- Занятие по рукоделию «Знакомство с вышивкой»
- История вышивки
- История возникновения вышивки
- История ручной вышивки
- Вышивка в Древнем мире
- Вышивка в Средние века
- Восточная вышивка
- Вышивка в Новое время
- Английская вышивка
- Французская вышивка
- Германская вышивка
- Итальянская вышивка
- Вышивка на Руси
- История машинной вышивки
- XIX век: переворот в вышивальном искусстве
- XXI век: ещё один переворот
Занятие по рукоделию «Знакомство с вышивкой»
Надежда Шипилова
Занятие по рукоделию «Знакомство с вышивкой»
Цель: продолжать знакомить детей с определёнными видами занятий, присущими только женщинам.
Задачи: познакомить детей с русской народной вышивкой, традицией совместного труда рукодельниц на посиделках; воспитывать уважение к труду, мастерству; бережное отношение к подлинным предметам, рукоделиям; учить украшать полотенце узорами, характерными для нашего края; продолжать разучивать музыкальный и игровой фольклор к инсценировке «Посиделки»; закреплять уважительные, вежливые, целомудренные отношения между мальчиками и девочками.
Словарная работа: Рукоделие, рукодельница, мастерица, вышивка, пяльцы, посиделки.
Предварительная работа: Заучивание стихотворения «На хуторе нашем вишневом».
Рассматривание узоров полотенец.
Оборудование: Иллюстрации; короб с принадлежностями для рукоделия; изделия с вышивкой: платочки, салфетка, детская рубашка, полотенца, наволочки; дидактическая игра.
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим внутреннее убранство нашей хаты. (Дети обходят комнату). Что мы здесь видим? (кровать, стол, лавка).
Ребята, мы с вами уже много говорили о том, как жили в старину, как отдыхали, как трудились. Скажите, а чем зимой занимались женщины?
Дети: Они вышивали, вязали, шили.
Воспитатель: Зимними вечерами люди занимались рукоделием, вязали, ткали, мастерили игрушки. А почему все это они делали зимой?
Дети: Потому, что летом, весной и осенью у них было много другой работы. Люди трудились в поле, огороде, они сажали, убирали урожай, хлеб, это занимало все их время. А зимой они такой работы не делали.
Воспитатель: А вот сундук. Как вы думаете, что в нем находится? Что может храниться в этом сундуке? (ответы детей).
Воспитатель: Что нам думать и гадать, давайте мы его откроем. (Дети пробуют открыть).
Воспитатель: Ой, чего здесь только нет!
Воспитатель: Послушайте стихотворение поэта Варавва «На хуторе нашем вишневом».
На хуторе нашем вишневом,
У чистой Криничной воды
Девчата справляют обновы,
К заре поднимают цветы.
И те стеновые цветочки,
Как щедрого молва,
Шитьем украшают сорочки,
Подолы, рубах рукава.
Воспитатель достает из сундука рубашку.
Воспитатель: Посмотрите, какая красивая рубашка! Она сшита из тонкой ткани. Цветы на ней не нарисованы, они вышиты цветными нитками. А узор на блузке обозначает плодородие земли (цветы). Очень многие женщины умеют вышивать, а в старину долгими вечерами русские женщины, девушки занимались этим рукоделием.
Воспитатель: Что означает слово «рукоделие»? (ответы детей). Правильно, рукоделие — значит руками делается. Вышивать учили девочек. У казаков было много мастериц.
В прошлые времена девушки собирались в каком-нибудь доме, чтобы не скучно было заниматься рукоделием. На огонек к ним заглядывали парни. Отложив на время работу, устраивали пляски, игры, запевали песни. Казачки очень любили наряжаться на праздники.
Воспитатель обращает внимание детей на мастерство, красоту изделия, предлагая полюбоваться вышивкой и самим назвать, что вышила мастерица и какого цвета нитки она использовала. Казачки надевали рубашку, платок, юбку, бусы и были очень красивыми.
Русская народная песня «У крестьянина дочь всему выучена»
Очень любили они кудесничать. Но днем они были заняты, а вечером в хатах было темно. Не было электричества, а горела вот такая лампа (дети рассматривают лампу).
Воспитатель: Из чего сделана лампа? (Лампа сделана из металла). Правильно, она металлическая. В нее наливают керосин. Зажигают фитиль и надевают стеклянную колбу.
