- Зардози — вечное искусство индийской вышивки
- LiveInternetLiveInternet
- —Рубрики
- —Поиск по дневнику
- —Подписка по e-mail
- —Интересы
- —Постоянные читатели
- —Сообщества
- —Статистика
- Индийская вышивка бисером и пайетками.
- Вышивка бисером — индийская (мастер-класс)
- Вышивка — зеркало индийской культуры: техника, мотивы и сюжеты
- Содержание:
- Шиша
- Зардози
- Чиканкари
- Кантха
- Символика цвета
- В современной моде
- Техника
- Какие материалы подойдут
- Применение
- Зардози — золотая роскошь
- Чиканкари
- Кантха
- Символика цвета
Зардози — вечное искусство индийской вышивки
Сегодня хочу рассказать об одном из самых удивительных и красивых видов вышивки — Зардози. Изначально эта техника возникла в Средней и Передней, как тогда говорили, Азии, в Персии. Свои распространение вышивка Зардози получила во времена империи Великих Моголов, включавшей Индию, Пакистан, Афганистан. А сегодня мы можем видеть ее во всем великолепии именно в индийской вышивке.
Изначально Зардози предполагала золотное шитье, вышивку золотом, ведь и переводится это слово с персидского:зари — золото, дози — вышивка.
Пожалуй главной особенностью техники Зардози и по сей день является обилие золота и серебра, нарочитое богатство и яркость вышивки, использование обязательно металлических или металлизированных нитей. Кроме того, широко представлена канитель — да-да, канитель, это не только способ затягивания времени, но и прекрасный материал для вышивки! — повсеместно используются пайетки (вот в их недостатке индийцев точно не упрекнуть), металлические колечки, натуральный жемчуг и его стеклянная и пластиковая имитация, драгоценные камни, стеклярус, бисер и вообще все что блестит и переливается.
Кстати о канители. Русскому человеку она знакома главным образом по военной форме — именно канителью по сей день и зачастую вручную вышиваются погоны, головные уборы и мундиры наших военных, однако она может быть использована для создания художественных шедевров.
Впрочем, канитель это тема отдельного разговора.
В качестве тканей используются бархат, шелк, парча. Стоит готовая вышивка совсем недешево, отчего доступна только состоятельным людям, либо покупается для особых случаев — свадьба, национальный праздник и прочее. В древности вышивались настенные гобелены и попоны для лошадей и слонов.
Конечно, сегодня мало кто вышивает настоящей золотой или серебряной нитью — это дорого и непрактично, подходит разве что для спецзаказа, а в целом дорогие материалы стали заменять более доступные, но не менее красивые, отчего и сама вышивка стала доступнее.
Вышивка Зардози процесс трудоемкий и долгий, занимаются им как женщины, так и мужчины. Причем изначально и традиционно занимались этой вышивкой именно мужчины. В отличие от России на Востоке никогда на встает вопрос о нормальности «мужика, который вышивает».
Что касается мотивов, то это, прежде всего, растительные орнаменты, а также звезды, цветки и пресловутые «огурцы», которые в данной технике приобретают неповторимое воплощение.
Так как вышивка выполняется обычно на больших полотнищах, в работе задействованы обычно сразу несколько мастером. Ткань растягивают на большой раме.
При всем великолепии и одновременно сложности вышивки в процессе изготовления используются самые простые инструменты — очень тонкий крючок и иглы.
(c) Евгений Дворников
Это вступление было сделано, чтобы показать совершенно волшебные работы мастера Шамсутдина.
