Рисование салфетки чувашским орнаментом в группе старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет
Светлана Егорова
Рисование салфетки чувашским орнаментом в группе старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет
Конспект открытого занятия по декоративному прикладному творчеству.
Тема: Рисование салфетки чувашским орнаментом.
Егорова Светлана Вениаминовна
МБДОУ №32 «Улыбка»
1) Формировать умение рисовать элементы чувашских узоров. Уточнить и расширить знания и представления детей о чувашском орнаменте. Закрепить смысловое назначение узоров, изображающих двор, солнце, пахотную землю, животных, деревья и растения, горы и возвышенности.
2) Продолжать знакомить детей чувашским прикладным искусством.
Развивать эстетический вкус и художественный вкус, творческую и познавательную активность. Развивать умение рисовать красками, обводить тонкой кистью, закрашивать толстой кистью.
Воспитательные: Воспитывать любовь и уважение к своему народу, к его культуре, его традициям. Воспитывать любовь к национальному творчеству.
Предварительная работа: Просматривание альбома «Чувашское творчество» и презентации. Чтение легенд и сказок чувашского народа. Изучение орнаментов и знакомство с цветовой гаммой, применяемые чувашским народом в вышивке.
Планируемые результаты: Повысить интерес и уважение к истории вышивки своих предков. Усвоение правильного оформления орнамента, применение цветов. Выбор удобного средства рисования. Формировать умение обводить тонкой кистью и закрашивать толстой кистью.
Материал: альбомный лист, цветные карандаши, восковые мелки, подставка под кисти, кисть №3 и №5, гуашь, палитра, баночка с водой, сафеточка для сушки кисти.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
Вход с детьми под чувашскую хороводную песню.Встаем у доски: 1. Посмотрите ребята, какие мастерицы вышивали эти узоры. Это не просто, а целые письма, рассказы о жизни чувашей.
Чувашский народ всегда любил вышивать. Все, что они видели вокруг красивое,они передавали в узорах: восход солнца, золотую луну, сверкающие звезды и солнце, реки, животных. А еще думали в старину, что вышитая вещь исцеляет от болезней, оберегает дом и хозяев от беды и несчастий. Вышитые полотенца, занавески развешивали на окна, двери, чтобы ни беда, ни болезнь в избу не попали. Узоры на скатерти защищали стол и пищу. Вышитые рубахи, головные уборы защищали самого человека от разных бед и несчастий.
2. Вы наверное знаете, что обозначают элементы чувашского узора. Я предлагаю вам поиграть в игру «Что означает узор». А вы попытайтесь отгадать, что чуваши изображали этим узором (карточки с элементами орнамента: злаки, вода, горы, пахотная земля, солнце)
Молодцы ребята. Скажите какие цвета они использовали и чо они означают.Ответы детей:
Рита: Красный цвет – отвага, смелость, любовь, кровь.
Яна: Синий цвет – воздух, небо, вода.
Маша: Зелёный цвет – растения, жизнь, рождение.
Егор: Жёлтый цвет – злаки, пшеница, солнце.
Даниил Яков. : Черный цвет – земля, пахотное поле, конец жизни.
3. Какие молодцы вы ребята! А теперь давайте мы с вами украсим салфетку для наших любимых мам, чтобы солнышко всегда их пригревало, рядом с ними было. Вышивать нам ещё рано, трудновато, мы этому позже научимся. Давайте просто мы просто её нарисуем. (Дети проходят на свои места)
4. Ребята сейчас мы с вами мы вспомним как выглядит наше солнце, какие цвета нам понадобятся и с чего нужно начинать.
Ростислав напомни пожалуйста. Какие цвета нам нужны? (зеленый, желтый)Молодец.
Вика, с чего начинаем рисовать желтый луч? (с левого верхнего угла до середины квадрата, вниз и от середины вправо до угла. Затем соединяем углы.)
Аня, как рисуем зеленый луч? (ответ Ани)
Егор напомни пожалуйста для чего нам нужна тонкая кисть, толстая? (ответ Егора).
Дети перед тем как приступить к работ сделаем пальчиковую гимнастику:
Ку пурне ассатте (большой палец показываем)
Ку пурне асанне (указательный палец)
ку пурне атте (средний палец)
ку пурне анне (безымянный)
ку пурне эпе (мизинец)
6. Приступаем к работе. Помощь затрудняющимся.
