не хотела приспосабливаться к неприхотливому советскому быту. Надобность в кружевных изделиях, выполненных в технике вениза, надолго отпала.

картинка

К концу 70-х годов опомнились наконец и занялись возрождением вениза. Сейчас работы кадомских мастериц пользуются неизменным успехом. Скатерти, панно, салфетки, полотенца и другие изделия неоднократно демонстрировались на международных и российских выставках и отмечались наградами.

картинка

Использованы материалы со следующих сайтов:

История возникновения вышивки

Вышивание – искусство очень древнее. История вышивки — тема этой заметки. Посмотрим, что интересного внесла та или иная эпоха в развитие искусства вышивания, как стремились сделать вышивку разные народы!

История возникновения вышивки

Когда зародилась вышивка? Вышивка не могла появиться раньше, чем появились нитки. Ну, едва ли жёсткие стебли растений или жилы животных, которые были предшественниками ниток, могли нести эстетический смысл. Однако нитки в современном понимании этого слова появились лишь в Средние века: а вышивка уже была! Первые льняные ткани появились примерно 7-8 тысяч лет назад, и делались они в Древнем Египте. Соответственно, мы можно предположить, что именно в то время и появилась вышивка: поскольку нити были достаточно гладкими, гибкими и прочными, чтобы ими можно было вышивать. Вышивание едва ли появилось позже: дошедшие до нас образцы говорят о многовековой традиции и развитом мастерстве.

Если вам где-то попадалась информация, что история возникновения вышивки начинается в Древнем Китае – не верьте. Когда Древний Китай только-только зарождался, египетские гробницы уже ломились от вышитых изделий.

Вышивка в Древнем мире

Вышивка превратилась в искусство ещё в эпоху Древнего Египта, когда знатные женщины трудились для украшения одежды фараонов и их приближённых. Пышность узора рассказывала о социальном положении человека. В Египте же изобрели и бисер, и скоро сделать вышивку бисером стремился весь Древний мир.

Роскошные золотые вышивки пришли к нам с Востока. Произведения искусств тамошних мастеров стоили целые состояния. Римская и греческая знать скупала расшитые ткани, тратя огромное количество денег. Страсть к вышивке достигла таких размеров, что обратила на себя внимание правительства: были сделаны попытки запретить или хотя бы сократить это украшение, но безрезультатно. Кроме того, вышивка была частью ритуальных обрядов. Например, в Афинах каждый год девушки вышивали для Афины Паллады, покровительницы города, роскошные покрывала-пеплосы.

Однако скоро изысканная Греция пресытилась пышностью чрезмерно богатого восточного узора. Появляются самобытные греческие вышивки, изящные, полные вкуса и сдержанности. Вышивка греческих узоров популярна и в наши дни.

Вышивка в Средние века

Средневековье наследовало искусство вышивания. По всей Европе знатные дамы сидели у окна за пяльцами, создавая изящные узоры. Вышивание считалось самым подобающим занятием для женщины.

Именно в средние века появилась самая любимая и популярная техника вышивки: вышивка крестом. Считается, что её возникновение было связано с Крестовыми походами: дабы защитить своих рыцарей от злых духов языческих земель, дамы использовали при декорировании одежды крест как символ защиты.

Каждая страна вносила в вышивку что-то своё. Распространилась по всей Европе мода на гобелены: большие вышивки во всю стену. Стоили такие изделия очень дорого, украшали собой княжеские замки да королевские дворцы. Сделать вышивку такого рода было трудно, зато и готовая работа представляла собой произведение искусства.

Особенно богатой и роскошной была церковная вышивка: облачения для служителей церкви поражали воображение прихожан. Кстати, находились и те, кто полагал, что отказавшимся от мирских радостей священникам не пристало носить столь дорогую одежду. На волне протеста против католических излишеств родилось движение протестантизма.

Восточная вышивка

Ещё в VI-V веке до н.э. китайцы вышивали на шёлке, используя золотые и серебряные нити, а иногда и волосы. Позже вышивка появилась и в Японии, во многом перекликаясь с китайской традицией.

