Вышивка у кубанских казаков

КУБАНСКИЙ РУШНИК

Вышивка — основной вид народного изобразительного искусства славянского населения Кубани. Кубань считается территорией, где исторически соединились две культуры: восточно-украинская и южнорусская, во многом схожие между собой. На их основе происходило развитие новой региональной этнокультуры, имеющей свои особенности, отличных от метропольных.

На Кубани вышивкой украшали одежду, рушники, настольники, подзоры, салфетки.Вышивали крестом и гладью. Подавляющее большинство вышитых изделий выполнено крестом. Вышивка крестом бытовала повсеместно, отличалась разнообразием приема исполнения.Девочки уже с 6-7 лет приучались прядению и до замужества приготавливали себе приданное. Вышитых рушников должно было быть не менее 12 штук.

Рушники — традиционный элемент украшения кубанского жилища. Их делали из тканей домашнего производства, обшивали с двух концов кружевами и вышивали крестом или гладью. Вышивка чаще всего проходила по краю полотенца с преобладанием растительного орнамента, с цветами, геометрических фигур, парного изображения птиц.

В старину не найти было ни одного дома без рушников — самобытных полотенец. Для народа он выполнял важные обрядово-бытовые функции: он сопровождал человека от рождения до смерти. Обрядовая роль полотенец в народном быту была многозначной. Их вешали на ветвях священных деревьев, украшали красный угол избы и иконы; десятки вышитых полотенец готовили к свадьбе; на полотенце опускали в могилу гроб и принимали родившегося ребенка.Говорят, что дом, в котором нет рушника, похож на семью, в которой нет детей. Самым важным предназначением этой святыни было обереговое. Еще наши давние предки использовали вышитый рушник как оберег.По количеству полотенец судили о благосостоянии семьи, по сложности вышивки – о мастерстве и трудолюбии рукодельниц.

Читайте также:  Узелковая техника ковровая вышивка

В русской вышивке большую роль играет геометрический орнамент и геометризированные формы растений и животных: ромбы. Нарядные вышивки Украины отличаются четким, графическим изображением орнамента, легкостью узора. Особое место в украинских вышивках занимают рушниковые швы. Название рушниковых швов объясняется тем, что в старину и сейчас такими швами выполняют растительные орнаменты на рушниках. Традиционныйрушниковый орнамент, преимущественно растительного характера, иногда со стилизованными мотивами птиц и зверей, делает эти рисунки необыкновенно красочными и неповторимыми. Выполняют рушниковые швы нитками красного цвета, иногда прибавляя синие или чёрные. Именно на основе соединение двух культур — восточно-украинской и южнорусской, появилась новая региональная этнокультура, расширилась цветовая гамма. К украинским черно-красным фигурам добавились русская синева и зелень.

Орнаменты Кубанской вышивки.

Как известно, орнамент — это узор, построенный на ритмическом чередовании организационном расположении элементов. Но не каждый узор можно назвать орнаментом. Узор, в котором отсутствует последовательное повторение одинаковых элементов, таковым не является.

Геометрический орнамент — создается при помощи закономерного повторения какого-нибудь абстрактного мотива..

Растительный орнамент — это упорядоченное ритмичное изображение какого-нибудь растительного мотива,которые занимают центральное место в кубанской вышивке. Распространён мотив вазона, имеющий очень древний источник, как и дерево жизни.Структура букета остаётся, как правило, практически неизменной: три цветка, из которых один более крупный, в окружении редких листьев, бутонов и гирлянд из мелких полевых цветов. По сторонам вазона могут располагаться птицы, бабочки, монограммы.

Зооморфным называется орнамент, в композицию которого входит хотя бы один ряд четко выраженных животных, птиц, насекомых.

Эпиграфический — текстовый мотив, к которому относятся, прежде всего, надписи, широко применяющихся в качестве украшений в искусстве многих народов.