7. Выставка работ. Оценка работ. (какая салфетка как получилось, на этой салфетке краски больше, воды мало взяли)
8.В завершении: Ребята, посмотрите, как солнце засияло. Обрадовалось, что мы с вами приготовили такой хороший подарок нашим мамам. И птички запели весёлые песни. Давайте мы с вами расскажем стихотворение на чувашском языке:
Вессе килчес кайаксем,
Печек – печек кайаксем,
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «Роспись полотенца башкирским орнаментом» В своем детском саду уделяем большое внимание патриотическому воспитанию. Ребятишек знакомим с трудом и бытом людей разных национальностей.
Конспект ООД по художественному творчеству (рисование) «Украшение манишки калмыцким орнаментом» Конспект организационной образовательной деятельности Художественное творчество (рисование) (Средняя группа) «Украшение манишки калмыцким.
Конспект занятия «Арт-терапия. Рисование манкой с детьми младшего дошкольного возраста» Конспект занятия «Арттерапия. Рисование манкой с детьми младшего дошкольного возраста». Тема: «Раз, два, три, четыре, пять, ручки будут.
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Декоративное рисование «Рушники в подарок маме» Задачи: • Продолжать знакомить детей с традициями русского народа. • Закреплять знания детей о таком виде народного искусства, как вышивка.
Консультация «Рисование с детьми дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник» Идеи гуманистической системы образования, как генерального направления развития современной образовательной парадигмы, предопределяют акцентирование.
Пластилинография или рисование пластилином с детьми дошкольного возраста Дошкольный возраст – важный период в жизни ребенка. Это время первона-чального становления личности, стремления к самостоятельности, к.
Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники 1. Конспект занятия по рисованию на тему: «Листопад». Задачи. Учить детей создавать сюжетные композиции отпечатками сухих листьев. Познакомить.
Рисование с элементами аппликации «Букет цветов» для детей старшего дошкольного возраста Программные задачи: Образовательные: Учить детей изображать цветы в тёплых или холодных оттенках, добиваться того, чтобы дети получали.
Сценарий развлечения к Дню Победы в группе старшего дошкольного возраста (5–6 лет) Звучит запись «День Победы». Дети под музыку заходят в зал и выполняют праздничное построение. Ведущий: Вот и наступил долгожданный День.
Консультация «Рисование с детьми дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник» Идеи гуманистической системы образования, как генерального направления развития современной образовательной парадигмы, предопределяют акцентирование.
Чувашская вышивка
За вас, родное мастерство,
Льняное наше полотно,
Я возвышаю голос свой:
Вам пережить века дано!
В душе таить не должен я
То, чем взволнован так сейчас.
Чувашской вышивкой, друзья,
Вы любовались ли хоть раз?
Петр Хусанкай
Чувашский край называют «краем ста тысяч песен, ста тысяч вышивок». Еще издревле чувашские женщины украшали одежду и обиходные предметы (скатерти, салфетки и т.д.) вышивкой. Вышивка служила не только украшением одежды, но и оберегом от злых духов. Материалом для вышивания являлся белый холст (конопляный, льняной).
Для чуваш изготовление холста являлось основным занятием после сельскохозяйственных работ, которое давало возможность одевать семью: ведь фабричных тканей в те далекие годы купить было невозможно, а часто и не на что. Процесс этот очень трудоемкий, сложный и ложился на хрупкие плечи женщин (правда, хрупкими их отнюдь не назовешь). Весной в полях сеяли лен. Через пару недель появлялись первые ростки. Цветение льна удивительно красивое зрелище: поле, словно покрыто голубым ковром.
Как только созревают коробочки с семенами, лен выдергивают с корнем, связывают в снопы и ставят их на просушку. Затем головки льна обмолачивают, полученное сырье топят в воде, наложив сверху камнем. Лен размачивали в дождевой воде и на росе. Недели через две лен вытаскивали из речки, сушили, мяли мялкой (доской), колотили трепалом, отделяли волокно от кострики, получали кудель. Кудель чесали щетками из жесткой щетины или железным гребнем, пока волокно льна или конопли не становилось мягким и шелковистым. После сортировки кудель скатывали в пучки. С наступлением длинных зимних вечеров для прядения льна девушки собирались на посиделки, а женщины в основном пряли дома. На посиделки приходили и парни, вместе пели песни, играли в различные игры.
Следующий этап — ткачество, которым тоже занимались женщины. В течение зимы пряли волокно из льна, конопли и шерсти. В марте нити льна и конопли золили в печи, держали в зольной щелочи в кадушках, наливали туда сыворотку из-под творога, клали сырые яйца. После этого мотки ниток полоскали, просушивали, располагая на воробы (ярăм йывăççи), перематывали на сновальни (сурекке), на мотовило (хутăр йывăççи) в виде палки длиною 80-100см, на концах которой устраивали короткие перекладинки или вставляли рогульки из сучка. Полученные мотки (хутăр) связывали особыми узлами и хранили до ткачества.
