Вышивка сюзане что это

Восточная вышивка «Сюзане» – мудрость поколений, запечатлённая в стежках

Доброго времени суток, мои дорогие друзья!

С Вами вышивальный авантюрист Соня Полушкина.

Вышиваю, экспериментирую, погружаю в рукодельные дебри, увлекаю за собой.

Сюзане — это вышитый вручную настенный ковер, который изготавливают в основном в Таджикистане, Узбекистане и Иране. Слово сюзане в переводе с таджикского языка означает «шитый иглой», а с языка фарси «сузан» можно перевести, как игла. Искусство изготовления таких тканей в Иране называется сузандози.

Считается, что сюзане возник в конце 18 — начале 19 веков, но некоторые специалисты полагают, что вышивка зародилась задолго до 18 века.

Издревле расшитые панно неизменно присутствовали в каждом доме, являлись семейной реликвией, передавались по наследству. Самые крупные сюзане, достигавшие 2-3 метров в длину и 2 метров в ширину, создавались обычно к большим торжественным событиям в семье. Особые полотна готовились к свадьбе в семье невесты, где они составляли обязательную часть приданого, необходимого для начала жизни молодой семьи. Орнаментальные мотивы служили оберегом, желали благополучия, плодородия и счастья.

Характерные орнаментальные мотивы – это нарядные узорчатые розетки, орнаменты витиеватых кустов, цветы (часто тюльпаны, гвоздики, ирисы), плоды (винограда, граната, иных фруктов), изображения сказочных птиц и зверей, солнца и луны, а также магические древние символы. Основной принцип построения узора – это замкнутость и ритмичность орнамента.

По очень древней традиции, в вышивке непременно оставляют маленький незаконченный орнаментальный фрагмент, это дополняет и без того глубокий и философский смысл этих изделий прикладного искусства, напоминающий нам о вечности бытия и бессмертии человеческой души.

Читайте также:  Трио пионов вышивка dimensions

В старину на Востоке умение вышивать ценилось очень высоко , учитывая даже то, что рукоделием занимались повсеместно. Как только выяснялось, что невеста, в дом которой пришли сваты, в совершенстве владеет искусством вышивки, калым за нее многократно возрастал. Более того, вышивающей женщине давали возможность посвящать всё своё время рукоделию. Её освобождали от домашних обязанностей, даже от воспитания детей, потому что вышивка была в приоритете. Кстати, в те далекие годы вышиванием занимались и мужчины, хотя пальма первенства всегда оставалась за женщиной.

Вышивка сюзане что это

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Сюзани

Сюзани — вышитое декоративное панно из белой (реже цветной) хлопчатобумажной ткани или шёлка, распространённое у народов Таджикистана и Узбекистана как элемент украшения интерьера. С фарси «сузан» переводится как «иголка», «игла». На фарси употребляется выражение не «сюзане», а «сюзанэ», но лучше употреблять; «сузани» ( оба варианта (таджикский и фарси) — понимаемы на слух, но различие между таджикским вариантом «сюзане» и фарси –«сюзанэ-сузани» можно показать на примере: «здрасьте» и «Здравствуй». Персы издревле используют «сюзанэ». В одних случаях «сюзанэ»- это небольшие платки- салфетки (в современном понимании), вышитые шелковой ниткой тамбурным швом и подкладываемые под чайный прибор. «Сюзане» также использовали в «хаммаме» ( по нашему- в бане) и расстилали на скамьях, где отдыхали… Еще одно применение «сюзанэ» у персов и афганцев: «экспонирование» на стенах (в этих исламских странах сюзанэ и ковры- именно так использовали для декора интерьера).

Характерные узоры — розетки, цветочные мотивы, изображения птиц, древние магические символы. Это настоящие произведения народного искусства сопровождают жизнь человека с детских лет до старости, формируют его вкус, вселяют в него чувство красоты. Крупные декоративные сюзане создавались, как правило, к самым торжественным событиям в семье. Особенно много разнообразных вышивок готовилось к свадьбе в семье невесты, где они составляли обязательную часть приданого и представляли комплект, необходимый для начала жизни молодой семьи. Орнаментальные мотивы служили пожеланием счастья, благополучия, символом плодородия.

