- Традиционная вышивка русской рубахи — схемы
- Рубаха — главный элемент повседневной и праздничной одежды славянских народов. Традиции ее украшения восходят еще к языческим верованиям. В этом материале мы расскажем о символике декоративных элементов на русских рубахах и покажем примеры схем вышивок.
- Схема вышивки Макоши
- LiveInternetLiveInternet
- —Метки
- —Рубрики
- —Музыка
- —
- —Поиск по дневнику
- —Подписка по e-mail
- —Статистика
- ВЫШИВКА народный костюм
Традиционная вышивка русской рубахи — схемы
Рубаха — главный элемент повседневной и праздничной одежды славянских народов. Традиции ее украшения восходят еще к языческим верованиям. В этом материале мы расскажем о символике декоративных элементов на русских рубахах и покажем примеры схем вышивок.
Русские рубахи, как мужские, так и женские, традиционно богато украшались. Наши предки считали, что именно рубаха защищает своего владельца от сглаза, порчи, злых духов. Поэтому декорировались именно те места изделий, через которые, по мнению древних славян, нечисть могла навредить владельцу рубахи, — ворот, рукава, нижний край изделия.
Рубахи украшались не только вышивками, но и лентами, тесьмой, бисером, вставками из дорогих тканей. Рисунок узора был непростым. В орнаменты зашифровывались изображения-обереги, которые и хранили владельца от несчастных случаев, болезней и прочих неприятностей.
С рубахами было связано много суеверий. Например, люди, проживавшие на территории современной Польши, заворачивали в новую рубаху хлеб для того, чтобы владелец не испытывал нужды в пище.
Воротник считался самым «опасным» местом, ведь именно вверх, через ворот улетала душа у умершего человека. Чтобы не дать душе покинуть тело, воротник покрывали вышивками-оберегами. Считалось, что чем богаче получался узор и отделка, тем эффективнее будет защита. Вышивки-обереги, выполненные золотыми нитями, украшенные драгоценными камнями и жемчугом, выполняли не только непосредственно на рубахе, но и отдельно, пристегивая достаточно массивное украшение к вороту. Позднее из этой традиции выросло новое украшение русское знати — ожерелье или оплечье — богато декорированный накладной воротник.
На женских рубаха нередко изображалась Берегиня — стилизованный образ покровительницы женщин и материнства с птицей в руках. Кроме того, в вышивках изображался цветок барвинок — символ вечной жизни. На мужских рубахах вышивали грозди винограда — символ плодородия и изобилия. Ласточки символизировали счастье и благополучие. Маки — отгоняли зло. Хмель означал любовь и молодость. Петух символизировал мужское начало. Репейник (или дубок, колодец — гребенчатый ромб — один из самых распространенных символов) — земледелие, плодородие, солнце. Часто встречались также стилизованные изображения богини Макоши. В славянском пантеоне она отвечала за связь между миром людей и миром потусторонним, плела судьбы людей, а также покровительствовала земледелию и материнству.
Схема вышивки Макоши
Кроме того, значительная часть вышивок выполнялась красным цветом, символизировавшим солнце, энергию, жизнь. Черный цвет символизировал землю и плодородие, вышивки этим цветом защищали женщин от бесплодия.
Примеры традиционных славянских вышивок из книги «Русский народный орнамент», 1872 года издания.