Шрифтовой орнамент нередко обогащается растительными элементами: веточками, ягодками, мелкими цветочками, завитками. Иногда на рушниках помещался год изготовления.

Антропоморфный орнамент — это последовательное повторение специальных фигур людей, которые ритмично чередуются с другими орнаментальными мотивами. Во многих вышивках существуют смешанные орнаменты, которые складываются из геометрических мотивов.В кубанской вышивке антропоморфные мотивы встречаются довольно редко.

Рушники являются интерьерной тканью, наряду с подзорами, салфетками, постельным бельем и картинами.Одно из первых мест по бытовому значению занимали вышитые и тканные полотенце-рушники.Еще в древности полотенце («набожник», «убрус») играло особую культовую роль, занимала большое место в свадебном ритуале. Полотенце вешали на священные деревья и иконы. По своим функциям в системе ритуалов полотенце подразделяется на «утирач», «кликовые», «плечевые», «подарковые», «божники», «зеркальные», «церковные», «крестовые». Полотенце «утирач» для вытирания рук и для повседневного пользования — почти не украшались. Только иногда на концах располагались несколько обычно красного цвета. «Кликовые» или «крючковые» полотенце получили свое название от обычая украшать ими комнату на все праздники, развешивая на вбитые в стены гвозди- «крючки» ( укр. «килок» — деревянный гвоздь). Несколько рушников входило в повседневное убранство комнаты, они обрамляли висящие на стенах картины, фотографии.Для зеркала иногда употреблялись специальные полотенце, вышитые концы его обычно сшивали вместе. Полотенце окаймляло зеркало, спускаясь своим узорным концом под ним.Декоративные полотенца, предназначавшиеся для убранства интерьера, изготавливались из лучшего конопляного или льняного отбеленного полотна. Обычай украшать свои жилища вышитыми и ткаными полотенцами распространен у южного населения, среди украинцев. Девушка раньше заготавливала до свадьбы не менее 12 полотенец вместе с другими частями своего приданного: рубахи, настольники, постельным бельём.Часть таких вещей передавалось от матери дочери. Рушники имели разнообразное, функциональное значение, что определяло содержание и форму мотива орнамента. К самым красивым можно отнести свадебные рушники. Рушники служили в качестве подарка (ими одаривали), пояса подножника, (расстилали в церкви под ногами вступивших в брак, под него клали медную монету). На них выносили икону невесте, хлеб-соль жениху, обвязывали сватов. На утро после свадьбы молодая несет свеклу свекрови умыться дает утереться своим рушником. Затем этот рушник она вешает на икону. Самые нарядные, отбеленные, яркие рушники готовились для свата со свахой. Этот обычай был распространён повсеместно. Основным орнаментом свадебных полотенец были цветы, вазы, птицы, венки с монограммами и коронами. Обычно в доме имелось не менее тридцати вышитых рушников. Часть из них входило в приданное невесты и готовилось девушкой до замужества. Это прежде всего рушник для новобрачных — молодожены им пользовались первые дни. Два рушника готовились для будущих малышей: для мальчика — геометрический орнамент, для девочки — с растительным. Скромный рушник предназначался казаку в дорогу. Обязательной принадлежностью его была мережка, символизирующая дальнюю, счастливую дорогу, и две полоски красного и синего цвета. Для жатвы предназначался очень длинный (до трех с половиной метров) рушник, разделенных по ширине рядом тканных полосок, концы его орнаментировались цветочным узором: васильками, колокольчиками и колосками.Большой семейный рушник для гостей вешался в прихожей.Для детей, гостей готовились маленькие белые полотенца с вышитыми цветами, птицами.