Философия сюзане: Скрытые послания столетий

«Сюзане ты мое, сюзане. » — так называется необычная выставка, открывшаяся на днях в Центральном выставочном зале Академии художеств Узбекистана и посвященная предстоящему юбилею Ташкента. Экспозиция организована Академией художеств и Дирекцией художественных выставок при непосредственном содействии посольства Латвии.

Демонстрационный зал «вместил» в себя 250 бесценных для истории экспонатов разных размеров, цветовых гамм и техник вышивания, относящихся к разным промежуткам прошлой эпохи и представляющих практически полный набор региональных школ национальной вышивки. Среди них имеются не просто редкие, но и уникальные экземпляры, датированные началом и серединой прошлого века, — чудом уцелевшие, что называется, в бездонных бабушкиных сундуках. Теперь все эти знаменитые ташкентские «паляки» (сплошь вышитые гобелены с астральными узорами-символами), расшитые цветами и оберегами изящные «гулькурпы» и «чойшабы», свадебные «руиджо», «джойпуши», «джойнамазы» (коврики для молитвенных обрядов) и «зардеворы» (настенные коврики), достойно пережившие пыль и быль столетий, стали достоянием общественности. Богатую и разнообразную коллекцию изделий народно-прикладного искусства, распространенного в недавнем прошлом на территории страны, в течение ряда лет по городам и кишлакам скрупулезно собирал известный ташкентский искусствовед, член творческого объединения художников при Академии художеств республики Владислав Евневич.

Целые горы привезенных из командировок и экспедиций исторических реликвий, прежде чем попасть на публичное обозрение, сначала долгие годы «экспонируются» в не столь уж габаритной по размерам квартире коллекционера-искусствоведа, которая почти превратилась в музей. Супруги Влад и Влада Евневичи уверены: там, где искусство, — там и красота! Даже если некий хаос при этом неизбежен. Поистине, они нашли друг друга не столько по полному созвучию имен, что, согласитесь, тоже случается в жизни нечасто, сколько по духовному «созвучию».

Некоторые из драгоценных экспонатов уже прошли ювелирной тонкости реставрационную обработку благодаря Владе Евневич и Матлюбе Алимовой. Да, да, той самой киноактрисе, снимавшейся в роли красавицы-цыганки в фильме «Возвращение Будулая». Подруг роднит неизлечимая любовь к прекрасному.

По мнению Владислава Евневича, узбекское сюзане – это своеобразная визитная карточка страны. Дело в том, что с древнейших времен вышивка была в обиходе у населения, служа преимущественно украшением интерьера, верхней одежды и головных уборов. Даже мешочки, в которых раздавались подарки к праздникам, люди умудрялись украшать оригинальными красочными орнаментами.

С позиции научно-исследовательского подхода, вышивка является живым монументальным искусством, созданным самим народом, его культурой, в которой художники и поныне черпают свои бессмертные мотивы. Большинство из представленного на выставке – экспонаты из частных коллекций.

— В поисках этих диковинных сокровищ мне приходилось месяцами находиться в самых отдаленных регионах страны, — делится В.Евневич. – На местах знающие люди рассказывали любопытные истории, связанные с премудростями «науки вышивания». Оказывается, в старину умение вышивать ценилось на вес золота, и это притом, что в округе практически не было ни одного дома, где б не имелось своих искусниц в этом деле – они, что называется, с пеленок привлекались к вышиванию! Как только выяснялось, что невеста, в дом которой пришли сваты, владеет искусством вышивки, калым (денежный или материальный выкуп за невесту. — Прим. ред.) за нее многократно возрастал. Более того, если женщина умела вышивать, то она «автоматом» освобождалась от всех домашних обязанностей, даже от воспитания детей, и занималась «чистой» вышивкой. Кстати, в те далекие годы вышиванием занимались и мужчины, хотя прерогатива в этом деле всегда оставалась за женщиной. Любопытен и тот факт, что существовала целая группа людей, которые занимались только нанесением рисунков на готовую ткань. Затем уже наступал черед собственно вышивальщиц.

