- Шибори: техника, методы и приемы работы
- Шибори в древней Японии
- Шибори – это окрашивание
- Виды шибори
- Узелковая техника
- Стеганая техника (Нуй сибори)
- Виды узоров в стеганой технике шибори
- Араси сибори
- Араси сибори с диагональными полосками
- Араси сибори с горизонтальными полосками
- Складывание и закрепление зажимами (Итадзимэ сибори)
- Гофрирование и обвязывания (Тэсудзи сибори)
- Одноцветное и многоцветное окрашивание
- Экспериментальные приемы шибори
- Где шибори используется
- Техника шибори, фото и мастер-класс
Шибори: техника, методы и приемы работы
Шибори: техника, методы и приемы работы
Шибори (сибори, японский батик) — это работа с тканью перед окрашиванием. От японского глагола «сибору» — скручивать, сжимать, сдавливать. В Японии эта техника насчитывает многовековую историю и нашла отклик по всему миру: в Африке, Китае, Европе, Индии, Индонезии и многих других.
Изначально для работы древние японцы использовали колышки. На них натягивали ткань, плотно обматывали нитью, после чего окрашивали.
Шибори в древней Японии
В древней Японии, техника шибори украшала императорские одеяния и костюмы его подданных. Позже одежда, выполненная в этой технике, стала доступна и другим слоям населения, но изготавливали её из хлопка и конопли, а шелк так и остался привилегией высшего сословия.
Шибори – это окрашивание
Говоря о шибори, нужно подчеркнуть, что здесь речь пойдет об окрашивании. При окрашивании, в отличие от росписи по эскизу, конечный результат часто остается загадкой до последнего момента. При окрашивании можно получить рисунок, напоминающий скорее орнамент, чем четко выраженные формы как при росписи.
Виды шибори
Шибори имеет огромное количество разновидностей и сейчас мы поговорим о том как сделать работу в технике шибори.
Узелковая техника
Эта техника получила широкое распространение и о ней мы поговорим в отдельной статье, посвященной узелковому батику.
Стеганая техника (Нуй сибори)
Принцип этой техники: проложить наметочные швы (вперед иголку), а после стянуть эти швы до образования плотных складок. Швы могут пересекаться и образовывать сложные узоры, а материал может быть прошит в одно-два сложения или же заложен в одинаковые складки. Кроме того, стежки влияют на узор — чем они короче и плотнее (например, машинная строчка), тем ровнее и четче будет неокрашенная линия на готовой работе.
После прокладывания стежков и стягивания, начинается работа с красителем. Заготовку погружают в краску, но она не проникает на те участки, где проходят швы и образовались плотные складки.
Виды узоров в стеганой технике шибори
Так, параллельно проложенные стежки дают рисунок, напоминающий кору дерева (мокумэ сибори).
Использование шаблонов также помогает создавать узоры. Например, при помощи полукруглых шаблонов можно создать рисунок «японский жаворонок» (курамацу сибори). Этот орнамент состоит из кругов, расположенных в шахматном порядке, либо из волнистых линий, которые получаются при сдвигании полукруга на одной стороне сложенной ткани.
Узор ори нуй сибори образуют наметочные стежки, проложенные на небольшом расстоянии от сгиба при двойном сложении.
Узор маки нуй сибори образуется по такому же принципу, как и предыдущий, но шов используется петельный (через край).
Все стеганые техники могут сочетаться с узелковой. Примеры этой техники вы можете увидеть на следующих фото:
Араси сибори
В этой технике материя оборачивается вокруг цилиндрической трубки. Она может быть обернута произвольно с неравномерными складками, и основным принципом здесь будет импровизация. После чего жгутом или нитками она фиксируется, а затем окрашивается. Жгут или нитки также могут быть обмотаны в любом направлении.
Араси сибори с диагональными полосками
Также можно создавать узор с диагональными полосками. Для этого узкие полоски примерно 20 см шириной наматываются на трубку по спирали без нахлеста, а жгут наматывают горизонтально с одинаковым интервалом в противоположном направлении.
Между направлением долевой нити отреза материала и жгутом образуется острый угол, из-за чего и получаются диагональные полоски. Ширина складок будет равна расстоянию между витками. После того как жгут намотан на высоту 10 см полотно стягивают вниз, как бы прессуя, чтобы зафиксировать складки. При необходимости жгут подтягивают чтобы натяжение не ослабевало. Жгут наматывают таким образом по всей длине.
Араси сибори с горизонтальными полосками
Горизонтальные полоски можно создать таким же образом, главное отличие будет в способе наматывания жгута. Для горизонтальных полосок направление долевой либо уточной нити должно быть параллельно трубке, а жгут будет проходить перпендикулярно. Отрез может быть даже сшит по длинной стороне. Батик шибори араси может сочетаться со стеганой техникой.