Для того, чтобы иметь вышитый рушник, надо было приложить много усилий и труда. В первую очередь — это прядение нитей и изготовление полотна для рушников. Рушник был святой вещью, и к нему относились с большим уважением. Об этом свидетельствует тот факт, что для вышивания бралось лучшее, тонкое, самое белое, лучшего качества полотно, покупались очень дорогие красные нити, а черные нити были редкостью, и их было трудно производить. Преобладающий красный и черные цвет в вышивке рушника тоже не случаен:

Красный — цвет солнца, тепла и красоты, крови (жизненная Сила). Чёрный – символ богатства, чернозем, Земля.

При вышивке обрядовых рушников прослеживаются определенные правила составления орнамента. Вообще, рушниковому творчеству, так или иначе присуще число 7. Так, длина рушника должна составлять его ширину, умноженную на 7. Семь полос орнамента должны составлять композицию, которая повторяется на правом и левом полотнищах. Один рапорт узора должен в идеале повторяться 7 раз, а если орнамент крупный, то должен насчитывать 7 элементов.

Волк – знак Ярилы.

Ворон — знак мудрости и смерти, Велеса.

Конь – знак Солнца, Солнечных Богов.

Оленина (важенка) или лосиха – знак Богинь Плодородия (Рожаниц).

Петух – знак Огня.

Виноград — плодовитость, богатство, божий знак.

Калина — женская красота, здоровье, верность, надежда, возрождение, жизненная стойкость и сила.

Роза — любовь, милосердие.

Мальва — девичья красота, целомудрие, юность, символ девичества.

Мак — расцвет женской красоты, богатство.

Барвинок — красота, молодость, душевная привязанность, свидание, сватание.

Хмель — Листья хмеля можно отнести к молодежной символике. Хмель близок к символике воды и винограда, потому что несет в себе знак развития, молодого буйства и любви. Можно сказать, что узор хмеля – это свадебная символика.

Дуб – священное дерево, которое воплощало Перуна, бога солнечной мужской энергии, развития, жизни. Следовательно, парубки и молодые мужчины всегда имели при себе волшебный оберег животворящей силы своего рода.

Лилии— в легендах цветок лилии – это символ девичьего очарования, чистоты и невинности. Если хорошо присмотреться к контуру геометрического узора, то вырисуется силуэт пары птиц – знак любви. Кроме цветка, неотъемлемой частью орнамента был листок и бутон, которые составляют неразрывную композицию тройственности. В лилии заложено рождение, развитие и бесконечность жизни.

Дерево рода — очень сильный символ — его говорят супер на свадьбу вышивать, означает продолжение рода, детей, семейное счастье, благополучие родных, победа добра, тожество жизни, связь поколений, семейные традиции и т.д.

Вазон обязательно должен быть изображен на вышивке, в нем – корни семьи, начало рода. Это дерево рода невесты, о чем свидетельствует петелька. Опушенные ветки справа – свидетельство того, что мать невесты потеряла родителей, и она теперь сирота. Левая сторона – сторона отца, и родители его живы. У родительского узла со стороны отца нет никаких изображений, значит отец один у родителей, и у него нет ни братьев, ни сестер. А вот у невесты есть еще тетя – сестра матери.Вышивают слова «на счастье» «на долю», но под основным рисунком!

В наши дни рушники можно встретить не только в тишине музейных залов.В современном мире домотканые рушники с ручной вышивкой заменились рушниками с узорами,распечатанными на принтере, а также вышитые на специальной машинке.

В последние годы возобновляется интерес к вышиванию, которое в наши дни предназначено в основном для украшения дома.

Необходимо отметить, что во всем мире растет интерес к этническому наследию каждого народа. Ведь без прошлого, без корней нет будущего ни у одного народа, ни у семьи, ни у одного человека.

Традиционная вышивка на Кубани

Искусство вышивания всегда ценилось на Кубани. Вышитые узоры не только украшали одежду и бытовые предметы из ткани, но и служили оберегами от злых сил. В каждой семье, независимо от социального положения, женщины должны были владеть различными видами рукоделия: ткачеством и вышивкой.