Глядя на шедевры ручного труда народных умельцев, развешанные не только на стенах, но и на люстрах Выставочного зала, где нашлось место вышитым тюбетейкам и чапанам, есть даже две пары обуви, невозможно не изумляться изяществу и красоте представленного материала, несмотря на то, что не все полотна еще прошли через руки реставраторов. Но не в этом ли и кроется очарование, выражающееся в моменте соприкосновения к Истории! Перед глазами оживают полузабытые страницы прошлого, когда долгими вечерами и ночами местные мастерицы-рукодельницы вышивали набор приданого невесты. Эти колоритные ткани служили не только украшением традиционного жилища, а зачастую «рассказывали» посвященным историю рода, раскрывали мечты и чаяния людей о желанном будущем.

И если для неискушенного зрителя выставка послужит открытием неповторимо-замечательного вида самобытного народного творчества, то знатоки искусства и художники-профессионалы могут получить здесь урок высокого колористического мастерства.

Как заметил в своей речи во время церемонии открытия выставки известный художник-абстракционист академик Владимир Бурмакин, под рукотворными полотнами не увидишь конкретной подписи – это плоды коллективного труда народных умельцев. За редким исключением: к примеру, на одной из вышивок из Сурхандарьи внимание посетителя приковывает надпись кириллицей — «Халида». На другой автор, видимо, решил запечатлеть свои мысли-пожелания или авторство арабским письмом. Очень может быть, что это — мудрые строки-обереги из Корана. Так или иначе, но бесспорно одно: на вышитых некогда праздничных полотнах продолжают жить сакральные знаки ушедших столетий.

— Однако эта кажущаяся «безымянность» не безымянна: истоки, равно как искусство и красота, — из разряда вечных ценностей. Когда обращаешь взоры к истории искусства народов, поражаешься той удивительной тонкости, чуткости, пониманию той красоты края, где живут эти люди, — замечает Владимир Иванович. — Беглым взглядом нельзя понять этого – нужно постоять рядом с чудесными творениями, подумать, проникнуться духом эпохи, и тогда обязательно почувствуешь теплоту чьих-то рук, теплоту края, а вместе с тем — и душевные муки творцов, посвятивших себя месяцами, а то и годами, этой довольно изнурительной работе, чтобы мы сегодня могли б насладиться увиденным. Спасибо Владиславу Раймондовичу [Евневичу]: представляете, каково ему было уговорить людей, даже отдаленно не представлявших, какими ценностями они обладают, расстаться со своей частной коллекцией во имя общих целей. К тому же, все это стоит денег, и немалых.

Через выступления собравшихся – художников и теоретиков искусства, ученых, представителей государственной власти и дипломатических кругов, – красной нитью проходила мысль о нетленности истинных ценностей, объединяющих народы планеты. В контексте темы интересно прозвучали слова, высказанные прекрасным знатоком искусства и соорганизатором выставки, Чрезвычайным и Полномочным послом Республики Латвия Игорсом Апокинсом.

— Как для узбекского, так и для латвийского народов художественная вышивка, завораживающая своими замысловатыми узорами, способная сцементировать время и выделять главное из философии бытия, является одним из основополагающих элементов народного творчества. В этом виде искусства скрытые таинственные символы выстраиваются в четком математическом порядке. Разве это не чудо, когда природные элементы, абстрагируясь, могут превращаться в восхитительные композиции! Главные составляющие сюзане – философия жизни и счастья, мечты о благополучии и мире, мудрость и трудолюбие народов, населяющих территорию Узбекистана. Очень хотелось бы рассчитывать на то, что данная выставка найдет своих почитателей и вне пределов республики, — подчеркнул посол.