Складывание и закрепление зажимами (Итадзимэ сибори)
Изначально окрашиваемое сукно или шелк складывали в несколько слоев определенным образом. Например, по форме квадрата, треугольника либо прямоугольника. Затем зажимали между двумя деревянными брусками со специальными зарубками для закрепляющей нитки, а затем окрашивали.
Формы досок определяли узор, а сила сжатия влияла на степень проникновения краски.
В наши дни вместо деревянных досок используют шаблоны и зажимы для бумаги.
Гофрирование и обвязывания (Тэсудзи сибори)
Это еще одна японская техника шибори, особый способ окрашивания. Складки закладывают так, чтобы получить гармошку. Затем ее обматывают шнуром или ниткой, сохраняя интервал между витками и натяжение. После обматывания заготовку окрашивают.
Одноцветное и многоцветное окрашивание
Искусство шибори это окрашивание особым методом, который чаще всего предполагает погружение в раствор красителя. При таком способе окрашивание может быть одноцветным или многоцветным.
Конечно, способ завязывания влияет на то, каким образом будет производиться многоцветное окрашивание. Так, например, в технике узелкового батика можно покрасить в разные цвета каждый узелок, а в технике араси и тэсудзи сибори окрашивание будет более равномерным, так как окрашиваемые участки не изолированы друг от друга.
Что касается цветовой гаммы, то ее лучше подбирать гармоничную, так как техника шибори предполагает, что краски могут смешиваться. Также нужно учитывать, что большое количество цветов может привести к образованию «грязных» цветовых пятен.
Экспериментальные приемы шибори
Работая в технике шибори, можно использовать не только известные приемы, но и экспериментировать. Очень интересные результаты можно получить используя полипропиленовую сетку, которую обычно применяют для упаковки фруктов или овощей.
Для получения мраморного эффекта внутрь сетки кладут отрез шелка, плотно его затягивают, а затем окрашивают. Главное следить, чтобы сетка действительно стягивала шелк, иначе окрашивание будет сплошным.
Где шибори используется
Сегодня стиль шибори широко используется в производстве одежды. Ведущие дизайнеры часто применяют в своих коллекциях либо ткани, окрашенные в технике шибори, либо принт, напоминающий характерный для этой техники узор. Часто японский батик используется в интерьере для настенных панно, штор, скатертей и салфеток. Также можно встретить примеры лоскутного шитья, где активно используется эта техника.
Она прекрасно подходит и для начинающих, т.к. сделать шибори своими руками совсем не сложно. Для этого не нужно уметь рисовать, достаточно лишь несколько раз потренироваться и можно получить превосходный результат.
Техника шибори, фото и мастер-класс
Шибори — интересные украшения, вышитые бисером с добавлением окрашенного шелка. Техника называется шибори — .
Шибори — японское слово, обозначает способ окраски, когда ткань сминают, завязывают, перекручивают и она неравномерно окрашивается разными оттенками, что дает огромный простор для творчества.
Каждая лента отличается от других, просто невозможно сделать идеально одинаковый цвет.
Первой в украшениях с бисером применила ленту такой мэтр бисероплетения как Shery Serafini в конце прошлого года.
Сначала фото для вдохновения:
Кулончики — сердечки.
Мини мастер-классы,как сделать украшение в технике шибори:
И подробный мастер-класс Натальи Мачневой
Сейчас очень популярны украшения с лентой шибори. Но не всегда есть возможность ее приобрести, а вот кусочек шелковой ткани можно купить всегда. Предлагаю вашему вниманию украшение «шибори без шибори» .
Для создания кленового листа нам понадобятся:
- бумага, карандаш (для эскиза)
- маленький отрез шелковой ткани
- нитки, иголки, ножницы
- кожа (замша, бархат)
- бусины осенних расцветок всевозможных форм и размеров
- бисер
- кусочек фетра (или флизелина), кусочек плотной бумаги или картона и клей (у меня «момент-кристалл»
Первое, что нам нужно сделать — это нарисовать эскиз. Если просто нарисовать оказалось сложно, то можно принести домой подходящий кленовый лист и обвести его на листе бумаги.
Я решила этот эскиз немного подрисовать. И уже готовый вариант перенесла на фетр.
Далее располагаем заготовку вышивки на ткани и отрезаем необходимое количество ткани. Размер отреза должен быть примерно на 1/3 больше, чем будущий лист. На заготовке из фетра я отметила 2 уголка, где будут располагаться бусинки, после того как мы пришьем ткань.
Закрепляем ткань на фетре, чтобы шелк не уползал в начале нашей работы. Это можно сделать булавкой. Крепим по центру (так удобнее всего).