Мастер Шамсутдин из города Агра в Индии не только освоил в совершенстве искусство зардози но и создал свою, совершенно уникальную технику вышивки. Шамсутдина, вышивальщика в тринадцатом поколении уже давно нет в живых, но картины навечно обессмертили его имя: шитье сделано так, что все детали представляются объемными, словно в стереоизображении, придавая полотну особую экспрессию. Они вышиты с такой точностью, что дух захватывает. Когда стоишь рядом, кажется, что чувствуешь дуновение ветра, запах цветов и пение птиц. Работы сделаны с помощью нитки, иголки и ничего более. Начав с простого рисунка, он накладывал стежки хлопковыми нитями один слой поверх другого, чтобы придать картине объем, движение, мускулы. А поверх тончайшими стежками он вышивал всю картину шелком. Основная часть его работ находится в специальном музее в городе Агра. Теперь эти шедевры охраняются так же строго, как самые дорогие коллекции ювелирных украшений. Ведь ничего подобного во всем мире не найти!
Такие работы могут весить по несколько сот килограмм, поскольку мастер накладывает много слоев нитей поверх друг друга, чтобы добиться объемного эффекта.
Картина «Добрый пастырь»
Отец Шамсутдина в совершенстве владел техникой зардози, ему выпала честь дважды вышивать парадные наряды для британской королевской семьи.
Шамсутдин за годы работы создал невероятное количество картин, ковров, покрывал, накидок для слонов, расшитых драгоценностями. Все они сегодня оцениваются в сотни тысяч, а то и в несколько миллионов долларов. Над некоторыми изделиями Шамсутдин трудился годами: так, знаменитую вазу с цветами он вышивал в подарок жене на протяжении 11 лет, а другая его картина – «Добрый пастырь» – результат 18-летнего труда! Сложно даже представить, сколько часов было потрачено на создание каждой из этих удивительных вышивок!
Как и полагается, свои умения шейх передал сыновьям. Один из них, Раисуддин, стал продолжателем традиции, сегодня он открыл мастерскую в родном городе Агра, где десятки сотрудников корпят над холстами, создавая прекрасные произведения искусства.
Объемная вышивка индийского шейха Шамсутдина
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
- бумажные модели (11)
- Валяние (2)
- вера (17)
- молитва (9)
- проповеди (7)
- вкуснятина (248)
- вторые блюда и салаты (73)
- выпечка и десерты (133)
- консервация и засолки (38)
- напитки (1)
- первые блюда (3)
- все для бизнеса (14)
- Все для компа (56)
- Фотошоп (20)
- Все для свадьбы (135)
- бокалы и подсвечники (8)
- букеты (16)
- платья (76)
- рушники (1)
- туфли (2)
- украшения и сумочки (8)
- шляпы, шляпки, таблетки, вуалетки и т.д. (20)
- вышивка (408)
- апликация (18)
- бисер и пайетки (25)
- блэкворк (6)
- венгерская (5)
- гладь (38)
- изонить (8)
- Канитель (1)
- крестик (176)
- Крюил (3)
- лентами (40)
- машинная (5)
- мережка (4)
- объемная (17)
- по пластиковой канве (9)
- по фатину (1)
- по филейной сетке (7)
- ришелье (33)
- Темари (9)
- трапунто (14)
- трехмерная вышивка (1)
- хардангер (10)
- Вязание (1436)
- CRAZY_WOOL (2)
- Амигуруми (115)
- журналы (127)
- комбинирование с мехом (11)
- крючком (701)
- на вязальной машине (3)
- спицами (511)
- фриформ (43)
- декупаж (173)
- Джутовая филигрань (2)
- Для малышей (55)
- для Пасхи (3)
- домашнее мыло (16)
- Заработок в интернете (1)
- изготовление и переделка обуви (10)
- изготовление цветов (100)
- из бумаги (3)
- из кожи (8)
- канзаши (16)
- изучение языков (7)
- интересные ссылки (10)
- к новому году (231)
- квиллинг (8)
- квилтинг (9)
- кошки (53)
- куклы, мягкие игрушки (120)
- лепка (100)
- Лирика (16)
- мебель (26)
- Мечтаю путешествовать (21)
- Дом мечты (10)
- мои работы (2)
- пейп-арт (2)
- пергамано (21)
- плетение (53)
- газетное плетение (27)
- Игольное кружево (12)
- коклюшки (3)
- макраме (3)
- техника гобелен (2)
- фриволите (1)
- полезности и интнресности (305)
- Здоровье (146)
- красота (33)
- своими руками (103)
- пэчворк (27)
- Работа с кожей (7)
- резьба по дереву (10)
- рисование (145)
- батик (7)
- Жостовская роспись (4)
- витражи (7)
- сад и огород (70)
- скрапбукинг (236)
- альбомы (24)
- инструменты (1)
- наборы (69)
- открытки (61)
- отрисовки (38)
- приколюшки (44)
- строительство и ремонт (42)
- интерьер (23)
- сумки (168)
- тиснение по коже (3)
- трафареты (24)
- украшения (240)
- бисероплетение (109)
- вязаные (6)
- ганутель (21)
- кожа (8)
- макраме (3)
- Сутажные (1)
- текстильные (2)
- шитье (416)
- книги и журналы (103)
- одежда (271)
- шторы (10)
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Индийская вышивка бисером и пайетками.