Замечательно, что всегда были и есть люди, которые заботились и заботятся о будущих поколениях, отбирая и сохраняя для них подобные коллекции, вобравшие в себя дыхание эпох, историю развития национальной культуры и бесценные сокровища народных ремесел. Такие люди, как Владислав Евневич, которого друзья и знакомые называют «живой энциклопедией».

Мне же остается лишь согласиться с утверждениями руководителя Русского культурного центра Светланы Герасимовой, которая проникновенно говорила о своей любви к увиденному на выставке шедевров старины:

— Это не обычное «собрание вещей» из Самарканда, Бухары или Ферганы, а целенаправленно собранная коллекция. Она ценна сама по себе. Даже в этом необработанном виде, без соответствующей реставрации, в некоем доэкспозиционном состоянии она вдохновляет. А работы в плане «обновления» полотен еще предостаточно. В целом, несмотря на имеющуюся в отечественных музеях истории богатейшую коллекцию вышивок, собранный здесь материал потрясает новой, впечатляющей силой. И у нас снова появился повод листать книги по искусствоведению, пытаясь понять, откуда же «родом» та или иная редкость. Это здорово, что снова над нами, взрослыми, властвует детский неуемный восторг от той фантазии, которой владели мастерицы-вышивальщицы в прошлом.

Да, живое искусство вышивки существует во всем мире, и повсюду ценители прекрасного устраивают публичные мероприятия, обращая внимание общественности на уникальность демонстрируемого наследия прошлого. Благодаря неутомимому труду людей, задавшихся целью приумножить исторические «достояния республики», и у нас появилась своя выставка рукотворно-живописных произведений старины. А Владислав Евневич награжден Серебряной медалью Академии художеств — за выдающиеся заслуги в прикладном искусстве.

Также хочу поделиться фотографиями некоторых интересных и красочных вышивок сюзане из моей коллекции

Вышивка шёлком по шёлку: Латиф Садриддинов – узбекский мастер сюзане

Сюзане (узб. So’zana) — это вышитый вручную декоративный текстиль, который изготавливают в основном в Таджикистане, Узбекистане и Иране. Слово «сюзане» с персидского означает иглу.

Считается, что сюзане возник в конце 18 — начале 19 веков, но некоторые специалисты полагают, что они были придуманы задолго до 18 века..

В начале 15 века посол Кастилии Руи де Клавихо Гонсалес, который побывал у Тамерлана в Самарканде, составил подробные описания вышивок, которые вероятно и были предшественниками сюзане.

Сюзане традиционно делались невестами как часть их приданого для жениха в день свадьбы.

На сегодняшний день в Узбекистане всё так же продолжают вышивать сюзане, но не только невесты в приданое, но и многие мастера женского и мужского пола, которые избрали вышивку предметов интерьера, одежды, обуви и аксессуаров — своим ремеслом.

Популярные мотивы дизайна — солнце и луна, цветы (особенно тюльпаны, гвоздики, ирисы), листья и виноградные лозы, фрукты (особенно гранаты), иногда — рыбы и птицы. При создании сюзане используются различные техники вышивки иглой и вышивка крючком.

Стиль вышивки сюзане Латифа Садриддинова отличается от стиля многих работающих в Узбекистане мастеров определённой плотностью стежков вышивки крючком, которая делает её рельефной, объёмной. Цветовая палитра тканей и ниток неповторимы, так как весь процесс от выбора ткани для будущего изделия, её окрашивание, подбор и окрашивание шёлковых нитей, создание дизайна вышивки, подбор цветовой гаммы — всё делается самим мастером.

Латиф Садриддинов живёт и работает в городе Наманган, окончил Национальный Институт Художеств и Дизайна им. К.Бехзода, созданного на базе художественного факультета Ташкентского Государственного Института Искусств. После получения академического образования и прежде чем стать мастером сюзане, он несколько лет ездил в Самарканд, Бухару и другие крупные города Узбекистана, где изучал сюзане местных мастеров, присматривался к стилям и техникам, вырабатывая свой собственный стиль. Самостоятельно овладев техникой вышивки крючком (а именно в этой технике выполнены все работы мастера), Латиф Садридинов приступил к созданию собственных сюзане.

