Вышивка счетной гладью швы

Счетная гладь: учимся вышивать

Примеряясь к захватывающим способам сделать своими руками произведение искусства, испокон веков человек искал идеальный способ. Уходит это корнями вглубь времён, когда первобытный прародитель, развив разум, впервые испытал необходимость «принарядиться». А вышивка до сих пор предлагает новые способы работы с украшением ткани, не утрачивая актуальности более “старших” техник. Что интересно – счетная гладь была одной из самых старинных техник вышивания на Древней Руси. Уступала она разве что вышивке крестом и полукрестом.

Гораздо позже была изобретена перевить в цвете, гипюр и прочие уникальные техники. Но, несмотря на развитие новых течений вышивального искусства, счетная гладь не теряет свои уверенные лидирующие позиции и по сей день.

Количество техник в вышивании огромное множество. Это и верхошов, списы, бранки, и цветная перевить, узорная строчка, строчка с ободком, разнообразные гипюры. Ещё – крест, набор, белая мелкая строчка, тамбурная вышивка, белая, цветная, счетная гладь. Также существует достаточно объёмное количество дополнительных под-техник, швов и особенностей этих элементов. Это зависимости от выбранного для работы материала.

Отличие в вышивках гладью

Существует несколько разновидностей гладьевой вышивки, – это верхошовная гладь, белая, художественная, русская, цветная, атласная, счетная.

Верхошовная гладь

В верхошовной глади небеленый холст вышивают красной пряжей с небольшим добавлением дополнительных цветов (например, жёлтого, синего, зелёного). Вышивают стежком, который прокладывается ровными плотными линиями, прорабатывая лицевую сторону изделия. На изнанке такие швы обозначаются мелкими стежками. Другое название такой глади – владимирская. Это связано с возникновением её первых проявлений именно во Владимирской области.

Читайте также:  Какие картины можно вышивать крестиком

Белая гладь

Также возникла во Владимирской области. Техника была изобретена мастерицами, выполнявшими стежки на тонких отбеленных тканях. Брались тонкие белые нити, в тон основным полотнам. Эта техника включает в себя множество вариантов узора. А отличительная особенность тут не только лишь в цвете, – она богата техниками и разработками. Тут есть и стяги, посыпь, сеточки, дырочки, атласники, узелки, цепочки, и так далее.

Художественная гладь

Художественная гладь возникла из попытки и желания точно повторять пейзажи, портреты, бытовые сцены жизни. Выполняется шитьё тонкими, чаще всего – шелковыми нитями, на тонких тканях основы.

Русская гладь

Своеобразный вариант вышивки – русская гладь. Весь рисунок работы заполняется односторонним швом по прямой нити ткани основы. Стежки располагаются в шахматном порядке, от края до края, перекрывая и пропуская нити. Но в настоящее время этот вид вышивки почти забыт из-за своей трудоёмкости.

Цветная гладь

Цветная гладь – самая широко применяемая вариация вышивки. Выполняется она стежками, максимально плотно прилегающими друг к другу, идущих в разном направлении. Бывает такая гладь как односторонней, так и двухсторонней. Цветовая гамма и толщина нитей – самая разнообразная и подбирается на вкус мастерицы.

Атласная гладь

Для атласной глади характерны мелкие стежки, выполненные очень тонкими нитями. Каждый стежок начинается в центре предыдущего ряда. На изнаночной стороне это многочисленные короткие дорожки нитей, а на лицевой стороне – гладкий узор.

Ещё на Руси вышивальщицы выполняли счетные швы. В пробелы в редко сотканной ткани вплетались другие цвета. Получался ритмичный геометрический рисунок, который называется счетная гладь. Способ набора при такой работе – шов «вперед иголка». Ещё он называется «бранное шитьё», один из вариантов которого – орловский спис.

Счетная гладь

Если вы решили выбрать фигурную геометрическую вышивку, то техника выполнения достаточно проста. Работа несомненно принесёт удовольствие и не отнимет слишком много сил на изучение сложных стежков. Стежки идут параллельно нитям основы или утка. Каждый стежок уходит на равное расстояние от предыдущего, чаще всего – на одну нить полотна. То есть рабочая нить, делая свой стежок, уходит обратно рядом с проложенным стежком, пропуская нить основы.

Спектр применения тоже весьма обширен. Вы можете обновить домашний текстиль декоративных наволочек, полотенец. Можете декорировать авторские скатерти, фартуки салфетки. Даже украсить полотна занавесок.