Zardozi Indian Embroidery
Зардози — стиль вышивки, распространенный в Индии и Пакистане. Он существовал еще со времен Ригведы, но время расцвета этого стиля — эпоха Великих Моголов и правление императора Акбара.
Этой вышивкой стали украшать одежду, оружие, стены, императорские покои, покрывала для коней и слонов и т.д. Zardozi буквально с фарси переводится как вышивка золотом.
На бархате, парче, шелке вышиваются причудливые узоры золотыми и серебряными нитями, нашиваются драгоценные камни, жемчужины, и в результате получается — волшебство.
Искусству зардози не одна сотня лет. Пришло оно в Индию вместе с Великими Моголами, которые позаимствовали его у персов. Само слово зардози состоит из двух персидских слов «зар» и «дози», означающих соответственно «золото» и «вышивка».
Первоначально в вышивке зардози исользовались только золотые и серебряные нити, поэтому такие изделия могли позволить себе только очень богатые. Вышивка зардози украшала наряды придворных, ковры, покрывала, тенты. В настоящее время в вышивке используют также разноцветные металлические нити. Для зардози подходит дорогая качественная ткань – шёлк, бархат, парча.
Искусство вышивки зардози требует огромного терпения и мастерства. Помимо металлических нитей, для создания дизайна используют стразы, бусины, а также драгоценные и полу-драгоценные камни.
Вышивка зардози особенно популярна в свадебных нарядах, а также ею украшают покрывала, подушки, занавески, скатерти, сумки, туфли и т.д.
Сейчас вышивка зардози широко используется в фэшн-индустрии.
Вышивка бисером — индийская (мастер-класс)
Случайно увидела на ютубе вот это видео. Работа мастера завораживает. Индийская вышивка бисером очень нежная. Я бы сказала, что это просто ювелирная работа.
Оказывается этот вид вышивки называется «Аари» (Aari). Это индийский вид вышивки бисером длинным крючком, с нанизыванием бисера на этот самый длинный крючок.
Бисер нашивается сверху на ткань.
В этом мастер-классе показан принцип вышивания бисером с помощью длинного крючка.
А в этом видео показана работа индийских мастеров. Причем мастера — мужчины. Но как вышивают!
Видео длится почти 12 минут, немного нудновато. Но если вы желаете подсмотреть секреты вышивания бисером, дайте видео подгрузиться и начинайте смотреть с 8.30, а с 10.10 — вообще сказка.
Если Вы порекомендуете мой сайт своим друзьям и нажмете на кнопки социальных сетей, я буду Вам очень признательна.
Вышивка — зеркало индийской культуры: техника, мотивы и сюжеты
Индийская вышивка — это национальное достояние, памятник народной культуры. Узоры, которые были придуманы древними мастерами, стали настолько узнаваемы, что вполне могли бы заменить флаг этой страны. Мы продолжаем раскрывать секреты новых техник, искать интересные сюжеты и черпать вдохновение в экзотической вышивке!
