Вышивка жемчугом по бархату

Вышивка жемчугом по бархату

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal


ИСКУССТВО ВЫШИВАНИЯ ЖЕМЧУГОМ

В древнерусском искусстве жемчуг имел самое широкое хождение. Обилие жемчуга в реках и морях послужило основой для его применения в различных видах творчества.
Одним из излюбленных и распространённых на Руси средств украшения одежды и различных предметов быта было украшение их шитьём, достигшее с веками высокого мастерства. Овладение им составляло предмет воспитания и княжны, и крестьянской дочки. Именно в этой области жемчуг имел наибольшее применение. Так повсеместно возникли и получили развитие различные приёмы шитья жемчугом, создалось своеобразное народное искусство жемчужного шитья.

Шитьё жемчугом – «низанье», «саженье» – является почти исключительно женским искусством. Если в кружевном деле иногда встречаются соперники в лице мужчин-кружевников, то в искусстве низанья жемчугом славится долгие века именно умение женщины. Даже иностранцы, которых нельзя было заподозрить в излишних симпатиях к инородцам, и те отмечали великое умение русских женщин шить жемчугом.
Вышивальщицы, иногда самостоятельно, иногда (в поздние эпохи) уже по заданным контурам, творили свои произведения из шёлка, золотяных нитей, камней и жемчуга. Последний накладывался, «садился» с особым чувством. Мастерицы в созданных ими шитье и украшениях, сотворили целую область народного искусства: искусства коллективного, не знавшего школ, руководимого лишь чувством красоты, гармонии и тонкого художественного вкуса.
Основным предметом быта, на который распространилось шитьё жемчугом, была одежда. Им украшалась главным образом праздничная одежда, а в правящих кругах – и повседневная.

Значение одежды в быту древней Руси было очень велико. Это можно объяснить тем, что изготовление даже простой ткани требовало очень много труда, умения и времени. Изготовление же узорной, богатой ткани из ценной пряжи – тонкой шерсти, шёлка, золотяной нити, – требовало большого мастерства, порой переходившего в искусство.
Высокая стоимость материала, из которого изготавливалась одежда, и его добротность вызывали бережное отношение к одежде. Она передавалась, как ценная вещь, по наследству. Это практиковалось и у простого народа, и у знати.
Главное внимание обращалось на материал, из которого была сшита одежда, на то, чем она была украшена. Покрой оставался единым во всех слоях общества, но одежда простолюдина существенно отличалась от одежды знатного человека. Отличалась именно материалом и украшением. В народе главным образом бытовали ткани домашней выработки – из шерсти, льна, конопли.
Богатые слои общества пользовались и отечественными тканями более тонкой выработки, и привозными – золотяными, шёлковыми, шерстяными. Наряды, построенные из этих тканей, часто покрывались жемчужным шитьем. Им вышивалось всё: от головных уборов до обуви – кокошники, воротники, обшлага, пояса, рукавицы, подолы… При этом покрытая жемчугом одежда помогала человеку сохранять своё сердце, тело и дух в чистоте и святости, символом чего по-прежнему являлся этот благородный материал.

Обилие жемчуга на одеждах поражало видавших виды иностранцев. Они отмечали, что: «Есть губернии, как, например, Нижегородская, в которых каждая крестьянка носит на шее, на головном уборе от 200 до 300, а иногда и до тысячи настоящих жемчужин». «У всех женщин, которых я тут видел, даже у самых бедных рыбачек, было на шее по крайней мере 3-4 нитки настоящего жемчугу; у более зажиточных бывает по 10-12 ниток и даже головные уборы, вышитые жемчугом, наподобие диадемы. На здешние купеческие свадьбы купчихи приезжают совершенно унизанные жемчугом и драгоценными каменьями. Костюм, стоящий 100 000 ассигнациями, считается у них ни по чём».
Жемчуг также применялся при создании ожерелий, наручных браслетов, перстней и поднизей.

И русичи, и их потомки различали понятиея «жемчуг» и «жемчужина». Под последним названием понимался особой добротности жемчуг. А название «жемчужина» – для определения красоты вообще и редкости предмета – сохранилось в повседневной речи и до сих пор (говорят, например, «Крым – жемчужина юга»). И в древности слово «жемчужный» обозначало самое высокое качество предмета или наивысшую ценность: «Един же изрони жемчужну душу из храбра тела чрес злато ожерелие», – писал автор «Слова о полку Игореве».

Несмотря на изобилие жемчуга в быту древней Руси, он всё же был в большой цене, что видно из частого упоминания о жемчугах как о драгоценностях, передающихся из рода в род. Хотя этому могут быть и другие объяснения. Ведь знающие цену подлинным сокровищам – красоте, чистоте, святости – наши предки могли вкладывать их в свои работы и наказывать своим детям хранить эти святыни, передавая мудрость поколений из рода в род!

Особая область применения жемчуга – религиозная. До нас дошли свидетельства и произведения бисерного искусства уже времён после принятия христианства. Все ранние работы были либо уничтожены, как языческие, либо разнизаны и использованы для создания образов новой веры.
Наиболее древнее письменное упоминание о таком жемчужном шитье относится к X веку. Древнерусская живопись – фреска, икона и мозаика – с XI века также свидетельствует о широком применении жемчужного шитья в русской одежде, головных уборах, обуви. В церкви Св.Софии в Новгороде, на фреске «Константин и Елена» XII века видим контурные линии одежд, переданные жемчугом, а от начала XV века до нас дошло изображение жемчужного шитья на фреске Андрея Рублёва (Успенский собор во Владимире) с изображением «праведных жён, идущих в рай».
В куполе собора Св.Софии в Киеве XI века из четырёх мозаичных фигур архангелов сохранилась лишь одна. Одежда этого архангела покрыта жемчужным шитьём. Линии одежд святых и нимба низаны жемчугом так же, как и нимбы над головами других персонажей.