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
- Мода (5)
- головные уборы, шляпки,шапки,пилотки, ушанки (5)
- без выпечки (5)
- МУЗЫКА для души (1)
- Вспомним молодость.Сборники. (1)
- магия и шарлатанство (0)
- блюда из сосисок,колбас,сарделек (3)
- варенье (0)
- видео (12)
- вторые блюда (16)
- Блюда из кабачков и баклажанов (4)
- крупы (1)
- выкройка ботиков (0)
- выкройки (16)
- выпечка (30)
- пироги, курники (5)
- рулеты,бисквиты,торты (3)
- вязание (178)
- крючком ажур, узор (18)
- схемы крючком (13)
- схемы спицами (12)
- Детям. Спицы. (7)
- ирландия (4)
- платья спицами (4)
- араны (2)
- декор для дома (55)
- декор для одежды,обуви (29)
- аксессуары (3)
- десерты (4)
- детские шапки (4)
- спицами (1)
- детский плед (3)
- детям (30)
- карнавальные костюмы (1)
- домашняя обувь (11)
- жакет (4)
- жаккард (9)
- женские журналы (9)
- запеканки (5)
- застёжки (1)
- каши (0)
- книга (5)
- аудио (2)
- компьютер (17)
- костюм (1)
- красота и здоровье (59)
- уход за кожей лица (7)
- здоровье кожи (5)
- Здоровье крови, сердца и сосудов (3)
- кожные заболевания — грибок, экзема (2)
- кашель, ОРВИ, бронхит,трахеит (2)
- первая помощь (2)
- здоровье суставов (2)
- уход за волосами (1)
- круг (0)
- крючок (59)
- бабушкин квадрат (7)
- филейка занавески, скатерти, дорожки (5)
- куклы (13)
- ламбрекены (4)
- манишка (2)
- мерки (1)
- МК (58)
- БОХО (25)
- обувь (1)
- мужчинам (15)
- музыка (4)
- носки,варежки (12)
- пальто (3)
- пинетки (2)
- пироги,кексы,рулеты,пряники (24)
- платье (33)
- плеер (1)
- покрывало (12)
- программы (5)
- пуловер (7)
- рукоделие (49)
- ручная работа (7)
- плетение из трубочек, из лозы (1)
- салаты (2)
- салфетки (6)
- своими руками (14)
- огород (4)
- СВЧ (1)
- Скороварка (3)
- чудо-печь (3)
- снежинки (0)
- советы (21)
- спицы (29)
- ссылки (1)
- стежка одеяла (6)
- сумки (2)
- сумки (0)
- супы (0)
- схема (18)
- тесто (5)
- вареники, пельмени, манты (2)
- тесьма (2)
- тильды (0)
- торт (4)
- трафареты (3)
- узоры крючком (25)
- узоры спицами (13)
- УЮТ В ДОМЕ (87)
- дача (7)
- разное полезное своими руками (6)
- мыло, гели и другие моющие средства (4)
- сад (4)
- энергетика в доме (4)
- КУХНЯ (3)
- огород (3)
- кресла-мешки, пуфики, напольные подушки и др. (2)
- Ванная (2)
- сад, садовые дорожки (1)
- Коридор (1)
- СПАЛЬНя (1)
- фотошоп (0)
- фотошоп МК (1)
- фрукты (0)
- хлебопечка (1)
- холодильник (0)
- хранение продуктов (2)
- шали (21)
- шапки (18)
- шарфы (11)
- шитьё (43)
- утепляемся — жилеты,жакеты,штаны на утеплителях (2)
- швейные машины (1)
- Детям.Зима (1)
- мужчинам (1)
- шляпки (1)
- шторы (23)
- шторы для кухни (3)
- юбка (15)
- юмор (5)
- японские журналы (1)
—Музыка
—
[Этот ролик находится на заблокированном домене]
Добавить плеер себе
© Накукрыскин
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
ВЫШИВКА народный костюм
Суббота, 27 Декабря 2014 г. 06:50 + в цитатник
ВЫШИВКА
Искусство вышивания имеет многовековую историю. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, относящиеся к 9-10 веков. Это — фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненные золотыми нитями. Золотым шитьём в далёкие времена украшали предметы быта, одежду знатных людей.
Традиции вышивального искусства постоянно развивались, в 14- 17 веках вышивка приобретает ещё более широкое распространение в украшении костюма, предметов обихода. Золотыми и серебряными нитями в сочетании с жемчугом и самоцветами вышивали церковные облачения, богатую из шёлка и бархата одежду царей и бояр. Цветным шёлком и золотыми нитями украшали также свадебные полотенца, праздничные рубахи из тонкой льняной ткани, платки. Вышивание было в основном распространено среди женщин знатных семей и монахинь
Постепенно искусство вышивания распространяется повсеместно. С 18 века оно входит в жизнь всех слоёв населения, становится одним из основных занятий девушек — крестьянок. Вышивкой украшали предметы быта- полотенца, подзоры, столешники (скатерти), праздничную и повседневную одежду, передники, головные уборы и др. изделия, как правило, выполнялись из простых, недорогих материалов, но отличались они высоким художественным мастерством
.