Содержание:
Шиша
Зардози
Чиканкари
Кантха
Символика цвета
В современной моде
У индийской вышивки очень богатая история, которую невозможно охватить полностью. Поэтому мы поговорим не обо всей индийской вышивке в целом, а конкретных школах: «шиша», «чиканкари», «кантха», «зардози».
Это один из тех элементов культуры, который буквально становится визуальным отражением истории страны. Если вы посетите Индию, то изделия, покрытые вышивкой шиша, будут в каждой сувенирной лавке. Что же она из себя представляет?
Шиша с хинди означает «маленькое зеркало», действительно, главным элементом этой вышивки являются круглые зеркала.
Зародилась она довольно давно, точной даты нет, так как отследить возникновение какого-либо вида рукоделия практически невозможно. Однако в 17 веке, во время правления одного из самых известных шахов Индии, который, кстати, построил знаменитый Тадж Махал, началась активная популяризация вышивки шиша. Немало способствовала этому жена правителя, которая увлекалась этой ручной работой.
Истоки возникновения техники шиша следует искать в обычном желании подражать богатым, а также в индийских религиозных представлениях. В Индии всегда любили золото, избыток украшений, яркую одежду, но позволить себе это могли далеко не все, поэтому золото, было заменено на слюду или стекло, окрашенное серебрянкой. Это способствовало проникновению вышивки в массы.
Зеркало во многих культура имеет магическое значение, используется в оккультных практиках, является мистическим символом. Конкретно в индийской традиции зеркало отражает злые замыслы. Если вы носите одежду с вышивкой шиша, можете легко справляться с чужой негативной энергией.
Техника
Теперь подробнее о рабочих моментах: если вам захотелось повторить эту экзотичную вышивку, главное, чему нужно научиться — это обработка и прикрепление маленьких декоративных зеркал. Здесь мы опишем этот процесс в нескольких деталях:
Первый этап — это прикрепление зеркальца к ткани. Если вы новичок в рукоделии, лучше всего прикрепить зеркало с помощью двустороннего скотча.
Далее можно начинать обшивать «шишу» обычным стежками, при этом должна получиться решетка, как на рисунке:
На втором этапе, когда появилась решетка из перпендикулярных стежков, мы начинаем создавать узор, обшивая зеркальце следующим образом: необходимо в любой точке лицевой стороны изделия выполнять обметочный шов, захватывая при этом нити, которые уже есть на зеркальце.
Это только один из вариантов вышивки шиша, конечно, существует еще множество способов украсить маленькое зеркальце.
Какие материалы подойдут
Разнообразие материалов и инструментов здесь очень велико, в качестве зеркал можно использовать как специальные заготовки, так и старые компакт диски, фольгу или металлизированный картон, в общем, все то, что блестит или имеет отражающую поверхность. Нити тоже можно выбирать абсолютно любые, но, конечно, индийские мастерицы предпочли бы что-нибудь яркое или золотое.
Применение
Несмотря на то, что вышивка шиша — это традиционный для индийской культуры вид рукоделия, она смотрится актуально и современно и сейчас. Особенно необычно и красиво вышивка смотрится в одежде. Главное — подобрать цветовую палитру, тогда даже экзотическая индийская вышивка станет современной, стильной деталью.
Зардози — золотая роскошь
По своей роскошности и яркости эта вышивка не уступает предыдущей. Зардози с персидского означает «вышивка золотом», поэтому лишний раз говорить о том, что она предназначалась для аристократии и прочей знати, не приходится. Своего расцвета вышивка достигла в 16 веке в период правления Великих Моголов.
В основном вышивка зардози украшает свадебную одежду. Самые дорогие сари расшивают драгоценными камнями и золотом, на такую филигранную работу иногда уходит не один месяц. Чаще всего в этой технике используются растительные мотивы, поскольку богатая индийская природа изобилует сюжетными формами.