Посвятившие себя богослужению монахи и монашенки, отгороженные монастырскими стенами от мирских тревог и суеты, вышивали жемчугом иконы, оклады, пелёны и ризы во славу Того, Кто создал всех нас. Конечно же, по чистоте и внутреннему сиянию, духовности эти работы равняться с лучшими произведениями человеческого духа.
Традиция эта была бережно пронесена сквозь века смут и потрясений, пережила все нашествия и братоубийственные войны, времена застоя и реформ. И по сегодняшний день жемчугом окаймляются церковные атрибуты, убранство и утварь, а также одежды священнослужителей и патриархов.
Источник

Место изготовления — Россия. Москва(?).
Материал, техника — бархат, жемчуг, нить золотная, нить серебряная, полудрагоценные камни, серебро с позолотой, швы ручные, шитье орнаментальное, гравировка.
Размер — Высота 20см, диаметр 21,5см.
Дата — 1690г.

Митра.
Украшена золотом, серебром, драгоценными камнями, жемчугом, эмалью. 1626 г.

Бархат, канаус, золотные нити, золото, серебро, алмазы, сапфиры, рубины, турмалины, изумруды, альмандины, жемчуг, хрусталь, стек; ачество, шитье, резьба, чернь, эмаль, золочение

Женский головной убор. Вышивка бисером и жемчугом. 1700 год, Россия

Кокошник — XIX век.

Кокошник
Первая половина XIХ в.
Олонецкая губ.
Плоский, круглый;
узор: в виде птиц и лировидных фигур;
саженье по бели белым мелким бисером и перламутровыми зёрнами на фоне из блёсток;
9,5х14х16;

Икона в окладе. Богоматерь Донская. Дерево, левкас, темпера, латунь, чеканка, гравировка, золочение, жемчуг, стразы, бисер, кружевное плетение. 31х26,5 см. Россия, вторая половина XVIIIв.

Традиционная русская вышивка жемчугом в закладки 15

Украшение одежды и аксессуаров жемчугом

Нарядные и торжественные одежды на Руси всегда были распространёнными, ткани украшались различными узорами, которые были ткаными вместе с тканью, но были узоры шитые (золотом, серебром, шелками) и низанные (жемчугом).

Жемчуг называли на Руси ещё перлами. Слово «перл» перешло в русский язык из старофранцузского, куда попало из латинского – «перна» – так называлась одна из крупных раковин. А вообще – то, слово «жемчуг» – китайско-монгольского происхождения (китайское слово «гончу» преобразовалось в монгольское – «чженьчжу», а затем в русское – «жемчуг»).

Низанные – от слова «низать», то есть собирать несколько жемчужин или бисеринок на проволоку либо нитку и создавать узоры на ткани. Шитьё жемчугом, ещё называли «саженье», выполняли разными способами: низанье прямое или вкось, в три пряди, в виде сетки, решётки, клетками или в шахматы, в одну или несколько нитей.

Крупные жемчужины считались зёрнами, а мелкие – весом. Основная последовательность действий низанья была такова: сначала наносили контуры узора на ткань, затем делали по узору настил льняными или бумажными нитками.

Жемчуг предварительно разбирали по величине и подбирали необходимые размеры согласно узорам, затем просверливали дырочки и нанизывали на нить или тонкую проволочку, так получалась жемчужная нить. Её накладывали на настил и после каждой жемчужины закрепляли стежками. Таким образом, достигалась прочность вышитого узора.

Жемчуг использовали не только при царском, боярском или купеческом дворе, но и в крестьянском. Он украшал и царицу, и купчиху, и крестьянку. В музеях хранятся уцелевшие и дошедшие до нашего времени платья различных сословий, и среди них можно увидеть немало крестьянских нарядов, украшенных жемчугом.

Говорить о том, как жили крестьяне – богато или бедно только по тому, что одежда украшена жемчугом, не следует. Собрать жемчужное ожерелье до XVIII века даже крестьянину не стоило больших денежных затрат, достаточно лишь потрудиться, то есть достать жемчуг со дна реки. Не зря иностранцы речной жемчуг называли русским камнем. На Русском Севере рек было предостаточно – и больших, и маленьких, причём чистых.

Перед тем, как отправиться на ловлю раковин, мылись в бане, чтобы сам человек был чистым и душой, и телом. Считалось, что достать жемчуг мог только добрый молодец, чистый и благородный, а злым и жадным он не давался. Жемчуг сам по себе чист и светел, а потому и не выносит дурных поступков.

Если так много было украшений из жемчуга, тогда остаётся только сказать, – как много было благородных парней на Руси, ведь на кокошнике и в ожерелье можно было насчитать жемчужин не одну сотню.

Жемчужное низанье украшало не только одежду царей, бояр и крестьян, но и иконы в храмах, и облачения священников.

На одном из саккосов (архиерейское богослужебное облачение) патриарха Никона было около пуда жемчужин, а вместе с другими камнями саккос весил 24кг.

В начале XVII века в Кремле было семь царских венцов, в которых среди прочих драгоценных камней был и жемчуг. После Смутного времени – нашествия поляков, осталось два венца, один из них шапка Мономаха:

Читайте также:  Схемы вышивки для подушечки для колец
Оцените статью