Кубань — территория, где исторически соединились 2 культуры – восточно-украинская и южнорусская. Вышивали крестом, гладью, а так же прозрачными строчевыми швами по предварительно разреженной ткани – белая строчка или шитье по выдергу. Так же широко использовалась мережка – узкая строчевая вышивка, в которой нити ткани выдергиваются только в одном направлении. Те нити, которые оставались не выдернутым, соединялись в пучки разнообразными способами. Мережка чаще всего применялась в комбинации с другими вышивальными способами.

Чаще всего вышвка использовалась для украшения рушников, рубашек, а так же предметов интерьера – салфеток, скатертей. Основными орнаментами для вышивки были геометрические, растительные, зооморфные мотивы.

В целом, стоит отметить, что вышивка была одним из основных видов народного изобразительного искусства на Кубани, наряду с традиционной кованью, резьбой по дереву и гончарным делом.

Статья написана по материалам книги Н. А. Гангур «Орнамент народной вышивки славянского населения Кубани». Данная статья добавлена для ознакомительных целей.

Кубанские рушники – их обрядовое назначение.

Хочу представить вам искусство моего народа.

В силу специфики исторического развития Краснодарского края, на протяжении двухсотлетнего периода элементы традиционной восточно-украинской культуры здесь тесно переплелись с элементами южно — русской культуры и отчасти горской культурой. На их основе и происходило становление новой региональной этнокультуры Кубани, имеющей свои особенности, в том числе и в народной вышивке.

Переселенцы из разных губерний России и Украины принесли с собой свои традиции в украшении одежды и предметов быта. В результате этого, на Кубани можно наблюдать богатство и разнообразие стилей и орнаментов.

К наиболее распространенным можно отнести вышивку крестом ( красный, черный цвет), счетную гладь. Разного вида мережки (украшение рушников, настольников, горловины, рукава и подолы рубах, занавески, салфетки).

Но как же, скажите вы, а слияние культур? Верно. Поэтому, чтобы определить носителя местной традиции – народного мастера, мы проводим полевые исследования. Необходимо было изучить его корни, быт, методы его обучения ( как и где он перенимал этот опыт).

Для чего это делается? Потому что утрата традиций любого народа может привести к исчезновению самого народа.

Сегодня , я хочу рассказать вам о рушниках вышитых крестом и их применении.

Рушник играл большую роль в жизни людей, ни один обряд – ритуал не обходился без него. В поте лица своего люди добывали хлеб, а когда он появлялся на столе, его клали как святыню на рушник. Трепетное отношение к рушнику как к традиционному символу доброжелательности сохранилось и в наше время.

Начинали их вышивать ещё с детства. Девочку учили вышивать, как только она могла держать иголку в руках, потому что они не быстро шьются. Крестик за крестиком, стежок за стежком при лучине в долгие осенние и зимние вечера, вышивали девушки себе приданное и свадебные рушники. Вышивали и пели песни о своем суженном, казаке чернобровом.

И сам рушник был как песня, в которую женщина вкладывала всю душу – то веселье, то печаль, то надежду, то любовь.

До замужества девушка должна была вышить 40 рушников, рубахи , настольники, салфетки и т. д..

Рушники (полотенце, утиральник, рукотер и т. д.) среди восточно-славянского населения Кубани являлся не только изделием утилитарным, но и выполнял эстетическую функцию. Обычай украшать жилище вышитыми рушниками был перенесен на Кубань украинцами. Длина рушника зависела от высоты хат. Со временем эта традиция стала утрачиваться. Полотенца обрамляли висячие на стенах картины, фотографии, зеркала. Как вспоминает жительница ст. Павловской , В. В. Малых (1928 г.р.), « На икону, в красный угол, вешали «набожник» — рушник, длина которого была 2,5 – 3,5 метров, он должен был покрывать все иконы висевшие в углу.» Обязательно «набожницы» вывешивались двух видов: праздничные и будничные.