Воспитатель: А теперь посмотрим, что тут еще в сундуке? (Показываю скатерть, рушник).
Посмотрите, какая красивая вышитая скатерть, а каково её старинное название?
Дети: Настольник, её клали на стол.
Воспитатель:А сейчас послушайте загадку:
На стене висит, болтается,
Всяк за него хватается.
Воспитатель: А как у нас раньше называли полотенце? (Показываю рушник, даю полюбоваться вышивкой).
Воспитатель: Какие узоры вышивали на рушниках рукодельницы?
Дети: Они вышивали птиц, цветы, животных. Они вышивали то, что видели в природе рядом с собой.
Воспитатель: Какие цвета они использовали?
Дети: Красный, зеленый.
Воспитатель: Вышитыми рушниками украшали хату, а самый красивый вешали в красный угол, туда, где висела икона. А ещё с наступлением весны девушки выходили с рушниками на улицу встречать весну. Это старинный обряд. Женщины же пекли «жаворонков» или «пташек», которых раздавали детям. Дети ели эти угощения, радовались приходу весны, играли в игры. Вот и мы сейчас тоже с вами поиграем (дети возвращаются в группу).
Играющие выбирают двух водящих. Один – «челнок», другой – «ткач». Остальные дети встают парами, образуя круг. Пары берут друг друга за руки и делают «ворота». «Челнок» встает у первой пары, а «ткач» – у второй. «Челнок» по сигналу начинает бегать змейкой, не пропуская ни одни ворота, а «ткач» его догоняет. Если «ткач» догонит «челнок» прежде, чем он добежит до конца круга, то он становится «челноком», а «ткач» выбирается из других играющих.
1. С каким рукоделием мы сегодня познакомились?
2. Как вы думаете, для чего нужна вышивка?
3. Какая вышивка вам понравилась больше?
Дидактическая игра. «Сложи узор»
Воспитатель: Дети, а сейчас давайте украсим полотенце узорами. Посмотрите на рисунки вот на этих полотенцах и постарайтесь украсить свое, сделать его ярким и красивым. Каким узором ты украсишь свое полотенце, Саша? … (крестик, цветы, листья).
Дети рисуют, украшают полотенца (звучит фонограмма).
Воспитатель: Сегодня наше путешествие в прошлое заканчивается. А завтра вы отправитесь в гости к своим бабушкам, прабабушкам. У них дома вы непременно отыщите какой-нибудь предмет старины, и не важно, что это – вышитое полотенце или глиняный горшок, старинная семейная фотография или книга. Главное – это ваша история, история вашей семьи. Это ваше прошлое, пускай любая мелочь, будет драгоценностью. И одна старая бусинка, один листок из пожелтевшей от времени книги раскроют перед вами свои сокровища. И будем помнить. Многие из нас потомки тех самых сильных и талантливых казаков, создавших своим упорным трудом славную землю.
(Звучит р. н. м. Дети выходят из зала).
Мастер-класс по рукоделию «Мастер-класс по рукоделию». Игра для развития осязательного восприятия и для развития мелкой моторики. «Мастер-класс по рукоделию» Тема:.
Итоговое занятие «Знакомство с термометром» 2 мл. группа Конспект образовательной деятельности ФИО работника дошкольного образования Гулакова Эльвира Витальевна Место работы (наименование дошкольного.
Каплеграфия. «Знакомство с Кляксой». Занятие 2. Каплеграфия. «Знакомство с Кляксой» Цель: -Научить работать в коллективе; -развивать координацию рук, мелкую моторику рук, творческое воображение;.
Картины алмазной вышивкой Уважаемые маамовцы! Я рада встрече с Вами и хочу поделиться радостью, которая не давала мне покоя много месяцев. Я купила большую картину,.
Мастер-класс по чувашскому народному рукоделию Вышивки чувашской красотою Восхищается страна не зря. А с какой любовью, теплотою Свет и радость нам несет она! Татьяна Шшмелева Чувашский.
Мастер-класс по рукоделию «Плетение шнурка» «Мастер-класс по рукоделию» «Плетение шнурка» Автор Лисютина Надежда Владимировна, воспитатель, ГБДОУ д/с № 84, г. Санкт-Петербург. Мастер-класс.
Мастер-класс по рукоделию «Букет нежных подснежников из одноразовых ложек» Мастер – класс по рукоделию «Букет нежных подснежников» Многие из нас, наверное, любуются и восхищаются красотой первых весенних цветов.
Мастер-класс по рукоделию. Корзинка из джутового шпагата «Весеннее вдохновение» Поделка сделанная из натуральных материалов, станет достойным украшением домашнего интерьера, как на даче так и в городской квартире, ну.
Мастер-класс по рукоделию в технике поролонопластики «Маски для утренников» Мастер – класс рассчитан на школьников, их родителей и педагогов, а также для всех творческих людей. Назначение: для игры, театрализованных.
История вышивки
Вышивание – искусство настолько древнее, что кажется, будто бы оно существовало всегда. История вышивки: вот главная тема этой статьи. Посмотрим, что интересного внесла та или иная эпоха в развитие искусства художественного вышивания, как стремились сделать вышивку разные народы!
История возникновения вышивки
Когда зародилась вышивка? Это сложный вопрос. Некоторые сайты скажут вам, что ещё в первобытном мире, но это сомнительно. Давайте возьмём за аксиому, что вышивка не могла появиться раньше, чем появились нитки. Почему? Ну, едва ли жёсткие стебли растений или жилы животных, которые были предшественниками ниток, могли нести эстетический смысл. Попробуйте на досуге «повышивать» лианами на шкурах: кстати, шила тогда ещё не было, так что дырки на шкуре рвите камнями.
Однако нитки в современном понимании этого слова появились лишь в Средние века: а вышивка уже была! Поэтому уточним: мы имеем в виду нитки такого качества, при котором можно было получить из них текстильную продукцию. Первые льняные ткани появились примерно 7-8 тысяч лет назад, и делались они в Древнем Египте. Соответственно, мы можем предположить, что именно в то время и появилась вышивка: поскольку нити были достаточно гладкими, гибкими и прочными, чтобы ими можно было вышивать. Вышивание не могло появиться раньше: нечем было сделать вышивку. Вышивание едва ли появилось позже: дошедшие до нас образцы говорят о многовековой традиции и развитом мастерстве.
Если вам где-то попадалась информация, что история возникновения вышивки начинается в Древнем Китае – не верьте. Когда Древний Китай только-только зарождался, египетские гробницы уже ломились от вышитых изделий.
История ручной вышивки
Вышивка в Древнем мире
Вышивка превратилась в искусство ещё в эпоху Древнего Египта, когда знатные женщины трудились для украшения одежды фараонов и их приближённых. Пышность узора рассказывала о социальном положении человека. В Египте же изобрели и бисер, и скоро сделать вышивку бисером стремился весь Древний мир.
Роскошные золотые вышивки пришли к нам с Востока. Произведения искусств тамошних мастеров стоили целые состояния. Римская и греческая знать скупала расшитые ткани, тратя огромное количество денег. Страсть к вышивке достигла таких размеров, что обратила на себя внимание правительства: были сделаны попытки запретить или хотя бы сократить это украшение, но безрезультатно.
Кроме того, вышивка была частью ритуальных обрядов. Например, в Афинах каждый год девушки вышивали для Афины Паллады, покровительницы города, роскошные покрывала-пеплосы.
Однако скоро изысканная Греция пресытилась пышностью чрезмерно богатого восточного узора. Появляются самобытные греческие вышивки, изящные, полные вкуса и сдержанности. Вышивка греческих узоров популярна и в наши дни.
Вышивка в Средние века
Средневековье наследовало Древнему миру искусство вышивания. По всей Европе знатные дамы сидели у окна за пяльцами, создавая изящные узоры. Вышивание считалось самым подобающим занятием для женщины.
Именно в Средние века появилась самая любимая и популярная техника вышивки: вышивка крестом. Считается, что её возникновение было связано с Крестовыми походами: дабы защитить своих рыцарей от злых духов языческих земель, дамы использовали при декорировании одежды крест как символ защиты.
Каждая страна вносила в вышивку что-то своё. Распространилась по всей Европе мода на гобелены: большие вышивки во всю стену. Стоили такие изделия очень дорого, украшали собой княжеские замки да королевские дворцы. Сделать вышивку такого рода было трудно, зато и готовая работа представляла собой произведение искусства.
Особенно богатой и роскошной была церковная вышивка: облачения для служителей церкви поражали воображение прихожан. Кстати, находились и те, кто полагал, что отказавшимся от мирских радостей священникам не пристало носить столь дорогую одежду. На волне протеста против католических излишеств родилось движение протестантизма.
Восточная вышивка
Ещё в VI-V веке до н.э. китайцы вышивали на шёлке, используя золотые и серебряные нити, а иногда и волосы. Позже вышивка появилась и в Японии, во многом перекликаясь с китайской традицией.
Особенно богата и удивительна индийская вышивка: многочисленные техники несли глубокое сакральное значение.
Вышивка в Новое время
Английская вышивка
Порвав с католической церковью, Англия стала переживать подъём всех сфер искусства в светской жизни. Вышивка не только украсила собой костюмы дворян: она широко распространилась на быт и культуру. Так, из вышитых картин выросли вышитые иллюстрации и обложки для книг. Именно тогда вошла в моду вышивка портретов: представляете, в те времена, когда до изобретения компьютеров оставались ещё века, — люди уже вышивали портреты! Это требовало мастерства и аккуратности.
Вышивкой украшали пояса и сумки, головные уборы и обувь, детали интерьера. И знатные дамы, и бедные английские крестьянки предавались вышиванию с большой страстью. По всей стране издавались альбомы со схемами для вышивания, а ведь стоило это дорого!
Тогда же вошло в моду саше – маленький вышитый мешочек, в котором хранились ароматные сухие цветы и травы.
Но чем Англия гордится по праву – так это вышитыми перчатками! Если вы вспомните, тогда перчатки были куда как более важным элементом одежды, чем сейчас. Все знают: если джентльмен бросает свою перчатку под ноги другого джентльмена – это означает вызов на дуэль. И это не единственное этикетное правило, связанное с перчатками. Так, в те времена молодой человек дарил даме перчатку в знак предложения руки и сердца: именно так, как сейчас у нас дарят кольцо. С другой стороны, если некая дама оставила молодому человеку свою перчатку – это означало, что она согласна принять его ухаживания и ждёт от него следующего шага. Кончено, украшение перчаток вышивкой было как никогда популярно именно в ту эпоху!
В XVII веке получила распространение объёмная вышивка. Обычно она изображала те или иные знакомые сюжеты, и одежда вышитых людей была сделана из лоскутков и лент.
Французская вышивка
Французы всегда знали толк в красивой одежде, поэтому писать о бесчисленных особенностях этого аспекта можно целую диссертацию. А вот вышивка в интерьере – это очень интересная особенность французского прикладного искусства.
Когда Король-Солнце из мрачного голого Лувра перебрался в богатый нарядный Версаль, тогда Франция стала просто одержима украшением предметов интерьера. До сих пор даже современные дизайнеры часто используют мотивы французской вышивки на мебели.
Кстати, французская вышивка обоев перекочевала во многие другие страны. Так, апартаменты Александра III в Гатчинском дворце украшены французской вышивкой. Многие баварские и богемские замки декорированы в этой же традиции.
Германская вышивка
Именно из Германии – из саксонской её части – пришла к нам мода на вышивку на постельном белье. Белое дрезденское кружево – рокко – становится основой такой вышивки. Новинку оценили по достоинству, и с тех пор при всех королевских дворах Европы считалось, что роскошное постельное бельё немыслимо без вышивки.
Берлинская вышивка знаменита тем, что именно она стала издаваться в знакомом нам формате: как схема с цветными квадратиками. Такие схемы разошлись по всей Европе, и женщины скупали их с большим удовольствием. А вот нитки надо было покупать отдельно: зато и цвета каждая вышивальщица подбирала на свой вкус.
Итальянская вышивка
В Италии долго царствовала вышивка эпохи барокко: яркая, причудливая, пышная. Итальянские костюмы отличались такой красочностью, что это даже высмеивали в чопорной Англии. Однако сами итальянцы ничуть не смущались. И, конечно, важной частью одежды была крупная вышивка, выполненная яркими насыщенными цветами.
Вышивка на Руси
В эпоху Киевской Руси особо роскошной была церковная вышивка. Особенностью нашей отечественной вышивки, отличающей её от западной, было использование жемчуга. Одеяния священнослужителей, иконы, обложки религиозных книг – всё украшалось вышивкой золотом и жемчугом.
Декорировали вышивкой и одежду. В зависимости от благосостояния семьи это могла быть скромная народная вышивка – или роскошные золотые и серебряные узоры на дворянских костюмах. Начиная с эпохи Петра I, вышивка перекинулась на мелкие предметы туалета и аксессуары, были заимствованы западные техники и мотивы. Российский императорский двор невозможно представить себе без этого декора!
История машинной вышивки
XIX век: переворот в вышивальном искусстве
Первая вышивальная машина была изобретена в 1829 году французом Joshua Heilmann. Однако качество вышивки на ней оставляло желать лучшего: лишь к 40-м годам изобретение усовершенствовали до такой степени, что машинная вышивка смогла составить достойную конкуренцию ручной. В 1855, на очередной Всемирной выставке изобретений в Париже, такая машина произвела настоящий фурор. С тех пор началась история машинной вышивки и её триумфальное шествие по планете.
Конечно, в те времена вышивальная машина была штукой громоздкой и сложной. Процесс вышивания был далёк от автоматизации. Сама машина состояла из подвешенных пяльцев с тканью на них, которые приводились в движение с помощью специальных рычагов. У рычагов была рукоятка, которую рабочий перемещал по приложенному к машине рисунку. Кроме того, по обе стороны от пялец находились каретки, на этих каретках были щипчики, а щипчики держали иголки. Процесс вышивания осуществлялся аналогично ручному, только вместо рук вышивальщицы были эти самые щипчики: первая каретка приближалась к ткани, ткань протыкалась иголкой с вдетой ниткой, с другой стороны за иголку хватались свободные щипчики второй каретки, и тогда щипчики первой каретки иглу отпускали. Игла с ниткой с помощью второй каретки протягивалась сквозь ткань: делался стежок. Рабочий менял положение пялец и снова запускал каретки.
Такая машина называлась по имени изобретателя машиной Гейльмана, и сделать вышивку с её помощью было не быстрее, чем вышивать вручную. Конечно, общество не могло этим удовлетвориться. И в 1863 году швейцарец Isaac Groebli изобрёл челночную вышивальную машину. Она работала по тому же принципу, что и обычная швейная машинка, только ткань была закреплена вертикально.
Прогресс не стоял на месте: в 1898 сын изобретателя усовершенствовал этот предмет. Если раньше, вы помните, рабочий должен был водить специальной рукояткой по рисунку, чтобы машина его вышила, то теперь появилось использование перфокарт. Перфокарты – это специальные пластины, дырочки на которых используются машиной для автоматической смены положения при вышивании.
В 1900 году машину электрифицировали, и она стала полностью автоматической. С тех пор для обслуживания вышивальной машины требуется только один человек, а точность её такова, что машинная вышивка портретов стала реальностью. Но история машинной вышивки на этом не закончилась.
XXI век: ещё один переворот
В наш век невозможно представить себе мир без компьютеров. Добрались они и до современной вышивки. Благодаря синтезу машины и компьютера удалось создать новое устройство: вышивальную машину для компьютерной вышивки.
Теперь здесь нет перфокарт: машина вышивает по созданному на компьютере в специальной программе дизайна. Это не только улучшило качество работы, но и здорово сократило время производства. Теперь машинная вышивка не просто сравнялась с ручной, а обогнала её. Даже самая опытная вышивальщица не способна так быстро и качественно воспроизвести такие сложные узоры и картинки, а тем более – вышить большой тираж.
Это не значит, что ручная вышивка ушла в прошлое. До сих пор многие представительницы прекрасного пола любят посидеть за пяльцами в своё удовольствие. Ручной вышивке доступны техники, которые пока ещё не покорились машинной. И, кончено, ручная вышивка стоит в разы дороже, поэтому считается более престижной.
Однако в развитии машинной вышивки последнее слово ещё не сказано. Сейчас машины вовсю осваивают такую технику, как «ришелье», учатся пришивать стразы. Каждый год появляется что-то новое: и Промвышивка с радостью открывает новые горизонты вместе с вами!
Итак, мы коротко рассмотрели историю вышивки. Конечно, каждый затронутый нами аспект достоин более подробного рассмотрения: ждите появления новых статей на нашем сайте!