Одним из самых знаменитых вышивальщиков в этой технике был Шамсуддин, каждая картина которого создавалась несколько лет, а самая главная его работа «шахматы» и того — 30. Кстати, продать полотно всей своей жизни Шамсудин так и не решился.
Вышивку зардози наносят с помощью специального крючка. Это очень непростой процесс, требующий специального обучения. Интересно, что занимаются им исключительно мужчины.
Отличается индийская вышивка от европейской своими узорами. Все вы знаете узор пейсли, иногда его именуют «турецкий огурец», он довольно часто используется в современном дизайне, а зародился в восточных странах и до сих пор является одним из главных сюжетов в зардози.
Чиканкари
Это совсем нехарактерная вышивка для Индии, нет цветастых узоров, золота и дорогих каменьев — все просто и изящно, белая вышивка на белом. Одежда «Kurtas Chikan» (длинная рубаха с вышивкой чиканкари) — это одна из главных местных достопримечательностей. Любой турист обязательно должен увезти из Индии такой сувенир. Вышивка производится швом «вперед иголка», а также петельным стежком, который в Индии называют «джали».
Эта царственная вышивка, была предназначена для людей высшего ранга. Однако постепенно, с изобретением менее дорогих материалов она стала доступной и для бедняков.
Расскажем подробнее о технике и основных швах:
Бахия или прокладная восьмерка, один из самых распространенных швов в чиканкари, тень, которую придает этот двойной шов рисунку, очень красиво смотрится на тонких тканях.
Еще одним оригинальным швом является Банарси, который не имеет аналогов в европейском вышивании, это шов, напоминающий шнурок, выполняется он следующим образом:
Классические швы, используемые в чиканкари:
- Тамбурный шов
- Шов глазок или хулл, обычно вышивальщицы выбирали его для создания цветочных середин
- Петельный шов
- Шов волна — декоративный шов, который тоже широко использовался в технике чиканкари
- Гольбейн
- Косой шов гладью, обычно таким узором вышивались растительные мотивы: стебли, лепестки
Кантха
Вышивка кантха, в отличие от зардози, была традиционно только женским занятием, девушки вышивали в этой технике в сезон дождей, когда не было никаких сельскохозяйственных работ и можно было посвятить время себе любимой.
Эта разновидность вышивки очень напоминает японскую технику сашико: с помощью нее тоже простегивают слои ткани, для большей прочности и носкости. Это было самым доступным ремеслом: им могли заниматься даже самые бедные, к тому же, эта вышивка требовала меньше мастерства, чем остальные. С другой стороны, отсутствие особых правил в этой технике позволяло вышивальщицам проявлять больше фантазии и создавать уникальные неповторимые узоры. Сюжеты узоров были разнообразны, в мультикультурной Индии мусульмане, буддисты, индуисты привносили свои детали в эту вышивку, но общим для всех является использование растительных элементов.
Можно сказать, что в какой-то мере вышивка кантха имеет символическое значение: беременные женщины, начинали вышивать одеяло с такой вышивкой за несколько месяцев до родов, так как считали, что оно может принести удачу малышу.
Шов в технике кантха самый простой — вперед иголка.
Символика цвета
Наверняка, каждый обращал внимание на цвета, в которых обыкновенно выполнены индийские костюмы — это абсолютная свобода красок: красный, желтый, зеленый, розовый… Но в Индии все имеет свое значение, поэтому даже для вышивки они выбирают цвета нитей с определенным смыслом.
Красный в индийской культуре традиционно связывают с чувственностью, чистотой, поэтому в основном он используется в свадебных нарядах
Желтый — это разум, сила мысли, цвет, который активизирует умственные способности.
Синий цвет в основном является цветом мужественности, поэтому большинство богов-мужчин в индийской мифологии носят синие одеяния.
Значение зеленого цвета совпадает с другими представлениями об этом цвете: плодородие, перерождение.
Оранжевый и темно-оранжевый — это цвета пришедшие в индию из буддизма, чаще всего их значение связывают с огнем, чистотой, жертвенностью