- Форум Союза Славянских Общин Славянской Родной Веры: Символы и узоры для вышивки — Форум Союза Славянских Общин Славянской Родной Веры
- Символы и узоры для вышивки делаем обрядовую рубаху правильно. Оценка: 2 Голосов
- #1 Воислава
- #2 Воислава
- #3 Воислава
- #4 Воислава
- #5 Воислава
- #6 Воислава
- #7 Воислава
- #8 Ярослава
- Традиционная вышивка русской рубахи — схемы
- Рубаха — главный элемент повседневной и праздничной одежды славянских народов. Традиции ее украшения восходят еще к языческим верованиям. В этом материале мы расскажем о символике декоративных элементов на русских рубахах и покажем примеры схем вышивок.
- Схема вышивки Макоши
- Славянская вышивка крестом: схемы узоров и оберегов
- Понятие славянской вышивки крестом
- Вышиваем славянский оберег крестиком
- Материалы для обережной вышивки
- Особенности вышивания оберегов
- В какое время можно вышивать
Форум Союза Славянских Общин Славянской Родной Веры: Символы и узоры для вышивки — Форум Союза Славянских Общин Славянской Родной Веры
- Форум Союза Славянских Общин Славянской Родной Веры
- >Славянское Родноверие
- >Ремесло
- >Рукоделие
- Правила форума
- Просмотр новых публикаций
- (14 Страниц)
- 1
- 2
- 3
- →
- Последняя »
- Вы не можете создать новую тему
- Вы не можете ответить в тему
Символы и узоры для вышивки делаем обрядовую рубаху правильно. Оценка: 



2 Голосов
#1
Воислава
- Продвинутый пользователь
- Группа: Общинник
- Сообщений: 693
- Регистрация: 24 Ноябрь 10
#2
Воислава
- Продвинутый пользователь
- Группа: Общинник
- Сообщений: 693
- Регистрация: 24 Ноябрь 10
Древнерусские рубахи были прямого покроя туникообразной формы и кроились из перегнутого пополам полотнища. Рукава делались узкими и длинными.
Рубаха делится на верхнюю часть — рукава, чехлик и нижнюю — стан, станушка (см. рис. 1). Иногда в месте соединения рукавов и стана помещался кумач, который служил оберегом для самого уязвимого места — живота. Характерной чертой всех поликовых рубах является сборка ворота в мелкие складки — борики.Кстати наличие этих вставок характерно именно для рубах Гамаюнской области.
Как это сшивать видно по картинке.
На рисунке как раз гамаюнская рубаха 19 века, в книге «Плывут венки по воде» написано что такая форма воротника характерна для 19 века, но деды помнчят другие рубахи, которые носили в древности,с просто вырезанной горловиной.
http://s16.radikal.ru/i190/1012/56/26c5372d6a47.jpg
#3
Воислава
- Продвинутый пользователь
- Группа: Общинник
- Сообщений: 693
- Регистрация: 24 Ноябрь 10
Мужская рубаха древних славян была примерно по колено длиной. Её всегда подпоясывали, при этом поддёргивая, так что получалось нечто вроде мешка для необходимых предметов. Учёные пишут, что рубахи горожан были несколько короче крестьянских. Женские рубахи кроились обычно до полу (по мнению некоторых авторов, отсюда и происходит «подол»). Их тоже обязательно подпоясывали, при этом нижний край чаще всего оказывался посередине икры. Иногда, во время работы, рубахи подтягивали и по колено.
Мужская рубаха
На основе этнографических данных 18-20 вв., Г.С. Маслова четыре основных типа мужских рубах:
1. Туникообразная.
2. С прямыми поликами.
3. С узкими нашивками на плечах.
4. На кокетке.
Туникообразный покрой мужской рубахи — наиболее древний из известных нам кроев и вместе с тем наиболее распространенный покрой. Различают два типа туникообразной рубахи: «с бочками» и «без бочков». Рубаха «с бочками» образуется из полотнища ткани перегнутого по утку ( на месте сгиба прорезается ворот); к центральному (среднему) полотнищу пришиваются прямые полотнища, образующие «бочки» и рукав прямого покроя
И чтоб долно не трепаться, вот вам выкройка.
http://i071.radikal.ru/1012/28/2d17e6fe7acd.jpg
#4
Воислава
- Продвинутый пользователь
- Группа: Общинник
- Сообщений: 693
- Регистрация: 24 Ноябрь 10
Представленные сдесь варианты — это этнографические образцы 19 века.