Каждая вышивка имела свое назначение. Вышивки на рубахах располагалась на местах соприкосновения тела человека с внешним миром (т.е. по вороту, рукавах, подолу) и выполняли роль оберега. В вышивке полотенец нашли свое отражение космологические представления людей, идеи, связанные с культом плодородия и культом предков. В первую очередь это касается орнамента народного шитья, в котором вплоть до 2-й чет верти XX века сохраняются древние символы.
Наиболее распространенным мотивом в орнаменте народной вышивки является «ромб». В вышивке разных народов он выглядит по-разному и имеет различные значения. Ромб с крючками в вышивке рассматривается как символ плодородия, связанный с представлением о матери — прародительнице — непосредственном начале всех рождений на земле. Ромб -«репей» в фольклоре сравнивается с дубом, священным деревом многих народов, и является метафорой небесного «цвета» -молнии, которая разит демонов, оберегает скот. В числе любимых мотивов была «розетка», состоящая из 8 — ми лепестков — лопастей, соединенных в центре Она выступает как символ женского начала, плодородия. Среди мотивов растительного орнамента видное место занимает «мировое дерево» — дерево жизни. Распространенным мотивом лицевых вышивок является стилизованная женская фигура. Она может выступать в различных композициях:
— в центре, всадники или птицы по сторонам;
— держащая ветки или светильники;
— с птицами в руках
Все эта сюжеты различаются по характеру их трактовки. Но в большинстве из них женщина Богиня-Мать, олицетворяющая Сыру- Землю, выступает покровительницей земледелия, плодородия земли. Она была призвана обеспечить жизненные блага и воспроизводство рода
Традиционная вышивка — это источник познания этнической истории и культуры народа и их эволюции во времени.
Приёмы вышивания, узоры, их цветовое воплощение совершенствовались их поколения в поколение. Постепенно отбиралось всё лучшее, и создавались неповторимые образы вышивок с характерными чертами.
Художественные изделия народных мастеров, украшенные вышивкой, отличаются красотой узоров, гармоничностью сочетания цветов, совершенством пропорций, отточенностью профессиональных приёмов выполнения. Каждое вышитое изделие отвечает своему практическому назначению.
В музеях нашей страны собрано много образцов народной вышивки. Наиболее сохранились и дошли до наших дней вышивки 19 века. Вышивка делилась на крестьянскую (народную) и городскую. Городская вышивка не имела прочных традиций, так как постоянно претерпевала влияние моды, приходившей с Запада. Нар одная вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. Так, крестьянские девочки к 13-15 годам должны были приготовить себе приданое. Это были вышитые скатерти, полотенца, подзоры, предметы одежды, головные уборы, подарки. На свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями своей работы. Перед свадьбой устраивали выставку приданого, которое должно было свидетельствовать о мастерстве и трудолюбии невесты.
Рукоделием в крестьянской семье занимались женщины — пряли, ткали, вышивали, вязали, плели кружева. В процессе работы они отшлифовывали своё мастерство, учились друг у друга и у старших, перенимая у них опыт многих поколений
.
Женскую одежду шили из домотканых льняных и шерстяных тканей. Её украшали не только вышивкой, но и кружевами, тесьмой, вставками из цветного ситца. В разных губерниях одежда имела свои особенности, отличия. Она была различной по назначению (повседневная, праздничная, свадебная), выполнялась для разных возрастов (девичья, для молодой, пожилой женщины).
По характеру узоров и приёмов их выполнения русская вышивка очень многообразна. Отдельные области, а иногда и районы, имели свои характерные приёмы, мотивы орнамента, цветовые решения. Это во многом определялось местными условиями, бытом, обычаями, природным окружением. Русская вышивка имеет свои национальные особенности, она отличается от вышивок других народов.
Большую роль в ней играют геометрический орнамент и геометризированные формы растений и животных : ромбы, мотивы женской фигуры, птицы, дерева или цветущего куста, а также барса с поднятой лапой. В форме ромба, круга, розетки изображалось солнце — символ тепла, жизни, женская фигура и цветущее дерево олицетворяли плодородие земли, птица символизировала приход весны.
Расположение узора и приёмы вышивки были органически связаны с формой одежды, которую шили из прямых кусков ткани. Швы выполняли по счёту нитей ткани, их называли счётными. Такими швами легко украшать оплечья, концы рукавов, разрез на груди, подол передника, низ передника, низ одежды. Вышивку располагали вдоль соединительных швов.
В вышивках «свободных», по нарисованному контуру, преобладали узоры растительного характера.