Особенно богата и удивительна индийская вышивка: многочисленные техники несли глубокое сакральное значение.

Вышивка в Новое время

Английская вышивка

Порвав с католической церковью, Англия стала переживать подъём всех сфер искусства в светской жизни. Вышивка не только украсила собой костюмы дворян: она широко распространилась на быт и культуру. Так, из вышитых картин выросли вышитые иллюстрации и обложки для книг. Именно тогда вошла в моду вышивка портрета. Это требовало мастерства и аккуратности.

Вышивкой украшали пояса и сумки, головные уборы и обувь, детали интерьера. И знатные дамы, и бедные английские крестьянки предавались вышиванию с большой страстью. По всей стране издавались альбомы со схемами для вышивания, а ведь стоило это дорого!

Тогда же вошло в моду саше – маленький вышитый мешочек, в котором хранились ароматные сухие цветы и травы.

Но чем Англия гордится по праву – так это вышитыми перчатками! Если вы вспомните, тогда перчатки были куда как более важным элементом одежды, чем сейчас. Все знают: если джентльмен бросает свою перчатку под ноги другого джентльмена – это означает вызов на дуэль. И это не единственное этикетное правило, связанное с перчатками. Так, в те времена молодой человек дарил даме перчатку в знак предложения руки и сердца: именно так, как сейчас у нас дарят кольцо. С другой стороны, если некая дама оставила молодому человеку свою перчатку – это означало, что она согласна принять его ухаживания и ждёт от него следующего шага. Кончено, украшение перчаток вышивкой было как никогда популярно именно в ту эпоху!

В XVII веке получила распространение объемная вышивка. Обычно она изображала те или иные знакомые сюжеты, и одежда вышитых людей была сделана из лоскутков и лент.

Французская вышивка

Французы всегда знали толк в красивой одежде, поэтому писать о бесчисленных особенностях этого аспекта можно целую диссертацию. А вот вышивка в интерьере – это очень интересная особенность французского прикладного искусства.

Когда Король-Солнце из мрачного голого Лувра перебрался в богатый нарядный Версаль, тогда Франция стала просто одержима украшением предметов интерьера. До сих пор даже современные дизайнеры часто используют мотивы французской вышивки на мебели.

Кстати, французская вышивка обоев перекочевала во многие другие страны. Так, апартаменты Александра III в Гатчинском дворце украшены французской вышивкой. Многие баварские и богемские замки декорированы в этой же традиции.

Германская вышивка

Именно из Германии – из саксонской её части – пришла к нам мода на вышивку на постельном белье. Белое дрезденское кружево – рокко – становится основой такой вышивки. Новинку оценили по достоинству, и с тех пор при всех королевских дворах Европы считалось, что роскошное постельное бельё немыслимо без вышивки.

Берлинская вышивка знаменита тем, что именно она стала издаваться в знакомом нам формате: как схема с цветными квадратиками. Такие схемы разошлись по всей Европе, и женщины скупали их с большим удовольствием. А вот нитки надо было покупать отдельно: зато и цвета каждая вышивальщица подбирала на свой вкус.

Итальянская вышивка

В Италии долго царствовала вышивка эпохи барокко: яркая, причудливая, пышная. Итальянские костюмы отличались такой красочностью, что это даже высмеивали в чопорной Англии. Однако сами итальянцы ничуть не смущались. И, конечно, важной частью одежды была крупная вышивка, выполненная яркими насыщенными цветами.

Вышивка на Руси

В эпоху Киевской Руси особо роскошной была церковная вышивка. Особенностью нашей отечественной вышивки, отличающей её от западной, было использование жемчуга. Одеяния священнослужителей, иконы, обложки религиозных книг – всё украшалось вышивкой золотом и жемчугом.

Декорировали вышивкой и одежду. В зависимости от благосостояния семьи это могла быть скромная народная вышивка – или роскошные золотые и серебряные узоры на дворянских костюмах. Начиная с эпохи Петра I, вышивка перекинулась на мелкие предметы туалета и аксессуары, были заимствованы западные техники и мотивы. Российский императорский двор невозможно представить себе без этого декора!

Оцените статью