А теперь о вышивке
Ворот — рубаха, непосредственно прилегавшая к телу, шилась с бесконечными магическими предосторожностями, ведь она должна была не только согревать, но и отгонять силы зла, а душу — удерживать в теле. Так, когда кроили ворот, вырезанный лоскут непременно протаскивали внутрь будущего одеяния: движение «внутрь» обозначало сохранение, накопление жизненных сил, «наружу» — затрату, потерю. Этого последнего всячески старались избегать, чтобы не навлечь на человека беду.
По мнению древних, следовало так или иначе «обезопасить» ee необходимые отверстия, имевшиеся в готовой одежде: ворот, подол, рукава. Оберегом здесь служила вышивка, содержавшая всевозможные священные изображения и магические символы. Языческий смысл народных вышивок очень хорошо прослеживается с древнейших образцов до вполне современных работ, недаром учёные считают вышивку важным источником в изучении древней религии. Эта тема поистине необъятна, ей посвящено огромное количество научных трудов Славянские рубахи не имели отложных воротников. Иногда удаётся восстановить нечто похожее на современную «стоечку». Чаще всего разрез у ворота делали прямым — посередине груди, но бывал и косой, справа или слева.
Застёгивали ворот на пуговицу. Пуговицы в археологических находках преобладают бронзовые и медные, но исследователи полагают, что металл просто лучше сохранился в земле. В жизни наверняка чаще встречались сделанные из простых подручных материалов — кости и дерева.
Легко догадаться, что ворот был особенно «магически важной» деталью одежды — ведь именно через него в случае смерти вылетала душа. Желая по возможности этому помешать, ворот столь обильно оснащали охранительной вышивкой (иногда содержавшей — конечно, у тех, кто был в состоянии себе это позволить, — золотое шитьё, жемчуг и драгоценные камни), что со временем он превратился в отдельную «наплечную» часть одежды — «ожерелье» («то, что носят вокруг горла») или «оплечье». Его пришивали, пристёгивали или вовсе надевали отдельно. В разделе Украшения подробнее рассказано об охранительном смысле украшений и о том, почему при маломальском достатке люди старались обзавестись золотом и благородными камнями и не прятали их в сундук, а размещали на одежде и на собственном теле
#5
Воислава
- Продвинутый пользователь
- Группа: Общинник
- Сообщений: 693
- Регистрация: 24 Ноябрь 10
Цвет вышивки и ресположение.
Важно делать обережную вышивку без узелков, так как узлы обрывают энергетические связи вышивки с носителем. Места расположения вышивки:
1) традиционные — круговые (ворот, пояс, рукава, подол).
2) нетрадиционные — то есть любые, выполняющие разные защитные функции:
— защита любовной сферы — красно-оранжевые узоры, в которых преобладают круговые и крестовидные формы;Вообще самый распространеннай цвет вышивки.
— защита маленького ребенка от напастей — силуэт коня или петуха, нитки красные или черные;
— голубая и зеленая вышивка — преимущественно на мужских рубахах, охрана обладателя от ран и болезней.
-Черная вышива — грустильная рубаха, траур.
#6
Воислава
- Продвинутый пользователь
- Группа: Общинник
- Сообщений: 693
- Регистрация: 24 Ноябрь 10
#7
Воислава
- Продвинутый пользователь
- Группа: Общинник
- Сообщений: 693
- Регистрация: 24 Ноябрь 10
#8
Ярослава
- Продвинутый пользователь
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 169
- Регистрация: 19 Май 10
- Город Москва
Воротник у женской рубахи — это действительно позднее приобретение. Кроме того, даже в позднее время рубахи с воротником встречались не во всех областях.
К рукавам не обязательно пришивать нижнюю скошенную часть — достаточно сделать прямоугольник и ластовицу. Если делать так, как обозначено на нижеприведенной схеме, то можно обойтись без ластовицы, или пришить её между вставкой рукава и станом.
А вот что такое «проставка» у мужской рубахи — не совсем понятно. Обычно делали стан и рукава, а чтобы между ними ещё что-то пришивать — не встречала. Зачем лишнюю ткань тратить.
Что касается нынче модной вышивке ромба под горловиной (как на схеме мужской рубахи) — это встречается, если я не ошибаюсь, в одной области. Обычно вышивали ворот прямоугольником и всё.
Традиционная вышивка русской рубахи — схемы
Рубаха — главный элемент повседневной и праздничной одежды славянских народов. Традиции ее украшения восходят еще к языческим верованиям. В этом материале мы расскажем о символике декоративных элементов на русских рубахах и покажем примеры схем вышивок.
