Вышивки трафареты русские узоры

Русские орнаменты и узоры (растровый клипарт)

Д. Тренев. Орнаменты на памятниках древнерусского искусства. М, 1904-1910
54,4 Mb | формат pdf | 2 выпуска (редкость)

Н. Симаков. Русский орнамент. — Спб, 1882 г.
формат djvu | 14стр. | 4,6 Mb

Сборник стариннорусских и славянских букв, заставиц.
формат jpg | 3300х4200 | 38 стр. | 42,1 Mb

Полиграфический орнамент
формат pdf | 2 книги | 3,36 Mb

Православные орнаменты и буквицы
формат jpg | 732 files | 45,9 Mb zip-архив

Коллекция «Русский узор»
формат gif | 225 files | 14,5 Mb zip-архив

В. И. Ивановская. Русские орнаменты
формат djvu | 226 стр. | 10,1 Mb

Церковно-славянские прописи и уроки орнамента
формат jpg | 63 стр. | 5,27 Mb

Раскраска «Буквицы»
формат pdf | 17 стр. | 3,46 Mb

Русские орнаменты для резьбы по дереву
формат pdf, djvu | 5 выпусков | 24,2 Mb

Сборник великорусских и малороссийских узоров (1877 г.)
формат djvu | 12 стр. | 4,7 Mb

Русский народный орнамент. Шитье, ткани, кружева (1871 г.)
формат djvu | 42 стр. | 9,8 Mb

Альбом рукоделий. Издание В. Баннер
формат jpg | 22 стр. | 10,4 Mb

Русский дизайн 1880-1917 гг.
формат pdf | 158 стр. | 58,9 Mb

Князь Гр. Гагарин. Собрание византийских и древнерусских орнаментов.
формат jpg, 925 х 1280 | 57 стр. | 12,8 Mb

Писарев С. Н. Древнерусский орнамент на парчах, набойках и др. тканях
формат pdf | 219 стр. | 126 Mb

Русские орнаменты и буквицы
100 jpg | 190 Mb

Русская вышивка

Лисенко А. Южно-русский орнамент
формат jpg | 13 стр. | 16,7 Mb

Русская вышивка и кружево (собрание Государств. Историч. музея)
формат jpg | 141 стр. | 45 Mb

Украинская вышивка (схемы, орнаменты)
формат djvu | 42 стр. | 6 Mb

Русский народный орнамент. Шитье, ткани, кружева (1871 г.)
формат djvu | 42 стр. | 9,8 Mb

Русская вышивка в векторе (старинные русские узоры)
формат wmf | 12 files | 4,1 Mb zip-архив

Сборник великорусских и малороссийских узоров (1877 г.)
формат djvu | 12 стр. | 4,7 Mb

Альбом рукоделий. Издание В. Баннер
формат jpg | 22 стр. | 10,4 Mb

Узоры старинного шитья в России из собрания княжны Шаховской
формат djvu | 8 стр. | 1,5 Mb

Вышивка в русском народном стиле

Созданные нитками узоры наделялись теми или иными магическими защитными свойствами и вышивались в качестве оберега. В зависимости от региона изменялись особенности народных узоров, и даже классическая русская народная вышивка имеет свои отличия в южных и северных областях.

Рукодельнице, которая решила изучить это направление народного прикладного искусства, потребуется узнать значение и приемы создания символов, а также основные характеристики вышитых узоров, относящихся к различным регионам.

  • Статья
  • Советы
  • Сервисы
  • Материалы

Особенности русской народной вышивки

Народные вышивки всегда имеют свои особенности. Древнерусская вышивка не является исключением. По количеству приемов и узоров русская вышивка может считаться одной из самых разнообразных. Связано это в первую очередь с тем, что в каждом регионе формировались свои традиции, которые были связаны с местными природными условиями и поверьями.

Большая протяженность страны привела к тому, что традиционная русская вышивка разделилась на несколько разновидностей в зависимости от области.

Географические особенности вышивки

Чувашская вышивка предполагает густую зашивку. В ней присутствуют геометрические узоры, животные и растения. Она тоже относится к русской народной и имеет ряд характерных особенностей. В ней используются только три цвета:

  • красный – символизирует стремление к новому;
  • белый – знак чистоты и невинности;
  • черный – связь мира живых и мертвых, знак родового единства.