Качество ткани зависело от качества ниток. Девочки учились сначала прясть шерстяные нитки для грубого сукна (тăлă). Они шли на изготовление портянок, повседневных кафтанов, чапанов (аçам). Позже мастерицы начинали прясть тонкие нити, из которых ткали тонкие сукна. Шли они на пошив праздничных кафтанов (сăхман) и шуб. Из льна и конопли ткали холст разного качества: тонкий, ровный, сурпанный, портяночный и т. д.
На станке ткали холст разных сортов, но он еще не годился для пошива одежды. Его надо было отбелить. Процесс это очень интересный: моя мама рассказывала мне, про то, как она в детстве с подругами отбеливала полотно на весеннем снегу на холмах. Для этого сначала сотканный холст кипятили с золой, как и нитки, выдерживали в горячей печи, а затем расстилали на весеннем снегу для отбеливания под солнечными лучами. Отбеленный холст еще раз прополаскивали, сушили, а затем скатывали в рулон и расколачивали его колотушками на дуплянке. В конце весны по деревне раздавался громкий дробный звук. Это девушки с шутками и смехом колотили холст. Этот звук радовал всё селение — закончилась тяжелая и длительная работа. После этого холсты укладывались в çỷпçе и шупашки (короба, сундуки)). По мере необходимости куски полотна отрезали от рулонов для пошива одежды. У моей матери сохранился такой рулон холста: при замужестве она передала его мне.
Ткацкий станок — эти фотографии я сделала в с.Янтиково на чувашском национальном празднике Акатуй, посвященный окончанию весенне-полевых работ.
Искусству вышивания девочек начинали обучать с 6-7-летнего возраста. Каждая девушка готовила себе приданое, в комплект которого входила одежда на все случаи жизни: для будней и свадеб, религиозных и трудовых праздников. Например, к свадьбе девушка готовила покрывало невесты, платок жениха, свадебную подушку, головные повязки (масмак), набедренные украшения и множество полотенец. У богатых невест в приданом насчитывалось не менее ста рубах, большинство которых было украшено вышивкой. По качеству и количеству приданого определяли, насколько аккуратна и трудолюбива невеста, владеет ли она мастерством рукоделия. Одним из главных критериев мастерства было аккуратное выполнение швов с изнаночной стороны изделия: нельзя было оставлять узелков и концов ниток.
Вышивали шерстяными, льняными, шелковыми нитками. Толщина ниток для вышивания зависела от холста. Вышивальщицы сами красили пряжу: применяли разнообразные красители — плоды, цветы, листья, корни растений, кору деревьев, золу, сажу, глину и даже птичий помет. Основными цветами в старинных вышивках были мареновый (красный цвет разных оттенков), красный, черный, в небольшом количестве синий, зеленый и желтый.
Основные элементы узора выполнялись черным цветом — цветом добра. Узоры заполнялись преимущественно красным цветом — цветом счастья, зеленым — цветом природы и жизни, желтым — цветом солнца, синим — цветом волшебства. Все эти цвета прекрасно сочетались на белом фоне — белый цвет — символ чистоты, правдивости и мудрости. Для красочности и выразительности изделий применялись различные украшения: тесьма, кружева, монеты, бисер, раковины.
Старинный чувашский орнамент — это чаще всего геометрические узоры в форме крестов, треугольников, ромбов, прямоугольников, зигзагов, косых крестов, полос. Они сочетались со стилизованными фигурами людей, птиц, животных, древа жизни, которые имели самый разнообразные формы. Эти знаки на холсте могли о многом рассказать, каждая мастерица придумывала свою композицию и ведала свою историю.
Одним из символов в орнаменте чувашской вышивки является Солнце как источник жизни. Оно вышивалось в форме круга, крестика, квадратика, восьмиугольника.
В узорах, символизирующих жизнь на Земле и небесах, размещались живые существа — птицы, звери, люди.
Чуваши в прошлом поклонялись огню, воде, земле. Поэтому в орнаментах также можно увидеть знаки, символизирующие их.
Наша мама умница — научила вышивать меня и невестку. Она, в свою очередь, училась у известной чувашской вышивальщицы, народного мастера России Евгении Жачевой. Материал для статьи я взяла из книги «Чувашская вышивка» под ее авторством. Книга будет полезной не только тем, кто хочет научиться азам чувашской вышивки, но и тем, кто интересуется историей чувашского народа. В ней очень много иллюстраций образцов старинного чувашского орнамента.
На всех фотографиях наши работы — матери, невесткины, мои.
Также при написании статьи использовала материал о чувашской вышивке с сайта учителя начальных классов Степановой Галины Владимировны