Русские рубахи, как мужские, так и женские, традиционно богато украшались. Наши предки считали, что именно рубаха защищает своего владельца от сглаза, порчи, злых духов. Поэтому декорировались именно те места изделий, через которые, по мнению древних славян, нечисть могла навредить владельцу рубахи, — ворот, рукава, нижний край изделия.
Рубахи украшались не только вышивками, но и лентами, тесьмой, бисером, вставками из дорогих тканей. Рисунок узора был непростым. В орнаменты зашифровывались изображения-обереги, которые и хранили владельца от несчастных случаев, болезней и прочих неприятностей.
С рубахами было связано много суеверий. Например, люди, проживавшие на территории современной Польши, заворачивали в новую рубаху хлеб для того, чтобы владелец не испытывал нужды в пище.
Воротник считался самым «опасным» местом, ведь именно вверх, через ворот улетала душа у умершего человека. Чтобы не дать душе покинуть тело, воротник покрывали вышивками-оберегами. Считалось, что чем богаче получался узор и отделка, тем эффективнее будет защита. Вышивки-обереги, выполненные золотыми нитями, украшенные драгоценными камнями и жемчугом, выполняли не только непосредственно на рубахе, но и отдельно, пристегивая достаточно массивное украшение к вороту. Позднее из этой традиции выросло новое украшение русское знати — ожерелье или оплечье — богато декорированный накладной воротник.
На женских рубаха нередко изображалась Берегиня — стилизованный образ покровительницы женщин и материнства с птицей в руках. Кроме того, в вышивках изображался цветок барвинок — символ вечной жизни. На мужских рубахах вышивали грозди винограда — символ плодородия и изобилия. Ласточки символизировали счастье и благополучие. Маки — отгоняли зло. Хмель означал любовь и молодость. Петух символизировал мужское начало. Репейник (или дубок, колодец — гребенчатый ромб — один из самых распространенных символов) — земледелие, плодородие, солнце. Часто встречались также стилизованные изображения богини Макоши. В славянском пантеоне она отвечала за связь между миром людей и миром потусторонним, плела судьбы людей, а также покровительствовала земледелию и материнству.
Схема вышивки Макоши
Кроме того, значительная часть вышивок выполнялась красным цветом, символизировавшим солнце, энергию, жизнь. Черный цвет символизировал землю и плодородие, вышивки этим цветом защищали женщин от бесплодия.
Примеры традиционных славянских вышивок из книги «Русский народный орнамент», 1872 года издания.
Славянская вышивка крестом: схемы узоров и оберегов
Традиционная славянская вышивка всегда являлась обережной – выполняла декоративные и защитные функции. Славяне верили, что вышивка крестом отличается особой магической силой и способна отгонять злых духов и болезни, являясь связью между прошедшим и будущим, а также живыми и мертвыми из одного рода.
На одежде вышивка располагалась строго на тех местах, через которые по представлениям древних славян злые духи могли проникнуть в тело и нанести вред. Работа велась в большинстве случаев красными нитками, которые значительно повышали эффективность защиты. Пришедшая из глубокой старины обережная вышивка и сегодня интересует многих рукодельниц, которые придают значение вышитой символике.
- Статья
- Советы
- Сервисы
- Материалы
Понятие славянской вышивки крестом
Славянская вышивка является разновидностью декоративно-прикладного искусства. Главная ее особенность заключается в том, что основные узоры – орнаменты, вышитые на белой основе красными или красными и черными нитками. Первоначально такое украшение делалось на рубахах и головных уборах, а позднее – на скатертях, рушниках и занавесях. Охранительные защитные узоры на одежде вышивались в области ворота, манжет, подола и любых разрезов.
Основными узорами были ромбы, кресты, различные линии, а также абстрактные элементы, которые ассоциировались с солнцем, стихиями и зерном. У части славянских народов в защитной вышивке присутствовали схематичные изображения зверей, птиц, деревьев и цветов. Иногда в орнаменты также вплетались условные фигурки людей.
Кроме крестика при такой вышивке применялись другие счетные техники и швы:
В каждой из этих техник для выполнения стежка требовался подсчет нитей в ткани основы, чему также придавалось значение.
Вышиваем славянский оберег крестиком
Вышивка является наиболее простым и действенным методом создания оберега для защиты своего дома и близких. Используя славянские символы, можно расшить рубашку для ребенка. Если не хочется, чтобы вышивка была на виду, ее можно сделать на майке, менее эффективным оберег от этого не станет. Таким же способом можно вышить оберег для себя.