Также интересной особенностью чувашской вышивки является то, что в процессе ее выполнения не используют приспособлений, которые облегчают работу. Она ведется только на руках, без пялец и рамок.

В центральных регионах у славян преобладали вышитые красной нитью геометрические узоры, которые переплетаются в сложный орнамент.

Мастерицы из Карелии создавали узоры, которые имели значение, связанное с языческими верованиями. Работу вели только красной ниткой на белом полотне. Центр вышивки занимало тотемное животное или растение, которое было окружено дополнительными символами.

В регионе, где сегодня находится республика Марий Эл, защитная вышивка создавалась только на домотканой основе. В такой вышивке особое значение отводилось символу дерева, который считался оберегом для всей семьи. Также присутствовали в сюжете образы животных и геометрические элементы.

Тарусская вышивка предполагала использование только льняной нити. Работу вели, прошивая белую строчку, а затем делая на ней цветную перевить. Для узоров выбирались только различные растения. Отличительная особенность данной техники – отсутствие изнанки, так как полноценный узор создается на обеих сторонах.

Особенности народной вышивки в южных регионах

Для славян из южной части России характерными узорами в вышивке являются геометрические орнаменты, которые выполнены в технике крест, счетная гладь и белая строка. На домотканом полотне переплетение нитей хорошо заметно, это позволяло мастерицам добиваться ровности узора.

Однако наиболее распространены для южан цветная перевить и счетная гладь. Для цветной перевити использовалась полупрозрачная ткань. Вышивать на ней было сложно, особенно если узор был большой и замысловатый. Наличие такой вышитой работы в доме свидетельствовало о достатке семьи.

Традиционно для вышивания у небогатого населения использовались хлопковые и льняные нити, а у зажиточных людей – шелковые. Иногда узор дополнялся речным жемчугом.

Особенности народной вышивки в северных регионах

В северных районах основными техниками народной вышивки являются гладь, россыпи и косые стежки. Такие узоры создавались традиционно в Вологодской, Архангельской и Ленинградской областях.

Крест встречался в вышивке, но в малом количестве при создании оберегов.

Цвета северной вышивки яркие, она многоцветная и содержит преимущественно растительные узоры. Также в ней встречаются символы Солнца и Луны.

Орнаменты и узоры славянских народов и их обозначение

В русской народной вышивке узоры и орнаменты несут особый смысл. В ней нет элементов, которые выполняются только для красоты.

  • Солнце. Вышивается в форме круга, розетки или традиционного солнца с лучами, которые внутри заполняются орнаментом, напоминающим кружево. Это символ плодородия, радости и жизни. В зависимости от узора работу ведут крестом или тамбурным швом.
  • Вода. Символизирует границу, разделяющую Явь и Навь. Знак призван нести знание и защиту от преждевременной смерти. Также в ряде регионов он долгое время считался символом бессмертия и перерождения. Вышивается такой узор в виде зигзага или волны.
  • Берегиня или Макошь. Она призвана защищать семью от неприятностей и бед, а также сохраняет женское здоровье. Символ изображается как женщина с поднятыми руками.
  • Огневица. Оберег для женщин, который помогает защищаться от плохих мыслей, злых дел и гнева. Вышивается символ только крестом красной или алой нитью на белом или золотом фоне.
  • Стрибожич. Это символ, изображающий лопасти ветряной мельницы. Такой знак традиционно вышивали на рабочей одежде как защиту от стихии. Также считалось, что этот узор помогает справляться с тяжелой работой. Вышивался он крестом красными нитями на белом фоне, а вокруг него в ряде районов делался синими нитями квадрат.
  • Рожаница. Это богиня, образ которой в вышивке символизирует плодородие, благополучие в семье и многодетность. Такой оберег часто вышивался на одежде замужних женщин, а также на свадебных рушниках и скатертях. Существовало поверье, что особой силой он обладает, если сделан старшей женщиной в семье. Работа выполняется крестом, красными и синими нитями.

Читайте также:  Эскиз для вышивки гладью животные
Оцените статью