Рушники чисто утилитарного назначения «утирачи» — для вытирания рук и постоянного использования – почти не украшались. Только иногда на концах располагались несколько безузорных полосок обычно красного цвета.

«Килковые» или «крючковые» рушники получили свое название от обычая украшать ими комнату на все праздники, развешивая на вбитые в стену гвозди – «крючки( по укр. «кiлок» — деревянный гвоздь).

А ещё, когда ранней весной шли всем родом в степь, посмотреть на посевы, то впереди шел отец и нес на рушнике хлеб-соль, а мать в котомке снедь (еду), накрытую рушником. В поле они молились, просили урожая, потом стелили рушник и обедали. Так делали при первой пахоте, при севе и уборке.

Подрастают сыновья, по осени проводы в солдаты. Матери на счастье , на долю дают сыну рушник. Девушки тоже припасались рушниками и платочками вышитыми, чтоб их не забывали солдаты. Девчата будут их ждать, рушники вышивать, скатерти, подзорники, приданное готовить.

В каждом доме была Библия, для неё был особый рушник с вышивкой, т. к. Библию никогда не брали голыми руками.

Детям вышивались маленькие полотенца, с цветами или птицами. До замужества невеста должна была обязательно вышить рушники для будущих детей: с геометрическим орнаментом – мальчику, растительным – девочке.

Рушники вышивались в честь памятных дат, праздников, подарков.

Так рушник сопровождал человека всю жизнь. Похороны тоже не обходились без рушника. На крест вешали скорбный с крестом. В цветовой гамме наблюдается преобладание черного цвета.

Рушники были и особенные орнаментированные , они играли большую роль в обрядах жизненного круга. Так, например, свадебные.

Свадебный обряд.

Свадебных рушников требовалось не меньше 12 штук.

Я хочу рассказать вам обряд, который проводила моя бабушка, выдавая свою дочь замуж.

Приехал жених со своей свитой за невестой. Ан нет, калитка завязана – рушником. Провели торг за невесту, заплатили выкуп им открыли калитку, жених, дружок, сваты( раньше это были – староста или атаман), входят в дом. И пока они дойдут до невесты, в каждой комнате их встречают подружки невесты с шутками, загадками и просят выкуп за свою подругу.

И вот жених увидел свою невесту. Мать перевязывает их руки (предплечье) особым свадебным рушником. Он двухконцевой ( мужская и женская сторона, на нем вышито: «На долю», «На счастье»). В руки дает вышитый платочек, мать берет два конца и по одному отдает жениху и невесте. И выводит их из дома по рушнику.

Молодые поехали в церковь (сейчас это – ЗАГС). Перед входом, невесту подвязывают рушником и давали рушник и икону. Рушник служил подножником, который расстилали под ногами вступающих в брак, под него клали медную монетку. После церемонии подножник и деньги оставались в пользу церкви.

Вернулись молодые домой. Родители на рушнике подносят хлеб-соль (каравай) жениху и невесте. Дают свое благословение иконой в рушнике. Затем, каравай ставят на праздничный стол и накрывают его двумя другими рушниками, крест — накрест. В конце свадебного обеда дружка снимает с кулича рушники, один берет себе, перевязавшись им через плечо, а другой отдает дружку; затем разрезает кулич и раздает его гостям присутствующим за столом.

Наутро после свадьбы молодая несет свекру и свекрови умыться и дает утереться своим рушником. Потом она его вешает на икону.

Все свадебные рушники бережно хранились и передавались из поколения в поколение.

Свадьба прошла, молодая женщина в ожидании малыша вышивает рушник, чтоб одарить повитуху, которая придет ей на помощь.

Вот и дом строить пора и тут без рушников никак. Сволока, еще при постройке, перевязывали рушником, чтоб дом был полной чашей, после чего их дарили мастерам.