У нас виден первый уголок. Сначала закрепляем ткань на нем.
Так как шибори — это гофрированная лента, значит, нам нужно будет имитировать складки. Шелк — очень благодарный для этой работы материал, изгибы получаются красивые. Главное в нашем деле — не испортить эти изгибы при шитье.
Итак, уголки у нас должны быть гладкие, чтобы там расположить бусинки.
Делаем стежки очень маленькие (я даже специально пометила их на фото), чтобы только прикрепить материал и сделать стежки максимально незаметными. Получили вот такой гладкий уголок. Теперь нужно заложить первую складку.
Есть 2 варианта работы с шелком:
- Простегиваем наметочным швом весь материал и немного пропариваем утюгом, чтобы имитировать гофре. Тогда получаем материал похожий на шибори ленту. Складки должны быть не большими, проглаживать не надо, иначе очень острые складки будут выглядеть неаккуратно.
- Оставляем материал в первозданном виде и закладываем складки вручную.
Я выбрала вариант №2. Он более трудоемкий, но и более творческий.
Первую складку крепим, как показано на фото:
Закладываем складки вокруг треугольника так, чтобы прикрыть стежки.
Можно использовать 2 варианта закрепления стежков
Далее пришиваем складочки согласно своей творческой интуиции и видения прекрасного. В процессе увлекаемся, но не очень, помним, что у эскиза есть края, и крайние складочки нужно пришивать так, чтобы оставить 2-3 мм для заделки края.
Закладывать узор листа лучше всего по направлениям, показанным на следующем рисунке. Так лист будет выглядеть более живым и напоминающим настоящий.
На рисунке №1 обозначено направление вышивки. Начинаем складочки закладывать справа. Значит, наш прямоугольный отрез ткани будет «заворачивать» в этом направлении. Чтобы полноценно работать с тканью по всему эскизу, будем подрезать ткань по мере готовности каждого луча. Вот так:
не забываем, что у нас на эскизе 2 уголка для бусинок. Как только доходим до уголка, также пришиваем материал гладко, а затем вновь делаем складочки.
Когда эта часть работы сделана, получаем вот такой лист-заготовку:
Теперь необходимо придать форму вышивке, обработать край. Я выбрала вариант:
- подворачиваем по краю эскиза ткань так, чтобы опять получались складки и пришиваем мелкими стежками через край. Стежки делаем не очень часто, чтобы не слишком натягивать материал.
Таким образом обшиваем весь лист.
Теперь уже похоже на осенний кленовый лист. Далее украшаем лист бусинками и бисером. Решаем 2 задачи:
- Должно быть красиво и не перегружено
- Необходимо закрыть те стежки, что не прикрыты складочками и бросаются в глаза
Переходим к следующему этапу. Нужно аккуратно обрезать края вышивки так, чтобы не разрезать нитки по краям.
Вышивка получается достаточно мягкая. Можно оставить и так. Ткань компенсирует изгибы основы. Мне нужно, чтобы лист не деформировался и быль жестче. Чтобы решить эту задачу, я беру лист тонкого картона, прикладываю вышивку, обвожу. Убираю вышивку и обвожу контур на 1,5-2 мм меньше полученного рисунка.
Данный этап работы решающий, чтобы сделать из просто листочка какое-то конкретно украшение. В зависимости от вашего решения, лист может превратиться и в серьги, и в брошь, и в колье, и в браслет, а может быть в украшение на сумку.
У меня лист будет частью колье. На данном этапе я пришиваю колечки для колье.
Теперь настало время укрепить лист. Вырезаем по очерченному меньшему контуру лист из картона, смазываем клеем и приклеиваем вышивку.
Оставляем сохнуть на 1 час.
После того, как клей высох, берем нашу уже почти готовую работу и приклеиваем на кусок кожи, предварительно вырезанный необходимого размера.
Аккуратно обрезаем по контуру, оставляя примерно на 1 мм больше.
Осталось обработать край. Мы будем обшивать его бисером. Я взяла несколько оттенков бисера, чтобы она максимально совпадали или дополняли цветовое решение в ткани.
Итак, закрепляем нитку между основой вышивки и кожей. Набираем 1 бисеринку, протыкаем иглой со стороны кожи вышивку и выводим нить на лицевую сторону. Теперь вводим иглу в полученную петлю, затягиваем так, чтобы нить была за бисеринкой.
Получаем вот такой край:
Всё получилось, наш лист готов. Такой кленовый можно сделать любого размера, и он может стать и серьгами, и брошью. Мой кленовый лист стал колье «Осенний джаз».
На основе не сложной техники этого мастер-класса вы сможете вышивать украшения любого вида и размера.
Автор мастер-класса Наталья Мачнева,
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов