Сегодня я предлагаю вам подробный мастер-класс по вышивке эффектной броши со стразовыми цепочками. В мастер-классе вы найдете много разных техник по работе с шелковым бархатом, трунцалом, жесткой канителью, бисером и бусинами.
В процессе покажу:
как обшить кабошон и кристалл,
как интересно пришить кусочки бархата,
как пришивать бусинки разных форм и размеров,
один из способов работы с трунцалом,
как формировать контур жесткой канителью,
как собрать брошь,
как обработать край броши жесткой канителью.
В мастер-классе приложен файл-выкройка, который я рисовала для этой броши.
8. Чешская сатиновая рубка в цвет лица и кристалла (около 2х граммов)
9. Бисер ToHo 15/0 – 4
10. Бисер ToHo 11/0 – 81
11. Бисер ToHo 11/0 – 83
12. Чешские биконусы количество по желанию (у меня цвет черный бриллиант)
13. Чешские бусины Fire Polished количество по желанию (я использовала матовые серые)
14. Pyramid Bead (чешские бусины-пирамидки). Я использовала всего 2 штучки
15. Чешские бусины Pinch Beads 5х3 мм
16. Клей Момент кристалл
17. Иглы для бисера
18. Мононить Гамма 0,12
20. 2 застежки для броши
21. Кожа для изнанки
Пошаговая инструкция, как вышить звезду на ткани
Украсить любое изделие очень просто. В статье я расскажу, как вышить звезду на ткани. Даже такой маленький элемент поможет обновить самую старую и неприглядную вещь.
Время работы: 2 часа.
иголка для вышивки,
мулине,
ножницы,
смываемая ручка или маркер для нанесения эскиза.
На примере данной работы я выбрала темный розовый цвет шелкового мулине. Тогда вышивка начинает переливаться на солнце. Появляется яркое пятно на темной одежде. Подбирайте материал в зависимости от рисунка, который планируете вышить. Это может быть сочетание разных фактур: глянец шелковых ниток и матовый фон хлопчатобумажных мулине, добавление в узор металлизированных стежков или украшение композиции пайетками.
Звездное небо или просто одиночные символы ночи. Классическая пятиконечная звезда или многоугольная абстрактная звездочка. Вполне возможно, что вам приглянулось символическое изображение пентаграммы. В любом случае, вы собрались вышить звезду на ткани. Осталось определиться с техническими моментами.
Определяю расположение узора
При украшении одежды достаточно важным является выбор участка для вышивки. Согласитесь, узор смотрится гармонично и лаконично, если вписывается в наряд.
Поэтому стоит задуматься, где будет удачно вышить звезду на одежде.
Если вы выбрали майку, кофту или байку, то стоит представить, как вышивка будет выглядеть:
на рукавах,
внизу вещи слева или справа,
большого размера по центру на груди.
Это самые популярные варианты расположения рисунка.
Я взяла для работы джинсы, которые мне показались слишком мрачными без декора. Сделать яркие звезды, которые сразу привлекут блеском внимание окружающих… Уже в предвкушении такого вида руки зачесались взяться за работу.
Для штанов, джинсов, шорт удачно будет расположить звезду:
возле кармана спереди (где я и решила вышить),
на задних карманах (именно на том месте, что вы и подумали),
россыпь небольших рисунков звезд вдоль бокового шва,
самый низ штанов.
Появились уже первые задумки? Если да, то отлично, двигаемся дальше.
Выбор цветового решения
Чтобы привлекали взгляды прохожих, достаточно выбрать яркие мулине контрастного цвета. Тогда все внимание будет сосредоточено на вышивке. Попробуйте вышить звездочку светлого, почти белого цвета на темных штанах. Или выберите кислотные расцветки для спокойного синего или серого джинсового полотна. Я остановилась на темном розовом, захотелось почувствовать себя маленькой девочкой. Озорной и одновременно нежный цвет для украшения относительно грубой (имеется ввиду, что джинсы относят к чернорабочей одежде) части гардероба.
На заметку. Не стоит выбрасывать любимую вещь, если на ней образовалась неприятная дырка или потертость. Вы можете использовать свои умелые ручки, творческие способности и немного свободного времени, чтобы вышить и спрятать неприятный участок под оригинальной звездой. В зависимости от размера неприятности выбираете узор, который перекроет дырку с лихвой. Дополнительно можете использовать отрезок другого материала для фона, для заплатки. По контуру рисунок вышить гладью. Вещь не только преобразится, но и станет новой на вид.
Если планируете сделать не слишком заметную звезду, подберите под цвет одежды нитки. Узор будет выделяться контуром, который захочется рассмотреть вблизи. Тогда учитывайте, что вышивка должна быть практически идеальной, без явных бракованных стежков. Вариант отлично дополняется почти незаметными стежками металлизированной нитки для более утонченного, приятного вида.
Вышивка гладью мне нравится тем, что можно картинку сделать с плавным переходом, проработать тени, вышить градиент изображения. Подумайте и о таком варианте.
Порядок работы
Если быстро, то весь процесс вышивки звезды делю на 5 основных шагов:
Место на одежде, где размещается узор.
Цветовое решение.
Прорисовка эскиза смываемыми чернилами, маркером или карандашом.
Вышивка контура композиции.
Заполнение всего рисунка.
Первые два шага я уже вам рассказала, предложила некоторые варианты. Теперь непосредственно надо все вышить.
На заметку. Недавно я наконец получила посылку с гелевыми смываемыми чернилами. Давно хотела на смену портновским карандашам. Если вы достаточно много работаете с тканью, вышивкой, рисунками на одежде, то обратите внимание. Покупать я рекомендую несколько цветов. Чтобы был контраст с черным, белым, цветным полотном. Так, у меня есть розовые, черные, синие и серебристые стержни. Честно, довольна, как слон. Легко рисовать. Смываются, достаточно замочить ткань в прохладной воде.
Отступила от сути разговора. После первых подготовительных шагов, наступает прорисовка контура звезды на одежде. Особенно, если вы взяли обычный канцелярский карандаш, делайте все наброски, придерживаясь внутреннего контура вышивки. Чтобы все нанесенные линии оказались под стежками звезды. Для большего объема рисунка следует вышить первоначальный контур.
Когда эти контурные швы попадают под работу гладью, ваша вышивка приподнимается над полотном одежды. Звезда будет выглядеть объемной и более реалистичной, будто мягкая игрушка пришита.
Теперь приступаю к заполнению фона лучей звезды. Надо вышить каждый участок, прокладывая стежки перпендикулярно длине фрагмента.
Учитывая, что вы будете носить вещь, то на изнаночной стороне не оставляйте слишком длинные хвостики. Обычно я креплю мулине узелком в начале нитки. Конец я тоже завязываю 2-3 узлами и отрезаю излишки ножницами.
Если вышиваете на дырке или протертом участке штанов или майки, то сначала аккуратно сметайте разорванную ткань. Натяните полотно так, чтобы при зашивании вы не слишком стянули. При этом участок должен быть плотно соединен, чтобы вышивка звезды не перекосила одежду.
На заметку. Таким видом рукоделия я люблю заниматься под очередной сериал или фильм. Мозг увлечен сюжетной линией, а руки творят очередную красоту. Попробуйте побыть в образе Юлия Цезаря с двумя делами сразу.
Постепенно начинает заполняться контур звезды. Укладывайте стежки плотно, чтобы под нитками не проглядывала ткань основы.
Стежки можно вышить двумя способами:
Когда на изнаночной стороне нить проходит вокруг. То есть вышивка получается двусторонняя, рисунок выходит более плотный на ощупь.
Все стежки находятся только с лицевой стороны ткани. Удобно шить через линию. То есть вы пропускаете иголку через ряд.
При большом желании можно комбинировать оба способа, если вам неважен изнаночный вид работы. Но старайтесь вводить привычку вышивать, в данном случае звезды, красивыми с обеих сторон. Такой подход делает вас не просто рукодельницей, а мастером дела.
В результате получается такая звезда.
Как видно на фотографии, за счет первой прошивки по контуру рисунка узор приподнялся и выглядит трехмерной фигурой.
В итоге, я буду доводить всю работу до россыпи звезд спереди возле карманов штанов. Комбинация из розового цвета мулине и синих джинсов придаст штанам женственный нежный вид. Попробуйте теперь вышить звезду самостоятельно. Проработайте все шаги, чтобы изображение гармонично смотрелось на одежде, привлекало внимание окружающих. Но, самое главное, радовало вас. Ведь носить одежду будете сами.
Оставляйте комментарии, вопросы и замечания по материалу статьи. Делитесь своими работами и предложениями. Буду рада, если информация помогла и была полноценной для вас.
Вышивка звезды пятиконечной звезды
В бронзовом веке такие знаки использовались магами из отдаленных друг от друга мест, например Месопотамии и Британии. Найдены археологами изображения шестиконечных знаков, датируемые железным веком, на Иберийском полуострове. Пентаграмма как магический символ встречается чаще гексаграммы, но есть она и в средневековой алхимической и магической литературе. Она изображена на ведьминых бутылках. Касается это и арабских старинных книг. Существовала теория, которая причисляла Звезду Давида к астрологическим символам. Есть она и на печатях и гербах европейского происхождения. А на счёт пятиконечной звёзды: Первые обозначения пентаграммы появились примерно в 3500 г. до н.э. в Древнем Египте и Шумере. Трактование, ещё с момента его появления, несколько двояко. В одно и то же время, звезда являлась мирным, оберегающим символом, и в то же время знаменовала власть над всем миром. Считалось что повелитель – это вершина звезды, а остальные четыре — это стороны света, которые ему покоряются.
В Библии, так же упоминается знак пентаграммы, он олицетворяет пять ран Иисуса, а также Вифлеемскую звезду на Рождество. В Иудаизме пятиконечная звезда подразумевает собой Пятикнижие, которое Моисей получил от Бога.
В философских учениях Древней Греции говориться о том, что мир состоит из пяти элементов, то есть вершин звезды: земли, воздуха, огня, воды и эфира или духа. Также пятиконечная звезда напоминает тело человека с вытянутыми в сторону руками, что в эпоху Возрождения считалось символом верховенства человеческой сущности в мире.
Однако, звезда весьма противоречивый знак, ведь в масонстве она означала победу и одоление дьяволом Бога. А перевернутая пентаграмма и вовсе служит символом сатаны и обозначает отрицание святой Троицы.
Красная пятиконечная звезда, как известно, стала знаком Красной Армии и большевиков, она символизировала бога войны Марса, и олицетворяла мирный труд работников.
Исходя из всего вышесказанного, пятиконечная звезда, которая распространилась по всему земному шару и размещается на национальных символах многих стран, является, своего рода, тайной печатью «хозяина» и означает силу, могущество и непобедимость последнего. Применение пентаграммы в своей символике известных личностей (Император Константин 1, царь Соломон) в полной степени отражает её могущество и магическую силу.
—>Мой сайт —>
—>
—> —>Главная » 2014 » Апрель » 4 » Что означает символ пятиконечная звезда на руси. От Бога до дьявола 18 градусов
Что означает символ пятиконечная звезда на руси. От Бога до дьявола 18 градусов
ОТ БОГА ДО ДЬЯВОЛА 18 ГРАДУСОВ
Воинская символика России: пятиконечная звезда как символ Вооруженных сил Советской России
Пятиконечные звезды вновь входят в символику Военных Сил России. Что это? Возвращение старого? Ответить на этот вопрос нашему сайту согласился действительный член Всероссийского Геральдического общества, ведущий специалист Отдела военной геральдики и символики МО РФ в 1996 г., художник Константин Гончаров.
Если вернуться к нашим корням и перенестись на крыльях времени на много веков назад, мы не найдем там упоминаний о пятиконечной звезде. Подобный символ отсутствует в повседневной жизни, в быту и мифологии древних славян. Он абсолютно чужд и русской культуре, а если и встречался где-либо в России до 1917 года, только чисто спорадически, в качестве навершия на новогодних елках или украшений на оберточной бумаге для подарков.
Традиции военной геральдики и символики, определяющие принадлежность военнослужащего к армии того или иного государства, роду войск, насчитывают не одно столетие. До начала 20 века знаки и различного рода эмблемы, носимые на форменной одежде, служили дополнением разнообразия, заложенного в расцвете и конструкции самих элементов воинского обмундирования. Настоящий «золотой век» армейской символики наступил вслед за повсеместным и массовым введением в вооруженных силах стандартной полевой униформы защитных расцветок. С течением времени подобная униформа стала практически единственной и универсальной разновидностью воинского обмундирования, используемой во всех армиях мира. В результате технической революции возросла специализация и многофункциональность родов войск, соответственно возникла необходимость в более подробной разработке воинских знаков различия и отличия. Но здесь и сейчас мы будем говорить о таком своеобразном и по-своему значимом символе в истории российской армии, как пятиконечная звезда.
Сегодня пятиконечная звезда возвращается на знамя Вооруженных Сил Российской Федерации. Как историческую дань боевым подвигам наших отцов и дедов в Великой Отечественной войне это можно только приветствовать. В Министерстве обороны РФ размещение звезды на знамени мотивировали также тем, что данный символ имеется на офицерских погонах, и ранее являлся официальной эмблемой Вооруженных Сил СССР. И все же отношение к этому символу в обществе является далеко не однозначным. Пятиконечная звезда в качестве воинского символа сыграла определенную роль в истории российской, а точнее советской армии, но значения этому сейчас придаются самые разные. Интересен сам символ и не менее любопытно его появление в качестве, хотя и не самой первой, эмблемы заново формирующейся армии Советской России.
Так случилось, что в советское время традиции воинской символики и геральдики во многом были упразднены или вовсе разрушены. Воинские знаки, эмблемы, награды, девизы были наполнены, главным образом, классово-пролетарским смыслом и атрибутикой. При этом напрочь были забыты почетные наименования полков старой русской армии, исчезли их знамена и штандарты – по сути, игнорировались исторические традиции российской воинской славы: победа над Швецией, походы Суворова, Бородино, героическая оборона Севастополя в 1854-1855 годах, можно перечислять до бесконечности. Это доказывает хотя бы тот факт, что при введении совершенно новой символики, уже с 1918 года в Рабоче-Крестьянской Армии была почти полностью отметена историческая воинская символика русской армии, а в последующие годы введена и новая униформа. На волне массовой, революционной истерии у руководителей молодой республики Советов возник соблазн «весь старый мир разрушить» и «свой новый мир построить». Это в самую первую очередь коснулось абсолютно всей, не только воинской, геральдики и символики бывшей Российской Империи.
Что же на самом деле представляет собой такой символ, как пятиконечная звезда? Вообще любое изображение звезды – один из древнейших символов человечества, принятый в геральдике всех народов. Звезда как понятие служила изначально символом вечности, позднее стала символом высоких стремлений, идеалов. Употребляется в наше время и как эмблема путеводности (так называемая «Роза Ветров»), счастья («родиться под счастливой звездой»).
Звезды в геральдике и эмблематике различаются как по числу образующих их лучей, так и по цвету. Сочетание того и другого дает различные смысловые и национальные значения каждой звезды. Пятиконечная звезда (пентаграмма; звезда, повернутая «главой», т.е. одним из лучей вверх) – древнейший символ защиты, охраны, безопасности. Имеет восточное происхождение. И наоборот, пятиконечная звезда, повернутая одним лучом вниз, а двумя вверх, приобретает зловещий, дурной смысл – в Западной Европе, например, со стародавних времен принято было считать эту перевернутую звезду за знак дьявола. Дело в том, что в западноевропейских магических трактах пентаграмма почиталась еще как фигура, изображающая человеческое тело: две ноги есть символ земли и воды, две руки – воздуха и огня, а голова (один луч, смотрящий вверх) – объединяющая все члены сила эфира.
Представьте себе перевернутую картину «кверху ногами» пятиконечную звезду – визуально сразу напоминает рогатое изображение, сами знаете кого. Видимо подобная двоякость данного символа и вызывает до сих пор споры и неоднозначное отношение к изображению звезды.
Одна из советских эмблем – красная пятиконечная звезда, возникла в качестве воинской эмблемы, точнее как знак отличия, воинский знак принадлежности к Красной армии. Впервые, весной 1918 года, военный комиссар Московского военного округа Н. Полянский предложил ввести в качестве отличительного знака военнослужащих первых частей РККА новый символ – красную звезду. По другим данным предложила эмблему Всероссийская коллегия по организации и формированию Красной Армии, образованная 20 декабря 1917 г., а в частности, фактическим создателем этой эмблемы был К. Еремеев – первый советский командующий войсками Петроградского военного округа, председатель Комиссии по формированию РККА.
По-видимому, вопрос об эмблеме назрел уже в марте-апреле 1918 года, поскольку декрет об организации РККА на добровольных началах был принят Совнаркомом 15 (28) января 1918 года. После октябрьского переворота (26 октября (8 ноября) 1917 г.) почти сразу же большевистское правительство опубликовало проект декларации, в котором предлагалось, помимо других вопросов, обсудить вопросы ликвидации чинов, военных отличий, титулов в армии. А позднее, в декабре 1917 г. декретом Совнаркома упразднялись существовавшие до того времени воинские чины и звания, отменялись знаки различия и отличия. Поначалу, по мере создания РККА на основе отрядов Красной Гвардии и солдат старой армии, поддерживавших большевиков, необходимости в новых знаках различия не было. Но очень скоро такая необходимость возникла.
Эмблема сложилась не сразу в своей окончательной форме. В самом начале она просто представляла собой красную пятиконечную звезду разных размеров (но не более 6х6 см), вырезанную из материи и нашитую на головной убор или на рукав. Затем эмблема приобрела более солидный вид. Эта эмблема представляла собой металлический венок из серебристых лавровых и дубовых ветвей, скрепленных внизу бантом. Поверх венка наложена пятиконечная, красная эмалевая звезда из желтой меди, с помещенными в центре перекрещенными плугом и молотом. Знак имел различные размеры, его носили на шинелях, гимнастерках, френчах или в петлице гражданской одежды на левой стороне груди – по большей части красные командиры. Приказом Наркомата по военным делам от 19 апреля 1918 г. эта эмблема была введена в качестве нагрудного знака для всего личного состава РККА. Ношение данного знака было подтверждено приказом Реввоенсовета Республики (РВСР) за № 310 от 7 мая того же года.
Ношение знака было регламентировано и приказом Народного комиссариата по военным делам за № 321 от 7 мая 1918 года за подписями Л. Троцкого (Бронштейна), К. Механошина, Н. Подвойского и Э. Склянского.
Приказ гласил: «Красноармейский значок есть принадлежность лиц, состоящих нас службе в войсках Красной армии. Лицам, не состоящим на службе в составе Красной армии, указанные знаки предлагается немедленно снять. За неисполнение сего приказа виновные будут преданы суду военного трибунала. Приказ входит в силу со дня его опубликования».
К приказу прилагались описание и рисунок красноармейского знака.
Выбор этой эмблемы для РККА объяснился следующими причинами. Во-первых, ее форма представляла собой пентаграмму, т.е. древнейший символ оберега, обороны.
Во-первых, красный цвет символизировал революцию, революционное войско. Естественно, само понятие звезды как символа стремления к высоким идеалам также имело значение при выборе этой эмблемы. Перекрещенные плуг и молот – эмблема единения рабочих и крестьян. Соответственно, пятиконечная звезда была размещена и на других знаках различия красноармейцев – нарукавных знаках.
Однако практика показала, что знак на груди был недостаточно заметен из-за ремней амуниции. И приказом Наркома Л. Троцкого за № 594 29 июля 1918 г. был установлен значок-кокарда для ношения на головных уборах красноармейцев и командного состава. Он имел форму слегка выпуклой пятиконечной звезды; края зубцов звезды слегка выгибались наружу, по центру значка выштамповывалось изображение перекрещенных плуга и молота, по краям звезда имела выпуклый ободок. Сама звезда, кроме плуга и молота, покрывалась красной лаковой краской. Диаметр звезды (по наружным концам) – 36 мм, хотя существовали звезды как большого, так и меньшего размера.
Тем не менее, появление пятиконечной, красной звезды в качестве воинской эмблемы далеко не всеми было воспринято с одобрением. На конференции 2-ой Советской (Украинской) дивизии, проводившейся 11 февраля 1919 года, начальник ее политотдела И. И. Минц отметил, что «крестьянская молодежь полна предрассудков против «коммуний», против новой «кокарды» — красноармейской звезды…». Уж не связано ли это было как раз с той самой двоякой трактовкой пятиконечной звезды? Сейчас вообще трудно что-либо достоверное сказать о том бурном времени, очередной кровавой смуте на Руси, но, скорее всего, символ пятиконечной звезды был просто-напросто малопонятен простым и, в большинстве своем, малограмотным людям.
Однако новая эмблема не только укоренилась в Красной Армии, но и продолжала трансформироваться как внешне, так и в смысловом отношении. Приказом Реввоенсовета за № 953 от 13 апреля 1922 года эмблема несколько видоизменилась – вместо плуга и молота в центре звезды появляются перекрещенные серп и молот. В данном случае изображение серпа и молота не что иное, как «малый герб» РСФСР. А уже 11 июня того же года приказом РВСР за № 1691 видоизменяется форма самой звезды на головной убор – она теперь не «слегка выпуклая», а более «стройная» и пропорциональная, т. е. углы и лучи у звезды несколько «выпрямились». Именно в таком виде красная пятиконечная звезда как эмблема (сложная эмблема) Красной Армии была закреплена в течение всего периода 1922-1946 годов, а затем стала (в том же виде) называться эмблемой Советских Вооруженных Сил.
В униформе Красной Армии до 1935 г. пятиконечная звезда использовалась в основном в качестве кокарды и нарукавного знака, на петлицах же присутствовали так называемые «ромбы», «шпалы», «квадраты» — как знаки различия командного состава. Только на петлицах военных атташе РККА (приказ РВС СССР № 220 18 ноября 1932 г.), а затем маршалов Советского Союза, командармов и армейских комиссаров 1-го ранга (приказ НКО СССР № 176 от 3 декабря 1935 г.) присутствовала пятиконечная звезда. Однако генеральских званий до 1940 года в Красной Армии не было – видимо, ассоциации с противниками по Гражданской войне оставались довольно стойкими. Только 7 мая 1940 г. был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об установлении воинских званий высшего командного состава Красной Армии», где объявлялось о создании советского генералитета. В постановлении СНК № 1221 от 10 июля 1940 г. впервые были описаны форменная одежда и знаки различия для генералов Красной Армии. 13 июля постановление было объявлено в приказе Наркома Обороны за № 212. Позднее, 25 октября, появилось «Положение о форме одежды генералов Красной Армии» (приказ НКО № 373). Помимо описания генеральской униформы речь шла и о знаках различия, в частности о пятиконечных звездах:
«Звездочки для обозначения званий изготавливаются из золоченой латуни. Эмблемы по роду войск или службы также золоченые (в войсках связи и интендантской службе звездочки на эмблемах покрыты красной эмалью).
Нарукавные знаки различия из золотого галуна и, вышитые золоченой нитью, звезды, то и другое с окантовкой по роду войск. Края звезд окаймлены перпендикулярной вышивкой тонкими нитями, крученными в две нитки, а в середине вышивка толстыми нитями, крученными в три нитки».
В период завершения Сталинградской битвы по ходатайству НКО СССР Указом Президиума ВС СССР от 6 января 1943 г. для личного состава Красной Армии были введены новые знаки различия – погоны. По внешнему виду вновь введенные знаки различия – погоны и принятая на снабжение частично измененная форма одежды Красной Армии были сходны со знаками различия и униформой русской армии конца 19 – начала 20 века. Как говорится, все новое – хорошо забытое старое.
Кстати, стоит обратить внимание на саму петличную металлическую звездочку: форма звездочки напоминает по своему рельефу вышитую звезду. Именно такие звездочки использовались на погонах всего командного состава Красной Армии, а затем Советских Вооруженных Сил с 1943 до 28 мая 1994 года, когда приказом министра обороны Российской Федерации за № 255 были введены в действия Правила ношения военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации военной формы и знаков различия по воинским званиям. Пятиконечные звезды на погонах старших и младших офицеров, прапорщиков и мичманов с лучами уже не «вышитой» формы, а гранеными.
С 1923 года символ пятиконечной звезды стал использоваться в гербе СССР в качестве бэджа (вид фигурного девиза, обозначающий некую индивидуальность; знак, присущий только индивидуальному объекту – области, династии, лицу) – как фигурное дополнение к девизу «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», потому такая красная звезда стала считаться эмблемой международной солидарности трудящихся. Правда, сами трудящиеся других стран вряд ли об этом догадывались. Пять лучей звезды, помещенной в верхней части герба СССР, объяснились, как пять континентов, где идет борьба между трудом и капиталом. Эта эмблема, соответственно, должна была отличаться от эмблемы РККА, поэтому в центре гербовой звезды не было серпа и молота, обозначающих внутреннее политическое устройство СССР и классовый состав РККА. Серп и молот были вынесены в самый центр герба СССР, прямо на земной шар, да еще явно в раздутых размерах! Подобного проявления цинизма вы не найдете ни на одном из гербов других стран мира.
Но вернемся к пятиконечной звезде как воинской эмблеме. В результате того, что пятиконечная, красная звезда с серпом и молотом являлась уже официальным воинским знаком различия и эмблемой Красной Армии, подразумевалось, что данный символ имеет место быть и в наградной системе, должен быть размещен на знаках отличия. Кстати, на первом же советском ордене «Красного Знамени», учрежденном 16 сентября 1918 г. сразу бросается в глаза перевернутая «кверху ногами» пятиконечная звезда. Не только по смыслу, как было сказано выше, но и по художественному построению композиции этот орден не очень удачен, хотя и вручался за особую храбрость и мужество, проявленные в боях против врагов Советской власти, при защите социалистического Отечества.
Присутствие пятиконечной звезды хорошо видно как на боевых орденах и медалях времен Великой Отечественной войны, так и на почетных, юбилейных и памятных советских наградах. Список таких наград очень велик, поэтому стоит упомянуть самые значимые: орден Ленина, как высшую награду Советского Союза, орден Красной Звезды, орден Отечественной войны, как первую награду СССР, имевшую разделение на 1 и 2 степени. В 1942 году Сталин решил вернуться к «воспеванию» славных традиций наших предков. Как уже сказано было выше, большевики в Советской России напрочь отвергли все исторические традиции дореволюционной России и стремились создать свою принципиально новую «пролетарскую» систему, это же относилось и к государственным наградам. Сталин, наконец, дал добро на разработку целой серии орденов и медалей, носивших имена русских легендарных полководцев и флотоводцев. Вернулись из идеологического забвения имена Александра Невского, Суворова, Кутузова, Ушакова, Нахимова. Но изображены были полководцы снова на фоне пятиконечной звезды! И уж конечно, нельзя оставить без внимания столь помпезный, но все же самый красивый орден, учрежденный Указом Президиума Верховного Совета СССР 8 ноября 1943 года. Это орден «Победа». Награждался им высший командный состав Красной Армии за успешное проведение боевых операций в масштабе нескольких или одного фронта, в результате которых фронтовая обстановка менялась в пользу Красной Армии.
Более того, советские ордена и медали получили обратно традиционные русские пятиугольные колодки, обтянутые орденской лентой. Во время Гражданской войны и позже советские, боевые ордена носились без колодки или, в лучшем случае, в обрамлении декоративной розетки из красной ленты. Красиво? Может быть. Но в Российской Империи подобные розетки, равно как и банты соответствовали скорее наградам за полезное и благотворительность (так называемые «женские награды»), или памятным наградам к празднествам в честь Их Высочайших Императорских особ. Розетки и банты украшали также знаки и жетоны гражданских учебных заведений, но пятиугольная колодка с лентой всегда имела отношение к военным наградам. Это знак ордена Святого Георгия (Высшая степень носилась еще на шейной ленте), кресты и медали «За службу на Кавказе» и великое множество других наград, связанных с историей Великого Государства Российского и красивейших по своему высокохудожественному исполнению, но полностью упраздненных и позабытых впоследствии большевикам. Да, существовали и орденские звезды в системе высших наград Российской Империи. Но это были восьмиконечные звезды: звезда ордена Святого Андрея Первозванного, звезда ордена Св. Екатерины, звезда ордена Св. Александра Невского и другие. Кстати, десяти конечные звезды в истории российской фалеристики появились благодаря как раз советским, боевым орденам – при разработке этих орденов художники наложили друг на друга две пятиконечные звезды, что впоследствии послужило возникновению звезды с десятью лучами. Подобные звезды встречались в эмблематике лишь тех стран, которые имели в качестве гербовой эмблемы пятиконечную звезду, поскольку десяти лучевая звезда – лишь повторенная дважды пятиконечная.