Вот так жили наши предки, а мы подошли к самому интересному – вышивке рушника.

Пошаговая инструкция создания и вышивки рушника.

1) Подготовка к вышивке.

Прежде всего надо подготовить полотно. Рушники на Кубани чаще вышивались на выбеленном конопляном полотне. Сейчас чаще используют лен или домотканое полотно. Для этого: отметив на цельном куске ткани необходимую длину и ширину будущего изделия (ширина рушника в среднем была 36-42 см., в длину от 1,8- 3,5 м.), следует выдернуть долевые и продольные нити со всех сторон, и по образовавшемуся «следу» вырезать ножницами полотно.

С появлением фабричных тканей появилась необходимость обрабатывать края мережкой.

По контуру нужно оставить 3-4 см. и опять продернуть нити – для мережки. Теперь с её помощью мы подшиваем края. Готово.

Теперь проверим мулине на прочность цвета. На ткани делаю несколько крестиков, а потом стираем в теплой воде, если после высыхания на ткани останутся следы, то нитки в таком случае нужно перекипятить с добавлением уксуса ( 1ст.л. на 1 ст. воды) в течении 5 минут, затем прополоскать до «чистой воды».

Подготавливаем рисунок. Мотивы орнамента брались вышивальщицами из природы, а также со старых вещей, которые вышивали еще мамы и бабушки. Рисунок может состоять из нескольких повторяющихся рапортов-элементов, которые желательно полностью воспроизвести на миллиметровой бумаге, стараясь передать и цветовую гамму ( в основном были черный и красный цвета), это необходимо для того, чтобы просчитать количество крестиков для правильного расположения орнамента и определения центра рушника. С низу от вышивки желательно оставить 10-7 см. После того как мы с точностью выполнили все это, можно начинать вышивать отступив с краю 0,5 см., а можно и от середины (как вам будит удобно).

2) Вышивка. Первые шаги.

Шов крестик вышивают по счету нитей ткани. Крестик состоит из одинаковых по величине диагонально пересекающихся стежков. На изнаночной стороне должны образоваться ряды из горизонтальных или

вертикальных стежков. Конец нити закрепляют петлей по диагонали клеточки. В изделии не должно быть узелков, энергия, исходящая от работы, должна быть чистой и светлой.

Выводить иглу нужно в левом нижнем углу первого крестика. Затем, по диагонали иглу вкалывают в правый верхний угол и выводят в верхнем углу слева. Далее протягивают рабочую нить и вкалывают иглу в правый нижний угол, а выводят – в левом углу следующего крестика. Так делают если надо в узоре выполнить ряд горизонтальных крестиков. Иногда удобно вышить ряд крестиков по вертикали. Тогда вышивают все стежки ряда в одну сторону (слева по диагонали направо или как я люблю говорить – рисуем простым карандашом), а затем вышивают ряд стежков, перекрывающих первые (теперь раскрашиваем красками). Надо следить, чтобы в орнаментах, вышиваемых крестиком, верхний перекрывающий стежок был в одном направлении (слева направо).

Чтобы закрепить нить по окончании вышивки, иглу с нитью выводят на лицо работы, аккуратно проводят ее под готовыми крестиками (4-5 штук) и обрезают.

Нужно начать, а конец нити обрезан, его так же прячут под крестики. Сделать переход от элемента к элементу, так же под крестиками, а изнаночка у вас чистенькая и аккуратная и нет длинных стежков-переходов.

Украшением рушника служит не только вышивка и мережка, а и величественный подзор. Его пришивают к краю рушника, вывязывается крючком в филейной технике. Можно сделать филейные вставки в самом рушнике, а так же ложное кружево. Их применяют в основном когда нужно нарастить длину самого изделия.

Сегодня мне хотелось рассказать и показать красоту и самобытность наших обрядов, жаль , что омногие из них ушли в прошлое. А также дать азы по вышивке и ее подготовке.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Оцените статью