Эффектно сочетается вышивка гладью с дополнительными элементами в других техниках. Это может быть украшение основной работы зигзагом, крестиком, мережками. Можно поиграть с узорами из стебельчатого шва, или шва «вперед иголку». Поле для фантазии – непаханное.

Так что вооружаемся льном, полу-льном, канвой, мешковиной, хлопком, батистом, сатином, шёлком, или схожим материалом. Выбираем накрученные или слабо накрученные нити. Определяем рисунок работы. Что замечательно в вышивке счетной гладью, так это то, что нити из рисунка сразу отсчитываются на полотно. Не переводятся постепенно.

Главное – следить за нитями, и не допускать их перекручивания во время работы. Тогда результат получится более аккуратный и гладкий.

Счетная гладь: как вышивать

Берясь украшать полотно счетной гладью, рисунок заполняем полностью, для этого нити выкладываем довольно плотно, чтобы было легко набрать форму.
Вести вышивку положено слева направо, вкалывая нить по утку или основе. Промежуток основных нитей должен быть равный. Не забываем равномерно затягивать нити и направлять их туда, куда требует рисунок.

Итак, для вышивания нам понадобится рисунок, ткань основы, нити, иголка, пяльцы или рамка и ножницы. Вооружаемся материалами и приступаем к работе.

Счетная гладь: техника выполнения

  1. Переносим на ткань основы рисунок.
  2. Закрепив ткань основы на пяльцах (рамке), проверьте, что она хорошо натянута.
  3. Проколите полотно иголкой, выведете нить на лицевую сторону работы, оставив небольшой кусочек нити. В процессе работы придерживайте его пальцами. Начало вашей работы закрепится будущими стежками, и вы не испортите работу неэстетичными узлами.
  4. Используйте и постоянно высчитывайте схему вашего рисунка. Не поленитесь свериться с ней лишний раз, – ваша работа от этого только выиграет.
  5. Вышиваем слева направо, ведя нить по лицевой стороне или сверху вниз от нитей основы, или под углом.
  6. Стежок на изнаночной стороне должен выкладываться под небольшим наклоном (рис. 1).
  7. Чередуя высоту стежков выводим разнообразные узоры:
  • Валик (рис.2)
  • Зубчики (рис.3)
  • Ступеньки (рис.4)
  • Ромбики (рис 5)


Помните, что выполнять каждый узор нужно отдельно. Потому что на изнаночной стороне могут образоваться слишком длинные протяжки, что может испортить работу.

8. Для высоких узоров используйте одностороннюю счетную гладь (рис. 6; 7). Весь узор будет вырисовываться на лицевой стороне, а на изнанке будут только коротенькие протяжки.

Вот и все нехитрые советы для вышивания техникой счетная гладь. Для начинающих мастериц существует множество схем с орнаментом и даже набором сопутствующих инструментов. Одним словом, всё необходимое, чтобы начать творить.

Главное гореть желанием и любить дело, которым занимаешься, подходя к нему с удовольствием. Стремиться к идеальному результату – не главное, ведь процесс – вот, что самое главное в любой работе.

Народный УЧЕБНИК вышивки

Вышивка хардангер — это старинная скандинавская техника ручной вышивки, названа в честь города на юго-западном побережье Норвегии. Зародилась на Ближнем Востоке, а к XVII-у веку добралась до Европы и дальше на север.

У Хардангера множество родственных направлений в вышивке: кипрская лефкаритика, итальянская punto antico и reticella, русское шитье по решетке.
Некоторые традиционные для хардангера элементы — квадрат, прямоугольник, крест — относят к ассирийским и египетским традициям,
а знаменитая восьмиконечная звезда — к индийской вышивке.

Традиционно вышивка хардангер была элементом одежды и использовалась в норвежском национальном и свадебном костюме bunad как вышивка на фартуке.
Позже, в XIX-ом столетии, технику используют и в украшении домашнего текстиля.

Стиль хардангер относится к счетным типам вышивки и напоминает знакомые нам мережки. Но мережка – это скорее «краевой», окантовочный прием вышивки, а хардангером можно заполнить все пространство ткани и получить восхитительно красивые узоры.

Довольно часто хардангер называют счетной гладью, и это название как нельзя лучше отражает суть техники, ведь в основе ее лежат гладьевые стежки, но строго упорядоченные по длине и количеству .

Хардангером вышивают на тканях равномерного переплетения (таких, в которых на 1 см приходится одинаковое количество долевых и поперечных нитей). Это непременное условие, ведь основным элементом узоров в технике хардангер является квадратный блок 4х4 нити.