На сегодняшний день у мастера работает 40 вышивальщиц, все они работают у себя на дому, кто-то только в свободное от семейных дел время, а для кого-то это ежедневная многочасовая работа, обеспечивающая жизнь и приносящая радость.

В своих дизайнах вышивки Латиф Садриддинов использует как традиционные узбекские мотивы, так и вдохновляется и использует мотивы турецких орнаментов росписи, персидских ковров, таджикские, индийские мотивы вышивки, изучает изобразительное искусство других стран и народностей в интернете. Часто сами клиенты предлагают мастеру свои находки в интернете — фото птичек на ветках, колибри, узоры старинных ковров, которые мастер превращает в чудесную вышивку с гармонично подобранными цветами и качественным изготовлением.

Виды изделий мастера включают в себя наволочки, настенные панно, ковры, жакеты, сумки, обувь.

Процесс создания изделия выглядит следующим образом:

1. На заказ для мастера изготавливают домотканый неокрашенный шёлк и шёлковые нити определённого кручения и определённой толщины (это важный момент, от которого зависит как ляжет нить в процессе вышивки).

Нить для ткани и для вышивки изготавливается полностью вручную — от разматывания коконов шёлкопряда до скручивания в готовую нить.

2. Имея уже продуманный по цвету дизайн, мастер сам и с помощью членов семьи, которые также с удовольствием увлечены в этот рабочий процесс, окрашивает ткань и нити в необходимые цвета.

Для окрашивания ткани чаще всего используется кожура граната, окрашивание ею придаёт шёлку оттенки от светло бежевого до бордового, а также определённый блеск и мягкость самому материалу. Также мастер использует минеральные индийские красители, в основном для ярких оранжевых, розовых расцветок.

Нить также окрашивается как натуральными, так и минеральными красителями. Наиболее трудоёмкий процесс окрашивания нити в технике меланж (плавный переход от светлого до тёмного оттенка), но зато цветы в узорах, вышитых меланжевой нитью, выглядят очень нежно, как живые.

3. Нанеся рисунок на готовую ткань, мастер отдаёт её вышивальщице, подробно объясняя, какой цвет где использовать.

Для примера, вышивка наволочки занимает от 3 до 5 дней, в зависимости от срочности работы (если это заказ клиентов мастера на определённую дату) и от режима работы самой вышивальщицы.

Вышивальщица работает сидя (чаще всего на курпаче — узбекский матрац, который лежит на полу) над деревянной рамой на низких ножках, на которой натянута ткань с мотивом вышивки. Вышивает обычным крючком 0.75 мм в технике тамбурного шва короткими и очень плотными стежками.

4. Когда вышивка готова, мастер отдаёт её швее, которая в зависимости от предназначения изделия (наволочка, панно, жакет, ковёр) кроит нужные детали и своим швейным мастерством придаёт форму новому творению Латифа Садриттинова, контроль которого присутствует на всех этапах работы.

5. Чтобы готовое изделие не линяло в процессе использования и стирки в будущем, мастер обрабатывает его настоем кожуры граната (настой не спиртовой, на воде), она фиксирует цвет нитей, а также придаёт блеск и мягкость самой вышивке на изделии.

Работая над выполнениями изделий на заказ и собственного дизайна, мастер также успевает искать и изучать новые узоры для будущих изделий, экспериментировать с красителями, участвовать в выставках узбекских мастеров в Ташкенте, где мне и посчастливилось с ним познакомиться и пообщаться.

Фото работ Латифа Садриддинова с выставки в Ташкенте 5-6 сентября.

Вышивка меланжевой нитью. Обыгрывание разных цветовых гамм.

Оцените статью