Для защиты дома используют вышитые в славянском стиле картины, а также занавеси, постельное белье или обережную куклу.
Набирает популярность украшение защитными орнаментами различных вещей: кошельков, обложек для документов, магнитов на холодильник и чехлов для техники. Однако это не лучшее решение – защитная вышивка должна быть на человеке или охранять дом, а не какой-либо отдельный предмет.
При выборе вещи, на которой будет вышит защитный символ, надо понять его значение, иначе нужного эффекта не будет.
Материалы для обережной вышивки
Для создания славянской вышивки подходят не все материалы. Чтобы работа получилась по-настоящему защитной, надо выполнять ее только на натуральной ткани. Синтетика в таком деле неприемлема. Оптимально использовать льняное полотно. Если это невозможно, подойдет и любая другая ткань без примеси синтетики.
Нитки также должны быть натуральными с яркой окраской. Если они блеклые, защитные свойства изображения будут слабее. Основным материалом является хлопок – им создавалась исконно славянская вышивка.
У некоторых славянских народов материал ниток для оберегов изменялся в зависимости от того, какой основной силой наделялся узор. Часто сочетали в работе несколько видов ниток.
- Хлопок. Защищает от порчи, сглаза и клеветы, противостоит злым духам, которые могут навредить человеку.
- Шелк. Усиливает эффективность оберега на богатство и удачу.
- Лен. Хранит благополучие и мир в семье, предупреждает болезни, ссоры и зависть.
- Шерсть. Используется для вышивки оберега от злых сил и проблем со здоровьем.
Иглу для вышивки следует брать короткую. Всегда считалось, что она поможет вложить в работу особую положительную энергию, в то время как длинная игла, наоборот, будет забирать ее.
Особенности вышивания оберегов
Есть правила, которых надо придерживаться при создании славянской обережной вышивки. Рукодельнице их следует узнать еще до начала работы, чтобы полученный в итоге амулет давал требуемую защиту. Самые сильные обереги вышиты родными людьми друг для друга, в особенности сделанные матерью для ребенка.
- Вышивка ведется только в хорошем настроении. В создании оберега большое значение имеет энергетическое поле рукодельницы. Если самочувствие или настроение плохое, от любой вышивки лучше отказаться, иначе она впитает в себя отрицательную энергию и будет оказывать на всех негативное действие.
- Запрет на использование пялец. Вся работа должна быть сделана на руках. Кроме ткани, нитки и иголки не должно быть других инструментов и материалов, так как иначе будет нарушена энергетическая цепочка, которая во многом обеспечивает защитные свойства вещи.
- Вышивка без узелков. Узелки делать в славянской обережной вышивке нельзя. Они будут нарушать свободное течение энергии, прерывая ее и тем самым ослабляя оберег. В самом крайнем случае, если не получается справиться с работой без узелка, его делают в начале работы, но обязательно после завершения вышивки обрезают.
- Запрет на использование ножниц. Если обрезать нить ножницами, это нанесет вред энергетическому полю рукодельницы. Также негативно скажется это на человеке, которому вышивается вещь. Нить следует обрывать руками или пережигать пламенем восковой свечи. В последнем случае надо иметь под рукой мисочку с водой в качестве меры предосторожности.
- Вышивка от центра полотна. Обережная вышивка всегда начинается в центре, а после заполняется узором в любом направлении. Это важно, чтобы энергетический поток занял ее всю.
- Хранение незаконченной работы. Если вышить оберег за раз не получается, надо завернуть работу в белую натуральную ткань и убрать в чистое тихое место. Где попало бросать вышивку нельзя. Недопустимо также класть вышивку на любое спальное место.
- Запрет на показ незаконченной работы. Никому, даже членам семьи, нельзя специально показывать обережную вышивку до ее окончания. Это лишит ее силы. Если амулет увидят случайно, ничего страшного не произойдет.
Создавая защитную работу, надо следить за чистотой. Нельзя брать такую вышивку грязными руками.
В какое время можно вышивать
Время вышивки славянских оберегов связано с лунным календарем. В зависимости от того, какой оберег создается, выбирается время для начала работы.
- Детские амулеты – 2 лунные сутки.
- Символы Велеса – с 4 по 6 сутки.
- Макошь, рожаница, свадебник, ладинец и молвинец – десятые сутки растущей Луны.
- Одолень трава – вышивается только на убывающей Луне.
- От сглаза и порчи – начинают работу исключительно на 21 сутки лунного календаря.