Для вышивки используется в основном ткань 25-27 каунта и нитки типа Ирис или PERLE для блоков и более тонкие (можно мулине или тонкие Perle) для бридов и ажуров.
Можно так же вышивать нитками YarnArt Tulip, но ими вышивать сложнее – по клику об этом подробнее рассказано в дополнении к статье.

Используется для вышивки контура изделия, по которому оно потом будет вырезаться.
Иногда лангетный шов используется для придания объема внутри вышивки.

Вставляем иглу с изнанки прямо на линии разметки в точке начала шва и вытягиваем нить на лицо,

оставляя на изнанке хвостик до 6-8 см. длиной (этот хвостик потом будет закрепляться, поэтому он должен быть такой длины, чтоб его можно было вставить в иголку и закрепить.)

От точки начала отступаем одну ниточку вправо по линии разметки, поднимаемся над разметкой на 4 нитки вверх и делаем первый стежок, выводя иголку снова на линии разметки вертикально так, чтоб ниточка, выходящая из ткани в точке начала оказалась под острием иглы и дотягиваем нитку, чтоб получился первый стежок.
Вообще ширина лангетного шва равна 4-ем нитям, поэтому мы всегда вверх поднимаемся на 4 нити ткани.

Снова отступаем одну нить вправо и четыре вверх, вводим иглу в ткань и выводим на линии разметки так, чтоб хвост ниточки был под иглой.

Таким образом отшиваются прямые участки лангетного шва.
Количество стежков в лангетном шве обычно кратно 4+1 стежок.
Это потому, что в основе хардангера лежат блоки 4х4 нитки, и чтоб все нитки ткани были закреплены (оказались как бы между вышивающей ниткой) и делают на один стежок больше.

Так мы дошли до первого уголка .
Вот схема уголка, она выполняется на участке 4х4 нитки

Сначала покажу схему отшива уголка

Все стежки уголка на этой схемке сходятся в одной точке V, одна клеточка равна одной нитке ткани.
Сделав последний, 28-ой, стежок, вводим иглу снова в верхнюю точку этого 28-го стежка (на схеме точка V), а выводим через 2 (две) ниточки вправо (на схеме точка W).

Сделали первый стежок уголка .

Снова вводим иглу в точку V, а выводим ее в точке, отступив одну нитку вправо и одну нитку вверх (чтобы получилась диагональка через одну нить ткани) – на схемке точка Х.

Сделали второй стежок уголка .

Третий стежок уголка.
Вводим иглу в точку V, а выводим ее в точке, отступив еще на одну нитку вправо и одну нитку вверх (получилась диагональка из трех точек через одну нить ткани) – на схемке точка Y.
От линии разметки эта точка должна быть выше на 2 нити ткани.

И последний, завершающий стежок уголка.
Снова вводим иглу в точку V, а выводим ее в точке, отступив еще на две нитки вверх по отношению к последней точке (получился прямой стежок на 4 ниточки ткани перпендикурярно уже отшитому прямому участку) – на схемке точка Z.
От линии разметки эта точка должна быть выше на 4 нити ткани.

Получился первый уголочек.
Из точки V у нас выходит 5 стежков: два прямых и три диагональных.

Теперь по схеме идет прямой участок на 5 стежков .
Но так как первый прямой стежок мы уже сделали, когда заканчивали наш уголок, то нужно сделать еще 4 прямых стежка.

В итоге у нас должно быть 5 прямых стежков, а между ними 4 ниточки ткани. И снова уголок.

Повторяем полностью все шаги, которые делали для первого уголка (словами описывать не буду, только покажу еще на одних фотках)

После завершения второго уголка отшиваем прямой участок из 5-ти стежков (всего).

Изнанка наша должна выглядеть вот так.

Здесь хорошо видно, что ниточки все идут ровненько, нигде нет вылезшей за границы 4-х-ниточного шва, нитки.
На изнанке так же очень хорошо контролировать себя, когда вышиваешь уголок.
Тут видно, что стежки уголка создают диагональку из трех точек.
Я всегда сама себя точно так же контролирую, переворачивая работу на изнанку, если сомневаюсь в правильности вывода иглы на уголке.

И если вдруг где-то произойдет ошибка и иголка выйдет не в ту точку, на лице это будет незаметно или будет выглядеть как слабо затянутая петелька шва, то на изнанке все огрехи очень хорошо просматриваются.