К старинным русским швам относятся : роспись или полукрест, набор, крест, счётная гладь, козлик, белая мелкая строчка. Позже появились вырезы, цветная перевить, крестецкая строчка, гипюры, тамбурная вышивка, белая и цветная гладь.
Русские крестьянские вышивки можно разделить на две основные группы : северную и среднерусской полосы. К северной относятся вышивки Архангельской, Новгородской, Вологодской, Калининской, Ивановской, Горьковской, Ярославской, Владимирской и других областей.
Самые распространённые приёмы северной вышивки — крест, роспись, вырезы, белая строчка, сквозное шитьё, выполняемое по сетке, белая и цветная гладь. Чаще всёго узоры выполнялись красными нитками по белому фону или белыми по красному. Вышивальщицы умело использовали фон как один из элементов узора. Квадратики и полоски внутри крупных фигур птицы — павы, барса или дерева вышивались синей, жёлтой и тёмно- красной шерстью.
Произведения народных художественных промыслов имеют неограниченных спрос как в нашей стране, так и за рубежом
Русская традиционная вышивка один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства, широко распространенный по всей территории России. Вышивка применялась для украшения скатертей, полотенец, подзоров и т. д., праздничного и повседневного костюма, церковного облачения и утвари и т. п. В традиционной русской вышивке, отличающейся большим разнообразием как орнаментальных мотивов, так и технических приемов исполнения, можно выделить две основные группы.
К первой относятся вышивки, выполняемые по счету нитей ткани и поэтому тесно связанные с ее структурой. Счетные вышивки делятся на ажурные и верховые. Все разновидности ажурных (сквозных) вышивок, то есть швы, выполняемые по разреженной ткани, носят общее название строчка. Верховые швы также выполняются по счету нитей ткани, однако не по разреженной, а по цельной. Наиболее распространенный вид счетной верховой вышивки — двухсторонний шов, выполняемый мелкими стежками. Цветной, обычно красный, узор ложится на поверхность белого холста тончайшим кружевом, причем рисунок одинаков с обеих сторон ткани. Этот тип вышивки, имеющий несколько разновидностей («роспись», «клетка», «шашка» и т. д.), был широко распространен в Олонецкой, Архангельской, Вологодской, Тверской и Новгородской губерниях. Как и в белой строчке, кроме геометрических узоров, росписью вышивали изображения женских фигур, всадников, птиц и зверей. Для большей выразительности узора при украшении полотенец, рубах и подзоров мастерицы часто объединяли роспись с другими видами счетной вышивки — гладью или набором. Набор покрывает ткань плотно прилегающими друг к другу рядами стежков, выполненными швом «вперед иголку». При вышивке счетной гладью стежки, заполняющие орнаментальную форму, укладываются параллельными рядами плотно друг к другу. Этот вид вышивки был особенно распространен в Архангельской (г. Каргополь), Рязанской и Орловской губерниях. К счетным верховым вышивкам относятся также крест, косая гладь
.
Вторую группу традиционных русских вышивок составляют те их виды, швы которых не зависят от структуры ткани — тамбур, «гладь по рисовке» (свободная гладь), владимирская гладь и швы, используемые в золотном шитье. Владимирская гладь выполняется по лицевой стороне ткани толстой красной нитью с добавлением синих, желтых и зеленых ниток. С изнанки мелкие стежки образуют контур рисунка. При вышивке листьев стежки плотно укладываются в двух направлениях от середины листа, в цветах они веерообразно идут от центра к краям. Середину цветка заполняют сеткой или набором.
Свободная гладь — основной тип мстерской вышивки. Она выполняется белой нитью по тонким белым тканям типа батиста. Контур рисунка вначале прометывают частыми стежками «вперед иголку», делают крупными стежками настил и затем покрывают его полотно уложенными параллельными стежками. В результате получается выпуклый, разнообразный по фактуре узор. Белая гладь всегда сочетается с вышивкой стягами, которые придают растительным узорам ажурность и особую легкость.
В 19 веке широкое распространение получил тамбур — шов в виде цепочки, звенья которой заходят одно на другое. Тамбуром вышивали по холсту или по фабричным тканям, чаще всего кумачу, иглой или крючком. Особенно часто тамбурные швы применялись мастерицами Олонецкой, Костромской, Ярославской и Тверской губерний.