Возвращаясь к пятиконечной звезде, можно с уверенностью констатировать – данный символ не имеет отношение ко всей истории России, но принадлежит всего лишь к небольшой ее части – истории Советской России. Да, пятиконечные звезды присутствовали на погонах и в царской армии, но исключительно в качестве знака различия по чинам (воинским званиям); появились звезды на погонах только в конце 19 – начале 20 века.
И все же, говоря именно о наградах Великой Отечественной войны и представленной на них пятиконечной звезде, мы видим, что эти награды стали бесценными частицами нашей истории, обильно политой кровью советских и немецких солдат, столкнувшихся в громадной смертельной битве. Только благодаря героическому подвигу народов России, победивших в этой самой страшной из войн, и светлой памяти всех погибших, а не извращенной идеологии большевизма и «руководящей и направляющей» роли коммунистов, пятиконечная звезда может присутствовать на знамени нынешних Вооруженных Сил Российской Федерации.
Примечание: При работе над статьей автор неоднократно сталкивался с запутанными или неполными историческими сведениями в различных источниках. В отдельных случаях в специальной литературе, посвященной униформе Красной Армии, присутствовал ряд досадных опечаток, касающихся официальных дат и номеров приказов. Автор все же надеется, что ему удалось по возможности избежать неточностей и достаточно объективно раскрыть тему.
Список использованной литературы и периодической печати
Военная одежда русской армии. \ Хренов М.М., Зубов Р.Т., Коновалова И.Ф., Нестеров-Комаров Г.Н., Теровкин М.А. М.: Воениздат, 1994.
Военная одежда Вооруженных Сил СССР и России (1917-1990-е годы). \ Хренов М.М., Коновалов И.Ф., Дементюк Н.В., Теровкин М.А. М.: Воениздат, 1999.
Дерябин А.И. Гражданская война в России 1917-1922. Красная Армия. М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998.
Кривцов В.Д. Аверс № 3. Царские награды, знаки, жетоны и атрибутика. Каталог для коллекционеров. М.: ИПЧ «Аверс», 1997.
Кузнецов А.А. Награды: Энциклопедический путеводитель по истории российских наград. М.: Современник, 1999.
Малая Советская Энциклопедия. \ Том 4. Ст. «Красная Армия – Красная Гвардия». М.: Акционерное общество «Советская Энциклопедия», 1929.
Похлебкин В.В. Словарь международной символики и эмблематики. М.: «Международные отношения», 1994.
Передерий В.А., Степанов А.Б. Рекомендации по разработке символики соединений Вооруженных Сил Российской Федерации. \ «Геральдические ведомости» № 4. М., 1993.
Степанов Б. Генералы Красной Армии. 1940-1943 (1). \\ «Цейхгауз», военно-исторический журнал. М., 1\1994. № 3.
Тарас Д. Боевые награды СССР и Германии Второй мировой войны. М.: АСТ, Минск: Харвест, 2002.
Форма одежды и знаки различия Красной и Советской Армии 1918-1945 гг. \ Сост.: Харитонов О.В. (Артиллерийский исторический музей). Ред.: полковник Ермошин И.П. Л.: Методико-консультативный центр «Новикъ» им. А.В.Воронцова, 1960.
Энциклопедия символов, знаков, эмблем. \ Сост.: Андреев В., Куклев В., Ровнер А. М.: Локид; Миф, 1999.