Мы подошли к месту на схеме с переходом от одного прямого участка к другому с поворотом по часовой стрелке на 90 градусов (на схеме обведен красным кружочком)

Потяните немного рабочую нить вниз так, чтоб была видна точка последнего вывода иглы на лицо, отсчитайте от этой точки 4 нитки ткани строго вверх, введите в эту точку иглу и выведите ее в той же точке, откуда выходит нитка из ткани.

Когда выполните этот первый стежок, потяните немного рабочую нить влево вверх для того, чтобы образовавшаяся петелька легла ровненько и шов был аккуратным (потянуть так, как на фото)

Далее выполняем второй стежок точно так же, как мы делали это раньше – отступает одну ниточку вправо, поднимаемся на 4 ниточки вверх и делаем второй стежок. Всего таких стежков должно быть 5.

Ну и теперь смотрим на схему и отшиваем все уголочки крылышка, его наряд и т.д. по схеме



Рано или поздно любая нитка заканчивается и нужно начинать новую.

Мой совет – не дошивайте ниточку до самого конца, оставляйте хвостик около 6-8 см, чтоб его можно было легко закрепить на изнанке.
И еще такой момент.
Лучше и легче вводить новую нитку на прямом участке лангетного шва, чем на закруглениях уголков или при «правом повороте».
Поэтому смотрим на хвост и если он уже не очень длинный то лучше оставить лишних пару сантиметров хвостика и ввести новую нитку на прямом участке, чем потом изворачиваться на уголках.

Итак.
Хвост в иголке около 6-8 см. Сделав последний стежок этой ниткой, оставляем ее на лице, не снимая пока иголки.

Берем новую нитку, вставляем во вторую иголку, и эту иголку вводим с изнанки на лицо в следующей дырочке ткани, т.е. отступая от висящей старой нитки на одну нить ткани вправо.

Затем, вытянув новую нитку на лицо и оставив ее хвостик длиной 6-8 см на изнанке, отступает от этой точки на одну нить вправо, поднимаемся на 4 нити вверх и делаем первый стежок новой нитью (происходит это точно так же, как и при начале лангетного шва).

Прошиваем 2-4 стежка новой нитью, откладываем ее в сторону, берем иголку со старой нитью и кончик ее вставляем в первую петельку, образованную новой нитью (а над этой петелькой светится свободное место, как будто пропущен стежок).

Придерживая пальцами хвост новой нити на изнанке, иголку со старой нитью вводим в точку на верху шва, отстоящую от нашей петельки на 4 нити ткани и уводим старую нить на изнанку.

Там должно оказаться два хвоста: снизу от новой нитки, сверху – от старой. Оба хвостика немного подтягиваем, чтоб и петелька, и стежок были аккуратными и ровненько легли в ряд.

Так должна выглядеть наша изнанка.
Иголку со старой нитки снимаем и далеко не прячем, она нам пригодится при следующей смене нитки.

Таким образом отшиваем весь контур по схеме.

Если вы все сделали правильно и нигде не ошиблись с подсчетом стежков, то контур должен сойтись нитка в нитку по схеме, и нигде не должно быль лишних или недостающих стежков.

Заканчиваем контур так же, как и вводим новую нитку, только тут будет одна рабочая нить, а иглу в самом конце вводим в ту самую первую петельку, с которой начинался наш контур.

Затем вводим иглу в точку над петелькой (она будет уже занята стежками уголка) и уводим нить на изнанку. Вот что у нас в результате должно получиться (вместе с изнанкой)

Теперь нам нужно закрепить все хвосты, чтоб изнанка была аккуратной.

Берем первую пару хвостов.
На один из них надеваем иголку и проводим ее под несколькими стежками вправо, при этом сами хвосты как бы перекрещиваем между собой, чтоб на этом месте не было пустоты.

Вытянули иголку из-под стежков и делаем маленький (на 1-2 ниточки) шажок иголкой назад так, как делается шов бэкстич, и снова проводим иголку под несколькими стежками вправо, затягиваем петельку и выводим нить наверх и хвост обрезаем.

Все эти же действия повторяем и для второго хвоста, только в другую сторону – влево

Вот такая должна получиться у нас изнанка

Мы рассмотрели ЛАНГЕТНЫЙ (петельный) шов, который используется для вышивки контура изделия.

Теперь начнем украшать юбочку ангелочка и будем делать это гладьевыми блоками.


И еще, как и обещала в начале,
показываю и рассказываю о своей работе

(эти приемы отлично подходят и для х/б ниток)

Для вопросов и обсуждения

Оцените статью